ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА 6
1.1 Возникновение и развитие гостиничного хозяйства 6
1.2 Сущность коммерческой деятельности в организации гостиничных
хозяйств 15
1.3 Значение и востребованность гостиничных услуг на современном
потребительском рынке 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЦЫ «НОГАЙ» 28
2.1. Оценка деятельности и организация управления гостиницы «Ногай» .. 28
2.2 Конкурентоспособность гостиничного комплекса «Ногай» 33
2.3 Хозяйственно-финансовая деятельность гостиничного комплекса 38
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЧНОГО КОМЛЕКСА «НОГАЙ» 46
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию коммерческой
деятельности гостиничного комплекса «Ногай» 46
3.2 Оценка эффективности предложений по внедрению дополнительных
услуг в отеле «Ногай» 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
Гостиничная индустрия - это суть системы гостеприимства. Она исходит из древнейших традиций в истории человечества - уважения гостя, торжества его приёма и обслуживания. Индустрия гостеприимства представляет собой мощнейшую систему хозяйства региона или туристского центра и важную составляющую экономики туризма. Индустрию гостеприимства составляют различные средства коллективного и индивидуального размещения: отели, гостиницы, мотели, апартаменты, туристские приюты.
В последние годы гостиничный рынок характеризуется ростом предложения при одновременном сокращении спроса на услуги размещения. Такое положение чревато сильным усилением конкуренции между отелями.
Одним из основных направлений формирования стратегических конкурентных преимуществ в гостиничном бизнесе является предоставление услуг более высокого качества по сравнению с конкурирующими аналогами. Действительно важным аспектом здесь является предоставление таких услуг, которые удовлетворяли бы и даже превосходили ожидания целевых клиентов. Как правило, ожидания клиентов формируются на основе уже имеющегося у них опыта, а также информации, получаемой по прямым или массовым каналам маркетинговых коммуникаций. Исходя из этого, потребители выбирают производителя услуг и после их предоставления сравнивают свои ощущения о полученной услуге со своими ожиданиями. Если предоставленная услуга не соответствует ожиданиям, вполне логично, что гости теряют к сервисной фирме всякий интерес, если же соответствует или превосходит их ожидания, они могут вновь обратиться к такому производителю услуг.
Актуальность данного исследования в области коммерческой деятельности в сфере гостиничного бизнеса обусловливается необходимостью в нынешних условиях перехода к рыночным отношениям поиска лучших управленческих решений, совершенствования управления в сфере гостеприимства
Кроме того, работа приобретает особую актуальность с точки зрения того, что в Казане за последние годы стала высока и специфична конкуренция между гостиницам. Время, когда в городе было всего несколько гостиниц подобного класса прошло и возросшая между отелями конкуренция все актуальнее ставит вопрос о формировании эффективной коммерческой деятельности. В этом случае вопрос актуализации набора дополнительных услуг можно расценивать как ключевой для долгосрочного перспективного пребывания на рынке.
Объект - гостиничный комплекс «Ногай».
Предмет исследования - коммерческая деятельность гостиничного комплекса «Ногай».
Целью выпускной квалификационной работы является на примере отеля «Ногай» исследовать пути совершенствования коммерческой деятельности гостиничного комплекса.
В соответствии с установленной целью в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы изучения гостиничного хозяйства;
- проанализировать и оценить организации коммерческой деятельности гостиницы «Ногай»;
- разработать пути совершенствования коммерческой деятельности гостиничного комплекса «Ногай».
Теоретической и методологической базой для исследования послужили труды классиков отечественной и зарубежной науки в области менеджмента по вопросам гостиничных услуг. Таких как Амирова М.Г., Волков Ю. Ф., Дородников В.Е., Духова М.В., Егорова Е.Н., Климкина Е.Г., Никольская Е. Ю., а также материалы всемирной сети Интернет.
