Введение 4
1. Теоретические аспекты маркетинговой деятельности на предприятии 6
1.1 Маркетинг как инструмент повышения эффективности предприятия 6
1.2 Сущность комплекса маркетинговых коммуникаций на
предприятии 11
1.3 Реклама и ее роль в продвижении товара на рынке 16
2 Анализ маркетинговой деятельности ООО АРЗ «Кориб» 31
2.1 Краткая характеристика деятельности ООО АРЗ"Кориб" 31
2.2 Анализ финансового состояния компании 34
2.3 Анализ маркетингового состояния компании ООО АРЗ «Кориб» 46
3. Совершенствование маркетинговой службы ООО АРЗ «Кориб» 58
3.1 Рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности на
предприятии 58
3.2 Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию
маркетинговой службы на ООО АРЗ «Кориб» 63
Заключение 71
Список использованной литературы 74
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
В условиях развития современной рыночной экономики во всех отраслях народного хозяйства необходимо, чтобы главным ориентиром производства и продажи товаров стали потребности и спрос конкретных групп потребителей. Эффективная работа требует знания и учета объективных рыночных законов, умения организовать регулярное получение и оперативное использование рыночной информации, увеличить конкурентоспособность своей продукции и т.д. Все это является элементом маркетинга - одной из наиболее эффективных концепций экономики.
Актуальность темы обусловлена тем, что многие руководители отечественных предприятий до сих пор рассматривают маркетинг как вспомогательный инструмент для проведения исследований рынка и определения рекламой политики, а службе маркетинга отводят роль исполнителей, подстраивая их функции под имеющиеся производственные и финансовые возможности. На самом деле все должно быть как раз наоборот: маркетинг должен стать первоосновой разработки долгосрочных и краткосрочных стратегий развития, поскольку основным принципом управления конкурентоспособной компанией является ориентация на получение прибыли через наилучшее удовлетворение потребностей покупателей, что можно сделать только с помощью маркетинга.
Основной задачей маркетинговой деятельности предприятия является развитие рынка услуг и товаров, а также проведение мероприятий для удовлетворения этих нужд.
Общая цель маркетинговой деятельности состоит в том, чтобы удовлетворить спрос потребителей, предъявляемого на рынке, и за счет этого получить максимально возможную прибыль.
Цель дипломного проекта - дать характеристику изучаемому предприятию, провести анализ результатов деятельности ООО АРЗ «Кориб» и предложить мероприятия по повышению её эффективности.
Исходя из цели, сформулированы основные задачи:
- изучить маркетинг как инструмент повышения эффективности предприятия;
- изучить сущность и факторы комплекса маркетинговых коммуникаций на предприятии;
- изучить рекламу и ее роль в продвижении товара на рынке;
- провести анализ финансового состояния и маркетинговой деятельности предприятия;
- дать рекомендации по совершенствованию маркетинговой
деятельности на предприятии;
- рассчитать эффективность мероприятий по совершенствованию
маркетинговой службы.
Объектом анализа является предприятие ООО АРЗ «Кориб». Предметом анализа является маркетинговая деятельность ООО АРЗ «Кориб».
В работе были использованы методы сравнения, анализа, синтеза. Дипломный проект отвечает нормам методических указаний.
Информационную базу дипломного проекта составили данные Федеральной службы государственной статистики, отчеты о деятельности предприятия ООО АРЗ «Кориб», информация тематических ресурсов Интернет, публикации общероссийских периодических изданий.
В первом разделе дипломного проекта рассматриваются теоретические аспекты организации и управления маркетинговой деятельностью предприятия.
Во втором разделе дается характеристика деятельности предприятия, проводится анализ финансового состояния и оценка эффективности маркетинговой деятельности предприятия .
В третьем разделе разрабатываются мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности организации ООО АРЗ «Кориб», а также рассчитывается оценка эффективности от внедряемых мероприятий.
Суть маркетинговой деятельности заключается в формировании реальной величины спроса, в воздействии на потребителя для побуждения его к приобретению товара, в разработке реальных программ действий на конкретном рынке.
Маркетинг влияет на все этапы формирования прибыли и на общую эффективность предприятия.
Во-первых, маркетинговые службы исследуют различные стороны рынка, с которыми соприкасается предприятие в процессе функционирования.
