Введение 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
§1. История и особенности развития антимонопольного законодательства.. ..6 §2. Источники правового регулирования конкуренции и ограничения монополистической деятельности по действующему законодательству в
Российской Федерации 13
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ 23
§1. Понятие, признаки и виды конкуренции 23
§2. Понятие и формы недобросовестной конкуренции 31
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 42
§1. Понятие, признаки и виды монополистической деятельности 42
§2. Злоупотребление доминирующим положением на рынке 51
ГЛАВА 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ 57
§1. Порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства 57
§2. Виды и особенности ответственности за нарушение антимонопольного законодательства 61
Заключение 71
Список использованной литературы
В становлении российской государственности современного типа, в движении российского общества к демократическим стандартам, в укреплении национальной безопасности и сохранении жизни самой нации первостепенное значение имеют проводимые преобразования в экономике. Одно из центральных мест в системе рыночных реформ по праву занимает защита конкуренции на товарных рынках.
Состязательность в среде предпринимателей за потребительский спрос на рынке может осуществляться как на добросовестных началах, добрых обычаях делового оборота, так и вестись такими методами соперничества, которые наносят вред предпринимателям, потребителям и всему обществу в целом. В последнем случае речь идет о недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности.
Таким образом, актуальность исследования вопросов ограничения и пресечения незаконной монополизации и недобросовестной конкуренции обусловлена несколькими факторами: проведением и углублением
экономических и правовых реформ; необходимостью осмысления и выявления специфики российского антимонопольного законодательства и практики его применения; недостаточностью разработанности юридических аспектов антимонопольной деятельности государства и его органов; потребностью в теоретических обоснованиях предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства; необходимостью согласования теоретических разработок в области антимонопольного регулирования и правоприменительной практики.
Конкуренция - соперничество, борьба за более выгодные условия и, соответственно, за лучшие результаты деятельности. Борьба за более высокую прибыль возникает как естественный процесс в товарном, рыночном обществе. Государство поощряет конкурентную борьбу и регулирует ее в нужных обществу направлениях, используя различные механизмы формирования конкурентных отношений: увеличение числа
однородных предприятий; поддержка мелкого и среднего
предпринимательства; обеспечение сравнимости качественных
характеристик и цен на товары; создание системы пропаганды; поощрение лучших результатов и новшеств. Главная цель государства при поддержке конкуренции - создание здоровой конкурентной среды. В данном направлении поддержка конкуренции со стороны государства осуществляется двумя основными видами мер: 1) стимулирующими, которые развивают, поощряют конкуренцию, - законодательство о проведении экономических конкурсов; законодательство в области ценообразования, налогов, экспорта и импорта товаров. Наряду с развитием конкуренции необходима ее правовая защита. 2) запретительными (ограничительная мера) - принятие актов и совершение отдельных действий органами исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции.
За 2015 год Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривал связанные с применением антимонопольного законодательства 37 дел .
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере монополистической деятельности и конкуренции.
Предметом исследования выступают нормы российского законодательства, судебная практика.
Цель работы состоит в формирование комплексного представления о правовом регулировании конкуренции и ограничении монополистической деятельности в Российской Федерации.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать историю и особенности развития антимонопольного законодательства;
- проанализировать источники правового регулирования конкуренции и ограничения монополистической деятельности по действующему законодательству в Российской Федерации;
- рассмотреть понятие, признаки и виды конкуренции;
- рассмотреть понятие и формы недобросовестной конкуренции;
- определить понятие, признаки и виды монополистической деятельности;
- выявить злоупотребление доминирующим положением на рынке;
- анализировать порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства;
- рассмотреть виды и особенности ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
В ходе исследования данной темы использовали следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации,
Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О защите конкуренции», Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О естественных монополиях» и другие. А также труды Килячкова А.А., Чаадаевой Л.А., Крыловой Г.Д., Соколовой М.И., Райзберга Б.А., Глазовой Е.В. и других авторов.
Первым упоминанием в законодательстве России, направленным на регулирование деятельности крупных экономических субъектов является «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» принятое в 1845 году, при царствование Николая I. В последующем были приняты такие нормативно-правовые акты, как Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Указ Президента РФ «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» и другие.
Целью законодательства о конкуренции и монополии является обеспечение эффективного функционирования рыночной экономики и предпринимательства на основе конкуренции при наличии государственного контроля за монополиями и недобросовестной конкуренцией.
