ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 7
1.1. Подходы к изучению готовности к риску в психологии 7
1.2. Теоретический анализ ценностной направленности личности 12
1.3. Понятие о локусе контроля личности в психологии 15
1.4. Теоретический анализ понятия «эмоциональное выгорание» в
отечественной и зарубежной психологии 17
1.5. Значение адаптивных способностей в период адаптации молодых
сотрудников полиции к трудовой деятельности 21
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1. Характеристика выборки 24
2.2. Описание методик исследования 24
2.3. Описание методов математической обработки результатов 26
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И
СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ 27
3.1. Изучение готовности к риску сотрудников полиции 27
3.2. Изучение уровня субъективного контроля личности сотрудников
полиции 30
3.3. Изучение системы ценностей личности сотрудников полиции 32
3.4. Изучение адаптивных возможностей сотрудников полиции 38
3.5. Изучение уровня эмоционального выгорания у сотрудников
полиции 45
3.6. Взаимосвязь личностных особенностей и синдрома эмоционального
выгорания у сотрудников полиции 51
Выводы 53
Рекомендации 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Сложная интеллектуальная и экстремальная профессиональная деятельность работников полиции, отличающаяся целым рядом специфических особенностей и предъявляемая к личности полицейского разнообразный комплекс требований, в настоящее время еще недостаточно исследована, что сказывается на решении практических вопросов в области повышения эффективности качества труда работников правоохранительной системы. Весьма актуальной на сегодняшний день является разработка психологических проблем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов. Наряду с требованием выполнять все служебные полномочия от имени закона у работников милиции должно быть развито профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих оперативных действий [46, с. 211].
Актуальность изучения личностных особенностей (уровня готовности к риску, уровня субъективного контроля личности и системы ценностей) и синдрома эмоционального выгорания у сотрудников полиции объясняется тем, что профессионализм и эффективность выполняемой данной оперативной деятельности во многом определяется развитием у работника тех или иных личностных свойств.
Сегодня функционирование полиции по обеспечению общественной безопасности осуществляется в ситуации социальной аномии. В этих условиях на деятельность органов внутренних дел огромное влияние оказывает главным образом криминализация общества, это сегодня хорошо известный факт. Но не менее важно, что нарушения правопорядка, не фиксируемые статистикой, получили повсеместное распространение и в определенной мере становятся неформальной нормой. Изменение объема и структуры преступных деяний не только увеличивает объем работы сотрудников полиции - меняются многие характеристики деятельности, профессиональные требования к ней, а кроме этого и ценностные параметры поведения сотрудников. Иначе проявляется и мотивация к такой деятельности, удовлетворенность ее содержанием и условиями. Следовательно, изменение внутренней институциональной структуры милиции обостряет проблему социальной адаптации молодых полицейских к новым обстоятельствам их профессиональной деятельности [1, с. 173].
Служебная деятельность сотрудников отделения полиции специального назначения связана с высокой экстремальностью, выполняющие задачи, требующие наиболее высокой профессиональной подготовки, которые выполняют долг по охране общественного порядка во время проведения мероприятий с массовым пребыванием людей. Повышенный уровень экстремальности профессиональной деятельности сотрудников полиции требует от них высокого уровня готовности к риску, что оказывает значительное влияние на успешность выполнения ими сложных служебно-боевых операций. Повышение качества труда сотрудника полиции невозможно без учета индивидуальных особенностей его личности и соответствия личностных качеств объективным требованиям данной профессии. Глубокий анализ личности профессионала, его отношения к миру невозможен без изучения и системы его ценностных ориентаций [39, с. 33].
В своей работе мы опирались на эмпирические исследования, проведенные Т.В. Корниловой, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, И.Г. Малкиной-Пых, М.В. Кроз и др.
Целью дипломной работы является - изучение уровня эмоционального выгорания, уровня готовности к риску, уровня субъективного контроля личности, адаптивных способностей и системы ценностей у сотрудников полиции с различным стажем работы.
Исходя из поставленной цели, были выдвинуты следующие задачи: 1) изучить взгляды отечественных и зарубежных психологов на содержание понятий: «готовность к риску», «система терминальных ценностей личности», «уровень субъективного контроля», «адаптивные способности» и «синдром эмоционального выгорания»; 2) эмпирически изучить уровень развития субъективного контроля личности, степень готовности к риску в профессиональной деятельности, уровень адаптивных способностей, сформированность фаз синдрома эмоционального выгорания и систему терминальных ценностей личности у сотрудников полиции с различным стажем работы; 3) провести корреляционное исследование.
