Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Система менеджмента качества в производстве жгутов проводов

Работа №84064

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы137
Год сдачи2016
Стоимость5740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
179
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты качества и управления качеством 8
1.1. Качество как технико-экономическая категория 8
1.2. Менеджмент качества в общей системе менеджмента организации 19
1.3. Методология управления качеством и оценка эффективности системы
менеджмента качества 30
Глава 2. Подходы к повышению качества бизнес процессов жгутового производства 52
2.1. Качество процессов как залог качества продукта 52
2.2. Автоматизация бизнес-процессов как важный инструмент управления
качеством 66
2.3. Внедрение стандарта ИСО ТУ 16949 как важное условие успешного развития предприятия 75
Глава 3. Анализ проблем качества в производстве жгутов проводов и пути их решения 90
3.1. Использование статистических методов SPC на жгутовом производстве 90
3.2. Современные технологии производства жгутов проводов как способ повышения качества жгутов проводов 99
3.3. Перспективы использования роботизированных систем на жгутовом
производстве 119
Заключение 128
Список литературы 132
Приложения


Актуальность темы. Качество продукции и услуг в настоящий момент является одним из ключевых факторов, напрямую влияющих на их конкурентоспособность. Высокое качество, как условие удовлетворенности потребителей, как
в тактическом, так и в стратегическом планах определяет успех предприятия.
Фактор качества, который в нашей стране долгие годы являлся некой формальностью, в течение первых 15 лет 21 века из второстепенного фактора превратился в важнейшее условие успешной деятельности предприятий и оздоровления
экономики страны в целом.
Обеспечение требуемого качества продукции, повышение конкурентоспособности и экономической эффективности предприятий является одним из
непременных условий для создания благоприятного инвестиционного климата,
что в свою очередь оказывает самое благотворное влияние на развитие и рост
экономики страны в целом. Управление качеством в настоящее время стало одним из важнейших аспектов в управлении предприятием, наряду с другими подсистемами организации: управлением снабжением, управлением финансами,
производством, управлением продажами. Управлением качеством пронизывает
все эти подсистемы, координирует и интегрирует усилия менеджмента по реализации стратегических целей организации путем повышения качества и эффективности процессов, и использования инструментов менеджмента качества. Нередко главный специалист по качеству занимает должность заместителя генерального директора предприятия по качеству.
Как уже заявлялось выше, конкурентоспособная продукция обеспечивает
конкурентоспособность предприятий, а это, естественно, оказывает позитивное
влияние на развитие экономики в целом. Так что качество продукции - это не
просто частная проблема для отдельных производителей. Она неизбежно вырастает в общенациональную проблему качества жизни населения. Качество определяет экономический базис страны. Конкурентоспособность экономики государства определяется в конечном итоге конкурентоспособностью отечественных4
товаров и услуг. Но качество продукции в государственном масштабе является
фактором не только экономическим. В долгосрочном аспекте оно также определяет культурный уровень населения, политический вес и авторитет страны в
мире.
Проблема качества на сегодняшний день для отечественных предприятий
является едва ли не самой важной. После экономического кризиса 2008 г. в текущих условиях, когда производители в ходе борьбы за рынок зачастую вынуждены снижать цены при постоянно растущих издержках, на первое место выходит проблема изыскания дополнительных средств и ресурсов, которые позволят
предприятию пережить трудные времена, сохранить коллектив, зачастую обладающий уникальными умениями и навыками и сохранить свою долю рынка.
Одним из источников получения вышеупомянутых ресурсов является эффективно функционирующая и развивающаяся система менеджмента качества
предприятия. Зачастую качество у многих ассоциируется лишь с качеством конечного продукта его свойствами и характеристиками, которые полностью или
во многом отвечают требованиям потребителя. Несомненно, данная функция системы менеджмента качества является одной из главнейших и позволяет в обычных условиях бороться за свое место на рынке не используя инструменты демпинга. Однако в условиях жесткой конкуренции, когда рост экономики замедляется, спрос падает и снижение цен на выпускаемую продукцию становится одним из ключевых инструментов стимулирования спроса, неизбежно встает вопрос об изыскании внутренних резервов предприятия путем максимальной оптимизации издержек и повышения производительности.
