Введение 3
Глава 1. Общие положения об охране товарных знаков в России и США
1.1. Понятие и виды товарных знаков в России 6
1.2. Понятие и виды товарных знаков в США 14
1.3. Развитие законодательства о товарных знаках в России и США 19
Глава 2. Исключительное право на товарный знак по законодательству России и США
2.1. Оформление исключительного права на товарный знак 30
2.2. Использование товарного знака в российском и американском
законодательствах 42
2.3. Распоряжение исключительным правом на товарный знак 46
Глава 3. Юридическая ответственность за нарушение исключительных прав на товарный знак и способы их защиты
3.1. Защита товарных знаков в России 53
3.2. Защита товарных знаков в США 63
Заключение 68
Библиография 71
Актуальность темы исследования. Современными учеными в области права интеллектуальной собственности отмечается возрастающая роль товарных знаков как нематериальных активов крупных международных и российских компаний, а расширение географии распространения товаров и услуг требует их усиленной защиты. Данное явление связано с интенсивным развитием мировой экономики и международной торговли в условиях усиливающейся конкуренции и глобализации.
На сегодняшний день, правовая охрана товарных знаков является гарантом обеспечения конкуренции товаров на рынке, развития и предоставления товаров и услуг соответствующего качества. При этом традиционные нормы законов о товарных знаках претерпевают значительные изменения с развитием информационных технологий. И хотя законы, касающиеся правового регулирования товарных знаков можно найти практически в законодательстве любой страны, национально - правовые режимы могут все еще существенно различаться в вопросах соответствия классификации обозначения для регистрации в качестве товарного знака, определении объемов защиты и правовых средств, используемых для охраны исключительного права на товарный знак. Неосведомленность в различие положений законодательства о товарных знаках при участии в международной торговле может привести к серьезным последствиям предпринимательской деятельности и судебным разбирательствам. Поэтому понимание механизмов правовой защиты разных государств в сфере реализации интеллектуальныз прав заслуживает особого внимания.
Объектом нашего исследования является совокупность правоотношений, связанных с правовой охраной исключительных прав на товарные знаки в России и США.
Предмет исследования составляют правовые нормы российского и американского законодательства, регламентирующие защиту товарных знаков.
Соответственно, целью данной работы является изучение и выявление особенностей правового режима товарных знаков в России и США, присущих для каждого государства.
Постановка указанной цели предопределила необходимость решения следующих задач исследования:
- охарактеризовать товарные знаки с позиций правовой теории и норм действующего законодательства России и США;
- сравнить особенности процедуры регистрации исключительного права на товарный знак в России и США;
- выделить специфику правового регулирования полномочий владельца товарного знака в соответствии с российским и американским законодательством;
- исследовать научный материал и правоприменительную практику по вопросам правовой охраны товарных знаков в России и США;
- дать оценку состояния современного российского и американского законодательства, регулирующего правовую защиту указанных средств индивидуализации.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые проводится анализ и сравнение правовой охраны товарных знаков российского и американского законодательства на основе современного законодательства и правоприменительной практики.
Методологическую основу нашего исследования составляют такие общенаучные методы, как методы анализа и синтеза, а также специальные методы правовой науки: формально-юридический и сравнительно-правовой.
Теоретическую основу исследования в области интеллектуальной собственности составили работы таких авторов, как О.А. Городов, И.А. Близнец, Ю.Т. Гульбин, А.П. Рабец, Д.В. Мазаев, С.А. Судариков, Д. Бэйнбридж, Д. Бушу, А. Миллер, С. Элиас, М. Джанис и других исследователей.
Теоретическая значимость работы заключается в представлении ряда научных положений, развивающих теоретическую базу науки гражданского права в сфере правового регулирования средств индивидуализации.
Практическая значимость работы определяется возможностью применения результатов исследования в курсах по гражданскому, предпринимательскому и международному праву, а также для проведения дальнейших научных исследований в области правовой охраны товарных знаков.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Выполнив задачи, поставленные нами для достижения цели нашей дипломной работы, а именно рассмотрение действующих норм российского и американского законодательств, их правоприменение и выявление особенностей правового режима товарных знаков в России и США, присущих для каждого государства, мы пришли к следующим выводам.
Субъектами исключительных прав на товарный знак как в России, так и в США могут быть физические и юридические лица, а также иностранные граждане, имеющие исключительное право пользования и распоряжения товарным знаком, подразумевающее продажу, предоставление во временное пользование, использование его в рекламе.
