Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Статистический анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка телекоммуникационных услуг в РФ

Работа №84766

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информатика

Объем работы102
Год сдачи2016
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 9
1.1 Понятие и методы прогнозирования 9
1.2 Множественная регрессия 15
1.3 Прогнозирование методом экспоненциального сглаживания 19
1.4 Нейронные сети 24
1.4.1 Базовая искусственная модель 26
1.5 Сезонная декомпозиция 29
Выводы по главе 34
2 АНАЛИЗ РЫНКА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ В РФ 36
2.1 Рынок телекоммуникационных услуг в РФ 36
2.2 Динамика развития рынка широкополосного доступа в Интернет 39
2.3 Динамика развития рынка мобильной связи 42
2.4 Изменение выделенных показателей во времени 45
Выводы по главе 54
3 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ В РФ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ STATISTICA 55
3.1 Обоснование выбора программного пакета STATISTICA 55
3.2 Множественный регрессионный анализ для доходов от услуг мобильной
связи 56
3.3 Прогнозирование доходов от услуг мобильной связи с применением
методов сезонной декомпозиции и экспоненциального сглаживания 63
3.4 Прогнозирование объема интернет-аудитории с применением методов
экспоненциального сглаживания и нейросетевого моделирования 81
Выводы по главе 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ


В настоящее время решающее значение для повышения конкурентоспособности российской экономики имеет развитие и широкое применение телекоммуникационных технологий. Отрасль связи и телекоммуникаций является одной из самых быстроразвивающихся и опережает темпы роста других отраслей экономики страны.
В то же время, объемы производства продукции отрасли в Российской Федерации значительно ниже объемов производства аналогичной продукции в экономически развитых странах. В целях эффективного управления отраслью связи и телекоммуникаций особо актуальной становится необходимость проведения комплексного статистического анализа и прогнозирование ее важнейших показателей, статистическое исследование тенденций изменения структурных сдвигов и перспектив развития отрасли. Современные методы статистического прогнозирования позволяют с высокой точностью предсказать практически все возможные показатели. Под прогнозированием понимают специальное научное исследование конкретных перспектив дальнейшего развития какого-либо процесса. Перспективы, которые необходимо предсказывать, чаще всего описываются временными рядами. Временным рядом называют последовательно измеренные через некоторые (зачастую равные) промежутки времени данные [1, с. 21].
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является рынок телекоммуникационных услуг в РФ.
Предметом исследования являются основные показатели рынка телекоммуникационных услуг, такие как объем аудитории широкополосного Интернета и доходы от услуг мобильной связи.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в проведение статистического анализа экономических показателей рынка
телекоммуникационных услуг в России, а также прогнозирование его развития в будущем.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические основы статистического анализа и прогнозирования.
- Проанализировать состояние рынка телекоммуникационных услуг в РФ.
- Провести статистический анализ экономических показателей рынка.
- Построить прогноз развития рынка телекоммуникационных услуг на предстоящий год.
Теоретической базой данной работы послужили труды ведущих зарубежных и отечественных ученых, таких как Боровиков В.П., Кремер Н.Ш., Шмойлова Р.А., Юзбашев М.М.
Информационной основой выпускной квалификационной работы являются материалы преддипломной практики, теоретические материалы по прогнозированию и статистическому анализу, статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ и маркетинговой группы TNS.
В данной работе были использованы следующие методы анализа: множественная регрессия, методы экспоненциального сглаживания, сезонной декомпозиции и нейросетевого моделирования.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав и заключения. В общей сложности 103 страницы выпускной квалификационной работы, в том числе 20 формул, 4 таблицы, 69 рисунков и 36 использованных источников.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы статистического анализа и прогнозирования. Раскрыты основные понятия и определения прогнозирования. Особенностью прогнозирования является то, что оно описывает возникновение процессов и объектов в будущем, которые в данный момент недоступны непосредственному восприятию и проверке на практике. Далее дано определение методам прогнозирования, а также рассмотрены
классификации методов и моделей прогнозирования. Было выяснено, что метод прогнозирования лучше всего выбирать в зависимости от требуемой длины прогноза. По времени прогнозирования, прогнозы делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. На данный момент известно более 150 методов прогнозирования. Затем был изучен метод статистического анализа - множественная регрессия, основной целью которой является построение модели с большим числом факторов, а также определение влияния факторов на независимую переменную. Также в главе рассмотрены и изучены 3 метода прогнозирования: экспоненциальное сглаживание, нейросетевое
моделирование и сезонная декомпозиция. Метод сезонной декомпозиции в основном применяется, когда в исходных данных присутствует сезонность. В то время как метод экспоненциального сглаживания может, как учитывать так и не учитывать сезонность. Отличительной особенность нейронных сетей является способность к обучению и обобщению накопленных знаний.