Основная задача данной области законодательства сформулирована в норме ч.1 ст.8 Конституции РФ и состоит в государственной поддержке конкуренции. Такая поддержка осуществляется посредством различных мер (правовых способов), предусмотренных в различных нормах законодательства о конкуренции и монополии (которые, в свою очередь, образуют отдельные области данного законодательства).
Главным источником правового регулирования конкуренции и монополистической деятельности по действующему законодательству в Российской Федерации является Закон о защите конкуренции, который содержит развернутый понятийный аппарат, сформированный с учетом практики применения антимонопольного законодательства в России и за рубежом. Изменен подход к таким базовым понятиям, как товар, товарный рынок, координация деятельности хозяйствующих субъектов третьим лицом, ограничивающие конкуренцию согласованные действия, доминирующее положение хозяйствующего субъекта. С 65 до 50 процентов снижено значение рыночной доли хозяйствующего субъекта, которое является признаком его доминирующего положения. Ранее хозяйствующий субъект с долей рынка менее 35 процентов не являлся монополистом. Закон предусматривает возможность признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта и с меньшей долей рынка.
Закреплен статус федерального антимонопольного органа и порядок осуществления государственного контроля за экономической концентрацией.
А также к источникам относятся: Федеральный закон «О естественных монополиях»; Уголовный кодекс Российской Федерации; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; Федеральный закон «О рекламе». Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъясняют положение антимонопольного законодательства.
Конкуренция - это процесс взаимодействия производителей и поставщиков, использующих свои конкурентные преимущества при реализации продукции, и соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара (услуги) за выбор покупателя. Выделяют следующие виды конкуренции: 1) По масштабам развития: индивидуальная; местная; внутриотраслевая; межотраслевая; национальная; глобальная. 2) По методам ведения: ценовая; неценовая. 3) По способам ведения: добросовестная; недобросовестная. 4) По форме: совершенная; несовершенная (олигополия, монополия, монополистическая конкуренция).
Конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг, так и за счет дифференциации отдельного продукта.
Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом.
Недобросовестная конкуренция — это нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила. Кроме того нарушается Конституция РФ, где в статье 34, пункт 2 сказано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» .
Формами недобросовестной конкуренции, согласно ст. 14 Закона о конкуренции являются: распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств, качества товара; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца.
Монополистическая деятельность — действие (бездействие) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти (органов местного самоуправления), направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и в силу этого противоречащие антимонопольному законодательству.
Признаками монополистической деятельности являются:
противоправность, так как она в любой форме запрещена законодательством под угрозой применения различных видов юридической ответственности; проявляется как в активной форме (действия), так и путем бездействия; антиконкурентный характер, проявляющийся в ограничении, устранении или недопущении конкуренции на товарном рынке; наличие специфического субъектного состава (субъекты хозяйствования); наносит вред другим субъектам хозяйствования и потребителям.
Видами монополистической деятельности являются: во-первых,
монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов: индивидуальная монополистическая деятельность (злоупотребление своим доминирующим положением на рынке); коллективная монополистическая деятельность (в виде соглашений (согласованных действий), ограничивающих конкуренцию); во-вторых, монополистическая деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления: индивидуальная (формы проявления - акты или действия государственных органов и органов местного самоуправления); коллективная (в форме соглашений, согласованных действий); в-третьих, монополистическая деятельность на рынке финансовых услуг: финансовых организаций; органов исполнительной власти,
Центрального банка РФ, органов местного самоуправления.
Понятия и определения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции должны содержать скоординированные с нормами о конкуренции специальные нормы-запреты, устанавливающие границы нормативного поведения хозяйствующих субъектов с целью соблюдения прав других участников рыночных отношений.
Анализ становления и развития антимонопольного законодательства и правового регулирования конкуренции показывает, что нормы, регулирующие конкурентные отношения, постепенно обособляются из антимонопольного права. Для них становится характерной высокая степень специализации, дифференциации и интеграции, т.е. нормы о конкуренции приобретают признаки подотрасли права. Поэтому полагаем возможным рассматривать конкурентное право как подотрасль предпринимательского права.
