Введение 3
1 Формирование ассортимента товаров потребительского назначения: теоретический аспект 6
1.1 Товарный ассортимент: понятие и основные характеристики 6
1.2 Основные факторы формирования ассортимента товаров потребительского
назначения 12
1.3 Процесс формирования товарного ассортимента потребительского
назначения 21
2. Исследование формирования ассортимента товаров на примере ЗАО
"АТМСС" 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «АТМСС» 32
2.2 Характеристика маркетинговой деятельности ЗАО «АТМСС» 40
2.3 Анализ ассортимента товаров ЗАО «АТМСС» 50
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию формирования
ассортимента товаров потребительского назначения в ЗАО «АТМСС» 60
3.1 Рекомендации по формированию ассортимента товаров ЗАО «АТМСС»...60
3.2 Экономическое обоснование предложенных рекомендаций по
формированию ассортимента товаров ЗАО «АТМСС» 67
Заключение 75
Список использованной литературы
Приложение
В современных условиях рыночной экономики в России многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям.
Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка его качества, всё это может обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками. Поэтому, будущим предпринимателям необходимы основные представления о товароведении различных групп товаров.
Рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формирование ассортимента, его управлением и совершенствованием.
В сложившихся условиях конкуренции фирм, занимаясь продажей товаров, они вынуждены особенно чётко формировать ассортимент. В идеале, конечно, было бы желательно иметь полный ассортимент товаров на складе, на практике складывается иная ситуация. Проблема состоит в том, что вследствие ограниченности ресурсов фирм, они не могут себе этого позволить. И их цель - выбрать оптимальный ассортимент, удовлетворяющий максимальный спрос клиентов.
Формирование товарного ассортимента является одновременно и средством, и методом управления ассортиментом. Правильная ассортиментная политика предприятия - это основа стабильности, рентабельности и, в конечном итоге, конкурентоспособности его на рынке. Ассортиментная политика строится на основе маркетинговых исследований рынка и способствует приведению в соответствие спроса и предложения, направлена на разработку научной основы формирования ассортимента, оптимизацию его групповой структуры, требующей расширения или сокращения количества ассортиментных позиций, его обновления на качественно новой основе.
Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, которым должно идти предприятие. Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены. В связи с этим проблема эффективного управления ассортиментом для предприятия является всегда актуальной.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по формированию ассортимента товаров потребительского назначения в ЗАО "АТМСС".
Достижению поставленной цели в работе способствовали постановка и решение следующих задач:
- изучить понятие и основные характеристики формирования товарного ассортимента;
- проанализировать основные факторы формирования ассортимента товаров потребительского назначения;
- изучить процесс формирования товарного ассортимента потребительского назначения;
- дать организационно - экономическую характеристику ЗАО «АТМСС»;
- охарактеризовать маркетинговую деятельность ЗАО «АТМСС»;
- провести анализ ассортимента товаров ЗАО «АТМСС»;
- разработать рекомендации по формированию товарного ассортимента ЗАО «АТМСС»;
- дать экономическое обоснование предложенным рекомендациям по формированию товарного ассортимента ЗАО «АТМСС»;
Объектом исследования является ЗАО "АТМСС", предметом исследования - процесс формирования ассортимента предприятия.
Во введении сформулирована актуальность исследования, цель и задачи, которые планируется решить в дипломе, объект и предмет.
В первой главе рассматривается понятие ассортимента, его свойства, факторы формирования ассортимента товаров, а также методы и методики формирования товарного ассортимента.
Во второй главе анализируются основные показатели деятельности предприятия ЗАО «АТМСС», его ассортиментная политика.
В третьей главе предложены рекомендации по формированию ассортимента ЗАО «АТМСС» и дано их экономическое обоснование.
Работа завершается выводами, заключением, в котором рассматриваются основные выводы по работе и степень достижения поставленной во введении цели и выполнения поставленных во введении задач.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, выводов и предложений, а также списка использованной литературы.
По результатам дипломной работы можно сделать следующие выводы.
