Введение 3
1. Теоретические основы событийного маркетинга в реализации коммуникационной политики образовательных организаций 6
1.1. Сущность и виды событийного маркетинга как элемента
коммуникационной политики 6
1.2. Организация event-мероприятий 11
1. 3. Особенности и специфика использования event-маркетинга в
коммуникационной политике образовательных организаций 16
2. Анализ и оценка событийного маркетинга образовательной организации..26
2.1. Общая характеристика Казанского Федерального Университета 26
2.2. Анализ системы управления маркетингом КФУ 32
2.3. Анализ эффективности системы коммуникаций и событийного маркетинга
с позиции студентов КФУ 38
3. Совершенствование событийного маркетинга в образовательной
организации 44
3.1. Исследование отношения абитуриентов к поступлению в КФУ по
результатам событийного маркетинга 44
3.2. Пути повышения эффективности работы маркетингового отдела
КФУ 53
3.3. Оценка коммуникационной и экономической эффективности событийного
маркетинга на примере отдела маркетинга КФУ 58
Заключение 64
Список использованной литературы 70
Приложения
Будущее страны во многом зависит от системы образования. Государству нужны ценные кадры, квалифицированные выпускники.
В целом в мире, образование - это одна из наиболее бурно растущих и перспективных сфер экономики. По оценкам специалистов, во всем мире объемы спроса и предложения образовательных услуг растут весьма существенно, особенно в высшем и последипломном образовании, а в наиболее динамично развивающихся странах темп их ежегодного роста достигает 10¬15%. Своим потенциалом и логикой развития сфера образования притягивает к себе все более пристальное внимание инвесторов.
Маркетинговый подход к управлению деятельностью субъектов рынка встречается с особыми трудностями в сфере образования. Традиционно даже в странах с развитой рыночной экономикой образование было и остается преимущественно объектом внимания и поддержки государственных структур, финансируется государством и органами управления на местах; потребность в маркетинге здесь до сих проходит период становления.
Маркетинг особо актуален для системы отечественного образования потому, что ей предстоит структурная (по направлениям, специальностям и специализациям подготовки) трансформация в соответствии с новым качеством спроса на специалистов.
Для привлечения людей, желающих учиться, для дальнейшего трудоустройства, понимания необходимости высшего образования в наше время необходимо исследование рынка образовательных услуг и наиболее эффективных средств продвижения информации в образовательных учреждениях. Данная тема особенно актуальна именно в наше время в эпоху рыночных отношений, когда обучающиеся могут свободно получать высшее образование и, выбирать самостоятельно желаемое направление и работать по желаемой специальности. Событийный маркетинг в образовательных учреждениях сегодня необходим, поскольку именно event-мероприятия отличаются не только информационной наполненностью, но и зрелищностью и яркостью, что наиболее привлекает студентов. В связи с ростом конкуренции и свободой университетов в условиях рыночной экономики, необходима качественная разработка мероприятий для привлечения студентов.
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию событийного маркетинга в образовательной организации на примере КФУ.
В связи с выбранной целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и понятие маркетинговой деятельности в образовательных учреждениях;
- раскрыть сущность событийного маркетинга, определить классификацию мероприятий и этапы проведения мероприятий;
- рассмотреть маркетинговую деятельность КФУ и отдела маркетинга КФУ;
- проанализировать деятельность Отдела маркетинга КФУ;
- оценить эффективность маркетинговой деятельности и событийного маркетинга, реализуемого Отделом маркетинга КФУ;
- дать рекомендации для повышения эффективности событийного маркетинга КФУ.
Объектом исследования является Казанский Федеральный Университет.
Предмет исследования - совокупность организационно-экономических отношений, возникающих при формировании комплекса событийного маркетинга в коммуникационной политике образовательных организаций.
В работе была использована учебная литература по маркетингу в образовательных учреждениях, внутренние документы университета и электронные ресурсы.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: содержание работы, введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Первая глава содержит теоретические аспекты событийного маркетинга в образовательных учреждениях и маркетинговой деятельности в целом.
