Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Утверждение идеи «Москва – третий Рим»: ее исторический смысл и значение

Работа №8475

Тип работы

Рефераты

Предмет

история

Объем работы17стр.
Год сдачи2016
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
845
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Причины зарождения и становления идеи «Москва – Третий Рим» 4
2 Суть концепции «Москва - Третий Рим» 6
2.1 Превращение концепции в идеологическую доктрину Московского государства 7
3 Иван IV: абсолютизм или самодержавие? 11
3.1 Запад и Восток в политике Ивана IV 13
Заключение 15
Список использованных источников 17


Актуальность темы работы, посвященной исследованию идеи «Москва – Третий Рим», обусловлена тем, что теория «Москва – Третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период образования Русского централизованного государства. С подачи украинского историка Иконникова (изложившего ее в 1869 г. в своей докторской диссертации) длительное время бытует прочно укоренившаяся версия, что в явном виде данная концепция впервые была сформулирована в посланиях старца Псковского Елизарова монастыря Филофея великому князю Московскому Василию III Ивановичу. Эта версия прочно утвердилась в массовом сознании и нашла свое отражение в художественных произведениях.
Суть исследуемой проблемы заключается в том, что формулировка из письма Филофея – «храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвёртому же не бывать» – стала классическим выражением сути концепции «Москва – Третий Рим». Однако в действительности впервые эта идея была выдвинута существенно ранее митрополитом Зосимой в предисловии к его труду «Изложение Пасхалии», а Филофей обосновал эту концепцию в соответствии с господствовавшим тогда миропониманием и духовными запросами общества.
Цель работы – исследовать сущность концепции «Москва – Третий Рим».
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть причины зарождения и становления идеи «Москва – Третий Рим»;



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Правление Ивана IV показало, что первая попытка реформ в России закончилась неудачей. В России XVI в. невозможно было построить государство ни на основе местных, общинных, догосударственных ценностей, ни на основе ничем не ограниченной власти царя. Необходимо было искать компромисса между ними.
Исследование, проделанное в работе, позволяет сделать вывод, что развитая Филофеем в политическую теорию формула «Москва – Третий Рим» была не нова для философии, литературы XV-XVI столетий. Сказания о наследовании той или иной страной религиозно-политического величия были известны еще в Византии. Перо Филофея приблизило их к современным условиям политико-правовой жизни русского общества.
Современники так и восприняли теорию псковского старца. Никогда она не служила – ни во время жизни мыслителя, ни впоследствии – оправданием или обоснованием каких-либо агрессий. Теория Филофея «Москва – Третий Рим» получила большое распространение, она неоднократно воспроизводилась средствами живописи, включалась в состав храмовых росписей и других эпохальных живописных и литературных произведений и была усвоена русским общественным мнением. Отдельные ее формулы воспроизведены в чине венчания Ивана IV на царство, и в этом плане вполне возможно считать ее доктриной, получившей официальное признание.
Идеал, заключенный в понятии «Москва – Третий Рим», не уходил из жизни в ее традиционно религиозном выражении и постепенно нашел себе новое выражение в терминах идеологии вестернизирующегося мира. Отлученные от церкви противники Никона сумели сохранить и при петровском режиме старообрядческую церковь, а в век западного романтизма русская вера в уникальную судьбу России и ее вселенскую миссию проявилась в славянофильском движении.

Последним из крупных преобразований XVI в. было учреждение в 1589 г. патриаршества в России. Митрополит всея Руси Иов получил сан патриарха, а архиепископы стали митрополитами. Тем самым русская православная церковь была окончательно поставлена на один уровень с константинопольской. Это укрепило престиж русской церкви и государства. Москва - III Рим, а четвертому не бывать.



. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и великая степь: / Л.Н. Гумилёв// – М.: Мысль, 1992 - 415с.
2. Кириллов, В.В. История России: учебник / В.В. Кириллов. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010. - 661c.
3. Орлов, А.С. История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: Проспект, 2013. - 528 c.
4. Егоров Л.В.Золотая Орда: мифы и реальность:/ В. Л. Егоров// -М .: Москва,1990-345с.
7. Костомаров Н. И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», М., «Мысль», 1993 г.
8.Манчуев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник /Ш.М.Манчуев.,В.М.Устинов //-М.: Инфра.М –Норма,1997-592с.




Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