Конституционно-правовые основы прокурорского надзора в РФ
|
Введение
Глава 1. Сущность и функциональное назначение прокурорской
(надзорной) власти 6
1.1 Общая характеристика прокурорской (надзорной) власти 6
1.2 Место прокуратуры в системе разделения государственной власти
Российской Федерации 14
1.3 Историческое развитие института прокуратуры в России 20
1.4 Институт прокуратуры в зарубежных странах 37
Глава 2. Понятие и содержание конституционно-правового статуса прокуратуры РФ 46
2.1. Понятие конституционно-правового статуса прокуратуры 46
2.2. Конституционные основы организации деятельности
прокуратуры РФ 51
2.3. Содержание конституционно-правового статуса прокуратуры РФ 58
Заключение 82
Список использованной литературы 86
Нормативно-правовые акты 86
Судебная практика 87
Специальная литература 88
Глава 1. Сущность и функциональное назначение прокурорской
(надзорной) власти 6
1.1 Общая характеристика прокурорской (надзорной) власти 6
1.2 Место прокуратуры в системе разделения государственной власти
Российской Федерации 14
1.3 Историческое развитие института прокуратуры в России 20
1.4 Институт прокуратуры в зарубежных странах 37
Глава 2. Понятие и содержание конституционно-правового статуса прокуратуры РФ 46
2.1. Понятие конституционно-правового статуса прокуратуры 46
2.2. Конституционные основы организации деятельности
прокуратуры РФ 51
2.3. Содержание конституционно-правового статуса прокуратуры РФ 58
Заключение 82
Список использованной литературы 86
Нормативно-правовые акты 86
Судебная практика 87
Специальная литература 88
Органы прокуратуры занимают особое место в системе органов государственной власти. Создание прокуратуры связано с именем Петра I, Указом от 12 января 1722 года учредившего должность генерал-прокурора, «ока государева», которому надлежало осуществлять надзор за тем, чтобы высший государственный орган страны — Сенат — действовал в строгом соответствии с регламентами и императорскими указаниями.
Современный этап развития органов прокуратуры начался с принятия Федерального Закона «О прокуратуре» от 17 января 1992 г., согласно которому, прокуратура представляет собой централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Прокуратура осуществляет свою деятельность независимо от других органов государственной власти.
Правовой статус - правовое положение прокуратуры Российской Федерации, закрепленное на законодательном уровне, является правовым институтом, имеющий сложную внутреннюю структуру. Он регулируется различными законодательными актами.
Актуальность темы исследования. Об актуальности данного исследования свидетельствует то, что потенциал прокуратуры в настоящий период довольно объемен и многообразен, и прокуратура, действуя в пределах своей компетенции только ей присущими методами и средствами (не подменяя другие органы), занимает важное место в системе государственных органов на территории всей Российской Федерации. Прокуратура во всех отраслях надзорной деятельности вносит достойный вклад в решение важнейшей задачи - защиты прав и законных интересов человека и гражданина, общества и государства.
Конституция Российской Федерации оставила открытым вопрос о месте прокуратуры в системе органов власти так же, как и вопрос об определении ее правового статуса в целом.
Объект исследования - общественные отношения, связанные с конституционно-правовым статусом органов прокуратуры в современный период.
Предмет исследования - совокупность правовых норм, в основном конституционного права, определяемые исследовательской проблемой.
Цель исследования - определить границы понятия «конституционные правовые основы статуса Прокуратуры РФ и исследовать существующие теоретические положения доктрины права и нормы законодательства, регулирующие статус, организацию и деятельность органов прокуратуры в Российской Федерации.
На основе цели были поставлены следующие задачи исследования.
— изучить особенности становления и развития прокуратуры РФ в дореволюционный период;
— исследовать правовой статус органов прокуратуры в советский период;
— рассмотреть конституционно-правовые основы института прокуратуры РФ;
— выявить компетенцию и функции органов прокуратура РФ;
— проанализировать проблемы, связанные с изменением статуса прокуратуры в РФ;
— рассмотреть пути совершенствования правового регулирования конституционно-правового статуса органов прокуратуры в РФ.
Источниковая база исследования. Наряду с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», отдельные положения, касающиеся правового статуса прокуратуры, содержатся в судебных решениях нормативного характера (Постановления и Определения Конституционного Суда Российской
Федерации), в федеральных законах, в Указах Президента РФ, а также в нормативно-правовых актах органов исполнительной власти, приказах и указаниях Генерального прокурора РФ».
