КОНТРАБАНДА И ИНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
|
Введение
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика состава контрабанды 9
§1. Контрабанда, предусмотренная статьей 2001 Уголовного Кодекса
Российской Федерации 9
§2. Контрабанда, предусмотренная статьей 2002 Уголовного Кодекса Российской Федерации 16
§3. Контрабанда, предусмотренная статьей 2261 Уголовного Кодекса Российской Федерации 21
§4. Контрабанда, предусмотренная статьей 2291 Уголовного Кодекса Российской Федерации 28
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика составов иных преступлений в сфере таможенного дела 36
§ 1. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ(оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 Уголовного Кодекса Российской Федерации) 36
§2. Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей (статья 190 Уголовного Кодекса Российской Федерации) 43
§3. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации (статьи 193, 1931 Уголовного Кодекса Российской Федерации) 51
§4. Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.194 Уголовного Кодекса Российской Федерации) 61
Заключение 67
Список использованной литературы 71
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика состава контрабанды 9
§1. Контрабанда, предусмотренная статьей 2001 Уголовного Кодекса
Российской Федерации 9
§2. Контрабанда, предусмотренная статьей 2002 Уголовного Кодекса Российской Федерации 16
§3. Контрабанда, предусмотренная статьей 2261 Уголовного Кодекса Российской Федерации 21
§4. Контрабанда, предусмотренная статьей 2291 Уголовного Кодекса Российской Федерации 28
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика составов иных преступлений в сфере таможенного дела 36
§ 1. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ(оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 Уголовного Кодекса Российской Федерации) 36
§2. Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей (статья 190 Уголовного Кодекса Российской Федерации) 43
§3. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации (статьи 193, 1931 Уголовного Кодекса Российской Федерации) 51
§4. Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.194 Уголовного Кодекса Российской Федерации) 61
Заключение 67
Список использованной литературы 71
В последнее время охрана внешнеторговой политики приобретает особую значимость. Перед государством встала задача о недопущении возникновения отрицательного воздействия преступлений в сфере внешнеторгового оборота как антисоциального явления. Согласно ст. 74 главного Закона РФ «ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, зашиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей».
Сфера ответственности таможенных органов в области борьбы с таможенными преступлениями считается предметом как национального, так и международного регулирования. Россия, будучи членом Всемирной таможенной организации и Евразийского экономического союза (далее по тексту - ЕАЭС), является участником всех ее правоохранительных инициатив и совместно с таможенными органами зарубежных стран ведет борьбу с преступлениями, относящимися к компетенции таможенных органов и получившими название таможенных преступлений.
Одним из наиболее тяжких преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации принято считать контрабанду, так как она имеет наиболее опасные последствия для общества и страны в целом. Контрабанда (итал. contrabbando, от contra — против и bando — правительственный указ) — незаконное перемещение через государственную границу товаров, ценностей и иных предметов, то есть перемещение ценностей и иных предметов, сопровождающееся нарушением требований таможенного законодательства .
Специфические черты, характеризующие внутреннюю сущность таможенных преступлений, не смотря на общую для любых социально- исторических условий природу, в связи с недавней декриминализацией некоторых статей Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - УК РФ), в современной России наполнились новым содержанием, приобрели некоторые неизвестные ранее отличительные особенности.
Актуальность и научная новизна исследования заключается в выборе темы выпускной квалификационной работы (с учетом изменения уголовного законодательства). Так как, литература, посвященная декриминализированной контрабанде и другим таможенным преступлениям, немногочисленна, имеет место всестороннее изучение и подробный анализ данных таможенных преступлений. Интересы защиты общественных отношений в этой сфере диктуют необходимость совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с контрабандой и другими таможенными преступлениями, а, самое главное, - поиска путей и средств преодоления имеющихся недостатков. В этой ситуации необходима выработка более совершенных уголовно-правовых норм, направленных на защиту общественных отношений в сфере экономической деятельности.
