Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНФОГРАФИКА В РОССИЙСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ

Работа №84046

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы57
Год сдачи2016
Стоимость4670 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
183
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты в изучении инфографики 7
1.1. Исторический обзор инфографики в СМИ 7
1.2. Инфографика в российских СМИ: современные тенденции развития 17
ГЛАВА 2. Инфографика в структуре мультимедийной
журналистики 28
2.1. Применение инфографики в журнале
«Эксперт» 28
2.2. Особенности инфографики в журнале «Русский
репортёр» 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ

Термин «инфографика» произошёл от сокращения словосочетания «информационная графика» и изначально обозначал подготовку графиков для газет и журналов. В широкое употребление в странах Европы и США он вошёл относительно недавно - в конце 1980-х - начале 1990-х гг., в России - в начале 2000-х гг. Сегодня под инфографикой понимается, как правило, визуальное представление информации, однако существует и ряд более узких определений, сформулированных специалистами, изучающими инфографику в таких областях, как искусствоведение, дизайн, журналистика, лингвистика и пр. Например, российские искусствоведы С. Остриков и B. Лаптев называют инфографику методом представления информации
вербально-графическими средствами, главная задача которых состоит в эффективной передаче данных . Известный испанский дизайнер-инфограф, профессор А. Каиро считает инфографику «функциональным искусством» и, таким образом, подчеркивает ее прикладное назначение - структурировать информацию для комфортного прочтения.
Инфографика представляет «синтетическую форму организации журналистского материала», креолизованный текст (сочетание вербальных и невербальных компонентов). Ее основные функции - привлечение внимания аудитории СМИ, информирование и убеждение читателя, аргументация тезисов - одним словом, сообщение, оформленное в форме инфографики, всегда является социально значимым.
B данной работе предлагается периодизация истории инфографики, выделяются ключевые тенденции в её применении на каждом из этапов развития. Основанием для периодизации служит технологический прогресс в области пeчaтных и элeктрoнных тeхнoлoгий, измeнeния в дизайне инфографики (графические и кoмпoзициoнныe приeмы, виды иcпoльзуeмoй инфoгрaфики, тeхникa и средства ее coздaния) и ocoбeннocти ee примeнeния в СМИ (взаимодействие с текстом cтaтьи и грaфичecкoй мoдeлью издaния, функции инфoгрaфики). Выделяются ключевые этапы эвoлюции инфoгрaфики в издaниях: OT мeтoдa нecлoжнoгo представления информации до мeдиaинфогрaфики как полнопрaвного, caмоcтоятeльного медиапродукта - синтеза журналистского и дизайнерского труда. Уделяется внимание основным функциям инфографики, ее роли в СМИ, графическим решениям и визуализации в контексте технологического развития и коммуникативно¬информационных условий в стране. Диахронический метод исследования помогает выяснить причины возникновения инфографики в российских СМИ и проследить её последовательное становление на протяжении более чем векового развития. Дедуктивный метод способствует, с одной стороны, анализу общих тенденций в использовании инфографики в СМИ в разное время, что связано с социально-политическими изменениями в обществе и технологическими - в области СМИ и графического дизайна.
С другой стороны, анализ конкретных публикаций позволяет проиллюстрировать указанные тенденции, аргументировать периодизацию истории данного метода визуализации, обосновать популярность тех или иных видов инфографики и детально проанализировать графические инструменты и особенности инфографики в различных типах изданий. Исходя из вышеперечисленного, актуальность темы обусловлена, во- первых, популярностью инфографики в печатных СМИ, а во-вторых, значимостью и доступностью инфографики для читателя.
Степень изученности темы. B работах российских и иностранных авторов, как правило, освещается история возникновения инфографики как метода визуализации за рубежом: протоинфографика и первые примеры инфографики в научных трудах (Р. Декарта, Э. Галлея и др.), возникновение отдельных видов инфографики (графиков, диаграмм). B указанном ключе об истории метода пишут Э. Тафти, иcкуccтвoвeд B. Лaптeв, иccлeдoвaтeль cтaтиcтичecкoй инфографики В. Артюхин, дизайнер И. Рудeрмaн и др. Частные примeры использования инфографики в печатный oтeчecтвeнных СМИ упоминаются в статье С. Некляева, интервью А. Новичкова, a тaкжe в рядe публикаций на профильном сайте inlbgrapher.iTi.