Определены этапы проведения событийного мероприятия, выявлены основные виды event-мероприятий.
Вторая глава описывает характеристику деятельности КФУ и отдела маркетинга КФУ, описывает основные направления маркетинговой деятельности и проводится анализ маркетинговой деятельности и event- мероприятий в университете.
В третьей главе разработаны рекомендации по усовершенствованию маркетинговой деятельности КФУ и отдела маркетинга КФУ, разработаны пути совершенствования событийного маркетинга в университете.
В ходе проведения работы была подтверждена актуальность событийного маркетинга в образовательных учреждениях. В первую очередь событийный маркетинг в образовательных учреждениях сегодня необходим, поскольку именно event-мероприятия отличаются не только информационной наполненностью, но и зрелищностью и яркостью, что наиболее привлекает студентов. С другой стороны ежегодно происходит рост конкуренции и университетов в условиях рыночной экономики, поэтому необходима качественная разработка мероприятий для привлечения студентов.
В ходе данной высшей квалификационной работы был изучен событийный маркетинг в образовательных учреждениях, рассмотрена маркетинговая деятельность образовательных учреждений как в теории, так и на практике.
При написании работы были обозначены субъекты маркетинга образовательных услуг: образовательные учреждения, государство,
предприятия и организации, биржи труда и сами обучающиеся. К объектам маркетинга образовательных услуг относятся товары и услуги, преимущественно услуги. Были определены важнейшие функции маркетинга образовательных услуг: исследование конъюнктуры рынка; выявление перспективных направлений образовательных услуг; определение объема, качества, ассортимента, сервиса, цен, каналов продвижения, коммуникационной политики.
Было определено понятие и экономическая сущность событийного маркетинга и направления его деятельности в образовательных учреждения.
Построение event-мероприятий позволяет решить ряд маркетинговых задач:
а) построить успешный бренд;
б) создать новостной повод для PR организации;
в) позиционирует товар;
г) продвигает товар.
Существует четыре основных вида событийных мероприятий: выставки, презентации, праздники и открытия. Каждый вид мероприятия имеет свою специфику и разную эффективность.
Каждое мероприятие должно быть правильно спланировано, должны быть учтены все этапы подготовки к мероприятию, правильно определено место и время мероприятия, а также целевая аудитория.
Был рассмотрен событийный маркетинг на примере деятельности КФУ и отдела маркетинга КФУ. Были рассмотрены направления деятельности по использованию event-мероприятий в университете.
В университете на сегодняшний день профессорско-преподавательский состав КФУ включает в себя 3521 человек, численность научных работников включает 597 человек. Численность студентов, обучающихся на очной форме обучения в КФУ составляет 29 939 человек, 149 человек обучается на очно-заочной форме обучения и на заочной- 11 656 человек.
Отдел маркетинга является одним из управленческих подразделений КФУ. И выполняет множество функций в том числе позиционирование КФУ по основным характеристикам; проведение комплексных рекламных кампаний и разовых рекламных заказов; анализ свойств образовательной продукции; изучение рынка сбыта и покупательского спроса; проведение социологических опросов; проведение маркетинговых исследований; участие в создании и развитии продвижения образовательных услуг на рынке; сотрудничество с рекламными агентствами средствами массовой информации для проведения совместных проектов; организация разработки рекламных текстов, плакатов, буклетов. Отдел работает по следующим направлениям.
1. Проведение маркетинговых исследований.
2. Разработка логотипов, гербов.
3. Разработка афиш, буклетов.
4. Разработка и ведение сайта.
5. Оказание содействия при проведении событийного маркетинга.
6. Связь с организациями и предприятиями - потенциальными работодателями.
7. Создание благоприятной обстановки, атмосферы для обучения и работы в университете.
8. Информирование о проходящих в университете мероприятиях.