Практическая значимость исследования. В работе даны и обоснованы аспекты становления и развития института прокуратуры, проведен краткий анализ зарубежного опыта, полно рассмотрено современное состояние и выявлены перспективы развития статуса прокуратуры Российской Федерации. Изучение конституционно-правового статуса органов прокуратуры имеет серьезную основу. В то же время, концептуальных, комплексных работ по данной теме в настоящее время практически нет, данная тема открыта для научного анализа
Современный этап развития органов прокуратуры начался с принятия Федерального Закона «О прокуратуре» от 17 января 1992 г., согласно которому, прокуратура представляет собой централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Прокуратура осуществляет свою деятельность независимо от других органов государственной власти.
Правовой статус - правовое положение прокуратуры Российской Федерации, закрепленное на законодательном уровне, является правовым институтом, имеющий сложную внутреннюю структуру. Он регулируется различными законодательными актами.
Актуальность темы исследования. Об актуальности данного исследования свидетельствует то, что потенциал прокуратуры в настоящий период довольно объемен и многообразен, и прокуратура, действуя в пределах своей компетенции только ей присущими методами и средствами (не подменяя другие органы), занимает важное место в системе государственных органов на территории всей Российской Федерации. Прокуратура во всех отраслях надзорной деятельности вносит достойный вклад в решение важнейшей задачи - защиты прав и законных интересов человека и гражданина, общества и государства.
Конституция Российской Федерации оставила открытым вопрос о месте прокуратуры в системе органов власти так же, как и вопрос об определении ее правового статуса в целом.
Объект исследования - общественные отношения, связанные с конституционно-правовым статусом органов прокуратуры в современный период.
Предмет исследования - совокупность правовых норм, в основном конституционного права, определяемые исследовательской проблемой.
Цель исследования - определить границы понятия «конституционные правовые основы статуса Прокуратуры РФ и исследовать существующие теоретические положения доктрины права и нормы законодательства, регулирующие статус, организацию и деятельность органов прокуратуры в Российской Федерации.
На основе цели были поставлены следующие задачи исследования.
— изучить особенности становления и развития прокуратуры РФ в дореволюционный период;
— исследовать правовой статус органов прокуратуры в советский период;
— рассмотреть конституционно-правовые основы института прокуратуры РФ;
— выявить компетенцию и функции органов прокуратура РФ;
— проанализировать проблемы, связанные с изменением статуса прокуратуры в РФ;
— рассмотреть пути совершенствования правового регулирования конституционно-правового статуса органов прокуратуры в РФ.
Источниковая база исследования. Наряду с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», отдельные положения, касающиеся правового статуса прокуратуры, содержатся в судебных решениях нормативного характера (Постановления и Определения Конституционного Суда Российской
Федерации), в федеральных законах, в Указах Президента РФ, а также в нормативно-правовых актах органов исполнительной власти, приказах и указаниях Генерального прокурора РФ».
Практическая значимость исследования. В работе даны и обоснованы аспекты становления и развития института прокуратуры, проведен краткий анализ зарубежного опыта, полно рассмотрено современное состояние и выявлены перспективы развития статуса прокуратуры Российской Федерации. Изучение конституционно-правового статуса органов прокуратуры имеет серьезную основу. В то же время, концептуальных, комплексных работ по данной теме в настоящее время практически нет, данная тема открыта для научного анализа
В данном исследовании рассмотрена важнейшая, по мнению автора, проблема конституционно-правового статуса одного из центральных государственных органов - прокуратуры.
История развития законодательства о российской прокуратуре показывает, что статус прокуратуры постоянно претерпевал изменения, нередко кардинальные. И сегодня, когда Россия стремится к идеалу правового государства, тема статуса прокуратуры, как органа, защищающего, прежде всего, законность, особенно актуальна.
В результате проведенного исследования была в полном объеме реализована цель работы и выполнены поставленные задачи, что позволило найти новые решения в проблеме статуса прокуратуры в РФ.
Полученные результаты позволяют использовать положения исследования не только в научном процессе, но и в целях совершенствования действующего законодательства, регулирующего конституционно-правовой статус прокуратуры РФ.
Исследование и сделанные на его основе выводы могут быть использованы в процессе правоприменительной деятельности - практической деятельности прокуроров.
Органы прокуратуры - это единая, федеральная, централизованная система, возглавляемая Генеральным прокурором РФ и подчиненная ему, что дает возможность добиваться поставленной цели - обеспечения верховенства закона и единства законности во всей Российской Федерации. В этом отличие прокуратуры, и весьма существенное, от контролирующих органов, которые имеют строго законодательно ограниченную сферу осуществления контрольных полномочий и возможность устранения выявленных нарушений, которая нередко связана с необходимостью обращения к мерам прокурорского реагирования.
