ОСОБЕННОСТИ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ ПОСЛЕ ВТОРОЙ
МИРОВОЙ ВОЙНЫ 9
1.1. Политические реформы в Японии 40-50 годов XX века 9
1.2. Трансформация государственной японской политической системы
страны во время американской оккупации 1945-1952 года 26
1.3. Институциональный дизайн партийной системы Японии 32
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ
НОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНЪЮКТУРЫ 40
2.1. Образование ЛДПЯ и складывание современной партийной системы
страны 40
2.2. Особенности партийной системы Японии на современном этапе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ ПОСЛЕ ВТОРОЙ
МИРОВОЙ ВОЙНЫ 9
1.1. Политические реформы в Японии 40-50 годов XX века 9
1.2. Трансформация государственной японской политической системы
страны во время американской оккупации 1945-1952 года 26
1.3. Институциональный дизайн партийной системы Японии 32
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ
НОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНЪЮКТУРЫ 40
2.1. Образование ЛДПЯ и складывание современной партийной системы
страны 40
2.2. Особенности партийной системы Японии на современном этапе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы. Сегодня Япония — это динамично развивающаяся страна, и во многом это связано с природным трудолюбием и предприимчивостью японцев. Стремление ко всему новому и прогрессивному, готовность перенимать и совершенствовать последние мировые достижения — это качество японского народа уже давно стало замечательной национальной традицией. Сегодня Япония открыта всему миру и принимает активное участие в международном сотрудничестве.
Современная Япония демонстрирует миру уникальный опыт формирования самобытной политической системы. Это страна, которая безмерно дорожит традициями предков и при этом положительно оценивает имеющийся опыт государственно-правового строительства, накопленный современным миром. Япония обладает адекватным, умеренным консерватизмом и способна признавать необходимость преобразований. Невзирая на наличие стабильности развития социальных отношений, японские политические элиты непрерывно ставят вопрос о необходимости реформирования системы государственного управления. Причинами обозначения неизбежности преобразований современной социальной и государственной структуры японского общества является факторы, взаимно стимулирующие изменения моделей социального действия.
Ключом к пониманию характера процесса реформ становится анализ функционирования соответствующих институтов, с одной стороны, являющихся объектом реформирования, а с другой — реальных регуляторов социальных, экономических и политических отношений в обществе.
Потребность в реформировании социальных институтов появляется тогда, когда влиятельные, обладающие значимыми ресурсами группы ощущают, что ключевые институты общества более не способны осуществлять свои функции по адаптации и интеграции её индивидов.
Наличие подобной проблемы приводит к серьёзной дезинтеграции общества, к распаду системы его органичного воспроизводства, формированию глубокого социального конфликта, либо становящегося толчком к реформам соответствующих институтов, либо перерастающего в революционный слом всей системы с последующим выстраиванием новой институциональной системы на обломках прежней. В этом смысле основным содержанием реформ является смена системы социальных институтов, регулирующих ключевые социально-экономические и политические отношения.
Таким образом, описанные выше критерии составляют методологическую основу восприятия японцами позиций по учету оценочных начал по сохранению традиционного опыта организации общества и необходимости учета мировой практики в связи с удовлетворением интересов обще социального прогресса. В результате современная Япония - это высокоразвитая держава, в которой европейские правовые нормы эффективно сочетаются с национальными традициями и особенностями. Естественно, что такое интенсивное развитие государства стало объектом пристального внимания со стороны многих исследователей в области политических наук. Поэтому, многочисленные общественно - экономические и политические изменения, произошедшие в Японии, их анализ и место в развитии ее государства в политическом плане стали почти сразу же одной из главных тем в мировой общественно-экономической и политической науке. Соответственно это определяет и особую актуальность изучения государства Японии. Кроме того, актуальность данной тематики определяется еще и возросшим интересом европейского (западного) сообщества к современной культуре востока, в частности Японии в связи с нахождением путей выхода из глобального духовно-экономического кризиса.