Эффективно функционирующая, реально действующая и внедренная система менеджмента качества охватывает все процессы, протекающие в рамках
производственной деятельности предприятия, способствует повышению их качества, что позволяет руководству компании максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы и значительно снижать затраты. Качество продукции
является результатом эффективного функционирования процессов предприятия.5
Как показывает практика, без совершенствования бизнес-процессов, без своевременного внедрения новых технологий практически невозможно построить эффективное производство.
Таким образом уровень качества продукции определяется степенью совершенства действующей на предприятии системы качества.
Создание и развитие систем качества, адекватных современным экономическим реалиям, должно стать стратегическим коммерческим императивом российской промышленности как на микро - так и на макроуровне.
Системы менеджмента качества на многих российских предприятиях как
автомобильной, так и приборостроительной отраслей зачастую находятся еще в
недостаточно развитом состоянии, концентрируясь преимущественно на решении задач по выходному контролю продукции.
Задачи по повышению эффективности предприятия реализуются с той или
иной степенью успеха с использованием резервов, которые «лежат на поверхности» - путем сокращения численности персонала, снижения характеристик и
свойств используемых в производстве материалов и т.д. Важность более сложных с точки зрения комплексности и глубины использования методов, к которым
относится менеджмент качества, осознана еще не всеми. Задача исследователей
– показать привлекательность такого инструмента повышения конкурентоспособности и благосостояния предприятия как система менеджмента качества, а
также выработать конкретные рекомендации по ее совершенствованию.
Состояние изученности вопроса. Изучение теории показывает, что проблема управления качеством чаще всего понималась как технический вопрос.
Соответственно в хозяйственной практике проблема достижения планируемого
уровня качества решалась локально и в основном техническими, технологическими и организационными методами. В наши дни рассмотрение качества
только лишь как технической категории не отвечает современным условиям рыночной экономики, которых предприятия осуществляют свою производствен6
ную деятельность. При решении проблем качества во главе угла должны находится экономические вопросы. Вопрос эффективности управления качеством
пока не получил широкого рассмотрения в теории. В работах по менеджменту
качества решению этой проблемы уделяется недостаточно внимания. До сих пор
остается открытым вопрос о месте менеджмента качества в общей системе менеджмента организации.
Требования учета и анализа эффективности мероприятий по управлению
качеством содержатся в международных стандартах ИСО 9000, однако они носят
больше декларативный характер - какие-либо стандартные, основополагающие
принципы экономического обоснования мероприятий по улучшению отсутствуют. Именно это может служить причиной недостаточных темпов внедрения
и развития систем менеджмента качества на отечественных предприятиях. Неочевидность экономической выгоды от внедрения, а зачастую непонимание или
незнание обуславливают неприятие конкретных инструментов, позволяющих
реализовать требования прописанные в стандартах ИСО 9000:2008 или ИСО ТУ
16949 (для автомобильной промышленности).
Цель и задачи исследования. Целью данной работы является разработка
практических рекомендаций по повышению эффективности систем управления
качеством на предприятиях по изготовлению жгутов проводов. В соответствии с
поставленной целью определены следующие основные задачи:
 определить сущность понятия качества и рассмотреть его экономическую сторону
 изучить эволюцию подходов к управлению качеством
 обосновать необходимость внедрения инструментов автоматизации
для повышения качества бизнес-процессов жгутового предприятия
 обосновать необходимость внедрения стандарта ИСО ТУ 16949 на
жгутовом производстве
 Дать экономическое обоснование эффективности оснащения жгутового производства автоматическими и роботизированными линиями.7
Объект исследования. Бизнес-процессы на предприятиях по производству жгутов проводов.
