МЕРЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
|
Введение 3
Глава 1. Система мер нетарифного регулирования международной торговли 6
§ 1. Понятие и сущность нетарифного регулирования 6
§ 2. Основные инструменты нетарифного регулирования международной торговли 17
Глава 2. Зарубежный опыт применения мер нетарифного регулирования внешней торговли 28
§ 1. Меры нетарифного регулирования в Европейском Союзе 28
§ 2. Практика нетарифного регулирования в США 38
Глава 3. Нетарифное регулирование внешней торговли в Российской Федерации 47
§ 1. Формирование системы мер нетарифного регулирования в России 47
§ 2. Пути повышения эффективности нетарифного регулирования в
Российской Федерации 61
Заключение 69
Список использованной литературы
Глава 1. Система мер нетарифного регулирования международной торговли 6
§ 1. Понятие и сущность нетарифного регулирования 6
§ 2. Основные инструменты нетарифного регулирования международной торговли 17
Глава 2. Зарубежный опыт применения мер нетарифного регулирования внешней торговли 28
§ 1. Меры нетарифного регулирования в Европейском Союзе 28
§ 2. Практика нетарифного регулирования в США 38
Глава 3. Нетарифное регулирование внешней торговли в Российской Федерации 47
§ 1. Формирование системы мер нетарифного регулирования в России 47
§ 2. Пути повышения эффективности нетарифного регулирования в
Российской Федерации 61
Заключение 69
Список использованной литературы
Актуальность темы дипломной работы определяется высокой ролью не-тарифных мер в системе государственного регулирования международной торговли и изменениями в практике нетарифного регулирования, обусловленными мировым экономическим кризисом.
По данным ЮНКТАД, наряду с увеличением случаев применения защитных (в первую очередь - антидемпинговых) мер, страны активизировали использование и иных мер нетарифного характера. По различным оценкам нетарифные меры охватывают от 18 до 30% объемов мировой торговли. При этом развитые страны используют нетарифные меры в отношении 17 % импорта, в том числе в отношении 50 % металлопродукции, 25 % текстильных изделий, 44 % продукции сельского хозяйства. В последнее время нетарифные меры все более активно применяются и развивающимися странами - до 40 % всего им-порта, в том числе 50 % импорта продовольствия.
В настоящий момент механизм нетарифного регулирования не только в России, но и во всем мире, переживает период интенсивной модернизации, поиска более эффективных форм и методов, связанных как с задачами его адаптации к правилам и стандартам ВТО, интеграционными процессами, так и последствиями мирового финансово-экономического кризиса, нанесшего сильнейший удар по мировой торговле.
Таким образом, изучение международной практики применения нетарифных мер, опыта их использования в механизме государственного регулирования внешней торговли в развитых странах, современных тенденций развития нетарифного инструментария внешнеторговой политики Российской Федерации представляет важное направление современных экономических исследований.
Объектом исследования выступает система нетарифных мер международной торговли. Данная проблематика исследуется в контексте общих проблем модернизации внешнеторгового регулирования, с учетом новых кризисных реалий мировой экономики и процессов реформирования российской модели государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Предметом настоящего исследования являются экономические отношения, формирующиеся в процессе применения мер нетарифного регулирования при осуществлении государственного регулирования международной торговли.
Цель исследования состоит в системном изучении мер нетарифного регулирования и определении их значения для практики государственного регулирования международной торговли.
Сформулированная таким образом цель обусловила необходимость решения следующих задач, отражающих логическую структуру и последовательность предпринятого исследования:
- проанализировать определения нетарифных ограничений и их классификации в зарубежных и отечественных исследованиях;
- охарактеризовать сущность нетарифного регулирования в международной торговле;
- определить место нетарифного метода в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- изучить зарубежный опыт нетарифного регулирования на примере ЕС и США и возможности его применения в российской практике государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- исследовать современное состояние нетарифных инструментов, применяемых в российской практике внешнеторгового регулирования, и определить пути повышения эффективности их использования.
