Введение 3
1. Теоретические основы концепции ЖЦТ 7
1.1. Понятие ЖЦТ и место в деятельности компании 7
1.2. Этапы и виды жизненного цикла товара 13
1.3. Маркетинговые стратегии на различных фазах ЖЦТ 19
2. Анализ ЖЦТ как критерий выбора маркетинговой стратегии в ООО
«Макдоналдс» 31
2.1. Общая характеристика ООО «Макдоналдс» 31
2.2. Маркетинговая деятельность ООО ''Макдоналдс'' 42
2.3. Анализ стадий ЖЦТ 47
3. Разработка проекта по совершенствованию мероприятий направленных
на продление ЖЦТ 54
3.1. Мероприятия по совершенствованию деятельности направленные
на продление ЖЦТ в ООО « Макдоналдс» 54
3.2. Экономическая оценка эффективности мероприятий по
совершенствованию деятельности направленной на продление ЖЦТ в ООО « Макдоналдс» 60
Заключение 63
Список использованной литературы 69
Приложения
В современных условиях изучение принципов организации управления товарным потоком является объективной необходимостью. Теория жизненного цикла определяет сроки использования товара и возможности его реализации в заданный период времени. Жизненный цикл - понятие, которое используется для группы товаров и для любого конкретного продукта. Причем продолжительность каждой стадии может занимать как несколько дней, так и десятилетий. Например, какая-либо сенсация может иметь цикл в течение недели, а препарат «Пенициллин» - несколько десятилетий. Цель маркетинга заключается в том, чтобы продлить жизненный цикл товара. Осуществить это можно при помощи рекламы, маркетинговых исследований и других методов. Цена - основная переменная, которая зависит от жизненного цикла. То есть в каждом периоде будет использоваться разная ценовая политика.
Жизненный цикл определяется для большинства объектов, которые нас окружают. Особое значение жизненный цикл приобретает в системе построения продуктовой стратегии компании. Маркетинг как концепция рыночной ориентации управления обусловлен необходимостью быстрого реагирования предприятия на изменяющуюся ситуацию. Такой подход необходимо использовать при разработке маркетинговых стратегий и планов, являющихся одним из основных этапов маркетинговой деятельности предприятия.
Маркетинговая стратегия основана на глубоком знании целевой аудитории, их потребностей, характеристик и особенностей. Это позволяет не только эффективно управлять маркетинг - миксом (продукт — цена — места продаж — продвижение), но и, опираясь на знание потребителя, формулировать требования к остальным функциональным стратегиям компании (операционная деятельность, логистика, продажи и пр.). Формально написанный документ позволяет прочитать и одинаково понимать его всем сотрудникам компании, которые должны быть знакомы с маркетинговой стратегией, в том числе это важно для вновь приходящих в организацию сотрудников. Формально написанный документ позволяет акционерам и топ-менеджерам контролировать маркетинговую деятельность, сравнивая запланированное и сделанное.
Каждый продукт или торговая марка занимают в подсознании потребителя позиции относительно конкурирующих продуктов и торговых марок. Обычно это вызвано различными комбинациями реальных характеристик (цена товара, его осязаемые особенности, каналы распределения, тип и уровень обслуживания данного товара) и имиджа (впечатление от рекламных кампаний, стимулирования и так далее). Например, цена продукта может восприниматься как достаточно высокой, аналогичной или низкой по отношению к ценам, установленными конкурентами. Но важно заметить, позиция только тогда становится позицией, когда она признается потребителем. Поэтому позиционирование - это, по в большинстве своем, деятельность компании по убеждению целевой аудитории в уникальности и отличительности своих продуктов от конкурирующих.
Общие цели и задачи предприятия выражаются в его стратегии. Для реализации сформированных на самом высоком уровне приоритетов деятельности они разбиваются на финансовую, производственную и маркетинговую составляющие. Маркетинговая стратегия учитывает и определяет связь между внутренними ресурсами предприятия и внешней средой, способы достижения общих целей и задач. Ее функцией также является выявление существующих или потенциальных потребностей людей, нуждающихся в удовлетворении. Маркетинговая стратегия затрагивает все уровни управления предприятием: от корпоративного до товарного. Она призвана ответить на вопросы о том, что, как, кому, сколько, когда и по какой цене продавать. Часто концепция стратегического маркетинга заменяет собой общий курс, и вся деятельность предприятия подчиняется именно ей.