Предмет исследования. Предметом исследования являются проблемы повышения экономической эффективности производства жгутов проводов за счет
совершенствования систем управления качества.
Методика исследования. Методологическая основа исследования базируется на работах российских и зарубежных специалистов по качеству, общей теории менеджмента, экономики предприятия, маркетинга. Использовалась нормативная документация: международные стандарты ИСО 9000 версий 1987, 1994,
2008 и 2015 гг., а также разработанные на их основе отечественные стандарты
(ГОСТы). При разработке и решении поставленных задач применялись абстрактно - логические, графические, статистические, аналитические, методы.
Научная новизна работы заключается в разработке и обобщении практических рекомендаций по совершенствованию системы менеджмента качества на
производстве жгутов проводов, в практическом подтверждении необходимости
внедрения стандарта ИСО ТУ 16949 и в экономическом обосновании необходимости внедрения новейших технологий и технических средств на предприятиях
выпускающих жгуты проводов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Качество в настоящее время является очень часто и повсеместно употребляемым понятием, но все многообразие значений этого термина сводится к трем
основным: философскому, производственному и потребительскому. Различия
между ними связаны с кругом охватываемых свойств.
В процессе трансформации качества товаров и услуг ключевую роль играет соотношение потребительского и производственного качества. Производитель стремится принять во внимание все текущие и будущие требования потребителей и, соответственно, делает все возможное, чтобы производственное качество было по составу своих свойств как можно ближе к потребительскому качеству.
Положения систем менеджмента качества таких как ИСО 9004-2009, ИСО
9000:2015; отраслевого стандарта ИСО ТУ 16949 четко отражая существующий
социальный-экономический характер взаимодействия производителя и потребителя, ясно указывают производителю на необходимость полной ориентации производства на требования потребителя продукции, на необходимость предвосхищения его ожиданий при создании новых образцов продукции.
Являясь многозначным понятием, оказывая влияние на все сферы человеческой жизни и виды деятельности, понятие качество за последние десятилетия
практически полностью трансформировалось из философско – социальной в технико-экономическую категорию. Появившись на производстве лишь как изолированная система контроля готовых изделий, без какой-либо интеграции с другими процессами предприятия, качество за последние 80 лет превратилось в
управляющую системообразующую систему любого успешного производственного предприятия. Выдающиеся исследователи и зачастую практики, такие как
Деминг, Шухарт, Исикава, Азгальдов, Пухальский внесли неоценимый вклад в
трансформацию и развитие сугубо философской категории качества в одну из
важнейших экономических наук. В настоящее время качество как технико-экономическая категория оказывает огромное влияние на такие области экономической деятельности как менеджмент, маркетинг и производство. Положения стандартов определяющие требования к системам менеджмента качества теперь во
многом определяют политику развития и характер деятельности как производственной, так и торговой компании. В системе менеджмента любой организации
качество играет не просто главенствующую роль, а служит твердым базисом для
развития всей компании, основой для построения новых процессов и ресурсом
для реинжиниринга существующих. Качество одновременно является как управляющей, так и управляемой системой глубоко интегрированной в структуру любого бизнеса. Понимание эволюции методов управления качеством, глубокое
осмысление накопленного в области качества опыта, понимание сути и важности
методологии управления качеством является в наши дни обязательным требованием к руководителю производственного предприятия.
