Определения, обозначения и сокращения 4
Введение 5
1. Постановка задачи 8
1.1 Выбор подхода к решению задачи 8
2. Проведение опросов 10
2.1 Анкетирование 11
2.2 Интервью 14
3. Целевая аудитория
4. Юзабилити-тестирование
4.1 Коридорное тестирование 19
4.2 Удаленное модерируемое тестирование 20
4.3 Удаленное немодерируемое тестирование 20
4.4 Экспертная оценка 20
4.5 А/В тестирование 20
4.6 Результаты тестирования 21
5. Правила проектирования интерфейсов для людей с ограниченными
возможностями 24
5.1 Зрение 24
5.2 Слух 27
5.3 Мелкая моторика пальцев рук 28
5.4 Мышление 29
5.5 Общение 31
6. Универсальный дизайн 32
6.1 Принципа универсального дизайна 32
7. Процесс создания прототипа пользовательского интерфейса 34
7.1 Вход и регистрация
7.2 Главная 34
7.3 Сообщения 36
7.4 Звонки 37
7.5 Собеседники 37
7.6 Настройки 37
7.7 Помощь 38
8. Процесс дизайна
9. Доработка 41
10. Предложения для будущего развития 42
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
В наши дни разработчики новых технологий не просто бессознательно стремятся вперед, открывая новые возможности, но и ставят перед собой цель адаптации пользователей к этим самым технологиям. И на сегодняшний день в этом больше всего нуждаются пожилые люди.
Сейчас очень редко можно встретить пожилого человека с идеальным зрением и слухом, почти у каждого есть какие-либо физические нарушения. Такие простые действия, как разговор по телефону, спуск по лестнице или даже определение срока годности молока, могут стать сложными для людей с ограниченными возможностями.
Однако все чаще мы встречаем бабушек с планшетом, а смартфоны заменяют обычные телефоны и среди старшего поколения. Именно пожилых людей и стоит приобщать к высоким технологиям посредством различных программ и приложений, простых и удобных для использования.
В рамках курсовой работы были разработаны правила, которых нужно придерживаться при проектировании приложений для помощи незрячим, глухонемым, больным мигренью и другим людям с ограниченными возможностями (п. №4).
Опираясь на эти правила и на основы универсального дизайна, в рамках дипломной работы был решено создать интерфейс приложения для помощи пожилым людям.
Web - не барьер для людей с ограниченными возможностями, это - решение [1]. Действительно ли свободное пользование современными технологиями так важно для людей с ограниченными возможностями?
В целом, 60% граждан Европейского Союза часто используют Интернет. Это означает, что больше, чем 60% инвалидов (>30 млн. человек) пользуются Интернетом [Рисунок 1] [2].
С возрастом люди продолжают пользоваться Интернетом до тех пор, пока это доступно для них.
Феномен «седеющего населения» был впервые обнаружен во второй половине ХХ века. В древности и в средние века старость была очень редким явлением: до XVII века только 1% людей достигал 65-летнего возраста. К началу XIX века этот показатель повысился до 4%. На повышение продолжительности жизни оказали влияние многие факторы: развитие области здравоохранения (особенно путем борьбы с инфекционными и другими заболеваниями), улучшение питания, совершенствование медицинского обслуживания и другие. В 1950 году пожилые люди в возрасте 60 лет и старше составляли 8% мирового населения, в 2000 году - уже 10%. Сегодня, по оценкам демографов, около 70% населения Европы проживут более 65 лет, а 30-40% — более 80 [3].
Существует достаточно большое количество продуктов, которые рассчитаны на современную аудиторию: на молодежь, на детей, на людей среднего возраста - игры, социальные сети, информационные ресурсы, бизнес-приложения и другие, - но крайне мало продуктов, учитывающих потребности и ограничения людей преклонного возраста и людей с ограниченными возможностями.
На данный момент уже созданы приложения для тренировки памяти, упоминания о приеме лекарств, также различные оболочки под Ios и Android устройства. Для чтения в электронных книгах добавлена возможность установки крупного шрифта, а для прослушивания аудиозаписей - музыки, аудиокниг и радиопостановок - минимально заполненные лишним функционалом и простые в управлении mp3-плееры.
