ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. TRAVEL-СМИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ...б
1.1. Развитие travel-журналистики в nечати 6
1.2. Тгауе1-журналистика в практике современного телевидения 14
1.3. Тгауе1-журналистикавИнтернет-СМИ 21
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ TRAVEL-ЖУРНАЛИСТИКИ В РОССИЙСКОМ
МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ 30
2.1. Типологическая характеристика travel-изданий 30
2.2. Травелоги на отечественном телевидении 37
2.3. Travel-блоггинг в Интернет-пространстве 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В настоящее время СМИ утрачивают свою уникальность, привлекая к себе аудиторию за счет сенсационности, перемещаясь из сферы духовной жизни в сферу потребления. Под воздействия целого ряда факторов (политических, экономических, культурных, эстетических, нравственных), произошло формирование нового типа журналистики со своим жанровым разнообразием, с новыми стилями и формами - travel-журналистика. Это специфическое направление, которое занимается предоставлением информации о путешествиях(от англ. «travel» - путешествие). В travel- журналистику входят такие области как география, история, культура, туризм, этнография, путешествия и другие. О популярности данного вида журналистики говорят специализированные издания(«Всемирный Следопыт»), телепрограммы на различных каналах («Одноэтажная Америка»), блоги в интернет-пространстве, а в условиях глобализации информация о других странах и континентах становится все более насущной. Таким образом актуальность нашей дипломной работы не вызывает сомнений.
Изучению travel-журналистикипосвящены работы Н. В. Черепановой «Путешествие как феномен культуры» (2006); В. А. Шачкова «Жанр путешествия в творчестве Марка Твена конца 60-х - 70-х годов XIX века» (2008); И. П. Мардынский «Редьярд Киплинг - публицист: историко-журналистские и жанрово-тематические аспекты интегративной характеристики» (2012); И. П. Суворова «Путевой очерк на страницах современных журналов (на примере журналов «Вокруг света» и «GEO»)» (2013); Т. Ю. Редькина «Travel-медиатекст: способы и приемы речепорождения» (2015); Кун Линь «Туристические издания в системе СМИ Китая: структурно-типологические особенности и влияние на развитие экономического потенциала страны» (2016), Л. Г. Вихорева «Информационный потенциал аудитории travel-СМИ в Интернете», На современном этапе имеется широкий спектр научных статей, затрагивающих тот или иной аспект travel-журналистики: Е. Е. Баринова «Сюжет путешествия в научно-популярной литературе» (2010);Т. Ю. Редькина «Этические нормы в travel-журналистике» (2013); Е. Низовкина «Особенности travel-журналистики на российском телевидении (на примере телепередачи «Орел и решка»)» (2015).
Объект исследования - travel-журналистика.Предмет исследования - особенности travel-СМИ.
Цель работы - изучение travel-журналистики как самобытного направления в современной медиа-системы. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить развитие travel-журналистики в печати;
- рассмотреть travel-журналистику на телевидении;
- охарактеризовать travel-журналистику в интернет-СМИ;
- проанализировать современные российские travel-журналы;
- провести анализ travel-программ на российском телевидении;
- дать характеристику популярнымtravel-блогам.
Эмпирическую базу исследования составили журналы о путешествиях, передачи о путешествиях на различных каналах, а также travel- блоги за сентябрь 2015 - май 2016 г.
Теоретической основой для данной работы послужили труды С. М. Гуревича, О.Г. Джемаля, К.А.Панцерева, И.П.Карповой.
В ходе исследования использовались такие методы как типологический анализ, описание и сравнение.
Положения, выносимые на защиту
1. Выросшая из путевых заметок, travel-журналистика смогла не
только аккумулировать в себе разноплановую тематику, но и визуализировать публикующуюся информацию. Материалы о путешествиях стали объектом внимания читательской аудитории. Индивидуальный авторский подход сделал это направление особенным, очень личным.