Модель прокуратуры не была полностью взята из опыта зарубежных государств, а представляла собой сочетание различных заимствований из прокуратур разных государств с учетом российской специфики
Законом запрещено создание на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ. Это является одним из условий реализации основополагающего принципа построения и функционирования прокуратуры - единства и строгой централизации системы прокурорских органов. Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.
Что касается компетенции и функций органов прокуратуры, то следует отметить, что приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Прокурорский надзор играет важную роль в защите прав граждан в различных сферах жизнедеятельности.
Прокуратура следит за исполнением законов, входящих в правовую систему РФ.
Помимо надзора законодатель возложил на органы прокуратуры ряд иных функций. В их числе:
— участие прокуроров в рассмотрении дел судами;
— координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
— участие в правотворческой деятельности;
— выпуск специальных изданий.
Органы прокуратуры согласно Конституции РФ и Федеральному закону «О прокуратуре РФ» принимают активное участие в правотворческой деятельности. Важным направлением участия в правотворческой деятельности можно считать участие работников Генеральной прокуратуры РФ (по решению руководства Генеральной прокуратуры) в рабочих группах, создаваемых в Государственной Думе и других органах для разработки проектов законодательных и иных нормативных актов.
Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ.
Говоря о проблеме статуса прокуратуры РФ, следует отметить, что основополагающим нормативным правовым актом, в котором закреплен конституционно-правовой статус прокуратуры, является Конституция РФ. В соответствии со ст.129 Конституции РФ прокуратура является одним из важнейших органов государственной власти. Однако при этом не входит ни в одну из перечисленных в ст.10 Конституции РФ ветвей власти. К тому же, по справедливому мнению многих ученых, ст.129 Конституции РФ, закрепившая статус прокуратуры, необоснованно помещена в главу «Судебная власть», тогда как прокуратура РФ ни структурно, ни функционально не связана с органами судебной власти. Таким образом, способ регулирования, существующий на данный момент нельзя назвать оптимальным, так как прокуратура (орган учрежденный Конституцией РФ) не имеет на конституционном уровне четко установленного статуса, что негативно влияет на стабильность положения прокуратуры. В тоже время цели, поставленные перед прокуратурой, являются признаками и гарантиями правового государства, что подчеркивает правозащитный характер деятельности прокуратуры.
Как было установлено в исследовании, прокуратура РФ не является органом ни законодательной власти, ни исполнительной, ни судебной. Главная задача прокуратуры - наблюдать и пресекать все нарушения закона, как было наказано основателем российской прокуратуры Петром I. Современное положение прокуратуры в системе государственных органов обусловлено историческими, национальными и культурными особенностями развития нашей страны. Поэтому, очевидно, что прокуратура имеет все признаки самостоятельной ветви государственной власти, так как она организационно обособлена от других органов государственной власти, отличается специфическими принципами организации и деятельности, наличием функциональных связей между всеми звеньями системы, использует особые формы и методы реализации своих полномочий, обладает реальной возможностью уравновешивать с помощью сдержек и противовесов другие ветви власти.
Как видится, прокурорский надзор организационно нуждается в концептуальной корректировке. Его цели и направления, отмеченные широтой и неопределенностью, нуждаются в уточнении. Вопрос о конституционном закреплении места и роли прокуратуры в государственном механизме, выполняемых ею функций давно назрел и требует своего разрешения.
Конституция РФ должна содержать не переходные положения, а отражать тот статус прокуратуры и ту систему ее функций, которые присущи ей в демократическом правовом государстве и которые должны выступать конечной целью проводимой реформы.
Прокуратура РФ должна функционально и структурно сохранить свою конституционную независимость и правовую самостоятельность. Поэтому, очевидно, что сложившуюся ситуацию необходимо разрешить законодательным путем, путем внесения изменений в Конституцию РФ.
История развития законодательства о российской прокуратуре показывает, что статус прокуратуры постоянно претерпевал изменения, нередко кардинальные. И сегодня, когда Россия стремится к идеалу правового государства, тема статуса прокуратуры, как органа, защищающего, прежде всего, законность, особенно актуальна.
В результате проведенного исследования была в полном объеме реализована цель работы и выполнены поставленные задачи, что позволило найти новые решения в проблеме статуса прокуратуры в РФ.
Полученные результаты позволяют использовать положения исследования не только в научном процессе, но и в целях совершенствования действующего законодательства, регулирующего конституционно-правовой статус прокуратуры РФ.
Исследование и сделанные на его основе выводы могут быть использованы в процессе правоприменительной деятельности - практической деятельности прокуроров.
