Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ АВТОНОМНЫХ И ЗАВИСИМЫХ СТУДЕНТОВ

Работа №84899

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы96
Год сдачи2016
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
88
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ПРОБЛЕМЕ СТРУКТУРЫ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ У АВТОНОМНЫХ И ЗАВИСИМЫХ СТУДЕНТОВ 8
1.1 Проблема психической регуляции поведения и деятельности у студентов с автономным и зависимым типом саморегуляции 8
1.2 Понятие внутриличностного конфликта, классификация и причины его
возникновения 15
1.3 Последствия внутриличностных конфликтов 23
1.4 Особенности протекания психических процессов у субъектов с
«автономным» и «зависимым» типом субъектной регуляции 28
Выводы по первой главе 34
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1 Характеристика выборки 35
2.2 Описание методов исследования 36
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ АВТОНОМНЫХ И ЗАВИСИМЫХ СТУДЕНТОВ 38
3.1 Интерпретация результатов, полученных в ходе исследования 38
3.2 Взаимосвязь структуры внутриличностого конфликта и личностно-типологических особенностей субъектной регуляции у студентов 41
Выводы по третьей главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложения

Одной из важных задач вуза на современном этапе является повышение эффективности учебной деятельности студентов, формирование их активности и самостоятельности. Психологическую основу самостоятельности составляет сформированная система саморегуляции. Только в том случае, если студент сам осознает значимость приобретаемой им профессии, он может сознательно ставить перед собой учебные цели, добиваться их исполнения и оценивать полученные результаты. С переходом вузов на новые модели обучения, в связи с изменениями учебных планов и введением новых курсов, повышается роль самостоятельной работы студентов и, следовательно, возникает необходимость в формировании у них оптимального типа саморегуляции учебной деятельности.
В настоящее время проблема саморегуляции учебной деятельности и ее стилей изучается на психофизиологическом, индивидуально- психологическом и педагогическом уровнях. Результаты исследований в данном направлении показывают, что для того, чтобы деятельность студента была эффективной, уровень сформированности системы его саморегуляции должен быть достаточно высок (Миславский Ю.А., Морозюк С.Н., Моросанова В.И. и др.). Саморегуляция студентов характеризуется особенностями, влияющими на эффективность учебной деятельности. Овладение студентами оптимальным типом саморегуляции может определить дальнейшие перспективы их профессионального роста и личностного развития.
К сожалению, формирование типа саморегуляции учебной деятельности в довузовский период нередко сводится к тому, что учителя в школе сами задают для учеников цели учебной деятельности, определяют средства их достижения, контролируют и оценивают полученные результаты. Обучение строится на требованиях учителя и почти не дает развернуться самостоятельности и инициативе учеников. Подобный стиль приводит к возникновению в отношениях педагогов и учащихся смысловых и эмоциональных барьеров.
Поступая в вуз, будущие студенты не могут регулировать собственную учебную деятельность. Это приводит к возникновению трудностей в процессе обучения, о которых пишут в своих исследованиях Алферов А.Д., Варес А.Ю., Колесова A.M., Тамм С.И. и др. Трудности студентов свидетельствуют о том, что сложившаяся практика организации учебной деятельности в школе и в вузе недооценивает связи стиля саморегуляции с эффективностью учебной деятельности. Студенты нередко бывают «зависимы» от преподавателей в постановке учебных целей, выборе средств их достижения, способах оценки результатов учебной деятельности. Они нуждаются в постоянной помощи и контроле со стороны преподавателей.
Выпускники вуза часто не могут самостоятельно организовать собственную деятельность и нуждаются в помощи и контроле со стороны руководства.
Современному обществу необходимы специалисты, способные к самообразованию и самосовершенствованию в профессиональной деятельности, адаптивные к постоянно меняющемуся миру. Формирование оптимального стиля саморегуляции позволит студентам не только осознавать свое поведение и выполняемые учебные действия, но и управлять ими с целью повышения эффективности учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности.
Цель исследования - выявить структуру внутриличностных конфликтов у автономных и зависимых студентов.
Объект исследования - студенты с автономным и зависимым типами субъектной регуляции.
Предмет исследования - структура внутриличностных конфликтов.
Общую гипотезу исследования можно сформулировать так - возникновение и формирование внутриличностных конфликтов у студентов во время обучения в вузе связаны с типологией "автономности-зависимости "субъектов, в частности, "автономные" субъекты должны иметь более высокие результаты смыслообразующего фактора, по сравнению с группой "зависимых".