2. На сегодняшний день, можно смело заявить - travel- журналистика перспективная область. Многие телеканалы готовы сотворить информационный продукт, удовлетворяющий любые потребности зрительской аудитории. В программах с travel-тематикой можно найти не только информацию о странах, но и получить качественный совет, узнать лучшие направления для путешествий, увидеть те места, где даже и не предполагаешь побывать.
3. Блогосфера принесла с собой широкий спектр возможностей для создания интернет-дневников о путешествиях. Профессиональные travel- журналисты получили шанс поделиться своими мыслями в огромных интернет-сообществах.Именно здесь идет жанровое разделение, появляются предпосылки для создания новых тематик, раскрывается авторская деятельность travel-журналиста.
Практическая значимость состоит в том, что исследование раскрывает travel-журналистику с разных позиций, таких как телевидение, печатные издания, а также содержит анализ интернет-версий СМИ. Те положения, которые мы описываем, могут быть применены при создании таких видов СМИ.
В настоящее время складывается тенденция к увеличению интереса массовой аудитории к контенту различных массмедиа, связанному с путешествием. Изучив современные российские travel-журналы, отметим, что это - универсальные по предмету и энциклопедические по подходу издания. Принцип универсализма проявляется в политематической структуре содержания, охватывающего мир в целом. Энциклопедический принцип прослеживается в стремлении редакции к систематическому изложению материала, как на уровне рубрикатора, так и на уровне отдельных публикаций. Сочетая эти принципы, журналы формируют в сознании читателя целостную картину мира, основанную на современном научном знании. Визуализация в журналах о путешествиях - одна из важных особенностей. С помощью качественных фотографий авторы не только рассказывают, но и могут показать наглядно особенности той или иной страны. Кроме того, у каждого журнала имеется собственный узнаваемый дизайн. Так, у «National Geographic. Россия» и «Вокруг света» на обложке
размещается крупный и яркий фотокадр, который сопровождается фирменными цветами - желтым и черным для первого, и красным - для второго.
Тележурналистика идет навстречу зрителю, производя все новые виды travel-программ. Travel-программы аудиовизуально передают культурные и национальные различия, предлагают и поддерживают готовые социокультурные конструкты. В зависимости от типа контакта с местным населением, от драматургии повествования и характера передаваемой информации формат передачи может колебаться от авторской зарисовки- монолога до трэвел-викторины или игры. Travel-программы сочетают в себе элементы различных телевизионных жанров, но обычно один из аспектов определенного жанра доминирует. Эти аспекты охватывают конкретные коммуникативные намерения ведущего, атмосферу программы, структуру и способ повествования. Travel-программы могут носить документальный, развлекательный или потребительский характер в зависимости от коммуникативных намерений автора: обучить, развлечь или помочь. В целях поддержания контакта с аудиторией у каждой программы есть официальные группы в социальных сетях и сайты. В своих текстах ведущие в основном используют разговорную речь. В каждом выпуске ведущие в начале программы дают зрителю краткую историческую и географическую составляющую.Таким образом, можно сказать, что исторический аспект важен в travel-программах, а также эстетический, в целях образования аудитории. Перед развивающимся сегодня направлением travel - журналистики стоят непростые задачи, та как данное направление влияет на национальную самоидентификацию людей, преобразуют информацию из одного культурного контекста в другой, формирует у аудитории определенный образ различных культур.Пройдя огромный путь от отдельныхtravel-фильмов до циклов телепередач, путевая журналистика трансформировалась в специализированныеtravel-каналы не только зарубежного, но и российского производства.
Внастоящиймоментсуществуеттакие travel-каналыкак: «Телепутешествия», «Travel Channel», «Russian Travel Guide», «Мояпланета», «Ocean-TV», «Viasat Explorer», «Nat Geo Wild», «Discovery Travel&Living», «Outdoor Channel», «Viasat Nature», «Nautica Channel» идр.