Ассортимент товаров, его характеристика и формирование играет важную роль в деятельности предприятия. От правильно сформированного ассортимента зависит получение наибольшей прибыли.
Формирование ассортимента товаров - это процесс подбора видов, групп и разновидностей товаров в соответствии со спросом потребителей, с целью его полного удовлетворения.
Ассортимент товаров является одним из основных факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения конкретных товаров на потребительском рынке.
Главной задачей для промышленного предприятия ЗАО «АТМСС», в условиях рыночной конкуренции является удовлетворение потребительского спроса лучше и эффективнее, чем конкуренты.
Ассортимент товаров потребительского назначения подразделяется на группы - по местонахождению, на подгруппы - по широте охвата товаров, на виды - по степени удовлетворения потребностей, на разновидности - по характеру потребностей.
Товарный ассортимент имеет такие характеристики, как широта, глубина, полнота, степень обновления, структура.
Широта характеризуется количеством ассортиментных групп.
Под глубиной понимают определенное количество позиций в каждой ассортиментной группе.
Полнота представляет собой отношение фактического количества разновидностей товара, находящегося в продаже, к количеству товаров, предусмотренных прейскурантами внутри ассортиментной группы.
Степень обновления ассортимента - это удельный вес (в процентах) новых изделий в общем объеме товаров, поступивших в продажу.
Структура ассортимента представляет собой количественное соотношение товарных групп, подгрупп и видов в товарообороте. Структура ассортимента позволяет определить организации наиболее рациональный для неё ассортимент, что может сократить трудовые и временные затраты, а также ускорить реализацию и повысить скорость товарооборота. Структура является рациональной, если она соответствует потребительскому спросу.
Объектом практического исследования является - ЗАО «АТМСС».
Предметом исследования является - процесс формирования товарного ассортимента предприятия.
Цель бакалаврской работы - изучение понятия товарный ассортимент и разработка рекомендаций по совершенствованию процесса формирования ассортимента товаров потребительского назначения в ЗАО "АТМСС".
Исходя из поставленной цели, были выполнены следующие задачи:
- изучение понятия товарный ассортимент;
- изучение различных факторов, влияющих на формирование ассортимента;
- изучение процесса формирования товарного ассортимента;
- был проведен анализ выпускаемых товаров;
- разработаны рекомендации по формированию ассортимента товаров;
- дано экономическое обоснование предложенных рекомендаций.
В ассортимент ТМ «Nega» входят: туалетная бумага, салфетки, бумажные платочки, салфетка универсальная, тряпка и бумажные полотенца.
Продукция компании «Nega» имеет повышенную белизну, мягкость и пышность. Бумага отлично выполняет свое предназначение: хорошо впитывает влагу, обеспечивает санитарно-гигиенические стандарты, не вызывает аллергических реакций и совершенно безопасна даже для нежной детской кожи. Она не содержит хлора, который используется для повышения эстетических характеристик бумаги.
Был проведен АВС-анализ ассортимента товаров, благодаря которому удалось выявить самые продаваемые товары, попавшие в категорию А, товары приносящие стабильную прибыль, попавшие в группу Б и самые плохо продаваемые товары, почти не приносящие прибыль предприятию, попавшие в группу С.
Для определения масштабов производства товаров и положения на рынке, была использована матрица БКГ. Мы выяснили какие товары имеют быстрый темп роста, высокую конкурентоспособность, высокий уровень сбыта, большую долю рынка, а также какие товары с трудом себя окупают и лучше было бы их сократить.
Также было рассмотрено проведенное специалистами информационно-новостного портала "Бытовая химия, средства гигиены и косметические средства" тестирование туалетной бумаги «Nega» и ещё нескольких её конкурентов, а именно - Primo, производства ООО "Бумажная фабрика", Россия, Ростовская обл., с. Чалтырь, CleanOK, производства ООО "СКОЛ Компании", Россия, г. Санкт-Петербург, Tolly, производства ОАО "Сясьский ЦБК", Россия, Ленинградская обл., г. Сясьстрой.