В основу теоретической разработки поставленной проблемы, и решения задач положены, общенаучные методы исследования: системного, исторического, системно-функционального, сравнительного анализа.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам теории мировой экономики и международных экономических отношений, а также государственного регулирования внешней торговли.
Структура работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Выпускная квалификационная (дипломная) работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
По данным ЮНКТАД, наряду с увеличением случаев применения защитных (в первую очередь - антидемпинговых) мер, страны активизировали использование и иных мер нетарифного характера. По различным оценкам нетарифные меры охватывают от 18 до 30% объемов мировой торговли. При этом развитые страны используют нетарифные меры в отношении 17 % импорта, в том числе в отношении 50 % металлопродукции, 25 % текстильных изделий, 44 % продукции сельского хозяйства. В последнее время нетарифные меры все более активно применяются и развивающимися странами - до 40 % всего им-порта, в том числе 50 % импорта продовольствия.
В настоящий момент механизм нетарифного регулирования не только в России, но и во всем мире, переживает период интенсивной модернизации, поиска более эффективных форм и методов, связанных как с задачами его адаптации к правилам и стандартам ВТО, интеграционными процессами, так и последствиями мирового финансово-экономического кризиса, нанесшего сильнейший удар по мировой торговле.
Таким образом, изучение международной практики применения нетарифных мер, опыта их использования в механизме государственного регулирования внешней торговли в развитых странах, современных тенденций развития нетарифного инструментария внешнеторговой политики Российской Федерации представляет важное направление современных экономических исследований.
Объектом исследования выступает система нетарифных мер международной торговли. Данная проблематика исследуется в контексте общих проблем модернизации внешнеторгового регулирования, с учетом новых кризисных реалий мировой экономики и процессов реформирования российской модели государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Предметом настоящего исследования являются экономические отношения, формирующиеся в процессе применения мер нетарифного регулирования при осуществлении государственного регулирования международной торговли.
Цель исследования состоит в системном изучении мер нетарифного регулирования и определении их значения для практики государственного регулирования международной торговли.
Сформулированная таким образом цель обусловила необходимость решения следующих задач, отражающих логическую структуру и последовательность предпринятого исследования:
- проанализировать определения нетарифных ограничений и их классификации в зарубежных и отечественных исследованиях;
- охарактеризовать сущность нетарифного регулирования в международной торговле;
- определить место нетарифного метода в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- изучить зарубежный опыт нетарифного регулирования на примере ЕС и США и возможности его применения в российской практике государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- исследовать современное состояние нетарифных инструментов, применяемых в российской практике внешнеторгового регулирования, и определить пути повышения эффективности их использования.
В основу теоретической разработки поставленной проблемы, и решения задач положены, общенаучные методы исследования: системного, исторического, системно-функционального, сравнительного анализа.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам теории мировой экономики и международных экономических отношений, а также государственного регулирования внешней торговли.
Структура работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Выпускная квалификационная (дипломная) работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Проведенный нами анализ позволяет определить место и роль нетарифных мер в системе государственного регулирования международной торговли.
Нетарифные меры объединяют многочисленные инструменты, подходы и правила регулирования международной торговли, использование которых, в зависимости от конкретных целей торговой политики, может принимать различный характер. Одна и та же мера способна выступать и как орудие протекционизма (в этом случае можно говорить о «барьерах» и «ограничениях» международной торговли), и как необходимая административная мера, нацеленная на обеспечение безопасности, защиту жизни и здоровья граждан, гарантирование права на благоприятную окружающую среду и т. д.
Нетарифные меры не должны восприниматься как «недопустимый» инструмент регулирования международной торговли и полностью вытесняться из арсенала торговой политики. Целенаправленная борьба должна вестись с практикой применения таких мер, когда они, действительно, используются как барьеры международной торговли и служат развязыванию торговых войн. В этих случаях их использование представляет собой отклонение от правил ведения международной торговли.