Журналистом будущего вполне можно назвать интернет-пользователя, который сам является и создателем, и распространителем, и потребителем новостей. Travel-журналистика, как органичная часть журналистики вообще, не может остаться в стороне от этого процесса.Наиболее активная часть населения уже переместила фокус своего внимания с традиционных форм журналистики в Сеть, поэтому блоги и личные странички блогеров- путешественников пользуются все большей популярностью. Однако это вовсе не означает, что интернет-путешественники вскоре вытеснят традиционную travel-журналистику. Телевизионные программы и печатные издания ориентируются на новые тенденции, перестраивают свою деятельность, ищут новые формы. Так что говорить о полном вытеснении онлайн-журналистикой традиционных журналистских жанров, по крайней мере, преждевременно. Travel-журналистика представляет собой самобытное направление, в котором умело соединены черты художественной литературы и публицистики. Авторы блога создают собственную реальность, в которой есть место новым открытиям. Travel-журналисты способствуют развитию туризма, их тексты благотворно влияют на процессы глобализации. Читая материалы о путешествиях, можно сформировать не только разностороннее представление о существующих странах, но и найти попутчиков и единомышленников. Вне редакционной политики автор волен писать на любые интересующие его темы. Он сам определяет тематику собственного блога. Авторские ощущения - главная особенность материала travel- журналиста. Несмотря на активное развитие travel-журналистики в
интернете, телевизионные и печатные СМИ не перестают терять
популярности, поскольку всегда будут иметь свою большую аудиторию. Будущее travel-журналистики перспективно: в ней есть место для многочисленных путей развития. Популярные блоги уже стали официальными СМИ, а значит, доверие к интернет-журналистике будет ежегодно укрепляться.
Таким образом, интерес аудитории к такому направлению как travel- журналистика очевидна. На современном этапе развития общества эта потребность обусловлена двумя факторами: стремительным развитием туристического бизнеса и, как следствие, необходимостью в получении нужной информации о той или иной стране. В отличие от туристических путеводителей и гидов, журналистские материалы могут не только познакомить заинтересованную аудиторию с внешней стороной жизни и быта той или иной страны, но также показать мир «изнутри».
1. Travel-фотография // NPPA.ORG: Сайт о фотожурналистике. 2015. Режим
доступа: http://competitions.nppa.org/best-of-photojournalism (дата
обращения: 20.04.2016).
2. Ваш досуг [Электронный ресурс]: официальный сайт журнала. -
Электрон. дан. - М., 2015-2016. - 98 с. - Режим доступа:
http://www.vashdosug.ru/ (дата обращения: 20.04.2016).
3. Вокруг Света [Электронный ресурс]: официальный сайт журнала. -
Электрон. дан. - М., 2015-2016. - 132 с. - Режим доступа:
http://www.vokrugsveta.ru/vs/ (дата обращения: 20.04.2016).
4. Куда глаза глядят [телепрограмма] /Телекомпания «Карусель». - М. Сентябрь 2015 - май 2016. - Еженедел.
5. Доля С. Страница Виртуальных Путешественников //
LIVEJQURNAL.COM: блог-платформа. 2016. Режим доступа:
http://sergeydolya.livejournal.com/ (дата обращения: 8.05.2016).
6. Пешком по Москве. [телепрограмма] /Телекомпания «Культура». - М. Сентябрь 2015 - май 2016. - Еженедел.
7. Их Нравы [телепрограмма] /Телекомпания «Первый канал». - М. Сентябрь 2015 - май 2016. - Еженедел.
8. Индустрия туризма и культуры [Электронный ресурс]: официальный сайт журнала. - Электрон. дан. - М., 2015-2016. - 76 с. Режим доступа: http://tourpressclub.ru/ (дата обращения: 20.04.2016).
9. Открытие Китая с Евгением Колесовым [телепрограмма] /Телекомпания «Первый канал». - М. Сентябрь 2015 - май 2016. - Еженедел.
10. Новости и мысли путешественника, писателя Антона Кротова //
LIVEJOURNAL.COM: блог-платформа. 2016. Режим доступа:
http://a_krotov.livejournal.com/ (дата обращения: 8.05.2016).
