Введение 3
1. Теоретические аспекты управления мотивацией труда персонала в туризме 6
1.1. Сущность и значение мотивации в управлении персоналом 6
1.2. Основные теории мотивации 10
1.3. Методы управления мотивацией персонала в туристическом
предприятии 18
1.4. Современные требования к мотивации работников в туриндустрии 25
2. Управление мотивацией труда персонала в туристическом предприятии (на
примере ООО «Геометрия путешествий») 33
2.1. Общая характеристика деятельности турфирмы ООО 33
2.2. Анализ системы мотивации персонала в ООО «Геометрия путешествий» 40
3. Совершенствование мотивации персонала на предприятиях туризма 50
3.1. Использование зарубежного опыта мотивации персонала на
туристических предприятиях 50
3.2. Применение новых методов мотивации персонала в ООО «Геометрия
путешествий» 58
Заключение 67
Список использованной литературы 71
Приложение
В современном менеджменте туристических фирм все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.
Особенностью управления персоналом в современных экономических условиях является возрастающая роль личности работника. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы стимулирования. Государственные, частные, корпоративные предприятия на практике почувствовали, что развитие и успех рыночных отношений невозможен без поиска новых современных форм мотивации и стимулирования труда.
Если организация рассчитывает на высокое рабочие показатели персонала, то для этого необходимо в организационной и рабочей среде создать необходимые условия. Это должны быть условия, формирующие такую мотивацию работников, которая будет максимально располагать их к высоким трудовым достижениям. У людей будет выше удовлетворенность своей работой, если она соответствуют их ценностям, потребностям, установкам и ожиданиям. Еще лучше, если рабочая среда превышает ожидания работников, например, в отношении зарплаты, карьерных перспектив или отношений с руководством. Естественно, что в каждом конкретном случае факторы, определяющие высокий уровень трудовой мотивации персонала могут различаться (регион, специфика трудового процесса, работники, организация и т.д.).
Для того чтобы руководители могли расширить список используемых неденежных средств воздействия на мотивацию работников, им следует присмотреться к таким средствам, которые неразрывно связаны с самим процессом управления (постановка целей, оценка и контроль, информирование и др.).
Приверженность работников к своей организации это в первую очередь готовность человека принять цели организации и следовать им в своей работе, это настрой на самоотдачу в труде и лояльное отношение к своей компании. Сегодня именно приверженность персонала своей компании и то, какую долю в общей численности составляет приверженный персонал, рассматривается специалистами по кадровому менеджменту и представителями высшего руководства как основа конкурентоспособности и эффективности бизнеса. Производительность у людей, преданных и увлеченных своим делом, несравненно выше, чем у работников, которые плохо относятся к своей компании и задумываются о перемене места работы.
Проблема мотивации персонала довольно широко рассматривается сегодня в научной и публицистической литературе. Проблеме изучения мотивации посвящены труды таких ученых как В.К, Вилюнас, В.И Ковалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф Ломов, К.К Платонов и другие. В своих работах они определили мотивацию как ведущий фактор активности человека. Рассматривая потребности человека, они определили мотив как внутреннее побуждение человека к действию, связанному с удовлетворением потребностей.
В работах В.Г. Гуляева, Е.И. Ильиной, В.А. Квартального, Н.К. Моисеева и других авторов освещаются проблемы туристической деятельности. В них рассматривается вопросы организации бизнеса, основные проблемы, возникающие в ходе финансово-хозяйственной деятельности. Освещаются вопросы планирования и управления на предприятиях туристической сферы.
Объектом исследования является туристское предприятие ООО «Геометрия путешествий».
Предметом исследования - система мотивации труда персонала на туристском предприятии.
Целью дипломной работы является исследование мотивации персонала на предприятии туризма.
В процессе работы были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты управления мотивацией труда персонала в туризме.
2. Провести анализ управления мотивацией труда персонала в туристическом предприятии (на примере ООО «Геометрия путешествий»).
3. Предложить пути совершенствования мотивации персонала на предприятиях туризма.