Озвученные в данной работе задачи по модернизации и повышению экономической эффективности, стоящие перед отечественными производственными предприятиями, предприятиями жгутовой отрасли в том числе, указывают
на необходимость своего решения на базе функционирующей системы менеджмента качества. В нашей стране до сих пор на многих предприятиях система менеджмента качества либо не функционирует вообще и существует лишь на бумаге, либо за редким исключением, находится на уровне развития эквивалентном
уровню 20-х годов прошлого века. Такое невнимание к качеству, непонимание
его роли и вклада в рост конкурентоспособности предприятия во многом обуславливает пока в целом невысокие экономические результаты отечественных
предприятий. Обосновав технико-экономический характер качества, проанализировав историю его развития и его позитивное влияние на развитие промышленности ведущих мировых держав, мы на примере производства по выпуску автомобильных жгутов проводов, озвучили наиболее острые проблемы, существующие в отечественном производстве и на основе практического опыта, предложили возможные пути их решения. Неэффективность бизнес-процессов на пред130
приятиях жгутовой отрасли во многом связана с нежеланием руководства уделять должное внимание их совершенствованию. В качестве инструмента совершенствования бизнес-процессов жгутового предприятия в работе предлагается
широкое использование новейших программных средств, позволяющих автоматизировать такие процессы жизненного цикла изделия как разработка жгутов
проводов, также процессов производственного планирования и логистики. При
чем речь идет не о локальной автоматизации отдельных функций, а о внедрении
комплексных решений на базе систем ERP, например, 1С УПП 8.3. Говоря об
автоматизации процесса разработки стоит отметить, что инвестиции во внедрение новейших систем автоматического проектирования так как «Е3 Series» от
компании «Зюкен» или «Е-план» помогут не только успешно осваивать производство новых изделий, а следовательно и выходить на новые рынки сбыта, в
том числе и зарубежные, но и сэкономить массу денежных средств за счет исключения ошибок при конструировании продукции. Для предприятий, производящих жгуты проводов для автомобильной промышленности, обоснована необходимость приведения существующих СМК в соответствие с требованиями положений отраслевого стандарта ИСО ТУ 16949. Соблюдение положений стандарта поможет производству не только выйти на качественно новый уровень, но
значительно снизить показатель бракованной продукции до минимально возможных значений ppm, а значит компания сможет крепко удерживать свое место
на рынке и бороться за его расширение. Использование статистических методов
контроля качества SPC как одного из инструментов стандарта ИСО ТУ 16949
даст компании возможность контролировать стабильность своих технологических процессов и, следовательно, избежать выпуска несоответствующей продукции и всех связанных с ней потерь. В работе на основе реализации инвестиционных проектов в ООО «Камавтожгут» дается экономическое обоснование целесообразности оснащения жгутового производства автоматическими линиями обработки провода. На отдельно взятой группе жгутов проводов АБС для большегрузных автомобилей показывается экономический эффект от внедрения на производстве новейших технологий обработки провода. Также дается видение дальнейших перспектив развития производства жгутовой отрасли и рассматриваются
возможности новейших технологий роботизированного выпуска жгутов проводов и анализируются их преимущества.
На основании проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что
дальнейшее развитие управления качеством в жгутовом производстве в ближайшие годы будет заключаться в повышении уровня автоматизации обеспечивающих бизнес-процессов за счет совершенствования и увеличения возможностей
ERP систем, снижении количества искажений в данных на входе процессов, а
также в дальнейшей интеграции инструментов статистического анализа и контроля производственных процессов в состав автоматических и роботизированных сборочных линий.
При этом необходимо учитывать, что уже в ближайшие 5-7 лет научнотехнический прогресс может предложить принципиально новые методы изготовления жгутов проводов с использованием комплексных модульных роботизированных систем прообраз которых, мы рассмотрели на примере использования
линии Komax Zeta 633, а также системы «Поток». Широкое внедрение данных
технологических решений кардинально изменит организацию производственного процесса, позволит максимально снизить производственные издержки и одновременно обеспечить выпуск продукции высочайшего качества.


1. ГОСТ Р 51814.1-2004 (ИСО/ТУ 16949:2002) Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части. Госстандарт России. Москва. ИПК Изда¬тельство стандартов, 2004.
