ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ . 6
1.1. Категории «социальные проблемы» в современном российском
обществе 6
1.2. Социальные функции телевидения 15
1.3. Социальное конструирование 25
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ОСВЕЩАЕМЫЕ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОГРАММОЙ «ГОРОД» 32
2.1. Телеканал «Эфир - Набережные Челны»: социально-производственные
характеристики 32
2.2. Отражение социальных проблем в программе «Город» 39
2.3. Создание и решение социальных проблем. Рекомендации 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
Телевидение, на данный момент, несмотря на расширение сети пользования интернет, является наиболее популярным видом СМИ. Такое монопольное положение телевидения объясняется многими причинами: оперативностью, образностью, «эффектом присутствия» и т.д. Соответственно, занимая такое положение, телевидение выступает наиболее мощным инструментом влияния на массовое сознание.
Оказывая большое воздействие в силу присущих телевидению «влияющих и формирующих» свойств на характер развития общества и его членов, на их политические, моральные и эстетические критерии, телевизионная журналистика становится существенным фактором социального управления. Необходимость анализа ее сильных и слабых сторон, осуществленных и неосуществленных возможностей, диктуется ее ролью в современном обществе.
Актуальность данной работы обусловлена возможностью выделить и исследовать социальные проблемы и их отражение на телеэкране, изучить влияние телевидения на социальное настроение и поведение людей. При этом стоит отметить, что социальные темы в печатных СМИ хотя и привлекают внимание исследователей, но анализ телевизионного контента в аспекте отражения социальной проблематики, носит эпизодический и локально тематический характер.
Изучением этого вопроса учёные занимались всегда. Эта тема прежде всего связана с такими именами, как Богомоловой Н.Н., Воронцовой Л.В., Герасимовой С.А., Доценко Е.Л., Дьяковой Е.Г., Трахтенбергом А.Д., Хабермасом Ю. Особенностью всех этих исследований является их медиаориентированность, то есть основное внимание уделяется проблеме воздействия канала на аудиторию. На их исследования мы опирались при написании этой работы.
Также теоретической и методологической базой нашей работы стал концептуальные работы по социологии социальной сферы и социальных проблем В.Н Ковалева, О.И. Иванова, Г.И. Осадчей, Ф.И. Шаркова, исследования, посвященные социальному функционированию журналистики И.М. Дзялошинского, Я.Н. Засурского, С.Г. Корконосенко, В.Ю. Малугиной, Г.С. Мельник, В.А. Сидорова, Т.И. Фроловой и др., исследования природы и специфики восприятия телевизионной информации Т.З. Адамьянц, Ж.Бодрийяра, П.Бурдье, И.Климова, Г.В. Кузнецова, С.А. Муратова, А.А. Юровского и др., а также работы, отражающие результаты эмпирических исследований телевизионного контента и методики их проведения, среди них публикации Л.Н. Федотовой. Особо стоит отметить научные исследования в области конструирования социальных проблем и публикации на тему депроблематизации последних И.Г. Ясавеева.
Человек, 2007. С. 27.
Методологической основой нашей работы стал структурно-функциональный метод исследования, применялся системный анализ с учетом принципов выявления структуры излагаемых фактов, их структурирование. В процессе исследования были использованы метод наблюдения, в том числе и включенного наблюдения, контент-анализ отдельной информационной программы, сопоставительный анализ публикаций СМИ на социальные темы.
Научная новизна исследования: в работе впервые дана оценка телевидения как медийного ресурса социальной сферы, обоснована необходимость функционального подхода в отражении проблем социальной сферы. Подход к анализу телевизионных материалов осуществляется с учетом наличия и направленности тем с социальной проблематикой, изучением телевизионного контента.
Научно-практическое значение исследования. Функциональный подход к освещению социальной проблематики обосновывает теоретический статус социальной журналистики как профессиональной идеологии.
Объектом исследования является социальная проблематика в СМИ.