Общепринятый подход к определению нетарифных мер через понятие таможенно-тарифного регулирования приводит, во-первых, к тому, что ряд инструментов торговой политики (таможенная оценка, порядок определения страны происхождения товара и др.) становятся общими как для таможенно-тарифного, так и для нетарифного методов государственного регулирования внешней торговли, а во-вторых - к ошибочному выведению из состава нетарифных мер отдельных инструментов, обладающих внешними признаками сходства с таможенной пошлиной, но при этом имеющих иную экономическую и правовую природу (антидемпинговая, компенсационная и специальная пошлина).
В первом случае возникают сложности с определением природы упомянутых инструментов и, как следствие - порядка их применения. Во втором случае это может привести к неверному представлению об антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлинах как разновидностях таможенной пошлины и приданию этим нетарифным инструментам характера мер таможенно-тарифного регулирования.
Исследованы особые возможности нетарифных мер регулирования международной торговли в условиях мирового экономического кризиса.
Анализ опыта применения нетарифных мер в ЕС и США показал, что государство из постоянно развивающегося, количественно увеличивающегося и модернизирующегося инструментария внешнеторгового регулирования, выбирает ту комбинацию нетарифных ограничений, которая с одной стороны, в большей степени соответствует особенностям организационно-правовых основ функционирования национального механизма внешнеторгового регулирования, а с другой стороны, обеспечивает оптимальную степень защиты с помощью- административных и экономических инструментов торговой политики.
Европейская и американская модели нетарифного регулирования, отличаясь оригинальностью и наличием значительного числа уникальных черт и особенностей, в то же время, в силу участия в основных многосторонних торговых и экономических соглашениях, соответствуют общепринятым принципам торгового регулирования. С помощью нетарифных инструментов европейским и американским властям удается эффективно регулировать внешний товарооборот и обеспечивать необходимый уровень протекционизма в отношении европейских товаропроизводителей, который при этом не противоречил бы международным торговым правилам и стандартам.
Нетарифные инструменты в отдельных случаях могут применяться как средства оперативного регулирования внешнего товарооборота благодаря тому, что само нетарифное регулирование в меньшей степени (по сравнению с таможенно-тарифным регулированием) связано международными обязательствами. При этом, когда применение нетарифных мер оказывается не в полной мере со-ответствующим нормам ВТО, на первый план в процессе принятия соответствующих торгово-политических решений выступают интересы национальной экономики (национальных экономик - для стран ЕС), а также американских и европейских компаний.
Опыт осуществления нетарифного регулирования сразу несколькими органами государственного управления в США представляет интерес для Российской Федерации на современном этапе реформирования механизма государственного регулирования внешней торговли.
Отмечается, что развитие организационной основы нетарифного, регулирования в Российской Федерации пошло по пути усложнения специализации управленческого аппарата и дробления компетенций. Соответствующие процессы происходят под воздействием сразу нескольких факторов:
а) формирование базовой (общей) и специальных (автономных) моделей нетарифного регулирования. Специальная (автономная) модель нетарифного регулирования сформирована, например, применительно к внешней торговле военно-технической продукцией. Нормативные основы такой модели содержатся в международных договорах Российской Федерации, а также федеральных законах «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» и «Об экспортном контроле». Создание самостоятельной модели нетарифного регулирования в отношении военной продукции и товаров и услуг, подпадающих под действие экспортного контроля, объясняется существованием в России, государственной монополии на деятельность в области военно-технического сотрудничества и преобладанием в связи с этим специфических административных мер регулирования;
б) развитие институциональной основы внешнеторгового регулирования в ходе административной реформы в Российской Федерации.
Реформирование системы федеральных органов исполнительной власти, предусматривает передачу большинство полномочий по нетарифному регулированию от Министерства экономического развития РФ к Министерству промышленности и торговли РФ (отдельные полномочия по нетарифному регулированию получили также и другие федеральные органы исполнительной власти, например, Министерство сельского хозяйства РФ);
в) сосуществование двух близких, но самостоятельных, несовпадающих, а в от-дельных случаях и противоречащих друг другу систем регулирования.