Во-вторых, маркетинговые службы разрабатывают и осуществляют тактику поведения фирмы на рынке
Реклама — это любая форма неличного представления и продвижения коммерческих идей, товаров и услуг, оплаченная четко указанным рекламодателем. Реклама должна содержать уникальное торговое предложение, важно раскрыть выгоду обладания товаром
Была изучена деятельность ООО АРЗ «Кориб», дана общая характеристика предприятия, экономическое состояние, а также проанализирована маркетинговая деятельность предприятия и оценена ее эффективности.
Проанализировав технико-экономические показатели ООО АРЗ «Кориб», автор сделал следующие выводы:
1. ООО АРЗ «Кориб» - официальный дилер КАМАЗ - сертифицированный сервисный центр по обслуживанию автомобилей КАМАЗ.
2. Выручка предприятия растет за счет того, что есть увеличение себестоимости, а прибыль от продаж в 2014 году меньше, чем в 2013. В 2015 году прибыль выросла на 1871,11%.
Наблюдается увеличение среднегодовой стоимости основных фондов, а также увеличение среднесписочной численности работников.
Фондоемкость росла, следовательно, на конец 2015 года на 1 рубль произведенной продукции тратится 0,0113 рублей.
Показатель фондовооруженности за анализируемый период увеличился на 87,94%. То есть на каждого работника в 2015 году приходится ОФ на 87,94% больше чем в 2013 году или на 76880,44 руб./чел.
3. По анализу ликвидности, можно сделать следующий вывод: баланс предприятия ООО АРЗ «Кориб» за все 3 года не являлся абсолютно ликвидным. Также, на протяжении трех лет наблюдается недостаток наиболее ликвидных активов.
4. По анализу рентабельности предприятия ООО АРЗ «Кориб» выявлено, что в компании происходит медленный рост конкурентоспособности реализованной продукции, таким образом, увеличивается спрос на реализованную продукцию.
Проанализировав маркетинговую деятельность ООО АРЗ «Кориб», можно сделать следующие выводы:
1. Руководство отделом маркетинга осуществляет коммерческий директор, который непосредственно подчиняется заместителю генерального директора ООО АРЗ «Кориб». Коммерческий директор отвечает за отдел маркетинга и за отдел продаж.
2. Предприятие стремительно идет в направлении развития филиальных сетей в регионах, а также стремится к расширению производственных площадей для обслуживания иностранных грузовых автомобилей .
3. Выявлен недостаток персонала в отделе маркетинга. Нехватка персонала обуславливается тем, что маркетолог не успевает осуществлять свою деятельность. Это приводит к слабой маркетинговой деятельности предприятия.
4. Основными клиентами являются: сельхозпроизводители, нефтяники, лесники, строители, это север, который работает только на «КАМАЗах». Четвертью клиентуры являются частники.
5. Наиболее конкурентными преимуществами для ООО АРЗ «Кориб» являются имидж, качество продукции, рабочий персонал, разнообразие ассортимента, а также производственные мощности. Проблемами можно назвать такие факторы как, низкий уровень маркетинговых исследований, а также недостаточный сбыт продукции из - за недостаточно хорошего использования конкурентных преимуществ.
6. За 2015 год на рекламу выделилось 1 855 700 рублей. Наибольшая сумма выделялась на выставочные участия. Методы стимулирования сбыта должны применяться ограниченное время. Все это может негативно отражаться на имидже фирмы.
7. По проведенному опросу было выявлено, что большинство клиентов узнало об ООО АРЗ «Кориб» благодаря знакомым и друзьям. Это говорит о слабой маркетинговой деятельности компании. Также было выявлено, что сайт компании не входит в «топ».
Совершенствование маркетинговой деятельности ООО АРЗ «Кориб» включает в себя:
1. План совершенствования деятельности отдела маркетинга ООО АРЗ «Кориб»:
- Нанять сотрудников в отдел маркетинга;
- Оснащение рабочего места;
- Использование системы сквозной бизнес-аналитики «Roistat»;
2. План совершенствования рекламной политики ООО АРЗ «Кориб»:
- Визитки металлические;
- Реклама на билбордах;
- Реализация радиовещания на «Авторадио»;
- Использование поисковой оптимизации (SEO).
Была проведена оценка эффективности данного проекта.
Исходя из динамики денежных потоков, можно с уверенностью сказать, что предлагаемый проект экономически эффективен. Данный проект окупится через 5 месяцев.
1. Богалдин-Малых, В.В. Маркетинг / В.В. Богалдин-Малых - Воронеж, 2012. - 128 с.
2. Борисов, Н.А. Организация эффективной сбытовой деятельности предприятия/ Н.А. Борисов// Менеджмент в России и за рубежом, 2012. — №5. — С.23-30
3. Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы. - СПб.: Вектор, 2011. - 288 с.