Предмет исследования - формирование позитивного социального настроения в телевизионной информационной программе.
Цель исследования - выявление факторов конструирования и освещения социальной проблематики в программе «Город» на телеканале «Эфир - Набережные Челны».
Задачи:
- определить категории социальной проблематики в современном российском обществе;
- выявить социальные функции телевидения;
- дать характеристику телеканала «Эфир - Набережные Челны»;
- провести сравнительный анализ социальных проблем в информационных выпусках программы «Город»;
- дать рекомендации по совершенствованию подачи социальной информации.
Эмпирической базой исследования являются выпуски телевизионной информационной программы «Город», выходившие в эфире городского телеканала «Эфир - Набережные Челны». Методом сплошной выборки было исследовано 1804 сюжета программы «Город» («Эфир - Набережные Челны») с 01.09.2015 по 30.04.2016, в которых отслеживалась тематика публикаций новостных материалов.
Положения, выдвигаемые на защиту:
1. Социальная проблематика - специфический тематический сегмент в СМИ, сопряженный с процессами самосохранения общества. Отражение проблем социальной сферы требует особых подходов, чуждых манипуляциям и основанных на конструктивном взаимодействии общественных сил.
2. Социальная журналистика является медийным ресурсом социальной сферы: как профессиональная идеология она имеет глубокие традиции на телевидении, и в разные периоды общественно-политической жизни демонстрировала сущностные приоритеты в отражении социальной проблематики.
3. Телевидение, находясь в негласной зависимости от государственных регуляторов, демонстрирует преимущественно формальный, форматный подход к социальной проблематике, ограничивая собственный социальный потенциал.
4. Телевидение, определяя трактовку проблем и характер подачи информации, а также благодаря возможности влиять на объем телевизионного контента, обладает возможность конструировать социальные проблемы.
5. Специфика подачи телевизионной информации и особенности ее восприятия аудиторией позволяют разрешать проблемные ситуации - депроблематизировать.
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что проблемы в обществе и их освещение в СМИ актуальны всегда: люди порой пересматривают даже свои жизненные ценности под воздействием СМИ.
Телеканал «Эфир - Набережные Челны», безусловно, стоит отнести к информационно-социальному каналу: тематика большинства новостных материалов относится к социальным проблемам. Кроме того, благодаря освещению в этом СМИ многие вопросы решаются или, по крайней мере,
сдвигаются с места, - ситуация получает положительное развитие, что можно отнести к позитивному фактору депроблематизации.
Между тем, представление социальных проблем в программе «Город» является типичным для городских телекомпаний, хотя и имеет характерное отличие: наличие рубрики «Перехват», акцентирующей внимание аудитории на происшествия, ДТП, преступления придает информационному продукту яркость, самобытность, драматичность. Это, в конечном счете, вызывает интерес телезрителей, но и провоцирует развитие тревожности у той части аудитории, что склонна к панике.
Смена руководства, произошедшая в 2013 и в 2014 годах, на тематику информационных материалов повлияла несущественно.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что информационная программа «Город» телеканала «Эфир - Набережные Челны» является ярким примером городской социальной журналистики, важным ресурсом в решении социальных проблем и своего рода ориентиром в реальности для ее аудитории. При этом существует явное противоречие: события,
происходящие в обществе, требуют полного, целостного, объективного отражения, а для поддержания увлекательности необходимо постоянное добавления зрелищности и драматургии за счет присутствия в материалах социальной проблематики. Одновременно с этим статус проблемы, возможность ее решения и ее финальное разрешение необходимо строго сочетать, принимая во внимание существующие проблематизирующие и депроблематизирующие факторы. Из этого истекает вывод, что статус проблемы - социальная - порой определяется не ее реальным существованием, сколько количеством упоминаний о ней.