В настоящее время нетарифные меры в Российской Федерации применяются одновременно по двум направлениям: через каналы внешнеторгового регулирования, нормативной базой которого является Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», закрепивший систему нетарифных мер, и таможенного регулирования, с помощью которого дифференцируется применение нетарифных мер в зависимости от выбранного таможенного режима. На практике наличие организационных и нормативных «нестыковок» между внешнеторговым и таможенным регулированием негативно сказывается на результативности применения нетарифных мер.
Основными направлениями повышения эффективности нетарифного регулирования в Российской Федерации должны стать:
- обеспечение «прозрачности» при принятии решений о применении нетарифных мер и их деполитизация;
- борьба с коррупцией в таможенных органах, на которые возлагается исполнение решений по нетарифным мерам при перемещении товаров через российскую таможенную границу;
- устранение сложившегося в России дуализма таможенного и внешнеторгового регулирования;
- оптимизация организационной структуры нетарифного регулирования. В условиях возникшего в ходе административной реформы рассредоточения полномочий по установлению и применению нетарифных мер между несколькими федеральными органами исполнительной власти особое значение приобретает хорошо налаженная координация действий между всеми субъектами публичной администрации, участвующими в процессе принятия решений по нетарифному регулированию.
Нетарифные меры объединяют многочисленные инструменты, подходы и правила регулирования международной торговли, использование которых, в зависимости от конкретных целей торговой политики, может принимать различный характер. Одна и та же мера способна выступать и как орудие протекционизма (в этом случае можно говорить о «барьерах» и «ограничениях» международной торговли), и как необходимая административная мера, нацеленная на обеспечение безопасности, защиту жизни и здоровья граждан, гарантирование права на благоприятную окружающую среду и т. д.
Нетарифные меры не должны восприниматься как «недопустимый» инструмент регулирования международной торговли и полностью вытесняться из арсенала торговой политики. Целенаправленная борьба должна вестись с практикой применения таких мер, когда они, действительно, используются как барьеры международной торговли и служат развязыванию торговых войн. В этих случаях их использование представляет собой отклонение от правил ведения международной торговли.
Общепринятый подход к определению нетарифных мер через понятие таможенно-тарифного регулирования приводит, во-первых, к тому, что ряд инструментов торговой политики (таможенная оценка, порядок определения страны происхождения товара и др.) становятся общими как для таможенно-тарифного, так и для нетарифного методов государственного регулирования внешней торговли, а во-вторых - к ошибочному выведению из состава нетарифных мер отдельных инструментов, обладающих внешними признаками сходства с таможенной пошлиной, но при этом имеющих иную экономическую и правовую природу (антидемпинговая, компенсационная и специальная пошлина).
В первом случае возникают сложности с определением природы упомянутых инструментов и, как следствие - порядка их применения. Во втором случае это может привести к неверному представлению об антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлинах как разновидностях таможенной пошлины и приданию этим нетарифным инструментам характера мер таможенно-тарифного регулирования.
Исследованы особые возможности нетарифных мер регулирования международной торговли в условиях мирового экономического кризиса.
Анализ опыта применения нетарифных мер в ЕС и США показал, что государство из постоянно развивающегося, количественно увеличивающегося и модернизирующегося инструментария внешнеторгового регулирования, выбирает ту комбинацию нетарифных ограничений, которая с одной стороны, в большей степени соответствует особенностям организационно-правовых основ функционирования национального механизма внешнеторгового регулирования, а с другой стороны, обеспечивает оптимальную степень защиты с помощью- административных и экономических инструментов торговой политики.
Европейская и американская модели нетарифного регулирования, отличаясь оригинальностью и наличием значительного числа уникальных черт и особенностей, в то же время, в силу участия в основных многосторонних торговых и экономических соглашениях, соответствуют общепринятым принципам торгового регулирования. С помощью нетарифных инструментов европейским и американским властям удается эффективно регулировать внешний товарооборот и обеспечивать необходимый уровень протекционизма в отношении европейских товаропроизводителей, который при этом не противоречил бы международным торговым правилам и стандартам.