Также необходимо отметить, что одной из причин, что придает дополнительную актуальность данной теме - это сотрудничество Японии с нашим государством. Политическая система демонстрирует, насколько
человеком освоены общезначимые и общепризнанные образцы политического мышления и поведения. На протяжении многих лет Япония формировала свою культуру, в том числе и политическую, на основе заимствования религиозных доктрин буддизма и конфуцианской этико-религиозной системы. Однако, начиная с реставрации Мэйдзи (1868 г.), эта страна стала стремительно вестернизироваться. Пик вестернизации Японии приходится на годы американской военной оккупации (1945-1952 г.), когда страна особенно активно приобщалась к ценностям западной политической культуры. В то же время принимается Конституция Японии, 3 мая 1947 года, и с тех пор никакие поправки в неё не вносились. Даже в наше время, да и долгое время японцы учились у Запада, руководствуясь принципом «восточный дух - западные технологии». Тем не менее, в последнее время японцы добились таких ощутимых успехов не только в технологическом развитии, но и в сохранении своей национальной духовной культуры, что и дух, и технологии стали по праву именоваться японскими. Современная политическая жизнь Японии представляет несомненный интерес в силу уникального сочетания в ней истинно восточных и традиционно западных ценностей. Ключом к пониманию характера процесса реформ становится анализ функционирования соответствующих институтов, с одной стороны, являющихся объектом реформирования, а с другой — реальных регуляторов социальных, экономических и политических отношений в обществе.
Япония - редкий пример гармонии этих отношений: позаимствовав на Западе основные элементы современной институциональной системы, она сохранила верность своему прошлому. Многовековые политические традиции, этническая, религиозная, культурная и социальная однородность вместе с удаленным географическим положением обеспечили Японии особую национальную сплоченность. Также, в 2015 году прошёл юбилей правящей партии Японии - Либеральной-демократической партии Японии (ЛДПЯ), которая вот уже 60 лет, служит во благо японского народа.
Именно это и другие не менее важные события, касающиеся политической жизни этой восточной страны и придают данной работе особую актуальность.
Постановка проблемы. В связи с обширными политическими событиями на протяжение XX века в политической жизни Японии, а также большой активностью японского народа в жизни своей страны, возникла определённая область интереса изучения данной тематики - «Как отразилась трансформация политической системы страны на функциях партийной системы?».
Степень изученности темы. Ряд важных вопрос темы, связанных с историей становления политической системы, зарождения партийной системы, роль регионального развития в политике Японии были исследованы в работах И.Л. Тимониной, Л.И. Сосковец, Д.В. Стрельцова, Ю.И. Березиной, С.Ю. Барсукова, А.А. Макарова, А.А. Кокошина и других. Однако специальной работы о особенностях политической и партийной системы Японии нет.
Объектом исследования выступает партийная система Японии, как главный механизм политической динамики японского общества, призванная в том числе разрешать конфликтные ситуации, заботиться о мире, безопасности и процветания общества.
Предметом исследования данной дипломной работы являются особенности японской партийной системы, сложившейся в период с 1945 года по настоящее время.
Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины XX века по настоящее время, поскольку специфика современной японской политической и партийной системы, в частности, не могут быть раскрыты без выяснения исторических условий её возникновения и развития, прежде всего после Конституции 1947 года.
Цель данного исследования - рассмотреть специфические особенности японской модели партийной системы. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать политические реформы после второй мировой войны;
- осветить особенности трансформации новой политической системы в условиях оккупации 1945-1952 года;
- дать оценку новому дизайну партийной системы в послевоенный период;
- дать анализ особенностей партийной системы на современном этапе;
- проанализировать и выявить уникальные черты партийной жизни Японии в условиях современности;
Методологическую основу данного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории партийных систем: М. Дюверже, Л.И. Сосковец, Д.В. Стрельцова, Ю.И Березиной, С.Ю. Барсукова и других.
В процессе исследования был проанализирован широкий спектр партийных докладов, различных японских ежегодников (Асахи, Дзидзи, Иомиури и др.) справочников (Роппо дзэнсё, карманный справочник по парламенту Японии и др.), материалы и проекты работ отечественных и зарубежных ученых и политических деятелей (Стрельцов, Хейвуд и др.) в области изучения японского государства.
