Гражданско-правовое регулирование электронного документооборота по законодательству РФ и зарубежных стран
|
Введение 3
Глава 1. Гражданско-правовые аспекты электронного документооборота в России 6
1.1. Понятие электронного документа и электронного документооборота 6
1.2. Понятие, правовая сущность и виды электронной подписи 12
1.3. Электронные закупки 22
Глава 2. Правовые основы электронной коммерции в России и зарубежных странах 36
2.1. Гражданско-правовые аспекты электронной коммерции 36
2.2. Место электронных сделок в системе гражданско-правовых сделок 43
2.3. Правовое регулирование электронной коммерции в зарубежных странах . 47
Заключение 61
Список использованной литературы 66
Глава 1. Гражданско-правовые аспекты электронного документооборота в России 6
1.1. Понятие электронного документа и электронного документооборота 6
1.2. Понятие, правовая сущность и виды электронной подписи 12
1.3. Электронные закупки 22
Глава 2. Правовые основы электронной коммерции в России и зарубежных странах 36
2.1. Гражданско-правовые аспекты электронной коммерции 36
2.2. Место электронных сделок в системе гражданско-правовых сделок 43
2.3. Правовое регулирование электронной коммерции в зарубежных странах . 47
Заключение 61
Список использованной литературы 66
Информационный потенциал, отвечающий самым строгим меркам научно-технического прогресса, является основой для построения правового государства, экономического роста, создания системы эффективного управления в различных сферах общественной жизни. Гражданско-правовой оборот все чаще сталкиваются с увеличением информационного потока, который традиционно предстает в бумажном виде как при составлении и подписании договоров, так и в рамках предпринимательской деятельности субъектов гражданского права. Такая практика приводит к большим затратам времени и создает значительные неудобства .
Проблемой является также неконтролируемый рост объема информации о гражданах, организациях и объектах хозяйственного оборота, содержащейся в государственных информационных системах. При этом не обеспечены надлежащим образом или вообще отсутствуют эффективный механизм контроля использования информации, что также создает угрозу нарушения прав граждан.
Расширение границ информационной деятельности, развитие информационных технологий в рамках информационного права определяют потребность в наличии специального законодательства, призванного регулировать отдельные механизмы упорядочения информационного потока.
Решению обозначенных проблем может способствовать дальнейшее развитие нормативной основы электронной формы взаимодействия в различных сферах общественной жизни в контексте информационного пространства .
Актуальность исследования. Электронный документооборот развивается стремительно. Законодатель не успевает за развитием электронного документооборота, что ведет к возникновению проблем в правоприменительной практике. Это обстоятельство обуславливает актуальность настоящего исследования.
Предмет исследования включает в себя:
- нормы гражданского законодательства;
- судебную практику, которые затрагивают вопросы электронного документооборота;
- научные публикации по исследуемым вопросам.
Объектом исследования являются общественные отношения, касающиеся вопросов правового регулирования и практики применения электронного документооборота.
Целью настоящей работы выступает раскрытие особенностей гражданско-правового регулирования и практики применения электронного документооборота.
Достижению указанной цели служат постановка и последующее решение комплекса следующих задач:
- раскрыть гражданско-правовые аспекты электронного
документооборота в России;
- изучить правовые основы электронной коммерции в России и зарубежных странах;
- сделать выводы по проведенному исследованию.
Новизна исследования заключается в попытке раскрыть проблемы гражданско-правового регулирования электронного документооборота в России и за рубежом на современном этапе.
При написании настоящей работы в качестве базового использован традиционный для всех юридических наук диалектический метод. В качестве общенаучных методов автор оперировал общелогическими методами, методом функционального анализа, историческим, системно-структурным методом. В качестве частно-научных методов на первый план выходит использование формально-юридического метода исследования. Кроме того, были
задействованы сравнительно-правовой, а также метод конкретно-социологических исследований. Теоретическая значимость работы. Проведен комплексный анализ
гражданско-правового регулирования электронного документооборота.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в правоприменительной практике.