По итогам тестирования, оказалось, что цена на туалетную бумагу, выше чем у остальных тестируемых торговых марок. Мягкость и впитываемость хорошая, ничем не уступающая остальным образцам туалетной бумаги. Внешний вид и качество на высоте. Единственным упущением производителя оказался размер рулона ТМ Nega, поскольку есть небольшое несоответствие заявленному размеру.
На основе проведенного анализа товаров, в дипломной работе были предложены рекомендации по формированию ассортимента:
- модификация товара (туалетная бумага со смывающейся втулкой);
- производство влажных салфеток;
- мероприятия по стимулированию продаж (различные акции, лотерея);
- маркетинговые исследования (уличный опрос, онлайн-опрос);
- специализированная выставка.
Исходя из экономического обоснования предложенных мероприятий, выручка для предприятия будет составлять 243.679 рублей.
Благодаря предложенным рекомендациям, торговая марка «Nega», станет более привлекательной для новых потребителей, станет ещё более конкурентоспособной, а также соответственно увеличиться товарооборот на предприятии ЗАО «АТМСС», что приведет к росту прибыли.
В заключении можно сказать, что цель данной бакалаврской работы достигнута. Реализация предлагаемых решений в ЗАО «АТМСС» приведёт к совершенствованию формирования ассортимента товаров на предприятии.
1. Магомедов Ш., Беспалова Г. Ассортимент как инструмент - Современная торговля- 2009, №1.
2. Пигунова, О. Ассортиментная концепция предприятия торговли // Маркетинг.-2007. - №1. - С.68-74.
3. Власова Е. Управление ассортиментом бренда. // Журнал «Маркетинг и маркетинговые исследования» №3, 2005 г.
4. Скриптунова Е.А., Юрова А. Анализ ассортимента, планирование ассортиментной политики // «Управление сбытом» №11, ноябрь 2006г.
5. Основы маркетинга: учебник / Голубков Е.П. - М.: Финпресс, 2008.
6. Балабанова Л. В. Маркетинговая товарная политика в системе менеджмента предприятий: монография / Л. В. Балабанова, О. А. Брындина. - Донецк: ДонНУЭТ, 2006. - 230 с.
7. Хруцкий В. Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: учеб. пособие / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 526 с.
8. Дурович А. П. Основы маркетинга: учеб. пособие / А. П. Дурович; вед. ред. Н. А. Кулагина. - М.: ООО «Новое знание», 2004. - 512 с.
9. Маркетинг: учебное пособие для магистров, аспирантов и специалистов, осуществляющих маркетинговую деятельность / [И. М. Синяева и др.]. - Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2013. - 383 с.
10. Маркетинговый анализ: учебное пособие / Б.И. Герасимов, Т.М. Коновалова, Н.И. Саталкина, Г.И. Терехова. - Тамбов: Изд-в ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012.-88 с.
11. Невернова А.Н., Чалых Т.И. Товароведение и экспертиза промышленных товаров: Учебник. - М.: МЦФР, 2006. - 848 с.
12. Березин, И.С. Маркетинговое исследование рынка. - П.: Русская деловая литература, 1999. -416с.
13. Воронина Н.В. Внимание к ассортименту - гарантия успеха // Торговое оборудование в России. - 2004. - №71. - с.5-8.
14. Николаева М.А. «Товароведение потребительских товаров» - М.: Норма,2002-342 с.
15. Секерин В.Д. Маркетинг: Учебно-практическое пособие. - Изд. 2-е испр. и доп. - М.: ЗАО «Бизнес школа» «Интел-сервис», 2001. - 256 с.
16. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово- экономической деятельности предприятия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 - 299 с.
17. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - М.: Финпресс, 2004.
18. Балакирев С. Управление товарным ассортиментом // Современная торговля.
- 2011. - N 2. - С. 26-33.
19. Гордеев Д. Управление ассортиментом в современных экономических условиях // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2012. - № 2.-Ч. 1.- С. 59-63.
20. Комарова С. Л. Оценка конкурентоспособности товара - определяющий фактор формирования ассортимента // Вестник Белорусско-Российского университета. - 2008. - № 2. - С. 166-175.