Обобщая всё вышеизложенное, стоит отметить, что столь очевидные противоречия между природными возможностями телевидения и реальной практикой, не учитывают известные эффекты телекоммуникации, либо игнорирует ее мощный социальный потенциал. В контексте социальной проблематики оценка той реальности, что формирует телеэкран, может 57
определяться, исходя из того, как она соотносится с «реальной реальностью», с одной стороны, и с потребностями людей, с другой.
Телеканал «Эфир - Набережные Челны» как пример отечественной социальной тележурналистики обладает богатым и разнообразным опытом работы с социальной проблематикой. При этом социальная информация естественным образом совпадает с переменами в политической и экономической жизни меняется количественно и качественно. Это, безусловно, проявляется в отношении к действенности публикаций, при выборе тем, трактовке событий, в определении героев, использовании творческих технологий, профессиональных техник и т.д. Анализ телевизионной практики показывает, что для всего вышеперечисленного характерно использование оценочных ракурсов, способствующих направительному освещению действительной жизни. Ракурсы подачи информации, критерии ее отбора, совместное действие «журналист-зритель», присутствие социальной перспективы в материалах, позитивное/негативное решение - всё это позволяет канализировать информацию, формируя определенную картину ситуации в социальной сфере. Социальная проблематика является маркером, который выявляет качество реальности в виртуальном телепространстве.
Отслеживая успехи социальной политики, с одной стороны, и фиксируя индивидуальную или коллективную социальную реакцию граждан с другой, коллектив информационной программы «Город» должен стремиться рассматривать процесс производства новостей как процесс конструирования реальности. Потребитель СМИ зачастую не в состоянии проверить достоверность новостей, поэтому вынужден им доверять. Это дает СМИ и телевидению, в частности, неограниченные возможности по созданию в сознании людей «псевдо-картины» мира.
Стоит отметить, что в роли социального героя (как положительного, так и отрицательного) на телеэкране может выступать как власть, так и отдельные социальные группы, профессиональные сообщества, частные лица, что свидетельствует о едином движении сил общества. Вместе с тем, качественный анализ дает возможность проследить отсутствие реального партнерства между властью и человеком, формальную демонстрацию позитивных решений, имитацию социального взаимодействия и игнорирование частной инициативы как ресурса преодоления проблем социальной сферы.
Позитивная и конструктивная направленность социальной журналистики созвучна ожиданиям аудитории и идеологической политике власти в социальной сфере, это приводит к тому, что в настоящее время всё более очевидной становится «невидимая» проблема - подмена решения социальных проблем позитивным информированием.
Для зрителей телеэкран является основным источником информации и познания окружающего мира. Это объясняется тем, что, являясь частью системы социальных отношений человеческого общества, телевидение выполняет такие же функции, как и другие средства массовой коммуникации: помогает распространять информацию, знания, культуру, выступает в качестве инструмента пропаганды, социального регулирования, организации людей и т.д. Но в то же время телевидение обладает недоступными другим средствам массовой коммуникации качествами. На сегодняшний день телевидение прочно утвердилось на первом месте среди других СМИ, опередив их и по масштабам аудитории, и по объему уделяемого ему времени, и по способности концентрации общественного внимания. Столь сильное влияние телевизионных СМИ влечет за собой особую ответственность за настроения в обществе: в нашей работе мы доказали наличие причинно-следственной связи между освещаемыми социальными событиями и социальными проблемами. Освещение происходящего в теленовостях напрямую влияет на социальное настроение, происходящую действительность и общество.
Между тем, стоит еще раз отметить: нагнетание негативного социального настроения возможно лишь при однобокой подаче новостей, при смаковании жестоких подробностей происшествий, отсутствии государственного регулирования либо слабой работе ответственных лиц и т.д. Это ведет к формированию в общественном сознании страхов, представлений о возможности, допустимости и распространенности определенных форм социального поведения, негативизации настроения общества, и даже усвоению новых форм агрессивно-насильственного поведения.
1. Город [информационная телепрограмма] / Телекомпания «Эфир - Набережные Челны». - Набережные Челны. Сентябрь 2015 - апрель 2016. - Ежеднев.
