ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы управления муниципальной собственностью 7
1.1 Муниципальная собственность как экономическая основа местного
самоуправления 7
1.2 Основы организации управления муниципальной собственностью 14
1.3 Правовое обеспечение управления муниципальной собственностью .. 25
2 Оценка деятельности органов местного самоуправления города
Набережные Челны по управлению муниципальной собственностью 35
2.1 Характеристика основных субъектов и объектов управления муниципальной собственностью 35
2.2 Состав и экономическая характеристика муниципального имущества г.
Набережные Челны 43
2.3 Совершенствование управления муниципальной собственностью г.
Набережные Челны 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы. Экономический механизм управления собственностью города представляет собой комплекс законодательных, нормативных, административных актов и экономических действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности города [27,с.5-7].
Муниципальная собственность самостоятельная форма собственности, особый вид публичной (общественной) собственности, представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих между органами местного самоуправления (их представителями) в процессе реализации ими социально-экономических функций и иными субъектами экономической деятельности и обеспечивающих условия сохранения и воспроизводства объектов жизнеобеспечения муниципального образования в целях удовлетворения приоритетных потребностей местного сообщества [34].
Муниципальная собственность наряду с местными финансами составляет экономическую основу местного самоуправления. Актуальность управления муниципальной собственности в современных условиях усиливается тем, что сегодня, несмотря на тотальную приватизацию, муниципалитеты остаются крупными собственниками имущества. Поэтому вопросы формирования муниципальной собственности, эффективного управления и распоряжения ею весьма актуальны в современных экономических условиях [21, с.1].
Таким образом, в настоящее время очевидна потребность внедрения новых эффективных механизмов, форм и систем управления на местах и самоуправления. Однако становление современной муниципальной модели проходит с определенными трудностями, что отчасти вызвано недостаточной изученностью отечественного и зарубежного опыта организации местной власти [31, с. 4-5].
Степень разработанности проблемы. Теоретические основы управления и совершенствования муниципальной собственности подробно изучены в 4
работах таких авторов, как : Бокаев А.В., Боровская М.А., Гельман В.Я., Масленников Е.В., Маркварт Э.О., Савранская О.Л., Михайлов А.Г., Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. и др. В написании работы стали нормативно - законодательные акты Российской Федерации и нормативные источники города Набережные Челны.
Целью работы является изучение состава, структуры, законодательной основы деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, анализ и формирование предложений по совершенствованию системы управления муниципальной собственностью г. Набережные Челны. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие и состав муниципальной собственности;
- рассмотреть основные подходы к управлению муниципальной собственности;
- изучить способы формирования муниципальной собственности;
- рассмотреть проблемы в управлении муниципальной собственностью;
- сформировать предложения по совершенствованию системы управления муниципальной собственности.
Предметом исследования является имущественные отношения на муниципальном уровне.
Объектом исследования является Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Набережные Челны.
Теоретическую и информационную основу работы составили научные труды и работы отечественных и зарубежных авторов в сфере управления муниципальной собственностью, публикации в научных изданиях и периодической печати, в которых проанализированы вопросы управления муниципальной собственностью, совершенствования системы управления муниципальной собственностью.
Методическая основа исследования. В ходе исследования использован ы научные методы как генезис муниципальной собственности и становление систем муниципального управления, сопоставления, обобщение и синтез.
Структура работы : бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе рассмотрены теоретические основы управления муниципальной собственностью. Во второй главе проведена оценка деятельности органов местного самоуправления города Набережные Челны по управлению муниципальной собственность ю. Выявлены проблемы управления муниципальной собственностью в г. Набережные Челны и предложены меры по совершенствованию управления муниципальной собственности.
В процессе выполнения выпускной (бакалаврской) работы пришли к следующим выводам: что муниципальная собственность достаточна специфична, так как обеспечивает выполнение государственных социальных и экономических вопросов на местном уровне. Основу муниципальной собственности составляет муниципальное имущество, которое закреплено за местными органами управления.
