Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ

Работа №84859

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы 68
Год сдачи2016
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
241
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ
1.1. Понятие потребительских отношений 7
1.2. Права потребителей при продаже товаров 13
ГЛАВА II. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ
2.1. Юридические последствия продажи товаров ненадлежащего
качества 23
2.2. Ответственность продавца за нарушение прав
потребителей 27
2.3. Сроки предъявления и удовлетворения отдельных требований
потребителя при продаже товаров 34
2.4. Расчеты с потребителями 40
2.5. Правила продажи отдельных видов товаров 42
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
3.1. Проблемы законодательства в области защиты прав
потребителей 46
3.2. Проблема судебной защиты прав потребителей 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследования. Экономическое положение России таково, что до настоящего времени до конца не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений производителей, продавцов и потребителей. При этом проводится активная политика по защите прав потребителей. Потребитель в нашей стране очень уязвим и ему особенно необходима защита со стороны государства и как следствие этого применение эффективных методов защиты прав потребителей.
Потребление является основополагающей составляющей нашей жизни. Приобретением различного рода товаров обеспечивается практически вся наша жизнь. Но рыночная экономика очень непостоянна и нестабильна: инфляция, задержки заработной платы, повышение цен, в том числе на основные продукты питания и как следствие снижение уровня жизни. В такой ситуации особенно необходимо, чтобы потребитель знал свои права и чувствовал их защиту.
Защита прав и интересов потребителей регулируется Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту - Закон о защите прав потребителей). Нормы этого закона соответствуют международно-правовым стандартам в этой сфере. Закон о защите прав потребителей дал понятие потребителя, определил круг его прав, установил механизм реализации этих прав. Права и интересы потребителей защищают так же и другие отрасли российского законодательства: конституционное, гражданское, административное, уголовное. Данный закон постоянно совершенствуется, в связи развитием новых тенденций на потребительском рынке (появление новых товаров, развитие различных видов работ и услуг и глобальной Интернетизации).
Соответственно, вопросы защиты прав потребителей остаются всегда актуальными.
Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, которые возникают между потребителями и предпринимателями, устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества, на безопасность их для жизни и здоровья, получения информации о товарах и их изготовителях (продавцах), просвещения потребителей, государственную и общественную защиту их интересов, а также определения механизма реализации этих прав.
Поскольку в потребительских отношениях участвует все население нашей страны, то Закон о защите прав потребителей необходимо знать всем. Данный Закон предоставляет возможность на приобретение статуса субъекта на рынке товаров; способствует грамотному выбору товар надлежащего качества, руководствуясь полной и достоверной информации о нем; помогает защитить свои нарушенные права, если в этом есть необходимость.
Именно с принятием Закона о защите прав потребителей, выделилось в юридической литературе в научное определение «защита прав потребителей» и оно стало рассматриваться как установленные законодательством правила, нормы, направленные на охрану потребителя, предотвращающие продажу ему некачественного товара, а так же компенсирующие убытки потребителя от недобросовестной торговли.
В законодательстве РФ защита прав потребителей освещается в гражданско-правовом, административно-правовом, либо уголовно-правовом ракурсах.
Эффективная защита прав потребителей является одной из главных задач государственной потребительской политики.
Степень разработанности темы. Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс, Закон РФ «О Защите прав потребителей», Постановления правительства и другие законодательные акты.
Проблема защиты прав потребителей изучаются многими цивилистами, среди которых: В.В. Антонов, В. Н. Аргунов, И. А. Балушкин, В.И. Витрянский, М.А.Катыс, Т.Л.Левшина, Ю.Я.Львович, О.Н.Никифоров, В.Ю.Пантелеев, Я.Е. Парций, Ф.Р. Шахурин и другие.
Целью исследования является изучение законодательства, регулирующего отношения связанные с защитой прав потребителей, определение его полноты, эффективности, и выявление проблем, которые возникают при реализации потребителями своих прав.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить права потребителей при продаже товаров;
- проанализировать законодательство, регулирующее отношения связанные с защитой прав потребителей;
- определить роль муниципальных органов в сфере защиты прав потребителей;
- раскрыть особенности защиты прав потребителей при продаже товаров;
- выявить и проанализировать пробелы законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Объектом исследования выступают правоотношения, возникающие в процессе реализации права потребителя на конституционную защиту, деятельности государственных органов, граждан и их организаций в данной сфере.
Предметом исследования является законодательство, защищающее права и интересы потребителей.
Методологическую основу исследования составили сравнительно-правовой, системный анализы. Так же использовались методы научного анализа: системно-функциональный, логико-юридический.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Приобретение товаров это основополагающий элемент жизнеобеспечения человека. С ролью потребителя сталкивается практически каждый гражданин и выступает при этом участником потребительских отношений. Очень часто права потребителей нарушаются, причиняя им материальный и моральный вред.
Потребительские отношения урегулированы Законом о защите прав потребителей. Этот закон является одним из наиболее нарушаемых законов. Связано это с правовой безграмотностью как потребителей, так и предпринимателей. Очень много проблем и в правоприменительной практике.
