Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Работа №84366

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2016
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
193
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В
ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 10
1.1. Характеристика и особенности неполной семьи 10
1.2. Специфика становления личности младшего школьника в неполной
семье 19
1.3. Основные различия детей младшего школьного возраста в полных
и неполных семьях 29
II МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1. Организация исследования 35
2.2. Описание методик исследования 36
2.3. Методы математической статистики 39
111. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 41
3.1. Анализ результатов исследования 41
3.2. Организация исследования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследования. Сложные общественно¬
экономические условия, высокий уровень безработицы, низкая заработная плата, обусловливают поиск населением заработков за рубежом. Ежегодно тысячи детей трудовых мигрантов разного возраста остаются без родительского внимания.
Длительное отсутствие родителей приводит к безнадзорности детей, уменьшению контроля за их поведением, учебой, развитием и воспитанием, что приводит к трудновоспитуемости и педагогической запущенности.
В неблагоприятных условиях воспитания в семье категорию педагогически запущенных пополняют уже младшие школьники, а иногда признаки заброшенности проявляются и в дошкольном возрасте. Поэтому проводить в школе воспитательную работу, направленную на предотвращение педагогической запущенности и предупреждение отклонений в поведении, необходимо уже с младшими школьниками, корректируя недостатки воспитания в семье и дошкольном учреждении.
Проблемы педагогической запущенности, трудновоспитуемости и отклонений в поведении школьников тесно связаны с проблемой семейного неблагополучия.
Теоретические и практические аспекты воспитания детей в неблагополучных и неполных семьях освещены в работах М. Алексеевой [2], М.И. Буянова [9], М.Н. Ворнык [12], И.С. Кона [33], З. Матейчик [43], А.Р. Михеева [48], С.Д. Оконешниковой [50], О.В. Суворовой [60], П.М. Щербань [69] и др.
Мир детства - особый мир, со своей логикой и своим обаянием. Ребенок часто видит то, что не видит взрослый. От родителей зависит, каким будет мир детства детей: радостным, справедливым, чистым и добрым или печальным, несправедливым и злым.
Особая роль в развитии ребенка, его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия с родителями. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать разнообразные психотехнические приемы организации его поведения.
Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказать помощь и поддержку другим людям. Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка с близкими взрослыми является главным и решающим условием становления всех его психических способностей и качеств: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр.
Семья - это скрытое от внешнего наблюдения пространство сложных взаимоотношений. Супружеские и родительско-детские отношения в каждой отдельной семье индивидуальные и неповторимые. Под стилем семейного общения понимается совокупность родительских чувств, ожиданий, установок, оценок, шаблонов поведения по отношению к ребенку.
Сегодня семейное неблагополучие и запущенность детей часто обусловлены длительным раздельным проживанием членов семьи по разным причинам и особенно через трудовую миграцию родителей.
Известно, что психологический климат в семье является весомым фактором, влияющим на проявление агрессии и тревожности.
История человечества показала, что агрессивность является неотъемлемой частью жизни общества. Но формы ее проявлений могут быть как более опасными, так и вполне недопустимыми. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее распространенных проблем на сегодняшний день. Особенности ее проявлений беспокоят не только педагогов, но и родителей.
Обычно с усвоением правил и норм поведения непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако, у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое свойство личности. В результате снижается и потенциал ребенка, сужается сфера его полноценного общения, деформируется личностное развитие. Поведение агрессивного ребенка создает множество проблем не только для окружения, но и для самой личности. Важно понять причины такого поведения или детерминанты агрессивности и условия ее формирования.
Проблемой детской агрессивности и ее коррекции занимались А.Г. Антонова [6], Т.П. Висковатова [11], И.В. Дубровина [22], Н.В. Жутикова [24] и другие. Применение в психокоррекционной работе различных техник арт-терапии раскрывали Т.Г. Казакова [28], Т.Е. Комарова [32], В.В. Лебединский [39] и др. Использование арт- терапевтическим приемов и техник в работе с детьми описывали М.В. Киселева [31], Л.Д. Короткова [35], Л.Д. Лебедева [38] и другие.
