Развитие событийного туризма в Республике Татарстан на примере театрализованного фестиваля «Один день из жизни Великого города»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА 5
1.1 Теоретические основы событийного туризма 5
1.2. Рынок и стратегическое развитие событийного туризма 10
1.3. Виды событийного туризма и его актуальное состояние в России 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА 24
2.1. Актуальное состояние событийного туризма в Республике Татарстан .... 24
2.2. Эффект театрализации - ключ к развитию событийного туризма в
Республике Татарстан 34
2.3. Возможности развития событийного туризма в государственном историко
- архитектурном музее заповеднике «Великий Болгар» 54
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА НОВОГО ТУРПРОДУКТА - ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ФЕСТИВАЛЯ «ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ВЕЛИКОГО ГОРОДА» 57
3.1. Общие сведения о проекте театрализованного фестиваля «Один день из
жизни Великого города» 57
3.2. Исторические данные и литературные источники для сценариев к
театрализованным представлениям на фестивале 59
3.3. План и бюджет проекта театрализованного фестиваля «Один день из
жизни Великого города» 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
ЛИТЕРАТУРА 78
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА 5
1.1 Теоретические основы событийного туризма 5
1.2. Рынок и стратегическое развитие событийного туризма 10
1.3. Виды событийного туризма и его актуальное состояние в России 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА 24
2.1. Актуальное состояние событийного туризма в Республике Татарстан .... 24
2.2. Эффект театрализации - ключ к развитию событийного туризма в
Республике Татарстан 34
2.3. Возможности развития событийного туризма в государственном историко
- архитектурном музее заповеднике «Великий Болгар» 54
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА НОВОГО ТУРПРОДУКТА - ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ФЕСТИВАЛЯ «ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ВЕЛИКОГО ГОРОДА» 57
3.1. Общие сведения о проекте театрализованного фестиваля «Один день из
жизни Великого города» 57
3.2. Исторические данные и литературные источники для сценариев к
театрализованным представлениям на фестивале 59
3.3. План и бюджет проекта театрализованного фестиваля «Один день из
жизни Великого города» 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
ЛИТЕРАТУРА 78
ПРИЛОЖЕНИЯ
Уровень развития въездного туризма в Республике Татарстан на данный момент довольно высокий, и с каждым годом количество туристов в регионе растет. Условия для развития туризма довольно благоприятные. За последние несколько лет значительно увеличилась база мест размещения, питания, были установлены указатели, облагорожены улицы, отреставрированы исторические здания.
Ключом к раскрутке туристического рынка Республики Татарстан может стать именно событийный туризм.
Событийный туризм ориентирован на определенный контингент потребителей, целью которых является посещение конкретного мероприятия.
Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется необходимостью создания нового уникального события, позволяющего развить комплексное представление о потенциале ресурсов событийного туризма в Республике Татарстан.
Целью выпускной квалификационной работы является создание театрализованного фестиваля для развития событийного туризма в Республике Татарстан.
Объектом исследования является событийный туризм.
Предмет исследования - развитие событийного туризма в г. Болгар Спасского муниципального района Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- проанализировать сущность понятия «событийный туризм»;
- выделить исторические предпосылки развития событийного туризма в Республике Татарстан;
-проанализировать развитие событийного туризма в Республике Татарстан на примере фестиваля исторической реконструкции «Великий Болгар», «Изге Болгар жыены»;
- разработать сценарий для театрализованного фестиваля «Один день из жизни Великого города».
В ходе работы использовались следующие методы исследования: ретроспективный анализ литературы, обобщение, сравнение, оценочные методы.
Новизна работы заключается в том, что: разработан туристский продукт, не имеющий аналогов в Республике Татарстан.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что материалы исследования могут использоваться для дальнейшего развития туристского потенциала Республике Татарстан. Реализация проекта позволит увеличить туристский поток и привлекательность региона.
Теоретической базой исследования являются энциклопедические издания, монографии, учетная и справочная литература, журналы, электронные ресурсы.
На основе изложенного материала выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографический список состоит из 88 источников.
Ключом к раскрутке туристического рынка Республики Татарстан может стать именно событийный туризм.
