СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ
|
Введение 3
Глава 1. Характеристика школьного географического образования в соответствии с требованиями ФГОС 7
1.1. Требования ФГОС к результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы по географии 7
1.2. Теоретические концепции школьного урока географии 15
1.3. Сравнительная характеристика традиционного, современного и
«фгосовского» уроков 22
Глава 2. Средства обучения как инструмент реализации требований ФГОС.. ..33
2.1. Классификация и функции средств обучения географии 33
2.2. Современные учебно - методические комплексы по географии и приёмы
работы с ними 38
2.3. Приёмы повышения эффективности использования современных
технических средств обучения(ТСО) 52
2.4. Возможности использования школьных геоинформационных систем и их
место в процессе обучения географии (ГИС) 58
Глава 3. Реализация требований ФГОС на уроках географии 67
3.1. Формирование УУД на уроках географии через практическую
деятельность 67
3.2. Подготовка, проведение и результаты современных и фгосовских уроков на практике 76
Заключение 86
Литература 88
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Глава 1. Характеристика школьного географического образования в соответствии с требованиями ФГОС 7
1.1. Требования ФГОС к результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы по географии 7
1.2. Теоретические концепции школьного урока географии 15
1.3. Сравнительная характеристика традиционного, современного и
«фгосовского» уроков 22
Глава 2. Средства обучения как инструмент реализации требований ФГОС.. ..33
2.1. Классификация и функции средств обучения географии 33
2.2. Современные учебно - методические комплексы по географии и приёмы
работы с ними 38
2.3. Приёмы повышения эффективности использования современных
технических средств обучения(ТСО) 52
2.4. Возможности использования школьных геоинформационных систем и их
место в процессе обучения географии (ГИС) 58
Глава 3. Реализация требований ФГОС на уроках географии 67
3.1. Формирование УУД на уроках географии через практическую
деятельность 67
3.2. Подготовка, проведение и результаты современных и фгосовских уроков на практике 76
Заключение 86
Литература 88
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность. Выдающийся советский педагог-новатор, писатель Сухомлинский Василий Александрович подчёркивал, что урок является отражением педагогической и общей культуры учителя, показателем его профессионализма, кругозора, эрудиции.
Урок занимает около 98% учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике. Его авторитет так высок и прочен, что не подвергается сомнению даже самых смелых критиков. Урок служит своеобразным полигоном для проверки разных типов обучения: от догматического и объяснительно - иллюстративного до проблемно - развивающего, подвергаясь воздействию новаторских методов и средств обучения. И если многие из них не выдержали испытания и не способствовали результативности образования, то сомнению подвергался не урок, а те или иные теоретические положения и рекомендации, вытекающие из них. [3]
Урок является основной формой взаимодействия учителя и ученика. По его результатам оценивают педагогическое мастерство учителя, а также уровень подготовки обучающегося. Современный урок - это сложная система взаимосвязанных компонентов, образующих эффективный учебно-воспитательный процесс. Все остальное в школе играет важную вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок - это ступенька в развитии ученика и учителя.
В работе каждого педагога складывается определенная система, стиль - техника работы, ведь, как известно, учитель на уроке это и артист, и психолог, и, прежде всего, навигатор в получении знаний. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого интереса к изучаемому материалу.
География является дисциплиной, позволяющей учащимся узнавать окружающую среду, развить творческий потенциал и возможности индивидуума, помогает сформировать мировоззрение. Способности, таланты имеются у любого ребенка, но без возможности их развития они теряют значение, на место творческого самовыражения приходит процесс угнетения личных дарований, поэтому, одной из задач учителя является руководство деятельностью обучающихся. Методические возможности школьного географического курса безграничны, сложность предмета обусловлена его разнообразием и неограниченностью в выборе методов исследования.
География удивительна тем, что в детстве все переживают периоды увлечения этой наукой. Разница только в том, сможет ли педагог поддержать этот порыв, укрепить его и пронести через школьные годы устойчивый познавательный интерес. Но, к сожалению, в большинстве случаев у учащихся уменьшается интерес к географии. Формируется возрастная периодизация интереса к дисциплине:
- устойчивый интерес к географии и естественным наукам 10 - 13 лет («что вокруг меня?»);
- снижение интереса к учебе в целом 13-15 лет («кто я?» психологический аспект);
- заинтересованность в получении глубоких и прочных знаний по профильным предметам 15 - 18 лет («кем я буду?»).
Анатоль Франс отметил важность нетрадиционной подачи учебного материала: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с
аппетитом». Как молодые, так и опытные педагоги задаются вопросом, как провести необычный, интересный урок? Урок, на который ученики не хотели бы опоздать и не спешили покидать класс со звонком. Как побудить ребят к новым знаниям? Как грамотно скомбинировать приемы и методики, чтобы проводить запоминающийся урок каждый раз?