Для написания работы были проанализированы труды известных российских востоковедов, таких как Н.В. Потёмкин, В.Э. Молодяков и других. Работы данных ученых посвящены роли Японии в наше время, способах и возможностях разрешения конфликтов внутри японского общества, взаимодействие различных политических партий и их роль в функционировании японской модели политической системы.
Тема роли Японии в мировой политике широко обсуждается на разных политических уровнях, в научной и публицистической литературе. На протяжении всей истории существования японской парламентской монархии неустанно ведутся обсуждения, исследования о полномочиях ее органов, распределения мест в органах, механизмах решения, поставленных перед политической системой задач. Особенно много исследований посвящено участию отдельных политических институтов, отношению их между собой, но так мало уделено внимание места партийной системы в этой уникальной стране.
В этой связи представляется необходимость рассмотреть более подробно отдельные части партийной системы, главным образом касающихся политические партии данной страны, систематизация механизмов урегулирования отношений между ними, дать анализ деятельности подведомственных органов, выявление проблем, возникающих при принятии решений по политическим вопросам. Решению указанных проблем и посвящена данная работа.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей партийной системы Японии, как главного механизма динамики политической жизни японского общества.
В процессе исследования предпринята попытка систематизировать политические институты, в особенности партии, выявить уникальный характер функций и полномочий этих политических институтов в Японии и найти возможные пути улучшения их деятельности.
Материалы данной работы могут быть использованы для разработки предложений по реформам политической сферы Японии, а также в учебном процессе.
Современная Япония демонстрирует миру уникальный опыт формирования самобытной политической системы. Это страна, которая безмерно дорожит традициями предков и при этом положительно оценивает имеющийся опыт государственно-правового строительства, накопленный современным миром. Япония обладает адекватным, умеренным консерватизмом и способна признавать необходимость преобразований. Невзирая на наличие стабильности развития социальных отношений, японские политические элиты непрерывно ставят вопрос о необходимости реформирования системы государственного управления. Причинами обозначения неизбежности преобразований современной социальной и государственной структуры японского общества является факторы, взаимно стимулирующие изменения моделей социального действия.
Ключом к пониманию характера процесса реформ становится анализ функционирования соответствующих институтов, с одной стороны, являющихся объектом реформирования, а с другой — реальных регуляторов социальных, экономических и политических отношений в обществе.
Потребность в реформировании социальных институтов появляется тогда, когда влиятельные, обладающие значимыми ресурсами группы ощущают, что ключевые институты общества более не способны осуществлять свои функции по адаптации и интеграции её индивидов.
Наличие подобной проблемы приводит к серьёзной дезинтеграции общества, к распаду системы его органичного воспроизводства, формированию глубокого социального конфликта, либо становящегося толчком к реформам соответствующих институтов, либо перерастающего в революционный слом всей системы с последующим выстраиванием новой институциональной системы на обломках прежней. В этом смысле основным содержанием реформ является смена системы социальных институтов, регулирующих ключевые социально-экономические и политические отношения.
Таким образом, описанные выше критерии составляют методологическую основу восприятия японцами позиций по учету оценочных начал по сохранению традиционного опыта организации общества и необходимости учета мировой практики в связи с удовлетворением интересов обще социального прогресса. В результате современная Япония - это высокоразвитая держава, в которой европейские правовые нормы эффективно сочетаются с национальными традициями и особенностями. Естественно, что такое интенсивное развитие государства стало объектом пристального внимания со стороны многих исследователей в области политических наук. Поэтому, многочисленные общественно - экономические и политические изменения, произошедшие в Японии, их анализ и место в развитии ее государства в политическом плане стали почти сразу же одной из главных тем в мировой общественно-экономической и политической науке. Соответственно это определяет и особую актуальность изучения государства Японии. Кроме того, актуальность данной тематики определяется еще и возросшим интересом европейского (западного) сообщества к современной культуре востока, в частности Японии в связи с нахождением путей выхода из глобального духовно-экономического кризиса.
