Введение 3
Глава 1. Основные направления социальной работы с молодежью 7
1.1 Положение молодежи в обществе 7
1.2 Государственная молодежная политика 9
Глава 2. Влияние форм и методов социальной работы на трудоустройство молодежи 15
2.1 Обзор проблем современной молодежи 15
2.2 Социальные проблемы трудоустройства современной
российской молодежи 16
2.3 Профессиональная подготовка и
трудоустройство молодежи 21
2.4. Эмпирическое исследование влияния социальной работы на трудоустройство молодежи 32
Заключение 43
Список использованной литературы 48
Приложения
Молодежь - это одна из наиболее уязвимых возрастных категорий населения. Она относится к социально-демографической группе,
переживающей один из важнейших жизненных периодов - вхождение в мир взрослых и адаптация к нему. Нельзя забывать о том, что именно на молодежный возраст выпадают одни из самых главных демографических и общественно значимых событий на жизненном пути человека - это окончание школы (получение общего образования), выбор образовательного учреждения для получения профессиональной подготовки и, следовательно, выбор будущей профессии, начало карьеры - трудовой деятельности, создание семьи, рождение детей. Это основные фазы жизненного цикла, которые необходимо учитывать в теории и практике социальной работы.
Молодежь - это возрастная группа, имеющая широкие возрастные рамки. Однако, поскольку в данной работе я буду рассматривать молодежь через призму занятости и трудоустройства, определим ее возрастные границы периодом от 16 до 30 лет, так как преимущественно в это время основная ее часть приобретает профессионально-трудовой статус значимый в обществе.
Тема моей работы посвящена вопросу содействия социальной работы в трудоустройстве молодежи. Данная тема на сегодняшний день довольно актуальна, так как изучение молодежи как группы и ее проблем во многом помогает определить проблемы общества в целом, а также перспективы его развития. Выбор профессионального пути в значительной степени определяет судьбу человека, его жизненный путь. Под выбором профессионального пути понимается не только выбор самой профессии, специальности по которой получают образование, но и поиск места работы, трудовой деятельности, которое может отличаться от полученного вначале образования.
Представления молодежи о профессиях и о состоянии рынка труда, в большинстве своем, оторваны от действительности, процесс принятия решения о выборе профессии у современных выпускников школ часто бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей. Молодежь ориентируется на профессии, закрепившиеся в массовом сознании как «современные», «престижные» и «выгодные». Все это в определенной мере свидетельствует об отсутствии у молодежи сформированного профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение - это, в какой-то мере, проверка зрелости человека в деле выбора профессии и поиска работы. На сегодняшний день проведено достаточно много исследований по разработке данного направления. Например, А. Маслоу была предложена концепция профессионального развития, где он выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться. [44] В работах Д.Л. Константиновского, В.Н. Шубкина, Е.И. Головахи есть обращение к категории «профессиональное самоопределение». Эти авторы изучали проблемы, связанные с социальной обусловленностью выбора профессий, изменением их престижа в обществе, а так же изучением профессиональных намерений и интересов. Что же касается проблемы жизненного пути, то она не является новой для психологии и социологии, но в социальной работе как концепция она отсутствует. В последнее время появляются работы, которые затрагивают проблему жизненного пути как непосредственно, так и опосредованно, и которые могут внести вклад в развитие теории и практики социальной работы. [48]
В данной работе сделана попытка рассмотреть на сколько эффективна деятельность системы социальной работы в сфере трудоустройства молодежи.
Проблема: каковы основные условия повышения эффективности
деятельности системы социальной работы в сфере трудоустройства молодежи?
Цель работы - выявить и обосновать комплекс условий повышения эффективности деятельности системы социальной работы в сфере трудоустройства молодежи (на примере ЦЗН г. Можги и Можгинского района).
Объектом исследования является трудоустройство молодежи как объективный социально-педагогический процесс.
Предметом исследования выступает деятельность системы социальной работы в сфере трудоустройства молодежи.
Гипотеза исследования: содействие социальной работы в
трудоустройстве молодежи будет более эффективно, если в процессе трудоустройства:
- будут учитываться требования молодых безработных;
- будет реализован дифференцированный подход к трудоустройству молодежи с учетом их индивидуальных особенностей;
- будет организована эффективная обратная связь между клиентами ЦЗН и специалистами по трудоустройству.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать причины возникновения проблем молодежи на рынке труда.
2. Раскрыть механизмы и способы работы центра занятости с молодежью и оценить эффективность этой работы.
3. Выявить степень учета в практике центра занятости факторов, определяющих жизненное положение клиентов.
4. Выявить основные условия повышения эффективности деятельности системы социальной работы в сфере трудоустройства молодежи.
