ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧРЕЖДЕНИЕ 9
1.1 Основные направления PR-деятельности в государственном
учреждение 9
1.2 Принципы организации PR - деятельности отдела по связям с
общественностью 14
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАГС В ГОРОДЕ
НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ 19
2.1 Общая характеристика ЗАГСа г. Набережные Челны 19
2.2 Социологическое исследование деятельности Управления ЗАГС .. 29
3 РАЗРАБОТКА ПЛАНА РАБОТЫ ПО СВЯЗЯМ С
ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ УПРАВЛЕНИЯ ЗАГС 38
3.1 Обоснование, концепция PR работы Управления ЗАГС 38
3.2 Планирование PR-кампании для работы по связям с
общественностью в ЗАГСе города Набережные Челны 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .. 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Теоретические подходы и концепции, лежащих в основе современных технологий в области связей с общественностью, активно развивались и усложнялись на протяжении XX века в рамках теории информации и понимания моделей социальной коммуникации в современном обществе.
О принципах, технологиях связей с общественностью сегодня говорят и пишут довольно часто. И хотя сущность маркетинга и его значение для современного предпринимательства совершенно очевидны, трудно дать строгое определение данной категории.
Разработка программ, мероприятий по связям с общественностью основываются на данных социологических, маркетинговых и других исследований о состоянии корпоративной культуры. Эти исследования, а также результаты мониторинга СМИ, позволяют выявить мнение реальных и потенциальных потребителей, общественности, и, в частности СМИ о совокупном образе российских компаний. Как правило, крупные коммерческие предприятия не сомневаются в необходимости создания на своих предприятиях специализированных отделов по связям с общественностью. В первую очередь это обусловлено пониманием того, что любая компания функционирует не в вакууме, а в рамках сложной и многосоставной окружающей среды, в которую могут быть включены рынок определенных товаров и услуг, конкуренты, партнеры, инвесторы, все общество и определенные целевые аудитории, СМИ, государственные и общественные органы в масштабах конкретной местности, всей страны и даже мира. Кроме названных внешних субъектов, на деятельность организации большое влияние оказывают и внутренние - а именно, ее сотрудники.
Таким образом, для того, чтобы извлекать пользу и минимизировать ущерб от всевозможных связей и зависимостей, в условиях которых существует и функционирует компания, необходимо эффективное управление ими. Поскольку управление представляет собой сложный комплекс мер, то им должна заниматься команда специалистов, будь то отдельное подразделение компании, внешнее агентство или комбинация этих вариантов.
Совсем по-другому обстоит дело в государственных учреждениях. Зарождение PR служб в организациях зачастую носило случайный характер. Все могло начинаться, например, с того, что один из сотрудников компании просто отвечал на письма от клиентов или партнеров организации; кто-то готовил фирменную рекламу или годовой отчет, кто-то принимал посетителей и проводил с ними экскурсии по фирме или организовывал ежегодные собрания. В других организациях PR начинался с пропаганды продукции или услуг или как механизм сбора средств или привлечения новых членов. В таких случаях PR вызревал как необходимость внутри организации, однако нередко осваивание PR-деятельности проходило в боевых условиях, под прицелом внимания общественности и СМИ. Это связано в первую очередь с кризисными и чрезвычайными ситуациями, такими как аварии, отзыв продукции, сокращение работников и т.п. Если в компании отсутствуют специалисты, отвечающие за информирование общественности и работу со СМИ, то в кризисных условиях эта функция неизбежно возникала. В этой связи требовалось либо привлечение стороннего специалиста, либо поиск человека внутри компании, способного взять на себя такую работу. После того, как с кризисной ситуацией, в конце концов, удается справиться, руководство организации пересматривает отношение к PR деятельности и в компании появляется новая служба.
Государственные учреждения чрезвычайно нуждаются в качественном PR. К сожалению, приходится констатировать, что в современном российском обществе пока что далеко не всегда существует адекватное понимание индустриальной сути государственных учреждений. Деятельность государственных учреждений обладает целым рядом коммуникационных преимуществ, а применение PR становится двигателем репутации, инструментом продвижения и способствует формированию широкой базы сторонников.