Событийный туризм ориентирован на определенный контингент потребителей, целью которых является посещение конкретного мероприятия.
Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется необходимостью создания нового уникального события, позволяющего развить комплексное представление о потенциале ресурсов событийного туризма в Республике Татарстан.
Целью выпускной квалификационной работы является создание театрализованного фестиваля для развития событийного туризма в Республике Татарстан.
Объектом исследования является событийный туризм.
Предмет исследования - развитие событийного туризма в г. Болгар Спасского муниципального района Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- проанализировать сущность понятия «событийный туризм»;
- выделить исторические предпосылки развития событийного туризма в Республике Татарстан;
-проанализировать развитие событийного туризма в Республике Татарстан на примере фестиваля исторической реконструкции «Великий Болгар», «Изге Болгар жыены»;
- разработать сценарий для театрализованного фестиваля «Один день из жизни Великого города».
В ходе работы использовались следующие методы исследования: ретроспективный анализ литературы, обобщение, сравнение, оценочные методы.
Новизна работы заключается в том, что: разработан туристский продукт, не имеющий аналогов в Республике Татарстан.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что материалы исследования могут использоваться для дальнейшего развития туристского потенциала Республике Татарстан. Реализация проекта позволит увеличить туристский поток и привлекательность региона.
Теоретической базой исследования являются энциклопедические издания, монографии, учетная и справочная литература, журналы, электронные ресурсы.
На основе изложенного материала выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографический список состоит из 88 источников.
Подведем некоторые итоги. В ходе написания работы нами было раскрыта сущность понятия «событийный туризм и его виды, исследовано его актуальное состояние в РФ и РТ, проанализированы пути дальнейшего развития отрасли, изучен опыт зарубежных стран, раскрыты понятия: рынок и стратегическое развитие событийного туризма, ивент-менеджмент, нетворкинг; создан уникальный тур продукт, направленный на популяризацию культурно- исторического наследия региона и увеличение туристского потока.
Событийный туризм - туризм связанный с посещением какого-либо мероприятия в определенном месте и в определенное время. Событие в данном контексте следует рассматривать как спланированное действо, нацеленное на привлечение туристов в регион, при этом событие должно иметь определенную значимость в глазах посетителей. Событие может выступать в качестве уникального разового явления, либо закономерного действия, повторяющегося в определенные промежутки времени. С точки зрения туризма второй вариант более выгоден, потому как позволяет планировать организацию события и дату его проведения. Главной чертой событийного туризма, отличающего его от остальных видов, является круглогодичность и неисчерпаемость ресурсов. Главной задачей организаторов события является не просто привлечь туристов на мероприятие, но заставить их возвращаться снова и снова и приглашать при этом друзей, родственников, коллег и знакомых.
Событийный туризм является хорошим источником дополнительного дохода для дестинации. Он привлекает туристов в регион даже в не сезон, более того туристы, посещающие определенные мероприятия так или иначе становятся потребителями и других туристских продуктов и услуг - экскурсий, размещения, питания в кафе и ресторанах, сувенирной продукции, а также других видов туризма в регионе.
Главным недостатком событийного туризма является невозможность предугадать точный спрос на событие и его окупаемость.
Во многих странах применяется система так называемого «нетворка» (network) для продуктивного обмена информацией и разрешения различных проблем.
В зарубежной практике используются три основные модели стратегического развития событийного туризма на уровне дестинации: корпоративная рыночная модель, общественная и синергетическая модель.
Существуют классификации событийного туризма по масштабу события (международный, национальный и региональный уровни) и по тематике события (национальные фестивали и праздники, театрализованные шоу, фестивали кино и театра, фестивали кино и театра, фестивали и выставки цветов, модные показы и фестивали, аукционы, фестивали музыки и музыкальные конкурсы, спортивные события, международные технические салоны).
Событийный туризм - одно из динамично развивающихся направлений в России. Наиболее привлекательными событиями являются: крупные международные спортивные соревнования и матчи, разнообразные фестивали, этнические и религиозные праздники.
Некоторые эксперты предполагают, что вскоре число участников событийных туров начнет превышать число участников экскурсионных туров.