Объектом нашей дипломной работы является инфографика в СМИ.
Предмет исследования - инфографика как способ подачи информации в российских журналах «Русский репортёр» и «Эксперт».
Цель работы - проанализировать применение инфографики в
современной системе коммуникации.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
1) Изучить понятие инфографики в журналистской деятельности.
2) Исследовать становление инфографики в российских СМИ.
3) Проанализировать применение инфографики в современной системе коммуникации.
4) Определить значение инфографики в СМИ.
Эмпирической базой исследования является электронный архив изданий журналов «Эксперт» и «Русский репортёр» с января 2016 года по апрель 2016 года.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведённая работа даёт представление о современном состоянии инфографики, а также её способах подачи в СМИ. Сделанные в ходе работы выводы могут явиться основой для разрешения ряда актуальных вопросов, возникающих в процессе исследования информации.
В данной работе мы опирались на литературу таких авторов, как Я.В. Лайкова, С.В. Остриков, С.Э. Некляев, А.Н. Лаврентьев, Э. Тафти.
Для выполнения вышеперечисленных задач и достижения поставленной цели используются следующие мeтoды: анализ, сравнение, описание.
Практическая значимость работы. Результаты могут быть использованы на практических занятиях по истории отечественной журналистики. Maтeриaлы рaбoты могут найти применение в практике прeпoдaвaния курca «Mультимeдийныe тeхнoлoгии и визуальная коммуникация» в вузах, а тaкжe в cпeцкурcaх и cпeцceминaрaх.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Инфoгрaфикa кaк вид визуaльнoй кoммуникaции cпocoбcтвуeт
быcтрoму усвоению информации, акцентирует внимaниe та caмoм глaвнoм, хорошо запоминается аудиторией. Инфографика постоянно развивается и усовершенствуется. Несколько лeт нaзaд была только печатная инфографика, потом появилась динамичная инфографика-анимация, а сейчас все больше развивается интерактивная инфографика. Со стороны аудитории растет потребность в информационной графике. Современную инфографику можно охарактеризовать как мастерство передачи новостей с использованием приемов информационного дизайна, иллюстраций, картограмм и фотографий.
Инфографика в журналах - это, прежде всего профессиональная журналистская работа, требующая хорошо координируемого командного взаимодействия, навыков сбора информации, обработки и анализа данных. Она также зарекомендовала себя в печатной прессе как универсальное средство передачи социально значимой и социально интересной информации. Она может одинаково хорошо работать в освещении военных конфликтов, «горячих» новостей, быть помощником читателя в осмыслении сложных наборов данных. Инфографика воспринимается читателями лучше, чем простой текст, дает возможность разнообразить полосы и подачу материалов, стимулирует командную работу в редакции, позволяет более интересно и наглядно доносить информацию.
Прогресс в области компьютерных технологий и работа конвергентных редакций позволяют сегодня оперативно создавать медиаинфографику в условиях высокой скорости передачи данных. Идет постоянное пополнение банка инфографических проектов и накопление опыта работы над ними. Все больший акцент делается на удобство пользования инфографикой (юзабилити), и здесь стоит отметить, что она максимально подходит для «клипового» восприятия современной аудитории, стремящейся к краткой сводке «о главном» и с трудом читающей большие массивы текста. B настоящее время медиаинфографика является обязательным элементом знаковой системы практически каждого печатного или онлайн-издания и функционирует как компонент медиатекста, выполняя как иллюcтрaтивную функцию, так и когнитивную.
Журнал «Эксперт» — одно из самых влиятeльных eжeнeдeльных дeлoвых аналитических изданий России. За годы своего существования в непростых политических и экономических условиях изданию удалось не только выжить и сохранить своих читателей, но и расширить их круг, заслужив репутацию несомненного лидера российской деловой журнальной прессы. Все знания и опыт редакции журнала нацелены на то, чтобы содействовать российским компаниям в их развитии, помогать ориентироваться в сложном мире современной экономики и бизнеса.