Исходя из вышесказанного, следует констатировать факт многократного увеличения интереса к функционированию PR-подразделений со стороны различных субъектов общественных взаимоотношений, что подчеркивает актуальность выбранной темы.
Семья - это сложный, динамично развивающийся организм, на стабильность которого влияет множество внутренних и внешних факторов. Но не все факторы поддаются контролю со стороны общества и государства.
Однако существуют институты, с которых семья начинается и прекращается, а именно брак и развод, воздействуя на которые, государство с помощью норм права может определенным образом повлиять на семью, обеспечить ее стабильность.
Согласно статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации 1 признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.
Степень изученности вопроса работы по связям с общественностью не слишком широка. В работах в основном используется обобщенный материал, содержащий комплексные подходы к решению проблем. В качестве базы для написания данной дипломной работы автором были выбраны следующие работы: Филатова О.Г. «Организация работы отдела по рекламе и связям с общественностью», Михаил Гундарин « Книга руководителя отдела PR. Практические рекомендации» См.: Гундарин, М. Книга руководителя отдела PR. Практические рекомендации. 2-е издание. I СПБ.: Питер, 2009. 336 с.
Целью исследования является разработка плана работы по связям с общественностью Управление ЗАГС.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
1 "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
1. Исследовать теоретические подходы к анализу роли отдела по связям с общественностью в организации.
2. Проанализировать деятельность по связям с общественностью учреждения ЗАГС г. Набережные Челны.
3. Разработать предложений по организации работы связей с общественностью в учреждении Управления ЗАГС г. Набережные Челны.
Предмет исследования - деятельность по связям с общественностью в учреждении Управления ЗАГС г. Набережные Челны.
Объект исследования - теоретические и практические аспекты организации работы по связям с общественностью в государственных учреждениях.
Сбор информации осуществлялся с помощью опроса, анкетирования, анализа документов (при изучении СМИ использовались следующие формы: анализ организационной документации). Для анализа социологических данных использовались методы наблюдения, математической статистики, выборочный метод социологического анализа и метод изучения монографических публикаций и статей.
Методологической базой исследования послужили труды как российских, так и зарубежных исследователей.
При написании дипломной работы использовались опубликованные труды профессора международного маркетинга Высшей школы менеджмента Дж. Л.Келлога при Северо-Западном университете США, магистра экономики в Чикагском университете, а также доктора философии Ф. Котлера, которые вошли в его книгу «Основы маркетинга». В ней автор рассматривал теоретические основы процесса «маркетинговых коммуникации», «концепции маркетинговых коммуникаций». Методические основы маркетинговых коммуникаций были раскрыты в трудах профессора, кандидата технических наук, доктора экономических наук А.П. Мищенко, а также российского экономиста, доктора экономических наук, профессора А.Н. Романова, а также труды Е.Н. Голубковой, М.Х. Мескона и И.М.Синяевой.
Наибольшую помощь при написании работы оказали труды таких авторов, как А.Н. Чумиков и М.П. Бочаров, авторы учебника «Связи с общественностью: теория и практика», Почепцов Г. Г. «Основы паблик рилейшнз» и «Паблик рилейшнз для профессионалов», Сидельник Э.А., Тульчинский Г. Л. «Основы связей с общественностью. Джефкинс Ф., Ядин Д. «Паблик рилейшнз».
Актуальные проблемы существования и развития PR в государственном секторе рассматривались в публикациях доктора политических наук, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова И.А. Василенко, а также в трудах Е. Тарашвили . Данная проблема также была рассмотрена в таком журнале как «Связи с общественностью в государственных структурах».
Эмпирической базой исследования послужили организационные, финансовые и другие документы организации, а также непосредственно накопленный опыт автора работы.
Основная гипотеза исследования состоит в том, что сегодня работа современной организации невозможна без грамотно функционирующего отдела по связям с общественностью, тщательно выстраивающего коммуникацию со всеми представителями её целевой общественности и позволяющего компании доминировать в информационном пространстве.
