МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ ИНТЕРНЕТ-СМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНТЕРНЕТ-СМИ НА
АУДИТОРИЮ 3
1.1. Влияние интернет-среды на человека 6
1.2. Интернет-СМИ в информационном пространстве 14
1.3. Методы и приемы воздействия интернет-СМИ на аудиторию 27
2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ НА
ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛАХ LENTA.RU И MEDUZA.IO 39
2.1. Типологическая характеристика Lenta.ru и Meduza.io 39
2.2. Психологическое воздействие в материалах портала Lenta.ru 46
2.3. Психологическое воздействие в материалах портала Meduza.io 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
Приложение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНТЕРНЕТ-СМИ НА
АУДИТОРИЮ 3
1.1. Влияние интернет-среды на человека 6
1.2. Интернет-СМИ в информационном пространстве 14
1.3. Методы и приемы воздействия интернет-СМИ на аудиторию 27
2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ НА
ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛАХ LENTA.RU И MEDUZA.IO 39
2.1. Типологическая характеристика Lenta.ru и Meduza.io 39
2.2. Психологическое воздействие в материалах портала Lenta.ru 46
2.3. Психологическое воздействие в материалах портала Meduza.io 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
Приложение
СМИ в современном обществе призваны быть одним из средств социализации личности. Усложнение же и ускорение социальных процессов нашего трансформирующегося общества, влияние происходящих общественных
изменений непосредственно на повседневную жизнь личности делают его все
более зависимым от воздействий потока сообщений СМИ, и стимулируют
распространенность применения манипулятивных технологий, осуществляемые через систему средств массовой информации. СМИ интерпретируют мир
для личности, приводят факт вместе с его интерпретацией. Социальная роль
такой манипуляции – производство универсального потребителя, придание
ему мнимого статуса в собственных глазах. Как правило, общество, долгое
время, слепо верящее СМИ, является неискушенным в использовании такого
рода манипуляций, и, не обладая достаточным уровнем грамотности, не может оказать сопротивления им. Парадокс заключается в том, что многие отечественные СМИ (в лице учредителей, журналистов, телеведущих и др., исполняющих их роль), борясь за свободу, лишают ее других, тем самым используя эту человеческую ценность, как средство для манипулирования.
Актуальность исследования обусловлена возрастающим влиянием
интернет-СМИ в современном мире на массовую аудиторию.
Новизна исследования заключается в том, что теоретическую основу
работы составляют последние разработки медиапсихологии, которые использованы для анализа современных средств массовой информации в практической части.
Объект исследования – психологическое воздействие в массовой
коммуникации.
Предмет исследования – методы воздействия интернет-СМИ на массовую аудиторию.4
Цель работы – выявление методов воздействия на аудиторию новостных порталов Lenta.ru и Meduza.io.
Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:
1. охарактеризовать влияние интернет-среды на человека;
2. оценить современное состояние интернет-СМИ;
3. привести классификацию методов и приемов воздействия Интернет-СМИ на аудиторию;
4. дать типологическую характеристику сайтов Lenta.ru и Meduza.io;
5. проанализировать методы воздействия в материалах сайтов Lenta.ru
Meduza.io.
Эмпирическую базу исследования составил контент российских новостных порталов Lenta.ru и Meduza.io за период с февраля по апрель 2016 года.
Теоретическую базу для настоящей работы составили исследования в
области воздействия средств массовой информации на аудиторию, в частности «Формы и методы воздействия СМИ на общественное сознание» А.Е.
Левченко, «Основы воздействия СМИ» Дж. Брайант и С. Томпсон, «Манипуляция сознанием» С.Г. Кара-Мурза и другие.
