Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционно-правовые основы прокурорского надзора в РФ

Работа №85098

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
217
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Сущность и функциональное назначение прокурорской
(надзорной) власти 6
1.1 Общая характеристика прокурорской (надзорной) власти 6
1.2 Место прокуратуры в системе разделения государственной власти
Российской Федерации 14
1.3 Историческое развитие института прокуратуры в России 20
1.4 Институт прокуратуры в зарубежных странах 37
Глава 2. Понятие и содержание конституционно-правового статуса прокуратуры РФ 46
2.1. Понятие конституционно-правового статуса прокуратуры 46
2.2. Конституционные основы организации деятельности
прокуратуры РФ 51
2.3. Содержание конституционно-правового статуса прокуратуры РФ 58
Заключение 82
Список использованной литературы 86
Нормативно-правовые акты 86
Судебная практика 87
Специальная литература 88

Органы прокуратуры занимают особое место в системе органов государственной власти. Создание прокуратуры связано с именем Петра I, Указом от 12 января 1722 года учредившего должность генерал-прокурора, «ока государева», которому надлежало осуществлять надзор за тем, чтобы высший государственный орган страны — Сенат — действовал в строгом соответствии с регламентами и императорскими указаниями.
Современный этап развития органов прокуратуры начался с принятия Федерального Закона «О прокуратуре» от 17 января 1992 г., согласно которому, прокуратура представляет собой централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Прокуратура осуществляет свою деятельность независимо от других органов государственной власти.
Правовой статус - правовое положение прокуратуры Российской Федерации, закрепленное на законодательном уровне, является правовым институтом, имеющий сложную внутреннюю структуру. Он регулируется различными законодательными актами.
Актуальность темы исследования. Об актуальности данного исследования свидетельствует то, что потенциал прокуратуры в настоящий период довольно объемен и многообразен, и прокуратура, действуя в пределах своей компетенции только ей присущими методами и средствами (не подменяя другие органы), занимает важное место в системе государственных органов на территории всей Российской Федерации. Прокуратура во всех отраслях надзорной деятельности вносит достойный вклад в решение важнейшей задачи - защиты прав и законных интересов человека и гражданина, общества и государства.
Конституция Российской Федерации оставила открытым вопрос о месте прокуратуры в системе органов власти так же, как и вопрос об определении ее правового статуса в целом.
Объект исследования - общественные отношения, связанные с конституционно-правовым статусом органов прокуратуры в современный период.
Предмет исследования - совокупность правовых норм, в основном конституционного права, определяемые исследовательской проблемой.
Цель исследования - определить границы понятия «конституционные правовые основы статуса Прокуратуры РФ и исследовать существующие теоретические положения доктрины права и нормы законодательства, регулирующие статус, организацию и деятельность органов прокуратуры в Российской Федерации.
На основе цели были поставлены следующие задачи исследования.
— изучить особенности становления и развития прокуратуры РФ в дореволюционный период;
— исследовать правовой статус органов прокуратуры в советский период;
— рассмотреть конституционно-правовые основы института прокуратуры РФ;
— выявить компетенцию и функции органов прокуратура РФ;
— проанализировать проблемы, связанные с изменением статуса прокуратуры в РФ;
— рассмотреть пути совершенствования правового регулирования конституционно-правового статуса органов прокуратуры в РФ.
Источниковая база исследования. Наряду с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», отдельные положения, касающиеся правового статуса прокуратуры, содержатся в судебных решениях нормативного характера (Постановления и Определения Конституционного Суда Российской
Федерации), в федеральных законах, в Указах Президента РФ, а также в нормативно-правовых актах органов исполнительной власти, приказах и указаниях Генерального прокурора РФ».
Практическая значимость исследования. В работе даны и обоснованы аспекты становления и развития института прокуратуры, проведен краткий анализ зарубежного опыта, полно рассмотрено современное состояние и выявлены перспективы развития статуса прокуратуры Российской Федерации. Изучение конституционно-правового статуса органов прокуратуры имеет серьезную основу. В то же время, концептуальных, комплексных работ по данной теме в настоящее время практически нет, данная тема открыта для научного анализа

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном исследовании рассмотрена важнейшая, по мнению автора, проблема конституционно-правового статуса одного из центральных государственных органов - прокуратуры.
История развития законодательства о российской прокуратуре показывает, что статус прокуратуры постоянно претерпевал изменения, нередко кардинальные. И сегодня, когда Россия стремится к идеалу правового государства, тема статуса прокуратуры, как органа, защищающего, прежде всего, законность, особенно актуальна.
В результате проведенного исследования была в полном объеме реализована цель работы и выполнены поставленные задачи, что позволило найти новые решения в проблеме статуса прокуратуры в РФ.
