СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ПРОБЛЕМЕ СТРУКТУРЫ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ У АВТОНОМНЫХ И ЗАВИСИМЫХ СТУДЕНТОВ 8
1.1 Проблема психической регуляции поведения и деятельности у студентов с автономным и зависимым типом саморегуляции 8
1.2 Понятие внутриличностного конфликта, классификация и причины его
возникновения 15
1.3 Последствия внутриличностных конфликтов 23
1.4 Особенности протекания психических процессов у субъектов с
«автономным» и «зависимым» типом субъектной регуляции 28
Выводы по первой главе 34
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1 Характеристика выборки 35
2.2 Описание методов исследования 36
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ АВТОНОМНЫХ И ЗАВИСИМЫХ СТУДЕНТОВ 38
3.1 Интерпретация результатов, полученных в ходе исследования 38
3.2 Взаимосвязь структуры внутриличностого конфликта и личностно-типологических особенностей субъектной регуляции у студентов 41
Выводы по третьей главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложения
Одной из важных задач вуза на современном этапе является повышение эффективности учебной деятельности студентов, формирование их активности и самостоятельности. Психологическую основу самостоятельности составляет сформированная система саморегуляции. Только в том случае, если студент сам осознает значимость приобретаемой им профессии, он может сознательно ставить перед собой учебные цели, добиваться их исполнения и оценивать полученные результаты. С переходом вузов на новые модели обучения, в связи с изменениями учебных планов и введением новых курсов, повышается роль самостоятельной работы студентов и, следовательно, возникает необходимость в формировании у них оптимального типа саморегуляции учебной деятельности.
В настоящее время проблема саморегуляции учебной деятельности и ее стилей изучается на психофизиологическом, индивидуально- психологическом и педагогическом уровнях. Результаты исследований в данном направлении показывают, что для того, чтобы деятельность студента была эффективной, уровень сформированности системы его саморегуляции должен быть достаточно высок (Миславский Ю.А., Морозюк С.Н., Моросанова В.И. и др.). Саморегуляция студентов характеризуется особенностями, влияющими на эффективность учебной деятельности. Овладение студентами оптимальным типом саморегуляции может определить дальнейшие перспективы их профессионального роста и личностного развития.
К сожалению, формирование типа саморегуляции учебной деятельности в довузовский период нередко сводится к тому, что учителя в школе сами задают для учеников цели учебной деятельности, определяют средства их достижения, контролируют и оценивают полученные результаты. Обучение строится на требованиях учителя и почти не дает развернуться самостоятельности и инициативе учеников. Подобный стиль приводит к возникновению в отношениях педагогов и учащихся смысловых и эмоциональных барьеров.
Поступая в вуз, будущие студенты не могут регулировать собственную учебную деятельность. Это приводит к возникновению трудностей в процессе обучения, о которых пишут в своих исследованиях Алферов А.Д., Варес А.Ю., Колесова A.M., Тамм С.И. и др. Трудности студентов свидетельствуют о том, что сложившаяся практика организации учебной деятельности в школе и в вузе недооценивает связи стиля саморегуляции с эффективностью учебной деятельности. Студенты нередко бывают «зависимы» от преподавателей в постановке учебных целей, выборе средств их достижения, способах оценки результатов учебной деятельности. Они нуждаются в постоянной помощи и контроле со стороны преподавателей.
Выпускники вуза часто не могут самостоятельно организовать собственную деятельность и нуждаются в помощи и контроле со стороны руководства.
Современному обществу необходимы специалисты, способные к самообразованию и самосовершенствованию в профессиональной деятельности, адаптивные к постоянно меняющемуся миру. Формирование оптимального стиля саморегуляции позволит студентам не только осознавать свое поведение и выполняемые учебные действия, но и управлять ими с целью повышения эффективности учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности.
Цель исследования - выявить структуру внутриличностных конфликтов у автономных и зависимых студентов.
Объект исследования - студенты с автономным и зависимым типами субъектной регуляции.
Предмет исследования - структура внутриличностных конфликтов.
Общую гипотезу исследования можно сформулировать так - возникновение и формирование внутриличностных конфликтов у студентов во время обучения в вузе связаны с типологией "автономности-зависимости "субъектов, в частности, "автономные" субъекты должны иметь более высокие результаты смыслообразующего фактора, по сравнению с группой "зависимых".
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в работе были поставлены следующие задачи:
1. Ha основе анализа современных психологических представлений изучить проблему возникновения внутриличностного конфликта в психологической науке.
2. Эмпирически выявить структуру внутриличностных конфликтов у автономных и зависимых студентов.
3. Провести психологический анализ полученных результатов.
Методологической основой исследования явились теоретические и методологические принципы отечественной психологии, в частности, принцип деятельностного подхода, разработанный в трудах А.Н. Леонтьева. Мы опирались также на труды П.К. Анохина о регуляции (саморегуляции) психической деятельности человека и ее структуре, а также на концепцию О.А. Конопкина о произвольной деятельности человека и его осознанной саморегуляции.