Список литературы
1. Абрамов М. Г. Знак и символ / М. Г. Абрамов. - М.: Человек, 2006. - 85 с.
2. Авцинова Г. И. Гражданское общество в России: проблемы и перспективы // Власть. - 2001. - № 2. - С. 25-28.
3. Адамьянц Т. З. К диалогической коммуникации: от воздействия к взаимодействию / Т. З. Адамьянц. - М.: ИПКРТР, 1999/ - 153 с.
4. Адамьянц Т. З. Мотивационно-целевой анализ телепередачи: (формула успеха телепередачи) / Т. З. Адамьянц. - М.: ИПКРТР, 1994. - 124 с.
5. Алешина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров / И. В. Алешина. - М.: Гном-пресс, 1997. - 256 с.
6. Антипов К. В. Паблик рилейшнз для коммерсантов / К. В. Антипов, Ю. К. Баженов. - М.: Дашков и К, 2000. - 131 с.
7. Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом / В. Г. Афанасьев. - М.: Знание, 1975. - 147 с.
8. Багиров Э. Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды / Э. Г. Багиров. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 120 с.
9. Бакусева М. Б. Российское телевидение и социальное настроение / М.Б. Бакусева. - М.: ИПКРТР, 2005. - 64 с.
10. Бакштановский В. И. Моральный выбор журналист / В. И. Бакшатновский, Ю. В. Согомонов. - Тюмень: Центр прикладной этики, 2002.
- 448 с.
11. Бандура А. Теория социального научения / А. Бандура. - СПб.: Евразия, 2000. - 320 с.
12. Бергер П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Человек. 1995. - 137 с.
13. Бережная М. А. Проблематика социальной сферы в телевизионной журналистике: актуализация позитивного дискурса: дис. д-ра филол. наук: 10.01.10 / М. А. Бережная. - СПб., 2009. - 396 с.
14. Березин В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В. М. Березин. - М.: РИП-Холдинг, 2003. - 112 с.
15. Блохин И. Н. Журналистика в этнокультурном взаимодействии: учеб. пособие для вузов / И. Н. Блохин. - СПб.: Факультет журналистики СПбГУ,
2003. - 178 с.
16. Богомолова Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие вузов / Н. Н. Богомолова. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 191 с.
17. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения / Н. Н. Богомолова. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 127 с.
18. Бодалев А. А. Познание человека человеком: возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты / А. А. Бодалев. - СПб.: Речь, 2005.
- 322 с.
19. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. / Ж. Бодрийяр. - М.: Аспект-пресс, 2006. - 97 с.
20. Борецкий Р. А. Осторожно, телевидение! / Р.А. Борецкий. - М.: Изд-во ИКАР, 2002. - 260 с.
21. Борисов Б. Л. Технология рекламы и РЯ / Б. Л. Борисов. - М.: ФАИР- ПРЕСС, 2001. - 624 с.
22. Брайант Д. Основы воздействия СМИ / Д. Брайант, С. Томпсон. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. - 432 с.
23. Бурдье П. О телевидении и журналистике / П. Бурдье. - М.: Прагматик, 2002. - 206 с.
24. Воронцова Л. В. История и современность информационного противоборства / Л. В. Воронцова. - М.: Радио и связь, 2001. - 112 с.
25. Ворошилов В. В. Маркетинговые коммуникации в журналистике / В. В. Ворошилов. - М.: РИП-Холдинг, 2005. - 115 с.
26. Воскобойников Я. С. Журналист и информация. Профессиональный опыт западной прессы. / Я. С. Воскобойников, В. К. Юрьев. - М:. Искра, 1993. - 126 с.
27. Гаврилов К. Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом / К. Гаврилов. - СПб.: ТИД Амфора, 2007. - 299 с.
28. Герасимова С.А. Телевидение как средство формирования и управления общественным сознанием / С.А. Герасимова. - М.: Человек, 2007. - 158 с.