На сегодняшний день многие государственные и частные учреждения, такие как: музеи, галереи, туристические, патриотические организации, занимающиеся развитием внутреннего туризма, создают и реализуют совершенно новые направления туристской деятельности. Они ищут особый подход к туристам, заставляя их не просто посетить выбранное место, но и вернуться туда вновь. Среди данных направлений особый интерес представляют театрализованные представления, которые организуются, как правило, к определенным датам, в особенности праздникам, как местного, так и более масштабного значения.
Театрализация - организация в рамках праздника материала (доку-ментального и художественного) и аудитории (вербальная, физическая и художественная активизация) по законам драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации. Театрализация представляет собой художественное осмысление реального жизненного или исторического события. Театрализация всегда ориентирована на зрителя, и любой сценарий пишется для удовлетворения его потребностей. Существует театрализация компилированного, смешанного и оригинального вида.
Организация театрализованных мероприятий - это разносторонний процесс, который приобщает нас к определенной истории. Основное отличие театрализованного события от стандартной экскурсии - это непосредственная вовлеченность зрителей в спектакль. В событийном туризме наиболее распространенной является игровая форма театрализации. Грамотно организованный игровой процесс ставит зрителя в положение участника постановки. Необходимо отметить, что грамотно подобранная сценаристом при помощи игры ассоциативная образность, создает правильный эмоциональный настрой для театрализованного представления у собравшихся. Для организации театрализованного действа характерно образное решение, главная цель которого - помочь участникам «вжиться» в их роли.
Проекты театрализованного и событийного туризма могут включать в себя традиционно проводимые конкурсы, фестивали, национальные праздники, этнографические посиделки и т. д.
Отличием театрализованных праздников является то, что помимо положительных эмоций они приобщают человека к культуре и истории страны или региона. Участие в таком представлении также способствует удовлетворению потребностей человека в социальном общении и взаимодействии. На территории России театрализованных праздников с каждым годом становится все больше. В их основе зачастую лежат языческие и религиозные обряды. Яркими примерами могут послужить такие праздники как: рождество, новый год, день Ивана Купалы, сабантуй, масленица, пасха - эти праздники являются российской альтернативой карнавалам в Венеции и Бразилии.
Организация театрализованного представления представляет собой сложный процесс, поэтому к его подготовке следует отнестись со всей серьезностью. Необходимо разработать подробный сценарий, подготовить необходимые инсталяции, костюмы, звуковые и световые эффекты, найти актеров и ведущих, применить средства для распространения нового тур продукта (пиар, реклама, маркетинг). При этом реклама должна ориентироваться на совершенно разный контингент потребителей, так как данное событие способно привлечь как семьи, так и молодежь и пенсионеров, людей совершенно разного социального статуса
В Татарстане событийному туризму уделяется особое значение. Руководство региона настроено развивать данную отрасль. Татарстан занимает лидирующее положение по динамике развития туристской индустрии в России. Благодаря продуманной политике администрации в республике заметно увеличился инвестиционный поток в сферу туризма, постоянно растет количество туристских дестинаций и рабочих мест в индустрии туризма, что привело к значительному росту количества туристов, посещающих регион. Хронология развития событийного туризма в Республике Татарстан не может не радовать. По итогам Национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards» 2014, Международный фестиваль современной культуры «Kremlin LIVE», проводимый в казанском Кремле получил 2 место, а президент Республики Татарстан - Минниханов Рустам Нургалиевич выиграл в номинации «За вклад в развитие событийного туризма. Категория - глава региона». В 2015, гран-при премии получили Всероссийский исторический фестиваль «Великий Булгар» и Фестиваль «Свияжская масленица» в номинациях «Лучшее событие исторической направленности» и «Лучшее событие по популяризации народных традиций и промыслов» соответственно, а одной из крупнейших гостиниц Татарстана «Корстон-Казань» достался гран- при в категории «Лучшая площадка для развития событийного туризма. Средство размещения».
