Введение 5
1 Характеристика изучаемого объекта 9
1.1. Создание и регистрация предприятия 9
1.2 Организационная структура предприятия 12
1.3 Основные направления деятельности предприятия 144
2 Анализ деятельности розничного магазина ИП Козлов В.Н 199
2.1 Анализ товарооборота 199
2.2 Анализ численности и заработной платы 19
2.3 Анализ использования основных фондов 20
2.4 Анализ деловой активности 21
2.5 Анализ себестоимости 22
2.6 Анализ финансовых результатов 22
2.7. Анализ внешней и внутренней среды 24
2.8 Анализ товарного ассортимента и системы продвижения товаров 33
3 Мероприятия по повышению эффективности деятельности ИП Козлов В.Н 43
3.1 Совершенствование ассортимента и работы с поставщиками 43
3.2 Совершенствование системы продвижения товаров 53
3.3 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 59
Заключение 70
Список использованной литературы 73
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Современное состояние рыночных отношений требует выбора адекватных происходящим процессам систем менеджмента во всех звеньях, отраслях и сферах экономики. Особое значение эта проблема приобретает на уровне предприятия. Являясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим широкой экономической самостоятельностью и несущим ответственность за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности, предприятия должны формировать такую систему менеджмента, которая обеспечивала бы им высокую эффективность функционирования, конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке.
К большому сожалению, далеко не все ученые и большинство производственников считают излишними количественное измерение и экономическую оценку системы менеджмента и ее субъектов - менеджеров. Одни полагают, что такие действия являются чрезвычайно сложными и не всегда оправданными. Другие рассматривают оценку как покушение на авторитет руководителя, который и так находится в тяжелой психологической и социально-экономической ситуации.
Вопреки таким мнениям обоснованная оценка вносит определенность, выявляет реальные тенденции, позволяет выявить, измерить и оценить главные факторы, влияющие на эффективность менеджмента, а через него - на результаты деятельности предприятия.
Вот почему среди проблем, решения которых требует сегодня практика хозяйственной деятельности, следует выделить проблему совершенствования системы менеджмента. При этом особого внимания заслуживает выявление ее сущностных характеристик, характера и степени взаимосвязей между отдельными элементами, механизма практического использования.
Значительное влияние на функционирование предприятия, как известно, оказывает состояние внешней среды. В этих условиях соблюдение требования управляемости предприятия выступает одним из важнейших критериев оценки результативности его деятельности.
При этом, чем сильнее проявляется воздействие внешней среды, тем больше внимания менеджеры всех уровней должны уделять изучению процессов, происходящих в окружении организации. Главным средством адаптации
предприятия к неопределенным и быстро меняющимся условиям среды является эффективная система менеджмента с соответствующим набором методов, средств, стилей, обеспечивающих формирование и реализацию оптимального варианта развития хозяйствующего субъекта.
Для управления предприятием в целом должна быть создана сложная система управления, имеющая механизм, структуру, механизм развития системы, элементы, позволяющие осуществить процесс управления, принимать управленческие решения и т.д.
При исследовании управления деятельностью должны использоваться различные методы. Они определяются в каждом конкретном случаи, и используются в зависимости от целей и задач организации. Применение системы методов позволяет взглянуть на объект совершенствования со всех сторон, что позволяет избегать просчетов в будущем либо снизить риск из возникновения до минимума.
До недавнего времени на практике чаще всего этот вопрос анализа эффективности системы управления возникал в связи с кризисным положением организации. Стандартный анализ финансовых коэффициентов может выявить существенные отклонения от нормы, но для того, чтобы разобраться, связано ли ухудшение показателей с воздействием внешних неблагоприятных факторов или является следствием неэффективного управления, нужны дополнительные 6
исследования («управленческий аудит»). Кроме того, в последнее время все чаще анализ эффективности систем управления оказывается востребованным в связи с созданием или реорганизацией холдинговых структур. В случае, когда речь идет об унификации систем управления в компаниях, входящих в холдинг, крайне важно определить какую модель управления принять в качестве базовой. Очевидное решение состоит в том, чтобы проанализировать эффективность систем управления в каждой из компаний и взять за основу наиболее эффективную, «подгоняя» под нее остальные. Еще более остро эта задача стоит в случае выстраивания централизованной системы управления и при операциях слияния или поглощения. И, наконец, случай нетипичный для России, но довольно распространенный на Западе - оценка эффективности системы управления компании при проведении мероприятий по внедрению корпоративной информационной системы.
