Введение 3
1. Теоретические основы процесса управления коммерческой деятельностью
предприятия 7
1.1 Коммерческая деятельность как подсистема управления
организацией 7
1.2 Принципы и методы управления коммерческой деятельностью 14
1.3 Методология анализа эффективности управления коммерческой
деятельностью предприятия 19
2. Анализ процесса управления коммерческой деятельностью предприятия филиала ООО «Просто молоко» Набережно-Челнинский молочный комбинат 25
2.1 Краткая характеристика предприятия 25
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности филиала ООО «Просто
молоко» Набережно - Челнинский молочный комбинат 34
2.3 Оценка эффективности управления коммерческой деятельностью
предприятия 46
3. Разработка предложений по совершенствованию управления коммерческой деятельностью филиала ООО «Просто молоко» Набережно-Челнинский
молочный комбинат 54
3.1 Основные направления по совершенствованию управления сбытом ООО
«Просто молоко» «Набережно-Челнинский молочный комбинат» 54
3.2 Оценка экономической эффективности предложенной по
совершенствованию управления коммерческой деятельностью 63
Заключение 72
Список литературы 77
Конечной целью деятельности фирмы является упрочение ее позиций на рынке. Добившись данной цели, предприятия получают устойчивую прибыль от своей деятельности. Эта задача максимум может быть реализована на стабильной основе только через осознание и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей более эффективным, чем у конкурентов способами. Согласно получившей широкое распространение в теории и практике бизнеса, концепции создания системы ценностей для трех общественных групп: владельцев (акционеров) предприятия, потребителей его продукции и поставщиков, персонала предприятия.
Поставщики заинтересованы в стабильности деятельности предприятия, в развитии с ним долгосрочных отношений. Потребители желают получать товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене. Компания должна быть уверена, что её цели и товарный ассортимент постоянно сохраняют актуальность, для чего необходимо пересматривать целевые стратегические и тактические установки. Удовлетворить потребности поставщиков и покупателей, призвана коммерческая служба предприятия, в непосредственном ведении которой находятся вопросы заключения выгодных контрактов, как по закупке, так и по сбыту продукции, маркетинговые исследования, анализ текущей и планирование будущей коммерческой деятельности. Специфика предприятия, реализующая молочную продукцию, предполагает усиление сбыта продукции, поскольку молочная продукция должна быть реализована в кратчайшие сроки. Коммерческая деятельность предприятий по реализации молочной продукции строится, в основном, на сбытовом подходе. Неумение исследовать рынок, в то время как он готов принять продукцию молочных заводов сдерживает развитие отрасли.
В связи с этим, коммерческая деятельность в настоящее время не может основываться только на коммерции и нуждается в активном использовании маркетинга.
Факторы внутренней и внешней среды в условиях непрерывного научно-технического прогресса и непостоянства рыночной конъюнктуры превращают предприятия во всё более сложные системы. Обеспечение управляемости таких систем подразумевает новые подходы к управлению через создание дополнительных служб, применение маркетинга, логистики, управленческого учёта, финансового менеджмента. Одним из важнейших элементов, обеспечивающих гибкость системы управления на современном этапе развития предприятия, является коммерческая служба.
Актуальность выбранной темы данной работы заключается в том, что от эффективного и правильного управление предприятием зависит конечный результат любой организации и обеспечивает гибкое приспособление торговой, финансовой, сбытовой, производственной, кадровой деятельности организации к изменяющейся экономической ситуации (доходы, цены, конъюнктура), к требованиям потребителей на рынке.
Объектом исследования в данной работе является ООО «Просто молоко» «Набережно-Челнинский молочный комбинат» - крупный производитель молочных продуктов в Поволжье.
Предмет исследования - стратегия управления коммерческой деятельности на предприятии.
Целью данной работы является разработка предложений по совершенствованию управления коммерческой деятельностью филиала ООО «Просто молоко» «Набережно-Челнинский молочный комбинат».
Для достижения поставленной цели в работе ставятся задачи:
1. рассмотреть теоретические основы процесса управления коммерческой деятельностью на предприятии;
2. проанализировать результаты коммерческой деятельности филиала ООО «Просто молоко» Набережно-Челнинский молочный комбинат;
3. провести анализ по управлению сбытом в филиале ООО «Просто молоко» «Набережно-Челнинский молочный комбинат»;
4. усовершенствовать управления коммерческой деятельностью, предложив мероприятия по продвижения продукции филиала ООО «Просто молоко» «Набережно-Челнинский молочный комбинат»;
5. оценить экономическую эффективность предложенной по совершенствованию управления коммерческой деятельностью.