Практическая значимость работы заключается в обосновании и практическом использовании возможностей PR в процессе организации работы отдела по связям с общественностью и выявлении его значения для внутренней общественности компании. Также практическая значимость заключается в разработке и реализации PR-проектов, направленных на повышение эффективности внутренней и внешней среды предприятия.
Структура работы: представленная дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первую главу входит теоретические аспекты организации работы отдела по связям с общественностью в государственном учреждение. В главу входит основные направления PR деятельности и принципы организации деятельности отдела по связям с общественностью в государственном учреждение.
Во второй главе обсуждается анализ деятельности по связям с общественностью ЗАГСа. К ней относиться общая характеристика ЗАГСа города Набережные Челны и анализ ее PR- деятельности.
В третьей главе разработка плана работ по связям с общественностью Управления ЗАГС.
Цель нашего исследования заключалась в исследовании специфики организации работы и разработка плана работы по связям с общественностью на примере Управления ЗАГС города Набережные Челны.
В первую очередь стоит отметить, что проблема организации эффективной работы по связям с общественностью в государственном учреждении является действительно актуальной на сегодняшний день.
Обстоятельно изучив проблему создания собственной PR-службы в некоммерческой организации, можно сделать вывод, что в современном мире PR в деятельности государственных структур играет одну из важнейших ролей, если не самую важную и полностью обходиться услугами агентств не представляется возможным.
Управление репутацией, продвижение продукта компании, осуществление связей со СМИ, формирование позитивного имиджа, и что немаловажно, поддержание положительной, незаменимой для успешной работы всей организации, внутренней корпоративной среды - эти понятия входят в обязанности людей, занимающихся PR.
В данной работе была анализирована специфика организации PR- деятельности компании ЗАГСа города Набережные Челны и оптимизации деятельности специалиста по связям с общественностью.
Управления ЗАГС города Набережные Челны единственный ЗАГС в городе. У многих ЗАГС ассоциируется только со свадьбой, но в его работу еще входит государственная регистрация актов гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть. В 2008 году открылся Дворец Торжеств, с тремя залами для торжественных церемоний, ориентированных по сторонам света: Западный, Восточный, Южный.
Но все торжественные церемонии и услуги разработаны с открытием ЗАГСа и не обновлялись. Стало известно, что специалист по связям с общественностью в Управление ЗАГС не предусмотрен.
В первой главе было разобрано, что структуры PR действуют сегодня в системе высшей, отраслевой, региональной власти, в целом ряде государственных организаций. Совершенно правомерно будет сделать из всего этого вывод, что PR по самой его природе есть один из важнейших государственных инструментов во всей инфраструктуре отношений общества и государства. В результате рассмотрения PR-роли в государственной системе, можно установить, что «паблик рилейшенз» - это искусство влияния на общественность с целью формирования общественного мнения о том или ином PR-субъекте в пределах заданных параметров.
Во второй главе были проведены социальные исследования, такие как анкетирования граждан обратившихся за услугами в отдел ЗАГС, контент - анализ по выявления упоминания о работе ЗАГС в челнинских газетах. Было выявлено, что работы со СМИ не введется, упоминания о ЗАГС минимальны, так специалиста по работе со СМИ так же отсутствует, а для работы ЗАГСа это минус. Управления ЗАГС организация городская, и ее имидж должен быть положительный, и население, целевая аудитория организация, должна быть в курсе мероприятий, и работы ЗАГСа.
В третьей части дипломной работы были даны рекомендации по совершенствованию плана PR- мероприятий и предложения по оценке эффективности представленных предложений.
Таким образом, мы определили, что основными проблемами в PR- деятельности Управления ЗАГС являются следующие:
1. Недостаточно уделяется внимания такому направлению PR- деятельности как взаимодействие со СМИ.
2. Нет разработанного плана к планированию PR-мероприятий на долгое время.
3. Нет хорошей схемы оценки эффективности прошедших PR- мероприятий.
