ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Теории и основные подходы к изучению девиантного поведения 8
1.2 Понятие и причины девиантного поведения подростков 14
1.3 Технологии социальной работы специалистов по социальной
работе с подростками девиантного поведения 19
Выводы по первой главе 27
Глава 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГАУСО ТЦСПСД «ВЕСТА» в НРМ
2.1 Роль социальных институтов в борьбе с подростковой девиацией 30
2.2 Работа специалистов по социальной работе с подростками
девиантного поведения ГАУСО ТЦСПСД «Веста» в НРМ 37
2.3 Анализ деятельности специалистов по социальной работе с
подростками девиантного поведения Нижнекамского района РТ 44
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы. Во всех обществах поведение некоторых людей порой выходит за рамки, допустимые нормы. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Действительные поступки некоторых людей часто выходят за рамки того, что другие люди рассматривают как допустимое поведение.
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, социальных работников и работников правоохранительных органов. Объяснить причины, условия и факторы, определяющие- это социальное явление, стало необходимой задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма — это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Социальная норма, — отмечает Я.И. Гилинский, — определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций [1, c.10 ].
Социальная норма находит свое воплощение в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную работу человеческой машины» [2, с.208].
Но в обществе проводящем новые преобразования, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема определения, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом. Можно понять полное горечи высказывание А. Солженицына: «Какая это реформа, если результат ее — презрение к труду и отвращение к нему, если труд стал позорным, а жульничество стало доблестным?» [3, c.3] .Красная рябина под моим окном отцвела и дает.
Г. Померанц, дискутирующий с А. Солженицыным по ряду вопросов, тоже приходит к близкому по сути выводу: «Вышла не свобода как в Германии или Франции, то есть жизнь по закону, а воля — бандитам убивать, ворам — воровать, интеллигентам — свободно высказывать, что на душе. К сожалению, достаточно духовной силы, чтобы перевесить, переупрямить хаос, не оказалось, не надо ее собирать» [3, с.35].
Стремительное развитие социальных процессов в период перестройки, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неотвратимо привели к увеличению девиаций, видимых наглядно в поведенческих формах. Одновременно с ростом позитивных девиаций (политическая активность населения, экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество) усиливаются девиации отрицательные — насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая делинкветность, аморальность. Вырастает социальная незащищенность граждан в разных аспектах. В новых условиях значительно повышается спрос на научные исследования девиаций, их форм, структуры, динамики взаимосвязей. Тем более, что социальная патология — чуткий барометр общественной жизни. Долгое зависание в таком девиантном поведении значительной массы населения российского государства имеет для станы разрушительные тенденции. но Изменения социального положения прежде всего коснулись подростков и молодежи, которые традиционно считаются носителями передовых идей.
Молодежь, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий, неумения правильно определить свои социальные роли, неумения адаптироваться, низкого материального статуса, она не может этого сделать. Наличие девиантной группы облегчает совершение противоправных и аморальных действий, обеспечивает психологический комфорт за участие в подобных действиях, уменьшает эффективность способов социального контроля.
Для воспитания подростка важное значение имеет личный пример родителей, т.к дети проецируют поведение своих родителей в свою жизнь. Основной ошибкой, писал Л.Н. Толстой, является то, что они берутся за воспитание детей, не занимаясь самовоспитанием.
Так П.Ф. Лесгафт подчеркивал, что семейная жизни помогает ребенку осознать свою причастность к роду человеческому, приобщиться к духовным ценностям своего общества, его языку, нравам, оставляют глубокий след в его психике.
Следует учитывать, что многие формы права, регулирующие отношения семьи и государства, пришли в противоречие с современными жизненными реалиями, перестали защищать интересы и потребности семьи и общества. Часто законы, затрагивающие вопросы семьи, малоэффективны или вообще не действуют.
Опыт последних лет показывает, что проблемы семьи стали решаться более активно с принятием Указа Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики», Федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации «О президентской программе «Дети России» от 18 августа 1994 г., постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» от 24 июня 1996 г. [1, с.122].
