ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы изучения системы дошкольного образования
на муниципальном уровне 8
1.1 Сущность системы дошкольного образования на муниципальном
уровне 8
1.2 Особенности системы дошкольного образования на
муниципальном уровне 12
1.3 Технологии управления системой дошкольного образования на
муниципальном уровне 17
2 Современное состояние системы дошкольного образования в
городе Набережные Челны и разработка мероприятий по его улучшению 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика системы
дошкольного образования в городе Набережные 26
Челны
2.2 Анализ и выявление проблем системы дошкольного образования
в городе Набережные Челны 37
2.3 Разработка мероприятий по развитию системы дошкольного
образования в городе Набережные Челны 43
2.4 Социально-экономическая эффективность предложенных
мероприятий 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества, проявляется ведущая роль умственной деятельности, а значит, приоритетным становится образование высокого уровня. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, необходимостью преодоления отставания страны от мирового уровня. Модернизация образования разворачивается и происходит в контексте общего современного процесса реформирования различных сторон российской жизни.
Система образования, являясь важнейшим элементом общественной жизни и государственного устройства, должна быть направлена на решение таких стратегических для страны задач, как: повышение уровня благосостояния граждан; обеспечение социальной стабильности, развития институтов гражданского общества; сохранение социально-культурной целостности; обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах; участие в развитии национальной инновационной системы и обеспечение конкурентоспособности российской экономики.
Государственный характер системы образования означает, прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования. В соответствии с законом сфера образования в Российской Федерации и в Республики Татарстан провозглашается приоритетной.
Государственный характер управления образованием проявляется также в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединения), наличия судимости [3,4].
Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в дошкольном образовательном учреждении [3].
В последнее десятилетие по мере стабилизации ситуации в российском обществе значительно возросло внимание общества и государства к системе дошкольного образования, что обусловлено социально-экономической значимостью дошкольного образования. От возможности, предоставленной ребенку посещать образовательное учреждение дошкольного образования и получить там качественное образование, зависят:
- перспектива успешного освоения ребенком в последующем образовательных программ следующих ступеней образования, в том числе профессиональных образовательных программ, а следовательно, качественное удовлетворение потребностей отечественной экономики в квалифицированных кадрах;
- полноценное участие в трудовой деятельности родителей детей дошкольного возраста, которые, как правило, находятся в наиболее активном трудовом возрасте;
- разрешение демографической проблемы России, так как наличие возможности беспрепятственно обеспечить ребенку дошкольное образование в образовательных учреждениях нередко для будущих родителей является одним из определяющих факторов при планировании семьи.
Актуальность изменений в системе дошкольного образования определяется Концепцией модернизации российского образования, необходимостью поиска новых форм организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях города.
Нормативная правовая база Российской Федерации по дошкольному образованию состоит из законодательных актов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных правовых актов, а также из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области образования то есть является достаточно полной базой для реализации полноценного управления в области дошкольного образования.
Муниципальные органы управления дошкольным образованием являются структурной единицей управления образования органов исполнительной власти местного самоуправления. Степень разработанности проблемы: при подготовке работы были использованы труды известных ученных: Андреевой В.А., Зотова В.Б., Зайнашевой З.Х, Кареловой Г.Н., Рубцова В.В., Стеркинова Р.Б. и др. где отмечается, что в современных условиях от управления различными образовательными системами требуется, прежде всего, наличие продуманной стратегии рационализации ресурсов для постановки и достижения конкретных образовательных целей на основе запросов внешней среды. Тем самым возникает необходимость совершенствования управления образовательными системами, поскольку именно управление - необходимый элемент любой образовательной системы, обеспечивающий реализацию её целей.
Теоретической базой исследования: методологические и теоретические материалы Белой К.Я., Денякиной Л.М., Матюшевой Т.Н. и др., характеризующие решения проблемы управления развитием системы дошкольного образования на муниципальном уровне. Данная проблема была исследована используя труды Шамовой И.Т., Атаманчука Г.В., Третьякова П.И., Поздняк Л.В., Троян А.Н., Моисеева А.М., Кондакова М.И. и другие. Также использовалась Конституция РФ, Конституция РТ, Закон РФ «Об образовании», Законы РТ, нормативные акты, современные концепции развития системы образования, Типовое положение о дошкольном образовании в РФ, комплексная республиканская целевая программа «Стратегия развития дошкольного образования в РТ».
Все это определяет актуальность выбранной темы исследования.
Целью бакалаврской работы является разработка комплекса мероприятий по совершенствованию управления системы дошкольного образования в муниципальном образовании город Набережные Челны.
Задачи исследования:
во-первых, рассмотреть теоретико-методологические основы системы дошкольного образования на муниципальном уровне.
во-вторых, провести анализ системы дошкольного образования в
муниципальном образовании г. Набережные Челны.
в-третьих, выявить проблемы и недостатки системы дошкольного образования в муниципальном образовании г. Набережные Челны.