Главная тема работы - это позиционирование Управления ЗАГС как организацию, по сохранению семьи и деторождению.
Целевые аудитории, на которые будет направлена вся информационно - коммуникационная деятельность организации охватывают внешние целевые аудитории- клиенты, другие ЗАГСы, журналисты и внутренние целевые аудитории - персонал организации.
Имея в виду услуги организации, можно сказать, что в информационном поле не всегда хватает серьезных новостных поводов, поэтому мы предлагаем использовать специальные PR-мероприятия, призванные искусственно создать эффективную новость, способную вызвать интерес в СМИ.
Еще одним недостатком в работе ЗАГС является недостаточное использование интернет - пространства. На данный момент в Управлении ЗАГС есть только сайт, рассчитанный на молодоженов. Необходимо создать общий сайт, где публиковалась бы актуальная информация и была возможность для продуктивного взаимодействия с аудиторией.
Для решения проблем были предложены пути оптимизации по организации работы отдела по связям с общественностью: для ЗАГС нужны специалисты по связям с общественностью, без них ЗАГС не может функционировать полноценно. В данный момент, деятельностью с общественностью занимаются сотрудники без навыков PR работы, это привело к тому, что население, думает, что ЗАГС специализируется только на свадьбах. Работа со СМИ не введется.
В качестве PR-мероприятий внутреннего характера было выделено опрос сотрудников и проведение обучающих семинаров.
Таким образом, эффективная организация работы по связям с общественностью позволит наиболее четко и функционально проводить PR- деятельность по формированию и подержанию имиджа организации в глазах целевой аудитории, а также достигать поставленных целей и задач в более короткие сроки.
1. Алексеева О. Третий сектор, или благотворительность для "чайников". М.: BBC-MPM, 1997. 191 с.
2. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров: учебник. - М.: ИКФ «ЭКМОС», 2004.
3. Барежев В.А., Малькевич А.А. Организация и проведение PR- кампаний. СПб. Питер. 2010
4. Блэк Сэм. Паблик рилейшнз. Что это такое? - М.: Модино Пресс. - 1990.
5. Василенко И.[Электронный ресурс] Связь с общественностью в государственных организациях и местных органах власти: западный опыт - Режим доступаhttp: //vasilievaa. narod.ru/ptpu/8 4 03. htm
6. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. — СПб., 1995
7. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Publuc relations// Программы- консультанты. Санкт-Петербург. 2002. С. 45-46Ворошилов В. В. Журналистика и бизнес: реклама и «паблик рилейшнз» в структуре массовой информации: Учеб. пособ. — СПб., 1993.
8. Все о PR [Электронный ресурс]: Режим доступа -
http: //www.prstudent.ru/
9. Герасимова, Г.И. Методология и методы исследования в связях с общественностью: учебное пособие вузов - Тюмень : ТюмГНГУ, 2009.-103 с.
10. Голубкова, Е.Н. Природа маркетинговых коммуникаций и управление продвижением товара // Маркетинг в России и за рубежом. — 2013. — № 4
11. Гундарин М.В. Книга руководителя отдела PR. - СПб.: Питер, 2006. - 368 с
12. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз: Пер. с анг. под ред. Б.Л. Еремина - Уч. пос. для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, 416 с.
13. Джефкинс, Ф Ядин, Д. [Электронный ресурс] Паблик рилейшенз, 2006.
- Режим доступа:http: //nabchelny.ru/company/90
14.ЗАГС [Электронный ресурс]: Офиц. сайт ЗАГСа города Набережные Челны - Режим доступа:http://www.chelnyzags.ru/
15. Закон [Электронный ресурс]: "Семейный кодекс Российской
Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ- Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 8982/
16. Калиберда. Е.Г. Связи с общественностью в сфере экономики.: Логос. М, 2008 2-е издание. СПБ.: Питер, 2009. 336 с
17. Котлер, Ф. Основы маркетинга. - М.: Вильямс, 2011. - 12 с.
