ВВЕДЕНИЕ 4
1 Анализ предметной области 7
1.2 Описание объекта анализа, моделирование предметной области 12
1.3 Выявление узких мест текущего состояния объекта анализа 14
1.4 Обзор существующих подходов и методов решения недостатков 15
1.5 Формирование требований на проектирование 20
1.6 Методика оценки результатов 21
1.7 Постановка задачи на проектирование 22
2 Проектирование системы 24
2.1 Разработка функциональной модели системы 24
2.2 Разработка структуры данных системы 25
2.3 Выбор средств разработки 26
2.4 Выбор методик разработки и решений 28
3 Разработка автоматизированной информационной системы 34
3.1 Определение атрибутов сущностей базы данных конфигурации 34
3.2 Разработка интерфейса конфигурации 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ
Жилищно-коммунальное хозяйство в широком смысле подразумевает, согласно [1]:
- энергоснабжение (электроснабжение — обеспечение поставки электричества; газоснабжение — обеспечение поставки газа; теплоснабжение — обеспечение поставки горячей воды и тепловой энергии, обеспечение работы котельных и ТЭЦ; энергосбережение);
- водоснабжение и водоотведение (водопровод — прокладка и ремонт водопроводных труб, водозабор очистка и доставка воды в многоквартирные дома и на промышленные объекты, в том числе для последующего подогрева для нужд горячего водоснабжения и отопления; канализация — отведение сточных вод);
- системы учета и расчетов за потребление коммунальных
ресурсов и жилищно-коммунальных услуг;
- лифтовое хозяйство;
- слаботочные сети (системы коммуникации и контроля):
радиотрансляционная сеть; телевизионная антенна и кабель; телефонная сеть; компьютерная сеть; домофон; видеонаблюдение в местах общего пользования; технические средства вневедомственной охраны;
- вывоз мусора (мусоропровод; утилизация и переработка твердых бытовых отходов);
- капитальный ремонт и модернизация зданий;
- содержание и текущий ремонт внешних сетей, внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания);
- текущая уборка и санитарно-эпидемиологическая обработка мест общего пользования (в том числе дератизация и дезинсекция);
- уборку дорог и содержание придомовых территорий (благоустройство).
Значительной проблемой при обеспечении прозрачной и понятной системы расчетов между предприятиями поставщиками жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) и собственниками многоквартирных домов является недостаточное обеспечение потребления коммунальных ресурсов приборами учета, отсутствие систем сбора и анализа этой информации и сведений текущих балансов коммунальных ресурсов, а также отсутствие единой базы данных о проживающих гражданах. Для решения указанной проблемы необходимо реализовать жесткие нормативные требования к наличию приборов учета и создавать единые муниципальные базы информационных ресурсов, включающие в себя автоматизированный сбор информации, расчетно-сервисное обслуживание потребителей услуг по принципу «одного окна», контроль за несанкционированным потреблением ресурсов, обмен данными с отраслевыми государственными автоматизированными системами и другие мероприятия.
Опыт развития жилищно-коммунальной отрасли в современных условиях убедительно показывает, что наряду с необходимостью инвестиционной поддержки предприятий этой сферы все большее значение приобретает обеспечение предприятий жилищно-коммунального хозяйства необходимыми информационными ресурсами для работы в новых условиях хозяйствования.
Целью работы является повышение эффективности работы предприятия сферы жилищно-коммунального хозяйства за счет автоматизированной информационной системы жилищно-коммунальной службы.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- определить требования к проектируемой системе;
- разработать техническое задание;
- разработать функциональную модель системы;
- разработать структуру базы данных;
- разработать алгоритмы системы.
Проектируемая система должна:
- повысить оперативность диспетчеризации;
- обрабатывать информацию о техническом состоянии жилого
фонда территории;
- вести бухгалтерский учет и расчет оплаты за коммунальные услуги;
- повышать качество работы с населением;
- предоставлять возможность обмена данными;
- вести учет потоков платежей за коммунальные услуги и управление документооборотом;
- контролировать собираемость платежей;
- подготавливать платежные документы для населения;
- предоставлять возможность внесения корректировок в расчеты при изменении тарифов, льгот и субсидий;
- вести учет граждан, имеющих задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг.
