СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В
ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 10
1.1. Характеристика и особенности неполной семьи 10
1.2. Специфика становления личности младшего школьника в неполной
семье 19
1.3. Основные различия детей младшего школьного возраста в полных
и неполных семьях 29
II МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1. Организация исследования 35
2.2. Описание методик исследования 36
2.3. Методы математической статистики 39
111. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 41
3.1. Анализ результатов исследования 41
3.2. Организация исследования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В
ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 10
1.1. Характеристика и особенности неполной семьи 10
1.2. Специфика становления личности младшего школьника в неполной
семье 19
1.3. Основные различия детей младшего школьного возраста в полных
и неполных семьях 29
II МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1. Организация исследования 35
2.2. Описание методик исследования 36
2.3. Методы математической статистики 39
111. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 41
3.1. Анализ результатов исследования 41
3.2. Организация исследования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Сложные общественно¬
экономические условия, высокий уровень безработицы, низкая заработная плата, обусловливают поиск населением заработков за рубежом. Ежегодно тысячи детей трудовых мигрантов разного возраста остаются без родительского внимания.
Длительное отсутствие родителей приводит к безнадзорности детей, уменьшению контроля за их поведением, учебой, развитием и воспитанием, что приводит к трудновоспитуемости и педагогической запущенности.
В неблагоприятных условиях воспитания в семье категорию педагогически запущенных пополняют уже младшие школьники, а иногда признаки заброшенности проявляются и в дошкольном возрасте. Поэтому проводить в школе воспитательную работу, направленную на предотвращение педагогической запущенности и предупреждение отклонений в поведении, необходимо уже с младшими школьниками, корректируя недостатки воспитания в семье и дошкольном учреждении.
Проблемы педагогической запущенности, трудновоспитуемости и отклонений в поведении школьников тесно связаны с проблемой семейного неблагополучия.
Теоретические и практические аспекты воспитания детей в неблагополучных и неполных семьях освещены в работах М. Алексеевой [2], М.И. Буянова [9], М.Н. Ворнык [12], И.С. Кона [33], З. Матейчик [43], А.Р. Михеева [48], С.Д. Оконешниковой [50], О.В. Суворовой [60], П.М. Щербань [69] и др.
Мир детства - особый мир, со своей логикой и своим обаянием. Ребенок часто видит то, что не видит взрослый. От родителей зависит, каким будет мир детства детей: радостным, справедливым, чистым и добрым или печальным, несправедливым и злым.
Особая роль в развитии ребенка, его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия с родителями. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать разнообразные психотехнические приемы организации его поведения.
Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказать помощь и поддержку другим людям. Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка с близкими взрослыми является главным и решающим условием становления всех его психических способностей и качеств: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр.
Семья - это скрытое от внешнего наблюдения пространство сложных взаимоотношений. Супружеские и родительско-детские отношения в каждой отдельной семье индивидуальные и неповторимые. Под стилем семейного общения понимается совокупность родительских чувств, ожиданий, установок, оценок, шаблонов поведения по отношению к ребенку.
Сегодня семейное неблагополучие и запущенность детей часто обусловлены длительным раздельным проживанием членов семьи по разным причинам и особенно через трудовую миграцию родителей.
Известно, что психологический климат в семье является весомым фактором, влияющим на проявление агрессии и тревожности.
История человечества показала, что агрессивность является неотъемлемой частью жизни общества. Но формы ее проявлений могут быть как более опасными, так и вполне недопустимыми. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее распространенных проблем на сегодняшний день. Особенности ее проявлений беспокоят не только педагогов, но и родителей.
Обычно с усвоением правил и норм поведения непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако, у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое свойство личности. В результате снижается и потенциал ребенка, сужается сфера его полноценного общения, деформируется личностное развитие. Поведение агрессивного ребенка создает множество проблем не только для окружения, но и для самой личности. Важно понять причины такого поведения или детерминанты агрессивности и условия ее формирования.
Проблемой детской агрессивности и ее коррекции занимались А.Г. Антонова [6], Т.П. Висковатова [11], И.В. Дубровина [22], Н.В. Жутикова [24] и другие. Применение в психокоррекционной работе различных техник арт-терапии раскрывали Т.Г. Казакова [28], Т.Е. Комарова [32], В.В. Лебединский [39] и др. Использование арт- терапевтическим приемов и техник в работе с детьми описывали М.В. Киселева [31], Л.Д. Короткова [35], Л.Д. Лебедева [38] и другие.