Объект исследования - сотрудники полиции с различным стажем работы.
Предметом исследования являются готовность к риску, уровень субъективного контроля личности, система ценностей, адаптивные способности и эмоциональное выгорание.
Гипотезы исследования: 1) существует взаимосвязь между психологическими особенностями личности и уровнем эмоционального выгорания у сотрудников полиции; 2) существуют различия в психологических особенностях личности и уровне эмоционального выгорания у сотрудников полиции с различным стажем работы.
Методики исследования: 1) опросник терминальных ценностей (ОТеЦ), предложенный И.Г. Сениным; 2) методика С. Шуберта «Готовность к риску»; 3) методика «Уровень субъективного контроля личности» (УСК), разработанная Д.Б. Роттером; 4) многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», авторы - А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин; 5) «Синдром эмоционального выгорания» - В.В. Бойко.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и рекомендаций, изложенных на 64 страницах машинописного текста. В работе 14 приложений, 7 таблиц, 12 рисунков. Список литературы состоит из 54 наименований.
Представленная дипломная работа посвящена изучению личностных особенностей и синдрома эмоционального выгорания у сотрудников полиции. Проведенный анализ психологической литературы показал, что изучение ведущих ценностей личности как одного из основных компонентов его направленности и склонности к риску, как необходимой черты личности сотрудника полиции для успешного выполнения им сложной служебно - оперативной деятельности является одним из интересных вопросов в практической психологии. Повышенный уровень экстремальности профессиональной деятельности сотрудников полиции требует от них высокого уровня готовности к риску, что оказывает значительное влияние на успешность выполнения ими сложных служебно - боевых операций.
Изучение связи психологических особенностей личности и синдрома эмоционального выгорания является одним из актуальных, спорных и малоизученных аспектов в области психологии труда на сегодняшний день.
В.В. Бойко отмечает, что эмоциональное выгорание имеет несколько стадий развития и начинается практически с момента приема на работу. Нет смысла ждать, когда эмоциональное выгорание достигнет последних стадий развития, когда разовьются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью утратит работоспособность. Самое эффективное - это научить молодых сотрудников самостоятельно справляться с воздействием неблагоприятных и экстремальных ситуаций трудовой деятельности, что вызывает необходимость разработки программы психологической работы с адаптантами.
Исследования профессиональной деятельности показывают, что не все работники считают свою трудовую деятельность главным содержанием жизни, и нередко для многих важной оказывается какая-либо другая жизненная сфера (семейная сфера, сфера общественной жизни или сфера увлечений). Необходимость изучения доминирующих терминальных ценностей и жизненных сфер у сотрудников полиции была вызвана тем, чтобы выявить различия в системе ценностей полицейских с различным стажем работы.
Проведенное нами исследование позволяет сделать практические выводы, касающиеся профессиональной и психологической подготовки молодых сотрудников полиции и организации их деятельности. Работая в данном направлении необходимо обеспечить успешность прохождения периода адаптации к трудовой деятельности сотрудников со стажем работы менее трех лет. Результаты данного эмпирического исследования в первую очередь нужны практическому психологу УВД занимающегося изучением, диагностикой, формированием адекватного поведения молодых сотрудников в сложных и крайне экстремальных условиях несения службы, а также профилактикой и регуляцией неблагоприятных функциональных состояний.
Полученные результаты данного исследования могут быть использованы практическим психологом УВД в процессе разработки программ тренингов, которые будут содействовать личностному и профессиональному росту и развитию каждого сотрудника полиции, а также помогут обеспечить психологическое сопровождение процесса адаптации молодых сотрудников полиции.
1. Афанасьева О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: Учебное пособие. 2-е издание. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 244 с.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. - 344 с.
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 423 с.
4. Васильев В.Л. Юридическая психология. Учебник. - СПб.: Питер, 1997. - 456 с.
5. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб., 2000. - с. 443 - 463.
6. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
7. Гринберг Дж. Управление стрессом. - СПб.: Питер, 2002. - 323 с.
8. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
9. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. - М.: Московский психолого-социальный институт.: Флинта, 2003. - 336 с.