Теоретической базой исследования послужили труды А.А. Александрова, О.А. Беляевой, А.Н. Борисова, А.А. Ушакова, В.Н. Чуева, Н.М. Васильевой, А. Головина, Е.В. Драчева, В.Б. Исакова, П. Карташкова, А.А. Кирилловых, Н.Н. Ковалевой, Р.Б. Куличева, А.С. Линникова, О.К. Лисовенко, В.Ю. Моченова, Т. Муликовой, С.В. Николюкина, А.И. Савельева, С.И. Семилетова, И.В. Стюфеевой, А.С. Цуренко и др.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении указаны актуальность выбранной темы, цель и задачи, поставленные для раскрытия проблемы дипломного исследования.
Проблемой является также неконтролируемый рост объема информации о гражданах, организациях и объектах хозяйственного оборота, содержащейся в государственных информационных системах. При этом не обеспечены надлежащим образом или вообще отсутствуют эффективный механизм контроля использования информации, что также создает угрозу нарушения прав граждан.
Расширение границ информационной деятельности, развитие информационных технологий в рамках информационного права определяют потребность в наличии специального законодательства, призванного регулировать отдельные механизмы упорядочения информационного потока.
Решению обозначенных проблем может способствовать дальнейшее развитие нормативной основы электронной формы взаимодействия в различных сферах общественной жизни в контексте информационного пространства .
Актуальность исследования. Электронный документооборот развивается стремительно. Законодатель не успевает за развитием электронного документооборота, что ведет к возникновению проблем в правоприменительной практике. Это обстоятельство обуславливает актуальность настоящего исследования.
Предмет исследования включает в себя:
- нормы гражданского законодательства;
- судебную практику, которые затрагивают вопросы электронного документооборота;
- научные публикации по исследуемым вопросам.
Объектом исследования являются общественные отношения, касающиеся вопросов правового регулирования и практики применения электронного документооборота.
Целью настоящей работы выступает раскрытие особенностей гражданско-правового регулирования и практики применения электронного документооборота.
Достижению указанной цели служат постановка и последующее решение комплекса следующих задач:
- раскрыть гражданско-правовые аспекты электронного
документооборота в России;
- изучить правовые основы электронной коммерции в России и зарубежных странах;
- сделать выводы по проведенному исследованию.
Новизна исследования заключается в попытке раскрыть проблемы гражданско-правового регулирования электронного документооборота в России и за рубежом на современном этапе.
При написании настоящей работы в качестве базового использован традиционный для всех юридических наук диалектический метод. В качестве общенаучных методов автор оперировал общелогическими методами, методом функционального анализа, историческим, системно-структурным методом. В качестве частно-научных методов на первый план выходит использование формально-юридического метода исследования. Кроме того, были
задействованы сравнительно-правовой, а также метод конкретно-социологических исследований. Теоретическая значимость работы. Проведен комплексный анализ
гражданско-правового регулирования электронного документооборота.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в правоприменительной практике.
Теоретической базой исследования послужили труды А.А. Александрова, О.А. Беляевой, А.Н. Борисова, А.А. Ушакова, В.Н. Чуева, Н.М. Васильевой, А. Головина, Е.В. Драчева, В.Б. Исакова, П. Карташкова, А.А. Кирилловых, Н.Н. Ковалевой, Р.Б. Куличева, А.С. Линникова, О.К. Лисовенко, В.Ю. Моченова, Т. Муликовой, С.В. Николюкина, А.И. Савельева, С.И. Семилетова, И.В. Стюфеевой, А.С. Цуренко и др.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении указаны актуальность выбранной темы, цель и задачи, поставленные для раскрытия проблемы дипломного исследования.
В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
В теории права выработаны различные трактовки понятия электронного документа. Мы предлагаем вариант, при котором под электронным документом понимается форма подготовки, отправления, получения или хранения информации с помощью электронных технических средств, зафиксированная на электронном материальном носителе. Электронный документооборот представляет собой систему составления, использования, хранения и обмена электронными документами с использованием электронных средств массовых коммуникаций.
Электронная подпись выступает в качестве универсальной формы реализации права, используемой для однозначной идентификации лица, подписавшего документ. По своей правовой природе электронная подпись представляет собой информацию в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. Электронная подпись - это информация о лице, подписавшем другую информацию.