Во второй главе проанализировано состояние рынка
телекоммуникационных услуг в России. Здесь рассмотрены основные сегменты данного рынка, к ним относятся: проводная телефонная связь, мобильная связь, услуги широкополосного доступа в Интернет, услуги платного ТВ. По данным консалтингового агентства «ТМТ Консалтинг» был определен объем рынка телекоммуникаций в России за 2015 год, который составил 1,68 трлн. руб. Было выявлено, что сегмент широкополосного доступа в Интернет и сегмент сотовой связи формируют свыше половины доходов рынка. Отдельно была рассмотрена динамика развития рынка широкополосного доступа в Интернет и рынка мобильной связи. Темпы роста доходов данных сегментов и в целом рынка телекоммуникационных услуг начали немного снижаться, это объясняется тем, что рынок находится на стадии зрелости (высокое насыщение). Далее были выделены основные показатели, оказывающие влияние на доходы от услуг мобильной связи, затем был изучен ретроспективный статистический материал выделенных показателей за 2011-2015 гг., и проанализирована динамика их изменения во времени.
В третьей главе проведен статистический анализ экономических показателей рынка, а также построен прогноз развития рынка телекоммуникационных услуг на 2016 год. Также в главе проведено обоснование выбора программного продукта STATISTICA в качестве среды анализа и прогнозирования. Далее была построена множественная регрессионная модель с целью проведения анализа выбранных независимых переменных (X) на зависимую переменную - доходы от услуг мобильной связи (Y). Для общей оценки качества построенной эконометрической модели вычислены такие характеристики как коэффициент корреляции, коэффициент детерминации, средняя относительная ошибка аппроксимации, а также проверена значимость уравнения регрессии с помощью F-критерия Фишера и t- критерия Стьюдента. Таким образом, в соответствии с процедурой пошаговой регрессии с включением предикторов, подмножество независимых переменных, которое наилучшим образом предсказывает зависимую переменную (Y), содержит следующие факторы: Объем продаж мобильных телефонов (xi), Количество пользователей мобильного интернета (x2), Доходы населения (x5), Количество абонентских устройств подключенных к мобильной связи (хд), Индекс инфляции (x7). По результатам регрессионного анализа сделан вывод об адекватности построенной линейной модели.
Далее было осуществлено прогнозирование доходов от услуг мобильной связи на 2016 год с применением таких методов прогнозирования как, метод сезонной декомпозиции и метод экспоненциального сглаживания с учетом сезонности (Винтерс). Сравнивая результаты применения двух статистических методов прогнозирования, сделан вывод, что оба метода, в целом, предсказывают уменьшение доходов от услуг мобильной связи в 2016 году. Также были рассчитаны средние абсолютные ошибки построенных прогнозов для каждого метода.
Затем был построен прогноз развития объема аудитории Интернета до февраля 2017 года с применением методов экспоненциального сглаживания и нейросетевого моделирования. Сравнивая результаты применения двух статистических методов прогнозирования - экспоненциального сглаживания и нейронных сетей, сделан вывод, что оба метода, в целом, предсказывают тенденцию роста числа пользователей сети Интернет с компьютеров и ноутбуков. Также были рассчитаны средние абсолютные ошибки построенных прогнозов для каждого метода.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи.
Рассмотрены теоретические основы статистического анализа и прогнозирования. Раскрыты основные понятия и определения прогнозирования. Особенностью прогнозирования является то, что оно описывает возникновение процессов и объектов в будущем, которые в данный момент недоступны непосредственному восприятию и проверке на практике. Далее дано определение методам прогнозирования, а также рассмотрены классификации методов и моделей прогнозирования. Было выяснено, что метод прогнозирования лучше всего выбирать в зависимости от требуемой длины прогноза. По времени прогнозирования, прогнозы делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. На данный момент известно более 150 методов прогнозирования. Затем был изучен метод статистического анализа - множественная регрессия, основной целью которой является построение модели с большим числом факторов, а также определение влияния факторов на независимую переменную.
Далее рассмотрены и изучены 3 метода прогнозирования: экспоненциальное сглаживание, нейросетевое моделирование и сезонная декомпозиция. Метод сезонной декомпозиции в основном применяется, когда в исходных данных присутствует сезонность. В то время как метод экспоненциального сглаживания может, как учитывать так и не учитывать сезонность. Отличительной особенность нейронных сетей является способность к обучению и обобщению накопленных знаний.