В работе использованы методы, позволяющие раскрыть тему исследования, а именно: абстрактно-логический, экспериментальный,
балансовый метод, методы математической статистики, системный подход с применением методов экспертной оценки, математического и компьютерного моделирования, основные положения теории управления.
Теоретической и методологической основой работы выступили следующие источники: Мордовина С.К. «Управление персоналом», Джон У. Ханта «Управление людьми в компаниях», Н.И. Кабушкина «Менеджмент туризма», Ю.А. Цыпкина «Управление персоналом», Ю.Д. Красовского «Организационное поведение», М.И. Магуры «Поиск и отбор персонала», материалы периодической печати.
Информационной базой послужили печатные издания предприятия, статистическая информация, данные, собранные автором за время прохождения преддипломной практики.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Построение системы мотивации в организации дает возможность, с одной стороны, решить экономическую проблему, т.к. эффективная система мотивации позволяет повысить экономические показатели деятельности организации и двигаться в направлении ее стратегических целей, а с другой стороны, позволяет решить психологическую проблему, поскольку при ее построении должен учитываться такой показатель, как удовлетворенность трудовой деятельностью.
В связи с тем, что на систему мотивации и стимулирования существенно влияют такие факторы, как национальная культура (через корпоративную культуру), технологии, используемые в организации, стадии развития организации и ряд других факторов, то следует говорить о множестве концепций мотивации и стимулирования трудовой деятельности.
Все они ориентированы главным образом на эффективное использование уже имеющегося трудового и творческого потенциала человека без особого обращения внимания на его развитие или на создание условий жизнедеятельности, обеспечивающих возрастание производительной силы персонала.
В работе был проведен анализ системы мотивации в ООО «Геометрия путешествий».
Внутренние документы ООО «Геометрия путешествий» определяют основные начала взаимоотношений всех органов управления предприятием, их правовое положение в структуре управления, содержат требования к работникам предприятия и их основные обязанности, порядок деятельности и ответственность.
Достаточная обеспеченность предприятия нужными трудовыми, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продаж и повышения эффективности труда.
Для проведения исследования мотивации была разработана анкета, которая предлагалась для заполнения работникам предприятия, содержит 19
вопросов.
Анализ личной мотивации труда работников ООО «Геометрия путешествий» на основе анонимного анкетирования показал, что работники не вполне удовлетворены действующей системой мотивации и стимулирования их труда, но при той же заработной плате не видят разницы в возможности перехода на другую работу. Это свидетельствует о том, что на предприятии работает профессиональный, организованный, но не достаточно мотивированный трудовой коллектив работников.
Подводя общие итоги проведенного опроса можно выделить следующее:
- как свидетельствуют данные проведенного опроса, у сотрудников предприятия существует довольно высокая удовлетворенность результатами труда. Также как положительный момент, работники имеют возможность и желание повышать свою квалификацию по мере необходимости;
- вместе с тем у работников предприятия средний показатель материальной мотивации;
- на предприятии отсутствуют мотивируемые задачи, когда меньше внимания сотрудники обращают на комфорт и отсутствует мотивирующая окружающая обстановка, когда сотрудники могут избегать возможностей, которые лишат их зоны комфорта. Главной задачей работников предприятия является «отработка положенного времени и получение денежного вознаграждения», отсутствует сплоченность в коллективе и достижение единой цели - процветание предприятия. Это значительно понижает работоспособность, а в конечном итоге понижение производительности труда сказывается на снижении заработной платы;
- существует социальная напряженность в коллективе и практически отсутствует социальная и моральная мотивации труда.
В работе были выявлены основные направления совершенствования мотивации в ООО «Геометрия путешествий».
1) совершенствование оплаты труда и системы материального стимулирования персонала;
2) совершенствование социально-психологических методов в управлении.
Разработка и внедрение справедливой и подходящей для ООО «Геометрия путешествий» и для работников системы оплаты за выполненную работу является важным фактором повышения уровня трудовой мотивации персонала и роста эффективности и конкурентоспособности организации в целом.