Использование электронной подписи как формы реализации права характеризуется следующими признаками:
Во-первых, электронная подпись является универсальной формой реализации права, используемой для однозначной идентификации лица, подписавшего документ;
Во-вторых, деятельность, связанная с использованием электронной подписи, представляет собой дозволенное поведение адресатов реализуемого права;
В-третьих, использование электронной подписи осуществляется субъектами, которые являются адресатами реализуемых правовых норм;
В-четвертых, при использовании электронной подписи преобладают не властные индивидуальные решения, что характерно для процесса правоприменительной деятельности, а обыкновенные акты поведения;
В-пятых, использование электронной подписи, являясь
правореализационной деятельностью, носит правомерный характер;
В-шестых, использование электронной подписи упорядочивает общественные отношения в сфере совершения юридически значимых действий, а значит, является одним из основных способов приобретения и пользования социальными благами.
Определение цифровой подписи позволяет выделить следующие ее функции:
- идентификация автора электронного документа;
- подтверждение полномочия лица, подписавшего электронный документ;
- гарантированность подлинности электронного документа;
- подтверждение действительности возникших обязательств;
- обеспечение прав и законных интересов субъектов правоотношений.
Электронная форма закупок (в том числе по данным официального сайта www.zakupki.gov.ru) является весьма распространенной в рамках Закона №223- ФЗ, то на практике возникает ряд вопросов правового и прикладного характера, связанных с проведением электронных закупок.
Первым ключевым аспектом является вопрос о том, каким способом должны осуществляться закупки в электронной форме. Закон №223-ФЗ не содержит в этой части каких-либо запретов или жестких ограничений, закупки в электронной форме могут осуществляться любым из конкурентных способов, предусмотренных положением о закупке, это означает, что закупка в электронной форме - это не обязательно электронный аукцион, положением о закупке могут быть предусмотрены и электронные конкурсы, и электронные запросы котировок, и иные электронные способы закупок.
Следующий принципиальный вопрос, связанный с проведением электронных закупок в рамках Закона №223-ФЗ, что именно считать закупкой в электронной форме. Сам Закон №223-ФЗ понятие «закупка в электронной форме», или «электронная закупка», не раскрывает, так же как и Постановление №616. При этом указанные нормативные правовые акты не ассоциируют электронную закупку с электронной площадкой. Другими словами, требования о том, что электронная закупка в обязательном порядке должна проводиться посредством электронной площадки, действующее законодательство о закупках отдельными видами юридических лиц, в отличие от законодательства о контрактной системе, не содержит.
Заключение государственного контракта осуществляется как по итогам открытого аукциона в электронной форме, так и у единственного поставщика, запросом котировок, что существенно расширяет возможности заказчиков и подрядчиков при введении в действие Закона о контрактной системе). Чаще всего на практике применяется открытый аукцион в электронной форме.
Большая роль в правоприменительной практике по поводу организации и проведения электронных закупок отведена Федеральной антимонопольной службе. Несмотря на наличие разъяснение положений относительной электронных закупок в судах не сложилась единообразная судебная практика по этим вопросам. Более того, нередко акты судебной практики идут в противоречие с позицией ФАС. Мы считаем, что на современном этапе необходимо принятие постановления Пленума Верховного Суда РФ, в котором были бы разъяснены проблемные положения применения законодательства об электронных закупках.
В настоящее время электронная коммерция развивается стремительно. Российские законотворцы не успевают за темпом развития бизнеса, поэтому в регулировании некоторых финансовых отношений есть пробелы. Это касается и интернет-торговли: в настоящее время не существует отдельного нормативно¬правового акта, регулирующего данную сферу.
Заключение электронной сделки осуществляется по общим положениям гражданского законодательства. Единственное различие электронной сделки от обычной заключается в форме.
В странах Европейского союза электронная коммерция регулируется директивами развития электронной коммерческой деятельности, основанными на разработках и деятельности Европейской комиссии.
