Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Пути повышения конкурентоспособности предприятия (на примере ООО «ТрансТехСервис»)

Работа №84065

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы119
Год сдачи2016
Стоимость5680 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
212
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 7
1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия 12
1.1 Экономическая сущность конкуренции и конкурентоспособности
предприятия 12
1.2 Факторы определяющие конкурентоспособность предприятия 18
1.3 Методические основы оценки конкурентоспособности предприятия 26
2 Анализ конкурентоспособности предприятия на примере ООО
«ТрансТехСервис-НК» 40
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия 40
2.2 Исследование конкурентоспособности продукции 52
ООО «ТрансТехСервис-НК» 52
2.3 Уровень конкурентоспособности предприятия 57
ООО «ТрансТехСервис-НК» 57
3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия ООО «ТрансТехСервис-НК» 68
3.1. Программа совершенствования управления конкурентоспособностью
предприятия 68
3.2. Коммуникационная политика как фактор повышения
конкурентоспособности предприятия ООО «ТрансТехСервис-НК» 79
3.3. Обоснование и оценка реализации предлагаемых мер 88
Заключение 98
Список использованной литературы 103
Приложения


Конкурентоспособность России - это суммарная конкурентоспособность ее организаций, предприятий, фирм. Высокие темпы роста экономики РФ в 2010-2013 гг. - результат сырьевого экспортно-ориентированного развития экономики. В тоже время в 2014-2015 гг. произошло замедление темпов роста ВВП России. В целях реализации потенциала экономического роста России, необходимо формировать устойчивый рост во всех отраслях экономики как в реальном секторе экономике, т.е. на промышленных предприятиях, так и в области торговли, от уровня развития которых зависит решение задач повышения уровня и качества жизни населения России.
Усиливающийся фактор конкуренции предполагает постоянную борьбу субъектов экономики за улучшение своих экономических позиций. В связи с этим перед производителями товаров и услуг возникают задачи планирования и управления уровнем конкурентоспособности предприятия.
Конкурентоспособность предприятия в современном мире - залог его успеха, прибыльности и процветания. Категория «конкурентоспособность», описывающая состояние хозяйствующего объекта, зависит от комплекса факторов, которые всесторонне характеризуют деятельность предприятия. К этим факторам относятся и применяемые технологии, и система производства, и качество, и уровень затрат на НИОКР, и система сбыта, и система управления организацией. Они определяют конкурентные преимущества организации, способствующие предприятию максимально удовлетворять запросы потребителей и иметь при этом высокий уровень эффективности производственно-экономической деятельности.
Ужесточение конкуренции внутри страны и вступление России в ВТО ставят задачу управления конкурентоспособностью отечественных предприятий на верхний уровень задач повышения конкурентоспособности России в мировой экономике.
Повышение конкурентоспособности любого объекта - эволюционный процесс, обусловленный невозможностью принятия эффективных управленческих решений только на основе предшествующего опыта или его экстраполяции, требующий создания специфических моделей и механизмов мобилизации научно-технического, производственно-технологического, финансово-экономического, социального и организационного потенциалов предприятий. Отсюда необходимость активизации исследований в направлении формирования механизма устойчивого процесса повышения уровня конкурентоспособности, как самих отечественных предприятий, так и их продукции, глубокого теоретического и методического анализа сущности экономической категории «конкурентоспособность продукции», ее основных факторов и методов оценки.
Как следствие, появляется острая потребность в обосновании эффективных инструментов и методов управления конкурентоспособностью продукции, способных обеспечить выработку оптимальных управленческих решений, что обусловливает необходимость глубокого исследования и экономической категории конкурентоспособности продукции, и оценочных механизмов в реальном временном и пространственном измерении. Известный афоризм бизнеса гласит: «невозможно управлять тем, что нельзя измерить».
В связи с этим необходимость оценки конкурентоспособности предприятия, становится важнейшей задачей формирования системы управления конкурентоспособностью. Работа, посвященная решению данной проблемы, является актуальной как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Цель исследования - разработка методических аспектов повышения конкурентоспособности ООО «ТрансТехСервис-НК» на основе выявления и оценки факторов конкурентоспособности предприятия.