Очевидно, что в ИТ-сфере назрела необходимость создания устройств и приложений, которые обеспечат пожилым людям и людям с ограниченными возможностями свободный доступ к различным функциям, учитывая при этом следующие особенности целевой аудитории:
• трудности с изучением нового;
• неуверенность в своих силах и слабая психологическая
устойчивость;
• слабое зрение;
• слабый слух;
• ограниченность в движениях кистей и пальцев рук в виду
заболеваний или травм суставов;
• плохая мелкая моторика мышц рук;
• возможное бездействие одной из рук (последствия ранения, травмы или инсульта).
На фоне современных тенденций было принято сделать такое приложение и активно заняться проектированием и разработкой прототипа, сделав упор на UX.
Цели дипломной работы:
1. Сбор и анализ информации о существующих устройствах и приложениях. Проведение юзабилити-тестирования самых часто используемых из них целевой аудиторией.
2. Создание прототипа пользовательского веб-приложения, удовлетворяющего правилам проектирования интерфейсов для людей с ограниченными возможностями.
В результате выполнения дипломной работы было проведено исследование по использованию современных технологий людьми преклонного возраста, спроектирован интерфейс пользовательского веб-приложения «Пара слов» и разработан интерактивный дизайн для дальнейшего внедрения в разработку. Интерфейс позволяет упростить возможность общения для людей с ограниченными возможностями и обеспечить быстрый доступ к некоторым информационным ресурсам и контактной информации близких.
В процессе выполнения дипломной работы были решены следующие задачи:
1. Проведение опросов среди людей определенного возраста с целью выявления целевой аудитории и дальнейшего юзабилити- тестирования
2. Создание прототипа пользовательского веб-приложения в программе Axure RP, опираясь на правила проектирования интерфейсов для людей с ограниченными возможностями, которые были выдвинуты в рамках курсовой работы
3. Процесс дизайна интерфейса с опорой на существующие принципы Универсального дизайна
4. Верстка дизайна в программе Axure RP
5. Юзабилити-тестирование первой версии пользовательского интерфейса веб-приложения и дальнейшие доработки
Анализируя существующие приложения, которыми пользуется большая часть людей с ограниченными возможностями, можно сделать вывод, что они рассчитаны на молодую аудиторию и людей, которые знакомы с современными представлениями информации. Основная проблема в том, что направление универсального дизайна недостаточно развито, и поэтому его не принимают во внимание создатели продуктов.
У большинства инвалидов ограниченные способности появляются с возрастом. Следовательно, любое нарушение в организме может произойти со всеми.
1. Shawn Lawton H. Just Ask: Integrating Accessibility Throughout Design / Henry Shawn Lawton - Madison, WI: ET Lawton, 2007. - 25c.
2. По данным исследования Eurostat в 2015 году, по итогам 2014 года.
Information society statistics - households and individuals [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-
explained/index.php/Information society statistics -
_households_and_individuals,свободный
3. Якунин В.И. Социальное измерение государственной экономической политики / В.И. Якунин, В.Д. Роик, С.С. Сулакшин. - Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования: Экономика, 2007. С. 128-157
4. Опрос как метод получения первичной информации [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.grandars.ru/college/sociologiya/opros.html,свободный
5. Линдстром М. Buyology : увлекательное путешествие в мозг современного потребителя / Мартин Линдстром. - Эксмо, 2010. С. 63-66
6. По данным Министерства социальной политики Нижегородской области. Результаты опросов граждан пожилого возраста о результатах обучения, использовании компьютера и Интернета [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://computer.minsocium.ru/about/surveys,свободный
7. Обзор методов юзабилити-тестирования [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.slideshare.net/VLDCORP/ss-20219368,свободный
8. Universal design. Clarification of the concept / The Norwegian Ministry of the Environment // Тематический реферат - 2007. C. 4
9. Леонтьева Е. Доступная среда и универсальный дизайн глазами инвалида. Базовый курс. Практическое пособие / Елена Леонтьева - Татлин, 2013. С. 113
10. Introduction to Web Accessibility [Электронный ресурс]. Режим доступа:http ://webaim.org/intro/,свободный
11. Уэйншенк С. 100 главных принципов дизайна. Как удержать внимание / Сьюзан Уэйншенк - СПб.: Питер, 2015. С. 13-31
12. WAI Guidelines and Techniques [Электронный ресурс]. Режим доступа:https: //www.w3 .org/WAI/guid-tech. html,свободный