Правовые нормы о монопольно высоких и монопольно низких ценах должны применяться и к группе хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на определенном товарном рынке. В этих целях следует дополнить ст. 11 Закона о защите конкуренции двумя самостоятельными пунктами. Один из этих пунктов будет вводить запрет на «установление или поддержание монопольно высоких цен (тарифов)», второй на «установление и поддержание монопольно низких цен». При этом необходимо указать, что установление или поддержание монопольно высоких (низких) цен, и установление и поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок, это не родственные составы правонарушения, поскольку формулировка изложенная законодателем может не соответствовать требованиям статей 7 и 8 Закона о защите конкуренции.
Эти два состава правонарушения имеют разную цель. Цель установления и поддержания монопольно низких цен - это устранение мелких конкурентов с рынка. Установление и поддержание монопольно высоких цен, как правило, выступает следствием устранения нежелательных конкурентов с рынка и имеет целью получение сверхприбылей.
Недобросовестная конкуренция может вести к нарушению равновесия между экономическими интересами хозяйствующих субъектов и экономическими интересами общества и государства, подрывать макроэкономическую стабильность, т.е. создавать реальную угрозу экономической безопасности, являющейся неотъемлемой составной частью национальной безопасности. Исключать из средств и методов обеспечения национальной безопасности страны такой действенный инструмент, как применение технических регламентов, представляется неоправданным, особенно в условиях интенсивного развития процессов экономической интеграции и глобализации. Поэтому необходимо изложить п. 1 ст. 19 Федерального закона «О техническом регулировании» в следующей редакции:
Технические регламенты принимаются в целях:
- обеспечения национальной безопасности;
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей природной среды, жизни или здоровья животных и растений, рационального использования природных ресурсов и энергообеспечения;
- предотвращения обманной практики (предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей товаров и услуг относительно их назначения, качества, соответствия стандартам и техническим регламентам, безопасности и т.д.)
- обеспечения энергетической эффективности».
Порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства регулируется главой 9 Закона о защите конкуренции. Основания для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства: поступление из
государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства; заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства; обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства; сообщение СМИ, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства; результат проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами.
После рассмотрения заявления, комиссия принимает: предупреждение, определение, решение, предписание.
По окончании рассмотрения дела комиссия на своем заседании принимает решение, которое оформляется в виде документа, подписывается председателем комиссии и всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании комиссии.
Ст. 37 Закона о защите конкуренции устанавливает ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за нарушение антимонопольного законодательства. Основанием ответственности является нарушение антимонопольного законодательства.
Привлечение к ответственности лиц, указанных выше, не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа, представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо осуществлять иные предусмотренные антимонопольным законодательством действия.
В законодательстве РФ выделяются следующие виды юридической ответственности за нарушения антимонопольного законодательства: гражданско-правовая; административная; уголовная; дисциплинарная.
I. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - N 31. - ст. 4398.
3. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане) от 29.05.2014 [ред. от 08.05.2015] // Официальный интернет-портал правовой информации : http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения :16.01.2016).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 : федер. закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ [ред. от 31.01.2016] // Собрание законодательства РФ. -
1994. - N 32. - ст. 3301.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 : федер. закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ [ред. от 29.06.2015] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 5. - ст. 410.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ [ред. от 05.04.2016] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 1 (ч. 1). - ст. 1.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер.закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ [ред. от 30.03.2016] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 25. - ст. 2954.
8. О защите конкуренции : федер. закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ [ред. от 05.10.2015] / Российская газета. - N 162. - 2006.
9. О защите прав потребителей : закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 [ред. от 13.07.2015] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 3. - ст. 140.
10. О рекламе : федер. закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ [ред. от 08.03.2015] // Российская газета. - N 51. - 2006.
II. О естественных монополиях : федер. закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ [ред. от 05.10.2015] // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 34. - ст. 3426.
12. О государственном оборонном заказе : федер. закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ [ред. от 13.07.2015] // Собрание законодательства РФ. - 2012. - N 53 (ч. 1). - ст. 7600.
13. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации : федер. закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ [ред. от 31.12.2014] // Собрание законодательства РФ. - 2010. - N 1. - ст. 2.
14. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках : Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 [ред. от 26.07.2006] // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - N 16. - ст. 499.
15. О структуре федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 22.09.1998 N 1142 [ред. от 29.11.2004] // Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 39. - ст.4886.