Проведен социологический опрос для определения эффективности работы отдела маркетинга. При этом при помощи опроса удалось выяснить, что 90% опрашиваемых не студентов не посещали мероприятия ВУЗа не из-за отсутствия желания, а из-за неэффективных способов оповещения студентов. Не эффективна оказалась работа сайта, было выяснено, что 10 % респондентов не пользуются сайтом, это говорит о необходимости приобщения к сайту, его качественной разработке, поскольку там содержится важная информация как для студентов, так и для абитуриентов. Большую эффективность в соответствии с опросом имеет сарафанное радио, 80% опрашиваемых подтвердили, что часто их источником информации являлись друзья, сверстники, это говорит о необходимости привлечения студентов в отдел маркетинга. Большой интерес вызывают у студентов event-мероприятия, 80% уже участвовали в таких мероприятиях, а еще 16% хотели бы поучаствовать. Только 3% опрашиваемых никогда не получали информацию в ходе событийного мероприятия, таким образом, можно сделать вывод о том, что событийный маркетинг на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных способов передачи информации. Было выявлено, что необходима доработка сайта КФУ, лучшая разработка буклетов и афиш, использование новых интернет источников, социальных сетей, необходимо увеличение event- мероприятий и создания их самим отделом маркетинга.
Также для определения эффективности отдела маркетинга был проведен SWOT-анализ. Проведенный анализ позволил выявить не только
преимущества проведения событийного маркетинга в университете, но и недостатки. На основании проведенного анализа можно сказать, что для избежания осуществления угроз, необходимо, чтобы событийный
осуществлялся профессионалами отдела маркетинга, в котором должны
66
работать высококвалифицированные работники, при этом очень творческие. Сложностью организации event-мероприятий является сложность работы для организаторов. Следовательно, университетом должна быть разработана система поощрений и отдыха для сотрудников отдела маркетинга.
Как пример проведения событийных мероприятий в КФУ был разработан и проведен флешмоб, который был создан исключительно силами студентов КФУ и отдела маркетинга. При помощи мероприятия удалось привлечь 5 абитуриентов, таким образом, часовое мероприятие привело к привлечению практически 15% аудитории. В результате подсчета экономической эффективности было выявлено, что в перспективе проведенное мероприятие может принести чистую прибыль в размере 500 000 рублей за 4 года обучения бакалавров, таким образом был сделан вывод о том, что если мероприятие с нулевыми затратами, созданное силами студентов при поддержке отдела маркетинга КФУ, дает такой эффект, то более масштабное мероприятие позволит достичь еще большей эффективности.
Было выявлено, что для увеличения эффективности работы отдела маркетинга необходимо увеличение целевой аудитории, на которую направлена работа отдела.
Необходимо вести работу по привлечению иностранных студентов, что необходимо для повышения его конкурентоспособности и получения наивысших мест в топ-100 мировых университетов. Также привлечение иностранных студентов можно использовать как средство передачи информации. Привлечение студентов возможно и через их родителей, то есть работа отдела маркетинга должна быть направлена и на эту аудиторию, поскольку за многих абитуриентов решение принимают родители.
Необходима тщательная работа с потенциальными спонсорами и работодателями для студентов КФУ. Работа с предприятиями может позволить не только повысить КФУ уровень конкурентоспособности, но и улучшить систему трудоустройства студентов.
Таким образом, одно из важнейших путей направления отдела маркетинга является самостоятельная разработка и проведение event-мероприятий, так как они являются наиболее эффективными способами информирования и привлечения студентов и абитуриентов.
Для проведения event-мероприятий проведение социологических опросов продолжает оставаться важной составляющей работы отдела, необходимо улучшить продвижении КФУ на уровне школ, возможно посещение различных школ и колледжей преподавателями и студентами, которые при помощи презентаций и других способов будут продвигать наш университет и рассказывать о нем людям, выбирающим специальность. Необходимо продвижение профориентационной работы, которой может заниматься специальный отдел для этой деятельности.
Также могут быть даны рекомендации для улучшения имиджа КФУ и его продвижения. Для этого необходимо налаживать связи с предприятиями и организациями.