Необходимо решить очень важную на сегодняшний день задачу — грамотную монетизацию уже существующих событийных проектов. Чтобы туристы, собираясь на однодневные мероприятия, имели повод задержаться хотя бы недельку, зная, что их ожидает несколько насыщенных интересными программами дней. И ещё один насущный вопрос — разработка мощной рекламной компании и системы оповещения о праздниках.
Руководство Татарстана нацелено на привлечение туристов в древний город Болгар и остров-град Свияжск с помощью событийного туризма. В 2011 году была принята программа развития сферы туризма г. Болгар, которая включает в себя ряд мероприятий по развитию событийного туризма. На основании анализа туристских ресурсов г. Болгар можно сделать вывод, что он обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, на его территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты мирового культурного и исторического наследия.
На наш взгляд создание театрализованного фестиваля в г. Болгар послужит толчком к выходу индустрии туризма в Республике Татарстан на совершенно новый уровень, так как на данный момент этому виду событийного туризма в регионе не уделяется должного внимания. Данное мероприятие станет знаковым событием в сфере туризма и отправной точкой для организации подобных фестивалей по всему региону.
Событийный туризм - туризм связанный с посещением какого-либо мероприятия в определенном месте и в определенное время. Событие в данном контексте следует рассматривать как спланированное действо, нацеленное на привлечение туристов в регион, при этом событие должно иметь определенную значимость в глазах посетителей. Событие может выступать в качестве уникального разового явления, либо закономерного действия, повторяющегося в определенные промежутки времени. С точки зрения туризма второй вариант более выгоден, потому как позволяет планировать организацию события и дату его проведения. Главной чертой событийного туризма, отличающего его от остальных видов, является круглогодичность и неисчерпаемость ресурсов. Главной задачей организаторов события является не просто привлечь туристов на мероприятие, но заставить их возвращаться снова и снова и приглашать при этом друзей, родственников, коллег и знакомых.
Событийный туризм является хорошим источником дополнительного дохода для дестинации. Он привлекает туристов в регион даже в не сезон, более того туристы, посещающие определенные мероприятия так или иначе становятся потребителями и других туристских продуктов и услуг - экскурсий, размещения, питания в кафе и ресторанах, сувенирной продукции, а также других видов туризма в регионе.
Главным недостатком событийного туризма является невозможность предугадать точный спрос на событие и его окупаемость.
Во многих странах применяется система так называемого «нетворка» (network) для продуктивного обмена информацией и разрешения различных проблем.
В зарубежной практике используются три основные модели стратегического развития событийного туризма на уровне дестинации: корпоративная рыночная модель, общественная и синергетическая модель.
Существуют классификации событийного туризма по масштабу события (международный, национальный и региональный уровни) и по тематике события (национальные фестивали и праздники, театрализованные шоу, фестивали кино и театра, фестивали кино и театра, фестивали и выставки цветов, модные показы и фестивали, аукционы, фестивали музыки и музыкальные конкурсы, спортивные события, международные технические салоны).
Событийный туризм - одно из динамично развивающихся направлений в России. Наиболее привлекательными событиями являются: крупные международные спортивные соревнования и матчи, разнообразные фестивали, этнические и религиозные праздники.
Некоторые эксперты предполагают, что вскоре число участников событийных туров начнет превышать число участников экскурсионных туров.
На сегодняшний день многие государственные и частные учреждения, такие как: музеи, галереи, туристические, патриотические организации, занимающиеся развитием внутреннего туризма, создают и реализуют совершенно новые направления туристской деятельности. Они ищут особый подход к туристам, заставляя их не просто посетить выбранное место, но и вернуться туда вновь. Среди данных направлений особый интерес представляют театрализованные представления, которые организуются, как правило, к определенным датам, в особенности праздникам, как местного, так и более масштабного значения.
Театрализация - организация в рамках праздника материала (доку-ментального и художественного) и аудитории (вербальная, физическая и художественная активизация) по законам драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации. Театрализация представляет собой художественное осмысление реального жизненного или исторического события. Театрализация всегда ориентирована на зрителя, и любой сценарий пишется для удовлетворения его потребностей. Существует театрализация компилированного, смешанного и оригинального вида.
