ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1. Место и роль Я-концепции в структуре личности 6
1.2. Структура и содержание «Образа-Я»» 17
1.3. Возможности личностного развития через работу с Образом себя 19
II. МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО
РАЗВИТИЯ РАБОТНИКОВ САЛОНА КРАСОТЫ 28
2.1. Характеристика выборки 28
2.2. Методы и организация исследования содержания «Образа-Я» у
работников салона красоты 28
III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РАБОТНИКОВ САЛОНА КРАСОТЫ 38
3.1. Определение «Я-реального» и «Я-идеального» в структуре личности
работников салона красоты 38
3.2. Полимотивационные тенденции в «Я - концепции» работников
салона красоты 41
3.3. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования
особенностей личностного развития работников салона красоты 45
Выводы 55
Заключение 58
Список литературы
Актуальность. Обращение к изучению развития Я-концепции в нашем исследовании обусловлено возрастающими требованиями к эффективности профессиональной деятельности работников салонов красоты, основой которой являются профессионализм, личностные и индивидуальные качества. Система повышения квалификации, система стимулирования и мотивации - данные направления в структуре управлении персоналом требуют знаний и представлений об индивидуальных факторах и тенденциях личностного развития работников. Каким видят себя сами работники? Какое содержание составляет структуру идеального Образа себя? Именно это содержание может обусловить перспективные направления в развитии и саморазвитии работников.
Отмечая важность формирования и развития Я-концепции, и «Образа- Я» как составной части, работников массовых профессий, следует выделить противоречие, сложившееся между реальным Образом себя работников и идеальным преставлением о себе, которое и определяет тенденции личностного развития, что актуально в современной ситуации.
При этом позитивное развитие Я-концепции в целом сопровождается саморазвитием работников массовых профессий и обеспечивает изменение их организационного поведения.
Выявление психологических особенностей «Образа-Я» работников массовых профессий позволит определить уровень их профессионального потенциала и выработать направления личностно-профессионального развития.
В связи с этим одной из актуальных задач науки и практики является изучение содержания «Образа-Я» работников салона красоты.
Цель исследования: выявить психологические особенности и
содержание «Образа-Я» работников салона красоты.
Объект исследования : «Образ - Я» работников салона красоты.
Предмет исследования - Я-идеальное в содержании «Образа - Я» работников салона красоты.
Задачи исследования
1. Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы исследования.
2. Выявить содержание «Образа-Я» работников салона красоты при помощи методики межличностных отношений Т.Лири
3. Определить мотивационный профиль работников при помощи диагностики полимотивационных тенденций в «Я-концепции» личности при помощи методики С.М.Петровой.
4. Выявить связь элементов Я-реального и Я-идеального с выраженными мотивами у работников салона красоты.
Гипотеза исследования заключается в том, что существует связь между характеристиками «Образа - Я» работников салона красоты и выраженными у них мотивами.
Методы исследования. Использовались следующие теоретические методы исследования: анализ психологической, социальной литературы по проблеме, методы анализа и синтеза. К использованным эмпирическим методам относятся: психологический опрос, анкетирование, беседа,
тестирование.
Практическая значимость исследования. Выявленные в ходе исследования тенденции личностного развития работников салона красоты могут быть использованы для определения индивидуальных перспектив профессионального роста и для планирования деятельности центров обучения и повышения квалификации работников салона красоты. Сделана попытка разработать модульный курс для актуализации «Образа-Я» работников салона красоты.
Новизна. Исследовалось содержание «Образа-Я» работников салона красоты. Выявлено содержание Я-реального и Я-идеального в «Образе - Я».
Структура работы. Структура дипломной работы обусловлена поставленными в исследовании задачами и включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и 4 приложения. Глава первая посвящена теоретическому анализу проблемы исследования личностного развития. Во второй главе работы характеризуются выборка и методы исследования. На основе полученных данных и их анализа в третьей главе дипломной работы нами представлены результаты исследования и подтверждена гипотеза.
По итогам проведенного исследования мы сделали основные выводы.
Самосознание есть осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание отражается в Я-концепции, что означает в целом установку человека по отношению к себе, к своим действиям.
