Введение 3
Глава 1. Становление и развитие российско-китайских отношений на современном этапе 9
1.1 Основные факторы определяющие характер межгосударственных
отношений на Евразийском пространстве 9
1.2 Современное состояние российско-китайских отношений 16
1.3 Перспективы стратегического партнерства России и Китая 23
Глава 2. Основные тенденции сотрудничества между РФ и КНР 30
2.1 Основные направления взаимодействия в политической области 30
2.2 Особенности торгово-экономических отношений между КНР и
РФ 44
2.3 Характер российско-китайского взаимодействия в центрально-азиатском регионе 55
Заключение 60
Список литературы 64
Приложения 69
Актуальность темы исследования. Соседствующие друг с другом две державы Россия и Китай играют важную роль в мировом сообществе, и особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Двусторонние отношения между ними всегда занимали весомое место во внешней политике каждой из стран, потому, что между ними имеются тесные связи не только в географическом отношении, но и в плане геополитики, геоэкономики и культурного обмена, обусловленного историей.
На рубеже 90-х годов в отношениях между РФ и КНР произошел радикальный поворот от полемики к конструктивному диалогу и переговорам, от конфронтации к добрососедству, от соперничества на международной арене к сотрудничеству и партнерству.
Сегодня Россия и Китай имеют солидную договорно-правовую базу экономических связей. Она включает межправительственные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, о научно-техническом сотрудничестве, об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения
от налогообложения в отношении налогов на доходы, о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, о сотрудничестве в области охраны интеллектуальной собственности и т. д., а также десятки межведомственных соглашений.
На сегодня, по словам многих экспертов, российско-китайское взаимодействие прослеживается в таких ключевых областях, как повышение авторитета и роли ООН, отстаивание примата международного права в мировых делах, поддержание стратегической стабильности и, в первую очередь, сохранение Договора по ПРО, создание справедливого и равноправного мирового экономического порядка.
Россия и Китай имеют единый взгляд по такой проблеме, как борьба с религиозным экстремизмом, национальным сепаратизмом и международным терроризмом.
Россия и Китай занимают единую позицию по проблеме целостности России (Чечня) и Китая (Тибет, Синьцзян). Китай поддерживает действия Правительства России в Чечне. Позиция России в отношении "тайваньского вопроса" остается неизменной и заключается в том, что правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством Китая, а Тайвань - неотъемлемой составной частью территории Китая.
Можно с полной уверенностью сказать, что с политической точки зрения российско-китайские отношения сегодня находятся в самом хорошем состоянии за всю историю. Договор о дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией определяет дальнейшее углубление многовекового добрососедства, дружбы между нашими народами и отношения стратегического партнерства.
Важным подтверждением сохранения общих позиций стал договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве подписанный 15 лет назад.
.Данное событие в мировой политике, оказалось довольно значительным. По сути дела договор подвел итоги десятилетнего сотрудничества между Китаем и Россией. Круг вопросов оказался довольно широк: проблемы стратегической безопасности и стабильности в мире, региональная безопасность, поиск новых резервов в развитии двусторонних связей. Договор является бессрочным, поскольку после первых 20 лет действия каждое последующее пятилетие автоматически продлевается.
Примечательно, что в новом российско-китайском договоре отмечается, что "дружественные отношения двух стран являются межгосударственными отношениями нового типа, строящимися на основе не вступления в союз, не конфронтационности и ненаправленности против третьих стран".
Однако стоит заметить, что причины и визиты китайского руководителя и подписание нового договора между Китаем и Россией расцениваются аналитиками довольно неоднозначно.
Ряд аналитиков усматривает антизападную направленность российско- китайского договора, и рассматривают его как своего рода совместный ответ на предполагаемое развертывание США системы НПРО. Тем более, что в подписанном по итогам переговоров Московском совместном заявлении руководители России и Китая принципиально подтвердили важность сохранения Договора по ПРО от 1972 года в его нынешнем виде, поскольку он является "краеугольным камнем стратегической стабильности и основой сокращения стратегических наступательных вооружений".
Зарубежные наблюдатели также указывают, что российско-китайские отношения стали приоритетными во внешней политике Кремля во многом из-за планов расширения НАТО. И переговоры лидеров РФ и КНР будут иметь важное значение для укрепления стратегического партнерства двух стран.