Распространение феномена тревожности среди детей, ее негативная роль в развитии является темой многочисленных исследований психологов, педагогов, врачей. В частности, рассматривались факты проявления детской тревожности как врожденной психодинамической характеристики (А.И. Захаров [24], Н.Д. Левитов [41] и др.) и как условия и результата социализации (А.М. Прихожан [57], К. Хорни [72] и др.). Выявлено половые и возрастные различия в проявлениях тревожности (В.И. Кочубей, Е.В. Новикова [36]). Проанализирована связь тревожности с мотивацией учения (А.К. Дусавицкий [23] и др, успеваемостью в учебе (А.К. Дусавицкий [23], В.Н. Дружинин [21] и др.).
Однако, в современной психолого-педагогической литературе почти нет исследований о предупреждении негативных последствий недостаточного воспитательного воздействия на ребенка и обеднение общения с родителями в таких семьях.
Изучение и анализ теории и практики превентивного воспитания дают основания констатировать наличие противоречия между потребностью в предотвращении педагогической запущенности младших школьников с неполных семей и реальным положением превентивной работы в школе. Чем и обусловлена актуальность данного исследования.
Объектом исследования являются особенности детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей.
Предметом исследования является психологическое развитие детей из полных и неполных семей.
В данной работе мы ставим целью выявление особенностей психологического развития младших школьников из полных и неполных семей; обоснования педагогических условий предотвращения педагогической запущенности в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Дать характеристику неполной семьи.
2. Описать специфику становления личности младшего школьника в неполной семье.
3. Выделить основные различия между детьми из полных и неполных семей.
4. Провести эмпирическое исследования, на основе которого провести сравнительный анализ детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей.
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались следующие методы исследования:
- теоретические - анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования;
- эмпирические - наблюдение, тестирование, сравнительный анализ качественных характеристик, количественная обработка данных.
Методики:
- проективная методика «Несуществующее животное»;
- психодиагностическая методика измерения родительских установок и реакций (PARI) американских психологов И. Шеффера и Р. Белла;
- методика выявления показателей и форм агрессии Басса-Дарки.
Методологическую основу исследования составили труды таких исследователей, как Е.П. Арнаутова [7], Л.С. Выготский [13], Р.Н. Досаева [20], А.В. Запорожец [25], А.И. Захаров [26], И.С. Кон [33], А.С Макаренко [42], Т.С. Яценко [70] и др.
База исследования: средняя общеобразовательная школа № 22 г. Набережные Челны.
Выборку исследования составили дети младшего школьного возраста (1-й класс) из полных и неполных семей, составивших 2 группы по 15 человек соответственно, и их родители.
Новизна исследования: расширены и дополнены характеристика детей и неполны семей, знания о психологических особенностях развития личности ребенка в полной и неполной семье.
Практическая значимость заключается в том, что разработана и апробирована автором психокоррекционная программа оказания психологической помощи младшим школьникам может быть использована психологами в учебных заведениях и практическими психологами в центрах помощи семье.
экономические условия, высокий уровень безработицы, низкая заработная плата, обусловливают поиск населением заработков за рубежом. Ежегодно тысячи детей трудовых мигрантов разного возраста остаются без родительского внимания.
Длительное отсутствие родителей приводит к безнадзорности детей, уменьшению контроля за их поведением, учебой, развитием и воспитанием, что приводит к трудновоспитуемости и педагогической запущенности.
В неблагоприятных условиях воспитания в семье категорию педагогически запущенных пополняют уже младшие школьники, а иногда признаки заброшенности проявляются и в дошкольном возрасте. Поэтому проводить в школе воспитательную работу, направленную на предотвращение педагогической запущенности и предупреждение отклонений в поведении, необходимо уже с младшими школьниками, корректируя недостатки воспитания в семье и дошкольном учреждении.
Проблемы педагогической запущенности, трудновоспитуемости и отклонений в поведении школьников тесно связаны с проблемой семейного неблагополучия.
Теоретические и практические аспекты воспитания детей в неблагополучных и неполных семьях освещены в работах М. Алексеевой [2], М.И. Буянова [9], М.Н. Ворнык [12], И.С. Кона [33], З. Матейчик [43], А.Р. Михеева [48], С.Д. Оконешниковой [50], О.В. Суворовой [60], П.М. Щербань [69] и др.
Мир детства - особый мир, со своей логикой и своим обаянием. Ребенок часто видит то, что не видит взрослый. От родителей зависит, каким будет мир детства детей: радостным, справедливым, чистым и добрым или печальным, несправедливым и злым.
