ПРАВОВАЯ ОХРАНА ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В РОССИИ И США
|
Введение 3
Глава 1. Общие положения об охране товарных знаков в России и США
1.1. Понятие и виды товарных знаков в России 6
1.2. Понятие и виды товарных знаков в США 14
1.3. Развитие законодательства о товарных знаках в России и США 19
Глава 2. Исключительное право на товарный знак по законодательству России и США
2.1. Оформление исключительного права на товарный знак 30
2.2. Использование товарного знака в российском и американском
законодательствах 42
2.3. Распоряжение исключительным правом на товарный знак 46
Глава 3. Юридическая ответственность за нарушение исключительных прав на товарный знак и способы их защиты
3.1. Защита товарных знаков в России 53
3.2. Защита товарных знаков в США 63
Заключение 68
Библиография 71
Глава 1. Общие положения об охране товарных знаков в России и США
1.1. Понятие и виды товарных знаков в России 6
1.2. Понятие и виды товарных знаков в США 14
1.3. Развитие законодательства о товарных знаках в России и США 19
Глава 2. Исключительное право на товарный знак по законодательству России и США
2.1. Оформление исключительного права на товарный знак 30
2.2. Использование товарного знака в российском и американском
законодательствах 42
2.3. Распоряжение исключительным правом на товарный знак 46
Глава 3. Юридическая ответственность за нарушение исключительных прав на товарный знак и способы их защиты
3.1. Защита товарных знаков в России 53
3.2. Защита товарных знаков в США 63
Заключение 68
Библиография 71
Актуальность темы исследования. Современными учеными в области права интеллектуальной собственности отмечается возрастающая роль товарных знаков как нематериальных активов крупных международных и российских компаний, а расширение географии распространения товаров и услуг требует их усиленной защиты. Данное явление связано с интенсивным развитием мировой экономики и международной торговли в условиях усиливающейся конкуренции и глобализации.
На сегодняшний день, правовая охрана товарных знаков является гарантом обеспечения конкуренции товаров на рынке, развития и предоставления товаров и услуг соответствующего качества. При этом традиционные нормы законов о товарных знаках претерпевают значительные изменения с развитием информационных технологий. И хотя законы, касающиеся правового регулирования товарных знаков можно найти практически в законодательстве любой страны, национально - правовые режимы могут все еще существенно различаться в вопросах соответствия классификации обозначения для регистрации в качестве товарного знака, определении объемов защиты и правовых средств, используемых для охраны исключительного права на товарный знак. Неосведомленность в различие положений законодательства о товарных знаках при участии в международной торговле может привести к серьезным последствиям предпринимательской деятельности и судебным разбирательствам. Поэтому понимание механизмов правовой защиты разных государств в сфере реализации интеллектуальныз прав заслуживает особого внимания.
Объектом нашего исследования является совокупность правоотношений, связанных с правовой охраной исключительных прав на товарные знаки в России и США.
Предмет исследования составляют правовые нормы российского и американского законодательства, регламентирующие защиту товарных знаков.
Соответственно, целью данной работы является изучение и выявление особенностей правового режима товарных знаков в России и США, присущих для каждого государства.
Постановка указанной цели предопределила необходимость решения следующих задач исследования:
- охарактеризовать товарные знаки с позиций правовой теории и норм действующего законодательства России и США;
- сравнить особенности процедуры регистрации исключительного права на товарный знак в России и США;
- выделить специфику правового регулирования полномочий владельца товарного знака в соответствии с российским и американским законодательством;
- исследовать научный материал и правоприменительную практику по вопросам правовой охраны товарных знаков в России и США;
- дать оценку состояния современного российского и американского законодательства, регулирующего правовую защиту указанных средств индивидуализации.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые проводится анализ и сравнение правовой охраны товарных знаков российского и американского законодательства на основе современного законодательства и правоприменительной практики.
Методологическую основу нашего исследования составляют такие общенаучные методы, как методы анализа и синтеза, а также специальные методы правовой науки: формально-юридический и сравнительно-правовой.
Теоретическую основу исследования в области интеллектуальной собственности составили работы таких авторов, как О.А. Городов, И.А. Близнец, Ю.Т. Гульбин, А.П. Рабец, Д.В. Мазаев, С.А. Судариков, Д. Бэйнбридж, Д. Бушу, А. Миллер, С. Элиас, М. Джанис и других исследователей.
Теоретическая значимость работы заключается в представлении ряда научных положений, развивающих теоретическую базу науки гражданского права в сфере правового регулирования средств индивидуализации.
Практическая значимость работы определяется возможностью применения результатов исследования в курсах по гражданскому, предпринимательскому и международному праву, а также для проведения дальнейших научных исследований в области правовой охраны товарных знаков.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
На сегодняшний день, правовая охрана товарных знаков является гарантом обеспечения конкуренции товаров на рынке, развития и предоставления товаров и услуг соответствующего качества. При этом традиционные нормы законов о товарных знаках претерпевают значительные изменения с развитием информационных технологий. И хотя законы, касающиеся правового регулирования товарных знаков можно найти практически в законодательстве любой страны, национально - правовые режимы могут все еще существенно различаться в вопросах соответствия классификации обозначения для регистрации в качестве товарного знака, определении объемов защиты и правовых средств, используемых для охраны исключительного права на товарный знак. Неосведомленность в различие положений законодательства о товарных знаках при участии в международной торговле может привести к серьезным последствиям предпринимательской деятельности и судебным разбирательствам. Поэтому понимание механизмов правовой защиты разных государств в сфере реализации интеллектуальныз прав заслуживает особого внимания.