Методы исследования. В ходе исследования использовались такие
методы, как анализ, описание, сравнение, проработка документов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Возрастает влияние интернет-СМИ на аудиторию, для чего используется большой арсенал методов воздействия. К основным методам эмоционального воздействия, используемых в СМИ, можно отнести сенсационность, внушение, убеждение, управление вниманием и манипуляция. Большинство методов воздействия СМИ на общественное сознание связано с
лингвистическими средствами, которые включают в себя композиционные и
стилистические особенности построения текста, определенный выбор языковых единиц на разных уровнях.5
2. Интернет-СМИ Lenta.ru и Meduza.io имеют схожие специфические методы воздействия на общественное мнение, классификация которых
опирается на такие характеристики, как учредитель издания и степень свободы от властных структур. Из методов воздействия на целевую аудиторию
Lenta.ru использует чаще всего управление вниманием, убеждение, внушение, повторение и метод сенсационности. Также на интернет-портале применяется правильное расположение сюжета в блоке информационных сообщений, а в разделе «главное за сутки» представлены методы дробления и срочности информации.
В своем контакте с аудиторией Meduza.io использует несколько методов эффективного воздействия. В основном, это убеждение, внушение, сенсационность, управление вниманием, использование цвета. В качестве визуальных методов воздействия на аудиторию портал Meduza.io использует
мультимедийные инструменты. Помимо видеоматериалов и фотографий,
можно встретить скриншоты, инфографику, гифы, анимацию. К числу уникальных информационных стратегий Meduza.io относит и «карточный» разбор сложных сюжетов. Так, в разделе «Картотека» редакторы используют
удобные для читательского глаза интерактивные карточки.
Практическая значимость работы состоит в анализе методов воздействия на аудиторию крупных порталов Lenta.ru и Meduza.io и возможности
использования результатов исследования в последующих научных работах.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав – теоретической и практической, заключения и списка
использованной литературы и источников. В первой главе «Теоретические
основы воздействия Интернет-СМИ на аудиторию» рассмотрен теоретический материал на основе прочитанной научной литературы, классифицированы методы воздействия. Вторая глава «Применение методов воздействия
на аудиторию на интернет-порталах Lenta.ru и Meduza.io» посвящена выявлению психологического воздействия в материалах интернет-порталов Meduza.io и Lenta.ru.
изменений непосредственно на повседневную жизнь личности делают его все
более зависимым от воздействий потока сообщений СМИ, и стимулируют
распространенность применения манипулятивных технологий, осуществляемые через систему средств массовой информации. СМИ интерпретируют мир
для личности, приводят факт вместе с его интерпретацией. Социальная роль
такой манипуляции – производство универсального потребителя, придание
ему мнимого статуса в собственных глазах. Как правило, общество, долгое
время, слепо верящее СМИ, является неискушенным в использовании такого
рода манипуляций, и, не обладая достаточным уровнем грамотности, не может оказать сопротивления им. Парадокс заключается в том, что многие отечественные СМИ (в лице учредителей, журналистов, телеведущих и др., исполняющих их роль), борясь за свободу, лишают ее других, тем самым используя эту человеческую ценность, как средство для манипулирования.
Актуальность исследования обусловлена возрастающим влиянием
интернет-СМИ в современном мире на массовую аудиторию.
Новизна исследования заключается в том, что теоретическую основу
работы составляют последние разработки медиапсихологии, которые использованы для анализа современных средств массовой информации в практической части.
Объект исследования – психологическое воздействие в массовой
коммуникации.
Предмет исследования – методы воздействия интернет-СМИ на массовую аудиторию.4
Цель работы – выявление методов воздействия на аудиторию новостных порталов Lenta.ru и Meduza.io.
Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:
1. охарактеризовать влияние интернет-среды на человека;
2. оценить современное состояние интернет-СМИ;
3. привести классификацию методов и приемов воздействия Интернет-СМИ на аудиторию;
4. дать типологическую характеристику сайтов Lenta.ru и Meduza.io;
5. проанализировать методы воздействия в материалах сайтов Lenta.ru
Meduza.io.
Эмпирическую базу исследования составил контент российских новостных порталов Lenta.ru и Meduza.io за период с февраля по апрель 2016 года.