В качестве универсальной программы для реализации мотивационных схем используется продукт «1С:Зарплата и Управление Персоналом 8».
Использование на предприятии мотивационных схем позволяет компании экономить на времени, затрачиваемом сотрудниками отдела кадров, построить четкую схему финансовых взаимоотношений с работниками, а также заинтересовать сотрудника в результатах его труда.
В качестве социально-психологических методов мотивации персонала можно выделить: 1) совершенствование психологического климата в коллективе, 2) управление конфликтами.
Вклад в создание благоприятного климата - это оптимизация работы внутри компании. Необходим процесс постоянной оптимизации структуры, оптимизации функциональных обязанностей под влиянием рыночной ситуации. Ситуация безответственности и непонимания сферы своей деятельности, ее границ провоцирует внутреннюю напряженность в компании. Правильно прописанные, четкие должностные обязанности, Положения о дирекциях и подразделениях, электронный документооборот могут частично снять данную проблему.
Устойчивый психологический климат в коллективе характеризуется стабильностью и удовольствием, с которым люди ходят на работу.
Для организации нормального психологического климата необходима очень высокая квалификация руководителя, умение выполнять функции управления, но это не значит, что при идеальном психологическом климате в этой организации не будет конфликтов.
Для совершенствования системы управления конфликтами возможно участие руководства и персонала в тренингах, целями которого являются понимание конфликта, как явления и выработка навыков управления конфликтной ситуацией.
1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды / В.В. Авдеев. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 458 с.
2. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации / О.Е. Алехина. // Управление персоналом, 2012. - № 1. - С. 15-22.
3. Альтварг М.С. Организационная культура предприятия и успешность его функционирования / М.С. Альтварг, В.Н. Фролов. // Тезисный доклад Всероссийской конференции «ИИС». - Воронеж, 2012. - 367 с.
4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. - СПб.: Питер, 2012. - 569 с.
5. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / И. Ансофф. - СПб.: Питер, 2012. - 832 с.
6. Базаров Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. - М.: Дело, 2014. - 288 с.
7. Балашов Ю.К. Мотивация и стимулирование персонала: основы
построения системы стимулирования / Ю.К. Балашов, А.Г. Коваль // Кадры предприятия. - 2014. - № 7-8. - С. 9 - 10.
8. Бас В. Удовлетворенность трудовой деятельностью как составляющая эффективного организационного поведения // Кадровик. Кадровый менеджмент / В. Бас. - 2013. - № 8. - С. 48 - 53.
9. Бачурин А. Повышение роли экономических методов
управления / А. Бачурин. // Экономист, 2012. - № 4. - С. 26-32.
10. Богданов Ю.Н. Мотивация персонала / Ю.Н. Богданов [и др.] // Методы менеджмента качества, 2012.- № 11.
11. Борисова Е. Критерии оценки персонала. Рецепт для тех, кому некогда / Е. Борисова. // Персонал-Микс. -2015. - № 3. - С 46-49.
12. Бурмистров А., Газенко Н. Какие методы повышения мотивации персонала являются наиболее действенными? / А. Бурмистров, Н. Газенко. //
Управление персоналом, 2012. - № 7. - С. 16-25.
13. Верхоглазенко В. Система мотивации персонала / В. Верхоглазенко. // Консультант директора. - 2012. - №4. - С. 16-25.
14. Веснин В.Р. Основы менеджмента - 4-е изд., доп. и испр. / В.Р. Веснин. - М.: Элит, 2013. - 546 с.
15. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гардарики, 2012. - 523 с.
16. Гагарский В. Повышение эффективности системы мотивации персонала /
B. Гагарский. // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2014. - № 9. - С. 35 - 42.
17. Герцберг Ф. Мотивация к работе / Ф. Герцберг, Б. Моснер, Б. Блох, Б. Снидерман. - Москва: Вершина, 2014. - 240 с.