Особая роль в развитии ребенка, его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия с родителями. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать разнообразные психотехнические приемы организации его поведения.
Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказать помощь и поддержку другим людям. Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка с близкими взрослыми является главным и решающим условием становления всех его психических способностей и качеств: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр.
Семья - это скрытое от внешнего наблюдения пространство сложных взаимоотношений. Супружеские и родительско-детские отношения в каждой отдельной семье индивидуальные и неповторимые. Под стилем семейного общения понимается совокупность родительских чувств, ожиданий, установок, оценок, шаблонов поведения по отношению к ребенку.
Сегодня семейное неблагополучие и запущенность детей часто обусловлены длительным раздельным проживанием членов семьи по разным причинам и особенно через трудовую миграцию родителей.
Известно, что психологический климат в семье является весомым фактором, влияющим на проявление агрессии и тревожности.
История человечества показала, что агрессивность является неотъемлемой частью жизни общества. Но формы ее проявлений могут быть как более опасными, так и вполне недопустимыми. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее распространенных проблем на сегодняшний день. Особенности ее проявлений беспокоят не только педагогов, но и родителей.
Обычно с усвоением правил и норм поведения непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако, у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое свойство личности. В результате снижается и потенциал ребенка, сужается сфера его полноценного общения, деформируется личностное развитие. Поведение агрессивного ребенка создает множество проблем не только для окружения, но и для самой личности. Важно понять причины такого поведения или детерминанты агрессивности и условия ее формирования.
Проблемой детской агрессивности и ее коррекции занимались А.Г. Антонова [6], Т.П. Висковатова [11], И.В. Дубровина [22], Н.В. Жутикова [24] и другие. Применение в психокоррекционной работе различных техник арт-терапии раскрывали Т.Г. Казакова [28], Т.Е. Комарова [32], В.В. Лебединский [39] и др. Использование арт- терапевтическим приемов и техник в работе с детьми описывали М.В. Киселева [31], Л.Д. Короткова [35], Л.Д. Лебедева [38] и другие.
Распространение феномена тревожности среди детей, ее негативная роль в развитии является темой многочисленных исследований психологов, педагогов, врачей. В частности, рассматривались факты проявления детской тревожности как врожденной психодинамической характеристики (А.И. Захаров [24], Н.Д. Левитов [41] и др.) и как условия и результата социализации (А.М. Прихожан [57], К. Хорни [72] и др.). Выявлено половые и возрастные различия в проявлениях тревожности (В.И. Кочубей, Е.В. Новикова [36]). Проанализирована связь тревожности с мотивацией учения (А.К. Дусавицкий [23] и др, успеваемостью в учебе (А.К. Дусавицкий [23], В.Н. Дружинин [21] и др.).
Однако, в современной психолого-педагогической литературе почти нет исследований о предупреждении негативных последствий недостаточного воспитательного воздействия на ребенка и обеднение общения с родителями в таких семьях.
Изучение и анализ теории и практики превентивного воспитания дают основания констатировать наличие противоречия между потребностью в предотвращении педагогической запущенности младших школьников с неполных семей и реальным положением превентивной работы в школе. Чем и обусловлена актуальность данного исследования.
Объектом исследования являются особенности детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей.
Предметом исследования является психологическое развитие детей из полных и неполных семей.
В данной работе мы ставим целью выявление особенностей психологического развития младших школьников из полных и неполных семей; обоснования педагогических условий предотвращения педагогической запущенности в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Дать характеристику неполной семьи.
2. Описать специфику становления личности младшего школьника в неполной семье.
3. Выделить основные различия между детьми из полных и неполных семей.
4. Провести эмпирическое исследования, на основе которого провести сравнительный анализ детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей.
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались следующие методы исследования:
- теоретические - анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования;
- эмпирические - наблюдение, тестирование, сравнительный анализ качественных характеристик, количественная обработка данных.
Методики:
- проективная методика «Несуществующее животное»;
- психодиагностическая методика измерения родительских установок и реакций (PARI) американских психологов И. Шеффера и Р. Белла;
- методика выявления показателей и форм агрессии Басса-Дарки.
Методологическую основу исследования составили труды таких исследователей, как Е.П. Арнаутова [7], Л.С. Выготский [13], Р.Н. Досаева [20], А.В. Запорожец [25], А.И. Захаров [26], И.С. Кон [33], А.С Макаренко [42], Т.С. Яценко [70] и др.