Также необходимо отметить, что одной из причин, что придает дополнительную актуальность данной теме - это сотрудничество Японии с нашим государством. Политическая система демонстрирует, насколько
человеком освоены общезначимые и общепризнанные образцы политического мышления и поведения. На протяжении многих лет Япония формировала свою культуру, в том числе и политическую, на основе заимствования религиозных доктрин буддизма и конфуцианской этико-религиозной системы. Однако, начиная с реставрации Мэйдзи (1868 г.), эта страна стала стремительно вестернизироваться. Пик вестернизации Японии приходится на годы американской военной оккупации (1945-1952 г.), когда страна особенно активно приобщалась к ценностям западной политической культуры. В то же время принимается Конституция Японии, 3 мая 1947 года, и с тех пор никакие поправки в неё не вносились. Даже в наше время, да и долгое время японцы учились у Запада, руководствуясь принципом «восточный дух - западные технологии». Тем не менее, в последнее время японцы добились таких ощутимых успехов не только в технологическом развитии, но и в сохранении своей национальной духовной культуры, что и дух, и технологии стали по праву именоваться японскими. Современная политическая жизнь Японии представляет несомненный интерес в силу уникального сочетания в ней истинно восточных и традиционно западных ценностей. Ключом к пониманию характера процесса реформ становится анализ функционирования соответствующих институтов, с одной стороны, являющихся объектом реформирования, а с другой — реальных регуляторов социальных, экономических и политических отношений в обществе.
Япония - редкий пример гармонии этих отношений: позаимствовав на Западе основные элементы современной институциональной системы, она сохранила верность своему прошлому. Многовековые политические традиции, этническая, религиозная, культурная и социальная однородность вместе с удаленным географическим положением обеспечили Японии особую национальную сплоченность. Также, в 2015 году прошёл юбилей правящей партии Японии - Либеральной-демократической партии Японии (ЛДПЯ), которая вот уже 60 лет, служит во благо японского народа.
Именно это и другие не менее важные события, касающиеся политической жизни этой восточной страны и придают данной работе особую актуальность.
Постановка проблемы. В связи с обширными политическими событиями на протяжение XX века в политической жизни Японии, а также большой активностью японского народа в жизни своей страны, возникла определённая область интереса изучения данной тематики - «Как отразилась трансформация политической системы страны на функциях партийной системы?».
Степень изученности темы. Ряд важных вопрос темы, связанных с историей становления политической системы, зарождения партийной системы, роль регионального развития в политике Японии были исследованы в работах И.Л. Тимониной, Л.И. Сосковец, Д.В. Стрельцова, Ю.И. Березиной, С.Ю. Барсукова, А.А. Макарова, А.А. Кокошина и других. Однако специальной работы о особенностях политической и партийной системы Японии нет.
Объектом исследования выступает партийная система Японии, как главный механизм политической динамики японского общества, призванная в том числе разрешать конфликтные ситуации, заботиться о мире, безопасности и процветания общества.
Предметом исследования данной дипломной работы являются особенности японской партийной системы, сложившейся в период с 1945 года по настоящее время.
Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины XX века по настоящее время, поскольку специфика современной японской политической и партийной системы, в частности, не могут быть раскрыты без выяснения исторических условий её возникновения и развития, прежде всего после Конституции 1947 года.
Цель данного исследования - рассмотреть специфические особенности японской модели партийной системы. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать политические реформы после второй мировой войны;
- осветить особенности трансформации новой политической системы в условиях оккупации 1945-1952 года;
- дать оценку новому дизайну партийной системы в послевоенный период;
- дать анализ особенностей партийной системы на современном этапе;
- проанализировать и выявить уникальные черты партийной жизни Японии в условиях современности;
Методологическую основу данного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории партийных систем: М. Дюверже, Л.И. Сосковец, Д.В. Стрельцова, Ю.И Березиной, С.Ю. Барсукова и других.