Основанием предоставления правовой охраны товарному знаку в Российской Федерации является его обязательная государственная регистрация в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, осуществляемая в установленном законом порядке. В то время как права на товарный знак в Соединенных Штатах Америки возникают при его использовании в торговле, то есть независимо от регистрации. Однако, согласно американскому законодательству, регистрация в Ведомстве по патентам и товарным знакам США (USPTO) расширяет правомочия по защите исключительного права на средство индивидуализации товаров. Таким образом, товарный знак в США создается условиями рынка, а в России - законом, на основании решения экспертов ФИПС.
Особенностью исключительного права на средство индивидуализации товаров в России можно выделить возможность не использовать товарный знак на протяжении трех лет с момента регистрации и не позволять другим компаниям. В свою очередь, особенностью законодательства США является обязательное доказывание использования по истечении пяти лет с момента регистрации товарного знака ввиде предоставления Декларации об использовании товарного знака в коммерческих целях. Кроме того, владелец товарного знака имеет возможность препятствовать в регистрации сходных обозначений для однородных товаров/услуг третьими лицами.
Для защиты исключительных прав на товарный знак, действующим законодательством как России, так и США предусмотрены гражданская, административная и уголовная виды юридической ответственности. Отметим, что защита прав на средства индивидуализации товаров и услуг специфична не только в зависимости от отраслевого аспекта, но и по объему защиты, и по ее содержанию.
Нарушением права на товарный знак признается незаконное размещение товарного знака на товарах, этикетках, упаковках товаров или сходных с ним до степени смешения обозначения.
При анализе правоприменительной практики способов защиты товарных знаков США и России мы выяснили, что применение уголовного законодательства является распространенным явлением в Соединенных Штатах, а степень наказаний намного строже, чем в Российской Федерации. Кроме того, лояльность статьи 180 нашего Уголовного Кодекса заключается лишь в ее применении при неоднократности незаконного использования товарного знака, в то время как в законодательстве США неоднократность повторения нарушения права на товарный знак является отягчающим обстоятельством.
Относительно уже давно разработанных институтов судебной власти США в сфере интеллектуальной собственности, российская судебная система находится в процессе реформирования. Хочется отметить создание в России первого специализированного арбитражного суда, играющего особую роль в формировании судебной практики в сфере своего ведения - Суда по интеллектуальным правам, начавшим свою работу 3 июля 2013 года .
Согласно Своду Законов США, претензии к третьим лицам и зарегистрированным торговым знакам, нарушающим права владельца обозначения, могут быть поданы в Федеральный окружной суд или суд штата. В случае, если владелец торгового знака заинтересован только в предостережении третьих лиц от регистрации какого-либо знака, претензия может быть подана в Палату по рассмотрению споров, связанных с товарными знаками. Возражения, подаваемые в Палату, включают и оппозицию против заявок на торговые знакт, и возражения против зарегистрированных торговых знаков. Но, возражения, поданные в данный специализированный судебный орган, не являются предписанием, запрещающим заявителю использование торгового знака. Единственным способом запрета на использование торговой марки является подача прошения через Федеральный окружной суд или суд штата.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 9. - Ст. 851.
2. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г. // Публикация ВОИС. - 1992. - №260(R).
3. Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15 июня 1957 г. // Публикация ВОИС. - 1992. - № 250(R).
4. Сингапурский договор о законах по товарным знакам от 27 марта 2006 г.// Публикация ВОИС. - 2015. - № 508(R).
5. Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. // Публикация ВОИС. - 1990. - № 201(R).
6. Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную
собственность (TRIPS) [Электронный ресурс] // Международное бюро ВОИС, 1995. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1900359 (дата
обращения 28.05.2016).
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 (ред. от 23.05.2016) № 230-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
8. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) //
Российскаягазета, 2001. - № 256.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства РФ, 1996. - № 25. -Ст. 2954.
10. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 05.10.2015 № 2755-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.
11. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»» от 11 декабря 2002 г. № 166-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. - 2002. - № 50. - Ст. 4927.
12. Приказ Минэкономразвития России от 20 июля 2015 года № 482 «Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их форм, Порядка преобразования заявки на государственную регистрацию коллективного знака в заявку на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания и наоборот, Перечня сведений, указываемых в форме свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), форме свидетельства на коллективный знак, формы свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), формы свидетельства на коллективный знак» // Российская газета. - 2015. - № 6883.
13. Приказ Минобрнауки РФ от 12.12.2007 N 346 "Об утверждении
Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по осуществлению ведения реестров
зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, публикации сведений о зарегистрированных объектах
интеллектуальной собственности, поданных заявках и выданных по ним патентах и свидетельствах, о действии, прекращении действия и возобновлении действия правовой охраны в отношении объектов интеллектуальной собственности, передаче прав на охраняемые объекты, об официальной регистрации объектов интеллектуальной собственности» // Российская газета. - 2008. - №4691.
