Разработка и обоснование путей оптимизации ассортимента продукции ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка» №133
|
Введение 4
1. Описание объекта дипломирования и теоретические основы формирования
и управления ассортиментом продукции на предприятии розничной торговли. 6
1.1. Краткая характеристика предприятия 6
1.2. История создания предприятия, организационная структура 6
1.3. Понятие ассортимента продукции 9
1.4. Основные виды деятельности предприятия 19
2. Анализ деятельности ООО «Ак Барс Регион» магазин
«Наша Марка»№ 133. 23
2.1. Анализ выручки и объёма продаж 23
2.2. Анализ платёжеспособности и ликвидности предприятия 25
2.3. Оценка ассортиментной политики ООО «Ак Барс Регион» магазин
«Наша Марка»№ 133 30
2.4. Выводы по анализу и оценка путей развития 44
3. Пути оптимизации ассортимента продукции ООО «Ак Барс Регион»
магазин «Наша Марка» 133 и оценка эффективности предложенных
мероприятий. 50
3.1. Совершенствование ассортиментной политики 50
3.2. Предложения по формированию ассортиментной стратегии ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка»№ 133 57
3.3. Расчет эффективности предложенных мероприятий 64
Заключение 70
Список литературы 77
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
1. Описание объекта дипломирования и теоретические основы формирования
и управления ассортиментом продукции на предприятии розничной торговли. 6
1.1. Краткая характеристика предприятия 6
1.2. История создания предприятия, организационная структура 6
1.3. Понятие ассортимента продукции 9
1.4. Основные виды деятельности предприятия 19
2. Анализ деятельности ООО «Ак Барс Регион» магазин
«Наша Марка»№ 133. 23
2.1. Анализ выручки и объёма продаж 23
2.2. Анализ платёжеспособности и ликвидности предприятия 25
2.3. Оценка ассортиментной политики ООО «Ак Барс Регион» магазин
«Наша Марка»№ 133 30
2.4. Выводы по анализу и оценка путей развития 44
3. Пути оптимизации ассортимента продукции ООО «Ак Барс Регион»
магазин «Наша Марка» 133 и оценка эффективности предложенных
мероприятий. 50
3.1. Совершенствование ассортиментной политики 50
3.2. Предложения по формированию ассортиментной стратегии ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка»№ 133 57
3.3. Расчет эффективности предложенных мероприятий 64
Заключение 70
Список литературы 77
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. В условиях рыночных отношений особое место занимает маркетинг как система управления производственно- сбытовой деятельностью фирмы, нацеленная на эффективное удовлетворение потребительского спроса. Особое значение при этом отводится товарной политике как фундаменту маркетинговой деятельности, в том числе и основной ее составляющей - ассортиментной политике предприятия. Ассортиментная политика имеет экономическое и социальное значение. Экономическая важность заключается в том, что умелое управление ассортиментной политикой позволит предприятию выжить в условиях жесткой конкуренции. С социальной стороны управление ассортиментом воспитывает у потребителей вкусы на основе потребности, и наоборот, вкусы и потребности потребителей оказывают большое влияние на товарную политику.
Разработка нового товара, без которого предприятие проживет только короткую жизнь, открывает возможности для новаторства, продвижению научно-технического прогресса, и, что немаловажно, ведет к поиску более дешевого вида сырья.
Ассортиментная политика - одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно управлять этой политикой.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что организация коммерческой деятельности предприятия на товарном рынке являются одним из наиболее важных элементов системы взаимодействия фирмы и потребителя как субъектов экономических отношений.
Объект выпускной квалификационной работы - ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка»№133.
Предмет выпускной квалификационной работы - организация разработка и обоснование путей оптимизации ассортимента продукции ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка»№133.
Цель выпускной квалификационной работы - провести анализ организации разработки и обоснования путей оптимизации ассортимента продукции ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка»№133.
Задачами работы явились:
1. Описание объекта дипломирования и теоретические основы формирования и управления ассортиментом продукции на предприятии розничной торговли.
2. Анализ деятельности ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка»№133.
