Введение
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика состава контрабанды 9
§1. Контрабанда, предусмотренная статьей 2001 Уголовного Кодекса
Российской Федерации 9
§2. Контрабанда, предусмотренная статьей 2002 Уголовного Кодекса Российской Федерации 16
§3. Контрабанда, предусмотренная статьей 2261 Уголовного Кодекса Российской Федерации 21
§4. Контрабанда, предусмотренная статьей 2291 Уголовного Кодекса Российской Федерации 28
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика составов иных преступлений в сфере таможенного дела 36
§ 1. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ(оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 Уголовного Кодекса Российской Федерации) 36
§2. Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей (статья 190 Уголовного Кодекса Российской Федерации) 43
§3. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации (статьи 193, 1931 Уголовного Кодекса Российской Федерации) 51
§4. Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.194 Уголовного Кодекса Российской Федерации) 61
Заключение 67
Список использованной литературы 71
В последнее время охрана внешнеторговой политики приобретает особую значимость. Перед государством встала задача о недопущении возникновения отрицательного воздействия преступлений в сфере внешнеторгового оборота как антисоциального явления. Согласно ст. 74 главного Закона РФ «ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, зашиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей».
Сфера ответственности таможенных органов в области борьбы с таможенными преступлениями считается предметом как национального, так и международного регулирования. Россия, будучи членом Всемирной таможенной организации и Евразийского экономического союза (далее по тексту - ЕАЭС), является участником всех ее правоохранительных инициатив и совместно с таможенными органами зарубежных стран ведет борьбу с преступлениями, относящимися к компетенции таможенных органов и получившими название таможенных преступлений.
Одним из наиболее тяжких преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации принято считать контрабанду, так как она имеет наиболее опасные последствия для общества и страны в целом. Контрабанда (итал. contrabbando, от contra — против и bando — правительственный указ) — незаконное перемещение через государственную границу товаров, ценностей и иных предметов, то есть перемещение ценностей и иных предметов, сопровождающееся нарушением требований таможенного законодательства .
Специфические черты, характеризующие внутреннюю сущность таможенных преступлений, не смотря на общую для любых социально- исторических условий природу, в связи с недавней декриминализацией некоторых статей Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - УК РФ), в современной России наполнились новым содержанием, приобрели некоторые неизвестные ранее отличительные особенности.
Актуальность и научная новизна исследования заключается в выборе темы выпускной квалификационной работы (с учетом изменения уголовного законодательства). Так как, литература, посвященная декриминализированной контрабанде и другим таможенным преступлениям, немногочисленна, имеет место всестороннее изучение и подробный анализ данных таможенных преступлений. Интересы защиты общественных отношений в этой сфере диктуют необходимость совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с контрабандой и другими таможенными преступлениями, а, самое главное, - поиска путей и средств преодоления имеющихся недостатков. В этой ситуации необходима выработка более совершенных уголовно-правовых норм, направленных на защиту общественных отношений в сфере экономической деятельности.
Ранее незаконное перемещение товаров через таможенную границу России, квалифицировалось по статье 188 УК РФ. При этом основанием для возбуждения уголовного дела становилось нарушение установленного порядка таможенного оформления и сумма перемещенных товаров. Вторая часть той же статьи предусматривала уголовную ответственности за незаконное перемещение наркотиков или опасных веществ, оружия - то есть, предметов, запрещенных или ограниченных к обороту. По третьей части возбуждались дела за перемещение товаров, сопряженное с применением насилия в отношении должностных лиц или непосредственно должностным лицом, а по четвертой - совершенное организованной группой.
При создании таможенного союза России, Беларуси и Казахстана (на сегодняшний день добавлены Армения и Кыргызстан) возникли трудности с привлечение к уголовной ответственности по контрабанде: у Беларуси уголовная ответственность за экономическую контрабанду отсутствует, а у Казахстана - имеется.