В процессе разработки системы были решены следующие задачи:
- определены требования к проектируемой системе;
- разработано техническое задание;
- разработана функциональная модель системы;
- разработана структура базы данных;
- разработаны алгоритмы системы;
- разработана система;
- проведена отладка алгоритмов и механизмов работы системы.
Теоретическое исследование проводилось методом анализа литературы и нормативных справочников, функциональных обязанностей. Практическое обследование объекта проводилось на основе системного анализа.
Отметим выделить следующие реализованные функции системы;
- поддержание в актуальном состоянии справочников и классификаторов в соответствии с нормативно-правовой базой и объемом, состоянием жилого фонда, обслуживаемого расчетным центром, его административно-территориальным делением;
- обеспечение ввода, накопления, автоматизированную обработку и долговременное хранение информации о лицевых счетах, ответственных квартиросъемщиках/владельцах объектов жилого фонда, жильцах, их льготах, характеристиках занимаемой ими площади, их дополнительных правах, типах собственности, сведения о типах проживания и временном отсутствии жильцов;
- начисление и формирование платежных документов по оплате услуг ЖКХ для населения, ввод оплаченных квитанций, проведение перерасчетов;.
- должен осуществляться поиск информации по лицевым счетам, формирование справок и отчетных форм как при работе с населением, так и по запросам различных организаций, просмотр «истории» по типам
собственности, ответственным квартиросъемщикам, гражданам,
проживавшим на данном лицевом счете;
- настройка на объект автоматизации, ввод и редактирование данных о пользователях, резервное копирование и восстановление баз данных;
- выполнение функций аналитической системы, работы поисковой системы с широким спектром параметров выбора, с помощью которой формируется выборка лицевых счетов по заданным критериям.
- формирование бухгалтерских отчетов, статистических отчетов для администрации муниципальных образований, отчетов для поставщиков услуг в различных разрезах и группировках за заданный отчетный период;
- взаимодействие с внешними автоматизированными системами посредством электронных административных регламентов (ЭАР).
Для оценки работоспособности системы были использованы следующие критерии:
- функциональная полнота системы;
- масштабируемость системы;
- технологичность;
- инвариантность по отношению к бизнесу;
- перспективы развития.
Можно рассматривать функциональную масштабируемость, т.е. возможность при необходимости приобрести или активировать дополнительные модули, которые не требуются на начальных этапах проекта по автоматизации, и масштабируемость по мощности, т.е. способности системы нормально функционировать и оперативно реагировать на действия пользователя при увеличении количества пользователей и обрабатываемых документов, при росте объёма существующих данных.
Технологичность включает такие показатели как интегрированность (использование всеми модулями одной базы данных, однократный ввод данных и т.п.), интегрируемость (возможность автоматического, полуавтоматического и ручного обмена данными с существующими приложениями), открытость системы (возможность модификации функциональности ПО с помощью встроенных или внешних средств разработки, путём изменения исходных кодов функций и процедур, ядра системы, интерфейсных форм, структуры и модели данных и т.п.).
Инвариантность по отношению к бизнесу - это возможность поддержки программным обеспечением разных видов бизнеса. Например, производства продуктов питания и оказания автотранспортных услуг. Этот критерий особенно важен для корпоративных структур с различными видами деятельности.
Для определения перспектив развития этого следует выяснить планы разработчиков в отношении развития и модификации ПО. Важно, чтобы существовали проекты дальнейшей разработки и поддержки программного обеспечения по развитию проектов автоматизации.
Эффективность означает сопоставление полученных полезных результатов и соответствующих затрат всех видов ресурсов с целью выявления оптимальных решений.
На основании результатов разработки системы можно сказать, что повышение эффективности работы предприятия сферы жилищно-коммунального хозяйства за счет автоматизированной информационной системы жилищно-коммунальной службы было реализовано, таким образом цель работы была достигнута.