Ранее незаконное перемещение товаров через таможенную границу России, квалифицировалось по статье 188 УК РФ. При этом основанием для возбуждения уголовного дела становилось нарушение установленного порядка таможенного оформления и сумма перемещенных товаров. Вторая часть той же статьи предусматривала уголовную ответственности за незаконное перемещение наркотиков или опасных веществ, оружия - то есть, предметов, запрещенных или ограниченных к обороту. По третьей части возбуждались дела за перемещение товаров, сопряженное с применением насилия в отношении должностных лиц или непосредственно должностным лицом, а по четвертой - совершенное организованной группой.
При создании таможенного союза России, Беларуси и Казахстана (на сегодняшний день добавлены Армения и Кыргызстан) возникли трудности с привлечение к уголовной ответственности по контрабанде: у Беларуси уголовная ответственность за экономическую контрабанду отсутствует, а у Казахстана - имеется.
В связи с этим было принято решение полностью модифицировать ст. 188 УК РФ. После вступления в силу Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации [ред. от 28.12.2013] (далее по тексту - ФЗ-420) статья 188 УК РФ утратила свою силу. Контрабанда разделилась на следующие статьи:
- статья 2001 «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» (введена Федеральным законом от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ );
- статья 2002 «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий»; (введена Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 530-ФЗ )
- статья 2261 «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов» (введена Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ);
- статья 229 «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ» (введена Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ).
Наряду с контрабандой, ввиду своей компетенции, таможенные органы ведут борьбу и с иными преступлениями в сфере таможенного дела1, которые рассматриваются в данной работе:
- незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);
- невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей (ст. 190 УК РФ);
- уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК РФ);
- совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов (ст. 1931 УК РФ);
- уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).
Целью настоящей работы является комплексное, всестороннее исследование понятия и составов контрабанды, как уголовного преступления в таможенной сфере, а так же иных таможенных преступлений по действующему уголовному законодательству Российской Федерации.
Для реализации данной цели выдвигаются следующие задачи:
- раскрыть понятия контрабанды, углубленно изучить элементы и признаки составов контрабанды;
- изучить распространенность и возрастание общественной опасности контрабанды в условиях развития внешнеторговой деятельности Российской Федерации;
- провести анализ нормы, регламентирующей ответственность за контрабанду в современном законодательстве, уточнить ее место среди таможенных преступлений;
- проанализировать и рассмотреть составы иных таможенных преступлений;
- дать научно-обоснованный анализ характерных признаков иных преступлений в таможенной сфере;
- разработать и обосновать предложения по дальнейшему совершенствованию уголовного законодательства, регламентирующего ответственность за контрабанду и иные таможенные преступления, и конкретные рекомендации, направленные на улучшение его применения в борьбе с данным преступлением.
Объектом исследования является контрабанда как таможенное преступление, а также иные таможенные преступления, предусмотренные уголовным законодательством Российской Федерации.
Предметом исследования являются: контрабанда как уголовно правовая категория, её элементы и признаки; нормы таможенного и уголовного законодательства, связанные с перемещением товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации; а также основные составы и признаки иных преступлений по уголовному законодательству в таможенной сфере.
Методологической основой исследования послужили теоретические методы: метод анализа и синтеза.
Теоретическую основу настоящей работы составляют труды российских ученых, таких как Фёдоров А.В., Кузнецов М.П., Кромова А.Я., Савчишкина О.Г., Лопашенко Н. А., Середа И. М., Белоусов Д.М., Бушуева Т.А., Кучеров И.И. и другие.
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматривается уголовно-правовая характеристика состава контрабанды, с учетом вступивших в силу изменений в УК РФ. Рассматривается ответственность за каждый вид данного преступления и особенности квалификации.
Во второй главе нами рассматривается уголовно-правовая характеристика составов иных преступлений в сфере таможенного дела, принимая во внимания изменения в связи с декриминализацией УК РФ.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме, выносятся предложения по изменению и дополнению законодательства в данной сфере.