Теоретическую базу для настоящей работы составили исследования в
области воздействия средств массовой информации на аудиторию, в частности «Формы и методы воздействия СМИ на общественное сознание» А.Е.
Левченко, «Основы воздействия СМИ» Дж. Брайант и С. Томпсон, «Манипуляция сознанием» С.Г. Кара-Мурза и другие.
Методы исследования. В ходе исследования использовались такие
методы, как анализ, описание, сравнение, проработка документов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Возрастает влияние интернет-СМИ на аудиторию, для чего используется большой арсенал методов воздействия. К основным методам эмоционального воздействия, используемых в СМИ, можно отнести сенсационность, внушение, убеждение, управление вниманием и манипуляция. Большинство методов воздействия СМИ на общественное сознание связано с
лингвистическими средствами, которые включают в себя композиционные и
стилистические особенности построения текста, определенный выбор языковых единиц на разных уровнях.5
2. Интернет-СМИ Lenta.ru и Meduza.io имеют схожие специфические методы воздействия на общественное мнение, классификация которых
опирается на такие характеристики, как учредитель издания и степень свободы от властных структур. Из методов воздействия на целевую аудиторию
Lenta.ru использует чаще всего управление вниманием, убеждение, внушение, повторение и метод сенсационности. Также на интернет-портале применяется правильное расположение сюжета в блоке информационных сообщений, а в разделе «главное за сутки» представлены методы дробления и срочности информации.
В своем контакте с аудиторией Meduza.io использует несколько методов эффективного воздействия. В основном, это убеждение, внушение, сенсационность, управление вниманием, использование цвета. В качестве визуальных методов воздействия на аудиторию портал Meduza.io использует
мультимедийные инструменты. Помимо видеоматериалов и фотографий,
можно встретить скриншоты, инфографику, гифы, анимацию. К числу уникальных информационных стратегий Meduza.io относит и «карточный» разбор сложных сюжетов. Так, в разделе «Картотека» редакторы используют
удобные для читательского глаза интерактивные карточки.
Практическая значимость работы состоит в анализе методов воздействия на аудиторию крупных порталов Lenta.ru и Meduza.io и возможности
использования результатов исследования в последующих научных работах.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав – теоретической и практической, заключения и списка
использованной литературы и источников. В первой главе «Теоретические
основы воздействия Интернет-СМИ на аудиторию» рассмотрен теоретический материал на основе прочитанной научной литературы, классифицированы методы воздействия. Вторая глава «Применение методов воздействия
на аудиторию на интернет-порталах Lenta.ru и Meduza.io» посвящена выявлению психологического воздействия в материалах интернет-порталов Meduza.io и Lenta.ru.
В ходе нашего исследования мы выяснили, что глобализация создала
совершенно новое информационное пространство - интерактивные социальных медиа, которые оказывают особое воздействие на традиционные и Интернет-СМИ, так как могут дополнять и корректировать информацию, опубликованную крупными изданиями. Новые тенденции не требуют от журналиста обучения новым навыкам, особенного подхода к написанию материалов или несовместимого с нормальной жизнью 24-часового графика работы.
Подобные технические нововведения позволяют расширить функционал сайта, а, следовательно, каждого материала на нем. Такой небезразличный подход – забота об удобстве для пользователя – привлекает аудиторию, цепляет
и удерживает надолго. Для современной журналистики важно осознавать зависимость от потребностей аудитории, которые меняются достаточно часто.
Пробиться через огромные потоки информации к своим читателям бывает
сложно, однако данный процесс обоюдный – людям приходится учиться ориентироваться в огромных потоках информации, чтобы вычленить из нее
нужную и интересную. Именно эта тенденция, на наш взгляд, будет лидировать в ближайшие годы в СМИ. И первый шаг навстречу аудитории через
информационный мусор и шум должны сделать именно средства массовой
информации.