Наибольшее количество жалоб и претензий связаны с продажей товаров. Основные нарушения это:
- продажа товаров ненадлежащего качества,
- отсутствие необходимой информации о товаре;
- продажа биологически активных добавок и непродовольственных товаров по телевизионной рекламе;
- отказ предпринимателей удовлетворять обоснованные требования потребителей в добровольном порядке;
- навязывание потребителю дополнительные товары или условия о ремонте товара.
Очень многих нарушений можно было бы избежать, если бы потребители были более осведомлены о своих правах.
Чтобы способы защиты прав потребителей и ограничения нарушений продавцами прав граждан в части продажи товаров были эффективными необходимо работать со средствами массовой информации для разъяснения потребителям их права, а так же использовать социальную рекламу, представляющую общественные и государственные интересы.
Приоритетным должно оставаться направление о применении административных мер воздействия при тесном взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими контролирующими органами.
Проблемы в правоприменительной практике возникают в связи с несовершенством законодательства. Возникают сложности при реализации законодательства о защите прав потребителей, например:
- в статье 1 Закона о защите прав потребителей установлен запрет на принятие актов, которые содержат нормы о защите прав потребителей, органами исполнительной власти. Однако, данный запрет не всегда соблюдается;
- одним из критериев качества товара являются конкретные цели его приобретения. Но в случае возникновения спора невозможно доказать несоответствие товара целям приобретения, так как они излагаются в устной форме;
- установленный в Законе о защите прав потребителей срок для обнаружения недостатков - разумный срок, не конкретизирован, и не понятно как он должен определяться и последствия его нарушения.
- согласно Закона о защите прав потребителей, потребителем является как лицо, заключившее договор купли-продажи, так и лицо, имеющее намерение заключить такой договор или использующее товар. Однако, зачастую в судебной практике необходимым условием для признания гражданина потребителем является факт заключение им договора купли- продажи.
Таким образом, несмотря на то, что в Закон о защите прав потребителей уже внесено достаточное количество изменений, необходимо продолжать работы в области совершенствования законодательства о защите прав потребителей.
В данной работе были рассмотрены в том числе и основные права потребителей при продаже им товаров. Одними из наиболее важных являются: право на безопасность товара и его надлежащее качество. Ответственность за несоблюдение таких прав, предусмотренная Законом о защите прав потребителей, достаточно серьезна и может обернуться для продавца экономическими потерями. Поэтому именно продавец заинтересован в выявлении, устранении нарушений требования к безопасности товара. Но было бы более эффективно, если бы существовал нормативный акт, регламентирующий порядок работы в таких случаях.
Необходимо более четко разграничить обязанности изготовителя и продавца в случае выпуска товаров с нарушениями требований по безопасности. Например, производство приостанавливается или товар снимается с производства изготовителем, приостановка реализации осуществляется и исполнителем и продавцом, так же они оба должны участвовать в изъятии из оборота и отзыва от потребителя. Подобные действия должны предприниматься незамедлительно, как только стали известны соответствующие факты.
Борьба с некачественными, опасными для жизни и здоровья человека товарами должна стать приоритетным направлением деятельности контролирующих и правоохранительных органов.
На сегодняшний момент потребительские отношения в нашей стране не стабильны и им присущи противоречия. Их развитие должно приводить к повышению благосостояния населения, удовлетворению насущных потребностей людей, а это одно из главных составляющих экономического развития страны. Потребителю необходимо чувствовать защиту его прав со стороны государства, органов местного самоуправления.



1.1. Руководящие принципы для защиты интересов потребителей (Приняты 09.04.1985 Резолюцией 39/248 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/declarations/decl_child90. shtml.
1.2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. 2014. №31. Ст.4398.
1.3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
1.4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015) //Собрание законодательства РФ. .2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
1.5. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14- ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
1.6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.12.2015)// Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
1.7. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей»// Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
1.8. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»// Российская газета. 2004. 12 марта.
1.9. Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров»// Собрание законодательства РФ. 2011. №46. Ст.6539.
1.10. Постановления Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом»// Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4894.
1.11. Постановление Правительства РФ от 06.06.1998 № 569 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами»// Российская газета. 1998. 19 июня.
1.12. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 23.12.2015) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»// Собрание законодательства РФ. 1998, № 4. Ст. 482.
1.13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 № 8 (ред. от 02.07.2009)«О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»// Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда РФ 1961 - 1993. М.: Юридическая литература, 1994.
1.14. Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 № 918 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам»// Российская газета. 1997. 1 августа.
1.15. Приказ Министерства по антимонопольной политике РФ от 20.05.1998 № 160 (ред. от 11.03.1999) «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей»// Российская газета. 1999. 14 января.
1.16. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. http://docs.cntd.ru/document/gost-r-51074- 2003.