В процессе исследования был проанализирован широкий спектр партийных докладов, различных японских ежегодников (Асахи, Дзидзи, Иомиури и др.) справочников (Роппо дзэнсё, карманный справочник по парламенту Японии и др.), материалы и проекты работ отечественных и зарубежных ученых и политических деятелей (Стрельцов, Хейвуд и др.) в области изучения японского государства.
Для написания работы были проанализированы труды известных российских востоковедов, таких как Н.В. Потёмкин, В.Э. Молодяков и других. Работы данных ученых посвящены роли Японии в наше время, способах и возможностях разрешения конфликтов внутри японского общества, взаимодействие различных политических партий и их роль в функционировании японской модели политической системы.
Тема роли Японии в мировой политике широко обсуждается на разных политических уровнях, в научной и публицистической литературе. На протяжении всей истории существования японской парламентской монархии неустанно ведутся обсуждения, исследования о полномочиях ее органов, распределения мест в органах, механизмах решения, поставленных перед политической системой задач. Особенно много исследований посвящено участию отдельных политических институтов, отношению их между собой, но так мало уделено внимание места партийной системы в этой уникальной стране.
В этой связи представляется необходимость рассмотреть более подробно отдельные части партийной системы, главным образом касающихся политические партии данной страны, систематизация механизмов урегулирования отношений между ними, дать анализ деятельности подведомственных органов, выявление проблем, возникающих при принятии решений по политическим вопросам. Решению указанных проблем и посвящена данная работа.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей партийной системы Японии, как главного механизма динамики политической жизни японского общества.
В процессе исследования предпринята попытка систематизировать политические институты, в особенности партии, выявить уникальный характер функций и полномочий этих политических институтов в Японии и найти возможные пути улучшения их деятельности.
Материалы данной работы могут быть использованы для разработки предложений по реформам политической сферы Японии, а также в учебном процессе.
Главной тенденцией политического развития Японии в послевоенный период являлась все большая и большая демократизация ее политической системы и партийной системы, в частности. Все главные достижения демократии, которые в Западной Европе связанные с социал- демократической моделью развития, в Японии были результатом важнейших реформ, проведенных консервативно ориентированной политической элитой. Также, для осуществления политики демократизации участвовали широко различные социальные слои и политические силы Японии. Не последнею роль сыграл и штаб оккупационных войск США. Усилиями всех заинтересованных сторон в Японии была создана система представительной или парламентской демократии.
.Трансформация новой политической системы проходила не спокойно. Не всем нравилось насаждения реформ иностранцами. Это переросло в массовые стачки, забастовки рабочих, студенческих волнений. В результате этих событий, штаб оккупационных войск был вынужден косвенно прислушаться к ним, а потом и вовсе свернуть свою деятельностью. Итог проведения реформ был колоссален: Япония сблизилась со странами Запада. Быстрая замена после войны социально-экономических и политических структур новыми, демократическими, оказались единственно правильным путём подъёма страны.
Это изменило и дизайн всей партийной системы страны. В период оккупации 1945-1952 года, американские оккупационные силы навязывали Японии определенный курс экономической политики, вызывавший недовольств даже среди части крупной буржуазии, для которой вопрос о торговле с СССР и КНР имеет огромное значение. Такая обстановка способствовала росту активности широких слоев японского народа и привлечению их к участию в национально-освободительном демократическом движении. В своей программе, КПЯ выступила перед широкими массами с призывом к образованию единого национально-освободительного демократического фронта, включающего все демократические и прогрессивные силы страны для борьбы против правительства Иосида и образования демократического правительства.
Спустя длительного незаконного, фактически подпольного состояние, на сцену вышла старейшая партия Японии - Коммунистическая партия (КПЯ). Из-за высоких темпов перестройки экономики на рыночные рельсы, особенно тяжко приходилась рабочему классу, который нашёл поддержку у этой партии. Итог был сворачивания интервентской деятельности США и полному контролю управление государством со стороны японцев. А в этих условиях, как известно, падает популярность радикальных сил и наступает время умеренных партий.