Также потенциальные работодатели могут принимать участие в комиссиях по аттестации выпускников, что также может иметь свой положительный эффект. Перед работодателями в данном случае предстанут готовые выпускающиеся специалисты, а у студентов появится мотивация показаться хорошо для получения работы и у данных работодателей.
В целом работу маркетинга можно охарактеризовать как эффективную для достаточно молодой организации, но при этом были даны следующие рекомендации для повышения эффективности работы.
1. Самостоятельное проведение event- мероприятий.
2. Улучшение информационного обеспечения.
3. Проведение дней открытых дверей, дней карьеры.
4. Привлечение в отдел студентов.
5. Установление связей с организациями и предприятиями.
6. Увеличение социологических опросов.
7. Разработка бюджета отдела и ведение отчетности по проделанной работе.
В целом можно сделать вывод, что главной задачей при осуществлении маркетинговой деятельности образовательных учреждений является использование интересных, запоминающихся, ярких приемов при обеспечении потребителя необходимой информацией.
1. Александравичюте Б, Крауютайтите Л, Пячкайтис Ю.С. Маркетинг университетского дистанционного образования // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - №6. - с.23-31.
2. Алиев Ш.М. Рынок образовательных услуг и вопросы его регулирования. - М.: 2003. - 22 с.
3. Андреев С.Н. Зачем нужен некоммерческий маркетинг? // Маркетинг в России и за рубежом. - 2010. - №4. - с.36-42.
4. Арефьев О.Н. Факторы эффективности учреждения профобразования // Профессиональное образование. - 2011. - №8. - с.31-32.1
5. Асатуров А.К. Регулирование спроса и предложения на образовательные услуги профессиональной школы региона: экономические формы и методы. - Сочи, 2012.- 100 с.
6. Балаш О.Ю. О маркетинговой деятельности в государственном техническом вузе // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - №1. - с.22-37.
7. Белый Е.М., Романова И.Б. Принципы формирования товарной политики вуза // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - №3. - с.42-47.
8. Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. - М., 2005.
9. Браверман А., Хавин О. Маркетинг- исследование рынка молодых специалистов // Российский экономический журнал. 2011. - № 12. - С. 56-61
10. Бугаков В.П. Особенности маркетинга услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2012. - С. 106-111
11. Васильев Ю.С., Глухов В.В., Федоров М.П., Федотов А.В. Экономика и организация управления вузов. Под ред.д.э.н. Глухова В.В. Учебник. СПб.: Изд- во «Лань», 2012.- 448 с.
12. Волкова М., Звёздова А. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - №6. с.12¬31.
13. Викторов А., Румянцев А. Стратегия инновационного развития региона // Экономист. 1998. - № 6. - С.59-63
14. Голодец Б.М. Современная концепция социального маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - №6. с.3-10.
10. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - 2-е изд. - М.: Финпресс, 2011
11. Горбунова Ю.А. Маркетинг в сфере высшего образования: пример университета Калабрии // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - № 5. - с.24-28.
12. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. - М., 2006.
13. Донцова J1.B. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. - № 4. С.34-40
14. Добрыднёв С.И. К вопросу определения продукта вуза // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - №4. - с.50-60.
15. Зиннуров У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решения. -Москва- Уфа: Изд-во УГАТУ, 2012.- 226 с.
16. Иванов Ю.И. Последипломное образование управленческих кадров в современных условиях. М.: Луч, 2013. - 258 с.
17. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2011.- 163 с.
18. Как сбалансировать рынок труда и рынок образовательных услуг? // Профессиональное образование. - 2012. - №1. - с.3-4.
19. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ.ред. и вступ. ст. Пеньковой Е.М. - М.: Прогресс, 1990. - 736 с.
20. Кураков Л.П. Российская экономика: состояние и перспективы. М.: Логос, 1998.-576 с.
21. Куркин Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. М.: Новая школа, 1997.- 144 с.