18. Королько, В.Г. Основы паблик рилейшнз. - М., Рефл-бук, К.: Ваклер, 2008
19. Кривоносов А.Д. Основы теории связей с общественностью. СПб, Питер, 2012. 384 с.
20. Кузнецов, В. Ф. Связи с общественностью: теория и технологии/ В. Ф. Кузнецов. - М. : «Аспект Пресс», 2011. - 302 с.
21. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: Учебник для студентов вузов / В.Ф. Кузнецов. М.: Аспект Пресс, 2006. 300 с.
22. Королько В. [Электронный ресурс]: Основы паблик рилейшнз - Режим доступа:http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Gurn/korol/index.php
23. Кривоносов А.Д., О.Г. Филатова. Основы теории связей с
общественностью: Учебник для вузов.-СПб:Питер, 2009.
24. Кочеткова, А. В., Филиппов, В. Н., Скворцов, Я. Л., Тарасов, А.С. Теория и практика связей с общественностью. - СПб.: Питер, 2010
25. Катлип, С. М., Сентер, А., Брум, Г. Паблик рилейшнз. Теория и практика: Учебн. пособ. М., 2010.
26. Марков А. А. Связи с общественностью в органах власти: Учебник / А.А. Марков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 190 с
27. Милаева О.В., Питерова А.Ю. Организация деятельности PR-отдела: учеб. пособие. Часть I / Изд. Пенз. гос. ун-та, 2010
28. Моисеев В.А. Паблик рилейшнз. Теория и практика. - К.: Вира. -1999.
29. Мескон, М.Х. Основы менеджмента Пер. с англ. - М.: «Дело», 2014
30. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия/ Г. Г. Почепцов. - М. : «Рефл-бук», 2011.-786 с.
31. Почепцов, Г.Г. Основы паблик рилейшенз/ Г. Г. Почепцов. - М. : «Рефл-бук», 2009.- 125 с.
32. Положение [Электронный ресурс]: офиц. сайт Республики Татарстан - Режим доступа:http://nabchelny.ru/company/90
33. Постановление [Электронный ресурс]: Офиц. сайт Правительство РТ - Режим доступа:http://prav.tatarstan.ru/docs/post/post1.htm?pub id=6779
34. Постановление [Электронный ресурс]: Официальный сайт Республики
Татарстан - Режим доступа:
http: //prav.tatarstan.ru/docs/post/post 1. htm?pub id=67797
35. Романова, А.Н. Маркетинг. Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,
2012.
36. Скотт К., Аллен С., Глен Б. Эффективные связи с общественностью. М.: Вильямс, 2000. 624 с.)
37. Синяева, И.М. Сфера PR в маркетинге: учеб. пособие для студентов
вузов, обучающихся по специальности 080111 «Маркетинг». - М.:
ЮНИТИ - ДАНА, 2010
38. Тарашвили Е. [Электронный ресурс] : “Связи с общественностью в
государственных структурах” Режим доступа:
http://www.prclub.com/pr lib/pr raboty/earlier/techn 15.htm
39. Филатова О. Г. Технологии и методы PR-продвижения информационных ресурсов. Вводный курс: Учебное пособие. - СПб.: НИУ ИТМО, 2012. - 73 с.
40. Федотовских А. Некоммерческий BOPROC.// Со-общение. 2001. №7-8.
41.Чумиков, А.Н. Реклама и связи с общественностью. Имидж, репутация, бренд: учебник- Апект Пресс, 2012.-160 с. .
42.Чумиков А. Н., Бочаров М.А. Государственный PR: связи с
общественностью для государственных организаций и проектов. - М.:Инфра-М, 2012. - 330 с.
43.Чумиков, А.Н. Бочаров, М.П. Связи с общественностью/А.Н. Чумиков. - М: Дело, 2006.
44.Чумиков А. Н., М. П. Бочаров. Актуальные связи с общественностью: сфера, генезис, технологии, области применения, структуры: учебно-практическое пособие /. - М. : Юрайт-издат., 2009. - 721 с.
45. Шалак В.И. Современный контент-анализ, Москва, 2006.