ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Молодежь как социально-демографическая группа. Положение
современной молодежи на рынке труда 6
1.2 Принципы и методы социальной работы с молодежью 14
1.3 Молодежная политика как часть социальной политики
предприятия 27
Выводы по первой главе 32
Глава 2 УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ 34
2.1 Изучение опыта социальной работы с молодежью на
предприятии ООО «Челны- Бройлер» 34
2.2 Результаты эмпирического исследования социальной
работы с молодежью на предприятии ООО «Челны-Бройлер» 40
2.3 Рекомендации по совершенствованию условий организации
социальной работы с молодежью на предприятии 48
Выводы по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ
Работающая молодежь сегодня является весьма многочисленной социальной группой, важнейшим социальным ресурсом и основной движущей силой развития российского общества. Проблемы ее социально-экономического статуса и оценка молодежью своего положения всегда были актуальны. При рассмотрении молодежи как социальной группы нужно отметить, что это не только далекое будущее, но и так называемое живое настоящее, и именно поэтому необходимо понять, насколько уже сегодня эта группа молодого поколения определяет содержание и характер ближайшего будущего. В нашей работе речь идет о работающей на предприятиях молодежи.
Одной из форм активного включения молодого человека в общественную жизнь предприятия является его причастность к деятельности молодежной организации. Молодежное объединение на предприятии - это добровольное объединение работников данного предприятия на принципах законности, самоуправления и равноправия его членов, где молодые люди могут развивать и представлять свои интересы, эффективно осуществлять общественно¬полезную деятельность как на своем предприятии, так и за его пределами. На сегодняшний день для работающей молодежи самыми актуальными проблемами являются вопросы трудоустройства, адаптации в новом коллективе, проблемы молодой семьи, социальная защищенность, организация свободного пространства, возможность профессионального роста, повышения уровня образования и т.д. Многие из этих вопросов можно решить через деятельность молодежной организации на предприятии.
Решение части проблем могут взять на себя сами молодые работники предприятий, объединив свои усилия.
Важной стратегической составляющей общества является работающая молодежь.
Работающая молодежь сегодня является весьма многочисленной социальной группой, важнейшим социальным ресурсом и основной движущей силой развития российского общества. Проблемы ее социально-экономического статуса и оценка молодежью своего положения всегда были актуальны. При рассмотрении молодежи как социальной группы нужно отметить, что это не только далекое будущее, но и так называемое живое настоящее, и именно поэтому необходимо понять, насколько уже сегодня эта группа молодого поколения определяет содержание и характер ближайшего будущего. В нашей работе речь идет о работающей молодежи на предприятиях.
Таким образом, объектом исследования выступает работающая молодежь.
Предметом исследования является социальная работа с молодежью на предприятии.
Итак, целью данной работы является изучение особенностей содержания и организации социальной работы с молодежью на предприятии.
Задачи:
- изучить научную литературу по данной проблеме;
- выявить основные проблемы работающей молодежи;
- рассмотреть сущность и принципы молодежной политики предприятий;
- изучить опыт деятельности профсоюзной организации, действующей на предприятии;
- провести эмпирическое исследование;
- разработать программу развития деловых, личностных и лидерских качеств молодых работников предприятия.
Гипотеза: социальная работа с молодежью на предприятии будет более качественной и эффективной, если:
1) будет осуществляться посредством деятельности молодежных организаций;
2) будут разработаны и реализованы программы для профессиональной адаптации и развития деловых, личностных и лидерских качеств молодых работников предприятия.
Методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование, обобщение опыта, беседа.
Базой исследования выступает QOQ «Челны - Бройлер».
В качестве теоретической основы изучения в работе применялись труды и учебные пособия российских и зарубежных авторов по социологии молодежи, социальным технологиям, социологии социальных проблем, по проблемам подготовки специалистов по работе с молодежью, социальному проектированию и планированию, а также теории и практики социальной работы с молодежью на предприятии.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты могут быть использованы в процессе реализации социальной работы с молодежью на предприятии.
В заключение необходимо сделать несколько выводов по выполненной работе.
Итак, молодежь занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Однако ее положение в обществе и степень ее участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и государства. В настоящее время общество и государство еще не до конца преодолело потребительское отношение к молодежи, что в свою очередь сформировало иждивенческую позицию молодого поколения. Сегодня только формируется позиция молодежи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодежной работы.
Задача общества и государства сегодня - оказывать всемерную поддержку молодежным общественным объединениям, которые направляют активность молодежи в сторону общественных интересов и интересов государственного развития.
