Анализ развития малого города как административного центра муниципального района (на примере г. Мамадыш)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы развития малых городов 7
1.1 Малые города: сущность, особенности, характеристика 7
1.2 Критерии развития малых городов 14
1.3 Основы управления малыми городами 19
2 Анализ проблем развития города Мамадыш и Мамадышского
муниципального района 25
2.1 Характеристика города Мамадыш и Мамадышского муниципального
района 25
2.2 Анализ показателей города Мамадыш и Мамадышского муниципального
района 37
2.3 Проблемы развития города Мамадыш и Мамадышского муниципального
района 49
2.4 Направления развития города Мамадыш и Мамадышского муниципального
района 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Теоретические основы развития малых городов 7
1.1 Малые города: сущность, особенности, характеристика 7
1.2 Критерии развития малых городов 14
1.3 Основы управления малыми городами 19
2 Анализ проблем развития города Мамадыш и Мамадышского
муниципального района 25
2.1 Характеристика города Мамадыш и Мамадышского муниципального
района 25
2.2 Анализ показателей города Мамадыш и Мамадышского муниципального
района 37
2.3 Проблемы развития города Мамадыш и Мамадышского муниципального
района 49
2.4 Направления развития города Мамадыш и Мамадышского муниципального
района 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Среди многих проблем нашей жизни одними из основных считаются проблемы развития - развития личности человека и человеческих общностей, территории, сельской или городской, страны и мира. В России важной проблемой развития страны, ее защищенности и приобретения устойчивого будущего, формируется проблема развития малых городов - каждого города и села в отдельности и всех вместе. Малый город именно из-за скромных размеров считается довольно комфортной средой обитания людей. В таких городах все близко, всё находится в пределах пешеходной доступности, по этой причине, как правило, отсутствует необходимость в городском транспорте. Малый город не отделён от окружающей его природы. В таком месте спокойный ритм жизни, нет спешки и суматохи, можно непосредственно и каждодневно ощущать природу, чувствовать себя её частью. Небольшой город не давит ни природу, ни человека огромными постройками, как это происходит в больших городах, а наоборот гармонирует с окружающим ландшафтом. Но у малых городов России немало нерешенных вопросов. В непростой промежуток перехода страны к жизни в новых экономических и социальных условиях непосредственно небольшие города остались практически беззащитными. Их население более чем кто-либо, испытали на себе спад производства. В то же время малые и средние города особенно значимы в политической, социально-экономической и культурной жизни России.
Для разрешения проблем небольших городов ранее не один раз разрабатывались и реализовывались федеральные целевые программы. Но, к сожалению, ни одна из них не дала видимых итогов. По этой причине вопрос многообещающего роста небольших городов является достаточно актуальным на современном этапе. Это связано, во-первых, с нуждой решения фактических вопросов, возникающих в процессе прогресса
нынешнего общества. Во-вторых, с общетеоретическим осмыслением социально-экономического развития небольших городов. И, в-третьих, города обязаны справиться с собственным переломным положением и
поднять материальное благосостояние населения, так как они владеют довольно большим потенциалом для своего роста благодаря сохранившемуся историко¬культурному наследию, географическому положению, подходящим климатическим и экологическим условиям, традиционности расселения.
Степень разработанности проблемы. В современной литературе представлены различные классификации малых городов. Большинство подходов и основ управления малыми городами представлены в научной литературе. К ним можно отнести работы таких авторов, как: Морозова Т.Г., Амнинова Н. Ю., Галимов А., Гусева Е., Ермагамбетова А.У., Рыбальченко С. и другие.
Цель данной выпускной квалификационной работы - исследование развития малых городов, выявление проблем этих городов и путей их решения на примере г. Мамадыш.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
а) раскрыть понятия «малые города», выявить их особенности, дать характеристику;
б) изложить критерии развития малых городов;
в) выявить основы управления малыми городами;
г) дать характеристику г. Мамадыш и Мамадышскому муниципальному району;
д) проанализировать социально-экономические показатели;
г. Мамадыш и Мамадышского муниципального района;
е) изучить проблемы развития г. Мамадыш и Мамадышского муниципального района;
ж)определить наиболее оптимальные пути развития г. Мамадыш и Мамадышского муниципального района.
Объектом исследования является г. Мамадыш и Мамадышский муниципальный район.
Предмет исследования - социально-экономические отношения малого города в процессе его развития.
Теоретическая основа исследования является труды отечественных и зарубежных ученых на тему малых городов.
Методическая основа исследования. В процессе написания бакалаврской работы применялись такие общенаучные методы исследования, как метод научной дедукции ретроспективный, системный и логический анализ, сопоставление, обобщение и синтез, экспертные методы.
Информационная база исследования является отечественные периодические изданиям, законодательная база России, статистические базы Интернет.
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам исследования и включает введение, две главы, заключение и список литературы.
В первой главе исследовано понятие малого города, проанализированы критерии развития малых городов, выявлены основы управления малыми городами.
Вторая глава посвящена системному анализу развития малого города как административного центра муниципального района на примере города Мамадыш, выявлены проблемы и предложены направления развития данного города.