К функциям Я-концепции относят: достижение внутренней
согласованности личности, интерпретация жизненного опыта, ожидания человека в отношении своего будущего. В процессе становления Я- концепции отношение родителей к ребенку, принятие его или отвержение, формирует у него одной из четырех установок как по отношению к себе, так и по отношению к другому. Аспекты работы со своей Я-концепцией по И. Калинаускасу заключаются в трех вариантах: Я как Я, Я как Другой, Я как Мы.
Образ «Я» - это представление человека о себе самом. Оно не всегда выражено словами, чаще - это что-то вроде внутренней картинки. Он себя представляет, ощущает, переживает. Образ внутреннего мира каждого из нас - уникален. Он включает свой, личный набор характеристик, среди которых у одних преобладают социальные, у других -
психологические, у третьих - физические. Важно еще отметить следующее: одни и те же характеристики могут входить в образ «Я» разных людей, но при этом эмоционально они их оценивают по-разному.
Человек с развитым самосознанием, однако, далеко не всегда должен совершить реальный поступок для того, чтобы осознать самого себя. Обладая способностью к предвосхищению событий, человек обладает способностью и к предвосхищению смыслов «Я», открывающихся в результате поступков. Но такое предвосхищение требует от человека особого знания себя - знания своей личности со стороны тех структур, которые лежат в основе образования конфликтных смыслов.
Для исследования были выбраны 46 работников салона красоты. Возрастной состав: 18-25 лет - 26%, 26-35 лет - 35%, 36-45 - 30 %, 46-57 лет - 9 %. Образовательный уровень: средне-специальное образование имеют 61% исследуемых, высшее - 22%, среднее - 13%.
Исследования проводилось салонах красоты: «Магия красоты», «Ларкон».
Цель данного исследования - выявить психологические особенности и содержание «Образа-Я» работников салонов красоты.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Выявить содержание «Образа-Я» работников салона красоты при помощи методики межличностных отношений Т.Лири
2. Определить мотивационный профиль работников при помощи диагностики полимотивационных тенденций в «Я-концепции» личности С.М.Петровой
3. Выявить связь элементов Я-реального и Я-идеального с
выраженными мотивами работников салона красоты.
В данном исследовании были применены три методики: методика межличностных отношений Т. Лири, диагностика полимотивационных тенденций в «Я - концепции» личности Петровой С.М., метод математической статистики (коэффициент корреляции по Пирсону).
В итоге проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. В Я-реальном группы работников ярко выражен октант IV - доверчивость - послушность - зависимость, что характерно для данной профессии.
2. В Я-идеальном выражены противоречивые тенденции: I и VII октанты:. I - стремление к лидерству - властность - деспотизм; VII - добросердечие - несамостоятельность - чрезмерный конформизм. В структуре Я-идеального проявляется стремление к власти, с другой стороны - есть желание к комфортному существованию, несамостоятельности.
3. По итогам исследования в группе исследуемых особо выражены следующие мотивы:
- стремление к материальному благополучию в жизни;
- ориентация на упрощенные способы существования;
- высокая потребность в выполнении работы, направленность на труд через преодоление трудностей в познавательном и в трудовом аспекте;
- выражена потребность в активном преодолении трудностей, стремлении бороться с жизненными обстоятельствами;
- потребность в избегании неприятностей с внешним окружением, угроз, опасностей.
4. Мы выявили следующие связи между содержанием Я-реального и Я-идеального и мотивами работников салона красоты:
- доверчивость - послушность - зависимость в содержании Я- реального и Я-идеального работников салона красоты связаны с мотивацией позитивного отношения;
- в Я-идеальном выявлена связь между доверчивостью и альтруистической мотивацией;
- добросердечие - несамостоятельность - чрезмерный конформизм в содержании Я-реального связаны с гедонистической мотивацией и мотивацией позитивного отношения;
- в содержании Я-идеального замечена обратная связь между добросердечием - несамостоятельностью и альтруистической мотивацией.
- выраженность в содержании Я-реального и Я-идеального работников салона красоты стремления к власти связана с акизитивной (материальной) мотивацией;
- бескорыстие и жертвенность в содержании Я-реального и Я- идеального работников салона связаны с альтруистической мотивацией.
Данные подтверждены методом математической статистики.
Таким образом, наша гипотеза о том, что существует связь между характеристиками «Образ-Я» работников салона красоты и выраженными у них мотивами, подтверждена.
