Введение 3
Глава 1. Теоретические основы рекламного продвижения в Интернете 6
1.1 Интернет как канал рекламного продвижения товаров 6
1.2 Общая характеристика российского рынка спортивных товаров 13
1.3 Специфика продвижения магазина спортивных товаров в Интернете 25
Глава 2. Характеристика рекламной деятельности ООО "Капитан" на рынке спортивных товаров 39
2.1 Характеристика предприятия ООО "Капитан" 39
2.2 Маркетинговая информация по предприятию ООО "Капитан" 45
2.3 Деятельность ООО "Капитан" по рекламному продвижению спортивных
товаров на рынке 71
Глава 3. Рекомендации по рекламному продвижению спортивных товаров ООО "Капитан" в Интернете 83
Заключение 97
Список использованной литературы 100
Приложения
В условиях высоко конкурентного рынка спортивных товаров, существования крупных сетевых спортивных магазинов, местным предприятиям, реализующим спортивное оборудование, технику, инвентарь, одежду, достаточно сложно привлекать покупателя. Ситуацию усугубляет экономический кризис, негативно сказывающийся на покупательной способности населения и на рекламных бюджетах предприятий. В сложившихся условиях местные магазины спортивных товаров весьма заинтересованы в продвижении себя покупателям с затратой наименьших средств. Такие возможности представляет Интернет. В связи с этим, мы считаем тему нашей работы актуальной. Актуальность нашей темы возрастает в связи с практической необходимостью продвижения магазина спортивных товаров ООО «Капитан» (предприятия г. Набережные Челны).
Таким образом, проблема нашего исследования - эффективное использование сети Интернет для продвижения магазина спортивных товаров потенциальным потребителям.
Объект работы - продвижение магазина товаров для спорта и отдыха, предмет работы - рекламное продвижение магазина товаров для спорта и отдыха в сети Интернет.
Цель работы - разработка рекомендаций по усовершенствованию продвижения магазина товаров для спорта и отдыха ООО "Капитан" в сети Интернет.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы, особенности и современные методы продвижения магазина спорттоваров в сети Интернет;
- провести анализ рекламной деятельности предприятия ООО "Капитан" на рынке г. Набережные Челны;
- дать рекомендации по рекламному продвижению магазина спортивных товаров ООО "Капитан" в сети Интернет.
Теоретической базой нашего исследования послужили работы российских и зарубежных экспертов в области продвижения в сети Интернет, а также труды отечественных и зарубежных авторов по стратегическому планированию, рекламе и продвижению. В числе наиболее используемых нами авторов можно отметить Ф.И. Шаркова, А.В. Кочеткову, С.А. Александров, К.Л. Бове, С.В. Веселова, А.Н. Мудров, С.В. Карпов, Ф. Котлер.
Эмпирическую базу исследования составили статистические данные компании "ABARUS Market Research"о российском рынке спортивных товаров; мнения экспертов предприятия ООО "Капитан"; мнения потребителей, полученные в ходе анкетирования в паблике магазина "Капитан" в социальной сети "Вконтакте"; внутренняя документация ООО "Капитан"; материалы с сайта, а также - данные интервью с директором предприятия ООО "Капитан" Гомбергом Константином Исаевичем.
Методами исследования послужили теоретический анализ научных изданий, публикаций и статей в профессиональных журналах; системный анализ, вторичный анализ документов, метод стратегического планирования - SWOT-анализ, анализ интернет-сайта магазина "Капитан", опрос экспертов, анкетирование в социальных сетях, анализ метрики интернет-ресурсов.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные автором рекомендации позволят улучшить рекламное продвижение спортивных товаров магазина ООО "Капитан" в сети Интернет, что повысит уровень спроса на продукцию предприятия. Предложенные рекомендации автора могут быть использованы как в деятельности ООО "Капитан", так и на предприятиях, осуществляющих аналогичную деятельность.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении были определены цель и задачи исследования, описаны теоретическая и эмпирическая базы, обозначены методы исследования, а также рассмотрена практическая значимость данной работы.
Первая глава называется "Теоретические аспекты продвижения спортивных товаров в сети Интернет". В этой главе рассмотрено значение термина интернет-маркетинг, тенденции развития Интернета, отмечены его возможности и особенности поведения покупателей в Интернете.
