ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ В
ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ 6
1.1. Количественные методы прогнозирования в сфере
туризма 7
1.2. Качественные методы прогнозирования в сфере
туризма 13
1.3. Методы планирования в сфере туризма 15
ГЛАВА 2. ПРИМЕРЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 30
2.1. План развития туризма Республики Татарстан 30
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГНОЗА С ПОМОЩЬЮ
КОЛИЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 43
3.1. Прогноз объема платных туристических услуг 43
3.2. Прогноз инвестиций в основной капитал 57
3.3. Прогноз численности иностранных граждан 58
3.4. Прогноз численности мест в коллективных местах размещения 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ЛИТЕРАТУРА
Человек всегда пытался предвидеть будущее, и в этом его нельзя винить. С самых древних времен человек ответы на свои вопросы искал у различных духов, шаманов, рассматривал внутренности животных и следил за звездами, пытаясь увидеть свое будущее. Со временем человечество поняло, что будущее не что иное, как результат собственной деятельности, и что оно подчиняется определенным законам и зависит от раннее принятых нами решений. На основе этого родилось великое количество методов прогнозирования, использование которых в современном мире является не только удобным инструментом, но жизненной необходимостью.
“Чтобы планировать будущее, необходимо сначала научиться его предвидеть, то есть прогнозировать ” - так звучит известное выражение о важности прогнозирования. Современные методы прогнозирования делятся на две большие группы: качественные и количественные. Все они дают достаточно точные прогнозы в зависимости от компетентности аналитиков и правильности выбора метода прогнозирования, но самое главное условие точного прогноза - это стабильность в прогнозируемой сфере.
Прогнозирование будущих событий на основе текущих данных, собранных систематично и сортированных в определенном порядке, может быть весьма эффективным инструментом ведения бизнеса. Полученные результаты на основе достоверных данных помогают тысячам предприятий и организаций успешно вести свое дело, получать прибыль и быть готовым к изменениям на рынке сферы предоставления услуг. Так как сфера туризма является одной из самых быстроразвивающихся отраслей, то необходимость в прогнозировании развития резко возрастает. Так же другие технологии, связанные с удешевлением передачи информации и стоимости перевозок, разработкой новых средств передвижения и новых маркетинговых ходов очень сильно влияют на развитие туризма в мире, следственно, и на предполагаемую прибыль.
Уровень развития сферы услуг, куда входят туризм и гостеприимство, одни из лучших показателей уровня жизни населения, так как увеличение доли сферы услуг в экономике страны говорит о наличии у населения свободных денежных средств и времени, что в свою очередь указывает на рост уровня жизни граждан. Поэтому прогноз роста или падения в сфере туризма является интересной темой не только со стороны получения прибыли, но и со стороны гуманитарных наук. С другой стороны получение точного прогноза очень сложное дело, так как на сферу туризма влияет буквально все, что происходит в мире, начиная от погоды и политической обстановки и заканчивая курсом валют и стоимостью нефти на мировых рынках. Все это вносит множество неизвестных переменных в общее уравнение прогноза, что не добавляет точности к конечному результату. Однако сложность вопроса и быстрый рост сферы услуг, а в частности туризма, вызывают интерес у множества исследователей, так как точное прогнозирование сулит не только
многомиллиардные прибыли тем, кто заинтересован в росте своего предприятия, но накопление ценного опыта и знаний, способствующих реализации возможностей для более быстрого роста в будущем.
В данной дипломной работе будут рассмотрены проблемы, связанные с прогнозированием в сфере туризма. Целью данной дипломной работы ставится более глубокое изучение методов прогнозирования, с помощью которых можно более эффективно вести предпринимательскую деятельность в сфере туризма. Задачами являются:
1. Анализ литературы современных авторов, занимающихся исследованиями в области экономики, маркетинга, менеджмента и других наук, необходимых для составления правильной картины развития туризма.
2. Разбор основных моделей прогнозирования и планирования.
3. Составление прогнозов на краткосрочный и среднесрочный периоды по основным показателям, характеризующим индустрию туризма на данный момент.
Объектом исследования данной дипломной работы являются методы прогнозирования. Предметом исследования - применение методов прогнозирования и планирования по основным показателям на примере Республики Татарстан.
Данная дипломная работа состоит из трех глав, где первая глава содержит в себе теоретический материал, а две остальные имеют практический материал, основанный на данных с официальных источников, таких как Федеральное агентство по туризму Российской Федерации, Федеральная служба государственной статистики, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму и другие.