11. Непутевые заметки [телепрограмма] /Телекомпания «Первый канал». - М. Сентябрь 2015 - май 2016. - Еженедел.
12. Лебедев А. Пришел, увидел // TEMA.RU: официальный сайт Артемия Лебедева. 2016. Режим доступа: http://tema.ru/travel/ (дата обращения: 8.05.2016).
13. Мир подводной охоты // PODVOH.RU: официальный сайт журнала. 2016. Режим доступа: http://podvoh.ru/ (дата обращения: 1.05.2016)
14. Путешествия Познера и Урганта [телепрограмма] /Телекомпания «Первый канал». - М. Сентябрь 2015 - май 2016. - Еженедел.
15. Вокруг Света [телепрограмма] / Телекомпания Россия 1. - М. Сентябрь 2015 - май 2016. - Еженедел.
16. Поедем, поедим! [телепрограмма] /Телекомпания «НТВ». - М. Сентябрь 2015 - май 2016. - Еженедел.
17. Ярко о путешествиях! byAlexCheban // LIVEJOURNAL.COM: блог- платформа. 2016. Режим доступа: http://alexcheban.livejoumal.com/ (дата обращения: 8.05.2016).
18. Шигапов А. Popados // LIVEJOURNAL.COM: блог-платформа. 2016.
Режим доступа: http://popadoss.livejoumal.com/(дата обращения:
8.05.2016).
19. GEO[Электронный ресурс]: официальный сайт журнала. - Электрон. дан.
- М., 2015-2016. - 152 с. Режим доступа: http://www.geo.ru/ (дата
обращения: 20.04.2016).
20. NationalGeographic Россия[Электронный ресурс]: официальный сайт журнала. - Электрон. дан. - М., 2015-2016. - 131 с. - Режим доступа: http://www.nat-geo.ru/(дата обращения: 20.04.2016).
21. Travel-фотография // NPPA.ORG: Сайт о фотожурналистике. 2015. Режим
доступа: http://competitions.nppa.org/best-of-photojournalism (дата
обращения: 20.04.2016).
22. WHEREMoscow[Электронный ресурс]: официальный сайт журнала. -
Электрон. дан. - М., 2015-2016. - 80 с. - Режим доступа:
http://wheremoscow.rbamedia.ru/ (дата обращения: 20.04.2016).
Литература:
23. Абрамова Н. Т. Целостность и управление / Н. Т. Абрамова. - М.: Наука, 1974. - 248 с.
24. Акопов А. И. Электронные сети как новый вид СМИ / А. И. Акопов. - М., 1998.- 43 с.
25. Асташкин А. Г. Типологические и жанровые особенности элитарных журналов об искусстве / А. Г. Асташкин. - Екатеринбург, 2013. - 11 с.
26. Баканов Р.П. Критерии анализа телевизионных передач и тенденций развития телевизионного вещания в творчестве телекритика Юрия Богомолова / Р. П. Баканов. - Казань, 2011.-С. 177-179.
Т1. Баландинский Н. Географические проекты российского ТВ: кто есть кто и что есть что? [Электронный ресурс]: статья. - Электрон. дан. - М., 2015. - Режим доступа: http://www.geografia.ru/npprogr.html.
28. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие / Е.Л. Вартанова. - М.: Аспект пресс, 2003. - 78 с.
29. Гришаева Л. И. Введение в теорию межкультурной коммуникации / Л. И. Гришаева, Л. В. Цурикова. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2003. - 352 с.
30. Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра: учеб. пособие / С.М. Гуревич. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 288 с.
31. Демина И.Н. Методологические подходы к миссии и целям медиасистемы / И.Н. Демина- Иркутск, 2013. - С. 172-181.
32. Демина И.Н. Ценности в жизни общества: характеристика социальной роли / И.Н. Демина - М., 2013. - С. 17-25.