22. Кутякова Н.А. Необходимость формирования маркетинговой стратегии вуза на рынке образовательных услуг // Управление человеческими ресурсами: регион, территория, организация: Тезисы докладов международной научно¬практической конференции. -: Изд-во НП "Азбука", 2008. - 288 с.
23. Методология исследований, проектирования и менеджмента в области высшего образования: Сб. науч. тр. /Под ред.А.Я. Савельева. - М., 2011. - 322 с.
24. Миляева Л.Г. Маркетинговый подход к обоснованию стоимости платных образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - №4. - с.116-121.
25. Миронов В. Болонский процесс и национальная система образования // Almamater. - 2010. - №6. - с.3.
26. Мягков Г.А. Проблемы развития высшего образования в крае. - Барнаул: ГУ.
- 2013. - 40 с.
27. Павлов И.А., Малинин В.Л., Склянов Д.В. Современное состояние и тенденции рынка платного высшего образования // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. - № 4. - С. 113-126
28. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - №2. - с. 10-21.
29. Пашкус Ю.В. Специфика функционирования высшей школы в России в современных условиях // Вестник СПбУ. Серия 5.- 1997. Вып 2 (№ 42) -С.44-51
30. Пирогов С., Иванченко В., Корепов Е., Лихтенштейн . Научно-технический потенциал России: состояние и проблемы развития // Экономист. 1994. - № 1. - С.40-48
31. Попов Е. Услуги образования и рынок // Российский экономический. -1992. -№6.-С.43-49
32. Попов Е.Н. Проблемы формирования рынка образовательных услуг // Молодежь, образование, рынок : сб.науч.тр. М.: НИИ ВО, 1992. С. 75-82
33. Положение об отделе маркетинга Департамента пресс-службы и
информации федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Казанский(Приволжский) федеральный университет»
34. Потолицина Л.Ф. Социально ориентированный маркетинг образовательных услуг // Профессиональное образование. - 2012. - №6. - с.23.
35. Развитие университетов в условиях рыночной экономики / Ред.кол. А.Н. Тихонов, В.А. Садовничий и др. М.: Изд-во МГУ.- 203 с. (Программа «Университеты России»)
36. Рязанова С.В. Организация системы взаимодействия рынка труда и образовательных услуг // Формирование кадровых ресурсов края: материалы краевой конференции. -: Изд-во НП "Азбука", 2002. - с. 20-22.
37. Сагинов К.А. Маркетинг образовательных услуг региона // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - №4. - с.36-42.
38. Сагинова О.В. Маркетинг в сфере образования // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - №1. - с.32-44.
39. Садовничий В. Проблемы образования и науки в России и стратегия на 21 век // Проблемы теории и практики управления. 1998. - № 2. - С.75-79
40. Татур Ю.Г. Образовательная система России: высшая школа М: ИЦПКПС; Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1999. - 278 с.
41. Тенденции развития и роль сферы образования: экономический и социальный аспекты / Под ред. Марцинкевича В.И. Москва, 1994.- 228 с.т
42. Хлусов В.П. Основы маркетинга. М., 2013. - 196 с.
43. Чекмарев В.В. Экономические проблемы сферы образования. Монография./ Под общей редакцией М.И. Скаржинского.- Кострома. Изд-во КГПУ им. Н.А.
44. Некрасова. 1996,- Часть 1.216 с.
45. Щетинин В.П. , Хроменков Н.А. , Рябушкин Б.С. Экономика образования. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. -306 с.
46.Чухломин В.Д. Ценообразование на образовательные услуги с учётом факторов внутренней среды организации // Маркетинг в России и за рубежом. - 2010. - №6. - с.52-54.
47. Шевченко Д.А. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в России // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - №4. - с.36-42.
48. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристъ, 2012.
49. Яскевич Е.В. Исследование потребителей как основа маркетингового управления высшим учебным заведением // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - №2. - с.46-58.
50. Сайт КФУ- http://kpfu.ru/
51. Официальный сайт Русского экономического общества: http://www.ress.ru/