Проанализировано состояние рынка телекоммуникационных услуг в России. Сначала были рассмотрены основные сегменты данного рынка, к ним относятся: проводная телефонная связь, мобильная связь, услуги
широкополосного доступа в Интернет, услуги платного ТВ. По данным консалтингового агентства «ТМТ Консалтинг» был определен объем рынка телекоммуникаций в России за 2015 год, который составил 1,68 трлн. руб. Было выявлено, что сегмент широкополосного доступа в Интернет и сегмент сотовой связи формируют свыше половины доходов рынка. Отдельно была рассмотрена динамика развития рынка широкополосного доступа в Интернет и рынка мобильной связи. Темпы роста доходов данных сегментов и в целом рынка телекоммуникационных услуг начали немного снижаться, это объясняется тем, что рынок находится на стадии зрелости (высокое насыщение). Далее были выделены основные показатели, оказывающие влияние на доходы от услуг мобильной связи: Объем продаж мобильных телефонов, шт. (х1), Количество пользователей мобильного интернета, чел. (х2), Доходы от услуг проводной связи, руб. (х3), Количество абонентских устройств подключенных к мобильной связи, шт. (х4), Доходы населения, руб./мес. (х5), Уровень безработицы, % (х6), Индекс инфляции, % (х7), Курс доллара США, руб. (х8), Курс евро, руб. (х9). Изучен ретроспективный статистический материал выделенных показателей за 2011-2015 года, а также была проанализирована динамика их изменения во времени.
Проведен статистический анализ экономических показателей рынка, а также построен прогноз развития рынка телекоммуникационных услуг на 2016 год. Проведено обоснование выбора программного продукта STATISTICA в качестве среды анализа и прогнозирования. Далее была построена множественная регрессионная модель с целью проведения анализа выбранных независимых переменных (X) на зависимую переменную - доходы от услуг мобильной связи (Y). Для общей оценки качества построенной эконометрической модели вычислены такие характеристики как коэффициент корреляции, коэффициент детерминации, средняя относительная ошибка аппроксимации, а также проверена значимость уравнения регрессии с помощью F-критерия Фишера и t-критерия Стьюдента. Таким образом, в соответствии с процедурой пошаговой регрессии с включением предикторов, подмножество независимых переменных, которое наилучшим образом предсказывает зависимую переменную (Y), содержит следующие факторы: Объем продаж мобильных телефонов (x1), Количество пользователей мобильного интернета (x2), Доходы населения (x5), Количество абонентских устройств подключенных к мобильной связи (хд), Индекс инфляции (x7). По результатам множественного регрессионного анализа сделан вывод об адекватности построенной линейной модели.
Далее было осуществлено прогнозирование доходов от услуг мобильной связи на 2016 год с применением таких методов прогнозирования как, метод сезонной декомпозиции и метод экспоненциального сглаживания с учетом сезонности (Винтерс). Сравнивая результаты применения двух статистических методов прогнозирования, сделан вывод, что оба метода, в целом, предсказывают уменьшение доходов от услуг мобильной связи в 2016 году. Однако модель, полученная в результате прогнозирования первым методом (Сезонная декомпозиция), показала, что в I кв. 2016 года доходы будут немного выше, чем годом ранее, а также в целом уменьшение доходов будет не столь значительно по сравнению со вторым методом. Но при построении прогноза методом сезонной декомпозиции ошибка на кросс-проверке оказалась больше и составила 4,7%, в то время как модель, полученная в результате применения метода экспоненциального сглаживания (Винтерс), показала ошибку равную 2,2%.
Также был построен прогноз развития объема аудитории Интернета до февраля 2017 года с применением методов экспоненциального сглаживания и нейросетевого моделирования. Сравнивая результаты применения двух статистических методов прогнозирования - экспоненциального сглаживания и нейронных сетей, сделан вывод, что оба метода, в целом, предсказывают тенденцию роста числа пользователей сети Интернет с компьютеров и ноутбуков. Однако модель, полученная в результате прогнозирования вторым методом, показала, что ближе к концу года число интернет-пользователей немного уменьшится, в то время как согласно первому методу объем интернет- аудитории будет непрерывно увеличиваться в течение всего периода и к февралю 2017 года составит более 60 000 тыс. чел. При этом прогноз методом экспоненциального сглаживания показал чуть меньшую ошибку (1,55%) на кросс-проверке, чем модель, полученная в результате применения нейронных сетей (2,13%).
Таким образом, в результате выпускной квалификационной работы была достигнута основная ее цель: проведен статистический анализ экономических показателей рынка телекоммуникационных услуг в России, а также построен прогноз его развития в будущем.



1. Афанасьев В.Н., Юзбашев М.М. Анализ временных рядов и прогнозирование. М.: Финансы и статистика, ИНФРА-М, 2010. - 320 с.
2. Тихонов Э.Е. Методы прогнозирования в условиях рынка / Э. Е. Тихонов. — Невинномысск, 2006. — 221 с.