14. Правила составления и подачи заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания от 29 декабря 1992 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_346/doc346a747x554.html (дата обращения 28.05.2016).
15. 1Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на
регистрацию товарного знака и знака обслуживания от 29 декабря 1995 года // Российские вести. - 1996. - № 35.
16. 15 U.S.C. § 1064: United States Code [Электронный ресурс].
URL: http://codes.lp.findlaw.Com/uscode/15/22/I/1064 (дата обращения
28.05.2016).
17. Собрание узаконений РСФСР. - 1919. - № 13. - Ст. 332. (утратил силу)
18. Собрание узаконений РСФСР. -1918. - № 27. - Ст. 648. (утратил силу)
19. Постановления Совета Министров СССР от 15 мая 1962 г. «О товарных знаках».URL:http://www.lawrussia.ru/texts/legal_346/doc346a747x554.ht ml (дата обращения 28.06.2016) (утратил силу)
Материалы правоприменительной практики:
1. Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 2 июля 2013 года № 51 «О начале деятельности Суда по интеллектуальным правам» // Патенты и лицензии. № 8. 2013. С. 68.
2. Информация «Статистические показатели о работе арбитражных судов Российской Федерации за 2012 год» // Вестник ВАС РФ. 2013. № 4.
3. Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 (ред. от
10.11.2011) «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях"» [Электронный ресурс] // URL: http://ipc.arbitr.ru
4. Постановление Президиума ВАС РФ от 01.07.2008 г. № 3565/08 // Вестник ВАС РФ. 2008. № 10.
5. Определение Конституционного Суда РФ от 01.04.2008 г. № 450-О-О // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2008. - № 6.
6. Постановление Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2007 г. № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности
7. Постановление Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 г. № 13421/05 // Новая бухгалтерия. - 2007. - № 6.
8. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.12.2007 N 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности»// Вестник ВАС РФ", № 2, февраль, 2008.
9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 №14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака"// Российская газета. - 2007. - 05 мая.
10. Legal decision of Trademark Trial and Appeal Board of August 9, 2011. Court Case №. 91188789, 2011 WL 3828723.
11. Legal decision of Trademark Trial and Appeal Board of November 13, 2007. Court Case № 507 F.3d 252.
12. Merry Hull & Company, v Hi-Line Co., Inc. 243 F. Supp 45 (SDNY 1965).
Специальная литература
1. Бирюлин В.И. "Мустанги" деревни Поминово // Информационный Бюллетень юридической фирмы "Городисский и партнеры". - 2006. - № 4(35). - С.1-2.
2. Бромберг Г.В. Интеллектуальная собственность. Часть I: Лекции / Г.В.Бромберг. - М.: Изд-во Московского университета, 2012. - 184 с.
3. Введение в интеллектуальную собственность/ Публикация ВОИС. - 1998. - № 478. - С. 189.
4. Гаврилов К.М. Сроки действия исключительных гражданских прав / К.М. Гаврилов. - М.: ИНИЦ «Патент», 2013. - 164 с.
5. Горленко С.А., Еременко В.И. Комментарий к Закону Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» // Комментарий к законодательству об охране интеллектуальной собственности / Сб. под общ. ред. В.И. Еременко. - М., 1997.
6. Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - 448 с.
7. Джермакян В.Ю. Правоприменительная практика по товарным знакам:100 вопросов и ответов: Вып.3: Вопросы 201-300: [сборник] / В.Ю. Джермакян. - М.: ИНИЦ «Патент», 2013. - 184 с.: ил.
8. Дмитриев Ю.А. Научно-практический (постатейный) комментарий к части четвертой ГК РФ. - М.: Деловой двор, 2008.
9. Добровольский В.С. Интеллектуальная собственность: Учебное
пособие / В.С.Добровольский. - М.: МИСиС, 2012. - 172 с.
10. Еременко В.И., Евдокимова В.Н. О распоряжении исключительным правом на товарный знак в соответствии с частью четвертой Гражданского кодекса РФ. // Законодательство и экономика. - 2009. - №2.
11.Забегайло Л.А., Назарова И.А. Уголовная ответственность за
незаконное использование товарного знака // Право и экономика. -
2011. - № 6. - С. 38-41.
12. Золотарев Б.Ю. Из истории правовой охраны товарных знаков в СССР (Отечественное законодательство и практика 20 - 30 годов) // Вопросы изобретательства. - 1967. - № 10. - С. 15.