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в работе были поставлены следующие задачи:
1. Ha основе анализа современных психологических представлений изучить проблему возникновения внутриличностного конфликта в психологической науке.
2. Эмпирически выявить структуру внутриличностных конфликтов у автономных и зависимых студентов.
3. Провести психологический анализ полученных результатов.
Методологической основой исследования явились теоретические и методологические принципы отечественной психологии, в частности, принцип деятельностного подхода, разработанный в трудах А.Н. Леонтьева. Мы опирались также на труды П.К. Анохина о регуляции (саморегуляции) психической деятельности человека и ее структуре, а также на концепцию О.А. Конопкина о произвольной деятельности человека и его осознанной саморегуляции.
Методы исследования. На различных этапах работы при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, анкетирование, опрос, методы математической обработки данных (корреляционный анализ Спирмена.)
Изучение типов субъектной регуляции проводилось с помощью Личностного опросника «автономности - зависимости» Г.С. Прыгина. Наличие смысла жизни с помощью диагностической версии опросника «Смысложизненный кризис» К. В. Карпинского, анкетирование на исследование уровня развития духовных ценностей с помощью опросника "Уровень духовных ценностей" Г.С. Прыгина и степени успешности достижения определенных целей с помощью шкалы "Социально-нравственных установок" Г. С. Прыгина. При обработке полученных данных использовались методы математической статистики.
База и этапы исследования. Исследование проводилось в Новосибирском государственном университете. В эксперименте приняли участие 60 студентов 2 и 3 курсов. 30 студентов кафедры психологии и образования и 30 института социально-философских наук и массовых коммуникаций. Возраст участников исследования от 19 до 25 лет.
Исследование проводилось в три этапа. На подготовительном этапе формировались блоки методик для сбора эмпирических материалов, уточнялась схема самого исследования. На втором этапе проводилась диагностика возникновения внутриличностных конфликтов в зависимости от типа субъектной регуляции у студентов. На третьем этапе проведение эксперимента, направленного на выявление структуры внутриличностных конфликтов в зависимости от типа субъектной регуляции учебной деятельности автономных и зависимых студентов.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивались методологическим обоснованием исходных теоретических позиций, применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, содержательным количественным и качественным анализом полученных экспериментальных данных, а также применением методов математической статистики при их обработке.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:
1. Дан теоретический анализ представлений о внутриличностном конфликте в учебной деятельности студентов.
2. Статистически обоснована связь между особенностями внутриличностных конфликтов автономных и зависимых студентов.
3. Установлено, что студенты с определенным типом субъектной регуляции характеризуются разной частотой проявления психических состояний (тревожности, агрессивности, фрустрации, ригидности).
Практическая значимость и внедрение результатов. Полученные результаты могут быть использованы педагогами и психологами школ, средних специальных и высших учебных заведений для выявления возникновения внутриличностных конфликтов в зависимости от типа субъектной регуляции школьников и студентов в целях повышения эффективности их учебной деятельности. На основе результатов исследования могут быть подготовлены научно-методические материалы по работе со старшеклассниками и студентами, которые могут быть использованы при чтении соответствующих курсов в вузе.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Учащиеся «автономного» типа видят основной смысл учебы в приобретении необходимых им знаний и профессиональных умений. Критерий успешности учебы не сводится к получаемым оценкам, хотя и здесь требования у них высокие. Поскольку учащиеся этой группы имеют высокую академическую успеваемость, то, когда они оценивают свою деятельность как успешную, это в полной мере соответствует действительно¬сти. Таким образом, в данной группе положительная самооценка соответствует принятым субъективным критериям успешности, которые, в свою очередь, точно согласованы с критериями, задаваемыми учащимся в качестве объективных норм оценки.
Постоянное желание и движение к успешному получению знаний в учебном процессе очень важно, но само по себе обеспечить этот успех оно не может. Чтобы добиться каких-то результатов, надо понимать, какие цели являются наиболее значимыми, какие методы использовать для эффективной реализации построенных планов, создавать условия окружающего пространства такие, чтобы они оказали помощь в реализации процессов субъективной саморегуляции. Важно учитывать максимально возможные условия для достижения цели, усиливать действие одних и, в противоположность, минимизировать действие других.