В первой главе будут описаны основные и наиболее применяемые методы планирования и прогнозирования, их классификация, определения и описание. Во второй главе будет изложен план развития туристкой индустрии Республики Татарстан на ближайшие годы, составленный на основе постановлений, указов и планов развития туризма в данном регионе. В третьей главе на основе количественных методов прогнозирования будет составлен прогноз развития туристской индустрии по основным показателям на краткосрочный и среднесрочный периоды.
В данной дипломной работе были рассмотрены проблемы, связанные с прогнозированием в сфере туризма. Были более глубоко изучены методы прогнозирования и составление прогноза развития основных показателей развития туристической индустрии Республики Татарстан. Была проанализирована литература современных авторов, занимающихся исследованиями в области экономики, маркетинга, менеджмента и других наук, необходимых для составления правильной картины развития туризма.
В данной дипломной работе была собрана информация о наиболее часто применяемых методах прогнозирования и планирования, включая количественные и качественные методы. На основе этих методов, статистических данных с официальных источников Российской Федерации и планам развития туризма как в целом по стране, так и по отдельным регионам был составлен план развития внутреннего и въездного туризма в Республике Татарстан. Благодаря собранным статистическим данным и количественным методам прогнозирования были составлены прогнозы на краткосрочный и среднесрочный период по основным показателям развития туристской индустрии в Республике Татарстан.
В первой главе дипломной работы была дана общая информация о методах прогнозирования и планирования, предоставлены наиболее часто встречаемые модели прогнозирования для краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного прогнозирования, так же приведены примеры моделей прогнозирования, использующие закономерности падения тренда, учитывающие сезонность и другие факторы, которые могут меняться в зависимости от времени года или иных условий.
Во второй главе на основе планов Государственного комитета Республики Татарстан по туризму был создан общий план развития въездного и внутреннего туризма Республики Татарстан. По плану все основные показатели роста туристской индустрии в республике к 2025 году вырастут минимум в два раза. Исходя из плана, можно учесть, что Республика Татарстан имеет широкие возможности для развития, городского, сельского, круизного и других видов туризма. В зависимости от распределения бюджета и вложенных инвестиций создан план создания бренда и рекламной кампании по увеличению привлекательности г. Казани, как по Российской Федерации, так и за рубежом.
В третьей главе проведены расчеты на основе моделей прогнозирования, описанных в первой главе данной дипломной работы. Было использовано 20 различных количественных методов прогнозирования по основным показателям, например, объем предоставленных платных туристических услуг, инвестиции в основной капитал, численность иностранных граждан, численность мест в коллективных местах размещения. Прогноз по объему платных туристических услуг был расписан более подробно для более глубокого понимания в сути проведенных расчетов. По полученным прогнозам можно заключить, что на основе данных предыдущих лет туризм в Республике Татарстан покажет стабильный рост без резких скачков при том же уровне поддержки и финансирования.
Подводя итог к проделанной работе, можно сказать, что прогнозирование - не панацея, и не определит точного состояние будущего, но поможет спланировать и построить свою деятельность так, чтобы с наиболее большей выгодой и с наименьшими потерями пережить трудные времена. Прогнозирование поможет выявить цели и задачи, то есть стратегию и тактику, которые помогут выжить в море нестабильности и конкуренции.
1. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.07.2014, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму
2. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.06.2015, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму
3. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» , Федеральное агентство по туризму
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы, Федеральное агентство по туризму
5. План работы Федерального агентства по туризму на I полугодие, Федеральное агентство по туризму
6. Отчет Федерального агентства по туризму за IV квартал 2016 года, Федеральное агентство по туризму
7. Отчет о деятельности Государственного комитета Республики Татарстан по туризму за 2015 год, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму
8. Итоги работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму за 2015 год, Государственный комитет
Республики Татарстан по туризму
9. Мастер-План развития туризма Республика Татарстан , Экономический потенциал, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму
10. Концепция развития внутреннего и въездного туризма в Волжско- Камском бассейне Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму
11. Концептуальный проект «Аттракционы семейного развлекательно-образовательного тематического парка» , Г осударственный комитет Республики Татарстан по туризму
12. Основные статистические показатели туристской отрасли Республики Татарстан за 2014 год, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму
13. Отдельные показатели деятельности гостиниц и аналогичных средств размещения в 2014 году, Федеральная служба государственной статистики
14. Численность работников КСР и турфирм за 2014 год, Федеральная служба государственной статистики
15. Объем платных услуг и инвестиции в 2014 году, Федеральная служба государственной статистики
16. Сводные статистические данные за 2009-2014 год, Федеральная служба государственной статистики
17. Акимова, О.Е. Государственно-частное партнёрство как инструмент развития индустрии туризма в Российской Федерации / О.Е. Акимова, С.К. Волков // Региональная экономика: теория и практика. - 2012.