Также были рассмотрены нормативно-правовые акты, регулирующие управление муниципальной собственностью, такие как :
а) Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 года № 200-ФЗ (с изменениями от 21 июля 2014)
б) Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 года № 74-ФЗ (с изменениями на 14 октября 2014 года)
в) Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 года № 190-ФЗ (с изменениями на 22 октября 2014 года)
г) Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ
д) Федеральный закон Российской Федерации «О недрах» от 2102.1992 года № 2395-1 (действующая редакция от 28.12.2013)
е) Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131 -ФЗ (ред. от 04.10.2014)
На основе оценки финансово - экономических показателей сделаны следующие выводы:
а) Деятельность предприятий осуществляется в сфере обеспечения населения социальными услугами;
б) Средняя заработная плата ниже средней заработной платы по городу (Денежный доход на душу населения в среднем за месяц - 28227,9 рублей);
в) Заработная плата АУП (административно-управленческий персонал) выше заработной платы рабочих в 2 раза (например, в МУП «Управляющая компания Комсомольский» среднемесячная зарплата АУП - 21 тысяч рублей, а у рабочих среднемесячная зарплата - 10 тысяч рублей );
г) В большинстве предприятия имеют долги (например, МУП «Управляющая компания Автозаводский» имеет задолженность управляющей компании по вывозу мусора перед ООО «Чистый город А» - 92850,54 рублей ).
Структура единой автоматизированной обеспечивает оперативное и качественное ведение реестра имущества, поддерживает все этапы жизненного цикла объектов имущества, вспомогательные процессы, такие как бухгалтерский и управленческий учет.
Используя возможности данного решения можно вести детальную информационную базу по любым объектам имущества, управлять договорами управления имуществом, выполнять детальный расчет затрат на обслуживание и многие другие функции.
Сегодня технический учет различных объектов недвижимости осуществляется предприятиями БТИ.
Методику проведения инвентаризации и учета объектов государственной собственности города Набережные Челны можно изменить. Можно разделить функции кадастрового учета и технической инвентаризации и функцию государственного регистрационного учета.
Управление муниципальной собственностью при переходе к устойчивому развитию - это деятельность, направляющая и регулирующая общественные отношения через посредство органов местного самоуправления , в отношении муниципальной собственности, имеющая своей целью достижение устойчивого развития муниципального образования через совокупность и единство социальной, экологической, экономической и институциональной составляющих развития.
Система управления муниципальной собственностью представлена такими же муниципальный заказ, аренда и концессия. Наиболее перспективным способом управления муниципальной собственностью с целью предоставления населению необходимых благ является аренда.
Анализ состояния муниципального сектора экономики города Набережные Челны позволяет сделать выводы о незначительной роли муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в доходной части бюджете города, из которых большая часть объектов считается высокозатратной и бездоходной. Вместе с тем подчеркивается особая социальная значимость данного сектора экономики и данных предприятий и организаций для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в системе управления муниципальной собственностью города Набережные Челны в настоящее время присутствует больше слабых сторон, чем сильных.
В связи с этим необходимо предпринять меры по устранению большинства слабых сторон путем совершенствования системы управления муниципальной собственностью.
Важнейшим направлением повышения эффективности управления муниципальной собственностью, работы муниципального сектора экономики в 2016 году должно быть увеличение средств, поступающих в городской бюджет от сдачи в аренду муниципального имущества, продажи объектов недвижимости, пакетов акций открытых акционерных обществ, дивидендов.
Создание эффективной системы местного самоуправления является одним из главных направлений общественных преобразований в современно м государстве. Эффективность деятельности местного самоуправления должна осуществляется только через комплексное развитие муниципальных образований.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 // Информационно - справочная система «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06. 10. 2003 г. № 131— ФЗ // Информационно-справочная система «Консультант Плюс».
3. Гражданский кодекс Российской Федерации // Информационно-справочная система «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об
основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21.07.1997г. № 123-ФЗ // Информационно-справочная система
«Консультант Плюс».
5. Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1
6. Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ
7. Федеральный закон Российской Федерации «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006г. № 200-ФЗ
8. Федеральный закон Российской Федерации «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006г. № 74-ФЗ
9. Федеральный закон Российской Федерации «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004г. № 190-ФЗ
10. Федеральный закон Российской Федерации «Земельный кодекс
Российской Федерации» от 25.10.2001г. № 136- ФЗ.
11. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ//Собрание законодательства РФ от 22.10.2007г., российская газета №237 от 24.10.2007г.
12. Решение муниципалитета г. Набережные Челны от 16.10.1995 № 42. Устав г. Набережные Челны (Официальный сайт города Набережные Челны)
13. Решение муниципалитета от 07.06.2006 № 262 «Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом города Набережные Челны» (Официальный сайт города Набережные Челны)
14. Отчет о результатах деятельности мэра и мэрии города
Набережные Челны по итогам 2013 года (Официальный сайт города Набережные Челны)
15. Отчет о результатах деятельности мэра и мэрии города
Набережные Челны по итогам 2013 года (Официальный сайт города Набережные Челны)
16. Отчет о результатах деятельности мэра и мэрии города Набережные Челны по итогам 9 месяцев 2014 года (Официальный сайт города Набережные Челны)
17. Решение муниципалитета от 03.06.2010 № 316. Стратегия социально¬
экономического развития города Набережные Челны до 2020 и продленную на 2030 года (Официальный сайт города Набережные Челны)
18. Постановление мэрии г. Набережные Челны от 03.07.2013 N 1422
19. «Об утверждении структуры и штатной численности комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Набережные Челны».
20. Положение об отделе управления имуществом комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Набережные Челны.
21. Должностная инструкция ведущего специалиста отдела управления имуществом комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Набережные Челны.
22. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Иформ.банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
23. Бюджетный кодекс Российской Федерации: от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Иформ.банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
Монографии, учебники и учебные пособия:
24. Бокаев А.В. Проблемы и пути формирования и эффективного использования муниципальной собственностью / А.В. Бокаев // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2013. - №5. - 44-46 с.
25. Боровская М.А. Генезис муниципальной собственности и становление систем муниципального управления / М.А. Боровская // Таганрог — 2012 - 90 с.
26. Бахарев К.С. Аренда по правилам / К.С. Бахарев // Российская газета Пермский край № 4756 от 23.09.2013 г.
27. Воронов Ю. М. История государственного и муниципального управления России / Ю.М.Воронов .- Учебное пособие. М.: 2014. - 197 с.
28. Гельман В.Я. Федеральная политика и местное самоуправление / В.Я. Гельман // Власть. - М., 2010. - №9. - 78 с.
29. Зотов В.Б. Система муниципального управления / В.Б. Зотов // Учебник для вузов. - Издание третье, дополненное и переработанное - СПб.: Питер, 2009.- 512 с.
30. Кошкин В.И., Шупыро В.М. Управление государственной собственностью / В.И Кошкин , В.М. Шупыро .- М.:ИНФРА-М, 2011. - 496 с.
31. Маркварт Э.О., Савранская О.Л., Стародубская И.Р., Рекомендации по формированию экономических и финансовых основ МСУ,- М., 2014.-256 с.
32. Масленникова Е.В. - Государственное и муниципальное управление / Е.В. Масленников .- конспект лекций, 2014.- 80 с.
33. Михайлов А.Г. Право на управление и распоряжение муниципальной собственностью в Российской Федерации / А.Г. Михайлов // Челябинск, 2012. -26 с.
34. Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального Управления / С.Ю. Наумов , А.А. Подсумкова .- Учебное пособие. - М.: Форум, 2011. - 352 с.
35. Шаломенцева Е.Г. Некоторые аспекты правового регулирования процесса управления муниципальной собственностью / Е.Г. Шаломенцева // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - №10. - 57 с.
36. Фролов Ф.С . Муниципальная собственность: содержание и проблемы развития.
37. Московцева Е.А. Понятие и специфика управления муниципальной собственностью / Е.А. Московцева // Ученые заметки ТОГУ. 2014. № 1.
38. Попов А.С. Развитие региона на основе управления муниципальной собственностью / А.С. Попов // Вестник Академии. 2014. №1.
39. Полякова И.А. Эффективность управления муниципальной собственностью / И.А. Полякова // Управление городом: теория и практика. 2014. № 1 (8).
40. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования города Набережные Челны до 2030года
41. Паспорт муниципального образования «Характеристика уровня социально-экономического развития муниципального образования, город Набережные Челны» на 28 декабря 2015 года.