В результате проведения реформ и снятия оккупация, Япония всё-таки доказала свою приверженность демократическому лагерю и сблизилась со странами Запада. Быстрая замена после войны, социально-экономических и политических структур новыми, демократическими, оказались единственно правильным путём подъёма страны. Модернизация пошла исключительно активно во всех сферах. Послевоенные реформы стали водоразделом в историческом развитии Японии, фундаментом дальнейших успехов, которых добилась страна в условиях демократизации.
Характеризуя после оккупационный период Японии, сложилась уникальная система парламентской демократии, где работает модель доминантной партии - партии ЛДПЯ. Сложившаяся система не превратилась в известную по западным примерам конструкцию, в которой две примерно равные по силе партии попеременно оказываются у власти.
При действующей демократической системе власти, на наш взгляд и есть уникальная черта политической жизни японского государства. Партия практически срослась с административным аппаратом, стабильно получает достаточное число голосов для формирования однопартийного
правительства. Несмотря на единоличное правление ЛДПЯ, общество в целом выглядит плюралистичным, поскольку в нем свободно действуют различные политические партии и объединения и каждая политическая сила занимает свою нишу. Однако, стоит заметить, что в стране никогда не было оппозиции, равновеликой правящей партии. Несмотря на большинство мест в парламенте, ЛДПЯ старается избегать лобовых столкновений с оппозицией и предпочитает достигать консенсуса, что лежит в русле японских особенностей политической культуры.
Правление длительного времени одной политической единицей, будто лидер или партия, обычно трактуется как узурпация власти, а государство признаётся авторитарным, а иногда и вовсе тоталитарным. Но тем не менее этот период, а это порядка 38 лет нахождения у власти ЛДПЯ, признаётся демократическим, да и вообще вся политическая система, включая и партийную. Подтверждение тому утверждению, что вечного ничего не бывает, можно указать факт, что все же спустя долгое время, а это событие пришлось на в 1993 год - закончилось монопольное правление либерал- демократов. Анализируя причины поражения ЛДП, можно выделить четыре группы: 1) изменение международной обстановки ввиду распада
биполярного мира, изменения в японо-американском альянсе и рост демократических тенденций во всем мире; 2) обострившаяся фракционная борьба; 3) финансовые скандалы, вспыхивавшие один за одним; 4) действия оппозиции. Комплекс же всех этих факторов оказался губительным для слабеющей Либерально-демократической партии (ЛДП).
Одной из особенности того времени, является всплеск создания новых партий, в течение одного десятилетия были созданы более десятка новых политических объединений. СДПЯ снова заняла передовые позиции внимания японского общества.
Современная партийная система Японии обладает следующими характеристиками: а) многополюсность: существуют как минимум четыре полюса партиомы: ЛДП и ее союзницы, ДП и ее окружение, СПЯ и социалистические силы, КПЯ; б) низкая стабильность: партийная система Японии — это стабилизирующаяся партиома. К каждым выборам появляются новые партии и исчезают старые. Но в настоящее время это касается только небольших партий. Крупные организации (ЛДП, ДП, СПЯ) восстановили свои силы и стабилизировались. Именно они своим положением и политическим весом стабилизируют сегодня всю партиому; в) партиома с сильным центром: если ранее мы отмечали развитый левый фланг японской партиомы (СПЯ, ПДС, ПЧП), то сегодня следует отметить развитый центр (ЛДП, ДП,), который также служит стабилизации всей партиомы; г) система с доминирующей партией: эта характеристика может быть дана современной японской партиоме с достаточной степенью условности, памятуя о том, что период дестабилизации, во время которого ЛДП была лишена власти, только что завершился; д) обратная, то есть конкурентная система: она заключается в приходе к власти оппозиции — коалиции партий, управлявших страной с 1993 по 1996 г., а также в создании большой коалиции с участием ЛДП и СПЯ.