Развитию специализированных служб для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, способствовал Федеральный закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Он определяет систему мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и местном уровнях, способы совершенствования и развития специализированных учреждений образования, здравоохранения, органов социальной защиты населения и другие..
Органы исполнительной власти на местах начали создавать и укреплять территориальную сеть служб нового типа: центров социальной помощи семье, психолого-педагогических консультаций, центров реабилитации детей-инвалидов, центров усыновления, опеки и попечительства, центров планирования семьи, социальных приютов и др. В то же время были созданы основные концептуальные подходы, организационные основы и механизмы создания и деятельности сети практических учреждений социального обслуживания семьи и детей. Начали приниматься меры и по финансированию и кадровому обеспечению создания и развития этих учреждений. Утверждены были и проекты типовых положений о центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, социальном приюте, реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, центрах психолого¬педагогической помощи и экстренной психологической помощи по телефону.
Проблема исследования: каковы особенности девиантного поведения подростков и их социальной защиты?
Объект исследования: подростки как группа «риска» наиболее склонная к девиации.
Предмет исследования: социальный контроль и защита подростков девиантного поведения на практике социальной работы.
Цель исследования: рассмотреть основные направления социальной работы с подростками девиантного поведения. понятия поведения детей
Гипотеза исследования: эффективность процесса социальной работы и защиты подростков с девиантным поведением может быть достигнута, если:
- определены психолого-педагогические и социальные факторы, обусловливающие развитие девиантного поведения у подростков;
- выявлены социальные характеристики подростков группы «риска»;
- осуществляется социальный контроль и диагностика, направленная на выявление причин и предупреждения девиантного поведения подростков.
3. Практическая значимость исследования состоит в рассмотрении новых подходов к борьбе с различными формами девиантного поведения подростков и их эффективности.
Разработанность темы: данная тема разрабатывалась в научной литературе такими авторами как Г.Н. Жаворонков, В.П. Кащенко, О.С. Осипова, В.Н. Иванов и др. выявление причин и предупреждения девиантного поведения поля подростков.
Задачи для исследования:
1. выявить особенности и факторы девиантного поведения подростков; определить роль социальных институтов в борьбе с подростковой девиацией;.
2. рассмотреть деятельность специалистов по социальной работе с подростками девиантного поведения ГАУСО ТЦСПСД «Веста» в НМР и ее результаты.
Апробация результатов исследования проходила при непосредствен¬ном участии автора в работе Центра социального обеспечения населения ГАУСО «ТЦСПСД «Веста» в НМР. .
Методы исследования: изучение документов, кабинетное исследование, анализ методов социальной работы.
В заключение необходимо сделать несколько выводов по выполненной работе.
Итак, девиантное поведение — это поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.
Отклоняющееся поведение имеет свою классификацию:
- первичное отклонение — отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам;
- вторичное отклонение — наносит заметный ущерб социальным отношениям и обществу как системе и поэтому однозначно квалифицируются как девиации. Такое поведение требует применения санкции.
В представленной работе была исследована подростковая девиация. Подростки как особая социально-демографическая группа имеет ряд особенностей, вытекающих прежде всего из самой ее объективной сущности. Социальные особенности подростков определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения.
Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности подросткового сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационные сущностные силы под-ростков. При условиях неразвитости социально-культурных потребностей, бедности духовного мира, отчуждения возникает отклонение подросткового поведения. Подростковая девиация есть слепок с социальных отношений в обществе.
Одними из важнейших причин отклонений в психосоциальном раз¬витии подростка могут быть неблагополучие семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения.
Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Выражается в таких формах как: алкоголизм; наркомания; проституция; сексуальные отклонения; суицид; преступность.
Девиантное поведение подростков уже перестала быть только психолого-педагогической проблемой — она стала социальной. Поэтому в последние годы особую роль начинали играть, социальные службы. Ими накоплен уже немалый опыт по предотвращению и смягчению девиантного поведения различных групп населения, особенно детей и подростков.