Теоретической основой послужили научная литература зарубежных ученых, таких как Ф. Котлера, Дж. Р. Эванса, Б. Бермана, А.А. Дайана, Ф. Буккереля и др. в области управления маркетинговой и коммерческой деятельностью которые дают представление об организации в системе управления снабженческой, сбытовой деятельности и маркетинга на примере добившихся огромного успеха фирм. Они широко используются для разработки отдельных мероприятий по совершенствованию управления коммерческой деятельностью. Но эти рекомендации нельзя механически перенести на российскую действительность.
В отечественной литературе вопросы управления и его организации на предприятии рассматриваются в трудах Бунеевой Р.И., Сычёва М.Ф., Шеметова П.В, Пахолкова Н.А., Панфилова А.С., Синяевой И.М., Мильнера Б.З., Ушачева И.Г., Дорошева В.И., Романова А.Н и др. В них освещено содержание управления, состав функций управления коммерческой деятельностью, организация управленческого труда, технология управления в целом, методические и методологические вопросы организации управления коммерческой деятельностью предприятия, перспективы регионального развития экономики.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников. В первом разделе раскрываются содержание и направления коммерческой деятельности как системы управления, рассматриваются принципы и методы управления коммерческой деятельностью, изучается методология анализа управления коммерческой деятельности в организации. Во втором разделе проводится анализ по управлению сбытом филиала ООО «Просто молоко» «Набережно-Челнинский молочный комбинат». В третьем разделе работы разрабатывается совершенствования управления сбытом филиала ООО «Просто молоко» «Набережно-Челнинский молочный комбинат», проводится оценка экономической эффективности предложений по совершенствованию управления сбытом предприятия.
Методами исследования явились: наблюдение, сравнение и описание, систематизация, анкетирование и анализ. Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный план маркетинга по совершенствованию коммерческой деятельности дает объективное представление о возможностях развития филиала ООО «Просто молоко» «Набережно-Челнинский молочный комбинат», способах продвижения товаров, возможной прибыли и позволит предпринять меры по совершенствованию коммерческой деятельности с целью увеличения объема товарооборота организации.
Актуальным на сегодняшний день является вопрос о сбытовой деятельности организации. Сбытовая деятельность торговой организации в нашей стране не получила широкого развития и глубокого исследования всех ее процессов и составляющих ее элементах. Это привело к необходимости исследования и выявлению эффективности с целью дальнейшей ее переработки и повышения. Эффективное управление сбытовой деятельностью в организации (предприятии) приводит к улучшению ряда финансовых показателей, таких, как рост товарооборота, рост прибыли, увеличение уровня рентабельности экономических показателей, снижение уровня издержек обращения на предприятии и т.д. Данные показатели в свою очередь являются индикатором конкурентоспособности предприятия на рынке и обеспечивают ее экономическую стабильность.
Для управления коммерческой деятельностью и предприятием в целом создается сложная система управления, имеющая структуру, механизм развития системы, позволяющий осуществлять процесс управления, принимать управленческие решения. Рациональная коммерческая деятельность на предприятии может принести максимальный результат от его деятельности. Наибольший эффект и качество системы управления коммерческой деятельностью достигаются в том случае, когда применяется система методов в комплексе. Применение системы методов позволяет взглянуть на объект совершенствования со всех сторон, что позволяет избегать просчетов в будущем или значительно снизить риск ее возникновения до минимума.
Коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг представляет собой совокупность организационно-хозяйственных операций, обслуживающих обмен, совершение акта купли-продажи с целью получения прибыли и осуществляется на всем пути товародвижения. Через коммерческую деятельность устанавливаются связи изготовителей товаров с их потребителями, и осуществляется управление обменом.
На основании данным проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
В процессе маркетинговой деятельности проблема управления сбытом решается уже на стадии разработки политики предприятия. Осуществляется выбор наиболее эффективной системы, каналов и методов сбыта применительно к конкретно определенным рынкам. Это означает, что производство продукции с самого начала ориентируется на конкретные формы и методы сбыта, наиболее благоприятные условия. Поэтому разработка сбытовой политики имеет целью определение оптимальных направлений и средств, необходимых для обеспечения наибольшей эффективности процесса реализации товара, что предполагает обоснованный выбор организационных форм и методов сбытовой деятельности, ориентированных на достижение намечаемых конечных результатов.
В качестве критериев принятия решений при осуществлении мероприятий сбытовой политики могут применяться: величина товарооборота; доля рынка; расходы по сбыту; степень разветвленности сети распределения, что характеризуется уровнем сохранности продукта в процессе его сбыта от производителя до конечного потребителя; имидж каналов сбыта, т. е. организаций, обеспечивающих распределение и сбыт товаров; уровень кооперации субъектов в системе распределения, обеспечивающий снижение конфликтности и коммерческого риска; гибкость и живучесть сбытовой сети.