18. Волков, С.К. Развитие агротуризма как фактор повышения конкурентоспособности сельской территории / С.К. Волков // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013
19. Волков, С.К. Российская Федерация как туристское направление: проблемы продвижения и пути решения / С.К. Волков // Региональная экономика: теория и практика. - 2013
20. Волков, С.К. Перспективы развития регионального рынка туристских услуг в контексте вступления России в ВТО / С.К. Волков // Региональная экономика: теория и практика. - 2013
21. Геец, В. М. Отраслевое прогнозирование: методический и организационный аспекты / В. М. Геец. — Киев: Наукова думка, 1990. Nations World Tourism Organization. — Mode of access: . — Date of access: 10.08.2014.
22. Гринева В.М., Государственное регулирование экономики, с. 31-41
23. М.: Городец. А. К. Голиченков,Экологическое право России: словар ь юридических терминов, 2008, с.158.
24. С.И. Головань, М.А. Спиридонов, Бизнес-планирование и инвестирование,Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 302 с. http: //planovik.ru/invest/p43/4_1_4 .htm
25. Котлер Ф. Приспособленческая маркетинговая стратегия. Маркетинг. Менеджмент. СПб., 1999.
26. Лапыгин, Ю. Н. Экономическое прогнозирование: учеб. пособие / Ю. Н. Лапыгин, В. Е. Крылов, А. П. Чернявский; под ред. Ю. Н. Лапыгина. — М.: Эксмо, 2009
27. Папирян Г.А. Международные экономические отношения.
Экономика туризма Розанова Л.Н. Развитие туризма в России: проблемы и перспективы / Л.Н.
28. .Розанова // Вестник ТИСБИ. - 2011.
29. Российская национальная библиотека, Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике, 2011г., с.238
30. Суркова О.А. Перспективы, тенденции и факторы, влияющие на развитие внутреннего туризма в России / О.А. Суркова // Terra Economicus. - 2009
31. Уемов, А. И. Логические основы метода моделирования / А.И. Уемов. — М.: Рипол Классик
32. Федько В., Бондаренко В. Базовые аспекты маркетинга в туризме//Практический маркетинг. № 99 (5.2005).
33. Формирование стратегии развития туристической отрасли на основе кластерного подхода / И.А. Морозова, С.К. Волков, Н.П. Яковенко, О.В. Орлова // Аудит и финансовый анализ. - 2013
34. Внутренний туризм продемонстрировал рост 02/03/2016, Федеральное агентство по туризму
35. Ростуризм прогнозирует дальнейший рост въездного туризма в 2016 году 02/08/2016, Федеральное агентство по туризму
36. Правительство РФ опубликовало поручения по итогам проведенного 5 января Дмитрием Медведевым совещания по развитию внутреннего туризма 25/01/2016, Федеральное агентство по туризму
37. Внутренний и въездной туризм в будущее смотрят уверенно 18/01/2016,Федеральное агентство по туризму
38. Глава Ростуризма предложил включить мероприятия по развитию туризма в стратегию социально-экономического развития России до 2030 года 19/02/2016, Федеральное агентство по туризму
39. UNWTO Tourism Highlights: 2013 edition [Electronic resource] // UNWTO ELibrary. — Mode of access: . — Date of access: 08.08.2014.
40. .UNWTO Tourism Highlights: 2014 edition [Electronic resource] // United
41. UNWTO Tourism Highlights: 2015edition [Electronic resource] // United
42. Тренды развития туризма в России[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //sovman.ru/all-numbers/archive-2014/j une2014/item/253-trends- of-tourism-and-hospitality-industry-development-in-russia.html
43. Количество мест размещения[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.moscowhotels.ru
44. Развитие коллективных мест размещения в России[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sovman.ru/all-numbers/archive- 2014/june2014/item/253-trends-of-tourism-and-hospitality-industry- development-in-russia.html
45. Методы прогнозирования[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fksit.tsu.tula.ru/tig_general.php
46. Количественные методы прогнозирования[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://referats.allbest.ru/sport/9000189901.html