21. Михалева Е.П. Маркетинг. Конспект лекций. - М.: 2010. - 224 с.
22. Прокопчук А. А. Современные подходы к формированию оптимальной структуры товарного ассортимента торговой организации // Этап: экономическая теория, анализ, практика. - 2011. - № 5. - С. 127-132.
23. Харитонова О. Секрет успешных продаж: баланс ассортимента // Новости торговли. - 2011. - № 12. - С. 70-74.
24.Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2001.
- 358 с.
25.Овечкина О.М. Основы маркетинга: Учеб. пособие. -М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2004. -288с.
26. Швайко И.Г., Егорова М.М., Логинова Е.Ю. Маркетинг. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2009. - 160 с.
27. Шиповских И.Ю. Основы маркетинга. Краткий курс: учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ. - 2010. - 176 с.
28. Ведров Е.С., Петухов Д.В., Алексеев А.Н. Маркетинговые исследования. Часть 1. Учебный курс (учебно-методический комплекс). - М.: Изд-во МИЭМП, 2010. - 242с.
29. Маслова, Т.Д. Маркетинг: учеб. для студ. вузов. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб. [и др.]: Питер, 2009. - 380 c. с. 68.
30. Котлер Ф. Основы маркетинга: профессиональное издание: пер. с англ. / Филип Котлер, Гари Армстронг; под ред. А.В. Назаренко. - 12-е изд. - М; СПб; Киев: ИД "Вильямс", 2009. -. 559с.
31. Спиро Р.Л., Стэнтон У.Д. Управление продажами. М., Изд. Дом
Гребенникова. 2004, с. 699.
32. Баутов, А.Н. Формирование и расчет оптимального ассортимента при случайном спросе // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - №3 . - С.18¬32.
33. Магомедов Ш., Беспалова Г. Ассортимент как инструмент - Современная торговля- 2009, №1.
34. Петров П.В., Соломатин А.Н. Экономика товарного обращения: Учеб. для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 127с.
35. Климин А.И. Стимулирование продаж. -М.: Вершина, 2007. -272с.
36. Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учебное пособие / Пер. с нем. - М.: Высшая школа, 2005 - 614 с.
37. Брагина С.С., Данько К.А. Торговое дело: экономика, маркетинг,
организация. - СПб: Питер, 2007- 301 с.
38. Гордеев Д. Управление ассортиментом в современных экономических условиях // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2012. - № 2.-Ч. 1.- С. 59-63.
39. Савкин, А. А. Как оптимизировать ассортимент / А.А. Савкин // Финансовый директор. - 2004. - №5.
40. Николаева М.А. Маркетинг потребительских товаров. - М.: Изд-во НОРМА, 2009. - 118с.
41. Алексеев А.Л. Маркетинговые принципы оптимизации глубины ассортимента продукции. М.: - ФАИР-ПРЕСС, 2010. -346 с.
42. Карпеко, О. И. Промышленный маркетинг: учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности "Маркетинг" / О. И. Карпеко. - Минск: БГЭУ, 2010. - 414.
43. Голова, А.Г. Управление продажами: учебник / А.Г. Голова. - М.: Дашков и К, 2013. - 277 с.
44. Голубков Е.П., Голубкова Е.Н., Секерин В.Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. - М.: Экономика, 2008. - 196 с.
45. Анурин В., Муромкина И., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка. - СПб.: Питер, 2004. - 270 с.
46. Рысев, Н. Активные продажи/ Н. Рысев СПб.: Питер, 2004.-240 с.
47. Моосмюллер, Г. Маркетинговые исследования с SPSS: учеб. пособие / Г. Моосмюллер, Н.Н. Ребик. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 198 с.
Электронные ресурсы
48. Энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс]. Доступ - http://www.marketing.spb.ru
49. АВС-анализ в управлении товарными запасами [Электронный ресурс]. Доступ -http://www.simplesoft.ru/articles/abc.htm
50. Официальный сайт компании ЗАО «АТМСС» [Электронный ресурс].
Доступ -ЬЬр://нега.рф