2. ГОСТ Р 50779.44-2001. Статистические методы. Показатели возможностей процессов. Госстандарт России. Москва. ИПК Издательство стандартов, 2001.
3. Системы менеджмента качества. Требования ISO 9001:2015
Москва. Стандартинформ 2015.
Книги, монографии, диссертации
4. Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квали- метрии) - М.: Экономика, 1982.
5. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. - М.: Ин- фра-М, 2000.
6. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и прак¬тика. СПб., 2000.
7. Герасимов Б.И., Спиридонов С.П., Смагин М.В. Экономические теории каче¬ства: генезис теории и практики системного подхода / под науч. ред. Б.И. Ге¬расимова. - Тамбов, 2001.
8. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы. М., 2005.
9. Избранные труды 40-го конгресса Европейской организации по качеству. Берлин, сентябрь 1996 г.: Сборник переводов с англ./ под ред. Ю.П. Адлера. - М. Ред. «Стандарты и качество», 1997. - 21 с.
10. Иозайтис B.C., Львов Ю.А. Экономико-математическое моделирование про¬изводственных систем. - М.: Высшая школа, 1991. - 48 с.
11. Карлик Е.М., Демиденко Д.С. Опыт определения затрат на обеспечение и по¬вышение качества продукции в машиностроении. - М.: Знание, 1982.
12. Лапидус В.А. Проактивная компания. Модели менеджмента. Модель 1 - ме¬неджмент роста: Сб. "Созвездие качества-2003". - Киев: Украинская ассоци¬ация качества, 2003. -42 с.
13. Мишин В.М. Управление качеством. - М.: Юнити, 2000. - 63 с.
14. Морева О.А. Управление качеством продукции как фактором конкуренто-способности предприятия. // Диссертация КЭН. - Челябинск, 2000. - 61 с.
15. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 1999. - С. 27-28.
16. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии. М., 1997.
17. Окрепилов В.В. Управление качеством. - М.: Экономика, 1998.
18. Организационный инжиниринг. Технологии реинжиниринга бизнеса (П. В. Кутелев). - М.: Феникс, 2003 г.
19. Основы экономики и управления производством / под ред. И.И. Сигова. - М.: Банки и биржи, 1997. - 297 с.
20. Петухов P.M. Оценка эффективности промышленного производства. - М.: Экономика, 1990. - 43 с.
21. Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.
22. Управление качеством продукции. Справочник. / Под ред. В.В. Бойцова, А.В. Гличева. - М.: Изд. стандартов, 1985. - 14 с.
23. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции. - М.: Экономика, 1986. - 34 с.
24. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. М., 2009.
25. Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях / Дж. Харрингтон; сокр. пер. с англ. - М.: Экономика, 1990.
26. Шепелев С.Н. Системы качества и конкурентоспособности продукции. - М., 1993.
27. Шишов А.Н., Бухаринов Н.Г. Оптимальное качество продукции. - М.: Изд. Стандартов, 1982.
28. ISO 9000 - Does it work? A report by Manchester Business School / Оправды¬вают ли себя стандарты ИСО серии 9000? Отчет Манчестерской школы биз¬несу (SGS). / Пер., с англ. - Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 1999 г.
Статьи и материалы периодической печати
29. Адлер Ю.П., Щепетова С.Е. Экономика качества как система. // Методы ме¬неджмента качества, №5, 2002. - с. 6-10
30. Алексеенко М.И., Швец В.Е. K вопросу определения эффективности терри¬ториальных систем управления качеством продукции // Стандарты и каче¬ство, № 6, 1982. - с. 51-53
31. Аронов И.З. Декларация о соответствии: мифы и реальность // Стандарты и качество, №11, 2002. - 21 с.
32. Волчков С.А., Балахонова И.В. Инструменты совершенствования деятельно¬сти предприятия // Методы менеджмента качества, №3, 2002. - 5 с.
33. Демьянович И.В. Управление качеством продукции и концепция потреби-тельной стоимости. // Актуальные вопросы экономических наук, № 11 -2, 2010.