Вторая глава содержит анализ рекламной деятельности магазина "Капитан". В данной главе дана общая характеристика предприятия; представлены результаты исследования конкурентного рынка по продаже спортивных товаров в г. Набережные Челны; проведено собственное исследование потенциальной целевой аудитории предприятия в сети Интернет, проведен анализ рекламной деятельности магазина "Капитан" и его сайта.
Третья глава предлагает рекомендации по рекламному продвижению товаров для спорта и отдыха предприятия ООО "Капитан" в сети Интернет.
В заключении подведен итог написания выпускной квалификационной работы, сформулированы основные выводы.
В списке использованной литературы указаны эмпирические источники исследования, а также научная литература, на которую мы опирались при написании работы.
Сегодня спорт - это не только хобби и увлечение миллионов людей по всему миру, но еще и возможность заработка для коммерческих организаций. Спортивная сфера бизнес-деятельности пользуется постоянным устойчивым спросом, при этом конкуренция уже достигла достаточно высокого уровня, но рынок еще имеет резервы и потенциал для развития. Помимо высокой конкуренции ситуацию усугубляет экономический кризис, негативно сказывающийся на покупательной способности населения и на рекламных бюджетах предприятия. Снижающаяся со временем эффективность от традиционной рекламы, наталкивает предприятия на обращение к альтернативным маркетинговым решениям. Причем, продвижение должно быть не только быстрым, но и качественным, и в этом случае среда Интернет наиболее точно соответствует описанным требованиям.
В процессе написания выпускной квалификационной работы был изучен теоретический материал, изложенный в учебной литературе и научных статьях. В первой части работы были даны основные определения; тенденции развития Интернета; отмечены его возможности и особенности поведения покупателей в Интернете.
Для исследования рекламной деятельности ООО "Капитан" на рынке спортивных товаров, изложенных во второй главе, была дана общая характеристика предприятия; представлены результаты исследования конкурентного рынка по продаже спортивных товаров в г. Набережные Челны; проведено собственное исследование потенциальной целевой аудитории предприятия в сети Интернет, проведен анализ рекламной деятельности магазина "Капитан" и его сайта.
Анализ SWОT помог выявить слабые стороны предприятия, к ним мы отнесли: недостаточное количество рекламных и PR-кампаний; отсутствие взаимодействия с местными СМИ; отсутствие опытных специалистов в области продаж; преимущество конкурентов в больших площадях и в большом количестве торговых объектов; отсутствие маркетинговых исследований рынка; отсутствие действий в отношении работы с клиентской базой; отсутствие маркетингового отдела; отсутствие стабильного рекламного бюджета; высокая степень текучести кадров, отсутствие биллинговой системы в интернет-магазине "Капитан". Анализ магазина "Капитан" по методике "4Р" показал, что единственным сильным фактором предприятия является его продукт, а такие показатели как "цена", "регионы и каналы сбыта" и "продвижение на рынке" нуждаются во внимании со стороны руководства и серьезной доработке. Анализ деятельности предприятия по рекламному продвижению выявил, что компания уделяет недостаточное внимание продвижению товаров для спорта и туризма в городе Набережные Челны. Основными инструментами продвижения выступают сайт компании, который работает в режиме "интернет-магазин", и паблики в социальных сетях.
В связи с этим было принято решение предложить предприятию ООО "Капитан" провести мероприятия по продвижению магазина в сети Интернет с помощью технологий основанных на методах интернет-коммуникации, не требующих финансовых вложений. Именно это позволит достичь нашей цели, при этом не вкладывая в продвижение финансовые средства компании.
При разработке мероприятий направленных на продвижение предприятия ООО "Капитан" в сети Интернет, мы дали обоснование темы, выявили основные проблемы, определили цели и задачи. Далее были разработаны рекомендации: по доработке технических моментов сайта предприятия; подготовке сайта (SEO-оптимизация); SEO-продвижение сайта с использованием сайтов-форумов, сайтов-каталогов, социальных сетей. А также были разработаны рекомендации, которые помогут группе Вконтакте магазина "Капитан" наладить коммуникации с уже имеющимися подписчиками и привлечь новых потенциальных покупателей в паблик. Ожидаемые результаты от мероприятий по продвижению: формирование лояльного отношения потенциальных покупателей сети Интернет к компании "Капитан " и повышение уровня спроса на спортивные товары магазина.