В связи с этим было принято решение полностью модифицировать ст. 188 УК РФ. После вступления в силу Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации [ред. от 28.12.2013] (далее по тексту - ФЗ-420) статья 188 УК РФ утратила свою силу. Контрабанда разделилась на следующие статьи:
- статья 2001 «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» (введена Федеральным законом от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ );
- статья 2002 «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий»; (введена Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 530-ФЗ )
- статья 2261 «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов» (введена Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ);
- статья 229 «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ» (введена Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ).
Наряду с контрабандой, ввиду своей компетенции, таможенные органы ведут борьбу и с иными преступлениями в сфере таможенного дела1, которые рассматриваются в данной работе:
- незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);
- невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей (ст. 190 УК РФ);
- уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК РФ);
- совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов (ст. 1931 УК РФ);
- уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).
Целью настоящей работы является комплексное, всестороннее исследование понятия и составов контрабанды, как уголовного преступления в таможенной сфере, а так же иных таможенных преступлений по действующему уголовному законодательству Российской Федерации.
Для реализации данной цели выдвигаются следующие задачи:
- раскрыть понятия контрабанды, углубленно изучить элементы и признаки составов контрабанды;
- изучить распространенность и возрастание общественной опасности контрабанды в условиях развития внешнеторговой деятельности Российской Федерации;
- провести анализ нормы, регламентирующей ответственность за контрабанду в современном законодательстве, уточнить ее место среди таможенных преступлений;
- проанализировать и рассмотреть составы иных таможенных преступлений;
- дать научно-обоснованный анализ характерных признаков иных преступлений в таможенной сфере;
- разработать и обосновать предложения по дальнейшему совершенствованию уголовного законодательства, регламентирующего ответственность за контрабанду и иные таможенные преступления, и конкретные рекомендации, направленные на улучшение его применения в борьбе с данным преступлением.
Объектом исследования является контрабанда как таможенное преступление, а также иные таможенные преступления, предусмотренные уголовным законодательством Российской Федерации.
Предметом исследования являются: контрабанда как уголовно правовая категория, её элементы и признаки; нормы таможенного и уголовного законодательства, связанные с перемещением товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации; а также основные составы и признаки иных преступлений по уголовному законодательству в таможенной сфере.
Методологической основой исследования послужили теоретические методы: метод анализа и синтеза.
Теоретическую основу настоящей работы составляют труды российских ученых, таких как Фёдоров А.В., Кузнецов М.П., Кромова А.Я., Савчишкина О.Г., Лопашенко Н. А., Середа И. М., Белоусов Д.М., Бушуева Т.А., Кучеров И.И. и другие.
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматривается уголовно-правовая характеристика состава контрабанды, с учетом вступивших в силу изменений в УК РФ. Рассматривается ответственность за каждый вид данного преступления и особенности квалификации.
Во второй главе нами рассматривается уголовно-правовая характеристика составов иных преступлений в сфере таможенного дела, принимая во внимания изменения в связи с декриминализацией УК РФ.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме, выносятся предложения по изменению и дополнению законодательства в данной сфере.
Основной задачей внешнеэкономической политики государства была и остается необходимость расширения и развития внешней торговли, совершенствование механизма производственного и иных видов сотрудничества с другими странами, без чего невозможно осуществление политических и социально-экономических реформ, насыщение внутреннего рынка необходимыми товарами в достаточном количестве и высокого качества, а так же защита внешнеэкономических интересов. При всем этом положительном развитии, к сожалению, имеют место быть уголовные преступления.
В данной работе нами изучена нормативно-правовая база, регламентирующая «декриминализированную» контрабанду, и были сделаны выводы, что контрабанда - одно из наиболее серьезных посягательств на государственные интересы, и эффективность борьбы с ней находится в зависимости от скоординированных уголовно - правовых мер. Актуальность рассмотрения проблем борьбы контрабандой уголовно-правовыми средствами обоснована тем, что данная деятельность приобрела в настоящее время в России размеры глобального отрицательного явления, представляющего настоящую опасность важным экономическим интересам государства, и принимает все более организованные формы.