34. Каляшина А.В., Трофимова М.С. Создание условий для российского произ¬водства автокомпонентов // Фундаментальные исследования, № 12/2, 2014.
35. Каляшина А.В., Трофимова М.С., Трофимов С.М. Структуризация проце¬дуры APQP как первый шаг перспективного планирования качества продук¬ции. // Фундаментальные исследования, № 2, 2015.
36. Качалов В.А. О политике Европейского сообщества в области качества. Управление качеством / Бюлл. ЦНИИатоминформ, Вып.4, 1994.
37. Качалов В.А. Что же должно содержаться в процедурах системы менедж-мента качества? // Методы менеджмента качества, № 5-6, 2011.
38. Конти Т. Эволюция международных стандартов по качеству и эволюция TQM // Стандарты и качество, №4, 1996. - с. 74-80
39. Пухальский В. А. Определение качества. // Методы менеджмента качества, №3, 2000. - с. 50-52
40. Рахлин К.М. МС ИСО серии 9000 версии 2000г.: сущность и содержание про¬цессного подхода // Стандарты и качество, №1, 2001. - 45 с.
41. Стрельников П.В. Вопросы результативности и эффективности внедрения систем менеджмента качества. // Математические машины и системы, №4, 2005.
42. Ширяев Н. PLM/PDM/ERP: реалии и перспективы // САПР и Графика, №12, 2007. - с. 16-19.
Электронные ресурсы
43. Академия Русского регистра. URL http://www.rusregister.ru/education/ (дата обращения: 05.04.2016)
44. Бортовая кабельная сеть и Авионика. URL: http://e3series.ru/bortovaya- kabelnaya-set-i-avionika.html (дата обращения: 08.05.2016)
45. Диомидов И. Г., Шестаков А. Л. Современные методы управления качеством поставок URL: http://quality.eup.ru/DOCUM3/smpkp.htm (дата обращения: 16.04.2016)
46. Исаев С. В. Принимайтесь за ISO TS 16949:2002 уже сегодня. URL: http://www.stq.ru/mmq/adetail.php?ID=7691 (дата обращения: 03.04.2016)
47. Козаченко Л.В. Практические подходы к улучшению бизнес-процессов. URL: http://www.elitarium.ru/uluchshenije_biznes_processov/ (дата обращения: 10.04.2016)
48. Кудряшов Л. Некоторые вопросы внедрения ISO/TS - 16949 в законах
Мерфи. URL: http://quality.eup.ru/MATERIALY13/merfi-16949.htm (дата об¬ращения: 22.04.2016)
49. Максаков Л. Б. Технологии практического внедрения ISO TS 16949 на пред¬
приятиях с действующими и еще разрабатываемыми системами менедж-мента качества по ISO 9001 URL:
http://quality.eup.ru/MATERIALY 12/practice16949.htm (дата обращения: 12.04.2016)
50. Маркс К. Капитал, Т.1. URL: http://libelli.ru/works/marx2.htm (дата обраще¬ния: 12.11.2015)
51. Философский словарь. URL: http://www.edudic.ru/fil/568/ (дата обращения: 09.11.2015)
52. Фисенко Н. В. Разработка и внедрение ISO TS 16949. URL: http://kamaz.net/ru/investor/supplier/isots16949 (дата обращения: 03.05.2016)
53. Advantages of Integrating your Electrical Design Process with your ERP System. (Преимущества интеграции разработки электрических соединений с вашей системой ERP) Lucas Leao. URL: http://www.cim-team.com.br/modern- electrical-engineering-blog/advantages-of-integrating-your-electrical-design- process-with-your-erp-system (дата обращения: 06.05.2016)
54. Cabling design and documentation. URL http://www.zuken.com/en/products/elec- trical-wire-harness-design/e3-series/products/cable (дата обращения:
08.05.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