В правовой системе Российской Федерации не существует отдельных законов, которые регулировали бы электронную коммерцию и Интернет. Это вовсе не означает, что действовать в сети можно по своему усмотрению. Несмотря на это мы считаем, что главная проблема правового регулирования электронной коммерции - неразвитый процессуальный механизм защиты Интернет-покупателей/продавцов. Иными словами, правовые нормы, существующие в современной России, крайне трудно реализовывать при рассмотрении дел, связанных с сетью Интернет. С одной стороны - Интернет- нарушители - те же граждане, которые живут по законам нашей Родины, однако, например, привязать «де-юре» к физическому лицу ip-адрес, являющийся порой самым ключевым моментом при установлении виновности, не так просто. Федеральное законодательство содержит несколько десятков законов, не затрагивающих целиком, но так или иначе относящихся к сети Интернет. Электронные сделки в России, как правило, совершаются на основе ГК РФ.
К основным проблемам правового регулирования электронной коммерции относятся:
- проблема соотношения государственного регулирования и саморегулирования;
- проблема правомерности распространения государственного суверенитета на виртуальное пространство;
- проблема выработки единообразного понятийного аппарата в сфере электронной коммерции;
- проблема идентификации участников электронной коммерции;
- проблема электронного документооборота и электронной сделки;
- проблема юрисдикции и применимого права в сфере электронной коммерции;
- проблема обеспечения безопасности информационного обмена.
В целях совершенствования законодательства парламентариям стоит принять Федеральный закон «Об электронной торговле», для того чтобы урегулировать вопросы, возникающие на практике при осуществлении сделок в сети Интернет.
В теории права выработаны различные трактовки понятия электронного документа. Мы предлагаем вариант, при котором под электронным документом понимается форма подготовки, отправления, получения или хранения информации с помощью электронных технических средств, зафиксированная на электронном материальном носителе. Электронный документооборот представляет собой систему составления, использования, хранения и обмена электронными документами с использованием электронных средств массовых коммуникаций.
Электронная подпись выступает в качестве универсальной формы реализации права, используемой для однозначной идентификации лица, подписавшего документ. По своей правовой природе электронная подпись представляет собой информацию в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. Электронная подпись - это информация о лице, подписавшем другую информацию.
Использование электронной подписи как формы реализации права характеризуется следующими признаками:
Во-первых, электронная подпись является универсальной формой реализации права, используемой для однозначной идентификации лица, подписавшего документ;
Во-вторых, деятельность, связанная с использованием электронной подписи, представляет собой дозволенное поведение адресатов реализуемого права;
В-третьих, использование электронной подписи осуществляется субъектами, которые являются адресатами реализуемых правовых норм;
В-четвертых, при использовании электронной подписи преобладают не властные индивидуальные решения, что характерно для процесса правоприменительной деятельности, а обыкновенные акты поведения;
В-пятых, использование электронной подписи, являясь
правореализационной деятельностью, носит правомерный характер;
В-шестых, использование электронной подписи упорядочивает общественные отношения в сфере совершения юридически значимых действий, а значит, является одним из основных способов приобретения и пользования социальными благами.
Определение цифровой подписи позволяет выделить следующие ее функции:
- идентификация автора электронного документа;
- подтверждение полномочия лица, подписавшего электронный документ;
- гарантированность подлинности электронного документа;
- подтверждение действительности возникших обязательств;
- обеспечение прав и законных интересов субъектов правоотношений.
Электронная форма закупок (в том числе по данным официального сайта www.zakupki.gov.ru) является весьма распространенной в рамках Закона №223- ФЗ, то на практике возникает ряд вопросов правового и прикладного характера, связанных с проведением электронных закупок.
Первым ключевым аспектом является вопрос о том, каким способом должны осуществляться закупки в электронной форме. Закон №223-ФЗ не содержит в этой части каких-либо запретов или жестких ограничений, закупки в электронной форме могут осуществляться любым из конкурентных способов, предусмотренных положением о закупке, это означает, что закупка в электронной форме - это не обязательно электронный аукцион, положением о закупке могут быть предусмотрены и электронные конкурсы, и электронные запросы котировок, и иные электронные способы закупок.