в-четвертых, разработать комплекс мероприятий по управлению развитием системой дошкольного образования в г. Набережные Челны.
Предмет исследования - является организация системы дошкольного образования.
Объектом исследования - функционирование отдела дошкольного образования в г. Набережные Челны.
Структура выпускной (бакалаврской) работы: она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Во введение обоснована актуальность проблемы, определены цели и задачи работы, объект, предмет, методы исследования.
В первой главе отражаются теоретико-методологические основы системы дошкольного образования и дает характеристику современного состояния системы дошкольного образования в муниципальном образовании г. Набережные Челны.
Во второй главе рассматривается меры по совершенствованию управления дошкольного образования в муниципальном образовании и их эффективность.
Методическая основа исследования. В ходе исследования использованы научные методы сравнительного анализа, системного и логического анализа, метод научной дедукции, сопоставления, обобщения и синтез, экспертные методы.
Проведенная работа по подготовке и написанию выпускной квалификационной работы позволила сделать некоторые выводы и предложения по совершенствованию системы муниципального управления и развития дошкольным образованием в городе Набережные Челны.
Управление системой дошкольного образования на муниципальном уровне представлена двойственной характеристикой: с одной стороны - это индивидуализированная социальная система, а с другой стороны - это часть муниципальной системы управления. При этом федеральный и региональный уровень управления юридически закрепляет и методически конкретизирует управление, а муниципальный уровень обеспечивает сочетание отраслевых и территориальных интересов в решении вопросов развития муниципальных образовательных учреждений и всей системы в целом.
Показатели оценки деятельности управления системы дошкольного образования муниципального уровня характеризуется следующими параметрами: удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования: его доступность, условия содержания и образования детей в ДОУ, кадровый потенциал системы дошкольного образования и социально-экономическая эффективность деятельности системы дошкольного образования. Муниципальные органы управления дошкольным образованием не входят в систему региональных, а являются структурной единицей органов исполнительной власти местного самоуправления, на которые возложена основная нагрузка по осуществлению реализации программ дошкольного образования.
Анализ организационно-экономического состояния системы дошкольного образования в городе Набережные Челны показал, что с одной стороны наблюдается большое количество дошкольных учреждений, а с другой стороны - недостаток мест в дошкольных учреждениях, потребность в новых объектах ДОУ. При этом уровень подготовки педагогического состава продолжает расти, материальная оснащенность с каждым годом увеличивается. Однако это не 62
достаточно для решения накопившихся в этой сфере муниципального управления проблем. Так, например, в городе функционирует система электронной очереди в ДОУ, но ею не охвачены дети от 0 до 3 лет.
Для решения сложившихся проблем в сфере муниципального управления системой дошкольного образования предлагается ряд мер. В первую очередь следует совершенствовать уровень информационно-технологического обеспечения системы управления этими процессами. Для этого в работе предлагается дополнить программу «Безопасный город» положениями о системе видеонаблюдения в ДОУ и на территориях к ним прилегающих. Увеличить охват системой электронной очереди для детей от 0 до 3 лет.
Как и в большинстве городов России город Набережные Челны испытывает дефицит мест в дошкольных учреждениях. Для решения этой проблемы предлагается использовать при строительстве детских садов легковозводимые конструкции, которых обеспечивают экономию средств при строительстве на 50%. Это позволит в два раза быстрее решить проблему нехватки мест в детских садах. Кроме того, для этого предлагается использовать и концессионные соглашения.
Для повышения эффективности управления системой материально-технического обеспечения ДОУ на муниципальном уровне предлагается применять различные экономические и финансовые механизмы. Среди них актуальным видится использование системы льгот по налогу на землю тем предприятиям и организациям, которые оказывают существенную помощь дошкольным учреждениям.
В современном образовании наблюдаются тенденции к поиску эффективных стратегий. Профессиональная деятельность работников образования предполагает умение принимать ответственные решения, предвидеть результаты собственной деятельности и деятельности других. Эта проблема затрагивает и работников ДОУ. Сегодня каждое ДОУ пытается определить такие цели и стратегии, которые обеспечат его эффективное развитие и функционирование в будущем. Пересмотр требований к содержанию образования в ДОУ предполагает самостоятельность в разработке, принятии и реализации его образовательной программы. Поэтому особую актуальность в ДОУ приобретает стратегическое планирование, которое напрямую связано с прогностической деятельностью руководителя.
Премьер-министр РТ Ильдар Халиков отметил важность предоставления мест в детских садах для всех нуждающихся семей. «Детские сады - это не только место временного пребывания детей, - сказал он, - это еще и забота об их здоровье, питании, их образовании. Государство гарантирует своим гражданам определенные условия для воспитания детей». Таким образом, комплекс мероприятий, предложенных в работе - это платформа создания современной личности, гражданина, способного быть ответственным, развитым, интеллектуальным.