Для реализации цели были сформулированы следующие задачи исследования:
- проанализировать понятия «конкурентоспособность организации», «конкурентоспособность продукции» и методов оценки
конкурентоспособности различных объектов, выявить их достоинства и недостатки;
- проанализировать методологические аспекты формирования системы управления конкурентоспособностью организации;
- сформулировать принципы, предъявляемые к методике оценки конкурентоспособности организации;
- выявить факторы определяющие уровень конкурентоспособности конкурентоспособность ООО «ТрансТехСервис-НК»;
- оценить конкурентоспособность ООО «ТрансТехСервис-НК»;
- разработать рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности ООО «ТрансТехСервис-НК».
Объектом исследования является торговое предприятие ООО
«ТрансТехСервис-НК».
Предметом исследования - система управления конкурентоспособностью предприятия и методы оценки конкурентоспособности организаций.
Теоретический анализ опирается на труды отечественных и зарубежных ученых в области управления, нормативно-правовые акты РФ. Вопросы, связанные с анализом, управлением и оценкой конкурентоспособности различных субъектов рынка, широко освещены как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Представлено большое количество научных трудов, которые раскрывают теоретико-методологические и практические аспекты анализа, управления и оценки конкурентоспособности субъектов рынка. Актуальные вопросы, связанные с изучением различных сторон исследуемой проблемы, раскрываются в научных работах Г.Л.Азоева, В.Л.Белоусова,
A. В.Гличева, А.А.Воронова, Е.Т.Гребнева, Н.П.Гончаровой, У.Г.Зиннурова,
B. Ю.Зудина, А.Д.Канчавели, Ю.И.Коробова, Н.Ю.Кругловой, Е.М.Куприянова, А.А.Кутина, И.М.Лифица, М.В.Маракулина, М.Г.Миронова, В.М.Мишина,
Н.И.Новицкого, В.П.Панова, Н.Н.Ползуновой,
Л.Н.Родионовой, М.К.Старовойтова, Х.А.Фасхиева, Р.А.Фатхутдинова, В.А.Швандара, А.Ю.Юданова. В работах данных ученых основные вопросы формализации конкурентоспособности различного уровня (экономики, отрасли, предприятия) и вида (товары, услуги), выработаны методические основы управления и оценки конкурентоспособности. Однако, для большинства работ характерно отсутствие комплексного подхода к решению задач управления и оценки конкурентоспособности предприятия как инструмента повышения эффективности управления.

Из зарубежных авторов наибольший вклад в изучение теории конкуренции в рыночной экономике внесли такие исследователи, как И.Ансофф, Дж.Р. Эванс, Б.Берман, М.Э.Портер, Д.Рикардо, Д.С.Миаль, Дж.Робинсон, Дж.Кейнс, Й.Шумпетер, П.Хайне, Ф.А.Хайек, Ф.Найт, К.Р.Макконнелл, С.Л.Брю.
Методологической основой послужили общенаучные диалектические методы, основные подходы системного и управленческого анализа.
В качестве исходных источников эмпирической информации использовались материалы государственных статистических органов, опубликованные монографии, статьи, официальные данные зарубежных стран, международных организаций, данные Министерства Промышленности, электронные издания в сети Интернет.
В процессе работы применялись методы сравнительного анализа, монографический, абстрактно-логический, экономико-статистический, графический, анкетный опрос, наблюдение, интервьюирование, а также другие методы исследований.
Исследование состоит из 3 разделов, заключения и списка использованной литературы.
В первом разделе рассмотрены теоретические аспекты управления конкурентоспособностью предприятия, представлены методы ее исследования, изучены направления повышения конкурентоспособности предприятия, факторы на это влияющие.
Второй раздел посвящен оценке управления конкурентоспособностью торговой организации, приведены факторы снижающие конкурентоспособность предприятия и проведен анализ системы управления конкурентоспособностью ООО «ТрансТехСервис-НК».
Третий раздел представляет собой разработку мер по совершенствованию управления конкурентоспособностью предприятия на основе проведенного анализа.