10. Ефремов К. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться? // Вопросы психологии. - 2005. - №3 - с. 119 - 122.
11. Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность. Учебное пособие. - М.: Изд-во БЕК, 1997. - 330 с.
12. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.
13. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
14. Истратова О.Н. Справочник психолога-консультанта организации. Изд. 2-е. - Ростов н / Д.: Феникс, 2007. - 638 с.
15. Кирьянова Е. Профессиональный стресс // Консультант директора. - 2004. - № 24. - с. 7 - 13.
16. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 350 с.
17. Козюля В.Г., Алферов Ю.А. Дезадаптация и стрессоустойчивость человека в преступной среде. - Домодедово, 1996 - 97 с.
18. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 286 с.
19. Корнилова Т.В, Долныкова А.А. Диагностика импульсивности и склонности к риску // Вестник Московского Университета. - Серия 14. Психология. - 1995. - № 3. - с. 46 - 55.
20. Краткий психологический словарь / Составитель Л.А. Карпенко. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
21. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 960 с.
22. Моргунов Е. Активация, утомление и другие состояния работника // Управление персоналом. - 2004. - №8. - с. 12 - 15.
23. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высших пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн. 1. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 688 с.
24. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
25. Персонал как конкурентное преимущество компании: Материалы региональной научно-практической конференции. - Казань - Наб. Челны: Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2005. - 115 с.
26. Пономаренко В.А. Социально - психологическое содержание боевого стресса // Психологический журнал - 2004 - № 3 - с. 98-102.
27. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / В.Д. Балкин, В.К. Гайда, В.К. Горбачевский; под редакцией А.А. Крылова. - СПб.: Питер, 2001. - 560 с.
28. Практикум по юридической психологии / Н.У. Хайрутдинова. - Набережные Челны: Издательство Института управления, 2006. - 344 с.
29. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 480с.
30. Прыгин Г.С. Введение в психодиагностику: учебное пособие для студентов психологических факультетов. - Набережные Челны: Издательство Института Управления, 1999. - 134 с.
31. Психологический словарь / Под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е издание. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 440 с.
32. Психология состояний. Хрестоматия / Составители: Т.Н. Васильева, Г.Ш. Габдреева, А.О. Прохоров / Под ред. проф. А.О. Прохорова. - М.: ПЕР СЭ; СПБ.: Речь, 2004. - 608 с.
33. Психология труда: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. проф. А.В. Карпова. - М.: Владос - ПРЕСС, 2003. - 352с.
34. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособие. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. - 672 с.
35. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2000. - 414 с.
36. Решетников М.М и др. Адаптация и реадаптация как социально - психологическая проблема // Философские науки. - 2005. - № 10. - с. 31 - 44.
37. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - 336 с.
38. Рогов Е.И. Общая психология. Лекции.- М.: Владос, 1995.- 436 с.
39. Романов В.В., Кроз М.В. Руководство по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры РФ: Методическое пособие. - М., 1994. - 84 с.
40. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. 2-е изд, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - 588 с.
41. Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 400 с.
42. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2002. - 350 с.
43. Словарь практического психолога / Составитель: С.Ю. Головин. - Минск. : Харвест, 1998. - 800 с.
44. Смирнова Б.А., Долгополова Е.В., Психология деятельности в экстремальных ситуациях. Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2007, - 276 с.
45. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во: «Речь», 2004. - 408 с.
46. Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. - М.: Политиздат, 1987. - 253 с.
47. Столяренко А.М. Социальная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - 543 с.
48. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие. - Ростов- на-Дону.: Феликс, 2003. - 672 с.
49. Студенчество в науке - инновационный потенциал будущего: тезисы докладов Всероссийской студенческой научно-практической конференции (17 апреля 2008 года) / Мин-во труда, занятости и соц. защиты РТ; Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт; под науч. ред. д-ра пед. Наук В.С. Суворова. - Набережные челны: Издательство Кам. гос. инж.-экон. Акад., 2008. - 376 с.
50. Сыромятников И.В. Психодиагностика: Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2005. - 640 с.
51. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 479 с.: ил.
52. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие. - М.: Право и закон, 1997. - 320 с.
53. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов: учеб. пособие. - Ростов н / Д.: Феникс, 2006. - 448 с.
54. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. - 352 с.