ВВЕДЕНИЕ 5
1 АНАЛИЗ РЫНКА ГРУЗОПЕРЕВОЗОК И СНИЖЕНИЕ
СЕБЕСТОИМОСТИ УСЛУГ НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЯХ 8
1.1 Анализ ситуации на рынке грузоперевозок 8
1.2 Пути снижения себестоимости услуг в современных условиях
деятельности организации 16
1.3 Способы снижения себестоимости грузоперевозок на
автотранспортных предприятиях 17
2 АНАЛИЗ ОБЩЕЙ СИТУАЦИИ ООО «ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ
«КАМА-ТРАКС» 24
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Холдинговая компания
«Кама-Тракс» 24
2.1.1 Анализ законодательных и нормативных актов, регулирующих
деятельность ООО «Холдинговая компания «Кама-Тракс» 26
2.1.2 Основные виды деятельности ООО «Холдинговая компания
«Кама-Тракс» 28
2.1.3 Организационная структура ООО «Холдинговая компания «Кама-
Тракс» 31
2.1.4 Технико-экономические показатели ООО «Холдинговая компания
«Кама-Тракс» 34
2.2 Анализ себестоимости грузовых перевозок 37
2.3 Анализ финансовой структуры баланса 42
2.4 Анализ финансовой устойчивости предприятия 48
2.4.1 Расчет абсолютных показателей финансовой устойчивости 48
2.4.2 Расчет относительных показателей финансовой устойчивости 51
2.5 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия 53
2.5.1 Анализ ликвидности предприятия 53
3
2.5.2 Анализ коэффициентов ликвидности 57
2.6 Анализ эффективности использования капитала. Оценка деловой
активности предприятия 59
2.7 Анализ показателей рентабельности предприятия 63
3 РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ
СЕБЕСТОИМОСТИ УСЛУГ НА ООО «ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ
«КАМА-ТРАКС» 65
3.1 Обучение профессиональному вождению водительского персонала
ООО «ХК «Кама-Тракс» 65
3.2 Оснащение части автопарка ООО «ХК «Кама-Тракс» газобаллонным
оборудованием 68
3.3 Расчет экономической эффективности от установки газобаллонного
оборудования 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В настоящее время решающее экономическое развитие страны сопровождается увеличением спроса на транспортные услуги. При этом автомобильному транспорту здесь принадлежит решающая роль. Почему же столь ответственное место отведено автотранспортникам?
Прежде всего, этому способствует известные преимущества автомобильных перевозок перед другими видами транспорта.
Среди них можно выделить следующее:
— доставка от двери до двери;
— возможность организации работы «с колес»;
— обеспечение партионности;
— скорость перевозки;
— мобильность;
— надежность.
Именно эти основные качества позволяют рассматривать автотранспорт как наиболее рыночно ориентированный среди других альтернативных видов перевозок. Ему нет адекватной замены при доставке дорогостоящих грузов на большие и средние расстояния и оперативном транспортном обслуживании практически всех отраслей экономики. Каждый день автомобильным транспортом перевозится более 17 млн. грузов. По объемам грузоперевозок он превосходит железнодорожный магистральный транспорт в 5-6 раз. На долю перевозчиков приходится около 74% общего объема грузов, перевезенных всеми видами транспорта страны.
В то же время грузовой автотранспорт Росси используется крайне неэффективно. Его средняя производительность, по экспертным оценкам, в 4 раза ниже по сравнению с аналогами в развитых зарубежных странах.
Недостаточно развиты логистические системы, слабо осуществляется координация работ при осуществлении перевозок.
Предприятия, на балансе которых находится большое количество подвижного состава несут большие затраты по его содержанию. В условиях острой конкуренции предприятия должны искать пути оптимизации расходов по содержанию своего автопарка. Именно поэтому вопрос снижения затрат на топливо в сфере грузовых перевозок как никогда актуален, это вопрос размера полученной прибыли для предприятия, ведь треть его затрат приходится на покупку топлива.
Компания ООО «Холдинговая компания «Кама-Тракс» занимается грузовыми перевозками, в первую очередь автотранспортными. Отсюда, большое количество подвижного состава на балансе предприятия, вследствие чего предприятие имеет большие затраты на его содержание.
Целью данной выпускной квалификационной работы является выявление резервов снижения себестоимости услуг ООО «Холдинговая компания «Кама-Тракс» и разработка мероприятий по повышению эффективности предприятия.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
— проанализировать рынок грузоперевозок в Российской Федерации, республике Татарстан, городе Набережные Челны;
— раскрыть способы снижения себестоимости услуг на автотранспортных предприятиях;
— выявить общую ситуацию на предприятии, подвергнуть анализу финансовые результаты его деятельности;
— рассмотреть применение газобаллонного оборудования на подвижной состав организации;
— оценить эффективность от внедрения данного мероприятия.