База исследования: средняя общеобразовательная школа № 22 г. Набережные Челны.
Выборку исследования составили дети младшего школьного возраста (1-й класс) из полных и неполных семей, составивших 2 группы по 15 человек соответственно, и их родители.
Новизна исследования: расширены и дополнены характеристика детей и неполны семей, знания о психологических особенностях развития личности ребенка в полной и неполной семье.
Практическая значимость заключается в том, что разработана и апробирована автором психокоррекционная программа оказания психологической помощи младшим школьникам может быть использована психологами в учебных заведениях и практическими психологами в центрах помощи семье.
Внутренний мир личности ребенка младшего школьного возраста - это его психическая реальность, которая вмещает в себя все аспекты сознательной духовной жизни личности.
Становление внутреннего мира личности ребенка младшего школьного возраста происходит под воздействием множества факторов, таких как особенности взаимоотношений в семье, со сверстниками и педагогами; эмоциональное здоровье ребенка; воспитательное и социализирующее воздействие таких источников информации как интернет, радио, телевидение, компьютерные игры, кино, журнальная и газетная продукция.
Семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого зависит дальнейшая судьба человека.
Психологический климат семьи есть чрезвычайно важным условием развития ребенка, поскольку семья - это первая среда, в которой оказывается ребенок с момента рождения.
В семье ребенок приобретает первый социальный опыт. На формирование личности ребенка влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей было единство взглядов на воспитание и развитие малыша. Для сохранения психологического здоровья ребенка родителям необходимо уделять внимание его внутреннему миру: проблемам и переживаниям, уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, интересах, способностях; его отношениям к людям и жизни. Вместе с тем, имеются условия, оказывающие отрицательное влияние на психологическое здоровье детей. Среди них:
- нарушение отношений в семье (неполные семьи, конфликты между родителями, отсутствие одного из родителей и т. п.);
- нарушение семейного воспитания (детско-родительских отношений).
Семья, обладая особыми возможностями в формировании эмоционального, чувственного развития ребенка, создает предпосылки для развития индивидуальности и психологического здоровья ребенка, поскольку ничто так не выражает ее субъективный мир, как чувства.
Лучшие взаимоотношения детей с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае твердо, последовательно и вместе с тем гибко и рационально.
Нами было проведено эмпирическое исследование, в результате которого мы выявили, что дети, проживающие в неполных семьях более склонны к проявлениям агрессии и тревожности.
На основании полученных результатов может быть разработан комплекс мер по устранению проблемы развития агрессивности и тревожности, а именно:
- проведение индивидуальных консультаций с родителями в присутствии психолога, указывая на неадекватность применяемого стиля воспитания, и последствия таких отношений с ребенком;
- проведение индивидуальных консультаций с учащимися;
- проведение групповых консультаций с учащимися;
- проведены занятия по музыко -терапии с детьми с целью корреции агресивности и тревожности;
- проведение просветительской работы с педагогами, чтобы предупредить и предотвратить развитие и проявление агрессивности младших школьников.
Мы считаем, что процесс воспитания не может быть стихийным, и в нем должны участвовать оба родителя. Четкое осознание родителями того, что они хотят и чего не хотят поможет сформулировать им свою позицию как воспитателей и наметить стратегию воспитания.
Главные принципы это:
1. Ребенок должен знать, чего хотят от него родители; что в его поведении их удовлетворяет, а что нет, что они его любят несмотря на неурядицы в семье.
2. Нельзя при детях устраивать ссоры.
3. Прежде чем что-то требовать от ребенка, надо убедиться, что он на это способен.
4. Нельзя наказывать ребенка за поведение, в котором нет злостного неповиновения. Надо отличать детскую беспомощность и злостное неповиновение, (беспомощность базируется на забывчивости, что возникает в результате ошибок и случайностей. Злостное неповиновение является обдуманным актом, отказом признавать родительскую власть. Проявляется только тогда, когда ребенок знает, чего хотят от него родители и делает нечто противоположное).
5. Каждый раз после разрешения конфликта ребенка необходимо прижать и приласкать, показать ему свою любовь.
6. В отношениях с детьми нужно руководствоваться любовью.
7. Не унижать достоинство ребенка физическими наказаниями. Они нарушают его права как члена семьи и общества и свидетельствуют о бессилии родителей как воспитателей.
Нарушение или несоблюдение этих принципов, отсутствие или недостаточность культуры у родителей приводит к их жестокому обращению с детьми.