Особую озабоченность вызывает рост детской безнадзорности и беспризорности. Основными факторами безнадзорности и беспризорности детей являются: трудная жизненная ситуация; созависимость (алкоголизм, наркомания членов семьи); детская алкоголизация; семейное насилие; детская наркомания.
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав, входят органы управления социальной защитой населения и органы управления образованием, учреждения опеки и попечительства, здравоохранительные организации, службы занятости и органы внутренних дел.
Органами социальной защиты на территориях используются различные формы работы по предотвращению детской безнадзорности и беспризорности. Систематически осуществляются мероприятия по выявлению семей и детей группы социального риска, созданию банка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Основной составляющей системы профилактики детской безнадзорности в Республике Татарстан являются специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Наличие данных специализированных учреждений позволяет органам социальной защиты населения поместить ребенка в нормальные условия содержания, восстановить утраченные контакты с семьей и внутри семьи, защитить права и законные интересы ребенка.
Предотвращение и ликвидация девиантного поведения подростков воз-можно при организации системной целенаправленной социальной работы на основе модели, предусматривающей последовательность действий по отношению к подросткам и грамотное выполнение каждого из действий, поскольку любая система, достаточно долго находящаяся в состоянии хронического отклонения, рискует постоянно сломаться, и тогда применение дополнительных ресурсов в целях оказания ей помощи не дает ожидаемого или желаемого результата.
В представленной работе была рассмотрена модель деятельности специалистов отделения социальной помощи семье и детям Центра социального обслуживания населения Нижнекамского муниципального района — « Веста »».
При отделении социальной помощи семье и детям работает сектор профилактики безнадзорности детей и подростков из социально незащищенных и социально неблагополучных семей.
Сектором профилактики безнадзорности детей, и подростков ведется активная комплексная работа по профилактике безнадзорности: по защите детей от негативных влияний социальной среды, по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Проводится обследование социально-бытовых условий данных семей, профилактические беседы, психологические консультации, как с детьми, так и с родителями.
Целью работы Центра с подростками девиантного поведения, является восстановление возможностей и ресурсов их развития, устранение препятствий на пути этого развития, содействие его движению на пути самореализации, личностного становления.
Деятельность специалиста с подростком должна включать следующие компоненты:
- наличие у специалиста собственных представлений о содержании работы с подростком как с клиентом и о представлениях клиента о содержании этой работы, также о форме ее оказания;
- разработка программы социальных воздействий на подростков с девиантным поведением коррекционно-воспитательной направленности;
- вхождение с подростком в контакт с целью реализации программы социальных действий;
-отслеживание результатов коррекционно-воспитательной
деятельности с подростком и внесение необходимых изменений.
Отметим, что в этой деятельности необходима более эффективная реализация технологий, уже частично практикуемых на местах. Среди них можно указать на следующие:
- адресность профилактической и другой работы: необходимость работы, в частности, именно с лицами и группами девиантного поведения, особенно с детьми, в семьях, на улице, в образовательных учреждениях и т.д.;
- повышение, эффективности использования выделяемых средств (здесь критерием может служить, к примеру, уменьшение лиц с девиантным поведением, оздоровление обстановки в семье, в коллективах, на улицах);
- наступательный, опережающий характер работы: не лечить
«социальные болезни», а предотвращать их, в том числе благодаря реализации соответствующей социальной политики государства, предусматривающей, в частности, гарантии таких прав человека, как право на жилище (нередко люди остаются без квартиры при ее обмене, приватизации или даже лишаются жизни и т.д.), образование, воспитание, реальный механизм осуществления таких гарантий; ответственность за нарушение законодательных норм самим государством, его исполнительными органами, медицинскими и другими учреждениями;
- усиление контроля за детьми, подростками, не посещающими школу, Недопущение незаконного исключения детей из образовательных учреждений;
- выплату дополнительных средств специалистам, работающим с ли¬цами и группами девиантного поведения (такую деятельность надо рассматривать как «вредное» производство с точки зрения воздействия девиантности на социально-психологическое самочувствие специалистов);
- развитие социального творчества как альтернативы антиобществен-ному поведению;
- организацию в целом здорового досуга населения, особенно детей и молодежи, в том числе по месту жительства.