Сфера ответственности таможенных органов в области борьбы с таможенными преступлениями считается предметом как национального, так и международного регулирования. Россия, будучи членом Всемирной таможенной организации и Евразийского экономического союза (далее по тексту - ЕАЭС), является участником всех ее правоохранительных инициатив и совместно с таможенными органами зарубежных стран ведет борьбу с преступлениями, относящимися к компетенции таможенных органов и получившими название таможенных преступлений.
Одним из наиболее тяжких преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации принято считать контрабанду, так как она имеет наиболее опасные последствия для общества и страны в целом. Контрабанда (итал. contrabbando, от contra — против и bando — правительственный указ) — незаконное перемещение через государственную границу товаров, ценностей и иных предметов, то есть перемещение ценностей и иных предметов, сопровождающееся нарушением требований таможенного законодательства .
Специфические черты, характеризующие внутреннюю сущность таможенных преступлений, не смотря на общую для любых социально- исторических условий природу, в связи с недавней декриминализацией некоторых статей Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - УК РФ), в современной России наполнились новым содержанием, приобрели некоторые неизвестные ранее отличительные особенности.
Актуальность и научная новизна исследования заключается в выборе темы выпускной квалификационной работы (с учетом изменения уголовного законодательства). Так как, литература, посвященная декриминализированной контрабанде и другим таможенным преступлениям, немногочисленна, имеет место всестороннее изучение и подробный анализ данных таможенных преступлений. Интересы защиты общественных отношений в этой сфере диктуют необходимость совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с контрабандой и другими таможенными преступлениями, а, самое главное, - поиска путей и средств преодоления имеющихся недостатков. В этой ситуации необходима выработка более совершенных уголовно-правовых норм, направленных на защиту общественных отношений в сфере экономической деятельности.
Ранее незаконное перемещение товаров через таможенную границу России, квалифицировалось по статье 188 УК РФ. При этом основанием для возбуждения уголовного дела становилось нарушение установленного порядка таможенного оформления и сумма перемещенных товаров. Вторая часть той же статьи предусматривала уголовную ответственности за незаконное перемещение наркотиков или опасных веществ, оружия - то есть, предметов, запрещенных или ограниченных к обороту. По третьей части возбуждались дела за перемещение товаров, сопряженное с применением насилия в отношении должностных лиц или непосредственно должностным лицом, а по четвертой - совершенное организованной группой.
При создании таможенного союза России, Беларуси и Казахстана (на сегодняшний день добавлены Армения и Кыргызстан) возникли трудности с привлечение к уголовной ответственности по контрабанде: у Беларуси уголовная ответственность за экономическую контрабанду отсутствует, а у Казахстана - имеется.
В связи с этим было принято решение полностью модифицировать ст. 188 УК РФ. После вступления в силу Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации [ред. от 28.12.2013] (далее по тексту - ФЗ-420) статья 188 УК РФ утратила свою силу. Контрабанда разделилась на следующие статьи:
- статья 2001 «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» (введена Федеральным законом от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ );
- статья 2002 «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий»; (введена Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 530-ФЗ )
- статья 2261 «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов» (введена Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ);
- статья 229 «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ» (введена Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ).
Наряду с контрабандой, ввиду своей компетенции, таможенные органы ведут борьбу и с иными преступлениями в сфере таможенного дела1, которые рассматриваются в данной работе:
- незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);
- невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей (ст. 190 УК РФ);
- уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК РФ);
- совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов (ст. 1931 УК РФ);
- уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).
Целью настоящей работы является комплексное, всестороннее исследование понятия и составов контрабанды, как уголовного преступления в таможенной сфере, а так же иных таможенных преступлений по действующему уголовному законодательству Российской Федерации.