4. Березин И.С. Проведение массовых опросов // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2011. — № 5. — С. 32.
5. Голубков, Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры / Е.П. Голубков - М.: Дело, 2011. - 327 с.
6. Голова, А.Г. Управление продажами : учеб. для студ. экон. вузов, обуч. по направлению "Экономика" и спец. "Маркетинг", "Реклама" / А.Г.Голова. - М.: Дашков и К, 2013. - 277 с.
7. Душкина, М.Р. PR и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология: учеб. пособие по спец. "Связи с общественностью" / М.Р.Душкина. - СПб.: Питер, 2010. - 560 с.
8. Жуликова, О.В., Решетникова, Е.О. Методы анализа маркетинговой деятельности предприятия розничной торговли / О.В. Жуликова, Е.О. Решетникова - М.: ИНФРА-М, 2012. - 397 с.
9. Котлер, Ф., Келлер, К.Л. Маркетинг Менеджмент /Ф. Котлер, К.Л. Келлер - СПб.: Питер,2015. - 800 с.
10. Кеннеди, Дэн. Секретное оружие маркетолога: найдите ваше уникальное преимущество, превратите его в мощное рекламное сообщение и донесите до правильных клиентов / Дэн Кеннеди; [пер. с англ. А.Яковенко]. - М.: ГИППО, 2012. - 203 с.
11. Манн, И. Маркетинг без бюджета /И. Манн - М.: Манн, Иванов и Фербер,2011. - 296 с.
12. Мусиенко, Д. О. Сущность маркетинговой деятельности на предприятиях // Молодой ученый, 2013. №6. С. 83 - 86.
13. Минько, Э.В., Карпова, Н.В. Маркетинг / Э.В. Минько, Н.В. Карпова - М.: Юнити-Дана, 2012. - 254 с.
14. Нуралиев, С.У., Нуралиева, Д.С. Маркетинг / С.У. Нуралиев, Д.С. Нуралиева - М.: Дашков и К, 2013. - 351 с.
15. Панов, А.И., Коробейников, И.О., Панов, В.А. Стратегический менеджмент / А.И. Панов, И.О. Коробейников, В.А. Панов - М.: Юнити-Дана, 2012. - 376 с.
16. Пичурин И.И., Обухов О.В., Эриашвили Н.Д. Основы маркетинга. Теория и практика: [учебное пособие] / И. И. Пичурин, О. В. Обухов, Н. Д. Эриашвили. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 381 с.
17. Панкратов, Ф.Г. Основы рекламы: учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. "Реклама". - 13-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2011. - 547 с.
18. Сипун, Н.С. Методы стимулирования сбыта/ Н.С. Сипун// Менеджмент в России и за рубежом, 2012. — №3. — С.15-22
19. Симонян, Т.В. Маркетинг и маркетинговые коммуникации: учеб. пособие для студ. вузов / Т.В.Симонян, Т.Г.Кизилова. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 212 с.
20. Турусина, А.Ю. Операционная эффективность маркетинга // Маркетинг и маркетинговые исследования, 2013. №1. С. 7 - 11.
21. Янкевич, В. С. Маркетинг: российский и международный опыт / В.С. Янкевич - М.: ИНФРА-М, 2011. - 160 с.
22. Хлусов, В.П. Основы маркетинга: учебник / В.П. Хлусов — М.: «Издательство ПРИОР», 2011. — 260 с.
23. Сергеева, С.Е. Эффективный маркетинг — ключ к успеху компании / С.Е. Сергеева // Маркетинг в России и за рубежом, 2011. — № 2. — С.114-120.
24. Шуляк, П.Н. Ценообразование/ П.Н. Шуляк - М.: Инфра, 2011. - 191с.
25. Цахаев, Р.К., Муртузалиева, Т.В. Маркетинг / Р.К. Цахаев, Т.В. Муртузалиева - М.: Дашков и К, 2013. - 343 с.
26. Бухгалтерский баланс ООО АРЗ «Кориб» за 2013-2015 годы
27. Отчеты о финансовых результатах ООО АРЗ «Кориб» за 2013-2015 годы
28. Структура ООО АРЗ «Кориб»
29. Официальный дилер КАМАЗ. Продажа автомобилей и запчастей. Автосервис [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www .korib.ru
30. АВТОСТАТ| Российский рынок грузовых автомобилей в марте 2016 года [Электронный ресурс] Режим доступа:https://www.autostat.ru/press-releases/25583/