Одним из главных направлений социального контроля, борьбы с преступностью и другими негативными формами отклоняющегося поведения должны стать такие социально-экономические преобразования, которые обеспечили бы всем гражданам условия для самореализации, эффективную систему социальной помощи аутсайдерам, социально слабым слоям населения. Это вполне естественно, либо в конечном счете сознание и поведение людей зависит от того, насколько удовлетворяются их насущные, наиболее важные материальные, духовные и другие потребности.
Необходимо срочное введение, по примеру других стран, общественно-государственной цензуры, защищенности всех людей, особенно подрастающего поколения, от пропаганды насилия, жестокости,
63
порнографии, нецензурных выражений в средствах массовой информации.
1. Конституция РФ. - М.: Проспект, 2004. - 122 с.
2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195 «Об основах
социального обслуживания населения в Российской Федерации» // СЗ РФ.
- 2002. - № 4. - С. 267.
3. Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер-шеннолетних» // СЗ РФ. - 2002. - № 5. - С. 567.
4. Азаров Ю.П. Педагогика семейных отношений. - М., 1976. - 202 с.
5. Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье / Психолого-психологические очерки. - М., 1987. - 236 с.
6. Виннекотт Д.В. Разговоры с родителями. - М., 1995. - 186 с.
7. Вместе против наркотиков // Социальная работа. - 2015. - № 4. - С. 46.
8. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шапо-валов В.А.Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 576 с.
9. Воронова Е., Келасьев В., Курганова Г. Социальная работа с улич¬ными детьми // Социальная работа. - 2013. - № 4. - С. 44-48.
10. Гордеева М. Государство и дети // Социальная работа. - 2015. - № 4. - С. 2-5.
11. Габиани А.Л. Наркотики в среде учащейся молодежи // Социс. - 2013.
- № 9. - С. 90-91.
12. Голод С.И. Проституция в контексте изменений половой морали // Социс. - 1988. - № 2. - С. 66.
13. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. - М., 1990.
- 156 с.
14. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // Социоло - гические исследования. - 2015. - № 10. - С. 10-13.
15. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: Изд-во ЦСП, 1996. - 479 с.
16. Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. - Ростов-на-Дону, 2014. - 479 с.
17. Жаворонков Г.Н. Психологическое состояние неадекватной защищен-ности как один из факторов детских правонарушений: Аатореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1999.
18. Захарова Ж. Патронаж замещающей семьи // Социальная работа. - 2013. - № 4. - С. 20.
19. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Соци - ально-политический журнал. - 2014. - № 2. - С. 32.
20. Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т.В. Анто-новой, московский департамент образования, центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. - М., 1995. - 169 с.
21. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: испр. недостатков харак¬тера у детей и подростков: Книга для учителя. - 2-е издание. - М.: Просвещение, 2014. - 223 с.
22. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 2013. - 215 с.
23. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. - 1993. - № 4. - С. 45.
24. Лаптева И. Деловые люди // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 9. - С. 18.
25. Льюис К.С. Христианское поведение // Иностранная литература. - 2015. - № 5. - С. 208.
26. Любина Г. Как воспитать ребенка удачника? // Дошкольные воспи - тание. - 1997. - № 1. - С. 73.
27. Макаренко А.С. О воспитании. - М.: Политиздат, 1988. - 486 с.
28. Медведев Г.П., Надъярный А.В. В семье растут дети. - М., 2015. - 146
29. Межличностные отношения, их роль в совершенствовании учебной деятельности. Сборник науч. трудов. - Ташкент, 1985. - 224 с.
30. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общая основа психологии. - 2-е изд. - М.: Просвещение: Владос, 2015. - 576 с.
31. Орлов В. Молодежь нужно поддерживать // Социальная работа. - 2014.
- № 4. - С. 64.
32. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. - 1998. - № 9. - С. 61.
34. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 368 с.
35. Петелин Б.Я. Организованная преступность несовершеннолетних // Социс. - 1990. - №9. - С. 94.
36. Померанц Г. Сквозь несогласие // Новое время. - 1994. - № 35. - С. 35.
37. Полозюк В. Воспитать законопослушных граждан // Социальная работа. - 2005. - № 4. - С. 40-43.
38. Солженицьш А. Хочу во всем разобраться сам // Литературная газета.
- 1994. - № 13. - С. 3.
39. Социальная работа / Под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. Учебное пособие. - 4-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 480 с.
40. Теплюк С. Истоки самостоятельности // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 7. - С. 67.
41. Тихомирова А. Трудно ли быть подростком? // Социальная работа. - 2005. - № 4. - С. 26-27.
42. Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспи - тания // Воспитание школьников. - 2002. - № 7. - С. 44.
43. Черанев А., Комлев В. Они и их будущее // Социальная работа. - 2005.
- № 4. - С. 16-18.
44. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция // Вопросы психологии. - 1997. - № 3. - С. 102.
45. Шапиро Ю.Ю. Психологические аспекты подготовки молодежи к семейной жизни. - М., 1983. - 350 с.
46. Шеляпин В. Человек под защитой социальных служб // Социальная работа. - 2003. - № 4. - С. 25-27.
47. Шихирев П.Н. Жить без алкоголя? // Социально-психологические проблемы пьянства и алкоголизма. - 1988. - № 5. - С. 4.
48. Эбертц П. Как помогать детям в трудных жизненных ситуациях // Социальная работа. - 2006. - № 2. - С. 58-59.
49. Якимов Г. Территория партнерства // Социальная работа. - 2005. - № 4. - С. 13-15.
50. Льюис К.С. Христианское поведение // Иностранная литература. - 1990. - № 5. - С. 208.
51. Солженицьш А. Хочу во всем разобраться сам // Литературная газета.
- 1994. - № 13. - С. 3.
52. Померанц Г. Сквозь несогласие // Новое время. - 1994. - № 35. - С. 35.
53. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2000. - С. 263.
54. Социальная работа / Под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. Учебное пособие. - 4-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - С. 223.
55. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. - 2012. - № 4. - С. 45.
56. Социальная работа / Под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. Учебное пособие. - 4-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - С. 287.
57. Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры // Социология преступности. - М., 2014.
58. Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания // Воспитание школьников. - 2012. - № 7. - С. 44.
59. Социальная работа / Под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. Учебное пособие. - 4-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - С. 253.
60. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: Изд-во ЦСП, 1996. - С. 198.
61. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. - 1995. - № 2. - С. 32.
62. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. - М., 1990.
- С. 56.
63. Габиани А.Л. Наркотики в среде учащейся молодежи // Социс. - 1990.
- № 9. - С. 90.
64. Голод С.И. Проституция в контексте изменений половой морали // Социс. - 1988. - № 2. - С. 66.
65. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. - 1993. - № 4. - С. 45.
66. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - С. 276.
67. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 265.
68. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - С. 279.
69. Шеляпин В. Человек под защитой социальных служб // Социальная работа. - 2003. - № 4. - С. 25.
70. Тихомирова А. Трудно ли быть подростком? // Социальная работа. - 2005. - № 4. - С. 27.
71. Полозюк В. Воспитать законопослушных граждан // Социальная
работа. - 2013. - № 4. - С. 40.
72. Петелин Б.Я. Организованная преступность несовершеннолетних // Социс. - 2013. - № 9. - С. 94.
73. Габиани А.Л. Наркотики в среде учащейся молодежи // Социс. - 2014.
- № 9. - С. 90.
74. Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений не-совершеннолетних» //// СЗ РФ. - 2002. - № 5. - С. 567.
75. Гордеева М. Государство и дети // Социальная работа. - 2005. - № 4. - С. 6.
76. Орлов В. Молодежь нужно поддерживать // Социальная работа. - 2005.
^№ 4. С. 64.