Для реализации данной цели выдвигаются следующие задачи:
- раскрыть понятия контрабанды, углубленно изучить элементы и признаки составов контрабанды;
- изучить распространенность и возрастание общественной опасности контрабанды в условиях развития внешнеторговой деятельности Российской Федерации;
- провести анализ нормы, регламентирующей ответственность за контрабанду в современном законодательстве, уточнить ее место среди таможенных преступлений;
- проанализировать и рассмотреть составы иных таможенных преступлений;
- дать научно-обоснованный анализ характерных признаков иных преступлений в таможенной сфере;
- разработать и обосновать предложения по дальнейшему совершенствованию уголовного законодательства, регламентирующего ответственность за контрабанду и иные таможенные преступления, и конкретные рекомендации, направленные на улучшение его применения в борьбе с данным преступлением.
Объектом исследования является контрабанда как таможенное преступление, а также иные таможенные преступления, предусмотренные уголовным законодательством Российской Федерации.
Предметом исследования являются: контрабанда как уголовно правовая категория, её элементы и признаки; нормы таможенного и уголовного законодательства, связанные с перемещением товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации; а также основные составы и признаки иных преступлений по уголовному законодательству в таможенной сфере.
Методологической основой исследования послужили теоретические методы: метод анализа и синтеза.
Теоретическую основу настоящей работы составляют труды российских ученых, таких как Фёдоров А.В., Кузнецов М.П., Кромова А.Я., Савчишкина О.Г., Лопашенко Н. А., Середа И. М., Белоусов Д.М., Бушуева Т.А., Кучеров И.И. и другие.
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматривается уголовно-правовая характеристика состава контрабанды, с учетом вступивших в силу изменений в УК РФ. Рассматривается ответственность за каждый вид данного преступления и особенности квалификации.
Во второй главе нами рассматривается уголовно-правовая характеристика составов иных преступлений в сфере таможенного дела, принимая во внимания изменения в связи с декриминализацией УК РФ.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме, выносятся предложения по изменению и дополнению законодательства в данной сфере.
Основной задачей внешнеэкономической политики государства была и остается необходимость расширения и развития внешней торговли, совершенствование механизма производственного и иных видов сотрудничества с другими странами, без чего невозможно осуществление политических и социально-экономических реформ, насыщение внутреннего рынка необходимыми товарами в достаточном количестве и высокого качества, а так же защита внешнеэкономических интересов. При всем этом положительном развитии, к сожалению, имеют место быть уголовные преступления.
В данной работе нами изучена нормативно-правовая база, регламентирующая «декриминализированную» контрабанду, и были сделаны выводы, что контрабанда - одно из наиболее серьезных посягательств на государственные интересы, и эффективность борьбы с ней находится в зависимости от скоординированных уголовно - правовых мер. Актуальность рассмотрения проблем борьбы контрабандой уголовно-правовыми средствами обоснована тем, что данная деятельность приобрела в настоящее время в России размеры глобального отрицательного явления, представляющего настоящую опасность важным экономическим интересам государства, и принимает все более организованные формы.
Для достижения цели данного исследования был решен ряд научных задач и получены соответствующие выводы, разработаны теоретические положения и практические рекомендации, а именно:
- на территории стран - членов Таможенного союза ЕАЭС существуют различные списки и перечни предметов контрабанды, предусмотренной ст.2261 и 2291 УК РФ. В связи с этим могут возникнуть трудности с привлечением к уголовной ответственности. Решение данной проблемы мы видим в создании единообразной терминологии и списков (перечней) предметов контрабанды на всей территории Таможенного союза ЕАЭС. Так как в контексте развивающихся торгово-экономических связей России со странами ЕАЭС важен переход на международные стандарты в области таможенного дела.