Для достижения цели данного исследования был решен ряд научных задач и получены соответствующие выводы, разработаны теоретические положения и практические рекомендации, а именно:
- на территории стран - членов Таможенного союза ЕАЭС существуют различные списки и перечни предметов контрабанды, предусмотренной ст.2261 и 2291 УК РФ. В связи с этим могут возникнуть трудности с привлечением к уголовной ответственности. Решение данной проблемы мы видим в создании единообразной терминологии и списков (перечней) предметов контрабанды на всей территории Таможенного союза ЕАЭС. Так как в контексте развивающихся торгово-экономических связей России со странами ЕАЭС важен переход на международные стандарты в области таможенного дела.
- выявлено, что практическое применение ст.190 УК РФ весьма затруднено, а иногда и невозможно, поскольку оно блокируется положениями ст.12 УК РФ, регулирующей ответственность российских граждан, лиц без гражданства и иностранцев за преступления, совершенные за границей . Анализ ст.12 УК РФ показывает, что в ряде случаев, совершенное вне пределов Российской Федерации гражданином РФ или лицом без гражданства, но постоянно проживающим в России, деяние, полностью подпадающее под признаки преступления, предусмотренного ст.190 УК РФ, может остаться безнаказанным. Решение данной проблемы мы находим в более широком использовании при собирании доказательств по делам о невозвращении культурных ценностей на территорию РФ существующей системы взаимодействия между ФТС России и иностранными таможенными службами, которая позволяет осуществлять как международный информационный обмен в рассматриваемой сфере, так и оперативно инициировать проведение зарубежными службами целого комплекса мероприятий, направленных на активный поиск доказательственной информации по делам о преступлениях указанной категории.
- так же нами было выделены наиболее актуальные проблемы квалификации преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ. Можно отметить, что они, несмотря на внесенные изменения, возникают в силу неудачной конструкции состава. При рассмотрении буквального толкования диспозиции статьи, нельзя не отметить, что если валюта, возвращена по неисполненному контракту незаконным способом, в частности, перечислена не в уполномоченный банк, а в любой другой российский банк или на счет другой организации-резидента, то эти деяния не образуют состава преступления. Для решения данной проблемы, необходимо привести к единообразию положения норм уголовного права с нормами корреспондирующих отраслей (финансового, налогового, гражданского права), выработать согласованный понятийный аппарат, разработать методики по выявлению и расследованию данного вида преступлений, а также осуществить мероприятия по подготовке квалифицированных кадров, обладающими не только юридическими, но и экономическими знаниями в данной сфере.
Таким образом, в данном труде нам удалось решить все поставленные ранее задачи в полном объеме и достигнуть цели работы - комплексно, всесторонне исследовать понятия и составы контрабанды, как уголовного преступления в таможенной сфере, а так же иных таможенных преступлений по действующему уголовному законодательству Российской Федерации.
Беря во внимание вышеизложенные замечания и доводы, можно отметить, что все это является основанием для вынесения на обсуждение юристов-ученых и практиков изменений и дополнений к вышеуказанным нормам, проекты которых приводятся в многочисленных исследованиях практически всех специалистов в сфере таможенных преступлений.
Можно с уверенностью сказать, что экономически сильное демократическое государство, с нетерпимостью относящееся к нарушению прав человека и не жалеющее сил и средств на борьбу с преступностью, в силу законов общественного развития в состоянии принять меры, направленные лишь на профилактику и предупреждение преступлений, уменьшит их количество в целом. Причем решение и этих ограниченных задач возможно только при условии фундаментального изучения данной проблемы, а также иных явлений, порождающих преступления либо создающих благоприятные условия для их осуществления.
По-нашему мнению, несмотря на то что, теме контрабанды и иных преступлений в сфере таможенной деятельности уделялось большое внимание в юридической науке, она является не достаточно разработанной. Отсутствуют единые понимания категориального аппарата и составов преступлений.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г.- [ред. от 12.07.2014] //Российская газета. - 1993. - 25 дек.
2. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [ред.
09.03.2016]// Собрание законодательства РФ. - 2002.- 7 января.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ [ред. от 02.06.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - 17 июня.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий: федер. закон от 31 декабря 2014 г. № 530-ФЗ [ред. от 11.01.2015]//Российская газета. - 2015.- 12 января.
5. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций) : федер. закон от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ [ред. от 15.02.2016]// Российская газета. - 2014. - 28 ноября.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии : федер. закон от 23 июля 2013 г. № 245-ФЗ [ред. от 22.10.2014] // Российская газета. - 2013. - 26 июля.
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям : федер. закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ [ред. от 03.12.2012] // Российская газета. - 2013. - 2 июля.
8. О ратификации Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза : федер. закон от 5 апреля 2011 г. № 59-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2011. - Ст. 2032.
9. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ [ред. от 28.12.2013] // Российская газета - 2011. - 9 дек.
10. О безопасности: федер. закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ [ред. от 05.10.2015]// Российская газета. - 2010. - 29 декабря.
11. О таможенном регулировании в Российской Федерации : федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ [ред. от 13.07.2015]// Российская газета. - 2010.
- 29 ноября..
12. О внесении изменения в статью 234 Уголовного кодекса Российской Федерации : федер. закон от 4 ноября 2007 г. № 252-ФЗ [ред. от08.12.2007] //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - 5 ноября.
13. О валютном регулировании и валютном контроле : федер. закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ [ред. от 30.12.2015]// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - 15 дек.
14. Об основах государственного регулирования внешнеторговой
деятельности : федер. закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ [ред. от
13.07.2015]//Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - 15 декабря.
15. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : федер. закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ [ред. от 09.03.2016]//Парламентская газета. - 2002. - 29 июня.
16. Об экспортном контроле : федер. закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ [ред. от 13.07.2015]// Собрание законодательства Российской Федерации. -1999.
- 26 июля.
17. О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами : федер. закон от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ [ред. от 21.07.2014]// Российская газета. - 1998. - 23 июля.
18. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции : федер. закон от 22 ноября 1995 г. № 171 - ФЗ [ред. от 07.11.1999]// Российская газета. - 1999. - 19 янв.
19. О таможенном тарифе : закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 [ред. от 28.11.2015]// Российская газета. - 193. - 5 июня.
20. О вывозе и ввозе культурных ценностей : закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1[ред. от 23.07.2013] //Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - 20 мая.
21. Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль : Указ Президента РФ от 17 декабря 2011 г. № 1661 [ред. от 21.07.2014]// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - 26 дек.
22. Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами : Указ Президента РФ от 10 сентября 2005 г. № 1062 [ред. от 15.01.2016]// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - 19 сентября.
23. Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 1 октября 2012 г. № 1002 [ред. от 27.02.2015]//Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - 8 октября.
24. Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2012г. № 923 [ред. от
16.12.2014] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - 17 сентября.
25. Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 6 марта 2012г. № 191 [ред. от 12.08.2015]// Российская газета. - 2012. - 14 марта.
26. Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия : Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. № 686 [ред. от 23.10.2014]// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - 1 октября.
27. Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий : Постановление Правительства РФ от 29 августа 2001 г. № 634 [ред. от 23.10.2014]// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - 10 сентября.
28. Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия: Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2001 г. № 296 [ред. от
23.10.2014] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - 23 апреля.
29. Об утверждении перечня инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, и правил разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, уничтожения инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для
производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ : Постановление Правительства РФ от 22 марта 2001г. № 221 [ред. от
01.10.2012]// Российская газета. - 2001. - 29 марта.
30. Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных
веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998г. № 681 [ред. от
27.02.2015]// Российская газета. - 1998. - 17 июля.
Международные договоры
31. Таможенный кодекс Таможенного союза : принят Решением
Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17 [ред. от 08.05.2015] // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.
32. О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском : Перечень товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, с освобождением от уплаты таможенных платежей, приведенный в приложении 3 к Соглашению между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. [ред. от 08.05.2015]//Бюллетень международных договоров. - 2012. - №5.
33. О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (вместе с Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза) : решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. № 51 [ред. от 03.09.12] // Бюллетень международных договоров. - 2012.- 6 июня.