Последние внеочередные парламентские выборы, состоявшиеся 16 августа 2012 г., подтвердили выводы и характеристики партийной системы Японии. Выборы принесли следующие результаты (мест в палате представителей): а) правящая коалиция: ЛДП — 294, ПЧП — 31; б) оппозиция: ДП — 325, СПЯ — 2, КПЯ — 8, ННП (Новая народная партия) — 1, «Ваша партия» (Your party) — 18. Остальные места заняли беспартийные парламентарии (5 мест). Эти выборы показали, что японская партиома — это действительно реструктуризирующаяся, многополюсная, оборотная, конкурентная партийная система с сильным центром и сокращающимся левым флангом (представленным теперь в парламенте только СПЯ и КПЯ, получившим вместе только 16 мест), что это стабилизирующаяся система с доминирующим влиянием центристских и правоцентристских партий либерально-демократической (ДП) и либерально-консервативной (ЛДП) ориентации.
.Трансформация новой политической системы проходила не спокойно. Не всем нравилось насаждения реформ иностранцами. Это переросло в массовые стачки, забастовки рабочих, студенческих волнений. В результате этих событий, штаб оккупационных войск был вынужден косвенно прислушаться к ним, а потом и вовсе свернуть свою деятельностью. Итог проведения реформ был колоссален: Япония сблизилась со странами Запада. Быстрая замена после войны социально-экономических и политических структур новыми, демократическими, оказались единственно правильным путём подъёма страны.
Это изменило и дизайн всей партийной системы страны. В период оккупации 1945-1952 года, американские оккупационные силы навязывали Японии определенный курс экономической политики, вызывавший недовольств даже среди части крупной буржуазии, для которой вопрос о торговле с СССР и КНР имеет огромное значение. Такая обстановка способствовала росту активности широких слоев японского народа и привлечению их к участию в национально-освободительном демократическом движении. В своей программе, КПЯ выступила перед широкими массами с призывом к образованию единого национально-освободительного демократического фронта, включающего все демократические и прогрессивные силы страны для борьбы против правительства Иосида и образования демократического правительства.
Спустя длительного незаконного, фактически подпольного состояние, на сцену вышла старейшая партия Японии - Коммунистическая партия (КПЯ). Из-за высоких темпов перестройки экономики на рыночные рельсы, особенно тяжко приходилась рабочему классу, который нашёл поддержку у этой партии. Итог был сворачивания интервентской деятельности США и полному контролю управление государством со стороны японцев. А в этих условиях, как известно, падает популярность радикальных сил и наступает время умеренных партий.
В результате проведения реформ и снятия оккупация, Япония всё-таки доказала свою приверженность демократическому лагерю и сблизилась со странами Запада. Быстрая замена после войны, социально-экономических и политических структур новыми, демократическими, оказались единственно правильным путём подъёма страны. Модернизация пошла исключительно активно во всех сферах. Послевоенные реформы стали водоразделом в историческом развитии Японии, фундаментом дальнейших успехов, которых добилась страна в условиях демократизации.
Характеризуя после оккупационный период Японии, сложилась уникальная система парламентской демократии, где работает модель доминантной партии - партии ЛДПЯ. Сложившаяся система не превратилась в известную по западным примерам конструкцию, в которой две примерно равные по силе партии попеременно оказываются у власти.
При действующей демократической системе власти, на наш взгляд и есть уникальная черта политической жизни японского государства. Партия практически срослась с административным аппаратом, стабильно получает достаточное число голосов для формирования однопартийного
правительства. Несмотря на единоличное правление ЛДПЯ, общество в целом выглядит плюралистичным, поскольку в нем свободно действуют различные политические партии и объединения и каждая политическая сила занимает свою нишу. Однако, стоит заметить, что в стране никогда не было оппозиции, равновеликой правящей партии. Несмотря на большинство мест в парламенте, ЛДПЯ старается избегать лобовых столкновений с оппозицией и предпочитает достигать консенсуса, что лежит в русле японских особенностей политической культуры.