Для разрешения проблем небольших городов ранее не один раз разрабатывались и реализовывались федеральные целевые программы. Но, к сожалению, ни одна из них не дала видимых итогов. По этой причине вопрос многообещающего роста небольших городов является достаточно актуальным на современном этапе. Это связано, во-первых, с нуждой решения фактических вопросов, возникающих в процессе прогресса
нынешнего общества. Во-вторых, с общетеоретическим осмыслением социально-экономического развития небольших городов. И, в-третьих, города обязаны справиться с собственным переломным положением и
поднять материальное благосостояние населения, так как они владеют довольно большим потенциалом для своего роста благодаря сохранившемуся историко¬культурному наследию, географическому положению, подходящим климатическим и экологическим условиям, традиционности расселения.
Степень разработанности проблемы. В современной литературе представлены различные классификации малых городов. Большинство подходов и основ управления малыми городами представлены в научной литературе. К ним можно отнести работы таких авторов, как: Морозова Т.Г., Амнинова Н. Ю., Галимов А., Гусева Е., Ермагамбетова А.У., Рыбальченко С. и другие.
Цель данной выпускной квалификационной работы - исследование развития малых городов, выявление проблем этих городов и путей их решения на примере г. Мамадыш.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
а) раскрыть понятия «малые города», выявить их особенности, дать характеристику;
б) изложить критерии развития малых городов;
в) выявить основы управления малыми городами;
г) дать характеристику г. Мамадыш и Мамадышскому муниципальному району;
д) проанализировать социально-экономические показатели;
г. Мамадыш и Мамадышского муниципального района;
е) изучить проблемы развития г. Мамадыш и Мамадышского муниципального района;
ж)определить наиболее оптимальные пути развития г. Мамадыш и Мамадышского муниципального района.
Объектом исследования является г. Мамадыш и Мамадышский муниципальный район.
Предмет исследования - социально-экономические отношения малого города в процессе его развития.
Теоретическая основа исследования является труды отечественных и зарубежных ученых на тему малых городов.
Методическая основа исследования. В процессе написания бакалаврской работы применялись такие общенаучные методы исследования, как метод научной дедукции ретроспективный, системный и логический анализ, сопоставление, обобщение и синтез, экспертные методы.
Информационная база исследования является отечественные периодические изданиям, законодательная база России, статистические базы Интернет.
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам исследования и включает введение, две главы, заключение и список литературы.
В первой главе исследовано понятие малого города, проанализированы критерии развития малых городов, выявлены основы управления малыми городами.
Вторая глава посвящена системному анализу развития малого города как административного центра муниципального района на примере города Мамадыш, выявлены проблемы и предложены направления развития данного города.
В первой главе выпускной квалификационной работы проведен анализ теоретических основ управления малыми городами.
Малый город - это районный центр областного, краевого или республиканского подчинения; в подавляющем большинстве случаев это город или поселок городского типа. В большинстве случаев это город имеет численность населения до 50 тысяч человек.
С точки зрения государственного и муниципального управления критерии развития малого города можно выявить на основе анализа следующих документов:
- Рейтинг социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан;
- Паспорт города;
- Рекомендации для отчета глав муниципальных районов РТ.
В Республике Татарстан каждый год проводится рейтинг социально-экономического развития муниципальных образований. Перечень показателей, рейтинга социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан следующие:
- покупательская способность заработной платы (соотношение средней начисленной заработной платы к Минимальному потребительскому бюджету);
- уровень безработицы;
- объём добавленной стоимости;
- инвестиции в основной капитал (за исключением бюджетных средств);
- общая площадь жилых домов, введенных в эксплуатацию;
- налоговые и неналоговые доходы;
- отгружено товаров собственного производства по чистым видам экономической деятельности;
- валовая продукция сельского хозяйства (с/х организации).
Эти показатели можно использовать в качестве критериев развития малых городов.
Управление муниципальным образованием осуществляют: а)Совет депутатов; б)Глава муниципального района; в)Администрация муниципального района - муниципальный исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.
Управление малым городом осуществляется на основе нормативно - правовых актов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ проблем развития города Мамадыш.
Город Мамадыш является Административным центром Мамадышского муниципального района Республики Татарстан. Площадь района составляет 260 тысяч гектаров, и район считается одним из самых крупных в Татарстане. На сегодняшний день численность населения района в общем составляет 43802 человека, а численность населения города - 15528.
Мамадышский муниципальный район Республики Татарстан - территория с достаточным экологическим и ресурсным потенциалом, обладающая возможностями для дальнейшего экономического и социального развития.
Приоритетными направлениями развития экономики района являются сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, строительство, развитие сферы услуг.
Одной из важнейших задач развития Мамадышского муниципального района является повышение качества жизни населения на основе устойчивого, динамичного развития экономики, совершенствование социально-экономических отношений и создание благоприятной окружающей среды.
В рейтинге социально - экономического развития муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан Мамадышский муниципальный район два последних года, не меняя свое положение, занимает 10 место.
