ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА 8
1.1. Нормативно-правовые основы социальной поддержки
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 8
1.2. Сущность и содержание подходов готовности к профессиональному самоопределению воспитанников детского дома. 14
1.3. Основные направления социально-профориентационной
работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в условиях детского дома 17
Выводы по первой главе 28
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА 31
2.1. Основные направления работы по организации
профориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома 31
2.2. Эмпирическое изучение профориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома 38
Выводы по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Актуальность исследования. Подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни - основная задача учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из направлений воспитания является работа по профессиональной ориентации детей. В современных условиях вопросы профориентации детей-сирот детерминированы как объективными, так и субъективными факторами. Объективно ускоряются темпы развития рыночных отношений, обостряются конкурентные отношения, возникают кризисные явления, ослабляющие социальную защищенность различных категорий населения, и прежде всего детей-сирот. К субъективным факторам можно отнести личностные особенности детей-сирот, осложняющие их выход в конкурентную профессиональную среду, обусловленные лишением ребенка материнской заботы и организацией жизнедеятельности детей в детском доме. Условиями конкурентоспособности детей-сирот являются востребованная профессия, социально-трудовая компетентность, адаптивность. Очевидно, что успешность детей-сирот в будущей трудовой деятельности определяется в значительной степени качеством организации их профессиональной ориентации.
Существенное значение для определения ведущих позиций данной работы имели работы, посвященные особенностям развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома. В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых детально описаны явление психической депривации, вопросы ответственности ребенка-сироты за собственное будущее. Различным аспектом социального воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, посвящены работы В.С. Мухиной, Л.М. Шипицыной, Л.В. Байбородовой, Е.О. Гордиевской, Е.М. Старобиной, Л.Н. Серебренниковым, А.П. Чернявской исследованы психолого¬педагогические особенности детей-сирот, которые должны быть учтены в процессе их профессиональной ориентации. Различные вопросы профессионального самоопределения и профориентации раскрыты в трудах Э.Ф. Зеера. Психологическая сущность профессиональной ориентации раскрыта в работе Е.А. Климова.
Утвержденная в 1994 году президентская программа «Дети России», включающая в качестве одной из целевых программ «Дети-сироты», также направлена на создание условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, находящихся в особо трудных условиях, обеспечение их социальной защиты.
Поэтому одной из центральных задач в области защиты прав и интересов детей является формирование их жизненного и профессионального самоопределения.
Несмотря на то, что в настоящее время общество все в большей степени обращает внимание на проблему сиротства, психолого-педагогическое ее решение в плане формирования и развития жизненного и профессионального самоопределения детей-сирот еще далеко от завершения. Возможно, в какой-то мере данную проблему удается решить с помощью семейных детских домов, эксперимент с которыми приобретает в нашей стране все более широкие масштабы. Однако реальность такова, что традиционные детские дома и школы-интернаты еще долго будут наиболее распространенной формой обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К тому же, возможности совершенствования их работы по профессиональной ориентации, обеспечивающей осознанный самостоятельный жизненного пути, формированию их социально-профессиональной мобильности, еще далеко не исчерпано.
Вопросы профориентации детей-сирот исследуются в науке и решаются в практической деятельности детских учреждений. В теории
описаны психологические особенности детей-сирот, которые необходимо учитывать при профессиональной ориентации, особенности их самоопределения, комплекс психологических и социально-педагогических мер, направленных на подготовку к сознательному выбору профессии. Изучение практической деятельности учреждений для детей-сирот показывает, что профориентации отводится значительная роль: для обучения детей-сирот различным профессиональным навыкам
используются мастерские, комнаты социально-бытовой ориентировки, возможности социальных партнеров. Такая работа для детских домов традиционна и достаточно хорошо отлажена.
Возможности профориентации детей-сирот значительно
расширяются за счет участия общества в этой работе. Профориентацией детей-сирот занимаются общественные организации, волонтерские движения, частные фонды. Активизация общественного влияния заставляет искать эффективные способы взаимодействия государства и общества в решении проблемы профориентации детей-сирот и создавать целостные модели их совместной деятельности, обеспечивающей результативное решение обозначенной проблемы не только на уровне отдельных детских учреждений для детей-сирот, а на муниципальном уровне.