Методы исследования. На различных этапах работы при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, анкетирование, опрос, методы математической обработки данных (корреляционный анализ Спирмена.)
Изучение типов субъектной регуляции проводилось с помощью Личностного опросника «автономности - зависимости» Г.С. Прыгина. Наличие смысла жизни с помощью диагностической версии опросника «Смысложизненный кризис» К. В. Карпинского, анкетирование на исследование уровня развития духовных ценностей с помощью опросника "Уровень духовных ценностей" Г.С. Прыгина и степени успешности достижения определенных целей с помощью шкалы "Социально-нравственных установок" Г. С. Прыгина. При обработке полученных данных использовались методы математической статистики.
База и этапы исследования. Исследование проводилось в Новосибирском государственном университете. В эксперименте приняли участие 60 студентов 2 и 3 курсов. 30 студентов кафедры психологии и образования и 30 института социально-философских наук и массовых коммуникаций. Возраст участников исследования от 19 до 25 лет.
Исследование проводилось в три этапа. На подготовительном этапе формировались блоки методик для сбора эмпирических материалов, уточнялась схема самого исследования. На втором этапе проводилась диагностика возникновения внутриличностных конфликтов в зависимости от типа субъектной регуляции у студентов. На третьем этапе проведение эксперимента, направленного на выявление структуры внутриличностных конфликтов в зависимости от типа субъектной регуляции учебной деятельности автономных и зависимых студентов.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивались методологическим обоснованием исходных теоретических позиций, применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, содержательным количественным и качественным анализом полученных экспериментальных данных, а также применением методов математической статистики при их обработке.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:
1. Дан теоретический анализ представлений о внутриличностном конфликте в учебной деятельности студентов.
2. Статистически обоснована связь между особенностями внутриличностных конфликтов автономных и зависимых студентов.
3. Установлено, что студенты с определенным типом субъектной регуляции характеризуются разной частотой проявления психических состояний (тревожности, агрессивности, фрустрации, ригидности).
Практическая значимость и внедрение результатов. Полученные результаты могут быть использованы педагогами и психологами школ, средних специальных и высших учебных заведений для выявления возникновения внутриличностных конфликтов в зависимости от типа субъектной регуляции школьников и студентов в целях повышения эффективности их учебной деятельности. На основе результатов исследования могут быть подготовлены научно-методические материалы по работе со старшеклассниками и студентами, которые могут быть использованы при чтении соответствующих курсов в вузе.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.
Учащиеся «автономного» типа видят основной смысл учебы в приобретении необходимых им знаний и профессиональных умений. Критерий успешности учебы не сводится к получаемым оценкам, хотя и здесь требования у них высокие. Поскольку учащиеся этой группы имеют высокую академическую успеваемость, то, когда они оценивают свою деятельность как успешную, это в полной мере соответствует действительно¬сти. Таким образом, в данной группе положительная самооценка соответствует принятым субъективным критериям успешности, которые, в свою очередь, точно согласованы с критериями, задаваемыми учащимся в качестве объективных норм оценки.
Постоянное желание и движение к успешному получению знаний в учебном процессе очень важно, но само по себе обеспечить этот успех оно не может. Чтобы добиться каких-то результатов, надо понимать, какие цели являются наиболее значимыми, какие методы использовать для эффективной реализации построенных планов, создавать условия окружающего пространства такие, чтобы они оказали помощь в реализации процессов субъективной саморегуляции. Важно учитывать максимально возможные условия для достижения цели, усиливать действие одних и, в противоположность, минимизировать действие других.
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности, разворачивающейся в соответствии с принятой субъектом целью. Именно цель является высшим регулятором, обеспечивающим устойчивость деятельность (ее целенаправленность). Вектор «мотив - цель» определенным образом организует и включенные в нее психические процессы. Этот вектор выступает в роли детерминанты избирательности восприятия, уровня сосредоточенности внимания, способов извлечения информации из памяти и особенностей ее переработки в мышлении.
Иной нюанс связи психологических процессов и процессов субъективной деятельности представлен тем, что собственно целеполагание может играть роль как познавательного типа, как образа-представления, и как логической структуры. С точки зрения изучения субъектной регуляции принципиально то, что собственно конфигурация, в какой выступает задача работы, находится в зависимости от критериев, в каких стоит работать субъекту. Кроме того, важнейший смысл содержит исследование психологических процессов в структуре и динамике личностно-типологических индивидуальностей регуляции работы: планировании работы, оценки ее итогов, корректировки поступков.
Понятие внутриличностного конфликта состоит в том, что он является определенным психоэмоциональным переживанием, в основе которого лежат противоречия мотивов и возможностей, желаний и интересов. Такое разногласие объясняется борьбой различных концепций, которые разрушают целостность личности. Внутриличностные конфликты подразделяются на множество видов, возникают в результате воздействия внутренних и внешних причин, имеют в исходе разные эффекты, как продуктивные, так и деструктивные, негативные. Для преодоления таких конфликтов существуют
специальные механизмы психологические защиты