29. Гессен M. По жизни. Пособие по социальной журналистике. / М. Гессен, М. Назари. - М.: UNISEF, 2002. - 128 с.
30. Гладько А. М. Социальные условия и предпосылки становления общественного телевидения в России / А. М. Гладько. - М.: Искра, 2008. - 138 с.
31. Голядкин Н. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения / Н. Голядкин. - М.: Ваклер, 1996. - 75 с.
32. Гонтмахер Е. Ш. Социальная политика России: уроки 90-х. / Е. Ш. Гонтмахер. - М.: Гелиос АРВ, 2000. - 336 с.
33. Грибакина Э. М. Социальная сфера общества, ее специфика (классообразующий срез) / Э. М. Грибакина. - Екатеринбург.: Изд-во Уральского ун-та, 1992. - 180 с.
34. Грушин Б. А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования / Б. А. Грушин. - М.: Политиздат, 1987. - 368 с.
35. Дзикевич С. А. Эстетика рекламы: Учебное пособие / С. А. Дзикевич. - М.: Гардарики, 2004. - 232 с.
36. Дзялошинский И. М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям / И. М. Дзялошинский. - Москва: Престиж, 2006. - 102 с.
37. Дзялошинский И. М. СМИ, власть и гражданское общество в регионе / И. М. Дзялошинский. - М.: Пульс, 2002. - 44 с.
38. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко. - М.: ЧеРо, 1997. - 344 с.
39. Дубин Б. Масс-медиа и коммуникативный мир жителей России: пластическая хирургия социальной реальности / Б. Дубин. - М.: Человек,
2006. - 85 с.
40. Дьякова Е. Г. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов / Е.Г. Дьякова, А.Д. Трахтенберг. - Екатеринбург: УрО РАН. - 1999. - 126 с.
41. Дэннис Э. Беседы о масс-медиа / Э. Дэннис, Д. Мэррил. - М.: Вагриус, 1997. - 384 с.
42. Егоров В. В. Телевидение России между прошлым и будущим / В. В. Егоров. - М.: Ваклер, 1995. - 129 с.
43. Жебит В. А. Теория коммуникации. Нелинейная коммуникация / В. А. Жебит. - М.: Грошев-дизайн, 2005. - 119 с.
44. Засурский И. И. Масс-медиа второй республики / И. И. Засурский. - М.: МГУ, 1999. - 272 с.
45. Иванов О. И. Введение в социологию социальных проблем / О. И. Иванов. - СПб.: СПбГУ, 2003. - 153 с.
46. Иванян Р. Г. Журналистика и социальная работа: природа и опыт институционального взаимодействия (Россия, конец XX - начало XXI веков): автореф. дис. канд. полит. наук / Р. Г. Иванян. - СПб., 2007. - 28 с.
47. Ищенко Н. В. Проблема наркомании и современные СМИ / Н. В. Ищенко.
- М.: Престиж, 2003. - 128 с.
48. Климов И. А. Телевидение: модальности существования / И. А. Климов. - М.: Человек, 2005. - 114 с.
49. Ковалев В. Н. Социология управления социальной сферой / В. Н. Ковалев. - М.: Человек, 2003. - 162 с.
50. Ковалев П. А. Типологизация телезрителей по жанрово-канальным предпочтениям как способ изучения телеаудитории / П. А. Ковалев. - М.: МосГУ, 2005. - 98 с.
51. Коломиец В. П. Телерекламный бизнес / В. П. Коломиец. - М.: Международный Институт Рекламы, 2001. - 85 с.
52. Корконосенко С. Г. Журналистская информация как фактор и объект социального контроля / С. Г. Корконосенко. - СПб.: Речь, 1999. - 243 с.
53. Корконосенко С. Г. Основы журналистики / С. Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 287 с.
54. Кузнецов Г. В. Журналист на экране / Г. В. Кузнецов. - М.: Искусство, 1985. - 208 с.
55. Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ: учеб. пособие для вузов / Г. В. Кузнецов. - М:. Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 224 с.
56. Кузнецов Г. В. Телевизионная журналистика / Г. В. Кузнецов. - М.: Человек, 1998. - 137 с.
57. Кузнецов Г.В. Семь профессиональных граней журналиста ТВ / Г. В. кузнецов. - М.: ИПКРТР, 2001. - 96 с.
58. Малугина В. Ю. Социальность как свойство журналистики: ожидания и реальность / В. Ю. Малугина. - СПб.: Речь, 2001. - 117 с.
59. Маховская О. И. Телемания: болезнь или страсть / О. И. Маховская. - М.: Искра, 2007. - 137 с.
60. Мельник Г. С. Масс-медиа: психологические процессы и эффекты / Г. С. Мельник. - СПб.: Речь, 1996 - 134 с.
61. Муратов С. А. Телевидение в поисках телевидения: хроника авторских наблюдений / С. А. Муратов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. - 176 с.
62. Муратов С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром: учеб. пособие / С. А. Муратов. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 201 с.
63. Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / М. М. Назаров. - М.: Экономика, 2000. - 135 с.
64. Назаров Н. Пустое множество социальной информации // Пчела. - 2002. - №2. - С. 21-22.
65. Овчаров В. К. Современные социально-экономические условия и здоровье населения // Вестн. Рос. АМН. - 1997. - №1. - С. 51-59.
66. Орлова Л. B. Общественные отношения в социальной сфере / Л. В. Орлова. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 137 с.
67. Осадчая Г. И. Социология социальной сферы: учеб пособие / Г. И. Осадчая. - М.: Инфра-М, 2003. - 216 с.
68. Осипов Г. В. Российская социологическая энциклопедия / Г. В. Осипов. - М.: Искра, 2004. - 436 с.
69. Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации / Г. Г. Почепцов. - М.: Искра, 1998. - 272 с.
70. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов. - М.: Ваклер,
2004. - 138 с.
71. Радаев В. В. Экономическая социология / В. В. Радаев. - М.: Филинъ, 1997. - 156 с.
72. Сидоров В. А. Журналист? Аналитик? Диагност? Контролер?// Сер. 10. Журналистика и социология. - 2000. - № 2. - С. 49-57.
73. Федотова Л. Социология массовой коммуникации: теория и практика / Л. Федотова. - М.: Искра, 1993. - 125 с.
74. Фролова Т. И. Социальная журналистика: профессия и позиция / Т. И. Фролова. - М.: Искра, 2005. - 117 с.
75. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. - М.: АСТ, 2000. - 134 с.
76. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. - М.: Эксмо, 2004. - 448 с.
77. Шариков А. В. Особенности вещания региональных каналов / А. В.
Шариков. - М.: ИЦ «МарТ», 2004. - 150 с.
78. Шарков Ф. К. Основы теории коммуникации / Ф. К. Шарков. - М.: Перспектива, 2002. - 137 с.
79. Юровский А. Я. Телевизионная журналистика / А. Я. Юровский. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 237 с.
80. Юцкова Е. М. Средства массовой информации / Е. М. Юцкова. - М.: Человек, 2000. - 97 с.
81. Ясавеев И. Г. Конструирование «не-проблем»: стратегии
депроблематизации ситуаций // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2006. - № 1. - С. 91 - 102.
82. Ясавеев И. Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации / И. Г. Ясавеев. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. - 200 с.
83. Ясавеев И. Г. Конструкционистский подход к социальным проблемам // Журнал исследований социальной политики. - 2004. - № 4. - С. 533 - 546.
84. Ясавеев И. Г. Социальные проблемы: конструкционистское прочтение. Хрестоматия / И. Г. Ясавеев; Пер. с англ. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та,
2007. - 276 с.
85. Ясавеев И. Г. Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия / И. Г. Ясавеев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2000. - 224 с.