Контрольный орган муниципального образования: понятие, порядок, формирования, полномочия (Российская академия народного хозяйства и государственной службы (алтайский филиал))
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика и правовое регулирование муниципального контроля 6
1.1 Понятие и правовая регламентация муниципального финансового контроля 6
1.2 Порядок формирования контрольно-счетного органа муниципального образования 12
Глава 2. Полномочия и проблемы правой регламентации деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования 15
2.1 Полномочия контрольно-счетного органа муниципального образования 15
2.2 Проблемы и пути совершенствования правой регламентации деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования 20
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 30
Объект исследования представлен правоотношениями, возникающими в ходе реализации правового статуса контрольных органов муниципальных образований.
Предметом исследования представлен спецификой правового статуса контрольных органов муниципальных образований и его законодательной регламентацией.
Цель работы - исследование контрольного органа муниципального образования.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие основные задачи:
раскрыть понятие и правовую регламентацию муниципального финансового контроля;
рассмотреть порядок формирования контрольно-счетного органа муниципального образования;
выявить полномочия контрольно-счетного органа муниципального образования;
исследовать проблемы и пути совершенствования правой регламентации деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования.
Методология исследования основана на наиболее прогрессивных методах познания: а) общенаучного свойства, в частности: системно-структурном, формально-логическом; б) специальных методах: формально-юридическом, сравнительно-правовом и других. Применение таких методов дало возможность в полной мере провести анализ объекта и предмета исследования, в контексте их взаимосвязи.
Характеризуя в целом уровень изученности темы настоящей работы, можно определить его как достаточно глубокий, в связи с чем, представляется возможным обратить внимание на труды известных специалистов в рассматриваемой сфере: С.С. Алексеева, М.В. Баглая, АЕ.В. Белоусовой, В.И. Васильева, АВ.И. Выдрина, Ю.А. Дмитриева, А.Н. Кокотова, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, В.В. Лазарева, В.В. Маклакова, И.В. Постового, А.Т. Тертышного, В.И. Фадеева, К.Ф. Шеремета и некоторых других. Однако, несмотря на столь весомый объем разработок, рассматриваемая сфера отношений исследована неполно, чем и обусловлена необходимость проведения дальнейших исследований в этой сфере.
Таким образом, как представляется, проведение дополнительных исследований в этой сфере целесообразно, поскольку это важно не только в теоретическом, но и в практическом плане, чем и подкрепляется повышенный к ним интерес.
Нормативно-правовая основа исследования включает: Конституцию РФ, действующие кодифицированные акты, федеральные законы, в частности: Федеральный закон от 01 июня 2021 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» , Федеральный закон от 31 июня 2020 г. № 248-ФЗ (ред. от 01 января 2022 г.) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» , Федеральный закон от 26 июня 2019 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» , Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 6-ФЗ (ред. от 01 июня 2021 г.) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» , Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 30 декабря 2021 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другие правовые акты. В работе также использовалась судебная практика, представленная решениями Конституционного Суда Российской Федерации, а также кассационных и арбитражных апелляционных судов РФ.
Структура работы, в полно мере согласуется с указанными выше целью и задачами, включая в себя: введение, базовую часть, структурированную по главам, заключения и библиографического списка источников и литературы.
Передача полномочий при этом должна осуществляться свободно, исключительно на основании соглашения. Одновременно с полномочиями должны передаваться и соответствующие финансовые ресурсы в форме иного межбюджетного трансферта из бюджета поселения (внутригородского района) в бюджет муниципального района (городского округа с внутригородским делением). БК РФ предоставление таких трансфертов допускает (ст. ст. 142.5, 142.7).
В целях совершенствования действующего законодательства, целесообразно подвергнуть пересмотру некоторых требований к претендентам либо действующим лицам КСО. В частности, сомнения вызывают положения действующего законодательства, базируясь на которых, аудитором, председателем, его замом, могут стать претенденты, имеющие погашенную либо снятую судимость (п. 1 ч. 4 ст. 7 Закона № 6-ФЗ) и не принимается во внимание вид и тяжесть деяний ими совершенных.
Нами предлагается ввести запрет претендентам на должности в КСО ранее претерпевшими наказание за деяния средней тяжести, тяжких и особо тяжких по экономическим преступлениям (раздел VIII УК РФ), а также направленным на посягательства в отношении государственной власти (раздел X УК РФ), со снятой (погашенной) судимостью, до окончания 5, 10 и 15-летнего срока, исчисляя с даты ее снятия (погашения).
Полагаем также, необходимо запретить должностным лицам КСО быть членами любых политических партий, что в ином случае, может обусловить процесс формирования внутрипартийных коммуникаций среди должностных лиц КСО и руководителем контролируемого объекта, в ситуации, когда эти лица, представители одной партии.
В завершение исследования хотелось бы почеркнуть, что в нынешнем состоянии местное самоуправление в России находится в глубоком кризисе. Очевидно, что в условиях сильнейшей финансовой зависимости муниципальных образований от государства полноценное функционирование института муниципального аудита невозможно. Таким образом, первоочередной задачей должно стать укрепление финансовой основы местного самоуправления в России.