- выявлено, что практическое применение ст.190 УК РФ весьма затруднено, а иногда и невозможно, поскольку оно блокируется положениями ст.12 УК РФ, регулирующей ответственность российских граждан, лиц без гражданства и иностранцев за преступления, совершенные за границей . Анализ ст.12 УК РФ показывает, что в ряде случаев, совершенное вне пределов Российской Федерации гражданином РФ или лицом без гражданства, но постоянно проживающим в России, деяние, полностью подпадающее под признаки преступления, предусмотренного ст.190 УК РФ, может остаться безнаказанным. Решение данной проблемы мы находим в более широком использовании при собирании доказательств по делам о невозвращении культурных ценностей на территорию РФ существующей системы взаимодействия между ФТС России и иностранными таможенными службами, которая позволяет осуществлять как международный информационный обмен в рассматриваемой сфере, так и оперативно инициировать проведение зарубежными службами целого комплекса мероприятий, направленных на активный поиск доказательственной информации по делам о преступлениях указанной категории.
- так же нами было выделены наиболее актуальные проблемы квалификации преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ. Можно отметить, что они, несмотря на внесенные изменения, возникают в силу неудачной конструкции состава. При рассмотрении буквального толкования диспозиции статьи, нельзя не отметить, что если валюта, возвращена по неисполненному контракту незаконным способом, в частности, перечислена не в уполномоченный банк, а в любой другой российский банк или на счет другой организации-резидента, то эти деяния не образуют состава преступления. Для решения данной проблемы, необходимо привести к единообразию положения норм уголовного права с нормами корреспондирующих отраслей (финансового, налогового, гражданского права), выработать согласованный понятийный аппарат, разработать методики по выявлению и расследованию данного вида преступлений, а также осуществить мероприятия по подготовке квалифицированных кадров, обладающими не только юридическими, но и экономическими знаниями в данной сфере.
Таким образом, в данном труде нам удалось решить все поставленные ранее задачи в полном объеме и достигнуть цели работы - комплексно, всесторонне исследовать понятия и составы контрабанды, как уголовного преступления в таможенной сфере, а так же иных таможенных преступлений по действующему уголовному законодательству Российской Федерации.
Беря во внимание вышеизложенные замечания и доводы, можно отметить, что все это является основанием для вынесения на обсуждение юристов-ученых и практиков изменений и дополнений к вышеуказанным нормам, проекты которых приводятся в многочисленных исследованиях практически всех специалистов в сфере таможенных преступлений.
Можно с уверенностью сказать, что экономически сильное демократическое государство, с нетерпимостью относящееся к нарушению прав человека и не жалеющее сил и средств на борьбу с преступностью, в силу законов общественного развития в состоянии принять меры, направленные лишь на профилактику и предупреждение преступлений, уменьшит их количество в целом. Причем решение и этих ограниченных задач возможно только при условии фундаментального изучения данной проблемы, а также иных явлений, порождающих преступления либо создающих благоприятные условия для их осуществления.
По-нашему мнению, несмотря на то что, теме контрабанды и иных преступлений в сфере таможенной деятельности уделялось большое внимание в юридической науке, она является не достаточно разработанной. Отсутствуют единые понимания категориального аппарата и составов преступлений.
В данной работе нами изучена нормативно-правовая база, регламентирующая «декриминализированную» контрабанду, и были сделаны выводы, что контрабанда - одно из наиболее серьезных посягательств на государственные интересы, и эффективность борьбы с ней находится в зависимости от скоординированных уголовно - правовых мер. Актуальность рассмотрения проблем борьбы контрабандой уголовно-правовыми средствами обоснована тем, что данная деятельность приобрела в настоящее время в России размеры глобального отрицательного явления, представляющего настоящую опасность важным экономическим интересам государства, и принимает все более организованные формы.
Для достижения цели данного исследования был решен ряд научных задач и получены соответствующие выводы, разработаны теоретические положения и практические рекомендации, а именно:
- на территории стран - членов Таможенного союза ЕАЭС существуют различные списки и перечни предметов контрабанды, предусмотренной ст.2261 и 2291 УК РФ. В связи с этим могут возникнуть трудности с привлечением к уголовной ответственности. Решение данной проблемы мы видим в создании единообразной терминологии и списков (перечней) предметов контрабанды на всей территории Таможенного союза ЕАЭС. Так как в контексте развивающихся торгово-экономических связей России со странами ЕАЭС важен переход на международные стандарты в области таможенного дела.