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности, разворачивающейся в соответствии с принятой субъектом целью. Именно цель является высшим регулятором, обеспечивающим устойчивость деятельность (ее целенаправленность). Вектор «мотив - цель» определенным образом организует и включенные в нее психические процессы. Этот вектор выступает в роли детерминанты избирательности восприятия, уровня сосредоточенности внимания, способов извлечения информации из памяти и особенностей ее переработки в мышлении.
Иной нюанс связи психологических процессов и процессов субъективной деятельности представлен тем, что собственно целеполагание может играть роль как познавательного типа, как образа-представления, и как логической структуры. С точки зрения изучения субъектной регуляции принципиально то, что собственно конфигурация, в какой выступает задача работы, находится в зависимости от критериев, в каких стоит работать субъекту. Кроме того, важнейший смысл содержит исследование психологических процессов в структуре и динамике личностно-типологических индивидуальностей регуляции работы: планировании работы, оценки ее итогов, корректировки поступков.
Понятие внутриличностного конфликта состоит в том, что он является определенным психоэмоциональным переживанием, в основе которого лежат противоречия мотивов и возможностей, желаний и интересов. Такое разногласие объясняется борьбой различных концепций, которые разрушают целостность личности. Внутриличностные конфликты подразделяются на множество видов, возникают в результате воздействия внутренних и внешних причин, имеют в исходе разные эффекты, как продуктивные, так и деструктивные, негативные. Для преодоления таких конфликтов существуют
специальные механизмы психологические защиты


1. Антупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для институтов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 507 с.
2. Белокрылова Г.М. Умелое развитие студентов-психологов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психических наук. Столица, 1997. 189 с.
3. Букина А.А. Динамика внутриличностных инцидентов студентов-психологов в процессе изучения в институте: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07: Ставрополь, 2005 175 с. РГБ ОД, 61:05-19/581
4. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Вступление в профессию «Психолог» МОДЭК, МПСИ, 2007 - 464 с.
5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология Под. ред..Б.С. Волков, Н.В. Волкова. М.: Академ. План, Трикста, 2005
6. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учеб.пособие для институтов / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2005.
7. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Упадки проф развития личности // Психический журнальчик, 1997, т. 18, №6
8. Зеркин Д.П. Почвы конфликтологии: направление лекций. - Ростов на дону н/Д.: Феникс, 1998.
9. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М. 1994
10. Крогиус Н.В. Лицо в инциденте. - Саратов: СТУ, 1976
11. Леонтьев А.Н. Работа. Понимание. Лицо. - М.: Политиздат, 1975.
12. Кузнецова Людмила Борисовна. Внутриличностные противоречия учащихся институтов
13. Бороздина Л. В. Изучение значения требований / Л.В. Бороздина. - М., 2000.
14. Психическая урок в РФ ХХ века: трудности доктрине и ситуации / Под ред. А.В. Брушлинского.-М.: ИП РАН, 1997.-С. 559-570.
15. Грязнов А.Н., Грязнов И.М., Гилемханова Э.Н. Клаббинг как свежая конфигурация зависимости // Казанский педагогический журнальчик 2010.- №1.- С.117-122
16. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция случайной энергичности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. - 1995. №1 с 5-12.
17. Конопкин О.А. Психические механизмы регуляции работы.-М.: Урок, 1980.
18. Леонтьев Д.А. Анализ смысложизненных ориентаций СЖО. - М.: Значение, 2000.
19. Ломов Б.Ф. Методологические и абстрактные трудности психологии.-М.: Урок, 1984.
20. Прыгин Г.С. Проявление феномена «автономности-зависимости» в учебной работы // Бодрые исслед. в психологии.-1984.-№ 2.- С. 48-52.
21. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности // Монография. - Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009.
22. Прыгин Г.С. Феноменология проявления «автономности- зависимости» в субъектной регуляции работы // Известия Самарского научного центра РАН. Определенный выпуск
23. «Актуальные проблемы психологии».-1997.-№ 1.-C. 56-98.
24. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.-М.: Педагогика,2005., стр. 456
25. Степанский В.И. Роль собственных критериев удачливости результатов в регуляции работы // Вопросы психологии.- 1984.-№ 3.-С. 897-987).
26. Степанский В.И., Осницкий А.К., Гренадер В.В. Использование
нормированных коэффициентов в исследовании вероятностного прогнозирования // Вопросы психологии.-1980.-№ 1.-С. 116-120.