В ходе работы использовались методы исследования процесса гостиничной деятельности, взаимодействия гостиничных услуг, изучения и обобщения опыта по исследуемой проблеме, анализа статистических данных и его обработки.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Таим образом, можно сделать вывод, что гостиничный рынок обладает своими особенностями, гостиничная услуга - товар неординарный. Фактически продается не сам номер, а право занять его на определенное время. В большинстве ситуаций, типичных для индустрии гостеприимства, предложение услуги требует присутствия и того, кто оказывает ее, и того, кому она оказывается
Получение прибыли от реализуемой услуги находится в прямой зависимости от ценовой политики, предусматривающей приоритет коммерческих или некоммерческих видов деятельности. Также, в процессе реализации коммерческой деятельности необходимо учитывать общую экономическую ситуацию в стране и, как следствие, уровень платежеспособности населения.
Важно отметить то, что большим преимуществом учреждения социально-культурной сферы является оказание широкого спектра сбалансированных услуг. В этом случае одни услуги могут стать источником финансирования других. Существует ряд условий успешной реализации коммерческих услуг населению. Во-первых, необходимо получить обоснованные ответы на вопросы, кто, почему и сколько готов покупать услуги; во-вторых, исследуя рынок, определить уровень цен на подобные услуги; в-третьих, предпринять сбор и обработку информации о возможных конкурентах, их услугах, о качестве, приемлемых ценах, объемах и условиях предоставления конкурентной продукции.
С целью решения современных проблем и перспективы развития гостиничного бизнеса необходимо:
- Активное развитие внутреннего и событийного туризма в России.
- Совершенствование организационно-правовых документов,
регламентирующих деятельность гостиничных предприятий, в частности по проведению классификации гостиниц и иных средств размещения.
- Разработать новые туристические и гостиничные продукты для привлечения потенциальных потребителей в столицу и Россию.
- Изучить и адаптировать международный опыт по профессиональной подготовке и переподготовке кадров в индустрии гостеприимства в национальную практику.
- Расширять взаимодействие с работодателями по совершенствованию системы профессионального образования в индустрии гостеприимства.
- Разработать систему мероприятий, направленных на повышение статуса и престижа рабочих профессий в индустрии гостеприимства.
Важнейшим условием устойчивого развития гостиничного бизнеса является вовлечение широких слоев населения - общественности в обсуждение и решение актуальных проблем развития индустрии гостеприимства.
Объектом исследования выпускной работы является ГК «Ногай». В результате анализа деятельности гостиницы было выявлено, что в гостинице существует линейная структура управления. В данном случае руководитель несет полную ответственность за результаты деятельности вверенного ему объекта. Каждый подчиненный сотрудник имеет только одного руководителя, а каждый руководитель - нескольких подчиненных в соответствии с нормами управляемости.
Финансово-экономическое состояния ГК «Ногай», можно охарактеризовать как положительное.
В работе было также обосновано создание и внедрение дополнительных услуг для отеля «Ногай», с целью развития коммерческой деятельности гостиничного комплекса. Из перечня возможных были сформированы две тематические концепции, которые не противоречат заявленной позиции мини-отеля и его сложившемуся имиджу:
1) Мы заботимся о вашем комфорте и полноценном отдыхе! Отель расположен в центре Казани, но, несмотря на этот факт в нем достаточно тихо, окна имеют специальную защиту от шума. В данную концепцию отлично вписываются такие услуги, как очищение и озонирование воздуха, меню подушек, подогрев/охлаждение постели, прокат плеера с аудио экскурсиями.
2) Мы поможем всегда выглядеть презентабельно! Сюда можно отнести такие услуги как аппарат для быстрой чистки обуви, услуги имиджмейкера, услуги фотографа.
В качестве рекомендаций для ГК «Ногай» в целях совершенствования коммерческой деятельности, нами предложены следующие мероприятия:
1) Введение услуг имиджмейкера.
2) Введение услуг профессионального фотографа.
3) Введение меню подушек и мыла на выбор каждому гостю.
4) Установка аппарата для быстрой чистки обуви.
5) Установка аппаратов для очищения и озонирования воздуха в гостинице.
6) Установка устройства по подогреву / охлаждению постели в номере.
7) Установка «Оборудования для пожилых гостей».
8) Введение услуги проката плеера с аудио экскурсиями по г.Казань.