34. О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском : Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. [ред. от 08.05.2015]//Бюллетень международных договоров. - 2012. - №6.
Специализированная литература
35. Белоусов Д.М. Актуальные вопросы расследования незаконного вывода денежных средств за рубеж: статья/Д.М. Белоусов// Законность. - 2015. - 50 с.
36. Бойко А.И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А.И. Бойко//Ростов н/Д. - 2012. - 424 с.
37. Борзенков Г.Н. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть/под общ. ред. Г.Н. Борзенкова и B.C. Комиссарова.// М. - 2010. - 800 с.
38. Бриллиантов А.В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации : в 2 т. (постатейный), том 1, 2-е издание/под ред. А.В. Бриллиантова: Проспект. - 2015. - 300 с.
39. Бушуева Т.А. Экономическая безопасность и невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте: статья/Т.А. Бушуева// TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA. - 2012. - 90 с.
40. Дьяков С.В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (научно-практический, постатейный). / под ред. С.В. Дьякова и Н.Г. Кадникова - 2-е изд., перераб. и доп.. - М. - 2013. - 639 с.
41. Егоров В.Е. О границе, Таможенном союзе, контрабанде и
суверенитете: статья/В.Е. Егоров//Вестник Сибирского юридического
Института ФСКН России. - 2013. - №1 (12). - 108 с.
42. Запесоцкий А.С. Международно - правовые документы по вопросам культуры: сборник/ сост. и ред. А.С. Запесоцкий. //СПб. - 2013. - 50 с.
43. Игнатов А.Н. Уголовное право России. Том 2. Особенная часть / под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова// М.: НОРМА - ИНФРА-М. -2011. - 292 с.
44. Иногамова-Хегай П.В.Совершенствование уголовно-правовых норм об экономических преступлениях: статья/П.В. Иногамова-Хегай // Уголовное право. - 2011. - 50 с.
45. Клебанов Л.Р. Уголовно-правовые риски коллекционирования культурных ценностей: монография/Л. Клебанов // Уголовное право. -2012. - 40 с.
46. Козловский А. Ю. Организация внутриведомственного
взаимодействия с участием оперативно-розыскных подразделений таможенных органов России и пути его совершенствования: статья/А.Ю.
Козловский//Вестник Российской таможенной академии - 2013. - № 1. - 32 с.
47. Кондрат Е.Н. Комментарий к Федеральному закону от 28 июня 2013 г.
№ 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (постатейный)/Е.Н.Кондрат. - М.: Юстицинформ. - 2013. - 350 с.
48. Кромова А.Я. Уголовно-правовая характеристика контрабанды, предусмотренной ст. 2291 УК РФ : автореферат дисертации на соискание ученой степени кандидата юр. наук/А.Я. Кромова// Москва. - 2013. - 100 с.
49. Кузнецов М.П. Проблемы применения уголовной ответственности за контрабанду стратегически важных товаров и ресурсов : статья /М.П. Кузнецов//Законность. - 2015. - 55 с.
50. Кучеров И.И. Современное состояние уголовно-правовой защиты
сферы валютного регулирования: статья/И.И. Кучеров// Российский
следователь. - 2011. - 60 с.
51. Лопашенко Н. А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятие, проблемы квалификации и наказания: статья/Н.А. Лопашенко//Юрист. - 2010. - 139 с.
52. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности. Комментарий к главе 22 УК РФ: статья /Н.А. Лопашенко//М. - 2011. - 248 с.
53. Михайлов В. И. Таможенные преступления: статья/ Михайлов В. И., Федоров А. В.//М. - 2012. - 80 с.
54. Михайлов В. И.. Таможенные преступления: уголовно-правовой анализ и общие вопросы оперативно-розыскной деятельности: статья / В. И. Михайлов, А. В. Федоров// Ассоц. юрид. центр. - 2010. - 90 с.
55. Мошкович М. Снова о репатриации валюты: статья/М. Мошкович // эж-ЮРИСТ. - 2010. - 44 с.