3. Бутакова М.М. «Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: учебное пособие - 2-е изд., испр. М.:КНОРУС, 2010. - с. 207.
4. Лагутин М.Б. Наглядная математическая статистика. В двух томах. — М.: П-центр, 2003. - 293 с.
5. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие / Л.П. Владимирова. — М.: Дашков и К, 2000. — 308 с.
6. Максимова Т.Г., Верзлин Д.Н. Основы эконометрики: Учебное пособие. - СПб.: ТЭИ, 2009. - 80 с.
7. Кремер Н.Ш., Путко Б.А. Эконометрика: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Н.Ш. Кремера. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 311 с.
8. Бокс Дж. Анализ временных рядов. Прогноз и управление / Дж. Бокс, Г. Дженкинс — М.: Мир, 1974. — 288 с.
9. Баклушина О.А. Краткий курс по эконометрике. М. - 2007. - 126 с.
10. Елисеева И.И. Практикум по эконометрике: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 192 с.
11. Шмойлова Р.А. Практикум по теории статистики: Учеб. пособие - М.: Финансы и статистика, 2003. - 416 с.
12. Сидельников Ю.В. Технология экспертного прогнозирования: Учебное пособие. - М.: Доброе слово, 2004. - 193 с.
13. Боровиков В.П. Нейронные сети. STATISTICA Neural Networks: Методология и технологии современного анализа данных. М.: Горячая линия Телеком, 2008. - 392 с.
14. Круг П.Г. Нейронные сети и нейрокомпьютеры: учебное пособие по курсу “Микропроцессоры” / П. Г. Круг — М.: МЭИ, 2002. — 176 с.
15. Чураков Е.П. Прогнозирование экономических временных рядов: учеб.пособие / Е.П. Чураков. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 208 с.
16. Круглов В.В. Искусственные нейронные сети. Теория и практика / В. В. Круглов, В. В. Борисов. — М.: Телеком, 2001. — 382 с.
17. Круглов В.В. Нечёткая логика и нейронные сети / В.В. Круглов, М.И. Дли, Р.Ю. Голунов. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2001. - 221 с.
18. Елисеева И.И. Эконометрика. Учебник для вузов.; Под ред. чл. - кор. РАН И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 344с.
19. Сухарев М.Г. Методы прогнозирования: учебное пособие - М.: РГУ нефти и газа, 2009 - 208 с.
20. Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика. — М.:
Физматлит, 2006. - 248 с.
21. Носко В.П. Эконометрика. Введение в регрессионный анализ временных рядов / В. П. Носко. — М.: Москва, 2002. — 273 с.
22. Рассел Дж. Широкополосный доступ в Интернет. М.: Книга по Требованию, 2013. - 133 с.
23. Консалтинговое агентство «ТМТ Консалтинг» [Электронный
ресурс]. URL: http://tmt-consulting.ru/category/napravleniya/?tag=gotovye-
issledovaniya,obzory (дата обращения: 22.02.16).
24. Самуэльсон П., Нордхаус В. Микроэкономика - 18-изд. - М.:
Вильямс, 2008. - 752 с.
25. Электронный учебник StatSoft [Электронный ресурс]. URL:
http ://www. statsoft.ru/resources/statistica_text_book.php (дата обращения:
3.03.16).
26. Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга - 9-е изд. - М.: Вильямс, 2003. - 1200 с.
27. Аналитика ИКТ и Digital Media [Электронный ресурс]. URL: http://json.tv/ict_telecom_analytics/broadbandgpon (дата обращения: 13.02.2016).
28. Айвазян С.А. Прикладная статистика. Основы эконометрики: Учебник для ВУЗов в 2-х т. - Т.2. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013. - 432 с.
29. Официальный сайт AC&M-Consulting [Электронный ресурс]. - URL: http://www.acm-consulting.com/ (дата обращения: 9.03.16).
30. Гвоздева В.А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы. М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 544 c.
31. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 14.03.16).
32. Годовой отчет ПАО «Таттелеком» за 2015 год.
33. Боровиков В.П. STATISTICA. Искусство анализа данных на компьютере, 2-е издание, ПИТЕР, 2003. - 700 с.
34. Шакирова А.А. Статистический анализ экономических показателей
рынка телекоммуникационных услуг в РФ // Сборник статей Международной научно-практической конференции: Новая наука: теоретический и
практический взгляд, 2016. - С. 265-267.
35. Официальный сайт маркетинговой группы TNS [Электронный ресурс]. URL: http://tns-global.ru/services/media/ (дата обращения: 12.02.16).
36. Шакирова А.А., Гареева Г.А., Григорьева Д.Р. Статистический подход к прогнозированию динамики рынка телекоммуникационных услуг // Научно-технический вестник Поволжья. - 2016. - №2. - С. 172-174.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