27. Степанский В.И. Воздействие мотивации заслуги фурора и избегания беды на регуляцию работы // Вопросы психологии.-1981.-№ 6.-С. 59-74
28. Степанский В.И. Психическая саморегуляция деятельности
(информационный аспект): Автореф. дис. ...д-ра психол. наук.-М., 1991.
29. Семенов И.Д. Психотерминология. Практика. Эксперимент.-М.: Москва, 2002, стр.246
30. Илькин Д.Т. Самоопределение человека.-М.: Изд-во Москва, 2001,стр.456
31. Писаренко П.К. Теория психологической науки. Теоретическое издание.- Петербург: Орел, 1999 год стр.456.
32.0трюков Г.А. Роль прогнозирования (предвидения) истории в работы оператора // Трудности инженерной психологии: Материалы III Всесоюз. конф. по инженерной психологии.-М., 1972.-Вып. 3.-С. 47-51.
33. Судаков К.В. Общая доктрина активных систем.-М.: Медицина, 1984.-С. 81¬87.
34. Судаков Н.И. Психическая черта напористости студентов старших классов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.-М., 1950.
35. Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическое и биохимическое
изучение состояния фрустрации и чувственного стресса при неврозах: Автореф. дис. ... канд. психол. наук.-Л., 1973.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.-М., 1961.
36. Тихомиров О.К. Психология мышления.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
37. Тюхтин В.С. Системно-структурный расклад и специфичность философского познания // Вопросы философии.-1968.-№ 11.-С. 35-44.
38. Уемов А.И. Системы и системные изучения // Изучения по совместной доктрине систем: Ежегодник.-М., 1969.
39. Узнадзе Д.Н. Психические изучения.-М.: Урок, 1966.
40. Уманский Л.И. Способы экспериментального изучения социально-психологических феноменов // Методология и способы общественной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова.-М., 1977.-С. 54-71.
41. Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование в работы мозга // Вопросы психологии.-1963.-№ 2.-С. 59-67.
42. Философская энциклопедия / Под ред. Ф.В. Константинова.-М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1970.-Т. 5.-С. 19-21.
43. Холл А., Фейджин Р. Определение мнения системы // Изучения по совместной доктрине систем: Ежегодник.-М., 1969.
44. Морозная М.А. Психология разума. Феномены изучения.-СПб.: Питер, 2002.
45. Морозная М.А. Когнитивные стили. О природе персонального ума.-2-е изд.-
СПб.: Питер, 2004.
46. Хусаинова С.В. Типологические особенности и становление саморегуляции поведения старших дошкольников: Дисс. ... канд. психол. наук.-Курск, 2002.
47.Чеснокова И.И. Неувязка самосознания в психологии.-М.: Урок, 1977.
48.Чуприкова Н.И., Митина Д.М. Абстрактные, методологические и прикладные нюансы трудности восприятия времени // Вопросы психологии.-1979.-№ S.- С. 16-24.
49. Шадриков В.Д. Трудности системогенезапроф работы.-М., 1983.
50. Шадриков В.Д. Психология работы и возможности человека: Учебн. пособие.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Изд. Корпорац. «Логос», 1996.
51. Шадриков В.Д. Системный расклад при рассмотрении предмета психологии: волевые процессы // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 2. Вещь психологии / Под ред. В.В. Новикова (гл. ред.), И.Н. Карицкого, В.В. Козлова, В.А. Мазилова.-Ярославль: МАПН, 2004.-С. 302-315.
52. Шардаков М.Н. К вопросу о воспитании интереса у подростков // Русская педагогика.-1947.-№ 6.-С. 78-87.
53. Шихирев П.Н. Прогрессивная общественная психология США.-М.: Урок, 1979.
54. Шнирман А.Л. О формировании привязанности к самостоятельной работе // Русская педагогика.-1947.-№ 5.-С. 66-80.
55. Шокин А.И. Теннис: Научные почвы отбора в ДЮСШ по теннису.-М.: Изд- во ГЦОЛИФК, 1979.
56. Шорохова Е.В. Психический нюанс трудности личности // Абстрактные трудности психологии личности.-М., 1974.-С. 3-33.
57. Шорохова Е.В. Разработка Б.Ф. Ломовым методологических задач
психологии // Прогрессивная психология: положение и возможности изучений. Ч. 1. Общая психология, психология труда и инженерная психология: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28-29 января 2002.-С. 231-245.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