Решая организовать дополнительные услуги, руководству гостиницы стоит понимать, для чего эти услуги создаются. Вариантов может быть два: для получения дополнительной прибыли или для формирования лояльности клиентов. В целом можно сказать, что ассортимент представленного в бакалаврской работе комплекса услуг позволяет выделить отель «Ногай» из ряда аналогичных предприятий, а также способствует формированию лояльности потребителей. Расширение спектра дополнительных услуг может рассматриваться сегодня как наиболее легко и быстро реализуемый перспективный план развития, который в любом случае окажет положительное воздействие на формирование долгосрочной приверженности гостей выбирать отель «Ногай» среди конкурентов.
Таким образом, в данной выпускной квалификационной работе рассмотрены теоретические основы изучения гостиничного хозяйства. Проведен анализ коммерческой деятельности гостиничного комплекса «Ногай». В конце работы автором были составлены предложения по совершенствованию коммерческой деятельности гостиничного комплекса «Ногай»
Следовательно, курсовая работа полностью справилась с поставленными целями и задачами.
1. Амирова М.Г. Проблемы и перспективы развития российских гостиничных цепей // Упр. мегаполисом., 2014. - № 4 (34). - С. 99-102.
2. Арифуллин М.В. Генезис понятий «гостиничная цепь» и «гостиничная сеть» / Арифуллин М.В., Морозова Л.С. // Сервис в России и за рубежом.
- 2012. - № 2 (29). - С. 53-63. ; То же [Электронный ресурс]. -
URL:http: //tourlib.net/statti tourism/arifullin. htm(19.02.2016).
3. Брашнов Д.Г. Основы индустрии гостеприимства : учеб. пособие / Д.Г. Брашнов, Е.В. Мигунова ; Рос. акад. образования, НОУ ВПО "Моск. психол.-социал. ун-т". - М. : Флинта НОУ ВПО "МПСУ", 2013. - 215 с.
4. Ватолкина Н.Ш. Качество услуг и удовлетворенность потребителей: общность и различие концепций // Наука и Мир. - 2014. - Т. 2, № 2 (6). - С. 19-2
5. Волков Ю. Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. - Ростов- на-Дону: «Феникс»., 2014. - 330 с.
6. Восколович Н.А. Использование современных информационно¬
коммуникационных технологий для формирования российских гостиничных цепей // Credo new. - 2014. - № 3. - С. 37. ; То же
[Электронный ресурс]. -
URL:http://credonew.ru/content/view/1262/68/(19.02.2016).
7. Гаранина Е. Клиентоориентированная концепция конкурентоспособности гостиницы // Вестн. РАМТ. - 2015. - № 1. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/klientoorientirovannaya-kontseptsiya-konkurentosposobnosti-gostinitsy(21.01.2016).
8. Гареев Р. Р. Особенности системы управления качеством в гостиничных предприятиях // Молодой ученый. - 2013. - № 11. - С. 315-319
9. Голубева А. Ю. Система качества в гостиничных предприятиях и методы ее совершенствования // Новая наука: стратегии и векторы развития. - 2015. - № 5-1. - С. 105-110.
10. Гомилевская Г. А. Организационно-управленческие инновации в
повышении эффективности гостиничного бизнеса (на примере Приморского края) : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Гомилевская Г. А. - Владивосток : Изд-во ВГУЭиС, 2010. - 24 с.
11. Горохова Ю.В. Совершенствование имиджа организации в сфере гостиничного бизнеса // Экономика и упр. в XXI веке : тенденции развития. - 2014. - № 13. - С. 139-143. ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sovershenstvovanie-imidzha-organizatsii-v-sfere-gostinichnogo-biznesa(21.01.2016).
12. Гусева О.В. PR мероприятия в сфере гостиничного сервиса [Электронный
ресурс] / О.В. Гусева, Н.В. Баканова // Студенческий научный форум : междунар. студ. науч. электрон. конф. : [сайт]. - 2012-2016. -
URL:http:ZZwww.scienceforum.ru/2014ZpdfZ3084. pdf(21.01.2016).
13. Дородников В.Е. Основы коммерческой деятельности. - Н: НГАЭиУ., 2015. - 410 с.
14. Джум Т.А. Имидж конкурентоспособной гостиницы // Сфера услуг : инновации и качество. - 2012. - № 9. - С. 51-56. ; То же [Электронный ресурс]. -URL: http: ZZj ournal. kfrgteu.ruZfilesZ 1Z2012 09 08. pdf(21.01.2016).