16. О признании утратившими силу актов Президента Российской
Федерации : Указ Президента РФ от 12.04.1999 N 456 // Собрание
законодательства РФ. - 1999. - N 16. - ст. 1967.
17. О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 29 ноября 1995 г. N 1194 «О Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации» : Указ Президента РФ от 04.09.2001 N 1091 // Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 37. - ст. 3670.
18. Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе : постановление Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 // Российской газете. - 2006. - N 185.
19. О признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О внесении Изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» : постановления Правительства РФ от 09.10.1995 N 987 // Собрание законодательства РФ. -
1995. - N 42. - ст. 3986.
20. Об утверждении Правил осуществления антимонопольного
регулирования и контроля в электроэнергетике : Постановление
Правительства РФ от 17.12.2013 г. N 1164 // Собрание законодательства Российской Федерации. - N 51. - 2013. - ст. 6874.
21. Об утверждении Регламента Федеральной антимонопольной службы : Приказ Федеральной антимонопольной службы от 9 апреля 2007 г. N 105 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2007. - N 30.
22. О применении пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» : письмо ФАС России от 31.12.2013 N АЦ/54346/13 // Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). - N 4. - 2014.
23. О торгах на товарных биржах товарами предприятий-монополистов : письмо ФСФР РФ от 31.07.2008 N 08-ВМ-02/16238 // Вестник ФСФР России. - N 8. - 2008.
24. Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке : Приказ ФАС России от 28.04.2010 N 220 [ред. от 23.11.2015] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - N 34. - 2010.
25. Об утверждении форм актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства : Приказ ФАС России от 22.12.2006 N 337 [ред. от 10.12.2015] (Зарегистрировано в Минюсте России 19.01.2007 N 8790) // Российская газета. - N 19.- 2007.
26. Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации : Приказ ФАС России от 25 мая 2012 г. N 339 // Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2013. - N 8.
27. Об утверждении Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган : Приказ ФАС РФ от 01.08.2007 N 244 [ред. от 09.03.2010] (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.11.2007 N 10441) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - N 50. - 2007.
28. О применении «третьего антимонопольного пакета» : письмо Федеральной антимонопольной службы от 27.12.2011 N ИА/48801 // Борьба с картелями. - Правовое и методическое обеспечение (выпуск 3).
29. Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе : Приказ Федеральной антимонопольной службы от 23.11.2012 N 711/12 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2013. - N 26.
30. Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке : Приказ ФАС РФ от 25.04.2006 N 108 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.07.2006 N 8121) [ред. от 28.04.2010] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - N 32. - 2006.
Нормативные акты, утратившие силу
1. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. - 1845. -
Электронный ресурс // Режим доступа: http://rsl.ru (Дата обращения: 20.04.2016).
2. О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР : Закон РСФСР от 14.07.1990 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1990. - N 7. - ст. 100.
3. Вопросы Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур : постановление Совмина РСФСР от 10.09.1990 N 344 // СП РСФСР. - 1991. - N 2. - ст. 12.
4. О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур : Указ Президента РФ от 24.08.1992 N 915 [ред. от 09.07.1997] // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1992. - N 9. - ст. 593.
5. О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 17.03.1997 N 249 [ред. от 09.08.2000] // Российская газета. - N 54. - 1997.
6. Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства : постановление Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 793 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - N 29. - ст. 3756.
II. Материалы юридической практики
1. По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 4
статьи 12, статей 22.1 и 23.1 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и статей 23, 37 и 51 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с жалобами ОАО «Газэнергосеть» и ОАО «Нижнекамскнефтехим» : постановление
Конституционного Суда РФ от 24.06.2009 N 11-П // Собрание
законодательства РФ. - 2009. - N 28. - ст. 3581.
2. О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства : Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 [ред. от 14.10.2010] / Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2008. - N 8.
3. О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях : постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 [ред. от 10.11.2011] // Сборник решений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, ВАС РФ по вопросам деятельности ПФ РФ. - ч. 2. - 2004.
4. Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при
рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016 // Электронный ресурс / Режим доступа :
/document/cons doc LAW 195308 (Дата обращения: 20.04.2016).
5. Постановление Президиума ВАС РФ от 18.07.06 № 2979/06
[Электронный ресурс] : по делу № А40-63533/2004. - Электрон. Дан. - М., 2006. - Режим доступа : http://zakonbase.ru/content/base/101026. - (Дата обращения:
05.05.2016).
6. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17
марта 2015 года № Ф08-1280/2015 [Электронный ресурс] : по делу № А32- 41812/2013. - Электрон. дан. - М., 2015. - Режим доступа :
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ASK;n=108094. - (Дата обращения :
05.05.2016).
7. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 12.10.15
[Электронный ресурс] : по делу № А56-23056/2013. - Электрон. дан. - М., 2014. - Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SIP;n=6851. -
(Дата обращения : 05.05.2016).
8. Постановлене ФАС России в отношении ФСК ЕЭС от 9 декабря 2008 г. по делу N 1 10/99-08; решение ФАС России в отношении ОАО "Центр Телеком" по жалобе ООО "СПС "Совинтел" от 19 марта 2009 г. // Официальный сайт ФАС России // Режим доступа: http://fas.gov.ru/ (Дата обращения: 21.04.2016).
9. Постановление ФАС России от 23 января 2009 г. по делу N 1 10/90-08 / Официальный сайт ФАС России // Режим доступа: http://fas.gov.ru/ (Дата обращения: 21.04.2016).
10. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20 января 2010 г. по делу № А32-4433/2009-56/60-8АЖ // Электронный ресурс / Режим доступа : http://www.resheniya-sudov.ru/2010/275390/ (Дата обращения: 20.04.2016).
11. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 ноября 2010 г. по делу № А69-928/2010 // Электронный ресурс / Режим доступа : https://www.lawmix.ru/vost-sib/357 (Дата обращения: 20.04.2016).
12. Постановление ФАС Московского округа от 24 апреля 2014 года №
Ф05-157/14 [Электронный ресурс] : по делу № А40-22114/13-130-217. -
Электрон. дан. - М., 2014. - Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons
/cgi/online.cgi?req=doc;base=AMS;n=202634. - (Дата обращения: 05.05.2016).
13. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 марта 2014
года [Электронный ресурс] : по делу № А03-7569/2013. - Электрон. дан. - М., 2014. - Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base =AZS;n= 117014
(дата обращения : 06.05.2016).
III. Специальная литература
1. Ашванян С.К. Экономика : учебное пособие в 2-х частях. Часть 1 / С.К. Ашванян // Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - 2010. - (156+212) с.
2. Батычко В.Т. Предпринимательское права. Конспект лекций. // В.Т. Батычко. - Таганрог: ТТИ ЮФУ - 2011. - 436 с.
3. Белых В. С., Берсункаев Г. Э., Виниченко С. И. Предпринимательское право России // под ред. В.С. Белых. - Проспект. - 2009. - 656 с.
4. Булатов А.С. Экономика: учебник / А.С. Булатов изд. 3-е, переработанное и дополненное // М. : Юрист. - 2011.
5. Бушев А.Ю., Городов О.А., Вещунова Н.Л. Коммерческое право. Том
2. / А.Ю. Бушев, О.А. Городов, Н.Л. Вещунова. - Политология и право. -
2010. - 520 с.
6. Востриков Г.Г. Предпринимательское право // Г.Г. Востриков. - М.: Высшая школа. - 2013. - 458 с.
7. Глазова Е.В. Предпринимательское право / Е.В. Глазова — М.: Аллель. - 2011. — 64 с.
8. Гусейнов Р.М., Горбачева Ю.В., Рябцева В.М. История
экономических учений : учебник / Р.М. Гусейнов, Ю.В Горбачева В.М. Рябцева // Москва—Новосибирск ИНФРА-М. — Сибирское соглашение. -
2011. - 321 с.
10. Гущин В.В. Дмитриев Ю.А.. Российское предпринимательское право : Учебник предназначен для студентов юридических вузов // В.В. Гущин, Ю.А. Дмитриев М.: Эксмо. - 2012. - 736 с.
11. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А. Курс предпринимательства / Под редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - ЮНИТИ. - 2011. - 421 с.
12. Градов А. П. Цикличность развития экономики и управление конкурентныммт преимуществами. - Монография. — СПб.: Полторак, 2011. — 1150 с. ISBN 978-5-904819-32-3.
13. Грязнова А.Г., Чечеловой Т.В. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г Грязновой, Т.В. Чечеловой - М.: Издательство. - Экзамен. - 2013. - 422 с.
14. Еремичев И.А., Павлов Е.А.. Корпоративное Право / Ред. И.А. Еремичев, Е.А. Павлов 3-е изд., перераб. и доп. - М.: - 2010. - 438 с.