Цель исследования: рассмотреть особенности современного урока географии в соответствии с требованиями ФГОС, показать возможные пути реализации фгосовских уроков на практике.
Задачи:
- рассмотреть теоретические концепции современного урока географии в соответствии с требованиями ФГОС к освоению общеобразовательных программ по географии;
- сравнить особенности традиционного, современного и фгосовского уроков географии;
- дать комплексную характеристику современных средств обучения как инструмента реализации требований ФГОС;
- раскрыть возможности использования школьных ГИС в процессе обучения географии;
- показать эффективность формирования универсальных учебных действий в процессе проведения уроков, соответствующих требованиям ФГОС.
Объект - урок географии
Предмет - современный и фгосовский уроки географии.
Методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы;
■изучение педагогического опыта;
■наблюдения;
■беседы;
■сравнение;
■тестирование;
■ педагогический эксперимент.
Практическая значимость: заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе учителями географии, поскольку в работе предлагается анализ современных учебно - методических комплексов по географии и приёмы работы с ними, раскрыты возможности использования школьных геоинформационных систем на уроках географии; приведены примеры современных фгосовских уроков.
Научный интерес состоит в том, чтобы изучить многообразие форм и типов уроков, их особенности, а также отобрать наиболее удачные моменты организации уроков для дальнейшего использования в профессиональной деятельности.
Работа над изучаемой темой привела к поиску форм, методов, приёмов, технологий обучения, которые при удачном сочетании позволяют повысить эффективность формирования географических знаний на современном уроке, помогают распознать индивидуальные особенности каждого обучающегося, дают возможность раскрыть свой научный и творческий потенциал.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит введения, 3-х глав, заключения, списка используемой литературы.
Во введении обосновывается выбор данной темы, сформулированы цель и задачи, методы, предмет и объект исследования. В первой главе приведены, задачи современного географического образования, указаны требования ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы по географии, приведены теоретические концепции школьного урока географии, произведено сравнение традиционного, современного и «фгосовского» уроков, выявлено их различие, сильные и слабые стороны. Во второй главе было уделено особое внимание средствам обучения географии, как инструментам реализации требований ФГОС, произведён анализ современных УМК по географии, приведены возможности использования школьных геоинформационных систем в процессе обучения географии. В третьей главе уделено внимание особенностям реализации требований ФГОС ООО в образовательном процессе, сформулировано значение практической деятельности учащихся в формировании УУД, предоставлены результаты педагогического эксперимента. В заключении сформулированы основные выводы, произведён анализ выполненной работы.
Работа содержит 114 стр. текста, таблиц -6, рисунков - 8, диаграмм - 10, приложений - 6.
Урок занимает около 98% учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике. Его авторитет так высок и прочен, что не подвергается сомнению даже самых смелых критиков. Урок служит своеобразным полигоном для проверки разных типов обучения: от догматического и объяснительно - иллюстративного до проблемно - развивающего, подвергаясь воздействию новаторских методов и средств обучения. И если многие из них не выдержали испытания и не способствовали результативности образования, то сомнению подвергался не урок, а те или иные теоретические положения и рекомендации, вытекающие из них. [3]
Урок является основной формой взаимодействия учителя и ученика. По его результатам оценивают педагогическое мастерство учителя, а также уровень подготовки обучающегося. Современный урок - это сложная система взаимосвязанных компонентов, образующих эффективный учебно-воспитательный процесс. Все остальное в школе играет важную вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок - это ступенька в развитии ученика и учителя.
В работе каждого педагога складывается определенная система, стиль - техника работы, ведь, как известно, учитель на уроке это и артист, и психолог, и, прежде всего, навигатор в получении знаний. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого интереса к изучаемому материалу.
География является дисциплиной, позволяющей учащимся узнавать окружающую среду, развить творческий потенциал и возможности индивидуума, помогает сформировать мировоззрение. Способности, таланты имеются у любого ребенка, но без возможности их развития они теряют значение, на место творческого самовыражения приходит процесс угнетения личных дарований, поэтому, одной из задач учителя является руководство деятельностью обучающихся. Методические возможности школьного географического курса безграничны, сложность предмета обусловлена его разнообразием и неограниченностью в выборе методов исследования.
География удивительна тем, что в детстве все переживают периоды увлечения этой наукой. Разница только в том, сможет ли педагог поддержать этот порыв, укрепить его и пронести через школьные годы устойчивый познавательный интерес. Но, к сожалению, в большинстве случаев у учащихся уменьшается интерес к географии. Формируется возрастная периодизация интереса к дисциплине:
- устойчивый интерес к географии и естественным наукам 10 - 13 лет («что вокруг меня?»);
- снижение интереса к учебе в целом 13-15 лет («кто я?» психологический аспект);
- заинтересованность в получении глубоких и прочных знаний по профильным предметам 15 - 18 лет («кем я буду?»).