56. Русанов Г. А. Уголовно-правовые проблемы совершенствования законодательства в области борьбы с преступлениями в отношении культурных ценностей: статья/Г.А. Русанов// Российская юстиция. - 2010. - 15 с.
57. Русанов Г.А. Уголовная ответственность за невозвращение на
территорию РФ культурных ценностей: статья/Г.А. Русанов//Новый
юридический журнал. - 2012. - 30 с.
58. Савчишкина О.Г. Особенности квалификации контрабанды наркотических средств и психотропных веществ в современных условиях: статья/О.Г. Савчишкина//Уголовное право и криминология. - 2014. - 10 с.
59. Середа И. М. Юридический анализ уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации и физического лица: статья/И.М. Середа//Юрист. - 2013. - 12 с.
60. Сухарев А.Я. Большой юридический словарь/под ред. А. Я. Сухарева. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2012. — С.858.
61. Талан М.В. Виды контрабанды: статья/М.В. Талан// Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2015. -. Т. 157.- № 6. - С. 250-255.
62. Уголовное право России. Общая часть : учебник / С. А. Балеев, Б. С. Волков, Л. Л. Кругликов [и др.] ; под ред. Ф. Р. Сундурова, И. А. Тарханова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Статут, 2009. - 751 с.
63. Уразлина Ф.А.Увеличение ответственности за нарушение требований валютного законодательства: статья/Ф.А. Уразлина// Обзор законодательства. - 2013. - 10 с.
64. Шичанина Т. Деньги для пилорамы: статья
/Т.Шичанина//Официальное издание ФТС. - Таможня. - 2015. - №4. - С.55.
Материалы юридической практики
65. О судебной практике по делам о контрабанде : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. № 6 [ред. от 28.09.2010]// Российская газета. - 2008. - 7 июня.
1. О признании утратившим силу Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 г. № 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 июля 2011 г. № 12// Российская газета. - 2001. - 20 июля.
2. Правоохранительная деятельность [Электронный ресурс] : Официальный сайт ПТУ. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://ptu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5493:2011- 09-26-11-37-43&catid=125:2010-12-22-14-31 -47&Itemid=157.
Интернет - источники
66. Информационное агентство «Оружие России»: информ.-аналит.
материалы. [Электронный ресурс] - Сайт информ. агентства. - электрон. тектс. дан. - Режим доступа:
http://www.armsexpo.ru/news/vzaimodeystvie/v 20.15 godu rossixa ekspprtirovala
oruzhie bolee chem na 15 milliardov dollarov(дата обращения 21.04.2016).
67. Мартыненко, С.М. Репатриация валютной выручки как элемент валютно-правового механизма в регулировании внешнеторговой деятельности [Электронный ресурс] //сайт Позновательный.РФ - электрон. текст.данные - Режим доступа: URL:http: //yurclub. ru/docs/currency/article 14. html.
68. Об итогах работы подразделений правоохранительного блока по выявлению и пресечению таможенных преступлений и правонарушений в регионе деятельности Татарстанской таможни за 2015 год: стат. данные за 2015г. [Электронный ресурс]//Официальный сайт ПТУ. - электрон. текст дан. -
Режим доступа:
http://ptu.customs.ru/index.php?option=com content&view=article&id=5493:2011-09-26-11-37-43&catid=125:2010-12-22-14-31-47&Itemid=157.(gaTa обращения
14.04.2016).
69. Суранова Е. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей: статья [Элект. ресурс]//Журнал Познавательный.РФ - электрон. текст. данные - Режим доступа :http://xn--80aafngqnlfck6b3hm.xn--p1ai/all/ugolovno-pravovaja-ohrana-kultumyh-cenostei.html#ftn.(датаобращения 20.04.2016)
70. Уголовная ответственность за нарушения валютного
законодательства. Валютное законодательство [Электронный ресурс]//Учебные материалы для студентов - Электрон. текст. данные - Режим доступа: http://studme.org/41329/pravo/ugolovnaya otvetstvennost narusheniya valyutnogozakonodatelstva#60(дата обращения 22.04.2016).