1.17. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 37-2002 «Потребительские товары. Инструкции по применению. Общие требования» (введен в действие постановлением Госстандарта России от 30 мая 2002 г. № 224-ст). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. http://base.garant.ru/5924358.ixzz43qqSY7qf.
II. Специальная литература
2.1. Антонов В.В. Потребительское право и защита прав потребителей: учебно-практическое пособие. М.: Книга сервис, 2003. 280 с.
2.2. Аргунов В Н., Краснов С.В. Особенности рассмотрения судами дел о защите прав потребителей. СПб: Питер, 2013. 150 с.
2.3. Балушкин И.А., Михайлова Н.С., Смирнова А.В. Комментарий к закону «О защите прав потребителей»: постатейный. М.: Проспект, 2004.408 с.
2.4. Белахов А.Л. Ответственность за выпуск недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции. М.: Юридическая литература. 2009. 215 с.
2.5. Блохина О.Ю. Некоторые вопросы реализации и защиты субъективных прав потребителей // Хозяйство и право. 2011. №3. С.34-37.
2.6. Богдан В. Роль органов местного управления в защите прав потребителей. // Российская юстиция. 2003. №7. С.43-45.
2.7. Богдан В.В. Самозащита права как способ защиты прав потребителей в сфере торговли // Юрист. 2009. №2. С.21-24.
2.8. Бургуани Т.А. Обоснование, характеристика и сфера потребительского права и политики // Защита потребителей в России: сб.научных трудов. М.: изд-во МГЮА, 2009. С.45-59.
2.9. Валуев В.М. Защита прав потребителей: Законодательно-нормативная база. М.: Норма, 2013. 178 с.
2.10. Викторов И., Ашиткова Т. Защита прав потребителей // Законность. 2014. №9. С.24-27.
2.11. Витрянский В.В. Защита слабой стороны в договоре // Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 1: Общие положения. М.: Статут, 2001. 890 с.
2.12. Вяткина Л.Б. Роль института защиты прав потребителей в повышении уровня жизни населения//Общество и экономика. 2006. №9. С. 143-145.
2.13. Гошуляк Т.В. О некоторых проблемах защиты прав потребителей в свете Постановления Пленума Верховного Суда России от 28 июня 2012 года № 17// Судья. 2014. №1. С.34-37.
2.14. Граве К. Л. Договор розничной купли-продажи и охрана прав гражданина. М.: Наука, 2000. 211 с.
2.15. Катыс М.А. Некоторые проблемы нормативно-правового регулирования защиты прав потребителей // Юрист. 2011. №10. С.23-26. Комментарий к Закону «О защите прав потребителей» / Под ред. И.А. Балушкина. М.: Проспект,2004. 400 с.
2.16. Кратенко М.В. К вопросу о реформе законодательства о защите прав потребителей.М.: Норма, 2012. 170 с.
2.17. Лавров Е.В. Чтобы вас не обманули: справочник потребителя. М.: «ИНФРА - М», 2009. 254 с.
2.18. Левшина Т. Л. Основы законодательства о защите прав потребителей.М.: Юридическая литература, 2014.160 с.
2.19. Львович Ю.Я. Правовое регулирование розничной купли-продажи и охрана интересов покупателей. М.: Норма, 2009. 219 с.
2.20. Мартемьянов B.C. Охрана прав покупателя, заказчика и клиента. М.: «Знание», 2003. 190 с.
2.21. Михельсон А.Я. Некоторые вопросы гражданско-правовой охраны интересов потребителей. М.: Юридическая литература, 2011. 210 с.
2.22. Некоторые вопросы гражданско-правовой охраны интересов потребителей // Правовые проблемы стандартизации, метрологии и качества продукции: сб.научных трудов /Под ред. Огрызкова В.М. М.: Изд. Стандартов, 2012. С.109-114.
2.23. Никифоров О.Н. От качества товаров к качеству жизни. СПб.: Питер, 2008. 199 с.
2.24. Огрызков В.М. Правовые гарантии качества продукции. М.:Статут, 2005. 254 с.
2.25. Пантелеев В.Ю. Потребительский рынок в РФ: административно¬правовое регулирование. М.: Проспект, 2009. 298 с.
2.26. Парций Я.Е. Комментарий к правилам торговли. М.: Юрайт- Издат, 2003. 210 с.
2.27. Романец Ю.В. Гражданско-правовые средства охраны интересов потребителей. М.: Инфра-М, 2011. 216 с.
2.28. Семенихин В.В. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей. М.: ГроссМедиа, 2015. 276 с.
2.29. Степаненко Г. М. Правовое регулирование внутренней торговли и купли-продажи. СПб.: Питер, 2004. 190 с.
2.30. Шарова Г.А. Товары и продукция не отвечают требованиям безопасности // Законность.2012. №8. С.67-69.
2.31. Шахурин Ф.Р. Защита прав потребителей. М.: Маркетинг,2012. 311 с.
2.32. Щумова О.В. Судебная защита прав потребителей в сфере торговли в Российской Федерации. М.: Городец, 2008. 112 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