Торговля является важным рычагом маневрирования материальными ресурсами, способствует сокращению излишних запасов продукции на всех уровнях и устранению товарного дефицита, принимает участие в формировании региональных и отраслевых рынков. Усиливает воздействие потребителя на производителя, добивается соответствия между спросом и предложением, таким образом, осуществляет важнейшие функции на рынке и также заслуживает внимания к анализу и оценки эффективности систем управления. Это и определило актуальность выбранной темы дипломной работы.
Объект исследования - Индивидуальный предприниматель Козлов В.Н. Предмет исследования - деятельность организации в ИП Козлов В.Н.
Целью данного дипломного проекта является разработка проекта по повышению эффективности деятельности ИП Козлов В.Н.
Достижение поставленной цели предусматривается осуществить путем решения следующих задач:
- изучить характеристику объекта исследования;
- провести анализ деятельности розничного магазина на примере ИП Козлов B. Н.;
- разработать мероприятия по повышению эффективности деятельности ИП Козлов В.Н.
Теоретико - методологической основой исследования являются концептуальные теоретические положения, представленные в современных работах учёных, таких как: Богатко А. Н., Буклаева Э.Ф., Житкова В.А., Крымова C. М., Лаврова И. О., Маевского, В., Максютова А.А., Хорева А.И. и других.
Методы получения информации - анализ специальной литературы, анкетирование, опрос, а также ознакомление с опытом формирования системы менеджмента организации в ИП Козлов В.Н.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные на основе проведенного анализа мероприятия позволят усовершенствовать деятельность в ИП Козлов В.Н., что будет способствовать повышению управленческого потенциала и конкурентоспособности предприятия.
Структура дипломного проекта включает в себя аннотацию, введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение, список использованной литературы и приложения.
Введение содержит обоснование актуальности темы исследования, цель, задачи, объект, предмет работы, а также описание структуры дипломного проекта.
В первой главе рассматривается характеристика изучаемого объекта ИП Козлов В.Н. Во второй главе проводится анализ и оценка существующей системы менеджмента на примере ИП Козлов В.Н. В третьей главе разрабатываются мероприятия по повышению эффективности деятельности в ИП Козлов В.Н.
В современной экономической литературе проблеме продвижения товара с использованием различных форм маркетинговой деятельности уделено очень много внимания западными теоретиками и практиками. Она достаточно широко освещена в работах известных западных маркетологов.
Эти авторы с разных позиций, используя различные методики исследования, раскрывают специфику политики сбыта, методов продвижения товара в условиях рыночной экономики.
За прошедшие десять лет российские исследователи освоили лучшие западные методики маркетинга. Намного хуже обстоит дело с адаптацией западного инструментария к российской специфике. Более того, остается немало открытых вопросов. Современные тенденции развития продвижения, особенности российского рынка, разногласия по поводу терминологии, неупорядоченность в способах планирования и организации систем коммуникаций требуют адаптации и развития существующего понятийного аппарата, способов использования новых форм коммуникаций, методик их координации и интеграции в общую систему коммуникаций.
Подводя итог всему, можно сделать вывод, что роль продвижения на российском рынке растет.
Объектом представленного исследования выступает индивидуальный предприниматель Козлов В.Н.
В результате проведения SWOT-анализа ИП Козлов В.Н. были выявлены наиболее важные для предприятия стратегии его деятельности: завоевание большей доли рынка продуктов, поиск новых поставщиков, стратегия развития ассортимента предлагаемой продукции.
В процессе проведения анализа эффективности системы управления были рассчитаны показатели, отражающие экономическую и социальную эффективность предприятия. На основании проведенных расчетов и оценки можно сделать вывод, что, несмотря на рост экономических показателей, деятельность фирмы нельзя признать успешной, т.к. показатели рентабельности очень низки.
В результате исследования товарного ассортимента и системы продвижения товаров на рынок можно сделать выводы, что:
- согласно результатам проведенного опроса целевой аудиторией магазина является молодое поколение. А это поколение вырастает. Это значит, что со временем среди потребителей магазина будет увеличиваться количество людей. Поэтому нужно дальше стремиться к тому, чтобы среди молодого поколения было как можно больше лояльных покупателей молодого возраста. Тем самым ИП Козлов В.Н. может обеспечить себя лояльной целевой аудиторией в будущем.
