Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экологическое воспитание старших школьников в учебно-воспитательном процессе (Методика обучения и воспитания по профилю подготовки экология, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет)

Работа №85005

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы38
Год сдачи2022
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
133
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит теоретический характер.

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы экологического воспитания школьников 5
1.1 Значение экологического воспитания в формировании личности школьника 5
1.2 Сущность экологического воспитания школьников 10
1.3 Цели и задачи воспитания экологической культуры 14
1.4 Методы и формы экологического воспитания 18
Глава 2 Организация экологического воспитания 24
2.1 Информационно-методическое обеспечение экологического воспитания школьников в урочной деятельности 24
2.2 Внеклассная работа как одна из форм экологического воспитания в школе 29
Заключение 34
Список использованных источников 36


Понятие экологического образования и воспитания в России закреплено в нескольких официальных документах. В «Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования» есть пункт о формировании основ экологической культуры у школьников. Экологическая культура, развитие экологического образования и воспитания прописаны в Указе «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» . Экологическое просвещение декларируется и в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ. Им должны заниматься, помимо образовательных учреждений, также СМИ, местное самоуправление и учреждения культуры. Все эти нормы носят скорее рекомендательный характер, поэтому в российских школах не сложилась устойчивая практика экологического образования. Ожидается, что экологическая культура у школьников формируется через смежные с экологией предметы или внеклассную деятельность.
Степень изученности проблемы. Проблема экологического воспитания раскрыта в работах И.Д. Зверева, С.Н. Николаевой, В.А. Сухомлинского и др. Значение экологического воспитания в формировании личности школьника определено в исследованиях В.С. Антоновой, Н.Г. Бобровой, Е.А. Захаровой и др. Активные методы экологического воспитания в урочной и во внеурочной деятельности предложены Н.С. Калиновской, М.С. Никитиной, Н.Н. Ротозей и др.
Цель исследования – изучить проблемы организации экологического воспитания старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть значение экологического воспитания в формировании личности школьника.
2. Определить сущность экологического воспитания, цели и задачи.
3. Описать особенности формирования экологической культуры у старшеклассников.
4. Охарактеризовать методические аспекты организации экологического воспитания старшеклассников в урочной и во внеурочной деятельности.
Объект исследования – процесс экологического воспитания старшеклассников.
Предмет исследования – проблемы организации экологического воспитания старшеклассников в урочной и во внеурочной деятельности.
Методы: анализ научных источников, изучение опыта практикующих педагогов, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение.
Структура: введение, две главы, заключение, список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На экологическое образование в школах сильно повлияла пандемия. Когда школьники ушли на удаленный формат обучения, отменились все экопросветительские мероприятия, а экоуроки отошли на второй план. Сегодня экологическое просвещение школьников зависит во многом от инициативы отдельных учителей и директоров. Если в школе появляется предмет «экология», то он будет лишь дисциплиной по выбору. Но чтобы появилась такая возможность, учитель должен проявить личное желание и приложить усилия.
Знания, полученные на уроках, не могут стать основой устойчивого развития общества. Необходимо научить детей чувствовать красоту природы и боль при виде её гибели. Знания, которые не прошли через эмоции, чувства, не перейдут в навыки, не станут нормой поведения, частью мировоззрения, сознанием. Поэтому необходимо использовать, учитывая возрастные особенности школьников, разнообразные формы, методы, приёмы и средства в своей работе, которые воздействуя на эмоциональную и чувственную сферы личности, способствуют формированию экологического сознания. Это такие разновидности уроков, как: урок-дискуссия, урок-лекция, урок-семинар, урок-конференция, урок-экскурсия, исследовательский урок и т.д.
Обучить школьника экологии только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы вне урока. Внеурочную деятельность нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию. Внеурочная деятельность – это целенаправленный процесс развития личности и обучения посредством оказания дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в интересах человека. Очень важно, чтобы учитель постоянно искал новые, эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе. Школа как центральная система экологического воспитания школьников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы экологической деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе. Чтобы экологическое воспитание школьников стало полным, в работу включаются кружки, факультативы, тематические клубы в учебных, а также во внешкольных заведениях. Чтобы выработать у подрастающих граждан свой экологический стиль мышления, экологическую культуру педагогическая работа должна проводиться планомерно и комплексно.



1. Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // СЗ РФ. – 2012. – № 12. – Ст. 4879.
2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 2687.
3. Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 года №176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. – 2017. – № 5. – Ст. 5427.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г. // СЗ РФ. – 2012. – № 6. – Ст. 3156.
5. Аллаяров, М. Ж. Особенности экологического воспитания в школах / М. Ж. Аллаяров // В сборнике: Традиции и инновации в развитии АПК. Материалы международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 654-658.
6. Антонова, В. С. К вопросу экологического воспитания учащихся средней и высшей школы / В. С. Антонова // В сборнике: Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. сборник статей. – Москва, 2020. – С. 57-60.
7. Боброва, Н. Г. Экологическое образование и воспитание старшеклассников на основе деятельностного подхода / Н. Г. Боброва // В сборнике: Современные подходы к работе с высокомотивированными старшеклассниками. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. – 2016. – С. 27-31.
8. Глушкова, М. Г. Экологическое воспитание старшеклассников через проектную деятельность / М. Г. Глушакова // В сборнике: Инновации в естественнонаучном образовании. VII Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция. Ответственный редактор: Т.В. Голикова. – 2014. – С. 216-218.
9. Диканова, Е. Г. Практико-ориентированное экологическое воспитание старшеклассников / Е. Г. Диканова // Вестник научных конференций. – 2019. –№ 12-3 (52). – С. 13-14.
10. Дербышева А.Н. Проблемы экологического воспитания в современной школе / А. Н. Дербышева // В сборнике: Географическая наука, туризм и образование: современные проблемы и перспективы развития. Материалы VIII Всероссийской научно-методической конференции. – 2019. – С. 90-92.
11. Запольская, Т. Е. Роль школы в экологическом воспитании школьников / Т. Е. Запольская // Вестник научных конференций. – 2020. – № 7-2 (59). – С. 50-51.
12. Захарова, Е. А. Формирование экологического воспитания у обучающихся в общеобразовательной школе / Е. А. Захарова // Школьная педагогика. – 2017. – № 3 (10). – С. 17-19.
13. Зверев, И. Д. Цели природоохранительного просвещения в школе / И. Д. Зверев // Краеведческая работа в школе. – Москва: АСТ, 2015. – 225 с.
14. Исматдинов, А. М. Формирование экологического образования и воспитания учащихся / А. М. Исматдинов // Вестник Бохтарского государственного университета имени Носира Хусрава. Серия гуманитарных и экономических наук. – 2019. – № 1-3 (65). – С. 117-120.
15. Калиновская, Н. С. Экологическое воспитание школьника в условиях современной школы / Н. С. Калиновская // В сборнике: Экологическое образование сегодня. Взгляд в будущее. Сборник материалов и докладов V Всероссийской научно-практической конференции по экологическому образованию. Под общ. ред. В.А. Грачева. – 2018. – С. 596-598.
16. Козлова, Д. Н. Экологическое воспитание учащихся в образовательном процессе школы / Д. Н. Козлова // В сборнике: Теория и практика общественного развития в свете современного научного знания. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Ответственный редактор Г.В. Мысенко. – 2017. – С. 131-132.
17. Маковецкая, Д. С. Актуальные аспекты экологического воспитания в условиях современной школы / Д. С. Маковецкая // В сборнике: Наука в современном информационном обществе. Материалы XIV международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 35-37.
18. Маленкова, А. С. Опыт взаимодействия школы и вуза в решении проблем экологического образования и воспитания / А. С. Маленкова // В сборнике: Экология и природопользование: прикладные аспекты. VI Международная научно-практическая конференция. – 2016. – С. 221-225.
19. Никитина, М. С. Экологическое воспитание обучающихся основной школы / М. С. Никитина // В сборнике: Социально-гуманитарное знание: поиск новых перспектив. Материалы XII Всероссийской научно‐практической конференции . Под редакцией Н.В. Розенберг. – 2019. – С. 221-226.
20. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб.пособие для студ.пед.вузов / С. Н. Николаева. – Москва: Академия, 2012. – 336 с.
21. Оказова, З. П. Основы воспитания положительного отношения учащихся к природе / З. П. Оказова // Известия Чеченского государственного педагогического университета Серия 1. Гуманитарные и общественные науки. –2019. – Т. 24. № 2 (26). – С. 117-122.
22. Олькова, Л. Д. Экологическое сознание как проблема психолого-педагогического исследования / Л. Д. Олькова // Педагогика. – 2018. – №1. – С. 41-46.
23. Петровская, Е. Н. Экологическая культура школьников / Е. Н. Петровская. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2017. – 210 с.
24. Ротозей, Н. Н. Внеурочная деятельность как способ формирования экологического воспитания учащихся средней школы в рамках ФГОС ООО / Н. Н. Ротозей // В сборнике: Наука сегодня: проблемы и пути решения. материалы международной научно-практической конференции : в 3 частях. – 2018. – С. 49-51.
25. Скуднова, Т. Д. Развитие экологической культуры старшеклассников в контексте аксиологического подхода / Т. Д. Скуднова // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2019. – № 1. – С. 131-135.
26. Суворова, О. С. Проблема экологического образования и воспитания в школе и пути её решения / О. С. Суворова // В книге: Гагаринские чтения – 2018. Сборник тезисов докладов XLIV Международной молодёжной научной конференции. – 2018. – С. 102-103.
27. Сухомлинский, В. А. Педагогика В. А. Сухомлинский. – Москва : Академия, 2006. – 458 с.
28. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – Москва : Просвещение, 1986. – 268 с.
29. Тешебаев, А. К. Экологическое воспитания старшеклассников через краеведческой деятельности на примере Баткенской области / А. К. Тешебаев // Вестник Ошского государственного университета. – 2020. – № 1-4. – С. 241-245.
30. Шайкин, Р. В. Современные проблемы экологического воспитания старшеклассников / Р. В. Шайкин // В сборнике: Актуальные проблемы социально-экономического развития предприятий, отраслей, комплексов. Материалы международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 177-183.
31. Чикенева, И. В. Педагогические условия формирования экологической культуры старшеклассников / И. В. Чикенева // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-1. – С. 378-381.
32. Филонова, А. В. Экологическое воспитание в школе / А. В. Филонова // Вестник научных конференций. – 2017. – № 4-2 (20). – С. 113-115.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