Анатоль Франс отметил важность нетрадиционной подачи учебного материала: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с
аппетитом». Как молодые, так и опытные педагоги задаются вопросом, как провести необычный, интересный урок? Урок, на который ученики не хотели бы опоздать и не спешили покидать класс со звонком. Как побудить ребят к новым знаниям? Как грамотно скомбинировать приемы и методики, чтобы проводить запоминающийся урок каждый раз?
Цель исследования: рассмотреть особенности современного урока географии в соответствии с требованиями ФГОС, показать возможные пути реализации фгосовских уроков на практике.
Задачи:
- рассмотреть теоретические концепции современного урока географии в соответствии с требованиями ФГОС к освоению общеобразовательных программ по географии;
- сравнить особенности традиционного, современного и фгосовского уроков географии;
- дать комплексную характеристику современных средств обучения как инструмента реализации требований ФГОС;
- раскрыть возможности использования школьных ГИС в процессе обучения географии;
- показать эффективность формирования универсальных учебных действий в процессе проведения уроков, соответствующих требованиям ФГОС.
Объект - урок географии
Предмет - современный и фгосовский уроки географии.
Методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы;
■изучение педагогического опыта;
■наблюдения;
■беседы;
■сравнение;
■тестирование;
■ педагогический эксперимент.
Практическая значимость: заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе учителями географии, поскольку в работе предлагается анализ современных учебно - методических комплексов по географии и приёмы работы с ними, раскрыты возможности использования школьных геоинформационных систем на уроках географии; приведены примеры современных фгосовских уроков.
Научный интерес состоит в том, чтобы изучить многообразие форм и типов уроков, их особенности, а также отобрать наиболее удачные моменты организации уроков для дальнейшего использования в профессиональной деятельности.
Работа над изучаемой темой привела к поиску форм, методов, приёмов, технологий обучения, которые при удачном сочетании позволяют повысить эффективность формирования географических знаний на современном уроке, помогают распознать индивидуальные особенности каждого обучающегося, дают возможность раскрыть свой научный и творческий потенциал.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит введения, 3-х глав, заключения, списка используемой литературы.
Во введении обосновывается выбор данной темы, сформулированы цель и задачи, методы, предмет и объект исследования. В первой главе приведены, задачи современного географического образования, указаны требования ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы по географии, приведены теоретические концепции школьного урока географии, произведено сравнение традиционного, современного и «фгосовского» уроков, выявлено их различие, сильные и слабые стороны. Во второй главе было уделено особое внимание средствам обучения географии, как инструментам реализации требований ФГОС, произведён анализ современных УМК по географии, приведены возможности использования школьных геоинформационных систем в процессе обучения географии. В третьей главе уделено внимание особенностям реализации требований ФГОС ООО в образовательном процессе, сформулировано значение практической деятельности учащихся в формировании УУД, предоставлены результаты педагогического эксперимента. В заключении сформулированы основные выводы, произведён анализ выполненной работы.
Работа содержит 114 стр. текста, таблиц -6, рисунков - 8, диаграмм - 10, приложений - 6.
Каждый урок - сложная система, в которой все компоненты тесно взаимосвязаны между собой и представляют целостный учебно-воспитательный процесс.
Цель работы заключалась в анализе и сравнении различных подходов к обучению географии основной школы с последующим предложением их совершенствования согласно требованиям ФГОС. Данная цель была достигнута путем поиска и анализа информации по изучаемой теме, анализа различных типов уроков, сбора и обработки результатов первой педагогической деятельности, приведения примеров практических работ и целых уроков, допустимых к применению в будущей профессиональной деятельности. Новизна работы заключается в анализе большого числа источников как на русском, так и на английском языках, в приведении примеров использования ГИС в школе и их значении при формировании компетентностей, выведена возрастная периодизация учащихся по уровню устойчивости интереса к предмету.
Сформулированы общие выводы по работе:
1. Современная система образования стремится сделать обучающихся готовыми к различным жизненным ситуациям, так как делается большой упор на формирование универсальных учебных действий и на достижение метапредметных результатов личности;
2. Все современные методы, используемые в образовании имеют истоки от различных этапов развития методики в различные исторические этапы жизни общества;
3. Наибольший интерес у учащихся и наиболее глубокое усвоение материала ими происходит при непосредственном участии на уроке, когда между учителем и учеником происходит диалог;
4. Основное отличие традиционного урока от остальных заключается
в ряде специфических признаков: при знаниевом подходе в обучении, не происходит формирование универсальных учебных действий, отличается постановка цели урока (происходит усвоение знаний и формирование умений, развитие умственных способностей), учитель даёт готовые знания, просит выполнить работу по образцу, учащиеся мало вовлечены в учебный процесс, стиль общения авторитарный (наиболее удачен демократический), скупы по количеству и качеству формы, технологии, методы уроков.