Объектом нашего исследования является совокупность правоотношений, связанных с правовой охраной исключительных прав на товарные знаки в России и США.
Предмет исследования составляют правовые нормы российского и американского законодательства, регламентирующие защиту товарных знаков.
Соответственно, целью данной работы является изучение и выявление особенностей правового режима товарных знаков в России и США, присущих для каждого государства.
Постановка указанной цели предопределила необходимость решения следующих задач исследования:
- охарактеризовать товарные знаки с позиций правовой теории и норм действующего законодательства России и США;
- сравнить особенности процедуры регистрации исключительного права на товарный знак в России и США;
- выделить специфику правового регулирования полномочий владельца товарного знака в соответствии с российским и американским законодательством;
- исследовать научный материал и правоприменительную практику по вопросам правовой охраны товарных знаков в России и США;
- дать оценку состояния современного российского и американского законодательства, регулирующего правовую защиту указанных средств индивидуализации.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые проводится анализ и сравнение правовой охраны товарных знаков российского и американского законодательства на основе современного законодательства и правоприменительной практики.
Методологическую основу нашего исследования составляют такие общенаучные методы, как методы анализа и синтеза, а также специальные методы правовой науки: формально-юридический и сравнительно-правовой.
Теоретическую основу исследования в области интеллектуальной собственности составили работы таких авторов, как О.А. Городов, И.А. Близнец, Ю.Т. Гульбин, А.П. Рабец, Д.В. Мазаев, С.А. Судариков, Д. Бэйнбридж, Д. Бушу, А. Миллер, С. Элиас, М. Джанис и других исследователей.
Теоретическая значимость работы заключается в представлении ряда научных положений, развивающих теоретическую базу науки гражданского права в сфере правового регулирования средств индивидуализации.
Практическая значимость работы определяется возможностью применения результатов исследования в курсах по гражданскому, предпринимательскому и международному праву, а также для проведения дальнейших научных исследований в области правовой охраны товарных знаков.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Выполнив задачи, поставленные нами для достижения цели нашей дипломной работы, а именно рассмотрение действующих норм российского и американского законодательств, их правоприменение и выявление особенностей правового режима товарных знаков в России и США, присущих для каждого государства, мы пришли к следующим выводам.
Субъектами исключительных прав на товарный знак как в России, так и в США могут быть физические и юридические лица, а также иностранные граждане, имеющие исключительное право пользования и распоряжения товарным знаком, подразумевающее продажу, предоставление во временное пользование, использование его в рекламе.
Основанием предоставления правовой охраны товарному знаку в Российской Федерации является его обязательная государственная регистрация в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, осуществляемая в установленном законом порядке. В то время как права на товарный знак в Соединенных Штатах Америки возникают при его использовании в торговле, то есть независимо от регистрации. Однако, согласно американскому законодательству, регистрация в Ведомстве по патентам и товарным знакам США (USPTO) расширяет правомочия по защите исключительного права на средство индивидуализации товаров. Таким образом, товарный знак в США создается условиями рынка, а в России - законом, на основании решения экспертов ФИПС.
Особенностью исключительного права на средство индивидуализации товаров в России можно выделить возможность не использовать товарный знак на протяжении трех лет с момента регистрации и не позволять другим компаниям. В свою очередь, особенностью законодательства США является обязательное доказывание использования по истечении пяти лет с момента регистрации товарного знака ввиде предоставления Декларации об использовании товарного знака в коммерческих целях. Кроме того, владелец товарного знака имеет возможность препятствовать в регистрации сходных обозначений для однородных товаров/услуг третьими лицами.
Для защиты исключительных прав на товарный знак, действующим законодательством как России, так и США предусмотрены гражданская, административная и уголовная виды юридической ответственности. Отметим, что защита прав на средства индивидуализации товаров и услуг специфична не только в зависимости от отраслевого аспекта, но и по объему защиты, и по ее содержанию.
Нарушением права на товарный знак признается незаконное размещение товарного знака на товарах, этикетках, упаковках товаров или сходных с ним до степени смешения обозначения.
При анализе правоприменительной практики способов защиты товарных знаков США и России мы выяснили, что применение уголовного законодательства является распространенным явлением в Соединенных Штатах, а степень наказаний намного строже, чем в Российской Федерации. Кроме того, лояльность статьи 180 нашего Уголовного Кодекса заключается лишь в ее применении при неоднократности незаконного использования товарного знака, в то время как в законодательстве США неоднократность повторения нарушения права на товарный знак является отягчающим обстоятельством.