Полученные результаты позволяют использовать положения исследования не только в научном процессе, но и в целях совершенствования действующего законодательства, регулирующего конституционно-правовой статус прокуратуры РФ.
Исследование и сделанные на его основе выводы могут быть использованы в процессе правоприменительной деятельности - практической деятельности прокуроров.
Органы прокуратуры - это единая, федеральная, централизованная система, возглавляемая Генеральным прокурором РФ и подчиненная ему, что дает возможность добиваться поставленной цели - обеспечения верховенства закона и единства законности во всей Российской Федерации. В этом отличие прокуратуры, и весьма существенное, от контролирующих органов, которые имеют строго законодательно ограниченную сферу осуществления контрольных полномочий и возможность устранения выявленных нарушений, которая нередко связана с необходимостью обращения к мерам прокурорского реагирования.
Модель прокуратуры не была полностью взята из опыта зарубежных государств, а представляла собой сочетание различных заимствований из прокуратур разных государств с учетом российской специфики
Законом запрещено создание на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ. Это является одним из условий реализации основополагающего принципа построения и функционирования прокуратуры - единства и строгой централизации системы прокурорских органов. Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.
Что касается компетенции и функций органов прокуратуры, то следует отметить, что приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Прокурорский надзор играет важную роль в защите прав граждан в различных сферах жизнедеятельности.
Прокуратура следит за исполнением законов, входящих в правовую систему РФ.
Помимо надзора законодатель возложил на органы прокуратуры ряд иных функций. В их числе:
— участие прокуроров в рассмотрении дел судами;
— координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
— участие в правотворческой деятельности;
— выпуск специальных изданий.
Органы прокуратуры согласно Конституции РФ и Федеральному закону «О прокуратуре РФ» принимают активное участие в правотворческой деятельности. Важным направлением участия в правотворческой деятельности можно считать участие работников Генеральной прокуратуры РФ (по решению руководства Генеральной прокуратуры) в рабочих группах, создаваемых в Государственной Думе и других органах для разработки проектов законодательных и иных нормативных актов.
Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ.
Говоря о проблеме статуса прокуратуры РФ, следует отметить, что основополагающим нормативным правовым актом, в котором закреплен конституционно-правовой статус прокуратуры, является Конституция РФ. В соответствии со ст.129 Конституции РФ прокуратура является одним из важнейших органов государственной власти. Однако при этом не входит ни в одну из перечисленных в ст.10 Конституции РФ ветвей власти. К тому же, по справедливому мнению многих ученых, ст.129 Конституции РФ, закрепившая статус прокуратуры, необоснованно помещена в главу «Судебная власть», тогда как прокуратура РФ ни структурно, ни функционально не связана с органами судебной власти. Таким образом, способ регулирования, существующий на данный момент нельзя назвать оптимальным, так как прокуратура (орган учрежденный Конституцией РФ) не имеет на конституционном уровне четко установленного статуса, что негативно влияет на стабильность положения прокуратуры. В тоже время цели, поставленные перед прокуратурой, являются признаками и гарантиями правового государства, что подчеркивает правозащитный характер деятельности прокуратуры.
Как было установлено в исследовании, прокуратура РФ не является органом ни законодательной власти, ни исполнительной, ни судебной. Главная задача прокуратуры - наблюдать и пресекать все нарушения закона, как было наказано основателем российской прокуратуры Петром I. Современное положение прокуратуры в системе государственных органов обусловлено историческими, национальными и культурными особенностями развития нашей страны. Поэтому, очевидно, что прокуратура имеет все признаки самостоятельной ветви государственной власти, так как она организационно обособлена от других органов государственной власти, отличается специфическими принципами организации и деятельности, наличием функциональных связей между всеми звеньями системы, использует особые формы и методы реализации своих полномочий, обладает реальной возможностью уравновешивать с помощью сдержек и противовесов другие ветви власти.
Как видится, прокурорский надзор организационно нуждается в концептуальной корректировке. Его цели и направления, отмеченные широтой и неопределенностью, нуждаются в уточнении. Вопрос о конституционном закреплении места и роли прокуратуры в государственном механизме, выполняемых ею функций давно назрел и требует своего разрешения.
Конституция РФ должна содержать не переходные положения, а отражать тот статус прокуратуры и ту систему ее функций, которые присущи ей в демократическом правовом государстве и которые должны выступать конечной целью проводимой реформы.
Прокуратура РФ должна функционально и структурно сохранить свою конституционную независимость и правовую самостоятельность. Поэтому, очевидно, что сложившуюся ситуацию необходимо разрешить законодательным путем, путем внесения изменений в Конституцию РФ.



Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) » [Электронный ресурс] // http: //base.garant.ru/10103000/
Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» / Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с01.01.2017) [Электронный ресурс] //
http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 39570/50875fed0372a5790275c99c446ca160acc331c7/
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс] //
http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 176147/73178d02f580d7 ff2413432579f68a0249cc908b/
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34481/
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=158640&fld= 134&dst=1000000001,0&rnd=0.1365051593675679#0
Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=3009#0
Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (принята ВС РСФСР 12.04.1978) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=3136#0
Закон СССР от 30.11.1979 «О прокуратуре СССР» [Электронный ресурс] //
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=1625#0
Постановление III сессии Всероссийского центрального исполнительного комитета IX созыва от 28 мая 1922 г. Положение о прокурорском надзоре. [Электронный ресурс] // http: //arhiv.inpravo .ru/data/base420/text420v892i262.htm
Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 20.06.1933 «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР» [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=14394#0
Судебная практика
Решение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 февраля 2005 г. N ГКПИ04-1479 [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 68759/
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П «По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан» [Электронный ресурс] // http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-18072003-n/
Александров А.А. Верховенство закона и права: проблемы теории и практики / Верховенство закона и права человека: Сборник научных статей Международной научно-практической конференции (Российская академия адвокатуры и нотариата. Москва. 22 декабря 2015 г.). Коллектив авторов. - М.: РААН, 2016. 350 с.
Алисов А.Н. Конституционные функции прокуратуры в России и зарубежных странах: сравнительный анализ // Вестник государственного и муниципального управления. 2014, № 3. - 26-29 с.
Амирбеков К.И. // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. — № 2 С.34-38.
Андриянов В.Н. Прокуратура Российской Федерации в системе разделения властей. / Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования, 2009. № 2. С. 72-77.
Беляев В.П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности: вопросы теории и практики. Дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2006 - 436 с.
Беляев В.П. Надзор как форма юридической деятельности// Правоведение.2004 №3. С. 68-84
Бессарабов В.Г. Дореформенная (петровская) прокуратура (1772-1864 гг.) // Журнал российского права, 2002, №8.
Ванькаев А.Н. Место и роль прокуратуры в системе разделения властей Российской Федерации // Российский следователь. 2008. N 10
Васин С.В. Правовой статус Прокуратуры Российской Федерации //Наука. Общество. Государство №3. 2014 - с. 1-13.
Велиев И. В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации // Современное право. 2005. N 10.
Веретенников В.И. Очерки истории генерал-прокуратуры в России доекатерининского времени. Харьков, 1915.
Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор: учебник для бакалавров / под ред. Ю.Е. Винокурова. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — 476 с.
Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I : Редакции и проекты законов, заметки, доклады, доношения, челобитья и иностранные источники / под ред. и с пред. Б. И. Сыромятникова. Т. 1: Акты о высших государственных установлениях. М. ж Л. : Изд-во АН СССР, 1945 - 543 с.
Гоголевский А.В. К вопросу о понятии и сущности правового статуса прокуратуры. // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - №5. С. 236-239.
Дранников В.Н.. Курс лекций по дисциплине «Прокурорский надзор».Общая часть: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ,2004. - 120 с.
Е. Карпова Модели прокуратуры в зарубежных странах // Международный научно-практический правовой журнал, 2012. - с. 52-53
Еремина Н.В. Институт Место прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей :теоретико-правовое исследование: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Москва, 2009 [Электронный ресурс]// http://www.dissercat.com/content/mesto-prokuratury-rossiiskoi-federatsii-v-sisteme-razdeleniya-vlastei-teoretiko-pravovoe-iss
Ефимушкина К. Э. Конституционно-правовой статус органов прокуратуры Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 831-833.
Звягинцев А.Г. История российской прокуратуры. 1722-2012. - М.: Олма Медиа Групп, 2012 - 416 с.
Исаев И.А. История отечественного государства и права: учеб. пособие к кандидатскому экзамену / И.А. Исаев. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. - 800 с
История образования и развития органов российской прокуратуры [Электронный ресурс] //http://www.prokrm.ru/content/view/2344/35
Казанцев С.М. История царской прокуратуры. СПб., 1993. - 216 с.
Клочков В.В. Методологические вопросы организации и деятельности прокуратуры. - В сб.: Проблемы теории законности, методологии и методики прокурорского надзора. М., 1994.
Ключевский В.О. Соч. Т. 4,5. -М., 2009
Кобзарев Ф.М. Прокуратура России: правовое положение и
перспектива развития Лекция. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 80 с.