3. Предложить пути оптимизации ассортимента продукции ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка»№133 и оценку эффективности предложенных мероприятий.
Информационной базой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, информация ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка»№133.
Методы, применяемые при анализе: экономико-математические, метод сравнения, графический метод.
Результаты исследования могут быть использованы в текущей коммерческой деятельности предприятия розничной торговли с целью улучшения управления продажами и повышения эффективности ассортиментной политики.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Разработка нового товара, без которого предприятие проживет только короткую жизнь, открывает возможности для новаторства, продвижению научно-технического прогресса, и, что немаловажно, ведет к поиску более дешевого вида сырья.
Ассортиментная политика - одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно управлять этой политикой.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что организация коммерческой деятельности предприятия на товарном рынке являются одним из наиболее важных элементов системы взаимодействия фирмы и потребителя как субъектов экономических отношений.
Объект выпускной квалификационной работы - ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка»№133.
Предмет выпускной квалификационной работы - организация разработка и обоснование путей оптимизации ассортимента продукции ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка»№133.
Цель выпускной квалификационной работы - провести анализ организации разработки и обоснования путей оптимизации ассортимента продукции ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка»№133.
Задачами работы явились:
1. Описание объекта дипломирования и теоретические основы формирования и управления ассортиментом продукции на предприятии розничной торговли.
2. Анализ деятельности ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка»№133.
3. Предложить пути оптимизации ассортимента продукции ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка»№133 и оценку эффективности предложенных мероприятий.
Информационной базой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, информация ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка»№133.
Методы, применяемые при анализе: экономико-математические, метод сравнения, графический метод.
Результаты исследования могут быть использованы в текущей коммерческой деятельности предприятия розничной торговли с целью улучшения управления продажами и повышения эффективности ассортиментной политики.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
В данном дипломном проекте был проведен анализ ассортиментной политики ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка»№133 и были предложены мероприятия по ее оптимизации.
Одна из важнейших товароведных характеристик товаров - это ассортиментная характеристика, определяющая принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Ассортимент товара является перечнем товаров, объединенных по какому-либо признаку и удовлетворяющих потребности человека.
Ассортимент товаров является одним из важнейших факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения конкретных товаров на потребительском рынке. В условиях конкуренции рынок определяет необходимый ему ассортимент товаров, поэтому задачей любого хозяйствующего субъекта, в частности для торговой организации, является удовлетворение потребительского спроса лучше и эффективнее, чем конкуренты.
На основе проведенного анализа был сделан вывод, что по итогам 2013 года выручка составила 163 179 тыс. руб., что на 3 997 тыс. руб. или на 2,44% больше, чем в 2012 году. Объем товарооборота в 2014 году составил на 7 265 тыс. руб. или на 4,45% больше по сравнению с 2013 годом. Таким образом, выручка Общества ежегодно увеличивается.
Между тем показатель валовой прибыли в анализируемом периоде имел иную тенденцию. Так, в 2013 году наблюдается уменьшение валовой прибыли на 109 тыс. руб., а в 2014 году эта тенденция усилилась, и снижение валовой прибыли составило 1 419 тыс. руб. или 4,22% от уровня 2012 года. Следовательно, рост товарооборота был связан не столько с ростом объемов продаж, сколько с ростом закупочных и соответственно розничных цен на реализуемые товары.
Коммерческие расходы Общества за 3 года сократились на 1 680 тыс. руб. или на 5,4% по сравнению с 2012 годом. Благодаря этому прибыль от продаж в 2014 году выросла на 152 тыс. руб. или на 37% относительно уровня 2012 года. Прибыль до налогообложения и чистая прибыль составляют незначительную сумму на протяжении всего анализируемого периода. При этом в 2014 году чистая прибыль выросла за счет роста прибыли от продаж на 115 тыс. руб., однако за счет увеличения отрицательного сальдо прочих доходов и расходов на 61 тыс. руб. чистая прибыль увеличилась лишь на 40 тыс. руб.