Зарубежные эксперты указывают, что РФ и КНР намерены выступить против политики гегемонии и создания блоков, имея в виду планы расширения НАТО и упрочение американо-японской системы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Многие российские политики отмечают, что внешняя политика России будет наверняка переориентирована на восток, если Запад не продемонстрирует понимание интересов Москвы при расширении НАТО.
Стратегическое партнерство между Москвой и Пекином может стать серьезной угрозой для США и стран Европы, как в дипломатическом, так и военном отношении, считает ряд аналитиков.
На сегодня существует и довольно интересная точка зрения относительно заметного и активного укрепления российско-китайских отношений.
Тем более, что Запад уже выиграл от улучшения российско-китайских отношений: КНДР готова к диалогу с Южной Кореей, у Москвы появился стимул нормализовать отношения с Токио и активизировать сотрудничество с Пекином в деле международного контроля над вооружениями.
Многие аналитики и эксперты все больше склоняются к единому мнению, отмечая, что говорить о создании российско-китайского альянса, противостоящего Западу, преждевременно, так как к этому пока не готовы ни Россия, ни КНР.
Со своей стороны, по мнению азербайджанского политолога Махира Халифазаде, Россия способна предложить Китаю сотрудничество в военной области: создание новой военной техники, подготовка военных кадров, продажа современной авиатехники. Сотрудничество в области ядерных вооружений.
И все же союз России и Китая больше следует рассматривать как налаживание цивилизованных и взаимовыгодных отношений. Поскольку высокий уровень и многоплановый характер российско-китайского сотрудничества - это важный фактор укрепления мира и стабильности не только в Азии, но и в мире в целом.
Объектом исследования выступают отношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой на современном этапе.
Предметом исследования данной дипломной работы является характер и динамика Российско-китайских отношений на современном этапе.
Цель данного исследования, рассмотреть эволюцию отношений между Россией и Китаем в период конца XX начала XXI вв.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
• Рассмотреть основные факторы, определяющие российско-китайские отношения на современном этапе;
• Рассмотреть основные направления Российско-китайских
межгосударственных отношений в настоящее время;
• Выявить характерные особенности торгово-экономических отношений между КНР и РФ.
• Выявить перспективы стратегического партнерства РФ и КНР.
Методологическую основу данного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области международных отношений.
Для данной работы был проанализирован широкий спектр докладов и деклараций, материалы и проекты работ отечественных и зарубежных ученых и политических деятелей.
Основными источниками для написания работы были сообщения информационного агентства РИА-новости, данные международных нормативных актов, Договор между РФ и КНР о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, Декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о построении региона долгосрочного мира и совместного процветания.
Тема российско-китайских отношений в мировой политике широко обсуждается на разных политических уровнях, в научной и публицистической литературе.
Практическая значимость исследования заключается в анализе и прогнозировании отношений между двумя государствами на современном этапе, выявления более перспективных путей развития.
Материалы данной работы могут быть использованы для разработки предложений по развитию будущих партнерских отношений, между РФ и КНР.
Структура работы. Работа состоит из двух глав, включающих 6 параграфов, введения, заключения и списка использованной литературы.
Такой подход к формированию структуры обусловлен целью и задачами темы данного исследования.
Рассматривая возможные сценарии развития российско-китайских отношений на рубеже XXI века и в более отдаленной перспективе, многие эксперты-международники видят не только вероятность укрепления стратегического партнерства России и Китая, но даже, в некоторых вариантах, неизбежность его перерастания в союзнические отношения. В то же время есть и другие политологи, которые говорят о "китайской угрозе" и очень высокой вероятности столкновения двух держав в грядущем столетии. Нельзя исключить развитие ни одного из двух упомянутых крайних вариантов.
Есть основания предполагать что в связи с затянувшимся кризисом в России в политике КНР могут произойти определенные коррективы в сторону ее прохладного и даже жесткого отношения к нашей стране, во всяком случае перевода этих отношений на сдержанно-официальную и прагматическую основу.
В этих условиях особую значимость приобретают такие факторы как твердое соблюдение достигнутых договоренностей на различных уровнях.