Степень изученности проблемы использования жизненного цикла товара в системе маркетинговых мероприятий накоплен в зарубежных странах. Он нашел отражение в научных трудах И. Ансоффа, М. Мак¬Дональда, Р. Хибинга, М. Портера, П. Дойля, Ф. Котлера, Г. Саймона, Т. Йеннер и других. В отечественной научной литературе вопросы учета жизненного товара в системе маркетинга рассматриваются в работах Багиева Г.Л., Тарасевича В.М., Анна Х., Зиннурова М. В., Смирновой Е.В., Голубкова Е.П., Ильина, Ойнер О.К., Михальского А. В., Ефимовой С.А., Минина А.А., Кузьминой Е.Е. и других. Следует отметить, что большинство ученых исследуют теоретические и общеметодологические подходы, а также инструменты стратегического планирования маркетинговой деятельности без учета отраслевой специфики, в частности, не уделяется должного внимания исследованию проблем жизненного цикла товара.
Актуальность темы дипломной работы обуславливается тем, что успех товара на рынке в большей степени зависит от эффективного использования системы продвижения. Анализ концепций жизненного цикла товара позволяет принять ряд срочных мер по изменению объемов производства и сбыта, уровня цен, методов продвижения товаров, которые дают возможность минимизировать затраты, добиться максимальной прибыли, и в конечном счете — продлить наиболее прибыльные этапы жизненного цикла товара. Необходимо уметь применять к товару правильные маркетинговые стратегии по мере того, как товар проходит определенную стадию своего жизненного цикла и только в этом случае предприятие может улучшать свои экономические показатели и быть конкурентоспособным.
Цель исследования определяет необходимость рассмотрения теоретических вопросов жизненного цикла товара и изучения практики построения маркетинговых стратегий с учетом ЖЦТ на предприятии.
Для достижения поставленной цели предполагается последовательное решение нижеперечисленных задач:
- изучить сущность и значение ЖЦТ в деятельности предприятия;
определить особенности реализации системы маркетинга на предприятии;
- рассмотреть возможности совершенствования маркетинговой стратегии с учетом ЖЦТ;
- провести анализ деятельности ООО «Макдоналдс»;
- исследовать маркетинговую деятельность ООО «Макдоналдс»;
- провести анализ стадий ЖЦТ;
- разработать предложения по продлению ЖЦТ.
Объектом исследования является предприятие быстрого питания ООО «Макдоналдс».
Предмет исследования процесс управления продуктовой стратегией предприятия с учётом ЖЦТ.
Методология исследования представляет совокупность метода научного познания, системного и статистического анализа.
На основании проведенного исследования сделаем краткие выводы.
Первая глава отражает основные теоретические принципы управления жизненным циклом товара. Жизненный цикл товара — это отрезок времени, за который товар проходит определенное количество стадий, от разработки, появления на рынке, до полного ухода с него. На каждой из стадий требуется применять разные варианты маркетинга. Продолжительность всех стадий для каждого товара индивидуальна и продолжительность может занимать как несколько дней, так и десятилетий. Цель маркетинга заключается в том, чтобы продлить жизненный цикл товара. Осуществить это можно с помощью рекламы, маркетинговых исследований, акций. Цена — основная переменная, которая зависит от жизненного цикла товара, соответственно, в каждом периоде будет использована разная ценовая политика.
В зависимости от того, продукт какого характера выпускается на рынок, будет выбрана ценовая политика. Если в выбранном сегменте уже большое количество аналогов, то стоимость на новинку будет низкой. На этапе роста довольно легко завоевать свой сегмент, в том случае, если потребителям предлагается уникальный товар, но зрелый рынок требует больше усилий, так как рост будет происходить за счет потеснения компаний — конкурентов. На этапе роста часть продуктов приостанавливает свой цикл, так как не выживает в условиях конкурентной борьбы. На этапе зрелости спрос становится устойчивым, продукт уже знаком покупателям. Именно на этом этапе компания начинает искать пути привлечения новых потребителей товара, иначе спрос буде падать, соответственно, доля на рынке станет меньше. Период спада завершает жизненный цикл товара и он неизбежен практически для каждого товара, кроме товаров первой необходимости.