По итогам 2014 года объем товарооборота вырос на 4,45% по сравнению с 2013 годом. Между тем в 2014 году потребительский спрос снизился, а закупочные цены на товары выросли, что сказалось на показателе рентабельности товарооборота по валовой прибыли, который снизился с 21,2% в 2012 году до 18,92% в 2014 году.
Между тем ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка» №133 в 2014 году провело работу по оптимизации коммерческих расходов, что позволило повысить уровень рентабельности товарооборота по прибыли от продаж до 0,33%.
Однако рентабельность товарооборота по прибыли от продаж и по чистой прибыли является очень низкой для организаций сферы торговли.
Динамика величины чистых активов Общества выглядит следующим образом. В анализируемом периоде чистые активы ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка»№133 увеличились на 99 тыс. рублей и составили на конец 2014 года 2 379 тыс. рублей. Размер чистых активов общества превышает размер уставного капитала, который составляет 500 тыс. рублей.
За счёт положительных результатов финансово-хозяйственной деятельности компании нераспределенная прибыль ежегодно увеличивается на 1-3%.
В 2014 году валюта баланса ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка»№133 увеличилась на 2 679 тыс. руб. по сравнению с 2012 годом, но уменьшилась на 6 587 тыс. руб. по сравнению с 2013 годом.
Уставный капитал общества в анализируемом периоде не изменился и составляет 500 тыс. рублей.
Дебиторская задолженность на конец 2014 года составила 184 тыс. рублей и уменьшилась по сравнению с 2013 годом на 316 тыс. рублей (в относительном выражении на 63,2%).
Товарные запасы в 2014 году увеличились на 647 тыс. рублей или на 15% по сравнению с 2012 годом. Однако по сравнению с 2013 годом наблюдается снижение их величины на 418 тыс. руб. или на 7,8%.
Остатки денежных средств в 2013 году составляли 8 078 тыс. руб., что почти в 11 раз превышало уровень 2012 года. Однако на конец 2014 года денежные средства Общества сократились на 5 732 тыс. руб. или на 71% по сравнению с 2013 годом.
Кредиторская задолженность на конец 2014 года составила 4 535 тыс. рублей и уменьшилась с начала года на 6 824 тыс. рублей (60,1%).
Задолженность по краткосрочным кредитам и займам возросла и на конец 2014 года составила 3 148 тыс. рублей. За анализируемый период компанией было получено кредитов на сумму 2700 тыс. рублей. Задолженность по долгосрочным кредитам и займам за отчетный период отсутствует.
В 2013 году в связи с ростом активов компании и снижением чистой прибыли рентабельность активов снизилась по сравнению с 2012 годом с 0,60% до 0,18%. В 2014 году чистая прибыль выросла, но несущественно. Однако наблюдалось снижение совокупных активов ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка»№133, что оказало влияние на показатель рентабельности активов, который вырос до 0,70%.
Аналогичная динамика наблюдалась по рентабельности оборотных активов, поскольку они составляют большую часть активов компании. Так, в 2012 году рентабельность оборотных активов составляла 0,93%, а в 2013 году в связи со снижением величины чистой прибыли и увеличением стоимости оборотных активов этот показатель снизился до 0,21%. В 2014 году в силу сокращение запасов рентабельность оборотных активов составила опять 0,93%.
Рентабельность собственного капитала в 2013 году также снизилась с 1,93% до 1,30% несмотря на ежегодный рост собственных средств компании. Существенную роль при этом сыграло снижение величины чистой прибыли, полученной по результатам 2013 года. В 2014 году на фоне увеличения чистой прибыли и собственного капитала рентабельность собственного капитала составила почти 3%.
Коэффициент абсолютной ликвидности в 2012 году составлял всего 0,05, то есть за счет абсолютно ликвидных активов (денежных средств) в этот период компания могла покрыть только 5% своих текущих обязательств (кредиторскую задолженность). В 2013 году этот показатель вырос до 0,71 за счет увеличения остатков денежных средств более чем в 40 раз. Кредиторская задолженность при этом также возросла почти в 2,5 раза. В 2014 году коэффициент абсолютной ликвидности снизился до 0,52, что было вызвано большими темпами снижения величины денежных средств компании (-72%) по сравнению с темпом снижения кредиторской задолженности (-62%). Между тем в 2013-2014 гг. значение коэффициента соответствует нормативному, то есть оптимальному для своевременного погашения наиболее срочных долгов.