Главной и первоочередной задачей для российской стороны в отношениях с Китаем является наполнение конкретным содержанием и практическими делами принятого правительствами обеих стран курса на равноправное доверительное партнерство, направленное на стратегическое взаимодействие в XXI веке. Для этого необходимо проявлять не только желание, но и твердую волю, последовательно и настойчиво добиваться выполнения принимаемых решений.
Основной характерной чертой двусторонних отношений между РФ и КНР следует считать установившейся системе регулярных ежегодных встреч Президента РФ и Председателя КНР, а также глав правительств двух стран. В ходе этих встреч принимаются основополагающие решения, определяющие основные направления развития двусторонних отношений. Необходимо укреплять и совершенствовать эту полезную для обеих стран систему регулярных встреч на высшем уровне, наполняя каждую из них конкретным содержанием и не допуская, чтобы они со временем обесценивались и приобретали формальный характер. В этом залог добрососедских и деловых отношений их дальнейшего укрепления и развития.
В деле согласования позиций сторон по конкретным политическим и международным проблемам весьма эффективной является существующая система консультаций по линии МИД двух стран. Для согласования неотложных срочных вопросов получена хорошая возможность использовать установленную "горячую линию" правительственной связи между Москвой и Пекином.
По мнению сторон, на современном этапе важными, если не главными составляющими российско-китайского экономического сотрудничества, становятся электроэнергетика, газовая и нефтяная промышленность. Подписаны соглашения о реализации долгосрочных планов строительства газо- и нефтепроводов из Иркутской области и Западной Сибири в Китай, контракт на строительство Ляньюньганской АЭС. Разрабатываются планы строительства ЛЭП для переброски электроэнергии из Иркутской области в Китай, проекты освоения газовых месторождений на территории Китая, строительства угле-проводов в КНР на основе российской технологии, программа сотрудничества в области транспорта, гражданской авиации, создания совместных предприятий.
Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество
переживает сложный переходный период своего развития. В то же время именно сейчас закладывается фундамент экономических отношений между двумя странами на следующее столетие, от прочности которого во многом будет зависеть и будущее российско-китайских отношений в целом. От обеих сторон зависит, сумеют ли они справиться с этой задачей.
Проблемы взаимной безопасности сейчас находятся под постоянным контролем руководства обеих стран, которое сознает необходимость и впредь укреплять взаимное доверие, развивать дружественные отношения между российской и китайской армиями, военное сотрудничество в обоюдных интересах. Поддерживать деловые корректные отношения тесного сотрудничества и взаимодействия между пограничными заставами, не допуская неправомерных нарушений границы и установленного порядка гражданами обеих стран, вести совместную борьбу с контрабандой и провозом наркотиков. Масштабы двух государств таковы, что их партнерство в этой области оказывает благоприятное, стабилизирующее воздействие на АТР в целом.
Проблемы экологии являются общими, особенно для таких больших стран-соседей как Россия и Китай. Таежные леса Дальнего Востока и Восточной Сибири - это легкие не только России, но и большой части Китая. Ежегодные массовые пожары в тайге - бедствие для обеих стран. Следовало бы - более серьезно изучить вопрос о сотрудничестве двух стран в тушении этих пожаров и их предупреждении (помощь людьми, техникой и т.п.).
С учетом геополитических факторов Россия и Китай могут осуществлять стратегическое партнерство в отношениях со странами Центральной Азии - бывшими республиками СССР. Яркой демонстрацией этого было подписание 5-ю странами в Шанхае в 1996 г. Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы и еще более масштабного Соглашения той же пятерки о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы в Москве в 1996 г. Эти соглашения также внесли существенный вклад в укрепление безопасности в АТР в целом.
Весьма перспективным может быть взаимодействие России и Китая как в политической области в плане поддержания стабильности и сдерживания агрессивного напора исламских экстремистов и террористов в Центральной Азии, так и в торгово-экономическом сотрудничестве (нефть, газ, хлопок, "шелковый путь", и т.п.). Разумеется, такое взаимодействие должно осуществляться с учетом интересов всех сторон.