18. Гордиенко, Ю.Ф. Управление персоналом: учебное пособие / Ю.Ф. Гордиенко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - С. 260.
19. Гущина И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда / И. Гущина. // Общество и экономика. - 2015.- № 1. -
C. 25-38.
20. Дизель П.М. Поведение человека в организации / П.М. Дизель, У.М. Раньян. - М.: Фонд, 2012. - 274 с.
21. Друкер П.Ф. Практика менеджмента / Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2015. - 769 с.
22. Егоршин А.П. Основы управления персоналом / А.П. Егоршин. - М.: Инфра-М, 2012. - 176 с.
23. Еникеев М.И. Общая психология / М.И. Еникеев. - М.: ПРИОР, 2012. - 500с.
24. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: Учеб. пособие для вузов / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2014. - 512 с.
25. История менеджмента / Под ред. Д.В. Валового. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 258 с.
26. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой. - СПб.: Питер, 2001. - 587 с.
27. Кибанов А. Концепции мотивации и стимулирования трудовой деятельности / А. Кибанов. // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2014. - № 5. - С. 45 - 59.
28. Кибанов А. Мотивация и стимулирование персонала: взаимосвязь
понятий / А. Кибанов. // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2014. - № 6. - С. 11 - 18.
29. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 459 с.
30. Козлов В.В. Корпоративная культура: «костюм успешного бизнеса / В.В. Козлов, А.А. Козлова. // Управление Персоналом, 2012. - №11. - С. 34-38.
31. Комаров Е.И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом / Е.И. Комаров. // Управление персоналом. - 2012. - № 1. - С. 21-27.
32. Комаров Е.И. Культура управления: измерение и изменение / Е.И. Комаров. // Управление персоналом. - 2012. - №3. - С. 35-41.
33. Комиссарова Г.А. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие / Г.А. Комиссарова. - М.: Дело, 2012. - 389 с.
34. Лазарева Н.А. Социально-экономические механизмы мотивации трудовой деятельности / Н.А. Лазарева. - М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, 2013. - 24 с.
35. Магура М.И. Организационная культура как средство успешной реализации организационных изменений / М.И. Магура. // Управление персоналом. - 2012. - №1. - С. 38-43.
36. Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2015. - 672 с.
37. Магура М.И. Современные персонал-технологии / М.И. Магура, М.Б. Курбатова. - М.: Интел-Синтез, 2012. - 388 с.
38. Макарова И.К. Управление персоналом: Схемы и комментарии / И.К.
Макарова. - М.: Юриспруденция, 2014. - 96 с.
39. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 2013.
40. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон [и др.]. - М.: Дело, 2012. - 704 с.
41. Модели и методы управления персоналом: Российско-британское учебное пособие / Под ред. Моргунова Е.Б. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2015. - 489 с.
42. Никифоров А.Н. О регулировании оплаты труда / А.Н. Никифоров. // Общество и экономика. - 2013. - № 7-8. - С. 195 - 208.
43. Одегов Ю.Г. Управление персоналом. Оценка эффективности. Российская экономическая Академия им. Г.В. Плеханова / Ю.Г. Одегов. - М.: Экзамен, 2012. - 643 с.
44. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: АЗЪ, 2015.
- С.320.
45. Озеров, Г.М. Стратегия организации: от корпоративных
намерений к плану действий / Г.М. Озеров // Управление персоналом. - 2012.
- № 4. - С. 46.
46. Основы управления персоналом. / Под ред. Б.М. Ченкина. - М.: Инфра- М, 2012. - 260 с.
47. Положение об аттестации сотрудников и руководящего персонала ОАО «Эдельвейс».
48. Попов Д.Е. Мотивация руководителей как фактор выполнения стратегии предприятия / Д.Е. Попов. // Менеджмент в России и за рубежом, 2015. - № 3. - С. 25-30.
49. Прошкин Б.Г. Мотивация труда: Управленческий аспект / Б.Г. Прошкин.
- Новосибирск: СО РАН, 2014. - 380 с.