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 336 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981. - С. 19-45.
3. Агеев В.С, Андреева Г.М. Специфика подхода к исследованию перцептивных процессов в социальной психологии // Межличностное восприятие в группе. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - С. 14-26.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.,1996. - 231 с.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1985. - 406 с.
6. Бодалев А.А. Межличностное восприятие и понимание. Личность и общество. - М.: Педагогика, 1983. - 261 с.
7. Бодалев А.А., Столин В.А. Общая психодиагностика. - СПб.: Изд-во «Речь», 2004. - 440 с.
8. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1978. - № 4. - С. 78-85.
9. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб., Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 638 с.
10. Васьковская С.В. Психология сознания (У.Джемс) // Вопросы психологии. - 2004. - № 5. - С. 112-114.
11. Венгер Л.А., В.С. Мухина Психология. - М.: Просвещение, 1988. - 389 с.
12. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики / Т. Лири. - М., 1990.
13. Калинаускас И.Н. Игры, в которые играет «Я». - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
14. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.:
Политиздат, 1984. - 335 с.
15. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психол. журн., 1981. - Т.
2. - № 3. - С. 25-38.
16. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 366 с.
17. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психол. журн. 1987. - Т.8. - №4. - С. 126-137.
18. Кон И.С., Шалин Д. Н. Мид и проблема человеческого Я // Вопр. философии. - 1969. - №12. - С. 85-96.
19. Копылова А.П. Динамика самооценки и ожидаемой оценки в условиях вхождения личности в новый коллектив // Новые исследования в психологии. - М.: Педагогика, 1976. - С. 43-48.
20. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2003. - 423 с.
21. Крэйн У. Теории развития. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с.
22. Кригер Г.Н. К изучению проблемы структуры самосознания личности в отечественной психологий // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. - 2003. - 410 с.
23. Крутова Е. М. Факторы, влияющие на характер представлений о себе // Личность в системе коллективных отношений. - М.: Изд-во АПН СССР, 1980. - 130 с.
24. Лейбин В.М. Психоаналитическая трактовка структуры личности и неофрейдистская концепция самости // Вопр. философии. - 1977. - №6. - С. 149-158.
25. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ. - 1996. - №4. - С. 35-42.
26. МакДаугол У. Основные проблемы социальной психологии. Гл. 7 // Рост самосознания и чувства собственного достоинства. - М., 1916. - С. 128-153.
27. Маслоу А. Психология бытия. - М.: Рефл-бук, 1997. - 304 с.
28. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт (МПСИ), 2009 - 544 с.
29. Методика личностного дифференциала (вариант,
адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева) / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М., 2002.
30. Мид Д. Интернализованные другие и самость / Д. Мид; пер с англ. В.И. Добренький // Американская социологическая мысль. - М. Коск. ун-та, 1996. - С. 224 -227.
31. Молахальцева Е.П. Проблемы категории «Я» в современной франкоязычной психологии // Теоретические и прикладные проблемы психологии. - М.,1985. - С. 226-240.
32. Немов Р.С., Психология. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М., Просвещение, 1995.
33. Психология. Учебник / под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект,
1999. - 532 с.
34. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. - М., 2003.
35. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Просвещение, 1994. - 480 с.
36. Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1990. - № 2. - С. 58-65.
37. Ротенберг В. Образ Я и поведение. - Иерусалим: МАХАНАИМ,
2000.
38. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. - Вып. 3.
39. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.,1983.
40. Соколов З.В. Культура и личность. - М.: Наука,. 1972. - 228 с.
41. Социальная психология. Уч.пособие / под ред. А.В.Петровского. - М., 1978.
42. Спиркин А.Г. Философия. 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с.
43. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Московского Университета, 1983. - 366 с.
44. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. - Ростов н/Д.: МарТ, 2001.
45. Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1986. - 238 с.
46. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608 с.
47. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. - М.: Флинта, 2006. - 356 с.
48. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. - М.:
Просвещение, 2003. - 456 с.
49. Ярошевский М.Г. Экзистенциальная психология и проблема личности // Вопросы психологии. - 1973 - № 6. - С. 25-37.
50. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. - М., 1974. - С. 279-287.
51.