Относительно уже давно разработанных институтов судебной власти США в сфере интеллектуальной собственности, российская судебная система находится в процессе реформирования. Хочется отметить создание в России первого специализированного арбитражного суда, играющего особую роль в формировании судебной практики в сфере своего ведения - Суда по интеллектуальным правам, начавшим свою работу 3 июля 2013 года .
Согласно Своду Законов США, претензии к третьим лицам и зарегистрированным торговым знакам, нарушающим права владельца обозначения, могут быть поданы в Федеральный окружной суд или суд штата. В случае, если владелец торгового знака заинтересован только в предостережении третьих лиц от регистрации какого-либо знака, претензия может быть подана в Палату по рассмотрению споров, связанных с товарными знаками. Возражения, подаваемые в Палату, включают и оппозицию против заявок на торговые знакт, и возражения против зарегистрированных торговых знаков. Но, возражения, поданные в данный специализированный судебный орган, не являются предписанием, запрещающим заявителю использование торгового знака. Единственным способом запрета на использование торговой марки является подача прошения через Федеральный окружной суд или суд штата.
Субъектами исключительных прав на товарный знак как в России, так и в США могут быть физические и юридические лица, а также иностранные граждане, имеющие исключительное право пользования и распоряжения товарным знаком, подразумевающее продажу, предоставление во временное пользование, использование его в рекламе.
Основанием предоставления правовой охраны товарному знаку в Российской Федерации является его обязательная государственная регистрация в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, осуществляемая в установленном законом порядке. В то время как права на товарный знак в Соединенных Штатах Америки возникают при его использовании в торговле, то есть независимо от регистрации. Однако, согласно американскому законодательству, регистрация в Ведомстве по патентам и товарным знакам США (USPTO) расширяет правомочия по защите исключительного права на средство индивидуализации товаров. Таким образом, товарный знак в США создается условиями рынка, а в России - законом, на основании решения экспертов ФИПС.
Особенностью исключительного права на средство индивидуализации товаров в России можно выделить возможность не использовать товарный знак на протяжении трех лет с момента регистрации и не позволять другим компаниям. В свою очередь, особенностью законодательства США является обязательное доказывание использования по истечении пяти лет с момента регистрации товарного знака ввиде предоставления Декларации об использовании товарного знака в коммерческих целях. Кроме того, владелец товарного знака имеет возможность препятствовать в регистрации сходных обозначений для однородных товаров/услуг третьими лицами.
Для защиты исключительных прав на товарный знак, действующим законодательством как России, так и США предусмотрены гражданская, административная и уголовная виды юридической ответственности. Отметим, что защита прав на средства индивидуализации товаров и услуг специфична не только в зависимости от отраслевого аспекта, но и по объему защиты, и по ее содержанию.
Нарушением права на товарный знак признается незаконное размещение товарного знака на товарах, этикетках, упаковках товаров или сходных с ним до степени смешения обозначения.
При анализе правоприменительной практики способов защиты товарных знаков США и России мы выяснили, что применение уголовного законодательства является распространенным явлением в Соединенных Штатах, а степень наказаний намного строже, чем в Российской Федерации. Кроме того, лояльность статьи 180 нашего Уголовного Кодекса заключается лишь в ее применении при неоднократности незаконного использования товарного знака, в то время как в законодательстве США неоднократность повторения нарушения права на товарный знак является отягчающим обстоятельством.
Относительно уже давно разработанных институтов судебной власти США в сфере интеллектуальной собственности, российская судебная система находится в процессе реформирования. Хочется отметить создание в России первого специализированного арбитражного суда, играющего особую роль в формировании судебной практики в сфере своего ведения - Суда по интеллектуальным правам, начавшим свою работу 3 июля 2013 года .
Согласно Своду Законов США, претензии к третьим лицам и зарегистрированным торговым знакам, нарушающим права владельца обозначения, могут быть поданы в Федеральный окружной суд или суд штата. В случае, если владелец торгового знака заинтересован только в предостережении третьих лиц от регистрации какого-либо знака, претензия может быть подана в Палату по рассмотрению споров, связанных с товарными знаками. Возражения, подаваемые в Палату, включают и оппозицию против заявок на торговые знакт, и возражения против зарегистрированных торговых знаков. Но, возражения, поданные в данный специализированный судебный орган, не являются предписанием, запрещающим заявителю использование торгового знака. Единственным способом запрета на использование торговой марки является подача прошения через Федеральный окружной суд или суд штата.
Подобные работы
- Международные договорно-правовые обязательства Российской Федерации в сфере регулирования товарных знаков и их реализация в российской правовой системе
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2023 - Повышение эффективности таможенного контроля при незаконном использовании товарных знаков
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2016 - ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ И ЗНАКИ ОБСЛУЖИВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017 - Имплементация международно-правовых актов по охране товарных знаков в Китайской Народной Республике и Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2023 - АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА
Диссертация , административное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2005 - Проблемы правовой защиты товарного знака в предпринимательской деятельности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2021 - Защита права на товарный знак по законодательству России и США:
сравнительно-правовое исследование
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Гражданско-правовая защита прав на товарные знаки
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Административно-правовая охрана интеллектуальных прав
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2022