- работа обслуживающего персонала ИП Козлов В.Н. вполне устраивает потребителей данного магазина;
- в ходе анкетирования потребителей установлено, что в данном магазине уровень цен является высоким, что отпугивает потребителей при выборе данного объекта для покупок.
На основе проведенного исследования товарного ассортимента и системы продвижения товаров на рынок в ИП Козлов В.Н., можно сделать вывод, что система на предприятии нуждается в совершенствовании с учетом новых подходов и тенденций менеджмента.
Для совершенствования системы продвижения товаров на рынок в ИП Козлов В.Н., были приведены некоторые рекомендации, для увеличения сбыта продукции:
1. Для более эффективного сбыта продукции, необходимо проводить сегментацию рынка, то есть осуществлять деятельность по классификации потенциальных потребителей, реализуемой предприятием продукции в соответствии с особенностями качественной структуры их спроса. В ходе сегментации фирма выбирает для себя наиболее благоприятных покупателей, на которых она ориентирует свою сбытовую политику.
2. Расширять ассортимент такой продукции, как летняя мужская обувь, зимняя женская обувь, детская обувь, летняя женская обувь. Вовремя контролировать наличие вышесказанной продукции, а также иметь запасы данной продукции на складе.
3. Не ограничиваться проведением рекламных и стимулирующих сбытовых акций. Из вышесказанного можно сделать вывод, что основная часть этого мероприятия по продвижению - распродажа по сниженным ценам - является средством стимулирования сбыта товаров ИП Козлов В.Н. Для того чтобы проводимая акция по продвижению обеспечила выполнение поставленных целей, необходимо провести рекламную кампанию по оповещению покупателей о распродаже товаров по сниженным ценам в ИП Козлов В.Н.
Таким образом, если предложения автора практически будут применены руководством ИП Козлов В.Н., то уровень эффективности продвижения товаров на рынок повысится.
I. Основная литература
1. Абалкин Л. О новой концепции долгосрочной стратегии / Л. Абалкин // Вопросы экономики. - 2014. - №3. - с. 37-43.
2. Адлер Ю.П. Из каких кубиков складывается эффективный менеджмент? / Ю.П. адлер // Методы менеджмента качества. - 2013. - № 3. - с. 4-6.
3. Авраменко Н. Г. Место и роль сбалансированной системы показателей в системе управления стратегией / Н. Г. Авраменко // менеджмент в россии и за рубежом. - 2012. - № 6.- с. 49-57.
4. Бир С. Мозг фирмы / С. Бир. - М. :URSS: Едиториал Урсс, 2012. - 412 с.
5. Буклаев Э.Ф. Проблема концепции в условиях нестабильности предмета управления / Э.Ф. Буклаев // Экономический вестник РТ. - 2013. - № 3. - с. 51-52.
6. Богатко А. Н. Система управления развитием предприятия (сУрП) / А. Н. Богатко. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 239 с.
7. Богомолов О. Нравственный фактор социально-экономического прогресса / О. Богомолов // Вопросы экономики. - 2011. - №11. - с. 55-59.
8. Богомолова И.П. Эффективная организация структуры управления маркетингом как способ повышения конкурентоспособности организации / И.П. Богомолова, З.В. Гаврилова // Управление персоналом. - 2013. - № 17 (195).- с. 47-51.
9. Браун М. Г. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения / М.Г. Браун. - М.: Альпина бизнес букс, 2014. - 224 с.
10. Вебер Ю. На пути к активному управлению с помощью показателей / Ю.Вебер, У. шэффер // Проблема теории и практики управления. - 2005. - №5. - с. 107-111.
11. Вебер М. Коммерческие расчеты от А до Я. Формулы, примеры расчетов и практические советы / М. Вебер. - М.: Дело и сервис, 2013. -384 с.
12. Вортофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание / М. Вортофский. - М.: Прогресс, 2013. - 508 с.
13. Геращенко И.П. Построение критерия оптимальности финансовой стратегии компании / И.П. Геращенко // Финансы и кредит. - 2013.- № 2(338). - с. 22-32.
14. Глазьев С. О. Стратегии экономического развития России / С. Глазьев // Вопросы экономики. - 2010. - №5. - с. 30-35.
15. Давыдова Л.В. Обоснование эффективных методов мобилизации финансовых ресурсов предприятия промышленности / Л.В. Давыдова, Т.М. Мартынова / Финансы и кредит. - 2013.- № 3(331). - с. 58-62.