Планируемый результат исследования - разработка научно-методических и практических рекомендаций по формированию системы управления конкурентоспособностью предприятия.
Научной новизной работы являются:
- модель управления конкурентоспособностью предприятия, которая, в отличие от известных, включает в себя комплексное решение задач по формированию конкурентных преимуществ в четырех ключевых сферах деятельности торгового предприятия (финансы, внутренние процессы, маркетинг, развитие). При этом направления воздействия в системе управления разделены на управляющую, обеспечивающую и управляемую подсистемы управления конкурентоспособностью, а также с использованием оценки конкурентоспособности предприятия в качестве обратной связи в системе управления конкурентоспособностью, что позволяет количественно выявлять отклонения в уровне конкурентоспособности предприятия и принимать корректирующие воздействия по его повышению;
- методика и алгоритм оценки конкурентоспособности организации, которые в отличие от известных, интегрируют комплексные показатели конкурентоспособности товара и конкурентного потенциала предприятия удовлетворяющие сформулированным принципам оценки, и позволяющие управлять изменениями в уровне конкурентоспособности организации на основе отслеживания отдельных показателей и их групп;
Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в ней разработки могут быть использованы для формирования систем эффективного управления конкурентоспособностью предприятия.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время ученые не могут прийти к общему мнению по определению понятий «конкурентоспособность товара»,
«конкурентоспособность предприятия». Единый научный метод, охватывающий все аспекты конкурентоспособности товаров и предприятий, также пока не сформирован. При идентификации конкурентоспособной позиции предприятия часто ее олицетворяют с конкурентоспособностью товара, а конкурентоспособность товара «заменяют» оценкой уровня качества продукции, сводя, таким образом, оценку конкурентоспособности предприятия к оценке уровня качества выпускаемой продукции и соответствию выбранной цене (не всегда учитывая послепродажное обслуживание), упуская множество факторов влияющих на формирование конкурентоспособности предприятия.
В данном дипломном проекте под «конкурентоспособностью предприятия» понимается свойство организации, позволяющее ему эффективно функционировать в условиях конкурентного рынка.
На практике многие российские предприятия не имеют работающей научно-обоснованной комплексной системы оценки конкурентоспособности организации и на ее основе системы стратегического управления конкурентоспособностью, что негативно сказывается на эффективности деятельности предприятия в целом. Основные показатели конкурентоспособности формируются в отделах стратегического планирования предприятия, носят в большей степени оперативный характер и не позволяют организовать эффективную современную систему менеджмента.
Кроме того, показатели и критерии оценки эффективности деятельности предприятия часто не сбалансированы и не в полной мере отражают все значимые аспекты конкурентоспособности, а система внедрения передового опыта лучших фирм мира практически отсутствует, что не позволяет отслеживать динамику развития мирового опыта и позиционировать место предприятия среди ведущих фирм мира, а также своевременно прогнозировать основные тенденции развития и разрабатывать обоснованный комплекс мер по обеспечению требуемой конкурентоспособности предприятия.
В настоящее время в организациях не существует выраженных в явном виде механизмов, методов направленных на управление конкурентоспособностью организаций. Управление конкурентоспособностью организации рассматривается в контексте управления конкурентоспособностью товара, вследствие их сильной взаимосвязи. Причем управление конкурентоспособностью товара, как правило, направлено на повышение каких-либо качественных характеристик товара, снижения затрат на его производство и т.п.
Сущность управления конкурентоспособностью организации реализуется через управление отдельными конкурентными преимуществами и факторами конкурентоспособности организации, управление на основе использования стратегических, тактических, оперативных планов деятельности, управление на основе экономико-математического моделирования.
Методы управления конкурентоспособностью предприятия на основе управления конкурентоспособности реализуется через анализ эффективности использования факторов, составляющих модель оценки конкуренто-способности предприятия и на основе анализа составление стратегии повышения конкурентоспособности предприятия. Подобное подход к управлению позволяет подробно рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, но он не дает целостной картины о конкурентном потенциале организации.