Уровень стратегического партнерства, второй по значимости после союзнических отношений, несет в себе еще ряд преимуществ: с одной стороны, в отличие от союзничества, он не предполагает для России какой- либо ответственности за действия Китая и серьезных, ограничивающих свободу маневра обязательств перед ним, с другой, он повышает уровень доверительности в российско-китайских отношениях, и, наконец, через призму "геополитических многоугольников", он стимулирует другие державы - "углы" в этих многоугольниках подтягиваться в связях с Россией и Китаем до этого высокого уровня отношений (последнее обстоятельство, в целом, более выгодно КНР, но и Россия получает определенные дивиденды, вытекающие из заинтересованности других держав не допустить дальнейшего российско-китайского сближения). Необходимо оговориться, что реализация всех перечисленных выше позитивных моментов возможна лишь при активной и умелой повседневной дипломатической деятельности.
В XXI веке АТР станет новым и, возможно, одним из основных центров экономического и политического развития мира. Важную роль в этом центре призваны сыграть Россия и Китай. От того, как будут развиваться партнерские отношения между ними и как на это партнерство будут реагировать другие ведущие державы, прежде всего США и Япония, во многом зависит будущая конфигурация международных отношений.
I. Источники
1.1 Астанинская декларация десятилетия Шанхайской организации сотрудничества [электронный ресурс] // ПОСОЛЬСТВО РОССИИ В КИТАЕ: Режим доступа: http:ZZwww.russia.org.cn/rus/2887Z31294048.html , свободный. Дата обращения 21.03.2016
1.2 Декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о построении региона долгосрочного мира и совместного процветания [электронный ресурс] // ПОСОЛЬСТВО РОССИИ В КИТАЕ: Режим доступа: http://www.russia.org.cn/rus/2887/31295572.html , свободный. Дата обращения 21.03.2016
1.3 Декларация пятилетия Шанхайской организации сотрудничества
[электронный ресурс] // Режим доступа:
http://russian.china.org.cn/russian/243823.htm , свободный. Дата обращения 03.03.2016
1.4 Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой [электронный ресурс] // Режим доступа: http:ZZrg.ruZ2009Z03Z20Zrussia-kitai-dok.html , свободный. Дата обращения 23.03.2016
1.5 Интервью Дмитрия Медведева Центральному телевидению Китая [электронный ресурс] // Режим доступа: http: //kremlin.ru/transcripts/10911 , свободный. Дата обращения 23.03.2016
1.6 Основные итоги инвестиционного сотрудничества России и Китая [электронный ресурс] // Портал внешнеэкономической информации: Режим доступа:
http:ZZwww.ved.gov.ruZexportcountriesZcn/cn ru relations/cn rus projects/ ,
свободный. Дата обращения 23.03.2016
1.7 Российско-Китайский комитет дружбы, мира и развития [электронный ресурс] // режим доступа: http://russian-chinese.com , свободный. Дата обращения 10.03.2016
1.8 Совместная российско-китайская декларация от 3 сентября 1994 года [электронный ресурс] // режим доступа: http: //docs.cntd.ru/document/1901175 , свободный. Дата обращения 12.03.2016
1.9 Хартия Шанхайской организации сотрудничества [электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901858896 , свободный. Дата обращения 13.04.2016
1.10 Шанхайская Организация Сотрудничества [электронный ресурс] // Режим доступа: http://rus.sectsco.org , свободный. Дата обращения 14.02.2016
II. Литература
2.1 Афанасьев Е.В. Российско-китайские отношения: от нормализации к партнерству //Проблемы Дальнего Востока. 1994. №2. с.3-7.
2.2 Бобо Ло. Хрупкое равновесие российско-китайских отношений //Russie.Cei.Visions, программа исследований по России и СНГ. 2005. №1 апрель с. 2.
2.3 Бобо Ло. Хрупкое равновесие российско-китайских отношений //Russie.Cei.Visions, программа исследований по России и СНГ. 2005. №1 апрель с.10
2.4 Воскресенский А.Д. Китай во внешнеполитической стратегии России //Свободная мысль. 1996. №1. с.94-105.
2.5 Галенович Ю.М. Москва-Пекин. Москва-Тайбей. - Москва: Изографус, 2002 г.-432с.
2.6 Гуриев С., Сонин К. Экономика «ресурсного проклятия». Вопросы экономики. 2008. №4. С. 63.