Распространение феномена тревожности среди детей, ее негативная роль в развитии является темой многочисленных исследований психологов, педагогов, врачей. В частности, рассматривались факты проявления детской тревожности как врожденной психодинамической характеристики (А.И. Захаров [24], Н.Д. Левитов [41] и др.) и как условия и результата социализации (А.М. Прихожан [57], К. Хорни [72] и др.). Выявлено половые и возрастные различия в проявлениях тревожности (В.И. Кочубей, Е.В. Новикова [36]). Проанализирована связь тревожности с мотивацией учения (А.К. Дусавицкий [23] и др, успеваемостью в учебе (А.К. Дусавицкий [23], В.Н. Дружинин [21] и др.).
Однако, в современной психолого-педагогической литературе почти нет исследований о предупреждении негативных последствий недостаточного воспитательного воздействия на ребенка и обеднение общения с родителями в таких семьях.
Изучение и анализ теории и практики превентивного воспитания дают основания констатировать наличие противоречия между потребностью в предотвращении педагогической запущенности младших школьников с неполных семей и реальным положением превентивной работы в школе. Чем и обусловлена актуальность данного исследования.
Объектом исследования являются особенности детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей.
Предметом исследования является психологическое развитие детей из полных и неполных семей.
В данной работе мы ставим целью выявление особенностей психологического развития младших школьников из полных и неполных семей; обоснования педагогических условий предотвращения педагогической запущенности в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Дать характеристику неполной семьи.
2. Описать специфику становления личности младшего школьника в неполной семье.
3. Выделить основные различия между детьми из полных и неполных семей.
4. Провести эмпирическое исследования, на основе которого провести сравнительный анализ детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей.
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались следующие методы исследования:
- теоретические - анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования;
- эмпирические - наблюдение, тестирование, сравнительный анализ качественных характеристик, количественная обработка данных.
Методики:
- проективная методика «Несуществующее животное»;
- психодиагностическая методика измерения родительских установок и реакций (PARI) американских психологов И. Шеффера и Р. Белла;
- методика выявления показателей и форм агрессии Басса-Дарки.
Методологическую основу исследования составили труды таких исследователей, как Е.П. Арнаутова [7], Л.С. Выготский [13], Р.Н. Досаева [20], А.В. Запорожец [25], А.И. Захаров [26], И.С. Кон [33], А.С Макаренко [42], Т.С. Яценко [70] и др.
База исследования: средняя общеобразовательная школа № 22 г. Набережные Челны.
Выборку исследования составили дети младшего школьного возраста (1-й класс) из полных и неполных семей, составивших 2 группы по 15 человек соответственно, и их родители.
Новизна исследования: расширены и дополнены характеристика детей и неполны семей, знания о психологических особенностях развития личности ребенка в полной и неполной семье.
Практическая значимость заключается в том, что разработана и апробирована автором психокоррекционная программа оказания психологической помощи младшим школьникам может быть использована психологами в учебных заведениях и практическими психологами в центрах помощи семье.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Внутренний мир личности ребенка младшего школьного возраста - это его психическая реальность, которая вмещает в себя все аспекты сознательной духовной жизни личности.
Становление внутреннего мира личности ребенка младшего школьного возраста происходит под воздействием множества факторов, таких как особенности взаимоотношений в семье, со сверстниками и педагогами; эмоциональное здоровье ребенка; воспитательное и социализирующее воздействие таких источников информации как интернет, радио, телевидение, компьютерные игры, кино, журнальная и газетная продукция.
Семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого зависит дальнейшая судьба человека.
Психологический климат семьи есть чрезвычайно важным условием развития ребенка, поскольку семья - это первая среда, в которой оказывается ребенок с момента рождения.
В семье ребенок приобретает первый социальный опыт. На формирование личности ребенка влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей было единство взглядов на воспитание и развитие малыша. Для сохранения психологического здоровья ребенка родителям необходимо уделять внимание его внутреннему миру: проблемам и переживаниям, уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, интересах, способностях; его отношениям к людям и жизни. Вместе с тем, имеются условия, оказывающие отрицательное влияние на психологическое здоровье детей. Среди них:
- нарушение отношений в семье (неполные семьи, конфликты между родителями, отсутствие одного из родителей и т. п.);
- нарушение семейного воспитания (детско-родительских отношений).