15. Духова М.В. Гостиничная цепь, как система в индустрии гостеприимства // Актуальные проблемы и перспективы институциональных изменений в современной экономике. - материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф., 2015. - С. 574-584.
16. Егорова Е.Н. Маркетинг гостиничных цепей: особенности и перспективы развития в России. - Курорты. Сервис. Туризм., 2014. - № 2/4 (1921). - С. 67-72.
17.Завертяев М.Ю. Специфика деятельности мировых гостиничных цепей в условиях российского рынка гостиничных услуг // Молодой ученый., 2015. - № 17. - С. 270-275.
18.Захарова Р.М. Функционирование международных гостиничных цепей в России : эмпирический аспект // Современные тенденции в образовании и науке : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., 2014. - С. 30-34.
19. Иванилова С.В. Экономика гостиничного предприятия : учеб. пособие / С.В. Иванилова. - М. : Дашков и Ко, 2013. - 213 с.
20. Иванов Ю.М., Организация и управление деловым туризмом: учеб. Пособие / Ю.М. Иванов, А.В. Алейников ; С.-Петерб. гос. политех. ун-т. - СПб. : Изд-во Политех. ун-та, 2011. - 191 с.
21. Карпунин А.А. Модель состояния номеров гостиничного комплекса на
основе аппарата марковских цепей / Карпунин А.А., Соро М. // Соврем. проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - С. 16. ; То же
[Электронный ресурс]. - URL:http: //www.science-
education.ru/ru/article/view?id=13012(19.02.2016).
22. Климкина Е. Первое впечатление, или Как создать положительный имидж гостиницы в глазах гостей // Гостиничное дело.,2015. - № 3. - С. 46-53.
23. Кобяк М.В. Позиционирование предприятий гостиничного бизнеса на рынке гостиничных услуг / М.В. Кобяк. - М. : Изд-во АБЦ, 2011. - 304 с.
24. Кононова И.В. Влияние человеко-технических факторов на качество услуг в организациях гостиничного типа / И.В. Кононова, В.С. Соболева // Изв. Самар. науч. центра Рос. акад. наук. - 2011. - 207 с.
25. Левченко В.А. Влияние организационной культуры на
конкурентоспособность предприятия гостиничного хозяйства / В.А. Левченко, А.И. Мохов // Вестн. Курской гос. сельскохозяйственной академии. - 2015. - T. 1, № 1. - С. 17-19. [Электронный ресурс]. - URL:http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-organizatsionnoy-kultury-na-konkurentosposobnost-predpriyatiya-gostinichnogo...(21.01.2016).
26. Малюшенкова Е.Д. Управление процессом формирования и развития гостиничных цепей на рынке туристских услуг / Малюшенкова Е.Д., Морозова М.А. // Науч. журн. НИУ ИТМО. Сер.: Экономика и экол. менеджмент. - 2015. - № 1. - С. 47. ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://economics.open-mechanics.com/articles/998.pdf(19.02.2016).
27. Маркелова А.П. Организация коммерческой деятельности по изучению рынка. Сборник научных трудов Ивановского филиала Международного юридического института. Выпуск 1 - М.: Международный юридический институт., 2016. - 144 с. - стр. 73-81.
28. Менеджмент туризма. Экономика туризма: учебник, - М.: Финансы и статистика, 2015. - 320 с.
29. Михайлов С.А. Модернизация управления качеством гостиничных услуг как инструмент устойчивого развития гостиничного комплекса // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. 5: Экономика. - 2012. - № 1.
30. Михайлов С.А. Совершенствование критериев оценки качества
гостиничных услуг / Михайлов С.А., Берлин С.И. // Новые технологии. - 2012. - № 1
31. Морозова Л.С. Лояльность персонала в индустрии гостеприимства и способы ее повышения / Л.С. Морозова, Д.Г. Чернова, А.А. Поправкина // Сервис в России и за рубежом. - 2015. - № 5. - C. 98-109. ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://cyberleninka.ru/article/n/loyalnost-personala-v-industrii-gostepriimstva-i-sposoby-ee-povysheniya(21.01.2016).
32. Мохов А.И. Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предприятий гостиничного хозяйства России : дис. ... канд. экон. наук / Мохов А.И. - М., 2011. - 161 с.