Управление на основе составления стратегических тактических и оперативных планов заключается в анализе деятельности предприятии определении конкурентной позиции или уровня конкурентоспособности по какой-то выбранной методике и составлении стратегических, тактических и оперативных планов повышения конкурентоспособности предприятия, подобный подход так же, как правило, бывает более ориентирован на продукт чем на предприятие вообще.
Управление на основе экономико-математического моделирования можно назвать «экстраполяционным». Исследователи пытаются определить уровень показателя, входящего в модель оценки конкурентоспособности в какой-то период будущем и влиять на него из «настоящего момента». Этот подход к управлению не совсем оправдан, поскольку математические методы не точно описывают поведение социотехнических систем в открытых условиях.
Применение современных математических методов затруднено вследствие использования сложных математических аппаратов.
Управление конкурентоспособностью предприятия всегда связано с какой-либо моделью оценки этой конкурентоспособности или с набором факторов влияющих на конкурентоспособность предприятия (которую все равно оценивают с помощью модели). Но, как правило, при формировании системы управления конкурентоспособностью предприятия не учитываются внешние воздействия на систему (т.к. сложно описать результаты этого воздействия и выразить их математически).
В работе под управлением конкурентоспособностью предприятия понимается непрерывный процесс целенаправленного воздействия на бизнес- процессы предприятия, способствующий формированию и укреплению конкурентных позиций предприятия в условиях рынка.
Во второй, аналитической, части был проведен всесторонний анализ управления конкурентоспособностью ООО «ТранТехСервис-НК».
Всесторонний анализ управления конкурентным окружением ООО «ТранТехСервис-НК» показал, что предприятие является довольно конкурентоспособной организацией, неплохо функционирующей на рынке, но не занимает лидирующих позиций. конкурентоспособностью ООО «ТранТехСервис-НК»
По результатам проведенного исследования необходимость в разработке стратегии для ООО «ТранТехСервис-НК» является актуальной. Выявлена недостаточная компетентность руководства в области маркетинга. Определение новых рынков сбыта, новых потребителей продукции, проведение исследований рынка, повышение конкурентоспособности организации выполняется интуитивно, разрозненно и несогласованно.
Выявлена необходимость разработки стратегии предприятия, которая позволит:
- максимально использовать потенциально сильные стороны и создавать новые конкурентные преимущества;
- максимально устранить слабые стороны с тем, чтобы использовать привлекательные возможности;
- максимально использовать перспективы, соответствующие возможностям фирмы;
- обеспечить защиту от внешних угроз;
- привлечь новых покупателей.
Предприятию необходима точная информация о конкурентах. Как правило, конкурент предприятия продает свои товары на том же целевом рынке и использует тот же маркетинговый ассортимент товара. Конкурент превращается в доминирующего, если он выигрывает непропорциональное количество предложений. Если же конкурент проигрывает большую часть предложений, он становится второстепенным конкурентом.
ООО «ТранТехСервис-НК» стоит беспокоиться лишь о тех своих противниках, на долю которых приходится солидная часть предложений. Также предприятию необходимо наблюдать за теми конкурентами, которые потенциально могут встать на пути. Поэтому ООО «ТранТехСервис-НК» должно не только следить за положением дел у основных перечисленных конкурентов, но и обращать внимание на более мелкие предприятия.
В результате проведенного анализа функционирования ООО «ТранТехСервис-НК» среди общих недостатков в организации можно назвать следующие:
- отсутствие единого методологического подхода к управлению концепцией компании ООО «ТранТехСервис-НК»;
- отсутствие на предприятии специалиста по маркетингу и целенаправленной деятельности в области управления маркетингом;
- отсутствие ясных стратегических целей и планов компании и линейных подразделений;
- недостаточная деятельность компании в области управления рекламой и стимулирования сбыта.
С методологической точки зрения, причиной всех выше приведенных недостатков и упущений является недопонимание и игнорирование руководством компании роли и места маркетинга и маркетинг-менеджмента в управлении фирмой.
ООО «ТранТехСервис-НК» необходимо следить за изменениями возможностей поставщиков и за возникающими у них проблемами. Предприятию необходимо установить систему раннего оповещения, которая дает информацию о проблемах поставщиков. Следовательно, предприятие может избежать затруднений и будет всегда вовремя выполнять свои обязанности.