13. Кириллова М.Я. Товарный знак: Постатейный комментарий статей 1477-1515 Гражданского кодекса Российской Федерации /М.Я. Кириллова, П.В. Крашенинников, В.В. Орлова. - М: Статут, 2010. - 224с.
14. Мазаев Д.В. Гражданско - правовая защита прав на товарные знаки. - М.: ВАКО, 2013. - 188с.
15. Медведева О. Регистрация и защита товарного знака. //
Предприниматель без образования юридического лицы. ПБОЮЛ. -
2009. - № 12. - С. 56-68.
16. Медведева О. Регистрация и защита товарного знака. //
Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ. -
2009. - № 12. - С. 56-68.
17. Мельников В.М. Товарные знаки за рубежом на финише XX века. Практика ведомств и судов. - М.: ИНИЦ Роспатента, 2001. - 276 с.
18. Правовая охрана товарных знаков. // Финансовая газета. Региональный выпуск, - 2008. - № 36.
19. Рабец А.П. Правовая охрана товарных знаков в России: современное состояние и перспективы. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.
20. Рузакова О.А. Право интеллектуальной собственности // Московская финансово-промышленная академия, - М., 2004. - 308 с.
21. Сергеев В. М. Как защитить товарный знак в России? // Патенты и лицензии. - 1993. - № 9-10. - С. 13;
22. Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности: учеб. - М.: Проспект, 2010. - 368 с.
23. Трунцевский Ю.В., Козлов А.А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. - М.: Юрист, 2006. - 168 с.
24. Тыцкая Г. И.Правовая охрана товарных знаков, фирменных
наименований, указаний и наименований мест происхождения товаров в капиталистических и развивающихся странах. - М.: ВНИИПИ, 1985.
25. Bainbridge, D. Intellectual Property. Paerson Education, 2009. - 1080 p.
26. Baroncelli E., Javorcik B. The global distribution of Trademarks: Some Stylized Facts. // The World Economy. - 2015. - № 6, - P. 765-782.
27. Bouchoux D.Intellectual Property. The Law of Trademarks, Copyrights, Patents, and Trade Secrets. Delmar Cengage Learning. - 2012. - 576 p.
28. Calboli, I. What if, after all, trademarks were “traded in gross”? // Mich. St. L. Rev . - 2008. -№7. -P. 345.
29. Galli, M. Protection for Mixed Trademarks? The Shape betweeb
Distinctivness and Technical Function / M. Galli, E. Kiziltoprak // ITC-ILO Research Papers Collection. - 2013. - №29. - P. 34-35.
30. Heimes R. Trademarks, Identity and Justice // SSRN. 2011. №58. P.26-30.
31. Hunter D. The Oxford Introductions to U.S. Law: Intellectual Property. Oxford University Press. - 2012. - 256 p.
32. Hilliard D. Trademarks and unfair competition. LexisNexis, 2008. - P. 695.
33. Janis M. Trademark and Unfair Competition in a Nutshell. West Academic Publishing. - 2013. - 99 p.
34. Karen A.A., Bret J.D. Excusable non-use of a trade mark // Managing Intellectual property. — Nov 2007. № 174. P. 5.
35. Kiser J. To Bully or Not to Bully: Understanding the Role of Uncertainty in Trademark Enforcement Decisions. // Columbia Journal of Law & the Arts. - 2014. -№ 2. - P.23.
36. Landes, William M. and Richard A. Posner. Trademark Law: An Economic Perspective // Journal of Law and Economics. - 2013. - №30, Р. 265-309.
37. Lemley Mark A. The Modern Lanham Act and the Death of Common Sense // Yale Law Journal. - 1999. - № 108. - P. 1687-1715.
38. Maurya, U. P.Mishra. What is a brand? A perspective on Brand meaning. / U.K. Maurya, P.Mishra // European Journal of Business and Management. -
2012. - № 3. - P. 122-127
39. Miller C. A Survey Damage Awards in Counterfeiting Cases./ C. Miller C., A.P. Georghiades // IP Litigator. -2008. - №11. - P.42-44.
40. Pearson L. An Overview of Legal Remedies Against the Trafficking in Goods Bearing Counterfeit Trademarks and Gray Market Goods Under United States Law / Lisa Pearson, Georges Nahitchevansky, Christopher P. Bussert, James H. Sullivan // Killpatrick Stockton LLP. - 2008. - P. 123-127
41. Ruder, D.S. New strategies for owners of discontinued brands // Nw. J. Tech. & Intell. Prop. - 2014. - №3. - P. 61.
42.Stim R. Patent, Copyright & Trademark: An Intellectual Property Desk Reference. NOLO. - 2016. - 600 p.