Семья, обладая особыми возможностями в формировании эмоционального, чувственного развития ребенка, создает предпосылки для развития индивидуальности и психологического здоровья ребенка, поскольку ничто так не выражает ее субъективный мир, как чувства.
Лучшие взаимоотношения детей с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае твердо, последовательно и вместе с тем гибко и рационально.
Нами было проведено эмпирическое исследование, в результате которого мы выявили, что дети, проживающие в неполных семьях более склонны к проявлениям агрессии и тревожности.
На основании полученных результатов может быть разработан комплекс мер по устранению проблемы развития агрессивности и тревожности, а именно:
- проведение индивидуальных консультаций с родителями в присутствии психолога, указывая на неадекватность применяемого стиля воспитания, и последствия таких отношений с ребенком;
- проведение индивидуальных консультаций с учащимися;
- проведение групповых консультаций с учащимися;
- проведены занятия по музыко -терапии с детьми с целью корреции агресивности и тревожности;
- проведение просветительской работы с педагогами, чтобы предупредить и предотвратить развитие и проявление агрессивности младших школьников.
Мы считаем, что процесс воспитания не может быть стихийным, и в нем должны участвовать оба родителя. Четкое осознание родителями того, что они хотят и чего не хотят поможет сформулировать им свою позицию как воспитателей и наметить стратегию воспитания.
Главные принципы это:
1. Ребенок должен знать, чего хотят от него родители; что в его поведении их удовлетворяет, а что нет, что они его любят несмотря на неурядицы в семье.
2. Нельзя при детях устраивать ссоры.
3. Прежде чем что-то требовать от ребенка, надо убедиться, что он на это способен.
4. Нельзя наказывать ребенка за поведение, в котором нет злостного неповиновения. Надо отличать детскую беспомощность и злостное неповиновение, (беспомощность базируется на забывчивости, что возникает в результате ошибок и случайностей. Злостное неповиновение является обдуманным актом, отказом признавать родительскую власть. Проявляется только тогда, когда ребенок знает, чего хотят от него родители и делает нечто противоположное).
5. Каждый раз после разрешения конфликта ребенка необходимо прижать и приласкать, показать ему свою любовь.
6. В отношениях с детьми нужно руководствоваться любовью.
7. Не унижать достоинство ребенка физическими наказаниями. Они нарушают его права как члена семьи и общества и свидетельствуют о бессилии родителей как воспитателей.
Нарушение или несоблюдение этих принципов, отсутствие или недостаточность культуры у родителей приводит к их жестокому обращению с детьми.
Соблюдение этих принципов семейного воспитания детей помогает создать атмосферу эмоциональной защищенности ребенка.



1. Приказ Минздрава России от 30.12.2003 № 621 «О
комплексной оценке состояния здоровья детей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.procspb.ru/content/nav/54198.
2. Алексеева М. Отеческая война. В России неуклонно растет число отцов-одиночек // Изд. дом «Мир новостей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mirnov.ru/arhiv/mn724/mn/08-1.html.
3. Андреева А. Д. Как помочь ребенку пережить горе: психол. консультация // Вопросы психологии. - 1991. - № 2. - С. 87-96.
4. Андреева Т.В. Семейная социализация. Семейная психология: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 264 с.
5. Андрос М.Е. Психическое здоровье личности: психологическое консультирование руководителей школ / М.Е. Андрос // Образование и управления. - Том 2. - 1998. - № 2. - С. 64.
6. Антонова А.Г. Психологическая диагностика и коррекция трудновоспитуемых детей и подростков: Учеб. пособие. - Киев, 1997. - 312 с.
7. Арнаутова Е.П. Воспитание ребенка в неполной семье // Родители и дети, вып. 2. - С. 23-24.
8. Бачерников Н.Е. Философские вопросы психиатрии / Н.Е. Бачерников, В.П. Петленко, Е.А. Щербина. - М., 1985. - С. 35-36.
9. Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь / М.И. Буянов. - М.: Знание, 1984.
10. Великодная М.С. Гендер и гендерная идентичность: ретерриторизация означающего // Identity of a personality and a group: psycho-pedagogical and sociocultural aspects: materials of the international scientific conference on January 27-28, 2014. - Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ». - pp. 34-40.