Для того чтобы занять достойное место на рынке, важно определить правильный товарный ассортимент.
Высокое качество управления жизненным циклом товара - это далеко не единственное требование. Производимый и реализуемый продукт должен удовлетворять спросу и потребностям покупателей, иметь конкурентоспособную цену и широкий выбор.
Для того чтобы оценить, конкурентный ли товар, нужно сначала проанализировать рынок на аналогичные продукты и фирмы, их производящие. Затем произвести оценку своих сильных и слабых сторон, выявить недоработки продукта, проанализировать цены свои и конкурентов. В итоге составляется план о том, как исправить недостатки, что предложить нового или как выделиться среди конкурирующих фирм, какая стоимость будет оптимальной и за счет чего можно сократить издержки.
В практической части нашей работы была изучена деятельность крупнейшей компании по реализации фаст - фуда «McDonald's». Были рассмотрены особенности маркетингового управления жизненным циклом товара в точках продаж «McDonald's». По проведённым ВЦИОМ исследованиям 70% решений о посещении кафе «McDonald's» принимаются абсолютно спонтанно. Кафе строят в местах, где вероятность случайно заглянуть максимальная, а именно, по близости от станций метро, на перекрёстках крупных дорог, рядом с крупными университетами, в центре города и крупных торговых центрах.
Миссия компании - «Быть любимым местом и способом питания наших посетителей». Цель компании - предоставление стопроцентного обслуживания, что подразумевает собой предоставление качества, культуры, чистоты. Гостеприимство и супер - обслуживание уже включены в цену и покупая продукцию, каждый посетитель приобретает впечатление, которое приведет его неоднократно снова за новыми и новыми впечатлениями.
Главные ценности компании McDonald's - обеспечение стабильного роста, сохранение статуса эффективного и качественного производителя, постоянное совершенствование концепции быстрого питания, поощрение разработки новых блюд, инновации в оборудовании, маркетинге, организации обслуживания и технологиях.
Основными постулатами «McDonald’s» являются 2 аббревиатуры: ККЧД и ККК, первая из них означает «культура, качество, чистота, доступность», вторая «контакт, кооперация, координация». Эти слова повторяет каждый день практически весь персонал компании, это является основой деятельности сети «McDonald’s».
Компания регулярно проводит различные мероприятия социальной направленности. Обобщая принципы управления в McDonald's выделены 3 основных: поддержание позитивного морального климата, построение
сильного бренда и стремление к инновациям.
В ресторанах реализуется 85% продукции, которая закупается у 160 российских производителей. Целью компании является полностью локализовать производство в России, чтобы можно было использовать регионы, где размещены производства, для наиболее эффективного поддержания бизнеса.
Финансовые результаты McDonald's пока остаются довольно слабыми. За 2014 год общие доходы составили 27.44 млрд. долларов, что на 2.5% меньше, чем годом ранее. Чистая прибыль сократилась почти на 15 % до 4.79 млрд. долларов ( в 2013 году данный показатель достигал почти 5.6 млрд. долларов). На основе построенной диаграммы ( Рис.2.1.2) в 2015 году наблюдается положительная динамика выручки и среднего чека. По всему миру продажи McDonald's значительно вырастают в период новогодних каникул.
Показатели операционной рентабельности компании значительно лучше, чем у компаний - аналогов. Валовая рентабельность за последние 5 лет составляет 39.1% . Операционная маржа достигает 30.8%, в то время как у конкурентов аналогичный показатель составляет лишь 19.5%.
По всему миру продажи McDonald's значительно вырастают в период новогодних каникул. Самыми продаваемыми сандвичами в McDonald's являются: Биг — Мак ( 30%), Чизбургер(22%) и Чикенбургер(23%), которые находятся в постоянном ассортименте компании.
Основными конкурентами McDonald's являются: Ростикс, Subway, KFS, Бургер Кинг.
На основе данных SWOT — анализа нами были выявлены сильные и слабые стороны компании, а так же возможности и угрозы. Одной из сильных сторон компании считается раскрученный бренд и выбор выгодного месторасположения. Слабая сторона связана с ростом цен на закупки продуктов, санкции и соответственно рост на основные ингредиенты.