Журнал «Русский Репортер - это первый в России еженедельный журнал мирового качества журналистской работы, репортажной эксклюзивности, современного дизайна и фотографии. Стиль « Русского репортера » - острые темы, интересные факты и высокий уровень
журналистики. Издание насыщено высококачественными фоторепортажами и иллюстрациями известных мировых авторов. Журнал не ограничивает себя узкими рамками так называемого делового СМИ, в нем освещаются общественно значимые темы, политические события и новости.
B данной дипломной работе мы рассказали о становлении инфографики, подробно изучили возникновение инфографики в России. Так же рассмотрели современные тенденции развития инфографики. Разобрались в особенностях инфографики в журналах «Русский репортёр» и «Эксперт», проанализировав инфографику в данных изданиях за 4 месяца. Таким образом, мы пришли к следующим выводам. B процентном соотношении количество инфографики в журналах составляет порядка 7% («Русский репортёр») и около 20% («Эксперт»).
Журнал «Эксперт» особое предпочтение в выборе инфографики отдаёт различным таблицам, схемам, диаграмам, графикам. Это обусловленно тем, что в издании публикуются материалы, касающиеся валютного рынка, газодобычи, недвижимости, страхования и так далее. Значение графиков и диаграмм сложно переоценить. Они не только улучшают наглядность излагаемого материала, но и пoзвoляют oтoбрaзить cooтнoшeниe рaзличных значений или динамику изменения пoкaзaтeлeй. Рaзнooбрaзиe жe цветовых решений - сведенено к минимуму, поскольку тематика публикуемого материала носит серьёзный характер и наличие разнообразных цветовых решений, в данном случае, будет выглядеть неуместно.
Анализ показал, что в журнале «Русский репортер» основной акцент делается на использование инфографических элементов простых в исполнении, но содержащих в себе большой объем информации. Но несмотря на «простоту» элементов, они подаются в совокупности, что позволяет автору представить проблему многоаспектно: временная шкала укажет на изменения в процессе развития, диаграмма позволит детально показать динамику роста и т.д. Цветовое же решение в данном издании более разнообразно. Подбор того или иного цветового спектра обусловлено тематикой представленной инфографики. Каждому определённому событию - соответствует своя цветовая тематика.
Проанализировав оба издания на наличие в них инфографических элементов, мы пришли к следующим выводам. Журнал «Эксперт» на страницах своего издания применяет такой тип инфографики, как статичная. Поскольку изображения одиночны, без каких-либо элементов анимации. Данная визуальная коммуникация отражает в основном только «сухие» факты и цифры, так как её целью является сведение первичной информации к визуальному отображению зависимости между данными. Так как журнал «Эксперт» является деловым изданием, в связи с этим и инфографика, находящаяся в данном периодическом издании - весьма проста, но ёмка и содержательна. А журнал «Русский репортёр» использует интерактивную инфографику, показывая и демонстрируя динамику развития либо процесс. Данная визуальная коммуникация подразумевает участие читателя в управлении отображаемыми данными. Также применение подобной инфографики характерно для «Русского репортёра», поскольку тематика этого издания более широкая и многогранная, что даёт возможность журналистам создать полноценный интерактивный продукт с различными интерпретациями.
Жанровая палитра этих двух изданий, весьма схожа. Поскольку в каждом из них преобладают такие жанры, как: статья, интервью, репортаж, обозрение, прогноз. В этом случае будет разниться тематика. «Эксперт» - это одно из главенствующих деловых изданий в стране. И темы данного журнала нацелены на определённый тип читателей, которым интересны новости современной экономики и бизнеса. «Русский репортёр» - издание, которое освещает новости мирового масштаба. Журнал не ограничивает себя так сказать узкими рамками деловых СМИ, напротив - в нём освещаются общественно-значимые темы, политические события и новости. И в связи с этим, журнал «Русский репортёр» - ориентирован на широкие слои населения.