Для реализации цели и задач, а также для проверки гипотезы исследования применялись следующие методы:
- теоретические - анализ научной литературы с последующим обобщением теоретико-методологических подходов; сравнительный анализ электронных ресурсов, статистических данных и печатных источников; обобщение результатов опытно-экспериментальной работы;
- эмпирические: моделирование и проектирование, опытно¬
экспериментальная работа, включенное наблюдение, анкетирование, интервью.
Базой исследования являлось Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Можги» .
Молодежь - это возрастная группа, находящаяся на определенном этапе жизненного цикла, отличающего ее от других групп населения. Молодые люди прибывают в состоянии, когда формируется система принципов, установок и ценностных ориентаций. В данной работе нами были рассмотрены основные проблемы современной молодежи, ее ценностные ориентации, имеющие огромное значение в контексте жизненного пути.
Одной из проблем и в то же время важной жизненной перспективой является выбор профессионального пути, поскольку профессиональная деятельность на сегодняшний день продолжает оставаться одной из главных жизненных ценностей для молодежи. Как выяснилось, при выборе профессии современная молодежь старается ориентироваться на такие виды деятельности, которые «престижны» в обществе на данный момент времени и, что самое важное, которые могут удовлетворить ее материальные потребности в должной степени.
Как показало проведенное мною исследование, основные требования молодежи к будущему месту работы сводятся к высокой оплате труда, способствующей обеспечению самостоятельности и независимости.Также выяснилось, что вакансии, предлагаемые центром занятости не всегда способны удовлетворить всем требованиям безработной молодежи. Существует тенденция рассогласованности между действующей системой
профессионального образования и потребностями рынка труда в молодых специалистах, которая объясняется тем, что требования работодателей к своим потенциальным работникам постоянно повышаются.
В сфере занятости молодежи помимо приведенных выше проблем существует проблема ее низкой конкурентоспособности, которая связана с рядом факторов: 1) недостаток профессиональных знаний, опыта работы и навыков; 2) необходимость предоставления молодым людям некоторых льгот, предусмотренных КЗОТом (например, учебный отпуск), что может создать предприятию дополнительные трудности; 3) возможная трудовая нестабильность молодежи, обусловленная призывом в вооруженные силы молодых людей и беременностью девушек.
Как правило, примерно с 18-22 лет молодежь уже имеет среднее образование и профессию. В этом возрасте она вступает в начало трудовой деятельности. Однако, в условиях современного рынка труда, многие профессии, даже не смотря на их «престижность», оказываются невостребованными, и центрами занятости начинается процесс по переобучению. Современная служба занятости уже в школах начинает проводить профориентационную работу, направленную на то, чтобы выпускники выбрали не только профессию, которая им по душе и отвечает их личным особенностям и склонностям, но и руководствовались потребностями рынка труда в рабочей силе, о которых их специально информируют.
Неправильно выбранная профессия может привести как к общей неудовлетворенности жизнью, нереализованности жизненных планов, так и к безработице, которая вызывает тяжелые последствия для общества в целом и для конкретного человека. В качестве эмоциональных проблем, вызываемых безработицей, можно выделить депрессию, пониженную самооценку. В свою очередь, последствия эмоционального характера влекут за собой ряд медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванное стрессами. Кроме того, не следует забывать о том, что безработица воздействует на маргинализацию в обществе.
Государственная служба занятости населения осуществляет активную политику занятости населения на рынке труда. Одним из важнейших направлений этой политики является профориентационная работа с молодежью. Система профориентационных мероприятий включает в себя превентивную деятельность среди молодежи и учащихся старших классов общеобразовательных учебных заведений. Кроме того, важное место в перечне услуг, оказываемых центром занятости, занимает профессиональное обучение, позволяющее клиентам приобрести знания и навыки по различным профессиям (специальностям) для успешной конкуренции на рынке труда.
Обращаясь к результатам исследования, проведенного с бывшими клиентами ЦЗН г. Можги, могу отметить, что мероприятия, осуществляемые центром занятости по содействию трудоустройству молодежи: профессиональное обучение, профориентация и переобучение вносят положительные изменения в жизнь клиентов, что является важным с точки зрения социальной работы. Однако, результаты интервью со специалистами ЦЗН и их клиентами показали, что большинство предлагаемых вакансий молодым людям не подходят, так как не позволяют им решить основные проблемы. Работодатели неохотно берут к себе на работу молодых специалистов без опыта, а если центром занятости они все-таки устраиваются на работу, то, как правило, на маленькую зарплату. В итоге процесс профессионального самоопределения, выбора молодым человеком своего профессионального пути приобретает несколько иной характер. Молодежь все чаще старается сразу после окончания учебы получить другую специальность в надежде с помощью этого найти работу, отвечающую ее собственным представлениям о подходящей. Сейчас службой занятости реализуются различные программы, направленные на помощь молодежи в трудоустройстве.
