Экологическое воспитание старших школьников в учебно-воспитательном процессе (Методика обучения и воспитания по профилю подготовки экология, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет)
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы экологического воспитания школьников 5
1.1 Значение экологического воспитания в формировании личности школьника 5
1.2 Сущность экологического воспитания школьников 10
1.3 Цели и задачи воспитания экологической культуры 14
1.4 Методы и формы экологического воспитания 18
Глава 2 Организация экологического воспитания 24
2.1 Информационно-методическое обеспечение экологического воспитания школьников в урочной деятельности 24
2.2 Внеклассная работа как одна из форм экологического воспитания в школе 29
Заключение 34
Список использованных источников 36
Понятие экологического образования и воспитания в России закреплено в нескольких официальных документах. В «Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования» есть пункт о формировании основ экологической культуры у школьников. Экологическая культура, развитие экологического образования и воспитания прописаны в Указе «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» . Экологическое просвещение декларируется и в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ. Им должны заниматься, помимо образовательных учреждений, также СМИ, местное самоуправление и учреждения культуры. Все эти нормы носят скорее рекомендательный характер, поэтому в российских школах не сложилась устойчивая практика экологического образования. Ожидается, что экологическая культура у школьников формируется через смежные с экологией предметы или внеклассную деятельность.
Степень изученности проблемы. Проблема экологического воспитания раскрыта в работах И.Д. Зверева, С.Н. Николаевой, В.А. Сухомлинского и др. Значение экологического воспитания в формировании личности школьника определено в исследованиях В.С. Антоновой, Н.Г. Бобровой, Е.А. Захаровой и др. Активные методы экологического воспитания в урочной и во внеурочной деятельности предложены Н.С. Калиновской, М.С. Никитиной, Н.Н. Ротозей и др.
Цель исследования – изучить проблемы организации экологического воспитания старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть значение экологического воспитания в формировании личности школьника.
2. Определить сущность экологического воспитания, цели и задачи.
3. Описать особенности формирования экологической культуры у старшеклассников.
4. Охарактеризовать методические аспекты организации экологического воспитания старшеклассников в урочной и во внеурочной деятельности.
Объект исследования – процесс экологического воспитания старшеклассников.
Предмет исследования – проблемы организации экологического воспитания старшеклассников в урочной и во внеурочной деятельности.
Методы: анализ научных источников, изучение опыта практикующих педагогов, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение.
Структура: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
На экологическое образование в школах сильно повлияла пандемия. Когда школьники ушли на удаленный формат обучения, отменились все экопросветительские мероприятия, а экоуроки отошли на второй план. Сегодня экологическое просвещение школьников зависит во многом от инициативы отдельных учителей и директоров. Если в школе появляется предмет «экология», то он будет лишь дисциплиной по выбору. Но чтобы появилась такая возможность, учитель должен проявить личное желание и приложить усилия.
Знания, полученные на уроках, не могут стать основой устойчивого развития общества. Необходимо научить детей чувствовать красоту природы и боль при виде её гибели. Знания, которые не прошли через эмоции, чувства, не перейдут в навыки, не станут нормой поведения, частью мировоззрения, сознанием. Поэтому необходимо использовать, учитывая возрастные особенности школьников, разнообразные формы, методы, приёмы и средства в своей работе, которые воздействуя на эмоциональную и чувственную сферы личности, способствуют формированию экологического сознания. Это такие разновидности уроков, как: урок-дискуссия, урок-лекция, урок-семинар, урок-конференция, урок-экскурсия, исследовательский урок и т.д.
Обучить школьника экологии только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы вне урока. Внеурочную деятельность нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию. Внеурочная деятельность – это целенаправленный процесс развития личности и обучения посредством оказания дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в интересах человека. Очень важно, чтобы учитель постоянно искал новые, эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе. Школа как центральная система экологического воспитания школьников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы экологической деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе. Чтобы экологическое воспитание школьников стало полным, в работу включаются кружки, факультативы, тематические клубы в учебных, а также во внешкольных заведениях. Чтобы выработать у подрастающих граждан свой экологический стиль мышления, экологическую культуру педагогическая работа должна проводиться планомерно и комплексно.