Важно, чтобы молодежная работа строилась не на опеке и патернализме, а на стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. Молодежная работа не ориентирована на создание льгот для молодежи. Это - адресная и системная инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств в молодежь через организацию и стимулирование работы, инициируемой, организуемой и проводимой, прежде всего самой молодежью. Принятые направления и программы молодежной работы для обеспечения ее результативности должны носить системный, долгосрочный и стабильный характер.
Для координации и выработки основных направлений молодежной работы необходимо совершенствовать структуру управления молодежной
работой, от федерального до муниципального уровня. Молодежная работа должна осуществляться в субъектах Российской Федерации вариативно, с учетом специфики регионов и местных условий, но при безусловном соблюдении базовых федеральных стандартов. Молодым людям во всех субъектах Российской Федерации должно быть гарантировано участие в общественном и государственном строительстве, защита их прав и законных интересов.
Ситуация на молодежном рынке труда является достаточно напряженной. Государственная политика в этом направлении должна осуществляться четко. Нельзя допустить, чтобы прекратились воспроизводство и поддержка интеллектуального потенциала общества, и началась массовая безработица среди молодежи.
С одной стороны, работающая молодежь сегодня нуждается в поддержке для решения своих проблем на промышленных предприятиях. С другой стороны, многое в жизни работающей молодежи зависит от их социальной и гражданской позиции, умения грамотно отстаивать свои права и участвовать в общественной и производственной жизни.
1. Александрова О.В. Высшее образование и структура российской экономики // Высшее образование в России. - 2006. - N 5. - С. 27-36.
2. Бабинцев В.Г. Проблемы подготовки специалистов по работе с молодежью // Высшее образование в России. - 2009. - N 1. - С. 120-124.
3. Бурилкина С.А. Жилищные ценности современной молодежи // Социальные проблемы современной молодежи: сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. - Магнитогорск, 2008. - С. 90-92.
4. Бякова Н. В. Групповая профориентационная игра «Путь в профессию» // Воспитание школьников. - 2013. - N 1. - С. 49-56.
5. Витютнев Д.М. О реализации и перспективах развития государственной молодежной политики в области добровольчества // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2010. - N 4. - С. 21-22.
6. Ворона М.А. Мотивы студенческой занятости // Социологические исследования. - 2008. - N 8. - С. 106-115.
7. Гегель Л.А. Влияние социальных факторов на выбор профессии учащихся старших классов общеобразовательных школ // Социально-гуманитарные знания. - 2014. - N 5. - С. 79-85.
8. Даффлон Д. Молодежь в России: портрет поколения на переломе // Вестник общественного мнения. - 2012. - N 5 (сентябрь-октябрь). - С. 19-35.
9. Ефремова С.А. Подготовка специалистов по работе с молодежью // Высшее образование сегодня. - 2007. - N 10. - С. 26-27.
10. Жигалова Н.Н. Опыт работы молодежных групп на научных форумах // Одаренный ребенок. - 2013. - N 5. - С. 70-74.
11. Завальская С.А. Профессиональная подготовка молодежи с интеллектуальными нарушениями // Специалист. - 2010. - N 11. - С. 19-20.
12. Зарина Г. Адаптация молодого специалиста // Директор школы. - 2009. - N 2. - С. 45-48.
13. Зубок Ю.А. Молодежь между интеграцией и исключением: социально - экономический аспект // Социально-гуманитарные знания. - 2014. - N 2. - С. 183-198.
14. Зырянов С.Г. Молодежная политика и значение образования в профессиональной судьбе работающей молодежи // Социум и власть. - 2009. - N 3. - С. 10-19.
15. Иванов А.В. Ценности и содержание современного социального воспитания молодежи России XXI века // Вестник высшей школы. - 2010. - N 6. - С. 37-46.
16. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. - 2000. - № 3. - С. 124-128.
17. Карпухин О.И. Сделала ли молодежь свой выбор: к проблеме социализации молодого поколения современной России // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 4. - С. 180-192.
18. Ковзиридзе М.А. Факторы формирования мотивации профессиональной деятельности студенческой молодежи // Социология власти. - 2010. - N 6. - С. 124-131.
19. Коркия Э.Д. Духовно-нравственное воспитание молодежи как фактор безопасности России // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2010. - N 3. - С. 167-178.
20. Крашенинникова М.О. О результатах социологического исследования «Проблемы образования и трудоустройства молодых людей с ограниченными возможностями в Республике Коми» // Отечественный журнал социальной работы. - 2008. - N 4. - С. 56-69.
21. Кузьмич В. Ценности и проблемы современной молодежи: взгляд социолога // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2013. - № 1. - С. 81¬86.
22. Лариков А.С. Молодежь на рынке труда Сахалинской области: проблемы трудоустройства // Среднее профессиональное образование. - 2012. - N 3. - С. 72-73.