11. Висковатова Т.П. Влияние применения средств физической культуры на развитие высших психических функций // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту: Материалы межд. науч.-практ. конф. - Минск: В 4-х т. Т. 3. Ч. 1 / под ред. М.Е. Кобринского и др. - Мн.: БГУФК, 2009. - С. 23-26.
12. Ворнык М.Н. Проблемы воспитания младших школьников из асоциальных семей и методы их решения [Электронный ресурс] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 76-79.
13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 221 с.
14. Гаврилова Т.П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста / Т.П. Гаврилова // Семья и формирование личности. - М., 1981. - 187с.
15. Гаркавенко Л. Методика исследования формирования образа половой идентификации «Я-мальчик" / "Я девочка» у детей 7-10 лет // Психолог. - 2003. - Сентябрь (35). - С. 15-18.
16. Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Соц. исслед. - М., 2001. - № 11. - С. 108 - 118.
17. Демиденко Т. М. Воспитательный потенциал - ведущая характеристика семьи как педагогической системы // Социальная педагогика: теория и практика. - 2011. - № 1. - С. 58-63.
18. Демидов А.М. Проблемы детей из неполных семей / А.М. Демидов. - М.: Просвещение, 2004.
19. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. - М.: Апрель Пресс, Эксмо, 2002. - 272 с.
20. Досаева Р. Н. Современные подходы к проблеме коррекции эмоциональных состояний дошкольников [Электронный ресурс] / Р. Н.
Досаева // Психология: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). - Уфа: Лето, 2012. - С. 108-114. - Режим доступа: http: //www.moluch.ru/conf/psy/archive/35/2483/.
21. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура,
диагностика, развитие. - М.: ПЕРСЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2001. - 224 с
22. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
23. Дусавицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. - Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1982/823/823056.htm.
24. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни / Н.В. Жутикова. - М.: Просвещение, 1990. - 255 с.
25. Запорожец А.В. Принцип развития в психологии. - М., 1978. - 230 с.
26. Захаров А.И. Неврозы у детей. - Спб.: Дельта, 1996. - 480 с.
27. Зубкова Т.С. Неполные семьи. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей: учеб. пособ. для студ. - М., 2003. - С. 75-80.
28. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1980.
29. Келам А., Эббер И. Причины конфликтных ситуаций в семье // Человек после развода. - Вильнюс, 1985. - С. 56-66.
30. Кирьянова О. Г. Развод по-американски. - М.: Педагогика, 1984. - 249 с.
31. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. - 160 с.
32. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников / Т. С. Комарова. - М.: Просвещение, 1970. - 152 с.
33. Кон И.С. Современное отцовство: мифы и проблемы // Семья и школа. - 2003. - № 4. - С. 26-31.
34. Королева С.А. Психологические особенности образа себя и образа родителей у детей старшего дошкольного возраста после развода родителей // Психологическая наука и образование. - 2003. - № 4. - С. 15 - 19.
35. Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе Методические
рекомендации. - М.: Издательство: ООО «Центр гуманитарной
литературы», 2006. - 144 с.
36. Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности / Б.Кочубей, Е.Новикова //Семья и школа. - 2002. - №9.
37. Кузьминская Л. Содержание и цели музыкотерапии в социально-педагогической работе с детьми-инвалидами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://social-science.com.ua/article/711.
38. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий [Электронный ресурс]. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/315488/.
39. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 197 с.
40. Леви С. Рисунок человека как проективный тест / С. Леви // Проективная психология. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. - С. 238-259.
41. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1964.
42. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / ред. коллегия: В.Н. Столетов (пред.) [и др.]; под ред. И. А. Каирова (отв. ред.) [и др.]. - М.: Педагогика, 1977. - Т. 2. - 320 с.
43. Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье / перевод с чеш. Л.Н. Хваталовой; общ. ред. Н.М. Ершовой // Воспитание детей в неполной семье. - М.: Прогресс, 1980. - С. 70-98.
44. Маховер К. Проективный рисунок человека [пер. с англ.]. - М.: Смысл, 2006. - 158 с.
45. Методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69/293-basa- dar.