В бюджет всего в2013 году поступило 963,1 тыс. рублей, в 2014 году поступило 1152,8 тыс. рублей, а в 2015 году 1056,6 тыс. рублей. Налоговые доходы в 2013 году составили 23,3 тыс. рублей, в 2014 году 301,1 тыс. рублей, а в 2015 311,5 тыс. рублей. Неналоговые доходы так же увеличились. В 2013 году они составили 23,3, в 2014 году 48,2 тыс. рублей, а в 2015 году Показатели безвозмездных поступлений от бюджетов других уровней в свою очередь, в сравнении с 2014 годом, наоборот упали на 108,1 и составляют в 2015 году 695,4 тыс. рублей. Наблюдается спад показателей безвозмездных поступлений за счет субсидий и других поступлений.
Мамадышский муниципальный район не смотря на свои достижения, как и любой малый город, имеет и свои проблемы. Наиболее важный перечень проблем представлен ниже:
- крайне неблагоприятная демографическая ситуация - миграция молодежи в более крупные города, естественная убыль населения района;
- слабое использование местных ресурсов и возможностей;
- низкое качество дорог;
- изношенность канализационных сетей и проблема очистки стоков.
Предложены мероприятия по улучшению ситуации в Мамадышском муниципальном районе. Прогнозные расчеты эффективности программы "Молодежь Мамадышского муниципального района" на уровне сельских поселений показали высокую эффективность, что составило 100,2%.
Малый город - это районный центр областного, краевого или республиканского подчинения; в подавляющем большинстве случаев это город или поселок городского типа. В большинстве случаев это город имеет численность населения до 50 тысяч человек.
С точки зрения государственного и муниципального управления критерии развития малого города можно выявить на основе анализа следующих документов:
- Рейтинг социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан;
- Паспорт города;
- Рекомендации для отчета глав муниципальных районов РТ.
В Республике Татарстан каждый год проводится рейтинг социально-экономического развития муниципальных образований. Перечень показателей, рейтинга социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан следующие:
- покупательская способность заработной платы (соотношение средней начисленной заработной платы к Минимальному потребительскому бюджету);
- уровень безработицы;
- объём добавленной стоимости;
- инвестиции в основной капитал (за исключением бюджетных средств);
- общая площадь жилых домов, введенных в эксплуатацию;
- налоговые и неналоговые доходы;
- отгружено товаров собственного производства по чистым видам экономической деятельности;
- валовая продукция сельского хозяйства (с/х организации).
Эти показатели можно использовать в качестве критериев развития малых городов.
Управление муниципальным образованием осуществляют: а)Совет депутатов; б)Глава муниципального района; в)Администрация муниципального района - муниципальный исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.
Управление малым городом осуществляется на основе нормативно - правовых актов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ проблем развития города Мамадыш.
Город Мамадыш является Административным центром Мамадышского муниципального района Республики Татарстан. Площадь района составляет 260 тысяч гектаров, и район считается одним из самых крупных в Татарстане. На сегодняшний день численность населения района в общем составляет 43802 человека, а численность населения города - 15528.
Мамадышский муниципальный район Республики Татарстан - территория с достаточным экологическим и ресурсным потенциалом, обладающая возможностями для дальнейшего экономического и социального развития.
Приоритетными направлениями развития экономики района являются сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, строительство, развитие сферы услуг.
Одной из важнейших задач развития Мамадышского муниципального района является повышение качества жизни населения на основе устойчивого, динамичного развития экономики, совершенствование социально-экономических отношений и создание благоприятной окружающей среды.
В рейтинге социально - экономического развития муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан Мамадышский муниципальный район два последних года, не меняя свое положение, занимает 10 место.
В бюджет всего в2013 году поступило 963,1 тыс. рублей, в 2014 году поступило 1152,8 тыс. рублей, а в 2015 году 1056,6 тыс. рублей. Налоговые доходы в 2013 году составили 23,3 тыс. рублей, в 2014 году 301,1 тыс. рублей, а в 2015 311,5 тыс. рублей. Неналоговые доходы так же увеличились. В 2013 году они составили 23,3, в 2014 году 48,2 тыс. рублей, а в 2015 году Показатели безвозмездных поступлений от бюджетов других уровней в свою очередь, в сравнении с 2014 годом, наоборот упали на 108,1 и составляют в 2015 году 695,4 тыс. рублей. Наблюдается спад показателей безвозмездных поступлений за счет субсидий и других поступлений.
Мамадышский муниципальный район не смотря на свои достижения, как и любой малый город, имеет и свои проблемы. Наиболее важный перечень проблем представлен ниже:
- крайне неблагоприятная демографическая ситуация - миграция молодежи в более крупные города, естественная убыль населения района;
- слабое использование местных ресурсов и возможностей;
- низкое качество дорог;
- изношенность канализационных сетей и проблема очистки стоков.
Предложены мероприятия по улучшению ситуации в Мамадышском муниципальном районе. Прогнозные расчеты эффективности программы "Молодежь Мамадышского муниципального района" на уровне сельских поселений показали высокую эффективность, что составило 100,2%.
Подобные работы
- СДЕРЖИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016