23. Левитская А.О. О законопроектной деятельности в сфере молодежной политики // Социальная педагогика. - 2008. - № 1. - С. 3-8.
24. Липатова М.Е. Перспективы карьерного роста молодежи в современной России // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2009. - N 3. - С. 190-192.
25. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. - М.: Просвещение, 2000. - С. 19-23.
26. Манукян Э.А. Региональный опыт решения жилищных проблем молодых семей // Отечественный журнал социальной работы. - 2007. - N 2. - С. 58-63.
27. Маркина А.В. Исследование проблем работающей молодежи в учреждениях и организациях (на примере ОАО «МГрП») // Социальные проблемы современной молодежи: сб. мат. междунар. науч. -практ. конф. - Магнитогорск, 2008. - С. 387-391.
28. Мустаева Ф.А. Социальная работа на предприятии: учеб. пособие для вузов / Чеснова О.Г. - Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2003. - 79 с.
29. Назаренко Н.В. Развитие ответственности молодежи в процессе профессионального обучения // Среднее профессиональное образование. - 2010. - N 7. - С. 52-53.
30. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. - 2008. - № 2. - С. 83¬90.
31. Потрикеева О.Л. Молодежная и социальная работа в России и Германии: общее и различия: (по материалам совместной работы немецких и русских специалистов в области оказания помощи молодежи) // Социальные проблемы современной молодежи: сб. мат. междунар. нуч. -практ. конф. - Магнитогорск, 2008. - С. 241-245.
32. Потрикеева О.Л. Проблемы разработки программ в социальной работе с молодежью // Современные проблемы науки и образования: тезисы докл. XLIV внутривуз. науч. конф. преподавателей МаГУ. - Магнитогорск, 2006. - С. 48-49.
33. Пьянкова Е. Профессиональное образование и карьера молодого специалиста // Высшее образование в России. - 2007. - N 12. - С. 110-114.
34. Российская Федерация. Правительство. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации: приложение к распоряжению Правительства РФ от 18. 12. 2006, № 1760-р. // Официальные документы в образовании. - 2007. - № 2. - С. 4-17.
35. Рощин С. От учебы к работе: трудности перехода // Отечественные записки. - 2006. - N 3. - С. 134-151.
36. Рудакова Е.Н. Профилактика социальных явлений в молодежной среде в городском округе Котельники // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2009. - N 3. - С. 78-82.
37. Рывкина Р.В. Кадровый кризис на промышленных предприятиях // Социологические исследования. - 2007. - N 8. - С. 52-57.
38. Сидорова И.А. Воспитание на основе сотрудничества // Высшее образование в России. - 2011. - N 7. - С. 79-82.
39. Степаненко Н.А. Безработица среди молодежи как социальное явление в
современной России // Модель социально-экономического и политического развития современной России: проблемы, перспективы: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. г.Магнитогорск, 15-16 нояб. 2007г. -
Магнитогорск, 2007. - С. 226-230.
40. Трофимова О.Е. Социологическая концепция управления городскими молодежными организациями // Вестник Башкирского университета. - 2013. - Т. 15, N 1. - С. 148-151.
41. Урбан А. Социологический анализ кадрового потенциала региона // Высшее образование сегодня. - 2009. - N 8. - С. 43-45.
42. Федорова И.Ф. Инновационные подходы в социальной работе с молодежью: Кемеровский опыт // Социальная работа. - 2009. - N 5. - С. 22-25.
43. Ховрин А.Ю. Социальное партнерство в сфере реализации общественной (негосударственной) молодежной политики // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 5. - С. 179-201.
44. Хохлова М.М. Опыт социальной работы с молодежью в Сибирском регионе // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2009. - N 1. - С. 70-76.
45. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социологические исследования. - 1998. - N3. -С.93-106.
46. Шаламова Л.Ф. Социальная активность молодежи: принципы управления // Высшее образование в России. - 2006. - N 7. - С. 96-99.
47. Шаламова Л.Ф. Социальное самочувствие и социальная активность молодежи // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - № 2. - С. 172-184.
48. Шаламова Л.Ф. Технологии активизации социального потенциала молодежи // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 5. - С. 202-220.
49. Шелепова С.Н. Жизненные планы, ориентации и ценности студентов средних специальных учебных заведений // Среднее профессиональное образование. - 2010. - N 9. - С. 55-57.
50. http://www.pitzavod.ru.
51. http: //www.elitarium.ru.
52. http://www.pragmatist.ru.
53. http://www.rosbuh.ru.
54. http://www.vpnet.ru.
55. http://amisharin.ru.
56. http://vsesvoi.ru.
57. http://www.hr-portal.ru.
58. http://www.karpovchem.ru.
59. http://www.smm.mmk.ru.