15. Егорова М.М., Логинова Е.Ю., Швайко И.Г. Маркетинг /
Электронный ресурс // Режим доступа: Loginova, Egorova, Shvaiiko -
Marketing.html (Дата обращения 21.04.2016).
16. Ефименко И.А. Составы политических преступлений в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. // Общество и право. 2010. N 4. С. 55 - 57.
17. Журавлева Г.П. Экономика: учебник / Г.П. Журавлева.- М.: Экономистъ. -2012. - 302 с.
18. ЗАО «Газметалл» : официальный сайт:
http://www.rb.ru/biz/companies/show/4217 (Дата обращения: 21.04.2016)
19. Килячков А.А., Чаадаева Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело / М.: Юристъ. - 2013. - 457 с.
20. Кныш М. И. Конкурентные стратегии: - Спб, 2012. - 284 с.
21. Комиссаров А. Уголовная ответственность за нарушения
антимонопольного законодательства: обзор новых изменений // А.
Комиссаров. - 2015. Режим доступа: http://a-komissarov.ru/ekspertnyie-
stati/ugolovnaya-otvetstvennost-za-narusheniya-antimonopolnogo-zakonodatelstva-obzor- novyih-izmeneniy.html (Дата обращения: 20.04.2016).
22. Коммерческое право. Горбухов В.А. Конспект лекций // Изд-во : ЭКСМО. - 2013.
23. Коммерческое право: учебник, конспект лекций / Электронный ресурс // Режим доступа: http://uchebnik.biz/book/1218-kommercheskoe-pravo-konspekt- lekcij/1-soderzhanie.html (Дата обращения 21.04.2016).
24. Комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции»
(постатейный). - 2013. - Режим доступа: http://zakoniros.ru/?p=4308 (дата
обращения: 20.04.2016).
25. Краткий курс лекций по дисциплине «Торговое коммерческое
право» / Электронный ресурс // Режим доступа :
pravo/torgovoe kommercheskoe pravo (Дата обращения: 21.04.2016).
26. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и практика: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2014 - 655с.
27. Кушнир И.В. Связи с общественностью: самое главное - Собрание лекций / И.В. Кушнир. - НТИ - ВИНИТИ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Массовая коммуникация - 2013. - 432 с.
28. Лекция 2. Маркетинговое исследование рынка / Электронный ресурс// Режим доступа: lekcii/p3.php (Дата обращения: 21.04.2016).
29. Медведцов А.С Предпринимателькое право / А.С. Медведцов // Изд- во : Окей Книга. - 2014. - 290 с.
30. Морозова Т.Г. Дурдыев Ю.М. Тихонов В.Ф., Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие для вузов. // Под ред. Морозовой Т.Г. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2012. - 255 с.
31. Николаева И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения / И.П. Николаева // Москва. Издательско-торговая корпорация : Дашков и К°. - 2013 - 242 с.
32. Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г.. Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации : Курс лекций / под ред. С.В. Запольского. М.: Российская академия правосудия. - Статут. - 2010. - 414 с.
33. По выявлению монопольных цен : временные Методические Рекомендации ГКАП РФ от 21.04.1994 N ВБ/2053 // Экономика и жизнь. - N 23. - 1994.
34. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учеб. пособие. - М.:ИНФРА-М. - 2013. - 408 с.
35. Сафронов Н. А. Экономика предприятия : учебник / под редакцией доктора экономических наук,. профессора Н. А. Сафронова // М. : Экономистъ. - 2012. - 251 с.
36. Смагина И.А. Предпринимательское право / И.А. Смагина // М.: Омега-Л. - 2013. — 286 с.
37. Сулакшина А. Правовые критерии определения согласованных действий и соглашений, ограничивающих конкуренцию / А. Сулакшина // Власть. - №8. - 2011.
38. Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2015 года" (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) // Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. (Дата обращения: 20.04.2016).
39. Тотьев К.Ю. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции) Учебник. / К.Ю. Тотьев. — М.: Издательство РДЛ, 2010. — 352 с.
40. Фонер Ф. История рабочего движения в США., пер. с англ. т. 2 / Электронный ресурс. - М. - 1958. - Режим доступа:
http://interpretive.ru/dictionary/1147/word/shermana-zakon-1890 (Дата обращения:
20.04.2016).