Коэффициент промежуточной ликвидности в 2012 году также имел очень низкое значение - 0,07 при нормативном значении 0,8-1,0. Основной причиной этого явилась малая величина остатков денежных средств и дебиторской задолженности компании в этом периоде. В 2013-2014 гг. коэффициент промежуточной ликвидности вырос, но так и не достиг оптимального значения. Следовательно, у ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка»№133 существуют проблемы с погашением текущей кредиторской задолженности даже при условии исполнения своих обязательств дебиторами компании.
Коэффициент текущей ликвидности на протяжении исследуемого периода ежегодно увеличивается: в 2012 году он составлял 1,01, в 2013 году -1,24 и в 2014 году - 1,66. Это было обусловлено превышением темпов роста оборотных активов над кредиторской задолженностью компании. Однако нормативное значение данного показателя, которое характеризует оптимальную платежеспособность организации, составляет 2,0. Следовательно, у ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка»№133 существуют проблемы, связанные со своевременным расчетом за товары и услуги со своими поставщиками. То есть текущие активы для погашения краткосрочных долгов имеются, однако их недостаточно, чтобы после расчета с кредиторами продолжить нормальное осуществление своей хозяйственной деятельности.
Таким образом, несмотря на рост товарооборота ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка»№133 в процессе анализа было установлено, что в деятельности Общества имеются негативные тенденции, связанные со снижением платежеспособного спроса, ростом закупочных цен на реализуемые товары. Все это ведет к снижению рентабельности, эффективности и финансовых результатов компании, уменьшению ее капитализации, недостаточным уровнем платежеспособности.
В свою очередь низкая рентабельность и платежеспособность не позволят компании развиваться до тех пор, пока не будут решены данные проблемы. Таким образом, финансовые цели ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка» №133 в первую очередь связаны с повышением рентабельности и улучшением финансового состояния в части оптимизации структуры активов и обязательств для повышения уровня платежеспособности.
Таким образом, анализ ассортимента магазина «Наша Марка»№133 показал, что он является достаточно широким, глубоким, устойчивым. Общая тенденция для всего ассортимента торгового предприятия - рост объемов продаж по всем товарным группам ассортимента и снижение рентабельности по ключевым товарным группам. После изучения формирования ассортимента магазина «Наша Марка»№133 было установлено, что в процессе подбора необходимого ассортимента товаров в организации руководствуются рядом общих принципов. Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания покупателями. Рациональное построение ассортимента товаров магазина «Наша Марка»№133 предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка.
Для повышения эффективности коммерческой деятельности по формированию ассортимента по продовольственным группам товаров для магазина «Наша Марка» можно предложить следующие мероприятия:
- Более гибко реагировать на новинки в производстве продукции, осуществлять совместные акции по их продвижению (заключение договора с поставщиками на проведения акций);
- Изучать ассортимент конкурентов (розничные предприятия: другие универмаги, универсамы, магазины в городе Нижнекамск), их слабые стороны, находить конкурентные преимущества с целью завоевывания еще большей части обслуживаемого населения.
2) Совершенствование и продвижение интернет-сайта компании. В ходе анализа было установлено, что отсутствует какое-либо продвижение интернет-сайта компании. Кроме того, на сайте отсутствует подробная информация, которая бы позволила его посетителям получить максимум информации и подтолкнуть к звонку или личной встрече с отделом продаж. В связи с этим необходимо проанализировать сайт с точки зрения полезности и удобства для клиентов, внести соответствующие корректировки в интерфейс и его содержание, а также осуществлять постоянное продвижение ресурса в среде интернет.