Работа над изучаемой темой привела к поиску форм, методов, приёмов, технологий обучения, которые при удачном сочетании позволяют повысить эффективность формирования географических знаний на современном уроке, помогают распознать индивидуальные особенности каждого обучающегося, дают возможность раскрыть свой научный и творческий потенциал.
В первой главе были указаны требования ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы по географии, приведены теоретические концепции школьного урока географии, произведено сравнение традиционного, современного и «фгосовского» уроков. Во второй главе было уделено внимание средствам обучения географии, как инструментам реализации требований ФГОС, произведён анализ современных УМК по географии, приведены возможности использования школьных ГИС в процессе обучения географии. В третьей главе сформулировано значение практической деятельности учащихся в формировании УУД, предоставлены результаты педагогического эксперимента.
В заключение хочется еще раз отметить высказывание В.А. Сухомлинского: «Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». [8] Ведь урок - это форма реализации взаимодействия педагога и учащегося. По результатам урока судят о мастерстве учителя и степени подготовленности обучающегося. Следовательно, педагогу необходимо добросовестно подходить к выбору и реализации современных требований к урокам, регулярно оценивать и вовремя производить коррекцию полученных знаний.
Цель работы заключалась в анализе и сравнении различных подходов к обучению географии основной школы с последующим предложением их совершенствования согласно требованиям ФГОС. Данная цель была достигнута путем поиска и анализа информации по изучаемой теме, анализа различных типов уроков, сбора и обработки результатов первой педагогической деятельности, приведения примеров практических работ и целых уроков, допустимых к применению в будущей профессиональной деятельности. Новизна работы заключается в анализе большого числа источников как на русском, так и на английском языках, в приведении примеров использования ГИС в школе и их значении при формировании компетентностей, выведена возрастная периодизация учащихся по уровню устойчивости интереса к предмету.
Сформулированы общие выводы по работе:
1. Современная система образования стремится сделать обучающихся готовыми к различным жизненным ситуациям, так как делается большой упор на формирование универсальных учебных действий и на достижение метапредметных результатов личности;
2. Все современные методы, используемые в образовании имеют истоки от различных этапов развития методики в различные исторические этапы жизни общества;
3. Наибольший интерес у учащихся и наиболее глубокое усвоение материала ими происходит при непосредственном участии на уроке, когда между учителем и учеником происходит диалог;
4. Основное отличие традиционного урока от остальных заключается
в ряде специфических признаков: при знаниевом подходе в обучении, не происходит формирование универсальных учебных действий, отличается постановка цели урока (происходит усвоение знаний и формирование умений, развитие умственных способностей), учитель даёт готовые знания, просит выполнить работу по образцу, учащиеся мало вовлечены в учебный процесс, стиль общения авторитарный (наиболее удачен демократический), скупы по количеству и качеству формы, технологии, методы уроков.
Работа над изучаемой темой привела к поиску форм, методов, приёмов, технологий обучения, которые при удачном сочетании позволяют повысить эффективность формирования географических знаний на современном уроке, помогают распознать индивидуальные особенности каждого обучающегося, дают возможность раскрыть свой научный и творческий потенциал.
В первой главе были указаны требования ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы по географии, приведены теоретические концепции школьного урока географии, произведено сравнение традиционного, современного и «фгосовского» уроков. Во второй главе было уделено внимание средствам обучения географии, как инструментам реализации требований ФГОС, произведён анализ современных УМК по географии, приведены возможности использования школьных ГИС в процессе обучения географии. В третьей главе сформулировано значение практической деятельности учащихся в формировании УУД, предоставлены результаты педагогического эксперимента.
В заключение хочется еще раз отметить высказывание В.А. Сухомлинского: «Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». [8] Ведь урок - это форма реализации взаимодействия педагога и учащегося. По результатам урока судят о мастерстве учителя и степени подготовленности обучающегося. Следовательно, педагогу необходимо добросовестно подходить к выбору и реализации современных требований к урокам, регулярно оценивать и вовремя производить коррекцию полученных знаний.
Подобные работы
- Использование космических снимков в изучении климатических процессов на уроках географии (Методика обучения географии, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Новые подходы к планированию и организации урока географии на примере темы “Население России“ 9 класс (Методика преподавания географии, Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Особенности формирования теоретических знаний на уроках географии (Методика преподавания географии, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Организация проведения уроков географии с использованием технологии кластеры в 9 классе (Методика обучения географии, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА
УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии в процессе изучения оценки экологического состояния
Зонального района Алтайского края
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