Калористика инфографики в журнале «Эксперт» не пестрит разнообразностью. Поскольку издание деловое и новости в нём в основном экономического характера, касающиеся валютного рынка, недвижимости и т.д. Визуальная коммуникация тут представлена в 4-5 спокойных тонах. Инфографика, в осоновном, представлена в виде таблиц, схем, чертежей. А калористика журнала «Русский репортёр» напротив - довольно яркая и разнообразная. Потому что тематика издания обширная, соответственно и инфографика здесь представлена во всевозможных цветовых вариантах, что придаёт журналу ещё больший интерес, притягивая, таким образом, всё больший круг читателей.



1. Русский репортёр [Электронный ресурс]: информац-аналит., журн. / учредитель ЗАО «Медиахолдинг «Эксперт» - M., 1995. - Еженед. - Режим доступа: rusrep.ru (дата обращения: январь-апрель 2016).
2. Эксперт [Электронный ресурс]: делов-аналит., журн. / учредитель ЗАО «Медиахолдинг «Эксперт» M., 1995. - Еженед. - Режим доступа: expert.ru (дата обращения: январь-апрель 2016).
Литература:
3. Аргументы и факты / учредитель ЗАО «Аргументы и факты» - М., 1987. № 52. (дата обращения 28.03.2016).
4. Артюхин В. В. Стaтиcтичecкaя графика и инфографика: меньше, чем
требуется, больше, чем нужно, и другие проблемы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http ://www. l itres. ru/v-v-artuhin/stati sticheskaya- grafika-i- mfografika-oblasti-primeneniya-aktualnye-problemy-i-kriterii-ocenki/ (дата
oбрaщeния: 29.03.2016).
5. Вартанов А.С. Фотография - документ и образ / А.С. Вартанов. - М.: Планета, 1983. - 271 с.
6. Beceлoв A. «Принцы» и «боги» смерти // Русткий репортёр. 2010. № 46.
С. 38-42.
7. Волкова В.В. Специфика медиадизайна // Becrii. MOCK ун-та. - Сер. 10. Журналистика. - 2014. - №4. - С. 13-16.
8. Галкин С. И. От дизайна «вещей» к дизайну СМИ. Некоторые проблемы промышленного прoeктирoвaния и худoжecтвeннoгo конструирования: учеб. постбие / С. И. Галкин. - M., 2010. С. 25-29.
9. Горбачевский М. ИЗОСТАТ - история визуальной статистики в СССР [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://infographer.ru/izostat-istoriya- vizualnoj-statistiki-v-sssr/ (дата обращения: 02.03.2016).
10. Гутова Ю. Ha золотом крыльце тадели // Русткий репортёр. 2010. № 46.
С. 51-55.
11. Доброва И. Чтопочитать? Или как русские получили награду на Малофее// Инфографёр. 2010. № 34. С. 10-14.
12. Есин Б.И. История русской журналистики // еуагйзйпагоб.гн: Евартист.
2000. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.evartist.narod.ru/text4/10.htm (дата обращения: 05.03.2016).
13. Изo-блoкнoт aгитaтoрa. Иллюcтрирoвaннoe nocotnie для докладов и
бесед к 16-й гoдoвщинe Oктябрьcкoй рeвoлюции. // omskcity.ru. 1933. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http: //www.omskcity. ru/periodika/journal/63 -bloknot-
agitatora.html ?showall=1 &limitstart= (дата обращения: 09.03.2016).
14. История инфографики в России // livejornal.com. 2012. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://slavanekliaev.livejournal.com/966.html (дата обращения: 10.03.2016).
15. Ka^o A. Пулицер: визуализации и русские победы // Ыодгарке.ш: Инфографёр. 2015. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://infographer.ru/pulitser-vizualizatsii-i-russkie-pobedy/ (дата обращения: 21.03.2016).
16. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н.Б. Кириллова - М., 2005. - 448 с.
17. Копосов Г.В. В фокусе - фоторепортер. / Г.В. Копосов, Л.Н. Шерстенников. - М.: Аспект-пресс, 1967. - 190 с.
18. Кокшаров A. Золотые будни // Эксперт. 2010. № 41. С. 20-23.
19. Крам Р. Инфографика. Визуальное представление данных // Р. Крам СПб, 2015. С. 37-41.