Таким образом, сложились предпосылки для дальнейшего развития научного направления в области профессиональной ориентации детей-сирот.
Ежегодно, по данным Министерства образования и науки РФ, из учреждений для детей-сирот выпускается около 13 тысяч детей, из них 95% продолжает обучение в учреждениях начального, среднего и высшего профобразования, и только около 5% устраивается на работу.
Цель данной работы - выявление содержания профориентации детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома.
Объект работы: процесс профориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома.
Предмет работы: содержание профориентационной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в условиях детского дома.
Поставленной цели соответствует выполнение следующих задач:
- теоретический анализ литературы по проблеме профориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома;
- рассмотрение сущности профессиональной ориентации детей-сирот, находящихся на воспитании в детском доме;
- анализ нормативно-правовой базы профориентации воспитанников детского дома;
- анализ полученных данных в результате эмпирического
исследования.
Гипотеза исследования: система профессиональной ориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома будет более эффективно способствовать интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в социально-профессиональную среду, если:
- выявлены особенности процесса профессионального самоопределения, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома, критерии и уровни готовности воспитанников к профессиональному самоопределению;
- создана и реализована организационно-педагогическая модель формирования готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома к профессиональному самоопределению.
Теоретической базой исследования послужили философский и психологический аспекты теории личности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Э.Фромм и др.).
В данной работе были использованы методики исследования: Опросник тревожности (Ч.Спилбергер), методика В. Б. Успенского «Готовность подростков к выбору профессии», Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема состоит не столько в том, чтобы формально закрепить те или иные нормы, регулирующие права и обязанности субъектов, сколько в том, чтобы создать и обеспечить эффективное функционирование правовых механизмов, позволяющих субъекту реализовать максимум своих правовых возможностей. Более того, менее защищенные индивиды, в том числе дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны получать правовую и социальную защиту со стороны государства.
Государственная власть, являясь разновидностью публичной власти, в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляет основные полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Конституция РФ определяет правовые нормы лишь общего характера, при этом их конкретное содержание и механизм реализации остаются неразработанными в части защиты прав и интересов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Конституционно-правовой статус несовершеннолетнего, лишенного родительского попечения не закреплен в Конституции РФ отдельной статьей. В силу специфических возрастных особенностей, характеризующих статус ребенка, данное обстоятельство можно расценивать как упущение, правовой пробел, свидетельствующий о низкой гарантированности и слабой защищенности прав и интересов российских детей, а детей, лишенных попечения родителей, - особенно.
Сиротство - это социальное явление, которое обусловлено наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие различных социальных факторов. К данным факторам могут быть отнесены: лишение родительских прав обоих родителей либо единственного родителя, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда также относят детей, родители который не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях и в установленном законом порядке дали согласие на их усышовление (удочерение).
Дети-сироты как массовое явление современного общества должны отдельно рассматриваться законодателями на федеральном и региональном уровнях сразу в нескольких аспектах: приоритетное устройство в замещающие семьи; внеочередное обеспечение жильем в полном объеме: квотирование мест в общеобразовательный учебный заведениях РФ различного уровня; квотирование рабочих мест на предприятиях и в учреждениях различный форм собственности и др.
В педагогике понятие «готовность» употребляется в контексте деятельности специалиста по отношению к его практическим умениям (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин).
Профессиональное самоопределение составляет существенную часть жизненного самоопределения и весьма значимо для детей-сирот.
У воспитанников детского дома достаточно рано складышаются реалистические представления о своей будущей специальности, поэтому отношение к выбору профессии у них, как правило, непротиворечивое.
Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве профессий дети-сироты: не имеют достаточной информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Одним из важнейших направлений работы педагогического коллектива детского дома является организация деятельности по профессиональной ориентации воспитанников, решающей одну из важнейших задач социализации личности - задачу ее профессионального самоопределения.
Профессиональная ориентация - это система
психолого-педагогических, социально-экономических и медико¬
физиологических мероприятий, помогающих человеку, стоящему на пороге профессионального выбора, своевременно выбрать профессию с учетом объективных потребностей общества и своих индивидуальных особенностей.