- выявлено, что практическое применение ст.190 УК РФ весьма затруднено, а иногда и невозможно, поскольку оно блокируется положениями ст.12 УК РФ, регулирующей ответственность российских граждан, лиц без гражданства и иностранцев за преступления, совершенные за границей . Анализ ст.12 УК РФ показывает, что в ряде случаев, совершенное вне пределов Российской Федерации гражданином РФ или лицом без гражданства, но постоянно проживающим в России, деяние, полностью подпадающее под признаки преступления, предусмотренного ст.190 УК РФ, может остаться безнаказанным. Решение данной проблемы мы находим в более широком использовании при собирании доказательств по делам о невозвращении культурных ценностей на территорию РФ существующей системы взаимодействия между ФТС России и иностранными таможенными службами, которая позволяет осуществлять как международный информационный обмен в рассматриваемой сфере, так и оперативно инициировать проведение зарубежными службами целого комплекса мероприятий, направленных на активный поиск доказательственной информации по делам о преступлениях указанной категории.
- так же нами было выделены наиболее актуальные проблемы квалификации преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ. Можно отметить, что они, несмотря на внесенные изменения, возникают в силу неудачной конструкции состава. При рассмотрении буквального толкования диспозиции статьи, нельзя не отметить, что если валюта, возвращена по неисполненному контракту незаконным способом, в частности, перечислена не в уполномоченный банк, а в любой другой российский банк или на счет другой организации-резидента, то эти деяния не образуют состава преступления. Для решения данной проблемы, необходимо привести к единообразию положения норм уголовного права с нормами корреспондирующих отраслей (финансового, налогового, гражданского права), выработать согласованный понятийный аппарат, разработать методики по выявлению и расследованию данного вида преступлений, а также осуществить мероприятия по подготовке квалифицированных кадров, обладающими не только юридическими, но и экономическими знаниями в данной сфере.
Таким образом, в данном труде нам удалось решить все поставленные ранее задачи в полном объеме и достигнуть цели работы - комплексно, всесторонне исследовать понятия и составы контрабанды, как уголовного преступления в таможенной сфере, а так же иных таможенных преступлений по действующему уголовному законодательству Российской Федерации.
Беря во внимание вышеизложенные замечания и доводы, можно отметить, что все это является основанием для вынесения на обсуждение юристов-ученых и практиков изменений и дополнений к вышеуказанным нормам, проекты которых приводятся в многочисленных исследованиях практически всех специалистов в сфере таможенных преступлений.
Можно с уверенностью сказать, что экономически сильное демократическое государство, с нетерпимостью относящееся к нарушению прав человека и не жалеющее сил и средств на борьбу с преступностью, в силу законов общественного развития в состоянии принять меры, направленные лишь на профилактику и предупреждение преступлений, уменьшит их количество в целом. Причем решение и этих ограниченных задач возможно только при условии фундаментального изучения данной проблемы, а также иных явлений, порождающих преступления либо создающих благоприятные условия для их осуществления.
По-нашему мнению, несмотря на то что, теме контрабанды и иных преступлений в сфере таможенной деятельности уделялось большое внимание в юридической науке, она является не достаточно разработанной. Отсутствуют единые понимания категориального аппарата и составов преступлений.
Подобные работы
- Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере таможенного дела
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ
ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - Организационно-правовые основы международного сотрудничества в таможенной сфере
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2008 - Контрабанда (ст.188 УК РФ).
Историко-правовое, социологическое,
уголовно-правовое исследование. (12.00.08)
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000 - Контрабанда (ст.188 УК РФ). Историко-правовое, социологическое, уголовно-правовое исследование
Диссертации (РГБ), . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ
ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ
ТАМОЖНИ)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Выявление и пресечение административных правонарушений в сфере таможенного дела, особенности осуществления таможенными органами производства по делам об административных правонарушениях (Московский Финансово-Юридический Университет)
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022