1. Записки из жизни оптимизатора [Электроный ресурс]Учебник по SEO. Ведение SEO Бизнеса.2014. Режим доступа: http://seom.info/seo-book/(дата обращения 16.03.2016).
2. Иванова С.К. Вестник академии: Социально-гуманитарные вопросы №2 [Электронный ресурс] Научн. Журнал Московской академии предприн- ва при правит-ве г. Москва. Док. Эконом. Наук, профессор / Мск. 2015. 3—4 с. Режим доступа http://www.agprf.org/joumal/2015/vestnik_2_2015(дата обращения 30.04.2016).
3. Качагин Е.А. [Электронный ресурс]: Интернет-маркетинг:
понятия, преимущества, инструменты, эффективность. 2016 - 84 с. Режим доступа: http://sibac.info/studconf/econom/xvii/36924 (дата обращения
10.01.2016).
4. Кертман Г.А. [Электронный ресурс]: Фонд "Общественное
мнение"(ФОМ). ведущий аналитик ФОМ / Г.А.Кертман . - Мск. 2015. - 4 с. Режим доступа: http://fom.ru/SMI-i-internet/12369(дата обращения
2.05.2016).
5. Макарова Т.Н. Ивашова А.Ю. Маркетинговые инновации как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия // Новая газета.[Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: orelgiet.ru/monah/90.mi.pdf (дата обращения 1.05.2016).
6. Моя библиотека [Электронный ресурс] Аудит рынка спортивных товаров. 2015. Режим доступа:http://mybiblioteka.su/1-66919.html (дата обращения 10.01.2016).
7. Официальный сайт исследовательской компании "Gfk"в России
[Электронный ресурс]: Фонд "Общественное мнение"(ФОМ). ведущий аналитик ФОМ / Г.А.Кертман. Москва. 2015. Режим доступа:
http://fom.ru/SMI-i-internet/12369(дата обращения 30.01.2016).
8. Сашенко Е.Б. [Электронный ресурс] Online Время новостей: Модно быть здоровым и красивым. 2014. Режим доступа: http://www.vremya.ru/print/23144.html (дата обращения 10.01.2016).
9. Товарный словарь [Электронный ресурс] Спортивные товары.
2015. Режим доступа: http://mintorgmuseum.ru/vocabulary/1034/ (дата
обращения 10.01.2016).
10. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.02.2006) (действующая редакция от 08.03.2015) [Электронный ресурс] "Консультант Плюс" - законодательство РФ: кодексы, законы, указы, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты - Режим доступа:http://www.consultant.ru - Загл. с экрана( дата обращения 12.05.2016).
11. Черненко В.А. [Электронный ресурс]: Известия Российскогогосударственного педагогического университета им. А.И. Герцена: . док. эконом. наук / В.А. Черненко. - СПб. 2011. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/internet-prodvizhenie-produkta-tendentsii- razvitiya(дата обращения 10.03.2016).
12. Шагиева Д.Н. [Электроный ресурс] SMM с нуля: книга о маркетинге в социальных сетях. 2014. Режим доступа: http://www.cossa.ru/152/43020/(дата обращения 16.03.2016).
13. Creative Cube [Электронный ресурс] Маркетинг и брендинг:
Неспортивная молодежь. Производители спорттоваров перебегают на Life Style. 2014. Режим доступа: http://creativecube.ru/ads/marketing-i-
brending/nesportivnaya-molodezh-proizvoditeli-sporttovarov-perebegayut-na-life-style/ (дата обращения 10.01.2016).
14. Discovery research Group [Электронный ресурс] Рынок спортивных товаров в России.2011. Режим доступа: http://mognovse.ru/pid- otchet-rinok-sportivnih-tovarov-v-rossii.html(дата обращения 16.03.2016).
15. Александров С. А. Эффективная реклама 2: 100 советов по
организации рекламы, или Как опередить конкурента / Александров С.А. - Изд. 2-е, перераб., доп. - Чебоксары: , 2011.
16. Барчуков И.С.Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебник/Барчуков И.С.. - Мск, 2013 - 85 с.