3) Интернет-реклама компании. Было выявлено, что реклама в среде интернет используется ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка»№133 не в полной мере и не является системной. Рекомендуем проанализировать специализированные сайты других компаний и разместить на наиболее популярных из них рекламные баннеры с предложениями компании. Кроме того, в последнее время в бизнес среде очень популярны интернет-издания (бизнес-газеты, журналы специализированной направленности). Необходимо также проанализировать их и выбрать наиболее подходящие для размещения в данных изданиях статей рекламного характера, которые бы рассказывали аудитории о предложениях и успехах компании, ее приоритетах для клиентов, наградах и т.п.
Таким образом, оценка эффективности проекта показала следующее:
- чистый доход за 5 лет составит 97 112 тыс. руб.;
- чистый дисконтированный доход за 5 лет - 51 637 тыс. руб.;
- индекс доходности - 239,84;
- внутренняя норма доходности - 13,3191;
- срок окупаемости - 0,03 месяца;
- дисконтированный срок окупаемости - 1,8 месяца.
Следовательно, эффективность предлагаемых мероприятий является высокой и позволит ООО «Ак Барс Регион» повысить результативность своей деятельности за счет расширения ассортимента компании.
Одна из важнейших товароведных характеристик товаров - это ассортиментная характеристика, определяющая принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Ассортимент товара является перечнем товаров, объединенных по какому-либо признаку и удовлетворяющих потребности человека.
Ассортимент товаров является одним из важнейших факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения конкретных товаров на потребительском рынке. В условиях конкуренции рынок определяет необходимый ему ассортимент товаров, поэтому задачей любого хозяйствующего субъекта, в частности для торговой организации, является удовлетворение потребительского спроса лучше и эффективнее, чем конкуренты.
На основе проведенного анализа был сделан вывод, что по итогам 2013 года выручка составила 163 179 тыс. руб., что на 3 997 тыс. руб. или на 2,44% больше, чем в 2012 году. Объем товарооборота в 2014 году составил на 7 265 тыс. руб. или на 4,45% больше по сравнению с 2013 годом. Таким образом, выручка Общества ежегодно увеличивается.
Между тем показатель валовой прибыли в анализируемом периоде имел иную тенденцию. Так, в 2013 году наблюдается уменьшение валовой прибыли на 109 тыс. руб., а в 2014 году эта тенденция усилилась, и снижение валовой прибыли составило 1 419 тыс. руб. или 4,22% от уровня 2012 года. Следовательно, рост товарооборота был связан не столько с ростом объемов продаж, сколько с ростом закупочных и соответственно розничных цен на реализуемые товары.
Коммерческие расходы Общества за 3 года сократились на 1 680 тыс. руб. или на 5,4% по сравнению с 2012 годом. Благодаря этому прибыль от продаж в 2014 году выросла на 152 тыс. руб. или на 37% относительно уровня 2012 года. Прибыль до налогообложения и чистая прибыль составляют незначительную сумму на протяжении всего анализируемого периода. При этом в 2014 году чистая прибыль выросла за счет роста прибыли от продаж на 115 тыс. руб., однако за счет увеличения отрицательного сальдо прочих доходов и расходов на 61 тыс. руб. чистая прибыль увеличилась лишь на 40 тыс. руб.
По итогам 2014 года объем товарооборота вырос на 4,45% по сравнению с 2013 годом. Между тем в 2014 году потребительский спрос снизился, а закупочные цены на товары выросли, что сказалось на показателе рентабельности товарооборота по валовой прибыли, который снизился с 21,2% в 2012 году до 18,92% в 2014 году.
Между тем ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка» №133 в 2014 году провело работу по оптимизации коммерческих расходов, что позволило повысить уровень рентабельности товарооборота по прибыли от продаж до 0,33%.
Однако рентабельность товарооборота по прибыли от продаж и по чистой прибыли является очень низкой для организаций сферы торговли.
Динамика величины чистых активов Общества выглядит следующим образом. В анализируемом периоде чистые активы ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка»№133 увеличились на 99 тыс. рублей и составили на конец 2014 года 2 379 тыс. рублей. Размер чистых активов общества превышает размер уставного капитала, который составляет 500 тыс. рублей.
За счёт положительных результатов финансово-хозяйственной деятельности компании нераспределенная прибыль ежегодно увеличивается на 1-3%.