20. Лаврентьев А.Н. История дизайна: учеб. по^бие // А.Н. Лаврентьев - Москва, 2007. С. 90-94.
21 Лайкова Я.В. Инфографика в российских СМИ: периодизация и тренды развития // www.mediascope.ru: Медиаскоп. 2015. [Электронный ресурс] /
Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1712 (дата обращения:
15.03.2016).
22. Лаптев В.В. «Изобразительная статистика. Введение в инфографику» //
B. В. Лаптев - СПб., 2012. С. 63-67.
23. Лиcc А.М. Изoбрaзитeльнaя cтaтиcтикa и вeнcкий мeтoд: предисловие / А.М. Лисс, И.П. Иваницкий. - М., СПб.: изд. Игозис, 1932, - 44 с.
24. Луканина M.B. Текст средств массовой информации и кoнвeргeнция.Пoлитичecкaя лингвистика // philology. ru. 2006 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.philology.
ru/linguistics2/lukanina-06.htm (дaтa oбрaщeния: 17.03.2016).
25. Макеенко М.И. Американская журналистика в Интернете / Новые ме-диа и конвергенция. Сборник материалов Третьей летней школы по журнaлиcтикe и мaccoвым коммуникациям / М.И. Макеенко. — М., 2004. - 322 с.
26. Никитенко A.A. Интерактивность, мультимедийность,
гипертекстуальность как детерминирующие типологические признаки сетевых изданий // vestnik.vsu.ru. 2009. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2009/01/2009-0135.pdf 6. (дaтa oбрaщeния: 17.03.2016).
27. Ocтрикoв С.В. Проектно-художественное моделирование инфографики: тeoрeтичecкиe ocнoвы и принципы / С.В. Остриков. - М., 2014, С. 45-57.
28. Ратаопова С.С. Автор мультимедийного текста / С.С. Распопова — Че- ляб., 2012, С. 15-38.
29. Рева Е.К. Особенности инфографики в журналах «Русский репортёр» и «Эксперт» // Е.К. Рева. - Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2011. №23.
C. 219-223.
30. Рубакин Н.А. Ро^ия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Kraccbi //
istmat.info: 2013. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://istmat.info/files/uploads/24767/glava_1 .pdf (дата обращения:
07.03.2016).
31. Рудeрмaн И. Что тaкoe инфoгрaфикa? // colta.ru: 2013. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.colta.ru/articles/specials/1339 (дaтa oбрaщeния: 01.03.2016).
32. Некляев С.Э. «Инфографика: принципы визуaльнoй журнaлиcтики» // С.Э. Некляев . - М.,2010. № 4. С. 53-66
33. Новичков А. Даже Колумбу нужно было прeзeнтoвaть открытия //
metkere.com: 2014. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://metkere.com/2014/07/novichkov.html (дaтa oбрaщeния: 12.04.2016).
34. Семенов Н.Н. Oжидaeмoe и неожиданное // Химия и жизнь. 1965. № 1. С. 7-10.
35. Скoрoбoгaтькo B. B. Нoвыe тeндeнции в оформлении газеты / В.В. Скоробогатько. - М., 2000. С. 32-40.
36. Смирнова Е.А. Инфографика в ^m^e журнaлиcтcких жaнрoв //
cyberleninka.ru: 2012.[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/infografika-v-sisteme-zhurnalistskih-zhanrov (дата обращения: 22.03.2016).
37. Тaрaceвич Г. Человек рaзвитый и не очень // Русский репортёр. 2010. №
46. С. 62-63.
38. Тихонова Е.М. Инфографика в арсенале журналиста современной
российской газеты // cyberleninka.ru: 2012. [Электронный ресурс ] / Режим доступа: http: //cyberleninka.ru/article/n/info grafika-v-arsenale-zhurnalista-
sovremennoy-rossiyskoy-regionalnoy-gazety
39. Тoргaшeв. А.Монстр // Ру^кий рeпoртёр. 2010. № 46. С. 50-57
40. Химия и жизнь. 1965. № 1. С. 32-35.
41. Цыганков . А. Газовый 6OI

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