В соответствии с проведенным анализом в третьей, практической, части был предложен пакет проектов документов для совершенствования управления конкурентоспособностью предприятия в компании ООО «ТранТехСервис- НК». На основе анализа деятельности фирмы, а также оценки мнений руководителей и сотрудников рассматриваемой фирмы было высказано предложение о возможности реализации данного проекта. В дополнение к проекту в работе приведена программа реализации, а также рассчитаны затраты, необходимые для их реализации в компании.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. - 1993.- 25 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - №31. - Ст. 3824.
3. Андрианов, В.С. Конкурентоспособность России в мировой экономике /
B. С. Андрианов // Экономист. - 2015. - №10. - С. 24-31
4. Андрианов, В.С. Россия в мировой экономике: сравнительная конкурентоспособность / В.С. Андрианов // Международная жизнь.- 2013. - №8-9. - С. 29-37.
5. Анненков, М.Е. Создание конкурентного преимущества по затратам в условиях перехода к рынку / М.Е. Анненков // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - №3. - С. 54-71.
6. Баринов, В. Развитие организации в конкурентной среде/ В.Баринов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - № 6. - С.3-13.
7. Баугмартен, Л.В.Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции / Л.В. Баугмартен - М.: ЭКОНОМОС, 2015. - 180с.
8. Беглов, А. Самоорганизация и приверженность в управленческой культуре компании / А.Беглов // PR-диалог. - 2015. - №1. - С. 61-63.
9. Белоусов, В.О. Анализ конкурентоспособности фирмы / В.О. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 5 (25). - С.17-25.
10. Блинов, М.Н. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности/ М.Н. Блинов, А.К. Захаров //Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - №4 -
C. 27-29.
11. Богатырев, М. Управление персоналом / Богатырев М.// Проблемы теории и практики управления. - 2012. - №1. - С. 104-111.
12. Бодуан, Ж.-П. Управление развитием компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство / пер с фр. Ж.-П. Бодуан - М.: ИМИДЖ-Контакт:
ИНФРА-М, 2012. - 328 с.
13. Варнеке, Х.Ю. Революция в предпринимательской культуре. Фрактальное предприятие / пер с нем. Х.Ю. Варнеке - М.: МАИК «Наука / Интерпериодика», 2012. - 214 с.
14. Волкогонова, О.Д. Управленческая психология / О.Д. Волкогонова. - М.: ИД «ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 265 с.
15. Воронкова, А. Поддержка конкурентоспособности предприятия / А. Воронкова // ЭКО. - 2013. - №3-4. - С. 102-103.
16. Галкин, Т.П. Социология управления: от группы к команде: учебное пособие / Т.П. Галкин - М.: Финансы и статистика, 2013. - 322 с.
17. Глазьев, С.Ю. Глобальный вызов III тысячелетия и перспективы развития российской экономики. На пути к постиндустриальной цивилизации. Материалы II Международной Кондратьевской конференции / Глазьев С.Ю. - М. - 2013. - 24 с.
18. Глухов, А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения / А.Глухов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 2. - С. 56-64.
19. Голубков, Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры / Е.П. Голубков. - М.: Дело, 2013. -192 с.
20. Гончарова, Н.П. Маркетинг инновационного процесса: Учебное пособие / Н.П. Гончарова, Г.П. Перерва. - К.: Вира-Р, 2012. - 267с.
21. Горбач, Е. Ресурс конкурентоспособности орудий труда / Е. Горбач // Бизнес-информ. - 2012. - №13-14. - С. 146-147.
22. Гурков, П. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции / П. Гурков, Н.Титова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - №3. - С. 20-27.
23. Динес, В.А. Проблемы качества и конкурентоспособности промышленной продукции / В.А.Динес, Н.С. Яшин // Проблемы экономической истории и теории. Саратов: СГУ. - 2013. - С. 117-125.
24. Долинская, М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции / М.Г.Долинская, И.А. Соловьев. - М.: изд-во стандартов, 2012. - 128 с.
25. Зайцев, Л.Г. Организационное поведение: учебник / Л.Г.Зайцев, И.М. Соколова. - М.: Экономист, 2012. - 220 с.
