ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ КАК ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ 6
1.1 Теоретические аспекты феномена
неблагополучной семьи 6
1.2 Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание
ребенка 15
1.3 Содержание работы социального педагога в школе 25
Выводы по первой главе 31
Глава 2. ЭМПРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В ШКОЛЕ 32
2.1 Организация эмпирического исследования 32
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 39
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Семья как социальная ячейка общества имеет специфически тонкую структуру, которая поддается влиянию общества. Но восприимчивость семьи к такому давлению полностью зависит от индивидов, входящих в нее. Семья может быть, как полностью открытой для получения информации извне, так и закрытой, преимущественно не изменяя свой порядок и уклад жизни от перемен окружающей действительности. Поэтому каждая семья нуждается в особом подходе к ней, и прежде чем выработать какие-либо социальные технологии воздействия на объект, нужно досконально изучить его сущность и структуру, особенности функционирования в современном обществе и направленность развития. [13]
На современной стадии развития общества происходит снижение внимания к проблемам воспитания нового поколения, что привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, ранее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, и все это как следствие неблагополучия в семье. Кризисные моменты семьи, отрицательно влияют на воспитание ребенка, порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жестокость и насилие в последующем. Именно поэтому следуют начинать работать с семьей, как можно раньше, включаясь и корректируя развитие семейных отношений. [35]
Однако существует проблема между необходимостью оказать социальную помощь неблагополучным семьям и недостаточной степенью разработанности этого направления социальной работы, как в теории, так и на практике.
Исходя из вышесказанного, выбрана тема работы: «Социальный работник в работе с неблагополучными семьями в школе»
Целью нашей работы является изучение работы социального
сотрудника с неблагополучной семьей.
Предмет исследования: социальная работа с неблагополучными
семьями.
Объект исследования: родители и дети неблагополучных семей.
Гипотеза исследования: коррекционная работа социального
сотрудника ведет к более желательному варианту развития отношений в семье.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты феномена неблагополучной семьи;
2. Охарактеризовать влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка;
3. Раскрыть содержание работы социального педагога в образовательной организации;
4. Проанализировать опыт работы социального педагога с неблагополучными семьями;
5. Создать и апробировать программу профилактики семейного неблагополучия.
Теоретическую основу составили исследования в области основных направлений социальной работы с неблагополучной семьей и социальных проблем П.Д. Павленка, Е.И. Холостовой. Различные способы оказания социальной помощи асоциальным семьям, а также критерии и показатели неблагополучных семей рассматривает в своих работах Н.Ф.Басов. М.А. Галагузова и Л.В Мардахаев в своих публикациях затрагивают проблемы социального сиротства и асоциальных семей. В публикациях В.И.Курбатова предлагаются новые модели работы с неблагополучной семьей.
Результаты исследования имеют как теоретическую, так и практическую значимость. Исследуемые данные могут быть использованы в дальнейших социальных работах в данной области, так как она не является до конца изученной и разработанной.
В практическом применении итоги исследования могут быть применены в дальнейших социальных разработках коррекционно-реабилитационной деятельности с неблагополучными семьями. Так как на сегодняшний момент разработано немногочисленное количество работ в области сложных семейных отношений.
Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования (анализ, обобщение),
психодиагностический метод с использованием тест-опросника
родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина, методы математической статистики с помощью критерия Т Вилкоксона.
Эмпирическая база исследования: респондентами в данном
исследовании являются родители и дети неблагополучных семей Тукаевского муниципального района в количестве 38 человек (19 семей).
Таким образом, неблагополучная семья - это такая семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод. Благополучие и неблагополучие в семье понятие относительное, так как именно от родительского отношения к ребенку зависит воспитание и развитие ребенка. [10]
Семья, по своей природе, является основой социализации ребенка, именно в ней закладываются фундаментальные функции и роли, необходимые в обществе. Семья - первый развивающий и воспитательный институт, влияние которого сохраняется на протяжении всей жизни. Поэтому так важн5 именно в детском возрасте заложить только утвердительные и положительные основы, для дальнейшего их развития и основания. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируется нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Для поддержания благополучия в семье и наблюдения учащегося в школе на помощь приходит социальный педагог. Он в общеобразовательной организации - главная личность по диагностике, коррекции и профилактики неблагополучия. Именно социальный сотрудник, оценив ситуации надлежащим образом, может в кооперация с другими коллегами решить запутанные вопросы неблагополучия семья. Оказать реальную, квалифицированную, всестороннюю и своевременную помощь детям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения.
Серьезные изменения требуют времени. Как на протяжении многих лет формировался дисфункциональный способ поведения членов семьи, так не за один день семья перестраивается и начинает пробовать жить иначе. Человек должен созреть для изменений, а это долгий процесс, причем большая часть этого процесса происходит во внутреннем мире человека, не проявляясь поначалу внешне. [18]
Так, проведя исследование на родителях и учащихся МБОУ «Калмашская СОШ» ТМР в количестве 38 человек, нами выявлено, что многие родители из неблагополучных семей относятся к своему ребенку, как плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, дурных наклонностей. Наблюдается межличностная дистанция в общении с ребенком. Проведена программа «Взгляд в будущее», целью которой является развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в социально-опасном положении и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей. После проведения программы, мы можем сказать, что родители больше стали уважать индивидуальность ребенка, симпатизировать ему. Им нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель стремится проводить больше времени вместе с ребенком. Рано говорить об устойчивости изменений: требуется значительный период времени для того, чтобы новые способы поведения стали привычными. На этом пути возможны «срывы», возвраты к старому, которые не следует расценивать как тщетность всех приложенных усилий. Возможно, это временный откат назад, вызванный какими-либо неблагоприятными обстоятельствами. И наше дело в этом случае - вновь анализировать ситуацию, делать выводы и продолжать работу.