2.7 Дугин А. Простая формула российско-китайских отношений //Амурская Правда. 2006. №70 от 20 апреля.
2.8 Кузык Б.Н., ТитаренкоМ.Л. Китай - Россия 2050: стратегия развития. М.: Институт экономических стратегий РАН, 2006 г.-548 с.
2.9 Китай недоволен российской тактикой //ChinaPRO. 2008. №2 (32) 5марта
2.10 Лавров С. Россия-Китай: партнерство открывающее будущее
//Женьминь Жибао. 2004г.-С.78.
2.11 Ларин. А. Грозит ли России «Китаизация» //Российская Федерация сегодня. -2005. №3. с.69.
2.12 Лузянин С.Г. Россия и Китай в Евразии. М.: ИД «ФОРУМ», 2011 г.-237 с.
2.13 Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. -Алматы: Онер, 1996.- 250 с.
2.14 Назарбаев Н.А. Пять лет независимости. - Алматы: Казахстан, 1996 г. - 624с.
2.15 Нечаев В. В. Актуальные проблемы российско-китайских отношений в сфере экономики / В. В. Нечаев // Молодой ученый. 2011. №9. С. 146-148.
2.16 Овчинников В. Цепь из тринадцати вершин //Российская газета - Федеральный выпуск. 2005. №3808 от 30 июня
2.17 Цвигун И.В. Российско-китайское экономическое сотрудничество: состояние и перспективы развития. Сборник трудов конференции по развитию сотрудничества в сфере экономики, политики и юриспруденции между Россией и Китаем. 2014 г. С. 207.
2.18 Цыганков П.А. Теория международных отношений. - М., 2002 г.-425 с.
2.19 Шлындов А.О некоторых аспектах российско-китайского взаимодействия на международной арене // Проблемы Дальнего Востока. 2006. №2. с.23.
2.20 Шлындов А.О некоторых аспектах российско-китайского
взаимодействия на международной арене // Проблемы Дальнего Востока. 2006. №1. с.31.
III. Электронные ресурсы
3.1 BFM [электронный ресурс] // Портал деловых новостей 2009 г.: Режим доступа: http ://www.bfm. ru/news/2009/10/14/rossij a-zamenj aet-verfi-bankroty- superverfju.html (дата обращения 04.04.2016).
3.2 Дальний Восток.РФ [электронный ресурс] // Российско-китайские отношения на современном этапе: Режим доступа: http://d- vostok.ru/articles/52-rossiisko-kitaiskie-otnoshenija-na-sovremennom-etape.html (дата обращения 21.03.2016).
3.3 Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП
[электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/efficiency/# (дата обращения 26.03.2016).
3.4 Информационное агентство РИА Новости [электронный ресурс] //
Военное и военно-техническое сотрудничество России и Китая: Режим доступа: http: //ria.ru/spravka/20140520/1008416110. html#ixzz3 eUBpUv7N
,свободный. Дата обращения 23.04.2016
3.5 Лукин А.Р. Россия и Китай укрепляют связи //Русская Газета. 2010 [электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/10/19/rbth- russia and china.html ,свободный. Дата обращения 23.03.2016
3.6 Основные итоги инвестиционного сотрудничества России и Китая [электронный ресурс] // Портал внешнеэкономической информации: Режим доступа:
http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn ru relations/cn rus projects/ (дата обращения 23.03.2016).
3.7 Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество
[электронный ресурс] // Портал внешнеэкономической информации: Режим доступа: //http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru _relations/cn_ru_trade/ (дата обращения 23.03.2016).
3.8 Стратегическое партнерство России И Китая [электронный ресурс] //
Режим доступа: http: //russian.china. org.cn/intemational/archive/china- russian/node 2044079.htm (дата обращения 30.03.2016).
3.9 Центр изучения и прогнозирования российско-китайских отношений [электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ifes- ras.ru/structure/rus-china-relations-prediction (дата обращения 04.04.2016).
3.10 Энергетическая стратегия Китая. Российский совет по международным делам [электронный ресурс] // Режим доступа:
http://russiancouncil.ru/inner/?id 4=489 (дата обращения 04.04.2016)