Объектом исследования ВКР является ООО «Холдинговая компания «Кама-Тракс».
Предметом исследования - процесс формирования себестоимости услуг и мероприятия направленные на снижение себестоимости на автотранспортном предприятии.
Материалами для исследования явились документы первичного бухгалтерского учета и периодической отчетности ООО «Холдинговая компания «Кама-Тракс», Устав, должностные инструкции и результаты наблюдений за организацией деятельности на предприятии, законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Республики Татарстан, научная и учебная литература, открытая информация в системе Internet, прочая информация.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы на тему «Резервы снижения себестоимости услуг на ООО «Холдинговая компания «Кама-Тракс» была рассмотрена возможность повышения эффективности деятельности предприятия путем сокращения затрат на топливо.
В первой главе была проанализирована ситуация на рынке грузоперевозок в РФ, РТ и городе Набережные Челны. Также было дано определение понятия себестоимости услуг, рассмотрены теоретические основы по их сокращению, и приведены способы снижения себестоимости услуг по грузовым перевозкам на транспортных предприятиях.
Целью второй главы ВКР является описание объекта исследования, его миссии, краткосрочные и долгосрочные цели, стратегия достижения конкурентных преимуществ, основные виды деятельности, организационная структура, технико-экономические показатели, а также законодательные и нормативные акты, регулирующие его деятельность. Был выполнен мониторинг хозяйственной деятельности ООО «ХК «Кама-Тракс» и ее финансовых результатов за последние 3 года. Основой данной работы стала бухгалтерская отчетность предприятия за 2013-2015 года. Проведенный анализ деятельности предприятия показал, что ООО «ХК «Кама-Тракс» является успешно функционирующей компанией, однако существует ряд проблем, в частности:
— баланс предприятия не является абсолютно ликвидным;
— средства предприятия созданы в основном за счет краткосрочных обязательств, а это значит, что его финансовое положение является неустойчивым;
— расходы на топливо в структуре себестоимости услуг составляют более 1/3 всей структуры затрат.
На основании выявленных недостатков были предложены практические рекомендации, направленные на снижение расходов и повышение финансовых результатов деятельности ООО «ХК «Кама-Тракс», которым посвящена третья глава выпускной квалификационной работы.
Результатом для любого предприятия, т.е. его целевым показателем является прибыль, полученная в ходе коммерческо-хозяйственной деятельности. Существование предприятия, не генерирующего прибыль - бессмысленно. Стало быть, генерирование большего объема прибыли на меньших ресурсах означает генерирование прибыли эффективно. Таким образом, в третьей части была рассмотрена возможность увеличения экономической эффективности работы предприятия за счет обучения водительского персонала профессиональному вождению и установки газобаллонного оборудования на подвижной состав ООО «ХК «Кама- Тракс». Реализация вышеописанных мероприятий позволит почти в 2 раза сократить расходы на топливо, а вложенные инвестиции окупятся уже через 1,16 месяца. В результате высвобождается определённая сумма, которая составит прибыль предприятия.
Следовательно, капиталовложения являются эффективными и внедрение данных мероприятий экономически оправдано.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. 2009;
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ред. от 04.11.2014г.) // Собр. законодательства Российской Федерации. 2002;
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 года N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015г.) // Собр. законодательства Российской Федерации.1994; статьи 632-649,784-806,1079-1083;
4. О транспортно- экспедиционной деятельности: Федеральный закон Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ;
5. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08 февраля 1998 г. N 14-ФЗ (ред. от 05 мая 2014г.);
6. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов: заключена в Женеве от 19 мая 1956 г., вступила в силу для СССР 01 декабря 1983 г ;
7. Устав автомобильного транспорта РСФСР: утвержденный постановлением СМ РСФСР от 8 января 1969 г. N 12 (в новой редакции ФЗ-259 от 08 ноября 2007 г.);
8. Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом: утвержденные Минавтотрансом РСФСР от 30 июля 1971 г.;
9. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом: зарегистрированные в Минюсте РФ 18 декабря 1995 г. N997;
10. Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации: зарегистрированная в Минюсте РФ 8 августа 1996 г. N 1146;
11. Государственная программа Республики Татарстан "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013 - 2023 годы": утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 апреля 2013 N 283;
12. Туревский И.С. Экономика отрасли. Автомобильный транспорт. Учебник. - Издательство «Инфра-М», 2014. - 288 с.;
13. Когденко, В. Г. Экономический анализ: учебник / В. Г. Когденко.