Управление сбытом продукции подразумевает собой построение эффективных каналов распределения, организацию рациональной системы товародвижения, системы коммуникаций и эффективного управления персоналом. Для этого необходимо постоянно оценивать и анализировать текущую ситуацию в этой области, выявлять и ранжировать перспективные направления развития, определять недостатки и слабые места в сбытовой системе предприятия. При этом, по нашему мнению, невозможно обойтись без такого понятия, как сбытовой потенциал предприятия (СПП), которое позволит уменьшить дисбаланс между теоретическими наработками в области сбыта и их 73
практическим применением. Сбытовой потенциал - это имеющиеся рыночные, интеллектуальные, коммуникационные, управленческие и организационно- технические ресурсы, которые можно использовать для решения задач в области сбыта.
Сущность системы управления сбытом на предприятии заключается в построении эффективных каналов распределения, организации рациональной системы товародвижения, системы коммуникаций и эффективного управления персоналом. Для этого необходимо постоянно оценивать и анализировать текущую ситуацию в этой области, выявлять и ранжировать перспективные направления развития, определять недостатки и слабые места в сбытовой системе предприятия [17,с.514].
Ключевыми факторами, отличающими филиал ООО «Просто молоко» «Набережно-Челнинский молочный комбинат» в своей отрасли являются качество продукции, ориентация на покупателя, его запросы и предложения, компетентность в хозяйственной области, способность приспособления к изменению рыночных условий.
У филиала ООО «Просто молоко» «Набережно-Челнинский молочный комбинат» имеются также следующие преимущества: широкий ассортиментный ряд и качество говорит о высокой конкурентоспособности среди предприятий, что сказывается в чутком выборе ассортимента и точности работы с производством. Гибкость системы ценообразования, что относится к сильным сторонам ООО «Просто молоко» «Набережно-Челнинский молочный комбинат», что является стимулом для покупки предлагаемой продукции, так же каналы сбыта достаточно развиты которые позволяют производить прием заказов и учитывать интересы любого покупателя ООО «Просто молоко» Набережно-Челнинский молочный комбинат»; эффективность работы каналов сбыта,.
Динамика продаж ООО «Просто молоко» «Набережно-Челнинский молочный комбинат» говорит о значительном увеличении реализации продукции за счет увеличения объёма продаж, пользующейся спросом у потребителя, прибыль предприятия в 2015 году значительно уменьшилась на 30% ,что составило 18979,4 тыс. руб. за счет увеличения коммерческих издержек на 36% и повышения себестоимости продукции на 13%.
Для предприятия существует вероятность снижения цен конкурентами, так как основные конкуренты на рынке продукции быстрого приготовления намерено могут снижать цены в связи с расширением объемов продаж товаров. Вероятность расширения ассортимента конкурентами так же может составить угрозу для ООО «Просто молоко» «Набережно-Челнинский молочный комбинат», так как в период с 2014-2015 гг. происходит рост реализации продукции. Номенклатура и качество продукции, предоставляемые другими организациями, неизменно будет сравниваться. Успеха добьются те, кто сможет лучше наладить процесс реализации продукции.
Таким образом, возникает необходимость в разработке маркетинговой стратегии предприятия ООО «Просто молоко» «Набережно-Челнинский молочный комбинат»:
1) с целью эффективного делегирования полномочий предлагаем ввести две новых трудовых единиц, а именно специалиста по маркетингу и менеджера по продвижению это позволит равномерно распределить полномочия;
2) для повышения квалификации персонала планируется провести тренинги и семинары.
3) для модернизации существующего продукта целесообразно использовать горизонтальную товарную политику, когда новый товар является «продолжением» выпускаемого и рассчитан на сформировавшийся круг покупателей, а производство его ведется без серьезных изменений принятой технологии;
4) для повышения эффективности коммерческой деятельности следует разработать мероприятия по минимизации расходов, а так же предлагается к осмотру принятия решения об отказе реализации не рентабельной продукции.
5) для стимулирования сбыта планируется делать торговые скидки покупателям. Такая политика, направленная на долговременное сотрудничество с крупными покупателями, позволит занять прочные позиции на рынке новой продукции, обеспечит бесперебойную работу производственного участка и достаточно высокую прибыль;
6) для повышения качества работы ,а так же для повышения показателей предприятия, предлагается провести обучающие курсы и тренинги повышения квалификации персонала;
7) для поддержания своей конкурентоспособности, привлечения новых потребителей и завоевания доверия старых, предлагается провести мероприятие по ребрендингу.