Нетарифные инструменты в отдельных случаях могут применяться как средства оперативного регулирования внешнего товарооборота благодаря тому, что само нетарифное регулирование в меньшей степени (по сравнению с таможенно-тарифным регулированием) связано международными обязательствами. При этом, когда применение нетарифных мер оказывается не в полной мере со-ответствующим нормам ВТО, на первый план в процессе принятия соответствующих торгово-политических решений выступают интересы национальной экономики (национальных экономик - для стран ЕС), а также американских и европейских компаний.
Опыт осуществления нетарифного регулирования сразу несколькими органами государственного управления в США представляет интерес для Российской Федерации на современном этапе реформирования механизма государственного регулирования внешней торговли.
Отмечается, что развитие организационной основы нетарифного, регулирования в Российской Федерации пошло по пути усложнения специализации управленческого аппарата и дробления компетенций. Соответствующие процессы происходят под воздействием сразу нескольких факторов:
а) формирование базовой (общей) и специальных (автономных) моделей нетарифного регулирования. Специальная (автономная) модель нетарифного регулирования сформирована, например, применительно к внешней торговле военно-технической продукцией. Нормативные основы такой модели содержатся в международных договорах Российской Федерации, а также федеральных законах «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» и «Об экспортном контроле». Создание самостоятельной модели нетарифного регулирования в отношении военной продукции и товаров и услуг, подпадающих под действие экспортного контроля, объясняется существованием в России, государственной монополии на деятельность в области военно-технического сотрудничества и преобладанием в связи с этим специфических административных мер регулирования;
б) развитие институциональной основы внешнеторгового регулирования в ходе административной реформы в Российской Федерации.
Реформирование системы федеральных органов исполнительной власти, предусматривает передачу большинство полномочий по нетарифному регулированию от Министерства экономического развития РФ к Министерству промышленности и торговли РФ (отдельные полномочия по нетарифному регулированию получили также и другие федеральные органы исполнительной власти, например, Министерство сельского хозяйства РФ);
в) сосуществование двух близких, но самостоятельных, несовпадающих, а в от-дельных случаях и противоречащих друг другу систем регулирования.
В настоящее время нетарифные меры в Российской Федерации применяются одновременно по двум направлениям: через каналы внешнеторгового регулирования, нормативной базой которого является Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», закрепивший систему нетарифных мер, и таможенного регулирования, с помощью которого дифференцируется применение нетарифных мер в зависимости от выбранного таможенного режима. На практике наличие организационных и нормативных «нестыковок» между внешнеторговым и таможенным регулированием негативно сказывается на результативности применения нетарифных мер.
Основными направлениями повышения эффективности нетарифного регулирования в Российской Федерации должны стать:
- обеспечение «прозрачности» при принятии решений о применении нетарифных мер и их деполитизация;
- борьба с коррупцией в таможенных органах, на которые возлагается исполнение решений по нетарифным мерам при перемещении товаров через российскую таможенную границу;
- устранение сложившегося в России дуализма таможенного и внешнеторгового регулирования;
- оптимизация организационной структуры нетарифного регулирования. В условиях возникшего в ходе административной реформы рассредоточения полномочий по установлению и применению нетарифных мер между несколькими федеральными органами исполнительной власти особое значение приобретает хорошо налаженная координация действий между всеми субъектами публичной администрации, участвующими в процессе принятия решений по нетарифному регулированию.
Подобные работы
- ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАМКАХ
ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА: РЕТРОСПЕКТИВА И
ТЕНДЕНЦИЯ
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Меры нетарифного регулирования в сфере драгоценных металлов на примере ОАО «Красцветмет»
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ И ТАМОЖЕННЫЕ
ПРОЦЕДУРЫ В ЗОНАХ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - СИСТЕМА ПРЕФЕРЕНЦИЙ В РАМКАХ
ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА: АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ
И ЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ
СТРАН-УЧАСТНИЦ
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Организационно-правовые основы порядка перемещения драгоценных металлов и драгоценных камей через таможенную границу Евразийского экономического союза (Омский государственный университет путей)сообщения
Курсовые работы, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2021 - Основные виды лицензий и их отличительные признаки (Таможенное регулирование торговых операций)
Курсовые работы, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2021 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННО - ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - Антидемпинговые меры при импорте товаров
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - МЕРЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