С помощью теоретической базы мы определили, что СМИ употребляют
сравнительно обширный спектр методов влияния на общественное сознание,
в первую очередь можно выделить реформу коммуникативно-содержательной стороны информации и эмоциональное влияние, которые
достигаются преимущественно лингвистическими средствами. Большинство
методов воздействия СМИ на общественное сознание связано с лингвистическими средствами, которые включают в себя композиционные и стилистические особенности построения текста, определенный выбор языковых единиц
на разных уровнях. Это такие методы, как расположение сюжета в блоке информационных сообщений, речевое построение сообщения, искажение информации, фабрикация фактов, утверждение и повторение.
Также можно выделить преобразование коммуникативно-содержательной стороны информации и эмоциональное воздействие – внушение и убеждение, которые достигаются в основном лингвистическими
средствами. Преимущественно, мы рассмотрели реформу коммуникативно-содержательной стороны информации – она связана с фабрикацией фактов,
искажением и утаиванием информации, манипулированием со временем и
местом ее подачи, речевым построением сообщений и управлением вниманием. Помимо этого, существует множество невербальных средств воздействия,
связанных, прежде всего с визуальной информацией, что в большей степени
актуально для Интернет-СМИ.
В нашей работе мы рассмотрели два российских известных и конкурирующих интернет-портала Lenta.ru и Meduza.io. в ходе исследования мы выяснили, что отличительной чертой подачи информации на портале Lenta.ru
является система, разработанная редакцией данного сайта – Лентапедия - база справочно-биографических текстов о людях, организациях, объектах, явлениях и событиях, часто встречающихся в российских новостях. Технология
гиперссылок дает возможность прочитать об интересующей вас теме как
можно больше материалов. Используя данную технологию, авторы проекта
предлагают посетителям под основной частью заметки перейти к другим материалам, схожим по тематике. Портал Lenta.ru использует чаще всего
управление вниманием, убеждение, внушение, повторение и метод сенсационности. Также на интернет-портале применяется правильное расположение
сюжета в блоке информационных сообщений и дробление информации на
темы и подтемы.
В отличии от Lenta.ru Meduza.io применяет несколько другие эффективные методы психологического воздействия – использование цвета, управление вниманием и сенсационность. Также Meduza.io употребляет в своих60
публикациях убеждение, внушение и речевое построение сообщения. В качестве визуальных методов воздействия на аудиторию портал Meduza.io использует мультимедийные инструменты. Помимо видеоматериалов
и фотографий, можно встретить скриншоты, инфографику, гифы, анимацию.
К числу уникальных информационных технологий Meduza.io можно отнести «карточный» разбор сложных сюжетов.
Исходя из вышесказанного, можно заметить, что интернет-портал
Lenta.ru в своих публикациях использует больше методов психологического
воздействия на свою потенциальную аудиторию, нежели конкурирующий
портал Meduza.io. Lenta.ru в том числе, выпускает больше материалов в месяц, чем Meduza.io. В свою очередь, у второго интернет-портала больше визуальных методов воздействия, таких как инфографика, гиды, скриншоты,
картотека, видео и интерактивные фото. Meduza.io воздействует на свою аудиторию новыми проектами и видами визуализации. Также для захвата аудитории использует картотеку, упрощая информацию для читателей. Lenta.ru
употребляет традиционные методы воздействия – внушение, убеждение и
управление вниманием. Однако данное Интернет-СМИ тоже пользуется новыми мультимедиа технологиями, но в меньшей степени, делая упор на текстовую информацию.
совершенно новое информационное пространство - интерактивные социальных медиа, которые оказывают особое воздействие на традиционные и Интернет-СМИ, так как могут дополнять и корректировать информацию, опубликованную крупными изданиями. Новые тенденции не требуют от журналиста обучения новым навыкам, особенного подхода к написанию материалов или несовместимого с нормальной жизнью 24-часового графика работы.
Подобные технические нововведения позволяют расширить функционал сайта, а, следовательно, каждого материала на нем. Такой небезразличный подход – забота об удобстве для пользователя – привлекает аудиторию, цепляет
и удерживает надолго. Для современной журналистики важно осознавать зависимость от потребностей аудитории, которые меняются достаточно часто.