Следующий принципиальный вопрос, связанный с проведением электронных закупок в рамках Закона №223-ФЗ, что именно считать закупкой в электронной форме. Сам Закон №223-ФЗ понятие «закупка в электронной форме», или «электронная закупка», не раскрывает, так же как и Постановление №616. При этом указанные нормативные правовые акты не ассоциируют электронную закупку с электронной площадкой. Другими словами, требования о том, что электронная закупка в обязательном порядке должна проводиться посредством электронной площадки, действующее законодательство о закупках отдельными видами юридических лиц, в отличие от законодательства о контрактной системе, не содержит.
Заключение государственного контракта осуществляется как по итогам открытого аукциона в электронной форме, так и у единственного поставщика, запросом котировок, что существенно расширяет возможности заказчиков и подрядчиков при введении в действие Закона о контрактной системе). Чаще всего на практике применяется открытый аукцион в электронной форме.
Большая роль в правоприменительной практике по поводу организации и проведения электронных закупок отведена Федеральной антимонопольной службе. Несмотря на наличие разъяснение положений относительной электронных закупок в судах не сложилась единообразная судебная практика по этим вопросам. Более того, нередко акты судебной практики идут в противоречие с позицией ФАС. Мы считаем, что на современном этапе необходимо принятие постановления Пленума Верховного Суда РФ, в котором были бы разъяснены проблемные положения применения законодательства об электронных закупках.
В настоящее время электронная коммерция развивается стремительно. Российские законотворцы не успевают за темпом развития бизнеса, поэтому в регулировании некоторых финансовых отношений есть пробелы. Это касается и интернет-торговли: в настоящее время не существует отдельного нормативно¬правового акта, регулирующего данную сферу.
Заключение электронной сделки осуществляется по общим положениям гражданского законодательства. Единственное различие электронной сделки от обычной заключается в форме.
В странах Европейского союза электронная коммерция регулируется директивами развития электронной коммерческой деятельности, основанными на разработках и деятельности Европейской комиссии.
В правовой системе Российской Федерации не существует отдельных законов, которые регулировали бы электронную коммерцию и Интернет. Это вовсе не означает, что действовать в сети можно по своему усмотрению. Несмотря на это мы считаем, что главная проблема правового регулирования электронной коммерции - неразвитый процессуальный механизм защиты Интернет-покупателей/продавцов. Иными словами, правовые нормы, существующие в современной России, крайне трудно реализовывать при рассмотрении дел, связанных с сетью Интернет. С одной стороны - Интернет- нарушители - те же граждане, которые живут по законам нашей Родины, однако, например, привязать «де-юре» к физическому лицу ip-адрес, являющийся порой самым ключевым моментом при установлении виновности, не так просто. Федеральное законодательство содержит несколько десятков законов, не затрагивающих целиком, но так или иначе относящихся к сети Интернет. Электронные сделки в России, как правило, совершаются на основе ГК РФ.
К основным проблемам правового регулирования электронной коммерции относятся:
- проблема соотношения государственного регулирования и саморегулирования;
- проблема правомерности распространения государственного суверенитета на виртуальное пространство;
- проблема выработки единообразного понятийного аппарата в сфере электронной коммерции;
- проблема идентификации участников электронной коммерции;
- проблема электронного документооборота и электронной сделки;
- проблема юрисдикции и применимого права в сфере электронной коммерции;
- проблема обеспечения безопасности информационного обмена.
В целях совершенствования законодательства парламентариям стоит принять Федеральный закон «Об электронной торговле», для того чтобы урегулировать вопросы, возникающие на практике при осуществлении сделок в сети Интернет.
Подобные работы
- Сделки, совершенные в электронной форме
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование продажи товаров дистанционным способом посредством сети Интернет (Российский государственный гуманитарный университет)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2020 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРОВ ЗАКЛЮЧАЕМЫХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование формы внешнеэкономической сделки
Магистерская диссертация, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 5670 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование оказания Интернет-услуг (12.00.03)
Диссертации (РГБ), гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Правовое регулирование оказания Интернет-услуг
Диссертации (РГБ), гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПА ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ
НА ПРИМЕРЕ ИНКИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2019 - Разработка информационно-аналитического обеспечения для совершенствования системы документооборота в органах исполнительной власти региона
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