В третьей главе приведен проект, определяющий продвижение продукции компании и активизации продаж. Руководство компании чётко понимает, что дети - это та аудитория, которая постоянно поставляет ресторанам новых потребителей в лице своих родителей и родственников. В современном мире родителям довольно трудно отказать в чём-либо ребёнку, так как в силу своей занятости они уделяют ему мало внимания и испытывают чувство вины. Самым главным средством привлечения детской аудитории является полюбившийся детям всей планеты Хэппи Мил, представляющий собой бургер, картошку, напиток и небольшую игрушку для маленького потребителя. Стоит отметить, что игрушки для детских обедов чаще всего выпускают сериями от 8 до 10 штук, что вызывает у ребёнка желание собрать коллекцию, а, следовательно, вернуться в «McDonald’s» ещё раз.
Ещё одним средством завлечения детской аудитории является клоун Роналд Макдоналд, являющийся самым узнаваемым из всех вымышленных персонажей после Санта-Клауса. Клоун стоит на входе в ресторан, участвует в рекламных акциях, а также навещает больных американских клиник. Итак, третий секрет успешности «McDonald’s» является особый акцент на детскую аудиторию.
Стандарты компании предполагают, что если покупатель не озвучивает размер порции при заказе, то автоматически пробивается самая большая. Такая политика экономит время, а значит снимает напряжение в очереди. Также это приносит большую прибыль самой компании «McDonald's». Кроме того, посетителю всегда предложат взять к его заказу что-то ещё, например, десерт, соус или дополнительный сандвич.
Привычка - один из главных двигателей человека при совершении какого-либо действия, и руководство «McDonald's» знает это как никто другой. Люди предпочитают то, к чему они привыкли, поэтому вкус Биг Мака из года в год не изменяется.
На основании вышеизложенного нами были предложены следующие рекомендации:
- активно внедрять акционные мероприятия, позволяющие привлечь покупателей;
- разработать рекламную политику нацеленную на продвижение продуктов компании в социальных сетях;
- сформировать проект продвижения продуктов компании McDonald’s;
- определить концепцию и периоды реализации проектных решений;
- рассмотреть мероприятия, которые будут этому способствовать.
На основе рекомендаций нами предлагаются следующие мероприятия:
1. Проект «Счастливые дни в McDonald's
2. Мероприятие по проведению детских утренников.
3. Создать страницы в социальных сетях: Instagram и Вконтакте.
Утренники будут проводится каждые выходные дни ( суббота и воскресенье) в период летних каникул. Мероприятие будет проходить как в ресторане, так и с использованием летней террасы McDonald's. Утренники вводятся для увеличения продаж Хэппи Мил и для увеличения прибыли.
Затраты на проведение данного мероприятия составят 300 тыс.руб. Экономическая эффективность от мероприятия составит 1.97 %, а прирост прибыли за три месяца реализации составит 2% к планируемой прибыли на 2016 год.
Суть проекта «Счастливые дни в McDonald's» в мотивации потребителя посредством розыгрыша призов.
Затраты на данные мероприятие составят 911288 руб, экономическая эффективность от мероприятия 1,75% , ожидаемый прирост прибыли 3% руб.
Отметим, что реализация проекта по продвижению продуктов компании является эффективной.
На продвижение продуктов в социальных сетях предприятие затраты не понесет.
В заключении следует сказать, что «McDonald’s» - это поистине обширная и очень успешная сеть, которая реализовала стратегию продвижения, а также развивает свою деятельность во всех направлениях, стараясь удовлетворить каждого покупателя путём поиска к нему индивидуального подхода. Как бы мы не ругали данную компанию за вредную еду из США, но её ели, едят и вряд ли когда-нибудь перестанут есть.
1. Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 28.07.2013) «О защите прав потребителей» // Российская газета, № 8, 16.01.1996.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 14.06.2013) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, №5, ст. 410
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000
N 117-ФЗ (ред. от 30.12.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2013) // Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
Диссертации и авторефераты диссертаций
4. Маташева Х.П. Совершенствование маркетинговой деятельности при использовании интернет-технологий. Автореф. Дис. - Ростов-на-Дону: ГОУВПО «Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2009.-10 с.