В 2014 году валюта баланса ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка»№133 увеличилась на 2 679 тыс. руб. по сравнению с 2012 годом, но уменьшилась на 6 587 тыс. руб. по сравнению с 2013 годом.
Уставный капитал общества в анализируемом периоде не изменился и составляет 500 тыс. рублей.
Дебиторская задолженность на конец 2014 года составила 184 тыс. рублей и уменьшилась по сравнению с 2013 годом на 316 тыс. рублей (в относительном выражении на 63,2%).
Товарные запасы в 2014 году увеличились на 647 тыс. рублей или на 15% по сравнению с 2012 годом. Однако по сравнению с 2013 годом наблюдается снижение их величины на 418 тыс. руб. или на 7,8%.
Остатки денежных средств в 2013 году составляли 8 078 тыс. руб., что почти в 11 раз превышало уровень 2012 года. Однако на конец 2014 года денежные средства Общества сократились на 5 732 тыс. руб. или на 71% по сравнению с 2013 годом.
Кредиторская задолженность на конец 2014 года составила 4 535 тыс. рублей и уменьшилась с начала года на 6 824 тыс. рублей (60,1%).
Задолженность по краткосрочным кредитам и займам возросла и на конец 2014 года составила 3 148 тыс. рублей. За анализируемый период компанией было получено кредитов на сумму 2700 тыс. рублей. Задолженность по долгосрочным кредитам и займам за отчетный период отсутствует.
В 2013 году в связи с ростом активов компании и снижением чистой прибыли рентабельность активов снизилась по сравнению с 2012 годом с 0,60% до 0,18%. В 2014 году чистая прибыль выросла, но несущественно. Однако наблюдалось снижение совокупных активов ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка»№133, что оказало влияние на показатель рентабельности активов, который вырос до 0,70%.
Аналогичная динамика наблюдалась по рентабельности оборотных активов, поскольку они составляют большую часть активов компании. Так, в 2012 году рентабельность оборотных активов составляла 0,93%, а в 2013 году в связи со снижением величины чистой прибыли и увеличением стоимости оборотных активов этот показатель снизился до 0,21%. В 2014 году в силу сокращение запасов рентабельность оборотных активов составила опять 0,93%.
Рентабельность собственного капитала в 2013 году также снизилась с 1,93% до 1,30% несмотря на ежегодный рост собственных средств компании. Существенную роль при этом сыграло снижение величины чистой прибыли, полученной по результатам 2013 года. В 2014 году на фоне увеличения чистой прибыли и собственного капитала рентабельность собственного капитала составила почти 3%.
Коэффициент абсолютной ликвидности в 2012 году составлял всего 0,05, то есть за счет абсолютно ликвидных активов (денежных средств) в этот период компания могла покрыть только 5% своих текущих обязательств (кредиторскую задолженность). В 2013 году этот показатель вырос до 0,71 за счет увеличения остатков денежных средств более чем в 40 раз. Кредиторская задолженность при этом также возросла почти в 2,5 раза. В 2014 году коэффициент абсолютной ликвидности снизился до 0,52, что было вызвано большими темпами снижения величины денежных средств компании (-72%) по сравнению с темпом снижения кредиторской задолженности (-62%). Между тем в 2013-2014 гг. значение коэффициента соответствует нормативному, то есть оптимальному для своевременного погашения наиболее срочных долгов.
Коэффициент промежуточной ликвидности в 2012 году также имел очень низкое значение - 0,07 при нормативном значении 0,8-1,0. Основной причиной этого явилась малая величина остатков денежных средств и дебиторской задолженности компании в этом периоде. В 2013-2014 гг. коэффициент промежуточной ликвидности вырос, но так и не достиг оптимального значения. Следовательно, у ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка»№133 существуют проблемы с погашением текущей кредиторской задолженности даже при условии исполнения своих обязательств дебиторами компании.