33. Джемаль О. Г. Мастерская travel-репортажа [Электронный ресурс]:статья.
- Электрон. дан. - М., 2010. -Режим доступа:
http://cloudwatcher.rU/konkursy/08/veter-v-lico/1163(дата обращения:
13.05.2016).
34. Еремина Д.А. Тенденция к развлекательности современных масс-медиа в контексте философской традиции / Д.А. Еремина - М., 2013.- С. 7-43.
35. Жаплова Т. М. Жанр «путешествие» в современном оренбургском «глянце» / Т. М. Жаплова- Казань: Казан. ун-т, 2013. - С. 228-232.
36. ЖелиховскаяМ.А.Трэвел-Журналистика. [Электронный ресурс]: статья. -
Электрон. дан. - М., 2010. - Режим доступа:
http://ru.cyclopaedia.net/wiki.html(дата обращения: 13.05.2016).
31. Жизнь в Аватаре. На Первом канале выходит цикл «Семь великих русских путешественников» [Электронный ресурс]: статья. - Электрон. дан. - М., 2014. - 3 июля. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/01/03/ puteshestvenniki.html. (дата обращения: 13.05.2016).
38. Ким М. Н. Очерк: теория и методология жанра / М. Н. Ким - СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2000. - 168 с.
39. Кубатьян Г. Жизнь в дороге / Г. Кубатьян- М., 2014.- 28 с.
40. Кузнецов Г. В. Концепции каналов / Г. В. Кузнецов // Телевизионная журналистика: учебник.- М.: Изд-во Моск. ун-та; Наука, 2005. -С. 285-299.
41. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика / Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский - М.: Изд-во Моск. ун-та; Наука, 2005. - 368 с.
42. Лебедев П. Типологическая структура российской путевой прессы / П. Лебедев - М.,2010. -19 с.
43. Лучинская С. Ю. Журналы-травелоги в условиях глобализации масс- медиа / С. Ю. Лучинская- Краснодар, 2009. - 165 с.
44. Михайлова Е. Н. Большая литературная энциклопедия / Е. Н. Михайлова- М., 1937. - 936 с.
45. Муха А. В., Федосеева Н. И. Содержательная и жанровая специфика
трэвел-журналистики в зависимости от видов СМИ[Электронный ресурс]: статья. - Электрон. дан. - М., 2015. - Режим доступа:
http: //j ournal. mrsu.ru/arts/soderzhatelnaya-i-zhanrovaya- specifika-trevel- zhurnalistiki-v-zavisimosti-ot-vidov-smi
46. Мясникова М.А. Понятия «жанр» и «формат» в арсенале медиапедагога / М. А. Мясникова. - М., 2011.- 135 с.
47. Познер В. Кан Б. Ургант И. Одноэтажная Америка / В. Познер, Б Кан, И. Ургант - 2008. - 400 с.
48. Показаньева И. В. Погоня за экзотикой на телеэкране или travel- журналистика на практике / И. В. Показаньева - СПб.: СПбГУ, 2013. - 100-102 с.
49. Полонский А. ВТравелог и его место в современной журналистике / А. В. Полонский.- М., 2015. - 207 с.
50. Редькина Т.Ю. Этические и речевые нормы в трэвел-медиатексте / Т. Ю. Редькина. - СПб., 2015.- 150-151 с.
51. Романиченко А. Ю., Вартанова Е. Л., Коломийц В. П. Телевидение в России 2009 г.: Состояние, тенденции и перспективы развития / А. Ю. Романченко, Е. Л. Вартанова, В. П. Коломийц. -М., 2009. - 25 с.
52. Ростовская Ю. В. Журналы путешествий. История развития специализированной периодики в России / Ю. В. Ростовская- М., 2012. - 206-213 с.
53. Степин В. С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / В. С. Степин - М.: ИФРАН, 1994. -274 с.
54. Тертычный А. А. Жанры периодической печати / А. А. Тертычный - М.: Аспект Пресс, 2000. - 312 с.