Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование экологического воспитания у дошкольников 5-6 лет

Работа №85195

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы39
Год сдачи2022
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Разработан проект диагностики по формированию экологических знаний у детей 5-6 лет .
Есть приложения.

Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы формирования знаний об экологическом воспитании дошкольников 5-6 лет ………. 6
1.1. Формирование экологического воспитания у дошкольников 5-6 лет ………………… 6
1.2. Методические основы формирования знаний об экологическом воспитании дошкольников 5-6 лет…………… 11
1.3. Анализ образовательных программ по проблеме формирования экологического воспитания дошкольников 5-6 лет ......................................................................... 16
Глава 2. Изучение практики по формированию знаний об экологическом воспитании дошкольников 5-6 лет………. 22
2.1. Изучение опыта педагогов по формированию экологических знаний у дошкольников 5-6 лет ………………………………. 22
2.2. Диагностика сформированности экологических знаний у дошкольников 5-6 лет ….. 25
Заключение ………………………………………………………………… 33
Список литературы………………………………………………………... 34
Приложения ………………………………………………………………... 37


Актуальность выбранной темы состоит в потребности обязательного формирования экологических знаний у детей 5-6 лет, который выступает своеобразным «фундаментом» возникновения и дальнейшего совершенствования экологически направленной личности. Что является одной из проблем современной дошкольной педагогики. Планомерный, эффективный процесс психолого-педагогического воздействия в дошкольном детстве дает возможность формирования экологических знаний у детей 5-6 лет в ДОУ.
Проблему формирования экологических знаний у детей 5-6 лет рассматривали в своих трудах многие психологи, педагоги, философы и ученые, выделяя именно дошкольный возраст, как предпочтительный и целесообразный период развития для формирования нравственно-ориентированной деятельности в природе – Л.С. Выготский, В.А. Зебзеева, О.Л. Зверева, Л.М. Шипицына и др. Создание эколого-развивающей среды с целью формирования экологических знаний у детей 5-6 лет было рассмотрено в идеях современных ученых таких, как С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Т.А. Серебрякова, О.А. Соломенникова и др. Методы и приемы создания педагогических условий для формирования экологических знаний у детей 5-6 лет в условиях ДОУ описаны в работах Н.Ю. Варламовой, В.Н. матовой, Е.Н. Петровской и др.
Однако, несмотря на существующие подходы к формированию экологических знаний у детей 5-6 лет в настоящее существуют противоречие: между необходимостью в формировании экологических знаний у детей 5-6 лет и недостаточной разработанностью педагогических технологий в данном направлении.
В связи с этим, актуальной становится проблема: какова педагогическая технология по формированию экологических знаний у детей 5-6 лет.
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования изучить проблему формирования экологических знаний у детей 5-6 лет.
Объект исследования: процесс формирования экологических знаний у детей 5-6 лет.
Предмет исследования: условия формирования экологических знаний у детей 5-6 лет.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы формирования экологических знаний у детей 5-6 лет в педагогической науке.
2. Охарактеризовать сущность экологических знаний у детей 5-6 лет.
3. Определить диагностические методики по изучению опыта педагога в вопросах формирования экологических знаний у детей 5-6 лет.
4. Методически обосновать диагностическую работу по формированию экологических знаний у детей 5-6 лет.
Этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь-октябрь 2021 г.) изучалась и анализировалась научная психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме формирования экологических знаний у детей 5-6 лет. Полученные данные позволили определить проблему, цель, объект, предмет, задачи исследования.
На втором этапе (ноябрь 2021 г. – февраль 2022 г.) проводилась систематизация материалов по проблеме формирования экологических знаний у детей 5-6 лет; подбирался материал для изучения процесса и результатов работы по формированию экологических знаний у детей 5-6 лет (диагностический инструментарий констатирующего этапа эксперимента).
На третьем этапе (март – май 2022 г.) проводилась работа по разработке констатирующего эксперимента, осуществлялся подбор диагностических методик, выбор методов обработки полученных данных.
Теоретическая основа исследования:
- педагогические теории об экологическом воспитании дошкольников (И.А. Королева, Л.М. Макарова и др.);
- концепция и программа экологического воспитания детей дошкольного возраста (Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др.);
- подходы к формированию экологических знаний у детей 5-6 лет (Н.Е. Веракса, В.А. Зебзеева и др.).
Практическая значимость заключается в том, что разработанный проект диагностики по формированию экологических знаний у детей 5-6 лет может быть полезен педагогам дошкольных образовательных организаций.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для достижения поставленной цели и решения задач исследования была изучена научная и методическая литература, опыт работы практикующих педагогов.
Различные методы и формы работы помогают педагогам формировать у детей 5-6 лет экологические знания, помогают им понять, что человек и природа тесно связаны между собой. Содержание экологического воспитания и возможность его реализовать в детском саду, тесно связаны с условиями жизни детей и методами их воспитания. Контакт с природой, непосредственно и постоянно окружающая ребенка, в том числе и уход за комнатными растениями, разнообразие приемов в работе воспитателя – продуманная организация систематических наблюдений, труда, игры, обучения – это ключ к правильной постановке работы и получению нужного результата. Очень важно чтобы дошкольник подходил к пониманию явлений с очень правильных научных позиций. Формирование даже неполных, но достоверных представлений о явлениях и принципах их протекания, одна из главных целей при знакомстве дошкольников с окружающим миром.
В ходе исследования разработана процедура и методика изучения опыта работы педагогов по формированию экологических знаний у детей 5-6 лет. Разработано содержание беседы, карты самодиагностики воспитателей по оценке компетенций по проблеме организации сотрудничества с родителями для решения вопросов формирования экологических знаний у детей 5-6 лет.
Разработаны критерии (когнитивные аспекты мировосприятия, субъективное отношение к природе, экологическая направленность взаимодействия с природными объектами эколого-образовательной среды) и подобран диагностический материал для изучения уровня сформированности экологических знаний у детей 5-6 лет. Была выбрана методика Л.М. Макаровой.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.