Коэффициент текущей ликвидности на протяжении исследуемого периода ежегодно увеличивается: в 2012 году он составлял 1,01, в 2013 году -1,24 и в 2014 году - 1,66. Это было обусловлено превышением темпов роста оборотных активов над кредиторской задолженностью компании. Однако нормативное значение данного показателя, которое характеризует оптимальную платежеспособность организации, составляет 2,0. Следовательно, у ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка»№133 существуют проблемы, связанные со своевременным расчетом за товары и услуги со своими поставщиками. То есть текущие активы для погашения краткосрочных долгов имеются, однако их недостаточно, чтобы после расчета с кредиторами продолжить нормальное осуществление своей хозяйственной деятельности.
Таким образом, несмотря на рост товарооборота ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка»№133 в процессе анализа было установлено, что в деятельности Общества имеются негативные тенденции, связанные со снижением платежеспособного спроса, ростом закупочных цен на реализуемые товары. Все это ведет к снижению рентабельности, эффективности и финансовых результатов компании, уменьшению ее капитализации, недостаточным уровнем платежеспособности.
В свою очередь низкая рентабельность и платежеспособность не позволят компании развиваться до тех пор, пока не будут решены данные проблемы. Таким образом, финансовые цели ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка» №133 в первую очередь связаны с повышением рентабельности и улучшением финансового состояния в части оптимизации структуры активов и обязательств для повышения уровня платежеспособности.
Таким образом, анализ ассортимента магазина «Наша Марка»№133 показал, что он является достаточно широким, глубоким, устойчивым. Общая тенденция для всего ассортимента торгового предприятия - рост объемов продаж по всем товарным группам ассортимента и снижение рентабельности по ключевым товарным группам. После изучения формирования ассортимента магазина «Наша Марка»№133 было установлено, что в процессе подбора необходимого ассортимента товаров в организации руководствуются рядом общих принципов. Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания покупателями. Рациональное построение ассортимента товаров магазина «Наша Марка»№133 предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка.
Для повышения эффективности коммерческой деятельности по формированию ассортимента по продовольственным группам товаров для магазина «Наша Марка» можно предложить следующие мероприятия:
- Более гибко реагировать на новинки в производстве продукции, осуществлять совместные акции по их продвижению (заключение договора с поставщиками на проведения акций);
- Изучать ассортимент конкурентов (розничные предприятия: другие универмаги, универсамы, магазины в городе Нижнекамск), их слабые стороны, находить конкурентные преимущества с целью завоевывания еще большей части обслуживаемого населения.
2) Совершенствование и продвижение интернет-сайта компании. В ходе анализа было установлено, что отсутствует какое-либо продвижение интернет-сайта компании. Кроме того, на сайте отсутствует подробная информация, которая бы позволила его посетителям получить максимум информации и подтолкнуть к звонку или личной встрече с отделом продаж. В связи с этим необходимо проанализировать сайт с точки зрения полезности и удобства для клиентов, внести соответствующие корректировки в интерфейс и его содержание, а также осуществлять постоянное продвижение ресурса в среде интернет.
3) Интернет-реклама компании. Было выявлено, что реклама в среде интернет используется ООО «Ак Барс Регион» магазин «Наша Марка»№133 не в полной мере и не является системной. Рекомендуем проанализировать специализированные сайты других компаний и разместить на наиболее популярных из них рекламные баннеры с предложениями компании. Кроме того, в последнее время в бизнес среде очень популярны интернет-издания (бизнес-газеты, журналы специализированной направленности). Необходимо также проанализировать их и выбрать наиболее подходящие для размещения в данных изданиях статей рекламного характера, которые бы рассказывали аудитории о предложениях и успехах компании, ее приоритетах для клиентов, наградах и т.п.
Таким образом, оценка эффективности проекта показала следующее:
- чистый доход за 5 лет составит 97 112 тыс. руб.;
- чистый дисконтированный доход за 5 лет - 51 637 тыс. руб.;
- индекс доходности - 239,84;
- внутренняя норма доходности - 13,3191;
- срок окупаемости - 0,03 месяца;
- дисконтированный срок окупаемости - 1,8 месяца.
Следовательно, эффективность предлагаемых мероприятий является высокой и позволит ООО «Ак Барс Регион» повысить результативность своей деятельности за счет расширения ассортимента компании.