50. Прошкин Б.Г. О некоторых методологических принципах мотивации трудовой деятельности персонала / Б.Г.Прошкин. // Управление персоналом.
- 2013. - № 23. - С. 18 - 23.
51. Рамперсад Х.К. Общее управление качеством: личностные и
организационные изменения / Х.К. Рамперсад. - М.: Олимп-Бизнес, 2012. - 256 с.
52. Резник С.Д. Управление персоналом (Практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): Учеб. пособие / Резник С.Д. [и др.]. - М.: ИНФРА-М,
2013. - 560 с.
53. Ромашов О.В. Социология и психология управления / О.В. Ромашов, Л.О. Ромашова. - М: Инфра-М., 2014. - 512 с.
54. Румянцева З.П. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 3 / З.П. Румянцева [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2015.
55. Сосновый А. Разработка внутрифирменных систем оплаты труда, мотивации и стимулирования персонала / А. Сосновый. // Справочник по управлению персоналом. - 2014. - №1. - С. 37 - 43.
56. Спивак В.А. Корпоративная культура / В.А. Спивак. - СПб.: Питер, 2012. - 457 с.
57. Сувернева А.И. Нематериальная мотивация персонала / А.И. Сувернева. // Отдел кадров. - 2014. - № 1. - С. 18 - 26.
58. Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент
организационной культуры / М. Сухоруков. // Управление персоналом. -
2012. - №11 (53). - С. 16-22.
59. Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента / Ф.У. Тейлор. - Москва: Контроллинг, 2011.
60. Технологии управления персоналом в России. Опыт
профессионалов. - М.: HRC. Кадровый клуб, Книжный мир, 2015.
61. Томилов В. Формирование организационной культуры экономических систем / В. Томилов. // Проблемы теории и практики управления, 2014. - №1. - С. 36-40.
62. Томилов В.В. Культура предпринимательства / В.В. Томилов. - СПб.: Питер, 2012. - 267 с.
63. Травин В.В. Менеджмент персонала предприятия / В.В. Травин, В.А. Дятлов. - М.: Дело, 2012. - 272 с.
64. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М,
2012. - 389 с.
65. Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 560 с.
66. Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 638 с.
67. Уткин, Э.А. Мотивационный менеджмент / Э.А. Уткин, Т.В. Бутова. - М.: ТЕИС, 2014. - С. 236.
68. Федорова Н.В. Управление персоналом организации: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. - М.: КНОРУС, 2014. - 385 с.
69. Фролов С.С. Социология организаций / С.С. Фролов. - М.: Гардарики,
2013. - 384 с.
70. Хагеманн Г. Руководство по мотивации: Пер. с англ. / Г. Хагеманн. - М.: HIPPO, 2013. - 208 с.
71. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 1 / Х. Хекхаузен. - М.: Смысл, 2012 - 860 с.
72. Херцберг Ф. Мотивация к работе / Ф. Херцберг [и др.]. - М.: Вершина,
2013. - 240 с.
73. Храброва И.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции / И.А. Храброва. - М.: Альпина, 2012. - 432 с.
74. Цветаев В.М. Управление персоналом / В.М. Цветаев. - СПб.: Питер, 2012. - 192 с.
75. Шапиро С.А. Мотивация / С.А. Шапиро. - М.: ГроссМедиа, 2014. - 100 с.
76. Шапиро С.А. Основы управления персоналом в современных организациях / С.А. Шапиро, О.В. Шатаева. - М.: ГроссМедиа, 2014. - 182 с.
77. Шаховой В.А. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие / В.А.
Шаховой, С.А. Шапиро. - М.: Альфа-Пресс, 2012. - 332 с.
78. Шермерорн Дж. Организационное поведение / Дж. Шермерорн [и др.]. - СПБ.: Питер, 2012. - 640 с.
79. Эсаулова И. Для чего нужны стимулы? Анализ действующей системы мотивации персонала / И. Эсаулова. // Кадровик. Кадровый менеджмент. -
2014. - № 1. - С. 28 - 36.