Соблюдение этих принципов семейного воспитания детей помогает создать атмосферу эмоциональной защищенности ребенка.
Становление внутреннего мира личности ребенка младшего школьного возраста происходит под воздействием множества факторов, таких как особенности взаимоотношений в семье, со сверстниками и педагогами; эмоциональное здоровье ребенка; воспитательное и социализирующее воздействие таких источников информации как интернет, радио, телевидение, компьютерные игры, кино, журнальная и газетная продукция.
Семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого зависит дальнейшая судьба человека.
Психологический климат семьи есть чрезвычайно важным условием развития ребенка, поскольку семья - это первая среда, в которой оказывается ребенок с момента рождения.
В семье ребенок приобретает первый социальный опыт. На формирование личности ребенка влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей было единство взглядов на воспитание и развитие малыша. Для сохранения психологического здоровья ребенка родителям необходимо уделять внимание его внутреннему миру: проблемам и переживаниям, уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, интересах, способностях; его отношениям к людям и жизни. Вместе с тем, имеются условия, оказывающие отрицательное влияние на психологическое здоровье детей. Среди них:
- нарушение отношений в семье (неполные семьи, конфликты между родителями, отсутствие одного из родителей и т. п.);
- нарушение семейного воспитания (детско-родительских отношений).
Семья, обладая особыми возможностями в формировании эмоционального, чувственного развития ребенка, создает предпосылки для развития индивидуальности и психологического здоровья ребенка, поскольку ничто так не выражает ее субъективный мир, как чувства.
Лучшие взаимоотношения детей с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае твердо, последовательно и вместе с тем гибко и рационально.
Нами было проведено эмпирическое исследование, в результате которого мы выявили, что дети, проживающие в неполных семьях более склонны к проявлениям агрессии и тревожности.
На основании полученных результатов может быть разработан комплекс мер по устранению проблемы развития агрессивности и тревожности, а именно:
- проведение индивидуальных консультаций с родителями в присутствии психолога, указывая на неадекватность применяемого стиля воспитания, и последствия таких отношений с ребенком;
- проведение индивидуальных консультаций с учащимися;
- проведение групповых консультаций с учащимися;
- проведены занятия по музыко -терапии с детьми с целью корреции агресивности и тревожности;
- проведение просветительской работы с педагогами, чтобы предупредить и предотвратить развитие и проявление агрессивности младших школьников.
Мы считаем, что процесс воспитания не может быть стихийным, и в нем должны участвовать оба родителя. Четкое осознание родителями того, что они хотят и чего не хотят поможет сформулировать им свою позицию как воспитателей и наметить стратегию воспитания.
Главные принципы это:
1. Ребенок должен знать, чего хотят от него родители; что в его поведении их удовлетворяет, а что нет, что они его любят несмотря на неурядицы в семье.
2. Нельзя при детях устраивать ссоры.
3. Прежде чем что-то требовать от ребенка, надо убедиться, что он на это способен.
4. Нельзя наказывать ребенка за поведение, в котором нет злостного неповиновения. Надо отличать детскую беспомощность и злостное неповиновение, (беспомощность базируется на забывчивости, что возникает в результате ошибок и случайностей. Злостное неповиновение является обдуманным актом, отказом признавать родительскую власть. Проявляется только тогда, когда ребенок знает, чего хотят от него родители и делает нечто противоположное).
5. Каждый раз после разрешения конфликта ребенка необходимо прижать и приласкать, показать ему свою любовь.
6. В отношениях с детьми нужно руководствоваться любовью.
7. Не унижать достоинство ребенка физическими наказаниями. Они нарушают его права как члена семьи и общества и свидетельствуют о бессилии родителей как воспитателей.
Нарушение или несоблюдение этих принципов, отсутствие или недостаточность культуры у родителей приводит к их жестокому обращению с детьми.
Соблюдение этих принципов семейного воспитания детей помогает создать атмосферу эмоциональной защищенности ребенка.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - Агрессивность детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Особенности детско-родительских отношений в неполных семьях младших школьников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Особенности эмоциональной сферы детей из полных и неполных семей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2016 - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ,
ИСПЫТАВШИХ ОТЦОВСКУЮ ДЕПРИВАЦИЮ (НА ПРИМЕРЕ НЕ
ПОЛНЫХ СЕМЕЙ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Самооценка младших школьников из полных и неполных семей
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2020 - Коммуникативные способности детей в контексте детско- родительских отношений в полных и неполных семьях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2021