17. Башкирова Е.И. Тестирование продукта в маркетинговых исследованиях // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - №6. - 36-45 с.
18. Бернет Дж. Маркетинговые коммуникации: Интегрированный подход. / Дж. Бернет, С. Мориарти. — СПб.: Питер, 2013.
19. Бове К.Л., Аренс У.Ф. Современная реклама / Бове К.Л., Аренс У.Ф. - М.: ИД «Довгань», 2012.
20. Бузин В.Н. Основы медиапланирования: Курс лекций / Бузин В.Н. - М.: Изд-во Международного института рекламы, 2012.
21. Бронникова Т.С. Маркетинг: Продвижение товаров. Стратегия коммуникаций и стимулирования. - М, 2012.
22. Варшавский А.Е., Макаров В.Л., Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности / М., Наука, 2011. 70-72 с.
23. Васильев Г.А., Поляков В.А. Основы рекламы: Учеб. Пособие.- М.: Вузовский учебник, 2011.- 407 с.
24. Ващекин, М.О. О системе маркетинговой информации. / М.О. Ващекин / Маркетинг в России и за рубежом, 2011. - №1. - 12-19 с.
25. Веселова С.В. Маркетинговые коммуникации: теория и практика в современных условиях: учеб. пособие / Веселова С.В. - Наб. Челны, 2012. - 212 с.
26. Веселов С.В. Оценка эффективности рекламной деятельности // Рекламные технологии. - № 4. - 2012. - 6-8 с.
27. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.,2012.
28. Гордон Я. Маркетинг партнерских отношений / Гордон Я. - Пер. с англ.; под ред. Третьяк О.А. - СПб.: Питер, 2011.
29. Демченко А. Маркетинговые инновации в условиях кризиса// Маркетинг. 2010. — № 01. - 44—50 с.
30. Дэй Д. Организация, ориентированная на рынок. Как понять, привлечь и удержать ценных клиентов.: Эксмо, 2014, — 304 с.
31. Карпова, С.В. Интернет-маркетинг/ С.В. Карпова// Бизнес- коммуникации: маркетинг, реклама, PR. - 2015. - №12.
32. Кочеткова, А. В. Медиапланирование / А. В.Кочеткова. - М. : РИП-холдинг, 2011. - 105 с.
33. Котлер Ф. Основы маркетинга, 5-е европейское издание / Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. - М.: Вильямс, 2012.
34. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / пер. с англ. Под ред. Л.А.
35. Кумар В. Маркетинговые исследования - СПб. : Издательский дом Питер, 2010.
36. Куприянов, А.Ю. Воспитание чувств/ А.Ю. Куприянов// Маркетинг менеджмент. - 2014. - №18.
37. Лещинская А.Ф. Коммерциализация проектов как основа для финансирования// Менеджмент в России и за рубежом. — 2011. — № 4. — 28 с.
38. Маркетинг. "Большой толковый словарь" / Под общ. ред. А.П. Панкрухина. - Омега-Л, 2011.
39. Мудров А.Н. Основы рекламы / Мудров А.Н. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2014. - 402 с.
40. Музыкант В.Л. Маркетинговые основы управления коммуникациями / Музыкант В.Л. - М.: Эксмо, 2013.
41. Огилви Д. Огилви о рекламе / Огилви Д. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.
42. Румянцев Д. Продвижение бизнеса в ВКонтакте. Быстро и с минимальными затратами / Румянцев Д. - СПб.: Питер, 2014.
43. Рычкова Н.В. Особенности маркетинговых инноваций: Учебное пособие. - Казань: Издательство «Таглимат» ИЭУП, 2011. - 108 с.
44. Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцал К. Реклама. Теория и практика / Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцал К. - М.: Прогресс, 1989.
45. Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика / Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. - СПб.: Питер, 2012.
46. Шарков Ф.И. Реклама в коммуникационном процессе: учебник / Шарков Ф.И. - 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2011.
47. Ядов В.А. Социологические методы исследования клубной работы: метод. Пособие / Ядов В.А. - М.: Наука, 2012.
48. Яковлева А.В. Способы продвижения в сети Интернет / Яковлева А.В. // Маркетинг в России и за рубежом — Сер. 10. Маркетинг — 2015. — № 3. — 31—32 с.