Кобзарев Ф.М. Прокуратура России: правовое положение и
перспектива развития. Лекция. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.4
Комментарий к Конституции Российской Федерации для студентов и школьников (постатейный) / Смоленский М.Б. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА- М, 2016. - 230 с.
Конституционное право зарубежных стран: Уч. / В.Е. Чиркин - 8 изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2004. - 528 с.
Конституционное право России. Учебный курс: Учебное пособие. В 2 -х т. Т. 2. / С.А. Авакьян. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА- М, 2014. - 912 с
Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В. Баглай - М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015 - 768 с.
Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. - М., 2000.
Кучинская Е.В. История возникновения, становления и развития Российской прокуратуры // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2014. № 2 (16) с. 81-88
Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации: основы концепции, конституционная модель, практика. - М., 1999.
Машаев А.В., Толмосов В.И. Из истории возникновения «ока государева» - Российской прокуратуры // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2013. № 2 (14) с. 221-228
Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. - 601 с.
Мельников Н. В. Прокурорская власть и личность. М., 2003. С. 37-42.
Мельников Н.В. Прокурорская власть // Государство и право. 2002. № 2
Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность: Правовые средства обеспечения конституционных прав и свобод граждан России. - М., 2003.
Мухамеджанов Э.Б. Прокуратура в зарубежных странах: учебник. - Алматы: Нур-пресс, 2005. - 284 с.
Назаров, С. Н. Теоретико-правовые основы юридической деятельности надзорно-контрольных органов в условиях формирования правового государства: :Автореф. дис. канд. юрид. наук-Ростов на Дону, 2000.
Номейлер М. Уголовное судопроизводство и роль прокуратуры в Германии // Российская юстиция. 2011. № 10.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2001 - 520 с.
Погодина Н. А., Карелин К. В. Соотношение контроля и надзора в российской правовой системе // Российская юстиция. 2012. N 3
Правоохранительные органы зарубежных стран: учебник / под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой, Г.Б. Мирзоева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. - 143 с.
Прокурорский надзор : учеб. пособие / В.Ф. Крюков - 2-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2010 - 816 с.
Прокурорский надзор [Электронный ресурс]: учебник / О.В. Химичева [и др.]; под ред. О.А. Галустьяна, А.В. Ендольцевой, И.И. Сыдорука. — 6 изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2010 — 471 с
Прокурорский надзор. Курс лекций [Электронный ресурс] : учеб. пособие / под ред. А. В. Ендольцевой, О. В. Химичевой, А. А. Сумина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2014. - 335 с
Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. А.Я. Сухарева. - 4- e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - 480 с.
Российский прокурорский надзор. Под ред. А .Я. Сухарева М.: Изд-во Норма, 2001г. - 384 с.
Рохлин В.И. Прокурорский надзор и государственный контроль: история, развитие, понятие, соотношение.— СПб: Юридический центр Пресс, 2009. - 306 с.
Савенков А. Н. Военная прокуратура в России. М. : РИЦ ГШ ВС РФ, 2003. - 148 с.
Скуратов Ю. Концептуальные вопросы развития прокуратуры в период правовой реформы в Российской Федерации // Законность. 1997. N 3. С. 6
Смищук С. А., Гаглова Е. В. Место прокуратуры Российской Федерации в государственно-правовом механизме (аппарате) // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 466-472.
Смольников С.Б. Конституционно-правовой статус прокурорской (надзорной) власти в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук-Ростов на Дону, 2007. [Электронный ресурс] // http://www.dissercat.com/content/konstitutsionno-pravovoi-status-prokurorskoi-nadzornoi-vlasti-v-rossiiskoi-federatsii
Судоустройство и правоохранительные органы в РФ / Под ред. В.И.Швецова. - М.: Проспект, 2004 - 350 с.
Теория государства и права : Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 640 с
Тюренкова К. А., Демидов А. С. Конституционно-правовой статус прокуратуры в зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 633-636.
Цапаева Т. Ю. Участие прокурора в доказывании на предварительном следствии. — Самара : Изд-во «Самарский университет», 2004. — 340 с.
Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. 1993. № 4. С. 18-20.
Чиркин В.Е. Прокуратура РФ в системе единства государственной власти и разделения ее ветвей // Российский юридический журнал, N 3, май- июнь 2009 г - с. 48-55.
Чулюкин Л.Д. Природа и значение цели в советском праве. Издательство Казанского университета, Казань. 1984 г. - 158 с.
Шобухин В.Ю. Статус российской прокуратуры. Монография // Екатеринбург, 2009. - 242 с.
Шобухин В.Ю. Тенденции развития прокуратуры России в период 1722-1864 гг. // Журнал российского права. 2010 № 6 (162) - с. 79-86


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