Организация театрализованных мероприятий - это разносторонний процесс, который приобщает нас к определенной истории. Основное отличие театрализованного события от стандартной экскурсии - это непосредственная вовлеченность зрителей в спектакль. В событийном туризме наиболее распространенной является игровая форма театрализации. Грамотно организованный игровой процесс ставит зрителя в положение участника постановки. Необходимо отметить, что грамотно подобранная сценаристом при помощи игры ассоциативная образность, создает правильный эмоциональный настрой для театрализованного представления у собравшихся. Для организации театрализованного действа характерно образное решение, главная цель которого - помочь участникам «вжиться» в их роли.
Проекты театрализованного и событийного туризма могут включать в себя традиционно проводимые конкурсы, фестивали, национальные праздники, этнографические посиделки и т. д.
Отличием театрализованных праздников является то, что помимо положительных эмоций они приобщают человека к культуре и истории страны или региона. Участие в таком представлении также способствует удовлетворению потребностей человека в социальном общении и взаимодействии. На территории России театрализованных праздников с каждым годом становится все больше. В их основе зачастую лежат языческие и религиозные обряды. Яркими примерами могут послужить такие праздники как: рождество, новый год, день Ивана Купалы, сабантуй, масленица, пасха - эти праздники являются российской альтернативой карнавалам в Венеции и Бразилии.
Организация театрализованного представления представляет собой сложный процесс, поэтому к его подготовке следует отнестись со всей серьезностью. Необходимо разработать подробный сценарий, подготовить необходимые инсталяции, костюмы, звуковые и световые эффекты, найти актеров и ведущих, применить средства для распространения нового тур продукта (пиар, реклама, маркетинг). При этом реклама должна ориентироваться на совершенно разный контингент потребителей, так как данное событие способно привлечь как семьи, так и молодежь и пенсионеров, людей совершенно разного социального статуса
В Татарстане событийному туризму уделяется особое значение. Руководство региона настроено развивать данную отрасль. Татарстан занимает лидирующее положение по динамике развития туристской индустрии в России. Благодаря продуманной политике администрации в республике заметно увеличился инвестиционный поток в сферу туризма, постоянно растет количество туристских дестинаций и рабочих мест в индустрии туризма, что привело к значительному росту количества туристов, посещающих регион. Хронология развития событийного туризма в Республике Татарстан не может не радовать. По итогам Национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards» 2014, Международный фестиваль современной культуры «Kremlin LIVE», проводимый в казанском Кремле получил 2 место, а президент Республики Татарстан - Минниханов Рустам Нургалиевич выиграл в номинации «За вклад в развитие событийного туризма. Категория - глава региона». В 2015, гран-при премии получили Всероссийский исторический фестиваль «Великий Булгар» и Фестиваль «Свияжская масленица» в номинациях «Лучшее событие исторической направленности» и «Лучшее событие по популяризации народных традиций и промыслов» соответственно, а одной из крупнейших гостиниц Татарстана «Корстон-Казань» достался гран- при в категории «Лучшая площадка для развития событийного туризма. Средство размещения».
Необходимо решить очень важную на сегодняшний день задачу — грамотную монетизацию уже существующих событийных проектов. Чтобы туристы, собираясь на однодневные мероприятия, имели повод задержаться хотя бы недельку, зная, что их ожидает несколько насыщенных интересными программами дней. И ещё один насущный вопрос — разработка мощной рекламной компании и системы оповещения о праздниках.
Руководство Татарстана нацелено на привлечение туристов в древний город Болгар и остров-град Свияжск с помощью событийного туризма. В 2011 году была принята программа развития сферы туризма г. Болгар, которая включает в себя ряд мероприятий по развитию событийного туризма. На основании анализа туристских ресурсов г. Болгар можно сделать вывод, что он обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, на его территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты мирового культурного и исторического наследия.
На наш взгляд создание театрализованного фестиваля в г. Болгар послужит толчком к выходу индустрии туризма в Республике Татарстан на совершенно новый уровень, так как на данный момент этому виду событийного туризма в регионе не уделяется должного внимания. Данное мероприятие станет знаковым событием в сфере туризма и отправной точкой для организации подобных фестивалей по всему региону.