33. Неронова А. В. Проблемы формирования эффективной системы управления качеством услуг на предприятии индустрии гостеприимства и туризма // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2015. - № 3-4. - С. 60-71.
34. Никольская, Е. Ю. Актуальные вопросы развития гостиничного бизнеса //
Путь науки.,2015. - №6. - С. 54-57.
35. Никольская Е. Ю. Компетентностный подход в управлении предприятием индустрии гостеприимства и туризма // Наука и Мир., 2015. - № 2 (6). - С. 64-65.
36. Никольская Е.Ю. Перспективы развития гостиничных цепей в РФ / Никольская Е.Ю., Кузьмин Ф.В. // Мир науки и инноваций. - 2015. - Т. 10, № 2. - С. 73-78.
37. Никольская Е. Ю. Совершенствование профессиональной подготовки в индустрии гостеприимства // Научный вестник МГИИТ., 2015. - №5 (31). - С.312-325.
38. Никольская, Е. Ю. Современные технологии управления в индустрии гостеприимства // Сборник материалов международной научной конференции. - Киров, 2015. - С. 1255-1272.
39. Овчинникова Е.В. Корпоративные стандарты обслуживания, как фактор повышения удовлетворенности клиентов / Овчинникова Е.В., Горюшкина Е.В. // Инновации в науке, производстве и образовании : сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф., 14-16 окт. 2013 г. / [редкол.: К.Н. Гаврилов и др.]. - Рязань, 2013. - С. 185-189
40. Папирян Г. А. Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 368 с.
41. Перемитина Д.В. «Хостел как одно из современных средств размещения» The differences between hostel and hotel customers. // Туристическая библиотека. Томск: 2012 - С. 84-86
42. Пименов Р.В. О необходимости повышения качества гостиничного
сервиса в российских гостиничных цепях // Транспорт. дело России. - 2015. - № 7. - С. 69-70. ; То же [Электронный ресурс]. -
URL:http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/o-neobhodimosti-povysheniya-kachestva-gostinichnogo-servisa-v-rossiyskih-gostinichnyh...(19.02.2016).
43. Сильчева Л.В. Инновационный подход к формированию фирменного стиля предприятий гостеприимства // Сервис в России и за рубежом., 2014. - № 5 (43). - С. 104-110.
44. Солощенко Н. С. Фирменный стиль гостиниц // Межвуз. вестн. - 2015. -
№ 4 (17). - С. 254-257 ; То же [Электронный ресурс]. -
URL:http://repository.nkzu.kz/483/1/%D0%A4%D0%98%D0%A0%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%AB%D0%99%20%D0%A1%D0%A2%D0%98%D0%9B%D0%A...(21.01.2016)
45. Сорокина А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах : учеб. пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования, обучающихся по специальности "Гостинич. бизнес" / А.В. Сорокина. - М. : Альфа-М ИНФРА-М, 2014. - 303 с.
46. Султанова А.А. Влияние развития мировых гостиничных цепей на
российский туризм // Соврем. наукоемкие технологии. - 2014. - № 10/2. - С. 250-251. ; То же [Электронный ресурс]. -
URL:http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-razvitiya-mirovyh-gostinichnyh-tsepey-na-rossiyskiy-turizm(19.02.2016).
47. Суслова И.А. Позиционирование имиджа гостиницы // Проблемы и опыт менеджмента, финансов, учета и налогообложения предприятий, отраслей, комплексов: сборник. - М., 2015. - С. 90-95.
48. Ткач А.В. Проблемы формирования и развития гостиничных цепей на
принципах франчайзинга // Изв. С.-Петерб. гос. экон. ун-та. - 2015. - № 5. - С. 109-111. ; То же [Электронный ресурс]. -
URL:http: //cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-i-razvitiya-gostinichnyh-tsepey-na-printsipah-franchayzinga(19.02.2016).
49. Тихомирова А.В. Отдельные вопросы качества гостиничных услуг // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Право. - 2013. - Т. 13, № 2. - С. 59-62
50. Турковский М. Маркетинг гостиничных услуг / Марек Турковский ; пер. с пол. И. И. Иванюка. - М. : Финансы и статистика 2011. - 293 c.