На мой взгляд, не все из этих программ достаточно эффективны, так как оплата труда молодых специалистов преимущественно остается на низком уровне. Решить эту проблему поможет государство, с помощью совершенствования социальной политики в сфере молодежной занятости.
Следует отметить, что служба занятости в немалой степени реализует главную задачу социальной работы - помощи трудоустройства молодежи. Но эта деятельность осуществляется как услуга в соответствии с регламентом по времени и перечню операций. В результате общение с клиентом сводится к информированию о вакансиях и обсуждению его пожеланий в контексте требований работодателя. Кстати сказать, и сами клиенты не готовы обсуждать свою жизнь в более широком ключе.
Это ведёт к снижению эффективности службы занятости, хотя на первый взгляд плановые показатели выполняются, регламенты соблюдаются, а финансовые средства осваиваются. Анализ показал, что консультирование клиента с позиций жизненного пути, используя конструкты «жизненные проблемы», «жизненные цели», «жизненный успех», может быть полезно в работе в молодежью.
Резюмируя все вышесказанное и подводя общий итог работы, могу отметить, что поставленные мною задачи по анализу проблем молодежи на рынке труда, раскрытию механизмов работы центра занятости с молодежью и эффективности этой работы, определению понятия профессионального самоопределения в контексте жизненного пути решены. Гипотеза моего исследования подтвердилась: в центре занятости не решаются должным образом задачи социальной работы, заключающиеся в помощи по реализации трудоустройства молодежи. И в заключении можно отметить, что, несмотря на материальные трудности, с которыми сталкивается молодежь в процессе выбора профессиональной деятельности, услуги, оказываемые центром занятости своим клиентам, имеют положительное влияние на жизненный путь клиента.
В качестве рекомендации службе занятости можно выдвинуть предложение более широкого использования ресурсов социальной работы, которая предусматривает помощь трудоустройства молодежи, подход центрированный на его проблемах, совместное обсуждение и планирование жизни, а не только работы или переобучения. Именно проблемы клиента должны быть ведущими, а не требования рынка труда или необходимость снижения уровня безработицы. Такой подход мотивирует молодежь, что является залогом успешного трудоустройства и переобучения. В противном случае экономия на работе с клиентом оборачивается фиктивной занятостью и
переобучением, растратой финансовых ресурсов, ущербом для клиента, рынка труда, общества и государства.
1. Аносов А.П. Проблемы молодежи. - М.:Инфра-М, 2008. - 156с.
2. Баранов А.П. Социальная работа с молодежью. М.:Инфра-М, 2009.
3. Беленький В.Я., Северчук С.В., Шевченко С.М. Молодежь: кем быть - рабочим или валютным менялой? // Профсоюзы и экономика. №5,
2009.
4. Быков В. В., Парамонов А. И. «Развитие предпринимательства в молодежной среде», Учеб.-метод. пособие. М., 2010.
5. Васильева П.Р. Молодежная политика в России. М.:Инфра-М, 2011. - 315с.
6. Вишневский Ю.Р., Банникова Л.Н., Дидковская Я.Б. Исследование проблем профессионального самоопределения студенчества Свердловской области // Университетское управление, №2(13), 2012.
7. Воронков С.Г., Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Социализация молодежи: проблемы и перспективы. Оренбург, 2008.
8. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 2008.
9. Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г., Гусова С. А. «Социальная работа с молодежью», Учебник для студентов вузов. М., 2013.
10. Долгова А. Полная и эффективная занятость молодежи - условие повышения конкурентоспособности страны / А. Долгова, И. Жукова // Человек и труд. 2014.
11. Дубова О. Роль службы занятости в профессиональном самоопределении молодежи / О. Дубова, З.Рахматуллина, И. Маслова // Человек и труд. 2008.
12. Жидкова Е.М. Ориентация на незанятость среди проблемных групп рынка труда // Социологические исследования, №3, 2008.
13. Золотова И.К., Зуев А.Э. Молодёжь на рынке труда // Демография и социология. Социально-экономические проблемы рынка труда в России. М.: ИСЭПН РАН, 2011.
14.Зубок Ю. А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социологические исследования, №8, 2008.
15. Ильинский И. М. Будущее России и молодежь: к новой концепции молодежной политики // Молодежь и общество на рубеже веков. - М.: ВЕЧЕ, 2013.
16. Козырева П.М. Некоторые тенденции адаптационных процессов в сфере труда // Социологические исследования, №9, 2008.