Итоговым результатом явилось снижение показателей социального неблагополучия в части семей, а также повышение родительского интереса к взаимодействию с социальным педагогом и совместной работе над устранением внутрисемейных проблем. Поэтому, можно сказать, что социальная работа педагога является неотъемлемой частью социализации неблагополучной семьи.
Таким образом, гипотеза была доказана. Задачи, которые перед нами были поставлены, в процессе работы над исследованием социальной работы в школе были успешно решены.
1. Агапов Е. П. История социальной работы: учеб. пособие. - М.: Дашков и К°: Академцентр, 2014. - 324 с.
2. Агапов Е. П. Теория социальной работы: учеб. Пособие. - М.: Дашков и К°, Ростов на-Дону: Наука-Спектр, 2010. - 354 с.
3. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. - М.: Вита Нова, 1985. - 238с.
4. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - М.: Логос, 2015. - 234 с.
5. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. Пособие - СПб.: Речь,
2004. - 244 с.
6. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. - М.: Просвещение, 2003. - 320 с.
7. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 2000. - 280 с.
8. Болотова А.К. Психологические аспекты развития самооценки. - М.: Симпозиум, 2010. - 410 с.
9. Бочкарёва Г. П. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: КноРус, 2015. - 320 с.
10. Василькова Ю. В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2001. - 321 с.
11. Вроно Е.М. Несчастливые дети - трудные родители. - М.: Семья и школа, 2014. - 128 с.
12. Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств. - М.: Верона,
2004. - 124 с.
13. Галагузова М.А. К проблеме влияния распада семьи на детей до-школьного возраста. Семья и формирование личности. - М.: Альтернатива,
2005. - 241с.
14. Галагузова М.А. Социальная педагогика. - М.: Время, 2013. - 278 с.
15. Гаранина Т. П. Как работать с проблемной семьей? - М.: Дрофа, 2007. - 278 с.
16. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: Книжный сад, 20013. - 238 с.
17. Горшкова Л. Расколотая чаша. Мой ребенок. - Киров: Колос, 2005. - 23 с.
18. Гурко Т.А. Программа социальной работы с неблагополучными семьями. - М.: Альфа-книга, 2012. - 159 с.
19. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неблагополучной семье. - М.: Лабиринт, 2013. - 329с.
20. Дементьева Н.В. Технология индивидуальной работы с детьми и
подростками из неполных семей.Социальная педагогика: новые
исследования Вып.1 - М.: Институт педагогики соц. работы., 2002. - 45 с.
21. Дубровина И.В. Психология. - М.: Академия, 2015. - 450 с.
22. Ершова Н. М. Воспитание детей в неполной семье. - М., 2008. - 98 с.
23. Зацепин В. И. Семья. Социально-психологические и этические проблемы. - М.: Лабиринт, 2015. - 121с.
24. Здравомыслов О.М. Российская семья на европейском фоне. - М.: Эдиториал, 2008. - 176 с.
25. Иванова А. Изучение особенностей воспитания в семьях. Воспитание школьников. - М: Лабиринт, 2013.- 123с.
26. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М. КноРус: 2004. - 325 с.
27. Кондратенко В.Т. По лабиринтам души подростка. М.: Миленниум, 2011. - 431 с.
28. Костенко М.А. Помогая неполной отцовской семье //
Отечественный журнал социальной работы. - М., 2012. - №1. - 87с.
29. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы:
Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. - 92 с.
30. Марова 3. Ребенка воспитывает одна мать. - М.: Прогресс, 2015. - 68 с.
31. Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье. - М.: Прогресс, 2015. - 98 с.
32. Наумчик В.Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент. - М.: Лабиринт, 2001. - 321 с.
33. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: КноРус, 2004. - 341 с.
34. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования.
- М.: Время, 2013. - 456 с.
35. Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования. - М.: Наука, 2004. - 189 с.
36. Реан А.А. Психология подростка. - Спб: Прайм-еврознак, 2015. - 341с.
37. Ремшмидт X. О. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир, 2014. - 416с.
38. Родионова Д. Е. Самооценка подростков. Методы коррекции самооценки. - М: Время, 1999. - 91 с.
39. Соловьев Н. Отец в современной семье, как предмет
социологического исследования. - Вильнюс: Эксмо, 1998. - 114 с.
40. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей - М.: Лабиринт, 2014. - 219 с.
41. Фигдор Г. Дети разведенных родителей. - М.: Время, 2015. - 376 с.
42. Фролов Ю.И. Психология подростка. М.: Российское
педагогическое агентство, 2009. - 321 с.
43. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. - М.: Лабиринт, 2004. - 351 с.
44. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы.
- М.: Эксмо,2003. - 224 с.
45. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: учеб. пособие. - М.: Дашков и К°, 2010. - 322 с.
46. Холостова Е.И. Технологии социальной работы.- М.: Время, 2000. - 320 с.
47. Хухлаева О.В. Личность подросток. - М.: Академия, 2010. - 412 с.
48. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. - М.: Владос, 2003. - 283 с.
49. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Время, 2002. - 452 с.
50. ШнейдерЛ.Б. Психология семейных отношений. - М.: Лабиринт, 2010. - 516 с.