Пробиться через огромные потоки информации к своим читателям бывает
сложно, однако данный процесс обоюдный – людям приходится учиться ориентироваться в огромных потоках информации, чтобы вычленить из нее
нужную и интересную. Именно эта тенденция, на наш взгляд, будет лидировать в ближайшие годы в СМИ. И первый шаг навстречу аудитории через
информационный мусор и шум должны сделать именно средства массовой
информации.
С помощью теоретической базы мы определили, что СМИ употребляют
сравнительно обширный спектр методов влияния на общественное сознание,
в первую очередь можно выделить реформу коммуникативно-содержательной стороны информации и эмоциональное влияние, которые
достигаются преимущественно лингвистическими средствами. Большинство
методов воздействия СМИ на общественное сознание связано с лингвистическими средствами, которые включают в себя композиционные и стилистические особенности построения текста, определенный выбор языковых единиц
на разных уровнях. Это такие методы, как расположение сюжета в блоке информационных сообщений, речевое построение сообщения, искажение информации, фабрикация фактов, утверждение и повторение.
Также можно выделить преобразование коммуникативно-содержательной стороны информации и эмоциональное воздействие – внушение и убеждение, которые достигаются в основном лингвистическими
средствами. Преимущественно, мы рассмотрели реформу коммуникативно-содержательной стороны информации – она связана с фабрикацией фактов,
искажением и утаиванием информации, манипулированием со временем и
местом ее подачи, речевым построением сообщений и управлением вниманием. Помимо этого, существует множество невербальных средств воздействия,
связанных, прежде всего с визуальной информацией, что в большей степени
актуально для Интернет-СМИ.
В нашей работе мы рассмотрели два российских известных и конкурирующих интернет-портала Lenta.ru и Meduza.io. в ходе исследования мы выяснили, что отличительной чертой подачи информации на портале Lenta.ru
является система, разработанная редакцией данного сайта – Лентапедия - база справочно-биографических текстов о людях, организациях, объектах, явлениях и событиях, часто встречающихся в российских новостях. Технология
гиперссылок дает возможность прочитать об интересующей вас теме как
можно больше материалов. Используя данную технологию, авторы проекта
предлагают посетителям под основной частью заметки перейти к другим материалам, схожим по тематике. Портал Lenta.ru использует чаще всего
управление вниманием, убеждение, внушение, повторение и метод сенсационности. Также на интернет-портале применяется правильное расположение
сюжета в блоке информационных сообщений и дробление информации на
темы и подтемы.
В отличии от Lenta.ru Meduza.io применяет несколько другие эффективные методы психологического воздействия – использование цвета, управление вниманием и сенсационность. Также Meduza.io употребляет в своих60
публикациях убеждение, внушение и речевое построение сообщения. В качестве визуальных методов воздействия на аудиторию портал Meduza.io использует мультимедийные инструменты. Помимо видеоматериалов
и фотографий, можно встретить скриншоты, инфографику, гифы, анимацию.
К числу уникальных информационных технологий Meduza.io можно отнести «карточный» разбор сложных сюжетов.
Исходя из вышесказанного, можно заметить, что интернет-портал
Lenta.ru в своих публикациях использует больше методов психологического
воздействия на свою потенциальную аудиторию, нежели конкурирующий
портал Meduza.io. Lenta.ru в том числе, выпускает больше материалов в месяц, чем Meduza.io. В свою очередь, у второго интернет-портала больше визуальных методов воздействия, таких как инфографика, гиды, скриншоты,
картотека, видео и интерактивные фото. Meduza.io воздействует на свою аудиторию новыми проектами и видами визуализации. Также для захвата аудитории использует картотеку, упрощая информацию для читателей. Lenta.ru
употребляет традиционные методы воздействия – внушение, убеждение и
управление вниманием. Однако данное Интернет-СМИ тоже пользуется новыми мультимедиа технологиями, но в меньшей степени, делая упор на текстовую информацию.