Цель профессиональной диагностики состоит во всестороннем обеспечении обоснованного профессионального выбора на основе' изучения актуальных индивидуальных возможностей человека. В ее ходе решаются задачи по выявлению индивидуальных способностей и возможностей учащихся освоить те или иные виды профессиональной деятельности.
Профориентационная диагностика - это многоплановая работа, включающая в себя элементы медицинской, психологической и психофизиологической, социальной диагностики, отражающей основные аспекты профориентационной работы, поскольку практически любая трудовая деятельность предъявляет те или иные требования именно к этим системам человека.
Анализируя результаты исследования видно, что по шкале самооценки уровня тревожности Спилбергера данные свидетельствует об оптимальном уровне напряженности, адекватной мотивации и готовности к выполнению деятельности подростком.
По итогам констатирующего эксперимента большинство учащихся обеих групп показали средний уровень готовности к выбору профессии по методике В.Б. Успенского. Дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, имеют нечеткое представление о буршей профессиональной деятельности, при выборе буд щего вуза руководствуются совета м и друзей, либо выбирают по степени престижа учебного заведения.
Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили выявить следую щие проблем ы, преп ятств ю щ ие форм иров а н и ю готов нос и старшеклассников к выбору профессии: большинство старшеклассников учится из-за социальных мотивов («аттестат без троек», подготовка к ЕГЭ), также присутствуют мотивы престижа (чтобы поступить в вуз (любой), не ходить в армию и т.д.).
По дифференциально-диагностическому опроснику Е. А. Климова на первом месте у данной группы учащихся выступают интересы к типу профессии человек - человек. Из бесед с учащимися установлено, что они хотели бы работать с людьми, обучать, воспитывать, тренировать, лечить. Предметом труда здесь выступают люди, группы, коллективы. Варианты профессий, которые нравятся учащимся - врач, учитель, продавец, тренер и др.
1. Федеральный закон от 20.04. 96 года № 36-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 30 ноября 2011 года).
2. Федеральный закон от 21.12. 96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 07.06. 2000).
3. Федеральный закон от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно¬
эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 07.12. 2011).
4. Конвенция Международной организации Труда от 23.06.75 № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (по состоянию на 29 февраля 2012).
5. Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 96 г. № 1 «Об
утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» (ред. от 01.11. 2007).
6. Постановление Правительства РФ от 01.07.95 № 676 «Об
утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 10.03.2009).
7. Балакирева Э. Профессиологический подход к педагогическому образованию. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.
8. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2011. 511 с.
9. Булатов С. М., Оганян К. М. Диагностика индивидуально- психологических качеств личности в процессе общения. - М.: ГАСБУ, 2015.
10. Винтин И.А. Особенности социального самоопределения
старшеклассников // Социс. 2010. № 2. С. 86-93.
11. Гапоненко А. Технология профессионального успеха. - М.:
Просвещение, 2014.
12. Гордиевская Е., Старобина Е. Профессиональный выбор в процессе самоопределения детей сирот. - М.: РГУ им. И Канта, 2010.
13. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 2011. 144 с.
14. Головаха Е.И. К исследованию мотивации жизненного пути личности: техника «Каузометрии» / Е.И. Головаха, А.А. Кроник // Мотивация личности. Сборник научных трудов / Отв. ред. А.А. Бодалев. М.: Изд-во АПН СССР, 2013. С. 99-108.
15. Дармодехин С. Безнадзорность детей в России. - Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/sociology/00249206_0.html
16. Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и
поддержке. - Режим доступа: http:www.revolution.allbest.ru/sociology
/00009477_1.html.
17. Долгошеина И. Профессиональное самоопределение
воспитанников школы-интерната. - Режим доступа: http:www.miapp.ru// school_psychologist/ 1440-.html.
18. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Полиграф-сервис, 2013.
19. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. Сборник научных трудов / Отв. ред. И.В. Дубровина, М.И. Лисина. М.: Изд-во АПН СССР, 2010. С. 3-19.
20. Едигарян Р. А. Формирование положительной мотивации при
выборе профессии. - Режим доступа: http:www.v2pro.ru>sites/default...
professionalnyy_vybor.pdf.