16. Житков В.А. Формализованный метод оценки менеджерского искусства/ В.А. Житков, М.К. Исаева, Л.В. Царфин // Экономика и математические методы. - 2014. - Т.40, Вып 2. - с. 88-98.
17. Ивасаки И. Правовая форма акционерных обществ и корпоративное поведение в России / И. Ивасаки // Вопросы экономики. - 2011. - №1. - с. 112.
18. Капелюшников Р.И. новая атака на теорему Коуза / Р.И. Капелюшников. - М.: ГУ ВшЭ, 2011. - 45 с.
19. Крымов С.М. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. Томск: Издательство ТГПУ, 2011. - 248 с.
20. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. - М.: Издательско-
консалтинговая компания «Дека», 2012. - 668 с.
21. Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Учет, анализ и финансовый менеджмент: Учеб.-метод. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 2013.- 344 с.
22. Когденко В.Г. Экономический анализ: учеб. пособие / В.Г. Когденко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2013. - 373 с.
23. Кузьминов Я. И. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты / Я.И. Кузьминов, К.А. Бендукидзе, М.М. Юдкевич. - М.: ГУ ВшЭ, 2013. - 442 с.
24. Лавров И. О проблематике нормативных исследований в экономике / И.Лавров // Вопросы экономики. - 2012. - №7. - с. 59.
25. Лапыгин Ю. Трансформация организаций [Текст] / Ю. Лапыгин // антикризисный менеджмент. - Киев, 2013.- № 12.- с. 16-20.
26. Любушин Н.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник для вузов / Н.П. Любушин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.¬549 с.
27. Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой. - М.: Финпресс,
2012. -127 с.
28. Маевский, В. об инструментах экономической политики / В. Маевский, Э. Ахатова // Вопросы экономики. - 2013. - №10. - с. 10-15.
29. Максимов, А. В. К вопросу возникновения и развития корпоративной формы управления / А.В. Максимов // Имущественные отношения в РФ. - 2013. - № 5. - с. 76-84.
30. Маланина В.А. Основы менеджмента: Учебное пособие. Изд. 2 -е исправленное. Томск. Издательство Томского государственного педагогического университета. 2013. -194 с.
31. Максютов А.А. Экономический анализ: учеб. пособие / А.А. Максютов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 325с.
32. Милгром И.И., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент./Пер. с англ./Под ред. Елисеевой И.И., Тамбовцева В.Л. В 2-х томах. М.: Экономическая школа, 2012. - 756 с.
33. Никифорова Е. Система сбалансированных показателей: интегрированный менеджмент / Е. никифорова // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 3. - с. 46-53.
34. Ольве Н. Г. Оценка эффективности деятельности компании / Н. Г. Ольве, Ж. Рой, М. Ветер. - М.: ИД «Вильямс», 2013. - 304 с.
35. Самойлов А.А. система показателей оценки экономической эффективности деятельности предприятия / А.А. Самойлов // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - №6. - с. 17-19.
36. Сурков С. Оценка экономической деятельности с помощью социально-психологических подходов / с. сурков // Вопросы экономики. - 2011. - №5. - с. 103-106.
37. Тихомирова О. Современные системы менеджмента: тенденции развития / О. Тихомирова, Л. Цыганова // Управление качеством. - 2011. - № 10. - с. 20-30.
38. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании / К. Уолш. - М.: Дело. - 2008. - 235 С.
39. Фуруботн Э.Н. Институты и экономическая теория. Достижения новой институциональной экономической теории / Э.Н. Фуруботн, Р. Рихтер. - сПб.: ИД сПбГУ, 2014. - 701 с.
40. Хорев А.И. Формирование стратегии предприятия / А.И. Хорев, А.Н. Морозов, Е.В. Сухоруков // Экономический анализ теория и практика. - 2012. - № 16 . - с. 8-11.
41. Часовиков М.А. Стоимость компании как показатель эффективности ее деятельности / М.А. Часовиков // Вопросы экономических наук. - 2014. - №1. - с. 162-167.
42. Шаститко А. Механизмы корпоративного управления: место
акционерных соглашений / А. Шаститко, Т. Радченко // Вопросы экономики. -
2013. - №10. - с. 49.
II. Текущий архив
43. Отчеты о выполнении планов, программ организации, 2015. - 35 с.
44. Положение о предприятии или о его структурном подразделении.
45. Программы, планы организации.