Учебники и учебные пособия
5. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности. - М.: Дело и сервис, 2013. - 289 с.
6. Акмаева, Р. И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: учебное пособие / Р. И. Акмаева; АГТУ. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 208 с
7. Акмаева, Р.И.Стратегический менеджмент [Текст]. Изд-во: Волтерс Клувер, 2014. - 263 с.
8. Баринов, В.А. Экономика фирмы: стратегическое планирование
[Текст]: учебное пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. - М.: Инфра-М, 2015,
9. Бизнес-планирование: учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по экономическим специальностям / ред. В. М. Попов, С. И. Ляпунов, С. Г. Млодик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 816 с
10. Берестов В.Л., Родичева В.П. Управление инвестиционно-финансовой деятельностью предприятий потребительской кооперации. - Брянск: Брян. гос. инженер-технолог. акад., 2009. - 112 с.
11. Валеев Д.Х., Васькевич В.П., Челышев М.Ю. Комментарий к Закону
РФ «О защите прав потребителей» / Под общ. ред. М.Ю. Челышева. - М.: Юрайт-М, 2010.- 548 с.
12. Венщикова И.А. Технология организации и ведения бизнес-тренинга. Методическое пособие. - СПб: Речь, 2006. - 342с.
13. Веснин, В.Р. Стратегическое управление [Текст]: учебное пособие / В.Р. Веснин, В.В. Кафидов - СПб: Питер, 2013.
14. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г., Яковлева Н.Г. Менеджмент персонала: учебное пособие / Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д: «Феникс», 2013. - 448 с.
15. Гапоненко, А.А., Панкрухин, А.П. Стратегическое управление:
Учебник. 3-е изд., стер. [Текст] / А.А. Гапоненко, А.П. Панкрухин. - М.:Омега- Л, 2014.
16. Гребнев, А.И., Габриэлян, О.А. и др. Экономика торгового предприятия: Учебник для вузов - М.: Экономика, 2013. - 378 с.
17. Гапоненко, А.А., Панкрухин, А.П. Стратегическое управление:
Учебник. 3-е изд., стер. [Текст] / А.А. Гапоненко, А.П. Панкрухин. - М.:Омега- Л, 2014.- 464 с.
18. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика [Текст]: Учебное пособие для вузов / А.Т. Зуб. — M.: Аспект Пресс, 2012
19. Квартальнов В.А. Теория и практика стратегического управления: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2013.-672 с.
20. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 437 с.
21. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер.с англ.- М.:Дело,2010.- 800 с.
22. Мильнер Б.З. Теория организации.- М.:ИНФРА-М, 2010.- 248 с.
23. Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2009.-289 с.
24. Саливан М., Эдкок Д. Маркетинг - СПб.: «Нева», 2009.-287 с.
25. Семенихин В.В. Торговля. Энциклопедия. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ 2010. -219 с.
26. Сергеев И.В. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 278 с.
27. Чепик В.Д., Квартальнов А.В. Специалисты менеджмента туризма.//Актуальные проблемы туризма'2015. - М.: РМАТ, 2015.
Статьи и материалы периодической печати
28. Андреева, Е. Развитие терминально - складской инфраструктуры Ростовской области [Текст] / Е. Андреева // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2013. — № 3. — С. 23-29.
29. Булыгина И.И., Гаранин Н.И., Гаранина Е.Н. Комплексный подход к созданию экскурсионных программ для отдыхающих // Проблемы социального управления: межвузовский научный сборник. Вып.2. - Саратов: СГСЭУ, 2015.
30. Льюис М. NEXT. Будущее уже началось. - СПб.: Крылов, 2009.-245 с.
31. Попова Е.В. Интернетизация информационного пространства делового сообщества России // Экономический анализ: теория и практика. 2009. №31.- С. 47 - 52.
32. Рай Л. Развитие навыков тренинга. - СПб.: Питер, 2013. (Серия «Эффективный тренинг» - с. 8.
33. Яковлев А.В.Способы продвижения товаров// Маркетинг в России и за рубежом. 2015.№3.
Электронные ресурсы
34. Официальный сайт Макдоналдс в России http://www.mcdonalds.ru // Дата обращения: 03.03.2016.