1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З. Ф. Аксенова. – Москва: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.
2. Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Т. А. Анцыперова // Детский сад от А.до Я. – 2016. – № 1. – С. 152-158.
3. Болотова, Е. К. Организация экологического воспитания в детском саду средствами свободной деятельности / Е. К. Болотова // Педагогика. – 2017. – №4. – С. 42-44.
4. Варламова, Н. Ю. Система экологического воспитания в детском саду / Н. Ю. Варламова // Детский сад от А.до Я. – 2018. – № 6. – С. 92-100.
5. Васякина-Новикова, Ж. Л. Паутинка: программа для детских садов / Ж. Л. Васякина-Новикова. – Москва: ТЦ Сфера, 2016. – 125 с.
6. Веракса, Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в области экологии / Н. Е. Веракса, О.Р. Галимов. – Москва: Мозаика-Синтез, 2016. – 412 с.
7. Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / И. Веревкин // Детский сад от А.до Я. – 2017. – № 6. – С. 101-103.
8. Выготский. Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – Москва: Академия, 2016. – 569 с.
9. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
10. Зебзеева, В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: актуальные проблемы и приоритеты современной технологии / В. А. Зебзеева // Детский сад от А.до Я. – 2017. – № 6. – С. 6-22.
11. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова // Дошкольное воспитание. – 2015. – №7. – С. 3 – 9.
12. Каменева, Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учеб. пособие для педучилищ / Л. А. Каменева. – Москва: Просвещение, 2016. – 240 с.
13. Кондратьева, Н. Н. Мы: программа Экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 240 с.
14. Королёва, А. В. Экологическая дорожка: программа / А. В. Королева. – Москва: ТЦ Сфера, 2018. – 169 с.
15. Королева, И. А. Роль экологической тропы в формировании у детей бережного отношения к природе / И. А. Королева // Современный детский сад. – 2017. – № 5. – С. 56-61.
16. Макарова, Л. М. Экологическое воспитание дошкольников / Л. М. Макарова. – Москва: ТЦ Сфера, 2018. – 163 с.
17. Матова, В. Н. Краеведение в детском саду / В. Н. Матов. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 225 с.
18. Николаева, С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2014. – 245 с.
19. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ.пед.вузов / С. Н. Николаева. – Москва: Академия, 2016. – 336 с.
20. Орлова, А. А. Формирование экологической позиции у детей старшего дошкольного возраста в детском саду как условие их разностороннего развития / А. А. Орлова // Педагогика. – 2018. – №2. – С. 52-55.
21. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва: Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с.
22. Петровская, Е. Н. Экологическая культура дошкольников / Е. Н. Петровская. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2017. – 210 с.
23. Рыжова, Н. А. Программа «Наш дом – природа». Блок занятий «Я и природа» / Н. А. Рыжова. – Москва: Карапуз-Дидактика, 2005. – 189 с.
24. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: Учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. – 4-е изд., стер./ Т. А. Серебрякова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2016. – 208 с.
25. Смирнова, Т. В. Экологическое воспитание в детском саду / Т. В. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 174 с.
26. Соколова, Г. Ш. Воспитание экологической культуры в детском саду / Г. Ш. Соколова // Детский сад от А до Я. – 2017. – №3. – С. 74-78.
27. Соломенникова, О. А. Ознакомление с природой в детском саду / О. А. Соломенникова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2018. – 247 с.
28. Терентьева, Ю. В. Знакомство дошкольников с явлениями природы инновационными видами деятельности: проект, исследование / Ю. В. Терентьева // Дошкольное воспитание. – 2019. – №2. – С. 64-66.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). – Москва: Просвещение, 2016. – 50 с.
30. Шинкарева, Л. В. Формирование основ социально-экологической культуры у детей дошкольного возраста средствами зеленого уголка / Л. В. Шинкарева // Детский сад от А.до Я. –2017. – № 6. – С. 67-73.
31. Шипицына, Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания / Л. М. Шипицына. – Москва: Эксмо, 2015. – 458 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