Органы прокуратуры - это единая, федеральная, централизованная система, возглавляемая Генеральным прокурором РФ и подчиненная ему, что дает возможность добиваться поставленной цели - обеспечения верховенства закона и единства законности во всей Российской Федерации. В этом отличие прокуратуры, и весьма существенное, от контролирующих органов, которые имеют строго законодательно ограниченную сферу осуществления контрольных полномочий и возможность устранения выявленных нарушений, которая нередко связана с необходимостью обращения к мерам прокурорского реагирования.
Модель прокуратуры не была полностью взята из опыта зарубежных государств, а представляла собой сочетание различных заимствований из прокуратур разных государств с учетом российской специфики
Законом запрещено создание на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ. Это является одним из условий реализации основополагающего принципа построения и функционирования прокуратуры - единства и строгой централизации системы прокурорских органов. Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.
Что касается компетенции и функций органов прокуратуры, то следует отметить, что приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Прокурорский надзор играет важную роль в защите прав граждан в различных сферах жизнедеятельности.
Прокуратура следит за исполнением законов, входящих в правовую систему РФ.
Помимо надзора законодатель возложил на органы прокуратуры ряд иных функций. В их числе:
— участие прокуроров в рассмотрении дел судами;
— координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
— участие в правотворческой деятельности;
— выпуск специальных изданий.
Органы прокуратуры согласно Конституции РФ и Федеральному закону «О прокуратуре РФ» принимают активное участие в правотворческой деятельности. Важным направлением участия в правотворческой деятельности можно считать участие работников Генеральной прокуратуры РФ (по решению руководства Генеральной прокуратуры) в рабочих группах, создаваемых в Государственной Думе и других органах для разработки проектов законодательных и иных нормативных актов.
Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ.
Говоря о проблеме статуса прокуратуры РФ, следует отметить, что основополагающим нормативным правовым актом, в котором закреплен конституционно-правовой статус прокуратуры, является Конституция РФ. В соответствии со ст.129 Конституции РФ прокуратура является одним из важнейших органов государственной власти. Однако при этом не входит ни в одну из перечисленных в ст.10 Конституции РФ ветвей власти. К тому же, по справедливому мнению многих ученых, ст.129 Конституции РФ, закрепившая статус прокуратуры, необоснованно помещена в главу «Судебная власть», тогда как прокуратура РФ ни структурно, ни функционально не связана с органами судебной власти. Таким образом, способ регулирования, существующий на данный момент нельзя назвать оптимальным, так как прокуратура (орган учрежденный Конституцией РФ) не имеет на конституционном уровне четко установленного статуса, что негативно влияет на стабильность положения прокуратуры. В тоже время цели, поставленные перед прокуратурой, являются признаками и гарантиями правового государства, что подчеркивает правозащитный характер деятельности прокуратуры.
Как было установлено в исследовании, прокуратура РФ не является органом ни законодательной власти, ни исполнительной, ни судебной. Главная задача прокуратуры - наблюдать и пресекать все нарушения закона, как было наказано основателем российской прокуратуры Петром I. Современное положение прокуратуры в системе государственных органов обусловлено историческими, национальными и культурными особенностями развития нашей страны. Поэтому, очевидно, что прокуратура имеет все признаки самостоятельной ветви государственной власти, так как она организационно обособлена от других органов государственной власти, отличается специфическими принципами организации и деятельности, наличием функциональных связей между всеми звеньями системы, использует особые формы и методы реализации своих полномочий, обладает реальной возможностью уравновешивать с помощью сдержек и противовесов другие ветви власти.
Как видится, прокурорский надзор организационно нуждается в концептуальной корректировке. Его цели и направления, отмеченные широтой и неопределенностью, нуждаются в уточнении. Вопрос о конституционном закреплении места и роли прокуратуры в государственном механизме, выполняемых ею функций давно назрел и требует своего разрешения.
Конституция РФ должна содержать не переходные положения, а отражать тот статус прокуратуры и ту систему ее функций, которые присущи ей в демократическом правовом государстве и которые должны выступать конечной целью проводимой реформы.
Прокуратура РФ должна функционально и структурно сохранить свою конституционную независимость и правовую самостоятельность. Поэтому, очевидно, что сложившуюся ситуацию необходимо разрешить законодательным путем, путем внесения изменений в Конституцию РФ.
Подобные работы
- ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - Прокурорский надзор за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Нижегородский институт управления))
Магистерская диссертация, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Концепция развития прокурорского надзора в уголовном
судопроизводстве на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ НА ТРАНСПОРТЕ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного следствия при расследовании уголовных дел
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства об исполнительном производстве
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 7750 р. Год сдачи: 2021 - ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - Конституционно-правовые основы деятельности Прокуратуры Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2020 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