Правление длительного времени одной политической единицей, будто лидер или партия, обычно трактуется как узурпация власти, а государство признаётся авторитарным, а иногда и вовсе тоталитарным. Но тем не менее этот период, а это порядка 38 лет нахождения у власти ЛДПЯ, признаётся демократическим, да и вообще вся политическая система, включая и партийную. Подтверждение тому утверждению, что вечного ничего не бывает, можно указать факт, что все же спустя долгое время, а это событие пришлось на в 1993 год - закончилось монопольное правление либерал- демократов. Анализируя причины поражения ЛДП, можно выделить четыре группы: 1) изменение международной обстановки ввиду распада
биполярного мира, изменения в японо-американском альянсе и рост демократических тенденций во всем мире; 2) обострившаяся фракционная борьба; 3) финансовые скандалы, вспыхивавшие один за одним; 4) действия оппозиции. Комплекс же всех этих факторов оказался губительным для слабеющей Либерально-демократической партии (ЛДП).
Одной из особенности того времени, является всплеск создания новых партий, в течение одного десятилетия были созданы более десятка новых политических объединений. СДПЯ снова заняла передовые позиции внимания японского общества.
Современная партийная система Японии обладает следующими характеристиками: а) многополюсность: существуют как минимум четыре полюса партиомы: ЛДП и ее союзницы, ДП и ее окружение, СПЯ и социалистические силы, КПЯ; б) низкая стабильность: партийная система Японии — это стабилизирующаяся партиома. К каждым выборам появляются новые партии и исчезают старые. Но в настоящее время это касается только небольших партий. Крупные организации (ЛДП, ДП, СПЯ) восстановили свои силы и стабилизировались. Именно они своим положением и политическим весом стабилизируют сегодня всю партиому; в) партиома с сильным центром: если ранее мы отмечали развитый левый фланг японской партиомы (СПЯ, ПДС, ПЧП), то сегодня следует отметить развитый центр (ЛДП, ДП,), который также служит стабилизации всей партиомы; г) система с доминирующей партией: эта характеристика может быть дана современной японской партиоме с достаточной степенью условности, памятуя о том, что период дестабилизации, во время которого ЛДП была лишена власти, только что завершился; д) обратная, то есть конкурентная система: она заключается в приходе к власти оппозиции — коалиции партий, управлявших страной с 1993 по 1996 г., а также в создании большой коалиции с участием ЛДП и СПЯ.
Последние внеочередные парламентские выборы, состоявшиеся 16 августа 2012 г., подтвердили выводы и характеристики партийной системы Японии. Выборы принесли следующие результаты (мест в палате представителей): а) правящая коалиция: ЛДП — 294, ПЧП — 31; б) оппозиция: ДП — 325, СПЯ — 2, КПЯ — 8, ННП (Новая народная партия) — 1, «Ваша партия» (Your party) — 18. Остальные места заняли беспартийные парламентарии (5 мест). Эти выборы показали, что японская партиома — это действительно реструктуризирующаяся, многополюсная, оборотная, конкурентная партийная система с сильным центром и сокращающимся левым флангом (представленным теперь в парламенте только СПЯ и КПЯ, получившим вместе только 16 мест), что это стабилизирующаяся система с доминирующим влиянием центристских и правоцентристских партий либерально-демократической (ДП) и либерально-консервативной (ЛДП) ориентации.
Подобные работы
- ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ С ДОМИНИРУЮЩЕЙ ПАРТИЕЙ: ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОСТИ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФЕНОМЕН ДОМИНИРУЮЩЕЙ ПАРТИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Особенности публикаций о современной культуре России в китайских СМИ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2016 - Партийно-политический спектр Италии
(1918-1922 гг.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Становление и развитие социально-политической системы Тайваня
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Внешняя политика Японии на примере внешнеполитической деятельности Либерально-Демократической партии Японии с 2001 года
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016 - Японо-американский союз в период администрации Синдзо Абэ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Организация исполнительной власти в Японии (Конституционное право зарубежных стран, Донецкий Государственный Университет)
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Преодоление ресурсозависимости как фактор обеспечения национальной безопасности Японии
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016