26. Завьялов, П.С. Конкурентоспособность и маркетинг / П.С. Завьялов // Российский экономический журнал.- 2013. - №12. - С. 29-37.
27. 3авьялов, П.П. Конкурентоспособность в экономической политике зарубежных стран / П.П. 3авьялов // Менеджмент в России и за рубежом. -
2013. - №2. - С. 20-32.
28. Захаров, А.Н. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы, оценки и механизмы увеличения / А.Н. Захаров // Бизнес и банки. - 2014.- № 1¬2. - С.1-5.
29. Захарченко, В.И. Конкурентоспособность продукции / В.И.Захарченко // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - №5. - С. 76-85.
30. Ивановская, Л. Конкурентоспособность управленческого персонала / Л.Ивановская, Н. Суслова Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - №6. - С. 35-40.
31. Иовчук, С.М. Конкурентоспособность продукции на мировом рынке / С.М. Иовчук. - М.: 2014. - 329 с.
32. Иванов, Ю.Б. Сравнительная оценка конкурентоспособности продукции легкой промышленности / Ю.Б. Иванов, А.В. Сохацкая // ЭКО - 2014. - №2(8). - С. 29-35.
33. Как продать ваш товар на внешнем рынке: Справочник / отв.ред. Савинов Ю.А. - М: Мысль, 2013. - 364с.
34. Калашникова, Л.М. Конкурентоспособность предприятий и их продукции/ Л.М. Калашникова //Машиностроитель. - 2013.-№ 11. - С. 15-18.
35. Коман, С. SWOT-анализ как база для оценки конкурентоспособности предприятия / С. Коман // 2-я междунар. конф. студентов и молодых ученых «Экономика и маркетинг в ХХ! веке». - Нижний Новгород. - С. 83-84.
36. Комлев, Е.Б. Анализ конкурентоспособности товаров / Е.Б. Комлев //
Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - №3. - С. 45-59.
37. Кормнов, Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность / Ю. Кормнов // Экономист. - 2014. - №1. - С. 38-48.
38. Костин, И.М. Измерение конкурентоспособности предприятий / И.М. Костин, Х.А.Фасхиев //Тезисы докладов Междунар. науч.-практ. конф. «Менеджмент организации ХХ! века». - Наб. Челны: КамПИ, 2013. - С. 115-117.
39. Кревенс Дэвид В. Стратегический маркетинг / Кревенс Дэвид В.. - 6-е изд.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2013. - 420с.
40. Куприянова, Т. Управляемая конкурентоспособность: как ее добиться? / Т.Куприянова // Консультант директора. - 2011.-№ 22. - С. 17-29.
41. Кутин, А.А Модель взаимосвязи конкурентоспособности продукции и методов управления предприятием / А.А Кутин, Н.Н. Ползунова // Вестник машиностроения. - 2013. - №2. - С. 41-44.
42. Литвиненко, B.C. Методы обеспечения конкурентоспособности продук-ции/ В.С. Литвиненко // Стандарты и качество. - 2013. - №1. - С. 43-45.
43. Лифиц, И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг /И.М. Лифиц. - М.: Юрайт-М, 2015. - 224с.
44. Магомедов, Ш. Формула конкурентоспособности /Ш. Магомедов // Коммерческий вестник. - 2014.-№8-9. - С.22-23.
45. Малаева, Т. Оценка конкурентоспособности фирмы / Т.Малаева // Бизнес-Информ. -2014. - №17-18. - С. 115-118.
46. Маракулин, М.В. Управление компромиссами как фактор конкурентоспособности компании/М.В. Маракулин//Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. -№4. - С.37-40.
47. Маренич, А. Управление конкурентоспособностью предприятия /
А.Маренич, И. Астахова // Бизнес информ. - 2014. - №5. - С. 34.
48. Миронов, М.Г. Ваша конкурентоспособность / М.Г. Миронов. - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2014. - 160с.
49. Мишин, В.М. Управление качеством: Учеб. Пособие. В.М. Мишин. - М.:
ЮНИТИ-Дана, 2013. - 303с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