46. Методы и методики исследования. Проективная методика «Несуществующее животное», разработанная Дукаревич М.З. [Электронный ресурс] // Психологическая мастерская. - Режим доступа: http: //www.psyhologymaster.ru/plms-273-2.html.
47. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 223 с.
48. Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты: учеб. пособие. - Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т., 2001. - 74 с.
49. Носов С.С. Половая идентификация ребенка в кинетическом рисунке семьи: психодиагностическое пособ. / С.С. Носов. - М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. - 104 с.
50. Оконешникова С.Д. Проблема социализации личности в
неполной семье. // Ломоносовские чтения 2003 г. Студенты. - Т.2
Социология семьи.
51. Орбан-Лембрик Л.Е. Социальная психология. - Киев: Академизд, 2005. - 448 с.
52. Осипова А.А. Общая психокоррекция [Электронный ресурс] /
А.А. Осипова. - М., 2002. - 510 с. - Режим доступа:
http: //www.twirpx.com/file/52844/.
53. Павлов И.П. О типах высшей нервной деятельности и экспериментальных неврозах / Акад. мед. наук СССР; под ред. П. С. Купалова. - М.: Медгиз, 1954. - 192 с.
54. Перепелкина Т.Е. Особенности использования методов арт- терапии в коррекции невротических нарушений у детей дошкольного возраста / Т.Е. Перепелкина // Альманах современной науки и образования. - 2012. - №7. - С. 105-110.
55. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Психологический анализ рисунка и текста. - СПб: Речь, 2006. - 524 с.
56. Практикум по арттерапии / под ред. А. И. Копытина. - СПб.: Питер, 2000. - 448 с.
57. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
58. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Прогресс, 1987. - 424 с.
59. Ребер А. Большой толковый психологический словарь / А.Ребер. - М.: Вече-Аст., 2000. - Т.1. - С.141.
60. Суворова О.В., Тамонова Д.М. Особенности я-концепции младших школьников из неполных семей // Тезисы второй всероссийской научной конференции "Психологические проблемы современной россий-ской семьи" (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. - 2 часть / Под общей ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 560 с.
61. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - 4-е изд. - Киев: Издательство «Радянська школа», 1973.
62. Токарева С. Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания. - М.: изд-во Московского ун-та, 1989. - 264 с.
63. Тройная Р. Г. Роль уроков музыки в системе современного
здоровьесберегающего школьного образования [Электронный ресурс] / Р. Г. Тройная, А. М. Егорова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 80-81. - Режим доступа:
http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/58/2299/.
64. Федорович Е.Н., Тихонова Е.В. Основы музыкальной
психологии: Учеб. пособие / Урал. гос. консерватория им. М.П.
Мусоргского. - Екатеринбург, 2010. - 219 с.
65. Ферс Г. Тайный мир рисунка; [пер. с англ.]. - СПб: Деметра, 2003. - 176 с.
66. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. - М., 1995.
67. Филонов Г.Н., Яркина Т.Ф. Актуальные проблемы социальной работы в России. — М.: Педагогика, 1993.
68. Щербакова Н. Е. Арттерапевтические и психодиагностические
методы коррекции осужденных женщин [Электронный ресурс] / Н. Е. Щербакова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 78-86. - Режим доступа:
http: //www.moluch.ru/conf/psy/archive/81/3337/.
69. Щербань П.М. Психология современной семьи и педагогика семейных отношений // Начальная школа. - 2005. - № 2.
70. Яценко Т. С. Основы глубинной психокоррекции: феноменология, теория и практика: учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 2006. - 382 с.
71. Buehler C., Gerard J. Marital conflict, ineffective parenting, and children’s and adolescent’s maladjustment // Journal of Marriage and Family. - 2002. - № 64. - P. 74-92.
72. Horney K. The Neurotic Personality Of Our Time. - N.Y.: W.W. Norton & Co, 1937.
73. Krein S., Beller A. Educational Attainment of Children from Single-Parent Families: Differences by Exposure, Gender, and Race // Demography. - 1988. - № 25(2). - P. 21-34.
74. Sun Y. Family Environment and Adolescents’ Well-being Before and After Parents’ Marital Disruption: a longi-tudinal analysis // Journal of Marriage and Family. - 2001. - № 63 (3). - P. 697-713.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