Благодаря разработанным мероприятиям, филиал ООО «Просто молоко» Набережно-Челнинский молочный комбинат повысит свою конкурентоспособность на рынке молочной продукции, так же сможет привлечь новых потребителей и завоевать доверие уже имеющихся, что позволит, увеличить прибыль предприятия повысить эффективность коммерческой деятельности.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая - М.:, ИНФРА-М,2015.
2. Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» (в ред. от 29.05.2002 № 53 - ФЗ, 10.07.2003 № 15 - ФЗ).
3. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ.
Литература
4. Алексеева Р.А., Маркетинговые исследования. - СПб.: Питер, 2009. - с.451
5. Алешин Н.В. Должностные инструкции подразделений. - М.: ФАИР - ПРЕСС, 2010. - с. 356
6. Багиев Г.Л., Тарасевич, В. М., Анн, X. Маркетинг.- М.: Дело, 2009. - с.442
7. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ,
прогноз.- М.: Финансы и статистика, 2009. - с.234
8. Блэкуел Д., Миниард, Дж. Энджел. Поведение потребителей. пер. с англ. - СПб.: Питер, 2010. - с.569
9. Бунеева Р.И.Коммерческая деятельность: организация и управление.- М: «ФЕНИКС», 2009. - с. 80
10. Бурцев В.В. Сбытовая и маркетинговая деятельность: Типовые должностные инструкции, внутрифирменные документы. - М.: «Экзамен», 2014. - с.224
10. Виноградов В.А. Разработка и контроль за исполнением стратегии управления компании. -М: 2010. - №6. - с.33-42.
11. Виханский О.С., Наумов, А.И. Менеджмент - М.: Гардарики, 2010. - с. 528
12. Волков Л.Н. Стратегический маркетинг. Перспектива . - М: СПб.: Наука,
2009. - с.452
13. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры.- М.: Дело, 2010. - с.592
14. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала - М.:
МНИИПУ, 2010. - с.584
15. Дашков Л. П., Памбухчиянц О. В.Организация и управление коммерческой деятельностью. - М.: Дашков и Ко,2014.- с.123
16. Дашков Л. П. Исследование систем управления. - М.: Дашков и Ко,2015.- с.197
17. Завьялов, П.С, Демидов, В.Е. Формула успеха: маркетинг. - М.:
Международные отношения, 2009. - с.514
18. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2009. - с.536
19. Кревенс Д. Стратегический маркетинг.- М.: Издательский дом «Вильямс»,
2010. - с.752
20. Крылова Г.Д., Соколова, М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - с.519
21. Лавров С.Н., Злобин, С.Ю. Торгово-технологический процесс на предприятии. - М.: Внешторгиздат, 2010. - с.300
22. Лысенко Д. В., Комплексный экономический анализ хозяйственной
деятельности: Учебник для вузов, - М.: Инфра - М, 2009. - с.151
23. Маркетинг: Учебник - Под ред. Г.Л. Багиева. - М.: ЗАО «Изд-во и экономика», 2009. - с.418
24. Маркетинг: Учебник - Под ред. Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - с 623.
25. Маркова В. Организация маркетинга на предприятии.//Маркетинг- М.:
2007. - № 10. - с. 29-41.
26. Маслов В. О. О роли маркетинга в стратегии управления сбытом предприятия. // Сбытовая деятельность- М.: 2009. - №7. - с. 35-39.
27. Мескон М. X., Альберт, М., Хедуори, Ф. Основы менеджмента : пер. с англ. - М.: Дело, 2009. - с .302
28. Методика анализа стратегии управления сбытом предприятий в условиях рыночной экономики: Учебное пособие / Под ред. Г.А. Краюхина. - СПб.: СПбГИЭА, 2010. - с.234
29.Овчинникова Н.Н. Рекламное дело: Учебное пособие.- М.: Дашков и К, 2008.- с 241
30. Румянцева З.П. Менеджмент организации.- М.: ИНФРА-М, 2010. - с.432
31. Синяева И.М., Земляк С.В., Синяев В.В. Маркетинг в коммерции. учебник: М.: Дашков и Ко, 2008.- с 351
32.. Шеметов П.В., Петухова С.В. Теория организации. Учеб. пособие. М.: Омега-Л,2008.-с 121
33. Бухгалтерская отчетность филиала ООО «Просто молоко» Набережно- Челнинский молочный комбинат.
34. Устав филиала ООО «Просто молоко» Набережно -Челнинский молочный комбинат.
35. Финансовая отчетность филиала ООО «Просто молоко» Набережно- Челнинский молочный комбинат.
Ресурсы Интернет
36. Словарь экономических терминов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.bank24 .ru
37. Словарь основных маркетинговых терминов и понятий [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.glossostav.ru.
38. Сайт ООО «Просто молоко» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.tatarmilk.ru