- М.: Юнити-Дана, 2013. - 399 с.;
14. Чуев, И. Н., Чуев, Л. Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / И. Н. Чуев, Л. Н. Чуев. - М.: Дашков и К, 2013. - 384 с.;
15. Тюленева, Н. А. Современная методика анализа ликвидности бухгалтерского баланса / Н. А. Тюленева // Проблемы учета и финансов. - 2013. - 61-65 с. ;
16. Алексейчева, Е. Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов, И. Б. Костин.
- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 292 с.;
17. ДЗОГА С.В. Пути снижения себестоимости продукции в современных условиях деятельности организации // Инновационная наука №3 2015.- с 22-23;
18. Грузоперевозки в первом квартале 2015 года. [Электронный
ресурс]. URL: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analytics/research/25833-
gpuzopepevozki-v-pepvom-kvaptale-2015-goda-statistika-i-tendentsii.html (дата обращения 25.04.2016);
19. Обзор рынка грузоперевозок-2015: статистика и тенденции.
[Электронный ресурс]. URL: http://proved-
np.org/services/novosti/novosti_ved/obzor_rynka_gruzoperevozok_- _2015_statistika_i_tendencii/ (дата обращения: 25.04.2016);
20. Рынок грузоперевозок России - итоги 2015 года. [Электронный ресурс]. URL: http://autobull.net/post/11635/ (дата обращения 25.04.2016);
21. Рынок грузоперевозок: нефтепроводы как главный транспорт
Татарстана. [Электронный ресурс]. URL:
http://realnoevremya.ru/analytics/15902 (дата обращения 25.04.2016)
22. Себестоимость. [Электронный ресурс]. URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D1%81% D1 %82%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %82%D 1 %8C (дата обращения 25.04.2016);
23. Способы уменьшения издержек автотранспортных предприятий. [Электронный ресурс]. URL: http://www.map.asmap.ru/6(106)_12/mo1.htm (дата обращения 25.04.2016);
24. Ресурсосбережение на автотранспортных предприятиях.
[Электронный ресурс]. URL: http://studopedia.ru/5_84261_organizatsiya-
skladskogo-hozyaystva.html (дата обращения 25.04.2016);
25. Пути снижения себестоимости автомобильных перевозок.
[Электронный ресурс]. URL: http://science.kuzstu.ru/wp-
content/Events/Conference/RM/2015/RM15/pages/Articles/IITMA/7/2.pdf (дата обращения 25.04.2016);
26. Повышение квалификации водителей. [Электронный ресурс].
URL: http://xn--e 1 aitg.xn--p 1 ai/article/ekonomika/povyshenie_kvalifikacii_
voditelej? page=2 (дата обращения 06.05.2016);
27. Установка газодизельного оборудования на грузовые автомобили. [Электронный ресурс]. URL: http://bluepower74.ru/ustanovka- gazodizelnogo-oborudovaniya-na-gruzovye-avtomobili.html (дата обращения 06.05.2016);
28. Грузовики и автобусы на метане. [Электронный ресурс]. URL: http://elitegas.ru/cng-trucks-buses/ (дата обращения 06.05.2016);
29. Тягачи IVECO Stralis Natural Power с газовыми двигателями стандарта Евро-6 - чемпионы по экономичности и экологичности в Европе. [Электронный ресурс]. URL: http://avtoinetolko.ru/2014/05/tyagachi-iveco- stralis-natural-power-s-gazovymi-dvigatelyami-standarta-evro-6-chempiony-po- ekonomichnoi-i-ekologichnosti-v-evrope/ (дата обращения 06.05.2016);
30. Преимущества и особенности установки газового оборудования. [Электронный ресурс]. URL: http://gfi.center/2015/09/08/preimushhestva-i- osobennosti-ustanovki-gazovogo-oborudovaniya/ (дата обращения 06.05.2016);
31. Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) для студентов обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент / Составители Жарина Н.А., Пуряев А.С., Садриев Р.Д. - Набережные Челны: НЧИ КФУ, 2015. 92 с.;
32. Бухгалтерский баланс ООО «ХК «Кама-Тракс» за 2013-2015 гг.;
33. Отчет о финансовых результатах ООО «ХК «Кама-Тракс» за
2013-2015 гг.;
34. Должностные инструкции персонала ООО «ХК «Кама-Тракс»;
35. Устав ООО «ХК «Кама-Тракс».