17. Коваленко Н. И., В.П. Хить, под ред. Л. В. Спириновой
«Индивидуальная профилактическая работа по программе «Постскриптум». Краснодар, 2004г.
18. Коврижных Ю.В. 10 лет молодёжной политике в Российской Федерации // Образование и молодёжная политика в современной России: Материалы Bcepoссийской научно-практической конференции 26 - 28 сентября 2002 г. - СПб., 2011.
19. Липский И.А. Молодежь в системе социально-педагогических
отношений / Молодежь в XXI веке: социальное участие: материалы Всероссийской научно-практической конференции 11-12 июля 2000 г. - Тамбов, 2009.
20. Максименко А.А. Как российская молодежь намерена «делать» деньги? // Социологические исследования, №9, 2014.
21. Махмутова Н.Н. Молодежный рынок труда. М.:Инфра-М, 2008
22. Мкртчян Г.М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления // Социологические исследования, №2, 2013.
23. Николаева П.П. Молодежь в социальном пространстве России. М.:Инфра-М, 2008 . - 250с.
24. «Основы социальной работы», Учеб. пособие / Под ред. Н. Ф. Басова. 2-е изд., испр. М., 2012.
25. Павлюкова Н.В., Хить В.П., Фалькова Н.Г. «Информационно-ме тодические материалы и рекомендации по организации работы по месту жительства. Вестник программы «Дети улиц» информационный сборник №13, 2011г.
26. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и
личностного самоопределения. М.: Издательство НПО «Модэк», 2012.
27. Ручкин Б, А. и др. «Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения». М., 2011.
28. Руткевич М.Н. Воспроизводство населения и социально¬
демографическая ситуация в России // Социологические исследования, №7, 2015.
29. Салагаев А. Л. Молодежные субкультуры. - Казань: Изд-во КГТУ,
2010.
30. Сибирцев В. А., Головин Н. А. Штрихи к портрету поколения 90-х годов // Социологические исследования. - 2008.
31. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. - СПб.: Питер, 2010.
32. Сикевич З. В. Молодежная культура: за и против. - Л.: Мысль, 2012.
33. Темницкий А.Л. Справедливость в оплате труда как ценностная ориентация и фактор трудовой мотивации // Социологические исследования, №5, 2015.
34. Трегубова Т. М. Социальная работа со студентами в XXI веке - новые обязательства, поликультурный анализ // Полемика. - №13. - 2014.
35. Фонарев А.В., Дикалова Л.С., Курилко А.П., Григорова В.П.
«Информационный сборник. Выпуск № 16» ГУ «Краевой центр
социальной адаптации и досуга молодежи» Краснодар, июль, 2008г.
36.Чернявская А. П. «Психологическое консультирование по профес-сиональной ориентации». М., 2011.
37. Шабанова М.А. Свобода и независимость в меняющемся обществе. Социологический аспект // Социологический журнал. - 2008.
38. Шаронов А.В. Пути реализации государственной молодежной политики // Социология молодежи / Под ред. В.Т. Лисовского. - СПб.: ИТ «Инсайд», 2010.
39. Шмелёв А. Молодежные культурные и социальные движения в России // Социс. - 2013.
40. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. - М.: Прогресс, 2011.
41. Яковлев Л. С. Притязания молодежи, ожидания общества // Человеческие ресурсы. - 2009.
42. Ярская В.Н. Время подростка: норма и аномия // Норма и аномия. - Саратов: СГМУ, 2012.
43. Ярская В. Н. Социальная работа: опыт философской рефлексии // Социальная работа и социальная философия. - М.: Владос, 2009.
44. Концепция Маслоу и социальный запрос на образование[Электронный ресурс]: Режим
доступаййр: //faraday215 .ru/docs/ 103.%20MR%20Maslow.html - свободный
45. Переписи_населения_в_России[Электронный ресурс]: Режим доступа
- https://ru.wikipedia.org/wiki/ - свободный.
46. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 280 (ред. от 31.03.2009) «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации»[Электронный ресурс]: Режим доступа
- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48112/ - свободный
47. Профессиональная подготовка и трудоустройство
молодежи [Электронный ресурс] :Режим доступа - http://123- job.ru/content/articles_876/ - свободный
48. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи [Электронный ресурс]: Режим доступа - http://cheloveknauka.com/protsess-professionalnogo-samoopredeleniya- gorodskoy-molodezhi/ - свободный
49. Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании [Электронный ресурс]: Режим доступа - http://www.edu.ru/abitur/act.46/index.php - свободный.
50. Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ
«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»[Электронный ресурс]: Режим доступа - http://base.garant.ru/10105933/ - свободный