21. Зеер Э. Психология профессий. - М.: Академический проект, 2013.
22. Карнозова Л.М. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации // Вопросы психологии. 2012. № 6. С. 75-82.
23. Кроник А.А. Каузометрия: Методы самопознания,
психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути / А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров. М.: Смысл, 2013. 284 с.
24. Кудрявцев Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т.В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова // Вопросы психологии. 2015. № 2. С. 51-59.
25. Климов Е. Введение в психологию труда. - М.: ЮНИТИ, 2012.
26. Климов Е. Психология профессионала. - М.: НПО «МОДЭК», 2010.
27. Кушнир С. Образовательная область «Технология» как средство актуализации социально - профессионального самоопределения школьников. - Режим доступа: http:www.totem.edu.ru/in-dex.phpoptionroom
28. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. 2011. №1. С. 57-66.
29. Лернер П. С. Профессионально-технические пробы как элективные курсы в профильном обучении. Инновационные педагогические технологии повышения интерактивности профильного обучения // Одаренный ребенок. - 2010. - № 6.
30. Лернер П. С. «Технология» в дополнительном образовании. Режим доступа: http:www.bim-bad.ru/biblioteka/artic-le_full.php?aid=1303
31. Мелехина С. И., Серебренников Л. Н. Элективные курсы и проекты в предпрофильной подготовке школьников. - Киров: КИПК и ПРО, 2012.
32. Мухина В. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Воспитание и развитие детей в детском доме. - М.: Изд-во педагогического общества России, 2011.
33. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. - СПб.: Питер, 2012.
34. Поваренков Ю.П. Профессиональное самоопределение как психологический механизм профессионального становления личности // Реалии и перспективы психологической науки и практики в российском обществе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Набережные Челны, 2010. С. 59-64.
35. Поваренков Ю.П. Системогенетический анализ
профессионального самоопределения личности // Ярославский психологический вестник. Вып. 18. М. - Ярославль: Изд-во «Российское психологическое сообщество», 2009. С. 10-14.
36. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот: Методическое пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009. 67 с.
37. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи / Отв. ред. В.Л. Оссовский. М.: Наукова думка, 2009, 303 с.
38. Прыгин Г.С. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников / Г.С. Прыгин, В.И. Степанский, В.П. Фарютин // Вопросы психологии. 2010. № 4. С. 45¬51.
39. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Институт практической психологии, 2010. 256 с.
40. Райгородский Д. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара: БАХРАХ-М, 2012.
41. Ретивых М., Симоненко В. Профессиональное самоопределение школьников. - Брянск: БИПКРО, 2014.
42. Родичев Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. - М.: Академия, 2014.
43. Серебренников Л. Предпрофильная практико-ориентированная подготовка школьников // Школа и производство. - 2012. - № 5.
44. Тарасюк О. Профориентационная карта учащихся как форма психологического сопровождения в выборе профессии. - Режим доступа: http: www.rcpom.edu.by
45. Тростанецкая Г. Социальные сироты в нашем обществе. - Режим доступа: http: www.cat.omskstud.ru/work/56777/Gotovnost-domarebyonka
46. Фаткуллин Р. Организационно-педагогические условия
профессионального самоопределения учащихся в условиях учреждений интернатного типа // Вестник Башкирского университета. - 2007. - № 4.
47. Черняева М. Г. Профессиональная ориентация детей-сирот в условиях государственно-общественного взаимодействия. - Режим доступа: http:www.bffsa.com>files/editors/Doc.. .avtoreferat8.doc.
48. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011. 96 с.
49. Черняк А. Хмурое утро: проблемы детей-сирот в России. - Режим доступа: http: www.knowledge.allbest.ru/sociology/2c0b27_2. html.
50. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. - М.: Академия, 2015.
51. Шайдуллина С. Жизнь после детдома: каким видят свое будущее
дети-сироты. Режим доступа - http:www.ria.ru/society/
2011052379481417.html.
52. Шалаева И. М. Слагаемые выбора профиля обучения. - Режим доступа: http:www.v2pro.ru>sites/default/files/docs.professionalnyy.
53. Шипицына Л. Психология детей-сирот. - СПб.: СПбГУ, 2012.